Познавательная активность это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Подходы к пониманию активности познавательной деятельности

В подходах одних исследователей категория активности может сближаться в своем понимании с категорией деятельности; другие рассматривают ее как более широкое понятие.

В наиболее общем виде активность представляет собой способность живых существ производить движения и изменяться под влиянием внутренних и внешних стимулов-раздражителей; специфическая, универсальная форма деятельности, которая характеризуется многообразием собственных проявлений в познавательной, волевой, эмоциональной, личностной сферах.

Познавательная деятельность представляет собой синтез чувственного восприятия, теоретического мышления с практической деятельностью.

Реализация познавательной деятельности осуществляется постоянно на протяжении жизненного пути личности, во всех видах деятельности, при установлении коммуникативного взаимодействия с социальным окружением.

В свою очередь, познавательная активность выступает процессом приобретения знания, постижения закономерностей окружающей социально-природной среды, обусловленным развитием социально исторической практики, результатом которого является формирование нового знания о мире; личностное образование, деятельное состояние, умственное напряжение, волевое усилие, которое проявляется в процессе получения знаний.

Структура познавательной активности

В структуре познавательной деятельности можно выделить следующие компоненты:

  • когнитивный уровень: непроизвольное внимание, наглядно-действенное мышление, зрительно-пространственное восприятие, механическая память;
  • эмоциональный уровень: эмоции, психологические состояния;
  • деятельностный уровень: умения, навыки.

Готовые работы на аналогичную тему

Высокий уровень проявления активности познавательной деятельности имеет несколько значений: выступая как фактор личностного развития, она выступает стимулом для протекания всех мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности, мобилизации творческих сил для решения академических и профессиональных задач, положительно влияет на расширение и углубление системы знаний, служит показателем развития отдельных качеств личности.

Активность в процессах познания выступает неразрывно связанной с самостоятельностью: чем активней личность, тем более самостоятельной выступает она в процессе решения актуальных задач.

Активизация познавательной деятельности невозможна без активизации внимания личности: недостаток или отсутствие внимания не позволяет личности принимать активное участие в процессе реализации деятельности, сдерживает ее активность, негативно влияет на восприятие и интерпретацию условий академической или профессиональной ситуации.

Активизация познавательной деятельности

Управление активностью познавательной деятельности называют активизацией.

Под данным термином понимают длительный процесс побуждения личности к определенным видам деятельности, ориентированный на преодоление пассивных, стереотипных поведенческих паттернов, избегание спада умственной работы.

В процессе обучения активизация познавательной деятельности осуществляется посредством внедрения задач, проблемных ситуаций, направленных на поиск нескольких вариантов возможных решений познавательной задачи, проблемной ситуации; применение самопроверки, анализ собственных познавательных, практических действий.

Таким образом, активность познавательной деятельности выступает необходимым компонентом личностного развития, осуществляясь постоянно в процессе жизнедеятельности индивидуума. Интенсивность протекания познавательных процессов обусловлена личностными особенностями.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 20.09.2021

Екатерина Николаевна Логиновская

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Так, по мнению Леонтьева А. Н. активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [25].

Поддъяков Н. Н. выделяет два типа детской активности : собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым[29].

Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной[29].

Н. Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка : в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д. [29].

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребёнком, продиктована его внутренним состоянием.

Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм[29].

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, т. к. очень тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются :

- ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

- положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

- эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Последние нередко рассматриваются как наиболее диагностичные, однако их использование сопряжено со значительными трудностями[36].

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания : стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев). Познавательная активность 3-5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.

Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т. И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [37].

Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности[31].

Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников[37].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников : раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.

Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка[11].

Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а так же законы их функционирования.

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Информационный час. Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

На сегодняшний день важно, чтобы человек не только потреблял знания, но и умел самостоятельно добывать их. Современное общество выдвигает нестандартные ситуации и требует от учителей широты интереса. Особый вид интереса – интерес к познаниям или познавательная активность. Ее область – это познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

1)определенной, конкретной деятельности индивида;

2)состояния, противоположного пассивности, но это не обязательно активная деятельность, а может быть, всего лишь готовность к деятельности;

3)для обозначения инициативности.

Итак, активность – это деятельность, активность – готовность к деятельности и активность – инициативность. В выделенных вариантах при существенных различиях есть и общая часть, которая обозначается там, где они взаимно пересекаются. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и ее мобилизованность.

Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль.

Проблема развития познавательной активности младших школьников с давних времен находилась в центре внимания. Ведь если учащиеся будут проявлять познавательную активность, то процесс обучения будет проходить более эффективнее. Многие ученые рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.

А.Н. Леонтьев считает, что активность – это понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей.

1) активность (лат. асtives – деятельный) – качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений; социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами; позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с глубокой компетентностью.

2) познавательная активность – качество учебной деятельности учащихся, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно–волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.

В словаре (междисциплинарный) по педагогике под редакцией Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова познавательная активность характеризуется следующим образом: это деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом является физиологической основой познавательной активности. Выделяются три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Если ребенок находится на первом уровне познавательной активности, то должен научиться воспроизводить свои знания или умения при необходимости. Интерпретирующий уровень характеризуется тем, что ученику, имея некоторые знания, необходимо научиться использовать их в новых учебных условиях и исходить от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности близок учащимся, которые усваивают связи между предметами и явлениями, а также пытаются найти для этой цели новый способ.

Еще одно определение познавательной активности представлено в современном словаре по педагогике Е. С. Рапацевича: это свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно– волевых усилий на достижение учебно – познавательной цели.

Н.Н. Поддьяков выделяет два вида детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка – это нестандартная и универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, личностной, волевой. Активность, которая стимулируется взрослым характеризуется тем, что взрослый организует деятельность ребенка, показывает и рассказывает, как необходимо делать. Ребенок в ходе такой действительности получает результаты, определенные взрослым. Действие (или понятие) формируется в соответствии с преждевременно заданными параметрами. Сам процесс происходит без проб и ошибок, а также мучительных поисков и драм.

Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Она характеризуется стремлением к новым, полным и глубоким знаниям, а также к познанию. Если систематически укреплять и развивать познавательную активность, то это становится основой положительного отношения к учению. Характер познавательной активности – поисковый, так как под ее влиянием у детей всегда возникают вопросы, ответы которых они ищут активно и постоянно, но при этом поиск происходит с увлечением. Ученики испытывают радость от удачи, эмоциональный подъем.

Для развития познавательной деятельности ученикам помогает их отзывчивость, готовность воспринимать все, что дает им учитель, природная любознательность, их особая расположенность к усвоению нового.

И понятие активности, и понятие познавательных процессов активно используются в коммуникативном пространстве, однако в научной среде они по сей день являются дискуссионными и многозначными – каждый отдельный автор имеет возможность интерпретировать данные термины в зависимости от собственных взглядов на мир.

Понимание познавательной деятельности и активности

Согласно одной из точек зрения, деятельность и активность имеют характер смежных понятий, но другая группа исследователей резко критикуют такое сопоставление, настаивая на имеющихся существенных различиях данных феноменов.

Определение 1
Активность можно понимать как деятельность, которая отражает в своей основе большое количество личностных показателей. Также под активностью можно подразумевать способность человека действовать в каком-либо формате и меняться, переходить на новый уровень, в ответ на внутренние или внешние стимулы.

Определение 2
Под познавательной деятельностью подразумевается концентрат теоретических аспектов и чувств индивидуума, которые позволяют изучать среду обитания и осознавать внутренние и внешние процессы.

В случае если индивидуумом установлены необходимые коммуникативные связи, становится возможным осуществление процессов познания, реализующихся во множестве проявлений – как с точки зрения постоянной активности на протяжении всей жизни, так и с точки зрения реализации периодических процессов деятельности.

В то же время за счёт активных процессов познания становится возможным не только получение непосредственно знаний, но и приход к пониманию внутренних и внешних процессов, осмыслению закономерностей среды, формирования умственных и волевых показателей, процессу получения знаний, усвоению нормотипических параметров.

Строение активной познавательной деятельности

Познавательная деятельность обладает особым строением, включая в себя:

  • когнитивные характеристики (такие как память, мышление, восприятие и т.д.);
  • эмоциональные характеристики (как сами эмоции, так и связанные с ними состояния);
  • характеристики деятельности (навыки, компетенции и т.д.).

Если уровень познавательной активности высок, то личность обладает способностью активно развиваться интеллектуально, творчески и профессионально. Такая тенденция позволяет не только получать и концентрировать знания, но и развивать их вместе с различными качествами самой личности.

Познавательная активность проявляется не только в процессах обучения и изучения чего-либо, она неразрывно связана с ежедневной и постоянной деятельностью. В этом смысле она выражается посредством качества независимости – человек с высокой активностью познавательных процессов не перекладывает свои задачи на других, а непосредственно решает их самостоятельно.

Ещё один важный компонент познавательных процессов – внимание, отсутствие которого может ограничивать активность личности и блокировать познавательные процессы. Для познания себя и мира важно уметь концентрироваться на чём-либо и предпринимать активные действия для достижения связанных с этим предметом целей. Сосредоточенность и концентрация позволяют динамично и целенаправленно решать свои задачи.

Условия для активизации процессов познания

Определение 3
Активизация – это возможность контролировать познавательную деятельность, характеризующаяся постоянным стимулированием и мобилизацией интеллектуальных ресурсов с целью ухода от стереотипов мышления и стагнации в развитии.

В рамках образовательной деятельности, активизация выражается в планомерной постановке новых задач, рассмотрении спектра решений, использовании методов анализа и самопроверки с целью стимулирования развития познавательных процессов, интеллектуальных способностей и конкретных действий.

Иными словами, под познавательной активностью можно понимать такой уровень личностного развития, который позволяет индивидууму гармонично встраиваться в коммуникационное пространство, решать повседневные задачи и стимулировать собственное развитие. При этом равные усилия могут давать разные результаты за счёт того, что каждая личность обладает собственным уровнем развития и интенсивностью познавательных процессов.

Читайте также: