Позитивизм и его эволюция проблемы языка знака и значения в неопозитивизме кратко

Обновлено: 07.07.2024

Следует отметить, что как философ Б. Рассел не ограничивал круг своих интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.

Другие представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др. тоже внесли значительный вклад в развитие теории познания и философии науки. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. п.

 Постпозитивизм обращается к истории науки;

 По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимосвязи между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии;

 Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

Следует отметить, что как философ Б. Рассел не ограничивал круг своих интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.

Другие представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др. тоже внесли значительный вклад в развитие теории познания и философии науки. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. п.

 Постпозитивизм обращается к истории науки;

 По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимосвязи между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на опыте), как нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии;

 Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Платон и Аристотель

Что такое позитивизм?

Основные идеи позитивизма

Все познания человечества позитивисты разделяли на позитивные (т.е. привязанные к конкретным научным дисциплинам) и идеологические (им необходимо было найти методы для установления должного). Конкретные знания они называли истинными, поскольку их проверка на практике не вызывала затруднений, а знания идеологические относили к разряду познаний, выходящих за пределы истинной оценки. На этом основании ими делался вывод о непризнании наукой любой общественной науки, основанной на субъективных интересах, целях и идеалах.

К основополагающим постулатам описываемого направления относят следующие утверждения:

  • предоставленное философией знание обязано быть точным и обоснованным;
  • в процессе познания следует отдавать предпочтение научному методу, опираясь при этом на достижения, полученные учеными в различных областях науки;
  • главным источником получения знаний является эмпирическое познание;
  • объектом философского исследования должны стать факты, а не вызвавшие их причины;
  • в процессе работы философы не могут опираться на ценностный подход и оценочный характер исследовательской деятельности.

Теперь рассмотрим более подробно каждую из стадий позитивизма и её особенности.

Основатель данного направления, французский философ и социолог О. Конт, в своих взглядах и суждениях основывался на ряде идей эпохи Просвещения, именно они стали фундаментом его теории о бесконечном научном прогрессе. Конт взял на вооружение разработанный энциклопедистами метод по выделению научных дисциплин, осудив использование метафизических методик в сфере получения практических научных знаний.

Указанное направление не входило в конфликт с исходными мировоззренческими принципами и формулами позитивизма в целом, например, неопозитивисты были ярыми сторонниками применения научной методологии в познавательной деятельности. При этом последователи неопозитивизма принципиально противопоставляли философию науке, полагая, что единственным истинным знанием является знание научного характера. Таким образом, неопозитивисты стали самыми радикальными последователями обоснованного сциентизма во всей философии двадцатого века, что обоснованно вызвало немалый интерес к предложенной ими программе в научной среде 20-30-ых гг. Но уже после Второй мировой войны популярность неопозитивизма стала падать, одновременно с этим все больший вес в философии начали набирать ее новые направления, пытавшиеся критиковать сциентистский научный культ тех лет.

Сциентизм — это представление о науке как о единственно верном источнике истины, а все вопросы должны разрешаться исключительно в рамках научного метода.

Однако неопозитивизм является весьма важной и своеобразной стадией эволюции всего позитивистского учения. Неопозитивисты свели основные функции философии не к систематизации научных знаний, как это было до них, а к разработке методик, позволявших анализировать полученные знания. Несомненно, неопозитивисты проявили себя более радикально, нежели их предшественники, особенно в вопросах, касавшихся отказа от привычных ранее способов философского мышления, при этом, их позиция была обоснована реальными запросами теоретического мышления первой половины 20 века.

Постпозитивизм

В 60-70-ых гг. 20 века в философии западных стран начало развиваться направление, получившее название постпозитивизм. По своим идейным и мировоззренческим установкам постпозитивизм продолжал поддерживать связи с неопозитивизмом, однако постпозитивисты отрицали неопозитивистскую интерпретацию основных функций методологического анализа научной деятельности.

Последователи данного направления философии отвергали любые попытки абсолютизации методик логической формализации, также, в отличие от неопозитивистов, они придавали большое значение исследованию истории науки для лучшего понимания ее системы и методологии. Немалое влияние на постпозитивизм оказали идеи Карла Поппера, который еще до Второй мирровой войны огласил собственную концепцию философии науки, близкую позиции неопозитивизма, но активно конкурировавшую с ним в послевоенный период.

Помимо этого, постпозитивисты критиковали радикальный сциентизм, исходивший от неопозитивистов и игнорировавший роли разнообразных форм находящегося за рамками науки сознания в контексте значимости данных форм для науки. Одновременно с этим сторонники постпозитивизма не отказались от свойственной всем позитивистам антиметафизической позиции, но основной задачей философии на данном временном этапе, по их мнению, является лингвистический анализ и исследование естественного языка.

Связь позитивизма с другими научными дисциплинами

Позитивизм - это направление философии. Его основная идея заключается в следующем: надежными и ценными являются исключительно те знания, которые получили в ходе научного познания мира, тогда как все теоретические философские построения являются шаткими и ненадежными. Направление позитивизм сформировалось в XIX-XX веках. В ходе истории это научное течение прошло 4 стадии: “первый”, “второй”, неопозитивизм и постпозитивизм.

Основные положения позитивизма

  • Единственный способ познать и изменить мир - это научные методы;
  • Наука может найти закономерности в процессах природы и жизни социума;
  • Прогресс существует, развитие мира происходит по установленным правилам.

Рис. 1. Сущность позитивизма

Первый позитивизм

Впервые это философское направление сформировалось в 30-40-х годах XIX столетия. Оно противопоставлялось традиционным на тот момент взглядам философии о происхождении всего сущего, принципах существования и т.п.

Важно! Основатель позитивизма - Огюст Конт. Также эту теорию поддерживали французы Э. Литтре и Э. Ренан, англичане Дж. Милль и Г. Спенсер, немцы Я. Молешотт и Э. Геккель, россияне Н. Михайловский, П. Лавров.

Огюст Конт - социолог и философ Франции, который, взяв за основу некоторые идеи эпохи Просвещения, высказал теорию, гласящую, что наука может прогрессировать бесконечно. Он придерживается методов выделения научных дисциплин, которые разработали энциклопедисты. Конт говорил, что любые способы использовать проблематику метафизики к практической науке невозможно, так как наука не нуждается в осмыслении и сама является основой для знания .

Рис. 2. Этапы развития позитивизма

  • детства - теологическая, когда все объясняется с помощью понятия о Боге;
  • юношества - метафизическая - понятие о Боге заменяется абстрактными сущностями (например, “природой”), которые являются неподтвержденными плодами фантазий;
  • зрелости - позитивная - общество достаточно выросло, чтобы понять, что единственное точное знание может дать только наука.

Второй позитивизм

Эта стадия развития позитивизма началась на границе XIX и XX веков. Ее разработали два философа: немец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Течения, которые они создали, получили названия “махизм” и “эмпириокритицизм”. Также приверженец этого направления - французский ученых А. Пуанкаре. Махисты возродили положения Юма и Беркли. Они видят целью философии создание теории научного познания, в отличие обобщения информации разных наук, как говорил Конт. Они развивают “Теорию иероглифов”, в которой предлагают рассматривать понятия науки как знак для емкого описания ощущений.

Рис. 3. Принципы позитивизма

Неопозитивизм

Третьей стадией развития становится неопозитивизм. Также его называют “аналитической философией”. Он сформировался в первых десятилетиях ХХ в. В этой философии сложился ряд отдельных направлений.

Одним из них стал логический позитивизм - основоположники Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн. Они и ряд других ученых создали Венский кружок (сообщество), который издает журнал “Познание”. В нем продвигались идеи логического позитивизма. Также влиятельной была львовско-варшавская школа (К. Твардовский, А. Тарский). В основе их теории лежит проблема эмпирической (практической) осмысленности положений науки. Они говорят о том, что философия - это вид деятельности, цель которого - детальный анализ языков, а не общая теория познания или содержательная наука . Это направление в основу берет принцип верификации, который призывает искать эмпирические подтверждения понятий науки, высказанных в теории, сопоставляя их с конкретными объектами и данными. Основоположники отмечают, что утверждение науки должно подтверждаться опытом, если это не было сделано, значит - оно некорректно. Но так как не все науки могут быть подвержены подобному анализу, ряд ученых отказываются от этой идеи, и создается другое направление позитивизма.

Постпозитивизм

  • жесткого ядра - утверждения, которые нельзя опровергнуть;
  • защитного пояса - служит для охраны ядра от опровержений, но сам может меняться;
  • негативной эвристики - методологические правила, которые определяют, какие пути исследования будут предпочтительнее.

Важно! Лакатос говорил, что программа исследований может развиваться прогрессивно, если ее теоретический рост быстрее, чем эмпирический. По мнению исследователей, концепция Лакатоса более совершенна и продумана.

Рассмотрение проблем и возможностей познания является одной из сквозных проблем философии. Однако в разные эпохи эта проблема приобретает свои особенности и рассматривается с разных точек зрения. В современности это связано, прежде всего, с характерными особенностями развития научно-технической цивилизации, с порожденными ею формами осознания действительности.

Ведущую роль в возникновении и развитии научно-технической цивилизации играла и играет наука. Неоспоримые успехи научного знания, особенно в математике и физике в 19 и 20 веках, не могли остаться незамеченными философами. Более того, последствия были драматичными. В общественном сознании распространилась неоправданно завышенная оценка возможностей науки, культ научного знания. Для многих людей нашего времени вера в науку в значительной степени заменила веру в Бога. Для этих людей наука взяла на себя роль религии, способной дать окончательный ответ на фундаментальные проблемы мира и человеческого существования.

Наука, как одна из ведущих отраслей человеческой деятельности, на протяжении всей своей истории сталкивалась с проблемой своего обоснования. Это нашло отражение в существовании ряда сменяющих друг друга систем взглядов, которые сегодня образуют одну из важнейших отраслей философии — философию науки. Последняя затрагивает вопросы об основаниях науки, целях и стратегиях научного исследования, обосновании критериев оценки и контроля познавательных действий и полученных с их помощью результатов, понимании и оценке основных изменений в науке, демаркации науки и псевдонауки.

Философия сегодня понимается настолько противоречиво и неоднозначно, что невозможно дать однозначное определение. И в то же время это не исключает возможности его классификации в зависимости от интереса к предмету: Онтология, гносеология, аксиология, философия жизни, языка и т.д.; по методу: трансцендентальный, позитивный, феноменологический, герменевтический; по общественно-политическим взглядам: консервативный, леворадикальный, либеральный и т.д.; по другим основаниям: научный, ненаучный, профессиональный, светский, рациональный, нерациональный, секулярный, религиозный и т.д. Мы также не должны отказываться от прежних классификаций, основанных на исторических, культурных, национальных и других различиях. Хотя развитие философии приобрело всемирный характер, тем не менее, влияние национальных и культурно-исторических традиций остается существенным фактором развития современной философии. Как видите, существует множество направлений философии, но я рассмотрю одно направление гражданской философии — позитивизм: основные направления и взгляды философов.

Становление логического позитивизма - Позитивизм и его эволюция

Позитивизм и его эволюция

Суть позитивизма в том, что он, будучи разновидностью эмпиризма, пытается свести научное знание только к непосредственному эмпирическому знанию, воспринимаемому органами чувств. Не случайно подъем позитивизма и возрождение его традиций совпадает с бурным развитием естественных наук.

Позитивизм (лат. positivus — положительный) считает своей главной проблемой вопрос о взаимоотношении философии и науки. Основной тезис позитивизма заключается в том, что истинное (позитивное) знание о реальности может быть получено только посредством конкретных, специфических наук.

1) реальное в противоположность химерическому:

2) полезный в отличие от бесполезного;

3) надежный в отличие от сомнительного;

4) точный в отличие от расплывчатого;

5) организующий в противоположность разрушительному.

Отличительной чертой раннего позитивизма является его попытка учесть общие вопросы мировоззрения (современные неопозитивисты отказались от этой ориентации). Позитивисты сводят позитивную роль философии к разработке и обоснованию классификационных принципов знания, полученных с помощью эмпирических наук. Для них философия — это логический путь, на котором сведены воедино результаты исследований различных научных дисциплин. Поэтому философия отличается от них только степенью обобщения.

Вторая историческая форма позитивизма

Для обоснования своих идей Кант разработал концепцию эволюции знания, согласно которой знание последовательно проходит три стадии в своем развитии: теологическую, метафизическую и позитивную.

В 10-20-х годах. Третья форма позитивизма, неопозитивизм или аналитическая философия, возникла в 10-20-х годах двадцатого века.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В ее основе лежит проблема эмпирической обоснованности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни эпистемологией, ни субстанциональной наукой о какой-либо реальности. Философия — это деятельность по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основан на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), т.е. эмпирического подтверждения утверждений научной теории путем сравнения с наблюдаемыми объектами, чувственными данными и экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют эпистемической ценности и являются ложными. Фактическое суждение называется протоколом или протокольным предложением. Ограничение верифицируемости позже проявилось в том, что универсальные законы науки не сводимы к набору протокольных предложений. Да и сам принцип проверяемости не может быть исчерпан в простой сумме всего опыта.

Проблема содержательности научных высказываний

Проблема содержательности научных высказываний (проблема, резко вставшая, например, в связи с появлением теории относительности), возможность экспериментальной проверки абстрактных теоретических положений, соотношение содержательных и формальных компонентов научной теории (эта проблема приобретает особое значение для современного научного знания в связи с его все большей математизацией и формализацией). В методологии научного исследования, разработанной представителями логического позитивизма, дано описание типов научной теории, выделены и установлены некоторые типы научных определений и объяснений, которые представляют определенную ценность для логико-методологических исследований.

Будучи не только философами, но и логиками, некоторые из представителей логического позитивизма внесли вклад в развитие логического аппарата (логическая семантика — изучение значения, отношений между знаками, т.е. между словами и предложениями и тем, что они обозначают; вероятностная логика), который, хотя и рассматривается ими как средство философского анализа, в целом выходит за рамки философии и может быть включен в сферу специальных научных исследований.

Д. С. Милль, и его позитивизм

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: