Пожар в зимнем дворце кратко

Обновлено: 03.05.2024

Эпохальным событием истории Российской империи можно назвать разрушительный пожар в Зимнем дворце. Это случилось 17 (29) декабря 1837 года. Роковая ошибка в проектировании одной из комнат привела к тому, что сгорело великое множество уникальных творений искусства, восстановление которых невозможно.

Знаменитые интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси оказались в пылу беспощадной стихии. Полностью выгорели 2-й и 3-й этажи Зимнего дворца, многочисленные рукописи и хроники – важнейшие исторические источники по теме восстания декабристов, русско-турецких войн и т.д.

Огонь не помиловал полотна знаменитых художников и предметы быта, которые сейчас представляли бы несравненную ценность для исторической науки. Реставрация дворца заняла два года кропотливой работы мастеров, что неудивительно, ведь пожар продолжался долгие 30 часов.

До катастрофы

Встревоженный персонал вызвал пожарный отряд, чтобы обследовать душник. Все места, откуда проникал дым, были залиты водой из брандспойтов. Но источник возгорания долго не могли установить. Через какое-то время пожарные направились в подвал, где и отыскали первопричину распространения дыма.

Офицеры пожарной службы предположили, что душник в Фельдмаршальском зале и печь во Флигель-адъютантской комнате сообщаются со стояком, где находилось несколько дымоходов. Главный из них – от очага аптекарской лаборатории.


Аптекарская лаборатория находилась в северо-восточном крыле, под Флигель-адъютантской лестницей, в подвале. Здесь варились лекарства для царской семьи. Во время варки температура помещения сильно нагревалась. И кто-то проделал отверстие в кладке трубы, чтобы после окончания смены остатки тепла выветривались естественным образом. Располагалось оно прямо над аптекарским очагом.

Следующим шагом пожарные решили вскрыть паркет вблизи душника. Но не успели они этого сделать, как фальшивая зеркальная дверь около Министерского коридора, рухнула. Пожарных встретило пламя высотой в человеческий рост. И вот огонь уже проник в помещение, заполнив его во всю высоту. Пламя молниеносно охватило хоры, которые находились вверху, и Петровский зал.

Бой с огнем

Пламя было такой мощи, что быстро заняло огромную территорию дворца. Его старались потушить из пожарных труб, но все попытки были тщетны. Все предшествующее время Николай I находился в театре и прибыл как раз к этому моменту. Все ждали от императора окончательных распоряжений.

И они последовали в таком порядке: сперва был вывезен Аничков дворец царских детей, вслед за ним отправились драгоценности и регалии из Бриллиантовой комнаты. Третьим шагом стала эвакуация всего остального, что еще не было охвачено огнем, а после дворец покинули те, кто там находился. И, наконец, по тревоге подняли гвардейцев, чтобы те растянулись в густую цепь вокруг пылающего здания. Это было нужно, чтобы отгородить толпу.


Николай I, по свидетельствам очевидцев, был собран и внушал мужество окружающим. Он самостоятельно руководил выведением людей из дворца, несмотря на то, что находиться там было опасно, и, как император, он мог покинуть место без промедления.

При этом, в его решениях не обошлось без губительных ошибок. Одной из них стал приказ разбить окна на хорах в Фельдмаршальском зале. Задумывалось, что это освободит помещение от дыма и поможет сохранить хоть какие-то находившиеся там ценности.

Но пламя только разошлось от притока кислорода и перекинулось на Невскую анфиладу, где неподалеку располагались царственные покои.

В Зимнем дворце не оказалось ни одной противопожарной стены. Поэтому, бушевавшему пока что внизу огню не было препятствий для попадания на верхние этажи. Трагический итог стал очевиден.

В тушении пожара в Зимнем дворце участвовали и добровольцы, но все усилия были напрасны. К 6 часам утра под воздействием стихии оказался весь дворец. Не обошлось без гибели людей, в частности, пожарных. Позже крестьяне рассказывали, что огонь поднимался на такую высоту, что его было видно за 70 верст от Петербурга. Здание тлело три дня. В это время все спасенное имущество и сами погорельцы находились у Александровской колонны. Чудом удалось отстоять лишь Малый Эрмитаж.

Последствия

Работой по восстановлению интерьеров занимался русский архитектор В.П. Стасов. Им были придуманы и впервые применены новые конструкции перекрытий, которые отличались от предыдущих большей легкостью. Новые крыши изготавливались из огнеупорных материалов, а значительные пролеты залов перекрывались с помощью металлических установок.

Эти разработки принадлежат инженеру М.Е. Кларку, трудившемуся на Александровском заводе. Наравне со В.П. Стасовым для восстановления дворца был приглашен А.П. Брюллов, которому принадлежат новые архитектурные планировки жилых апартаментов и западного крыла. Возвращение императорской семьи домой произошло лишь поздней осенью 1839 г.

После того, как пожар в Зимнем дворце был ликвидирован, началось расследование происшествия. Следственные комиссары во главе с А.Х. Бенкендорфом и А.А. Щербининым установили, что при реконструкции одной из комнат в 1833 г. были допущены ошибки, которые и привели к страшной трагедии.

Зодчий О. Монферран спроектировал новые функциональные перегородки из дерева, которые выполняли роль бутафорских стен. Установлены они были в Фельдмаршальском и Петровском залах.

С течением времени между деревянными и каменными стенами образовался воздушный мешок, в который по причине роковой инженерной погрешности выводились дымовые трубы из подвальных помещений дворца.

Этот проект был лично утвержден императором Николаем I, который считал себя экспертом в области архитектурной мысли. Он вмешивался во все стадии проектировки, и ни одно решение не было принято без его ведома.

Вечером 17 декабря 1837 года в Зимнем дворце начался грандиозный пожар, длившийся более тридцати часов. Он уничтожил все, что могло сгореть во втором и третьем этажах огромного здания. Пожар Зимнего дворца, как отмечали современники, помимо значительных художественных и материальных ценностей уничтожил исторический памятник, неразрывно связанный с различными событиями русской жизни второй половины 18 - первой трети 19 века.

Сегодня вспомним причины трагедии и поговорим о событиях, последовавших за пожаром.

Только теперь выяснилось, что на чердаках дворца нет ни одного брандмауэра. Чтобы преградить огню доступ к личным комнатам царской семьи, солдаты начали носить кирпичи со двора по церковной лестнице и возводить глухие стены в Концертном зале и на чердаке над ним. Но пламя бежало одновременно по стенам, полам, потолкам, по чердаку, охватывая все новые участки. Скоро работа солдат стала бессмысленной; стены поднимались слишком медленно, a огонь уже подступал к Концертному залу.

К полуночи стало ясно, что спасти дворец не удастся. Верхний этаж полыхал вовсю.

Оставалось только спасать то, что могли поднять люди. В различных частях обреченного на гибель здания в эту работу включились Рота дворцовых гренадер и дежурные батальоны гвардейских пехотных полков. Как рассказывает участник события Колокольцов, эти батальоны, вызванные по тревоге, более часа простояли перед дворцом на площади в полном бездействии, ожидая распоряжений растерявшегося начальства, и появились в здании только тогда, когда пламя вспыхнуло над дворцом ослепительно ярким заревом.

Воду начали подвозить бочками от прорубей, устроенных на льду Невы и Зимней канавки.

В то же время гвардейцам было приказано образовать сплошную цепь вокруг горящего здания, не пропуская к нему никого из непрерывно сгущавшейся толпы. Это пространство предназначалось теперь для размещения выносимого из дворца имущества. Скоро на затоптанном снегу выросли беспорядочные груды всевозможных предметов.

Удалось спасти все гвардейские знамена и все портреты, украшавшие Фельдмаршальскую залу и Галерею 1812 года. Из Дворцовой церкви удалось спасти всю ее богатую утварь, великолепную ризницу, образа с дорогими окладами, большую серебряную люстру. Но прежде всего вынесли святые мощи, хранившиеся в церкви. Из Георгиевского зала вынесли императорский трон, в величайшем порядке и без малейших повреждений из Зимнего дворца вынесли императорские регалии и бриллианты.

В три часа ночи император понял, что гвардейцы не успевают вытащить всё из горевшего дворца на площадь, и разрешил пропустить в здание толпившихся на площади зевак. Толпа хлынула во дворец, от которого до груды вещей у колонны тут же выстроились живые цепочки. Эвакуация того, что еще можно было спасти, началась с новой силой. Гора на площади всё росла, теперь её увенчивала клетка с попугаем.

Очевидцы рассказывают: в эту ночь зарево было так велико, что его видели крестьяне окрестных деревень и путники на дорогах за 50-70 верст от столицы.

К 6 часам утра пламя охватило уже весь дворец, и борьба с ним продолжалась только с той стороны, где находился Эрмитаж. Оба существовавшие в то время перехода в музей были разобраны, дверные проемы наглухо заложены кирпичом, так же как и обращенные к дворцу окна конюшни и манежа. Все средства борьбы с пожаром были сосредоточены теперь на этом участке. Созданную таким образом глухую стену, за которой находились сокровища Эрмитажа, непрерывно поливали из брандспойтов.

От Зимнего дворца остались лишь обугленные развалины. В пламени погибли многочисленные произведения искусства и дворцовые архивы, в том числе часть документов следствия по восстанию декабристов.

Еще в первые часы пожара император обнаружил пропажу бриллиантов своей жены. На следующий день выяснилось, что переживал он напрасно: все драгоценности сразу после объявления тревоги вынесла дежурная камер-фрейлина. Как это ни удивительно, но и из груды вещей, сваленных на площади, почти ничего не пропало. Лишь кофейник из императорского сервиза стащил один из гвардейцев. При попытке продать этот артефакт вор был схвачен и подвергся в казарме жестокой порке.

Всего за семь дней декабря перед комиссией прошло сорок свидетелей. Одновременно в том же направлении действовали чиновники гофинтендантской конторы.

В начале 1838 года вице-президент гофинтендантской конторы Щербинин и командир пожарной роты капитан Щепетов были уволены в отставку.

Читайте также: