Поздняя лирика твардовского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: дать обзор жизненного и творческого пути А. Т. Твардовского, показать значение его творчества и общественной деятельности.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

Ход урока.

Всем болям и радостям мира

было открыто его сердце

также, как его поэзия.

Мне кажется что это есть

идеал современного поэта.

Расул Гамзатов


1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: на этом уроке мы познакомимся с творчеством А.Т. Твардовского, его общественной деятельностью.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Основные вехи биографии А.Т. Твардовского.

2.Лирика Александра Твардовского. Стихи последних лет.

Основные вехи биографии А.Т. Твардовского.

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и наград.

Ранние годы

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Льва Толстого и Ивана Никитина.

Творчество писателя

Смерть и наследие

Умер Александр Трифонович Твардовский от рака легких 18 декабря 1971 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.




Именем знаменитого писателя названы улицы в Москве, Воронеже, Новосибирске, Смоленске. В его честь названа школа и установлен памятник в г. Москве.

Лирика Александра Твардовского. Стихи последних лет.

Июль сорок первого года, Кипящее лето войны.

Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Этот месяц был страшен. Было все на кону.

Лежат они, глухие и немые, Под грузом плотной от годов земли — И юноши, и люди пожилые, Что на войну вслед за детьми пошли, И женщины, и девушки-девчонки, Подружки, сестры наши, медсестренки, Что шли на смерть и повстречались с ней…

Поставленные рядом, два эти стихотворения образуют смысловое и эмоционально-лирическое единство. Это своего рода поэтическая дилогия, в которой постигается судьба фронтового поколения, воссоздается его духовный, нравственный портрет. Поэт словно бы предвосхищает судьбы павших:

. зарыт без могилы… Там, куда на поминки / Даже мать не придет, Всем, что было потом, / Смерть меня обделила…

И только здесь, в особый этот миг, Исполненный величья и печали, Мы отделялись навсегда от них: Нас эти залпы с ними разлучали.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…

Изведав жар такой работы, Когда часы быстрей минут, Когда забудешь, где ты, что ты, И кто, и как тебя зовут; Когда весь мир как будто внове И дорога до смерти жизнь.

Радость переживаемой минуты поэт приглушает ироническим обращением к самому себе: «От сладких слез, что наготове,

Стой, говорю: всему помеха — То, что, к перу садясь за стол, Ты страсти мелочной успеха На этот раз не поборол. Ты не свободен был. И даже Стремился славу подкрепить… Прочь этот прах, расчет порочный…

А только б сладить со строкой. А только б некий луч словесный Узреть, не зримый никому, Извлечь его из тьмы словесной И удивиться самому.

И вздрогнуть, веря и не веря Внезапной радости своей, Боясь находки, как потери, Что с каждым разом все больней.

Такая служба твоя, поэт, И весь ты в ней без остатка. — А страшно все же? — Еще бы — нет! И страшно порой, Да — сладко!

Понять свою планиду: Найти себя в себе самом И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, — Он всех основ основа, — Сурово спрашивать с себя, С других не столь сурово.

Все в этом мире — только быть на страже — Полным-полно своей, не привозной, Ничьей и невостребованной даже, Заждавшейся поэта новизной.

А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. — Мне нужно, дорого до слез В итоге — твердое сознанье, Что честно я тянул мой воз. Верно, горшки обжигают не боги, Но обжигают их — мастера!

Домашнее задание.

Конспект урока литературы

Дата 15.05.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: дать обзор жизненного и творческого пути А. Т. Твардовского, показать значение его творчества и общественной деятельности.

Используемая литература:

Учебник. Русский язык и литература. Литература 11 класс. Базовый уровень: учебник/ Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев, О.Б. Марьина и др.- М.: Дрофа, 2018.

Интернет- ресурсы:

Ход урока.

Всем болям и радостям мира

было открыто его сердце

также, как его поэзия.

Мне кажется что это есть

идеал современного поэта.

Расул Гамзатов


1.Организационный этап
Мотивационный модуль.
Формулируется тема урока.

Цель нашего урока: на этом уроке мы познакомимся с творчеством А.Т. Твардовского, его общественной деятельностью.

2.Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

План урока:

1.Основные вехи биографии А.Т. Твардовского.

2.Лирика Александра Твардовского. Стихи последних лет.

Основные вехи биографии А.Т. Твардовского.

Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и наград.

Ранние годы

Родился Александр 8 (21) июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать дома вслух произведения известных писателей Александра Пушкина, Николая Гоголя, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Льва Толстого и Ивана Никитина.

Творчество писателя

Смерть и наследие

Умер Александр Трифонович Твардовский от рака легких 18 декабря 1971 года, и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Именем знаменитого писателя названы улицы в Москве, Воронеже, Новосибирске, Смоленске. В его честь названа школа и установлен памятник в г. Москве.

Лирика Александра Твардовского. Стихи последних лет.

Июль сорок первого года, Кипящее лето войны.

Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Этот месяц был страшен. Было все на кону.

Лежат они, глухие и немые, Под грузом плотной от годов земли — И юноши, и люди пожилые, Что на войну вслед за детьми пошли, И женщины, и девушки-девчонки, Подружки, сестры наши, медсестренки, Что шли на смерть и повстречались с ней…

Поставленные рядом, два эти стихотворения образуют смысловое и эмоционально-лирическое единство. Это своего рода поэтическая дилогия, в которой постигается судьба фронтового поколения, воссоздается его духовный, нравственный портрет. Поэт словно бы предвосхищает судьбы павших:

. зарыт без могилы… Там, куда на поминки / Даже мать не придет, Всем, что было потом, / Смерть меня обделила…

И только здесь, в особый этот миг, Исполненный величья и печали, Мы отделялись навсегда от них: Нас эти залпы с ними разлучали.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…

Изведав жар такой работы, Когда часы быстрей минут, Когда забудешь, где ты, что ты, И кто, и как тебя зовут; Когда весь мир как будто внове И дорога до смерти жизнь.

Радость переживаемой минуты поэт приглушает ироническим обращением к самому себе: «От сладких слез, что наготове,

Стой, говорю: всему помеха — То, что, к перу садясь за стол, Ты страсти мелочной успеха На этот раз не поборол. Ты не свободен был. И даже Стремился славу подкрепить… Прочь этот прах, расчет порочный…

А только б сладить со строкой. А только б некий луч словесный Узреть, не зримый никому, Извлечь его из тьмы словесной И удивиться самому.

И вздрогнуть, веря и не веря Внезапной радости своей, Боясь находки, как потери, Что с каждым разом все больней.

Такая служба твоя, поэт, И весь ты в ней без остатка. — А страшно все же? — Еще бы — нет! И страшно порой, Да — сладко!

Понять свою планиду: Найти себя в себе самом И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, — Он всех основ основа, — Сурово спрашивать с себя, С других не столь сурово.

Все в этом мире — только быть на страже — Полным-полно своей, не привозной, Ничьей и невостребованной даже, Заждавшейся поэта новизной.

А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. — Мне нужно, дорого до слез В итоге — твердое сознанье, Что честно я тянул мой воз. Верно, горшки обжигают не боги, Но обжигают их — мастера!


Мар 7, 2018 | 0 комментариев

Лирика А.Т. Твардовского

Твардовский А.Т. — поэт двадцатого века. Он вошел в литературу как летописец важных событий времени, в котором жил писатель. С ним мы познакомились на уроке, где изучили подробно жизнь Твардовского и его лирику. На уроке мы сделали заключения, где понимаем, вся жизнь автора и все его творчество переплетались тесно с жизнью страны и народа. Каждое его стихотворение, каждая его работа заслуживает внимания, ведь автор поднимает самые разнообразны вопросы, и затрагивает разные темы в своей лирике.

Если говорить об основных мотивах, об особенностях лирики Твардовского и ее тематике, то стоит сказать что его стихотворения разнообразны. Здесь просматриваются и философские мотивы, затрагивает автор и тему малой родины, волнует автора и тема поэта и поэзии, просматриваются и стихотворения о любви. Однако значительное место в работах Твардовского отведено теме войны и памяти в лирике писателя.

Тема войны и памяти в лирике Твардовского

Если остановиться на лирике, где автор поднимает тему памяти, то здесь мы увидим два направления. Твардовский с помощью стихотворений рассказывает читателям, насколько важна память о погибших солдатах, кроме того, писатель отмечает важность семейной памяти, важность рода и той цепочки, что идет от поколения к поколению, но которую так старательно разрушали репрессии.

Если говорить о памяти погибших на войне, то здесь я бы выделила поэму Василий Теркин и стих Я убит подо Ржевом. Если же говорить о важности воспоминаний о своем родстве и корнях, то данная тема хорошо прослеживается в работе Памяти матери, в поэме По праву памяти и во многих других его работах.

Тема войны и памяти в лирике Твардовского

Тематику войны автор впервые затронул, когда стал участником Великой Отечественной, где он работал корреспондентом. Его военная лирика, как хроника жизни на фронте, где автор писал и о подвигах и о быте солдат, где писатель создает образ человека на войне. Автор своим творчеством пытается показать настоящие реалии. Читая работы Твардовского, мы видим его любовь к Родине, его ненависть к врагам. В творчестве писателя чувствуется боль за родную землю, за народ, которому пришлось страдать, перенося бедствия военных лет.

Особенности лирики Твардовского

Особенности лирики писателя в том, что стихи Твардовского написаны глазами очевидца, донося читателям всю правду, искренне и со всей суровостью. Это автор сделал для того, чтобы мы, потомки, знали правду прошлых времен, лучше понимали нравственное величие, которое народ сумел пронести сквозь сложные годы, полные тяжелых испытаний.

Твардовский А.Т. — поэт двадцатого века. Он вошел в литературу как летописец важных событий времени, в котором жил писатель. С ним мы познакомились на уроке, где изучили подробно жизнь Твардовского и его лирику. На уроке мы сделали заключения, где понимаем, вся жизнь автора и все его творчество переплетались тесно с жизнью страны и народа. Каждое его стихотворение, каждая его работа заслуживает внимания, ведь автор поднимает самые разнообразны вопросы, и затрагивает разные темы в своей лирике.

Если говорить об основных мотивах, об особенностях лирики Твардовского и ее тематике, то стоит сказать что его стихотворения разнообразны. Здесь просматриваются и философские мотивы, затрагивает автор и тему малой родины, волнует автора и тема поэта и поэзии, просматриваются и стихотворения о любви. Однако значительное место в работах Твардовского отведено теме войны и памяти в лирике писателя.

Тема войны и памяти в лирике Твардовского

Если остановиться на лирике, где автор поднимает тему памяти, то здесь мы увидим два направления. Твардовский с помощью стихотворений рассказывает читателям, насколько важна память о погибших солдатах, кроме того, писатель отмечает важность семейной памяти, важность рода и той цепочки, что идет от поколения к поколению, но которую так старательно разрушали репрессии.

Если говорить о памяти погибших на войне, то здесь я бы выделила поэму Василий Теркин и стих Я убит подо Ржевом. Если же говорить о важности воспоминаний о своем родстве и корнях, то данная тема хорошо прослеживается в работе Памяти матери, в поэме По праву памяти и во многих других его работах.


Тематику войны автор впервые затронул, когда стал участником Великой Отечественной, где он работал корреспондентом. Его военная лирика, как хроника жизни на фронте, где автор писал и о подвигах и о быте солдат, где писатель создает образ человека на войне. Автор своим творчеством пытается показать настоящие реалии. Читая работы Твардовского, мы видим его любовь к Родине, его ненависть к врагам. В творчестве писателя чувствуется боль за родную землю, за народ, которому пришлось страдать, перенося бедствия военных лет.

Особенности лирики Твардовского

Особенности лирики писателя в том, что стихи Твардовского написаны глазами очевидца, донося читателям всю правду, искренне и со всей суровостью. Это автор сделал для того, чтобы мы, потомки, знали правду прошлых времен, лучше понимали нравственное величие, которое народ сумел пронести сквозь сложные годы, полные тяжелых испытаний.

Лирика А.Т. Твардовского

А какую оценку поставите вы?

Основные темы и идеи лирики А. Т. Твардовского

Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской ли­тературы XX. века. Сама судьба этого чело­века и поэта глубоко символична.

Вместо этой дедовской плесени

Из угла будет Ленин глядеть.

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу…

Написана поэма с той удивительной клас­сической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

— Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50—60-х годов — одна из самых пре­красных страниц русской поэзии XX века. Достаточно сказать, что они выдерживают такое нелегкое для поэта соседство, как стихи А. Ахматовой, Б. Пастернака, а это под силу далеко не каждому, надо быть очень большим художником, чтобы не поте­ряться на таком фоне.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они — кто старше, кто моложе —

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, —

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу…

Поэзия А. Твардовского — это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Александр Трифонович Твардовский. Биографическая справка

Твардовский также занимался переводами белорусских, армянских, украинских поэтов. Теперь Твардовский приезжал в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатали журналы, их одобрительно воспринимала критика.

В 1939 г. он окончил Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) и в том же году его призвали в армию.

После войны Твардовский обращается в своем творчестве к жизни простых людей ‑ как они возрождаются к мирной жизни, восстанавливают то, что было разрушено войной.

Деятельность Александра Твардовского была отмечена многими государственными наградами: в 1939 г. он был награжден орденом Ленина, в 1941 г. Твардовский удостаивается Государственной премии СССР (После этого он еще трижды был ее лауреатом: в 1946, 1947, 1971 гг.).

Твардовский вел большую общественную работу: с 1950 по 1954 год занимал пост секретаря правления Союза писателей СССР. С 1963 по 1968 год Твардовский был вице-президентом Европейского сообщества писателей.

18 декабря 1971 г. Александр Трифонович Твардовский скончался в поселке Красная Пахра в Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Александр Трифонович был женат. В браке родилось двое детей, дочери Валентина и Ольга.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.
В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

В поэзии Твардовского 1950 – 1960-х гг. господствует лирика.

В 1930-е гг. поэт посвящал лирические стихотворения эпизодам своей биографии. В годы войны Твардовский стремился передать в лирике думы и чувства, объединяющие народ. В последующие же десятилетия художник снова говорит о своей биографии, но о таких ее фактах и так, что это становится биографией поколения, выражает его представления о смысле жизни, о чести и совести человека, об отношении его к природе, поэзии и т.п. Такой уровень лирики мы обычно называем философским, имеющим в русской классической поэзии XIX и XX вв. богатую традицию. В ее строй становится и философская лирика Твардовского.

Не знаю, как бы я любил

Весь этот мир, бегущий мимо,

Когда б не убыль прежних сил,

Не счет годов необратимый.

Не знаю, как горел бы жар

Моей привязанности кровной,

Когда бы я не подлежал,

Как все, отставке безусловной.

К концу жизненного пути все продуманное, выверенное всем многотрудным опытом, как завещание жить достойно, отстаивать высокое назначение жизни:

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

Что нужно, чтобы жить с умом?

Понять свою планиду:

Найти себя в себе самом

И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, —

Он всех основ основа, —

Сурово спрашивать с себя,

С других не столь сурово.

Хоть про сейчас, хоть про запас,

Но делать так работу,

Чтоб жить да жить,

Готовым быть к отлету.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

У Твардовского

У Твардовского Наше совещание подходило к концу, когда разошлось известие: стихи Шаферана понравились Твардовскому, он даже коечто отобрал для публикации. Игорь ходил гордый, словно его наградили орденом. Я бы тоже ходил гордый, если бы Твардовский похвалил меня. А

Лирика

Лирика С. Есенина

Лирика С. Есенина Есенин 1918 г. все еще находился во власти своей утопической модели крестьянского обустройства России, и модель эта не соответствовала не только марксистскому и самодержавному канонам, но и канону православному.Еретическая мысль Есенина выразилась с

Творческий путь А. Твардовского

Творческий путь А. Твардовского Твардовский родился в 1910 г. в деревне Загорье Починковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца. До 18 лет он жил в деревне: учился в школе, работал в поле и в кузнице, был секретарем сельской комсомольской

Чистая лирика

Чистая лирика На день рождения известной балерины Татьяны Вечесловой в ее доме собралось сорок — пятьдесят человек гостей. Пришли поздравить именинницу Анна Андреевна Ахматова вместе с Фаиной Георгиевной Раневской, оказавшейся в ту пору в Ленинграде.— Смотрите, что

У Твардовского

У Твардовского Наше совещание подходило к концу, когда разошлось известие: стихи Шаферана понравились Твардовскому, он даже кое-что отобрал для публикации. Игорь ходил гордый, словно его наградили орденом. Я бы тоже ходил гордый, если бы Твардовский похвалил меня. А

41. Снежные барсы: Лирика

41. Снежные барсы: Лирика Интересное все же явление природы — снег! Да-да, самый обычный и вполне привычный снег. Или нет, все же, наверное, отдельная снежинка заслуживает более пристального внимания.Вот в самом деле, вроде банальная снежинка?! А штукенция весьма

Признания Александра Твардовского

Признания Александра Твардовского Великий прозаик — великий поэт… Их давно, как всем кажется, мало что связывает. Но вот Хрущев в 1963 году пригласил к себе на дачу, в Абхазии, большую группу именитых писателей, иностранцев, деятелей Европейского сообщества писателей

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Т. ТВАРДОВСКОГО

Зезенгеймская лирика

Зезенгеймская лирика Образ юного Гёте как замечательного лирика нового типа — это образ уже позднейший. Как ни близок он нам, современникам его он был незнаком. Он нарисован яркими красками позднейшими исследователями и поклонниками. В лирике, посвященной Фридерике,

Краткая летопись жизни и творчества А. Т. Твардовского

Краткая летопись жизни и творчества А. Т. Твардовского 1910, 8 (21) июня. Родился в деревне Загорье Смоленской губернии (сейчас это Починковский район Смоленской области). Отец Тимофей Гордеевич Твардовский, кузнец; мать Мария Митрофановна (урожд. Плескачевская) из рода

ДИНАМИТНАЯ ЛИРИКА

ДИНАМИТНАЯ ЛИРИКА Нынче не взошли мои посевы, Завтра буду проще и сильней. Только многим чужды перепевы Динамитной лирики моей… Злая гарь порохового дыма Мне милее аромата роз! Вот поэтому проходят мимо, Мимо мною вспаханных полос. Ждут освобожденья миллионы Русских

Таежная лирика

Таежная лирика Таежная лирика, или Музей, начавшийся со шкафа Год назад в маленьком селе Бражниково, за триста верст от Омска, усилиями учителей и учеников местной средней школы открылся музей Аркадия Кутилова – поэта, которого теперь называют великим. Он стал знаменит

Читайте также: