Поздняя лирика лермонтова кратко

Обновлено: 30.06.2024

В материалах представленного урока рассказывается о творческой судьбе Михаила Юрьевича Лермонтова, его пейзажно-философской лирике.

План урока:

Краткий рассказ о жизни поэта

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, а судьба трагической. Мальчик появился на свет в Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, офицера в отставке, и его жены Марии Михайловны, единственной наследницы состоятельного дворянского рода. После рождения сына семья переехала в поместье Тарханы Пензенской губернии. Детство Лермонтова было не совсем счастливым, хотя он и рос в роскоши родового имения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевной. Мальчику было три года, когда не стало его матери, которая скончалась от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка настояла на опеке над внуком, принудив его отца отказаться от своих родительских прав. Смерть матери, разлука с отцом развили в мальчике задумчивость, мечтательность, стали причиной глубоких размышлений о семейной драме. С детства он привык чувствовать себя одиноким, жил в мире фантазий и грез. Детские переживания нашли отражение в лирике Лермонтова.

Лермонтов в детстве

Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.

После домашнего образования Лермонтов продолжил учебу в пансионе [1] Московского университета в 1828 г. Спустя два года его зачислили в студенты университета, сначала он учился на нравственно-политическом отделении, после на словесном. В 1832 г. юноша перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую закончил, получив чин корнета [2] .

За крамольное [3] стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.

Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.

Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.

Художественные образы-символы в лирике Лермонтова. Отражение судьбы поэта в его поэтических образах. Основные художественно-выразительные средства

В обращении к тучам используются риторические вопросы, автор задает эти вопросы и самому себе. Риторические вопросы не предполагают ответа, либо ответ содержится в самом вопросе. Такие вопросы употребляются для обострения темы.

Особенности лирики Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.

Словарь

Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.

Корнет – младший офицерский чин.

Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.

Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.

Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.

Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.

Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.

Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.

Эпитет – художественное выразительное определение.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.

Особенности творчества Лермонтова изучаются в средней школе. Сначала учащиеся проходят только стихотворения поэта, затем, в 8 классе, роман "Герой нашего времени", а в 10 классе повторяют пройденный материал. Безусловно, полностью понять творчество этого гениального поэта и прозаика можно только в более взрослом возрасте. Глубокий психологизм его произведений не каждому под силу. Творчество Михаила Лермонтова является также плодотворным полем для работ литературоведов. Ведь в нем очень много различных тонкостей.

Особенности творчества Лермонтова

Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова

Можно сказать, что творчество поэта довольно целостное. В нем трудно выделить какие-либо периоды, изменения в мировоззрении. Однако принято выделять в творчестве Лермонтова ранний и поздний периоды. Границей является написанное им стихотворение, посвященное гибели Пушкина, "Смерть поэта". Вообще, гибель А. С. Пушкина стала для Лермонтова переломным моментом. Теперь он начал ощущать всю ответственность, которая возлагается на него как на преемника первого поэта страны. Итак, все, что написал Михаил Юрьевич до 1837 года, - ранняя лирика, а то, что после, - поздняя.

Особенности творчества Лермонтова раннего периода

Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова - психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

Образ демона в ранней лирике

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

В начале пути Лермонтов опирается на творчество английских романтиков, в частности Джорджа Байрона. У английского поэта также проявлялся образ демона. Творчество ассоциируется романтиками такого толка не как дар, а как проклятие. Юный поэт Лермонтов (и его лирический герой) уверен, что он, как и демон, не сможет никогда найти себе места в этом мироздании. Ведь демон был низвергнут с небес, а на земле люди его не принимают. Теперь он обречен скитаться между двумя мирами, приговорен на вечное одиночество. Образ демона тесно связан с таким поэтическим образом, как буря. Ведь демон, чья стихия "собранье зол", любит роковые бури и страсти. Особенности творчества Лермонтова проявляются и в этом: обычно лирические герои, страдающие и ищущие, стремятся к покою, тихой и мирной жизни. Не таков герой Лермонтова: он хочет жить, чтоб "мыслить и страдать". Спокойная нега не для него, жизнь есть только там, где бушуют страсти. Пример такого мировидения дает нам стихотворение "Парус": "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой".

Поздняя лирика Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса. Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными. Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.

Философская лирика

Такие проблемы всегда интересовали поэта. Но для него философия и психология всегда были неделимы. Своеобразно Лермонтов изображает свое отношение к этому миру и к жизни. Он практически всегда делает это, используя картины природы. В пример можно привести стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива". Очень яркие поэтические образы нашли место в этом лирическом произведении. Растения поэт сравнивает с живыми существами, он чувствует с ними неделимую связь, то, чего он, к сожалению, не чувствует в общении с людьми. Именно в природе Лермонтов находит успокоение, начинает ощущать гармонию в себе. Более того, для него открываются высшие истины ("И в небесах я вижу Бога").

Особенности проблематики творчества Лермонтова

Схожую проблематику имеет одно из последних стихотворений - "Выхожу один я на дорогу". Здесь природа изображена также гармонично, это не отдельно существующие элементы, а целостное мироздание, где "звезда с звездою говорит". Но в этот момент поэт не чувствует успокоения. Ему больно и трудно. Пожалуй, впервые за все творчество он выражает желание покоя. Но тот покой, о котором говорит Лермонтов, отличается от привычного представления. Ведь поэту хочется вечно видеть цветущую природу, ощущать движение ветра и слышать о любви.

Тема поэта и поэзии

Особенности творчества М. Ю. Лермонтова невозможно рассматривать в отрыве от такой темы, как поэзия. Именно в стихах, в которых говорится о творчестве, писательском даре, реализуются основные принципы миросозерцания поэта. Ярким примером является стихотворение "Пророк". В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, на котором остановился когда-то Пушкин: "Бог дал поэту всеведение пророка. Однако если Пушкин надеялся на то, что будет "жечь глаголом сердца людей", Лермонтов, напротив, чувствует отчуждение. Он видит в людях лишь злобу и порок. Он хочет, как и Пушкин, словом достучаться до людей, но ему не удастся это сделать. Ведь люди (непонимающая толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противопоставление поэта и толпы является одной из главных черт поэзии Лермонтова.

Особенности творчества М.Ю. Лермонтова

Анализ поэмы "Мцыри"

В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри - непосвященный монах - всю жизнь чувствовал себя пленником. Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса - олицетворение силы и храбрости. В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова. Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.

Творчество Михаила Лермонтова

Роман "Герой нашего времени"

Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа - Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.

Художественные особенности творчества Лермонтова

В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.

Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже - Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.

особенности творчества лермонтова кратко

Общие выводы

Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.

  1. Тема природы. Она обычно сопряжена с философскими вопросами.
  2. Тема одиночества. В некоторых стихотворениях осложняется мотивом странничества.
  3. Тема поэта и поэзии. Что есть поэтический дар, для чего нужная поэзия, каково значение ее в современном мире.
  4. Тема любви. Она у Лермонтова также окрашена в мрачные тона, любовная лирика включается в тематическую группу стихов об одиночестве.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами. Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора. Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.

Поздняя лирика поэта включает стихотворения глубокого философского содержания, смысл которого – в горьком примирении с окружающей действительностью. Одной из важных тем поздней лирики Лермонтова становится осознание гражданской позиции поэта как высшего творческого предназначения.

Киш-главный герой
Айкига-мать Киша
Клош-Кван-вождь племени
Массук-соплеменик
Ук-Глук-охотник племени
Бим и Боун-два молодых, лучших в поселке охотника

Казаки -патриоты и они очень высоко ставили свое отечество и Родину , они увидели необычайную красоту земли Русской и их зачаровало это все, так сказать

"мастер и Маргарита" - бессмертное произведение Михаила Афанасьевича Булгакова. в основе романа лежит любовь главных героев, непосредственно мастера и Маргариты.
мастер - мужчина средних лет, темноволосый, худощавый, среднего роста. если мы посмотрим на портрет самого Булгакова, то заметим явное сходство между ним и его персонажем. сходство не только внешнее, Булгаков буквально вложил в персонажа частичку себя, например, шелковая шапочка с желтой буквой М, которую вышивала ему Маргарита - реальная вещь. о мастере нам практически ничего не известно, разве что то, что он сам рассказывает Бездомному в психиатрической лечебнице - он был женат, но жену позабыл, не может вспомнить даже ее имени, в один момент выиграл в лотерею очень большую сумму денег, жил в подвале и. писал роман. роман об Иисусе Христе.
Маргарита. о ней известно намного больше. прототипом ее стала последняя жена Булгакова Елена; она же подсказала ему вписать в роман главный женский образ. вообще, если мы пролистаем роман, то практически не найдем там женских имен Маргарита, Гелла, Наташа, Низа, Фрида, - вот, пожалуй, и все женские персонажи, которые можно вспомнить. Маргарита - коренная москвичка, умная, образованная, красивая замужняя женщина. о ее муже также известно мало, единственное, что сказано - это то, что он был, и был богат, потому что Маргарита ни в чем не нуждалась и не работала. но по велению судьбы она однажды повстречала мастера.
"она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы,-рассказывал мастер Бездомному,-желтые цветы! нехороший знак. я пошел за ней по улице, она повернула в переулок и обернулась.у нее было такое одиночество в глазах. " Потом она стала приходить к нему в подвал, шить ему шапку с желтой буквой М, они пекли картошку, веселились. он писал роман. после. роман был дописан. и отвергнут критиками. "Да кто вы такой, чтобы писать роман бо ИИСУСЕ ХРИСТЕ. " мастер заболел. сжег роман и загремел в психиатрическую клинику.
у Маргариты остались лишь обгоревшие страницы рукописи и засушенная роза.
Маргарита - крайне сильная женщина. ради любимого мужчины она продала душу дьяволу (а ведь кто иной Воланд, как не властелин Тьмы?), стала королевой бала Сатаны, предоставила свое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц. все для того, чтобы увидеть мастера. не освободить, не воссоединиться, а просто увидеть. "Гордая женщина!-говорит ей Воланд.- Никогда и ничего не просите! никогда и ничего, особенно у тех. кто сильнее вас. сами предложат и сами всё дадут!" что же мастер? был ли он слаб? не думаю. сила его характера в том. что он не писал Маргарите, не давал ей надежду на то, что он жив,не заставлял ее страдать. жестоко ли это? безусловно, жестоко. но никто не знает, было бы Маргарите лучше, если бы она увидела своего возлюбленного слабым и немощным, неизлечимо больным? сомневаюсь.
что же касается окружающей пошлости. я думаю, это касается тотальной любви москвичей к деньгам и измены Маргариты мужу. в двух словах - "они - люди как люди. любят деньги, но это всегда было. человечество любит деньги, из чего бы те пни были сделаны."(как всегда, устами Сатаны глаголет истина). а что же касается измены Маргариты. тяжелый нравственный вопрос. люди ошибаются, к сожалению, намного чаще чем хотелось бы. маргарита. неизвестно, почему она вышла замуж. неизвестно даже как звали ее мужа! да и сколько она сделала ради любимого! в этом случае, считаю измену вполне оправданной.

1)Дочь Фамусова, молодая девушка Софья Фамусова, влюблена в молодого человека Молчалина.

3)Софья и Чацкий беседуют наедине. Из разговора Чацкий понимает, что Софья влюблена в Молчалина.

4)Вечер заканчивается, гости разъезжаются. В это время к Фамусовым вбегает Репетилов, старый знакомый Чацкого.

Особенность поздних романтических поэм Лермонтова состоит в том, что в них представлены два вида героев – одни стремятся к свободе и непосредственно сталкиваются с действительностью; другие, напротив, обретают бесконечную свободу, но этой свободой тяготятся, поскольку она разъединяет их с естественным миром и не дает ощущения гармонии. Соответственно такому разделению либо мир передается через пытливое постижение героя, либо герой несет в себе противоречия жизни и через частную жизнь просвечиваются мировые проблемы. В поздних поэмах

Если в “Песне про купца Калашникова” личная злая воля представлена в Кирибеевиче, а доброе начало – в Калашникове, то в поэме “Мцыри” герой изначально противоречив – “тюрьма” окружает его внешне и оказывает влияние на его сознание, выступая как физическая немощь, которую он должен преодолеть. В “Демоне” противоречия добра и зла совмещаются в герое поэмы как целостном образе. И. Г. Неупокоева отмечает, что Лермонтов “впервые дает неизвестную до него “трагической поэме” диалектику борьбы

противоположных сил, мыслей и чувств в целостном поэтическом образе”. Тяготение к диалектике мыслей и чувств в целостном образе характерно для позднего романтизма.

Понятно, что это изменяет структуру романтической поэмы, в частности ведет к меньшей зависимости героя от субъективного авторского вмешательства.

Литературная традиция, к которой принадлежит сюжет поэмы “Демон”, уходит в глубь веков. В библейском мифе, легшем в основу легенды, рассказывалось о падшем ангеле, восставшем на бога. Лермонтов обогатил поэму кавказским фольклорным материалом (легенда об Амирани и другие мотивы народной мифологии), он не является в поэме определяющим, а носит второстепенный, подчиненный характер/Для понимания литературной традиции, развиваемой Лермонтовым, кавказская народная мифология дает не очень много.

Скорее она нужна для придания поэме восточного колорита и связана прежде всего с высокой традицией романтизма, поскольку такие мотивы именно в этом качестве присутствовали в русской поэзии.

Облик “естественного человека” – Тамары появляется на фоне столь же естественной природы. Напомним, что и в поэме “Мцыри”, и в поэме “Демон”, причем дважды, воскресает образ девушки с кувшином, идущей за водой к источнику. Таким образом, в художественном плане поэма “Демон” выросла не из кавказского материала, а из русской и мировой поэтической традиции.

Вместе с тем “Демон” существенно отличается от предшествующих ему поэм. В поэме Мильтона “Потерянный рай” Сатана выступает как возвышенный дух. Сатана отважно борется с авторитетом тирана-бога. В этом отношении он выступает прообразом байроновского Люцифера, который также воплощает разрушительное начало.

Однако он наделен и аналитическим умом. Он скорбит по поводу несовершенного мира, устроенного богом, и стремится открыть людям глаза на зло. Эта вторая сторона байроновского Люцифера – аналитическое начало – нашла особенно полное выражение в гетевском Мефистофеле, который довел до совершенства принцип все подвергать циничному скептическому анализу.

Для Мефистофеля нет ничего положительно-ценного. Как злой дух, он способен только к разрушению. В ряду этих образов стоит и лермонтовский Демон.

Одиако он лишен воинственности мильтоновского Сатаны, ему дороги ценности земной жизни, в отличие от Мефистофеля; он проникнут презрением к людям и одновременно испытывает любовную страсть к Тамаре, тогда как байроновский Люцифер жалеет людей и погружен в сферу чистой мысли. Все эти отличия весьма существенны. Демон Лермонтова, по существу, не враждует с богом, хотя богоборческий мотив, несомненно, присутствует в поэме. Поэма движется не сюжетом борьбы Демона с богом, а сюжетом, проистекающим из внутренней трагедии Демона, из его неудовлетворенности собственной позицией.

Трагедия Демона заключена не столько в том, что он отвергнут богом и обречен на одиночество, сколько в том, что в его душу вошло зло и стало управлять им. Борение добра и зла внутри героя составляет движущую пружину сюжета лермонтовской поэмы. Отвергнув бога за созданный им жестокий мир, “где преступленья лишь да казни”, Демон мстит не только богу, но и всему миру злом, презирая земную жизнь за неполное счастье, даваемое людям, и самих людей, обреченных на жалкую и ничтожную жизнь.

Отгородившись от людей, Демон добровольно избрал эгоизм принципом своего существования. Так совершилось внутреннее перерождение героя. Зло стало частью души Демона, и он уже не может приносить людям добро.

Однако те абсолютные идеалы добра, ради которых Демон восстал против бога, продолжают жить в его душе. Они-то и составляют трагическую антитезу злому началу.

Уже в первой картине (“И над вершинами Кавказа…”) Лермонтов выделяет моменты гармонической и одухотворенной жизни природы, где одно явление взаимодействует с другим, образуя нечто дельное: Терек ревел как горный зверь, и птицы, Кружась в лазурной высоте, Глаголу вод его внимали; И золотые облака Его на север провожали; И скалы тесною толпой, Таинственной дремоты полны, Над ним склонились головой, Следя мелькающие волны…”; башни замков сторожат Кавказ. Во втором описании (“И перед ним иной картины…”) гармония и одухотворенность природы переданы в роскошных красках. Однако Демон, последовательно отвергает открывшийся перед ним природный мир:

…но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего. Но кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил; И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.

Разобщенность Демона с естественно-природным миром проистекает из двух начал его души. Лермонтов выделяет в Демоне вечное беспокойство, неукротимый дух познания. Острым сознанием наделен в поэме только главный герой. Природа хотя и одухотворена, но лишена признаков разумности.

Она существует постольку, поскольку не может не существовать. Она замкнута в своей естественной жизни. Демон не задумывается над мировым процессом в целом и над каждым его проявлением. Он символизирует безостановочное движение времени.

Наблюдая земную жизнь, он уже вынес ей свой приговор. Он не увидел на, земле ничего положительно-ценного, ничего этически значимого. Естественная жизнь природы не привлекает его, ибо лишена разумности.

Одухотворенность природы не направлена на познание самой себя: природа ничего не знает о себе. Земная жизнь людей несовершенна.

Скептицизм Демона рождается из неудовлетворенности божьим миром. Этот скептицизм распространяется Демоном и на самого себя. В мире нет ничего вечного: вечным остается лишь движение и познание истины, едва постигнув которую герой сомневается в ее подлинной истинности. Единственная реальность – сомнение и отрицание.

Как инструменты познания они были необходимы в 30-е годы. Но, подвергая все сомнению и отрицанию и убеждаясь в иллюзорности каждой истины, Демон понял, что лишен объективной опоры, которую можно почерпнуть лишь из непосредственной близости к жизни. Демону важно ощутить гармонию и чувственно, и разумно.

Поэтому для него нет другого – пути, кроме приобщения к земной жизни. А так как Демон, как справедливо указано исследователями, не похож на Мефистофеля с его разъедающим скептицизмом, лишенным всяких положительных идеалов, он вынужден обратиться к земной жизни. Именно потому, что герой исходит в своем бесконечном отрицании из положительных идеалов, из жажды абсолютной гармонии, его взор падает на презираемый им грешный мир.

Таким образом, возникновение картин земной жизни, естественной природы мотивировано субъективными причинами, коренящимися во внутреннем мире Демона. Однако за ними нельзя не увидеть объективного смысла – поисков реальной опоры для абсолютного идеала, для оправдания познания, цели и смысла жизни. И тут не последнюю роль играет обращение именно к кавказской природе, олицетворяющей внутренне замкнутую гармоническую жизнь и естественный, простой, “детски” наивный, мир.

Демон выбирает именно Кавказ, дикую и вольную страну, а не цивилизованное общество, ибо хочет причаститься к истокам естественной жизни, к первоосновам человеческого бытия. Его идеалы тоже связаны с гармонической цельностью, с естественностью и непосредственностью. Любопытно, что, созерцая первую картину, Демон остался холоден, но уже вторая, при том же общем гордом презрении, вызвала и новый оттенок – холодную зависть.

Читайте также: