Поздний романтизм в зарубежной литературе 19 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

Социально-историческое развитие романтизма. Влияние французской буржуазной революции на литературу. Заслуги братьев Гримм в истории немецкой культуры. Субъективное возрождение идеализма. Определения личностного направления иррационального познания бытия.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.12.2015
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Зарубежная литература 19 XIX

Основными приметами литературного процесса XIX в. в странах Западной Европы и США явилось формирование и утверждение двух основных направлений в литературе и искусстве - романтизма и реализма - и соответственно двух творческих методов.

романтизма (стремление уйти в иной, идеальный мир);

реализма (попытка проанализировать, а затем изменить этот мир).

Так как эти течения развивались почти одновременно, они наложили друг на друга заметный отпечаток. Особенно это относится к литературе 1-й половины 19 века: творчество многих писателей-романтиков (Вальтер Скотт, Гюго, Жорж Санд) имеет целый ряд реалистических особенностей, тогда как творчество писателей-реалистов (Стендаль, Бальзак, Мериме) нередко окрашено романтизмом. Не всегда бывает легко определить, куда следует отнести творчество того или иного писателя -- к романтизму или реализму. Только во 2-й половине 19 века романтизм окончательно уступает место реализму.

Романтизм связан французской буржуазной революцией 1789 года, с идеями этой революции. На первых порах романтики приняли революцию восторженно и возлагали очень большие надежды на новое буржуазное общество. Отсюда характерная для произведений романтиков мечтательность, восторженность. Однако скоро стало очевидно, что революция не оправдала надежд, возлагавшихся на нее. Люди не получили ни свободы, ни равенства. Огромную роль в судьбах людей стали играть деньги, которые, в сущности, поработили их. Для того, кто был богат, открылись все пути, удел бедняков по-прежнему оставался печальным. Началась страшная борьба за деньги, жажда наживы. Все это вызвало у романтиков жестокие разочарования. Они стали искать новых идеалов -- одни из них обратились к прошлому, начали идеализировать его, другие, наиболее прогрессивные, устремились в будущее, которое им рисовалось чаще всего туманно и неопределенно. Неудовлетворенность настоящим, ожидание чего-то нового, стремление показать идеальные отношения между людьми, сильные характеры -- вот что характерно для писателей-романтиков. Не зная путей, которыми человечество может построить лучшее общество, романтики часто обращались к сказке (Андерсон), горячо интересовались народным творчеством и нередко подражали ему (Лонгфелло, Мицкевич). Лучшие представители романтизма, такие как Байрон, например, призывали к продолжению борьбы, и новой революции.

Реализм в противоположность романтизму интересовался преимущественно сегодняшним днем. Стремясь возможно более полно отразить в своих произведениях действительность, писатели-реалисты создали большие произведения (самым любимым их жанром был роман) со множеством событий и героев. Они стремились отразить в своих произведениях характерные для эпохи события. Если романтики изображали героев, наделенных какими-то остро индивидуальными чертами, героев, резко отличавшихся от окружающих людей, то реалисты, наоборот, стремились наделить своих героев чертами, типичными для множества людей, принадлежавших к тому или другому классу, к той или другой социальной группе. «Реализм предполагает,- писал Ф.Энгельс, -- кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах«Реалисты не призывали к уничтожению буржуазного общества, но они изображали его с беспощадной правдивостью, резко критикуя его пороки, поэтому реализм 19 века принято называть критическим реализмом.

Немецкая литература. Романтизм в германии.

В Германии романтизм начал формироваться в последние годы 18 века и очень скоро стал одним из важнейших направлений в литературе и искусстве.

Вторым этапом немецкого романтизма стало творчество гейдельберских романтиков. Освободительная война против Наполеона сформировала новые идеи, резко отличающиеся от суждений и взглядов йенских романтиков. Теперь на первый план выдвигаются понятия нации, народности и исторического сознания. Это и приводит к возникновению нового романтического движения, своеобразным центром которого стал город Гейдельберг. Там сформировался кружок поэтов и прозаиков, которых привлекало все истинно немецкое (искусство, культура и история).

Развитие английской литературы в 19 веке

В английском романтизме можно выделить 3 основных течения (поколения):

2. революционные романтики - Дж.Г.Байрон, П.-Б.Шелли, Дж.Китс

Развитие французской литературы в 19 веке

Новеллистика проспера мериме

В своих новеллах Мериме пытается воплотить положительный идеал, который он хочет отыскать в народной среде и в странах, еще не испорченных буржуазной цивилизацией (например, на Корсике, в Испании). Однако, в отличие от романтиков, Мериме не идеализирует героев и их уклад жизни. Он объективно изображает героев: с одной стороны, он показывает героические и благородные стороны их характера, с другой - не скрывает их отрицательные стороны, обусловленные их дикостью, отсталостью и нищетой. Таким образом, у Мериме характер героя обусловлен внешней средой. И в этом писатель продолжает традиции реализма. В то же время Мериме отдает дань романтизму, и это проявляется в том, что в центре новелл писателя всегда стоит исключительная сильная личность.

В отличие от романтиков, Мериме подробно не описывает эмоции персонажей. Писатель очень лаконичен и рисует психологию человека, его переживания через внешние приметы - жесты, мимику, поступки. Повествование ведется от лица рассказчика, который делает это небрежно, нехотя, как бы скучая, то есть манера повествования всегда несколько отстраненная.

Композиция новелл всегда очень четкая, логически выстроенная. Как писатель-реалист Мериме изображает не только кульминационный момент, но и рассказывает предысторию событий, дает сжатые, но насыщенные характеристики героев. Контраст в новеллах Мериме проявляется в столкновении реальной действительности и драматичных, необычайных событий, разворачивающихся на фоне этой действительности. Вообще все новеллы построены на контрасте: с одной стороны, человеческие пороки и низменные интересы, а с другой - бескорыстные чувства, понятие о чести, о свободе, о благородстве.

Американская литература 19 века

Творчество О'Генри (наст. имя - Уильям Сидни Портер)

Конец XIX века ознаменовался ощущением конца эпохи. Это связано с тем, что поменялись формы и способы человеческого существования, что повлекло за собой сильнейшее брожение умов. Данное ощущение глубоко проникло в сознание людей. Это стало результатом изменения политической жизни в мире. В политике сформировались константные структуры и способы подчинения человека. Весь мир был разбит на сферы влияния, образовались крупные империи. Стало ясно, что политические деятели в своих решениях не всегда руководствуются этическими нормами и законами справедливости. Поэтому в общественном сознании возникло отрицательное отношение к некоторым военным конфликтам, чего никогда не было в XIX веке. В миропонимании людей стали происходить серьезные изменения, произошел сдвиг в отношении к колонизаторской политике.

Происходит возрождение идеализма, причем не объективного идеализма Гегеля, Шлегеля и Шеллинга, а субъективного, в котором все определяется личностью Философы этого направления отталкиваются от концепции иррационального познания бытия. В частности, Шопенгауэр полагает, что при познании мира разум выступает в качестве препятствия Перелом происходит в творчестве молодых писателей. Происходит пересмотр привычных основ литературы критического реализма, которые сложились в середине XIX века и существуют на протяжении всего XX века

Основными приметами литературного процесса XIX в. в странах Западной Европы и США явилось формирование и утверждение двух основных направлений в литературе и искусстве - романтизма и реализма - и соответственно двух творческих методов.

Подобные документы

Изучение "недетских" проблем жизни и философских концепций бытия в сказках братьев Гримм. Эстетическое осмысление авторами темной стороны человеческого существования. Отражение героев известных сказок в кинематографе, литературе и массовой культуре.

реферат [13,5 K], добавлен 14.03.2015

Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

реферат [21,1 K], добавлен 25.01.2010

Немецкие романтики о любимом жанре - сказках. Начало творческого пути братьев Гримм. "Детские и семейные сказки, собранные и обработанные братьями Гримм", предисловие к первому изданию. Сказители и помощники "братьев-сказочников". Деление сказок на жанры.

реферат [37,2 K], добавлен 06.10.2010

Зарубежная литература и исторические события ХХ века. Направления зарубежной литературы первой половины XX века: модернизм, экспрессионизм и экзистенциализм. Зарубежные писатели ХХ века: Эрнест Хэмингуэй, Бертольт Брехт, Томас Манн, Франц Кафка.

реферат [40,6 K], добавлен 30.03.2011

Определение понятия "сказка". История собирания сказок. Кумулятивные сказки: общая характеристика; композиция; стиль; происхождение. Якоб и Вильгельм Гримм как представители немецкой сказки. Основная заслуга братьев Гримм, их кумулятивные сказки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В зарубежной литературе 19 века выделяются два основных течения: романтизм и реализм. Так как эти течения развивались почти одновременно, они наложили друг на друга заметный отпечаток. Особенно это относится к литературе 1-й половины 19 века: творчество многих писателей-романтиков (Вальтер Скотт, Гюго, Жорж Санд) имеет целый ряд реалистических особенностей, тогда как творчество писателей-реалистов (Стендаль, Бальзак, Мериме) нередко окрашено романтизмом. Не всегда бывает легко определить, куда следует отнести творчество того или иного писателя — к романтизму или реализму. Только во 2-й половине 19 века романтизм окончательно уступает место реализму.

Романтизм связан французской буржуазной революцией 1789 года, с идеями этой революции. На первых порах романтики приняли революцию восторженно и возлагали очень большие надежды на новое буржуазное общество. Отсюда характерная для произведений романтиков мечтательность, восторженность. Однако скоро стало очевидно, что революция не оправдала надежд, возлагавшихся на нее. Люди не получили ни свободы, ни равенства. Огромную роль в судьбах людей стали играть деньги, которые, в сущности, поработили их. Для того, кто был богат, открылись все пути, удел бедняков по-прежнему оставался печальным. Началась страшная борьба за деньги, жажда наживы. Все это вызвало у романтиков жестокие разочарования. Они стали искать новых идеалов — одни из них обратились к прошлому, начали идеализировать его, другие, наиболее прогрессивные, устремились в будущее, которое им рисовалось чаще всего туманно и неопределенно. Неудовлетворенность настоящим, ожидание чего-то нового, стремление показать идеальные отношения между людьми, сильные характеры — вот что характерно для писателей-романтиков. Не зная путей, которыми человечество может построить лучшее общество, романтики часто обращались к сказке (Андерсон), горячо интересовались народным творчеством и нередко подражали ему (Лонгфелло, Мицкевич). Лучшие представители романтизма, такие как Байрон, например, призывали к продолжению борьбы, и новой революции.

Реализм в противоположность романтизму интересовался преимущественно сегодняшним днем. Стремясь возможно более полно отразить в своих произведениях действительность, писатели-реалисты создали большие произведения (самым любимым их жанром был роман) со множеством событий и героев. Они стремились отразить в своих произведениях характерные для эпохи события. Если романтики изображали героев, наделенных какими-то остро индивидуальными чертами, героев, резко отличавшихся от окружающих людей, то реалисты, наоборот, стремились наделить своих героев чертами, типичными для множества людей, принадлежавших к тому или другому классу, к той или другой социальной группе. «Реализм предполагает,- писал Ф.Энгельс, — кроме правдивости деталей, верность передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах«

Реалисты не призывали к уничтожению буржуазного общества, но они изображали его с беспощадной правдивостью, резко критикуя его пороки, поэтому реализм 19 века принято называть критическим реализмом.

Б) Поздний романтизм

Те существенные изменения, которые повлекла за собой для Германии, как и для всей Европы, бурная эпоха наполеоновских и антинаполеоновских войн, внесли новые черты в характер немецкого романтизма. Наряду с дальнейшим развитием романтической традиции, заложенной в деятельности иенских романтиков, важнейшую роль здесь сыграла антинаполеоновская освободительная борьба 1806-1813 гг. Теоретические искания, философско-эстетические проблемы, столь насыщавшие поиски ранних романтиков, отходят теперь на задний план. Поздний романтизм вступает в этап более конкретного художественного мышления, отражая при этом общую тенденцию романтизма к охвату объективных явлений действительности. Одним из центральных акцентов становится национальная немецкая традиция, связанная с патриотическим подъемом национального самосознания немецкого народа в борьбе [54] с иноземной оккупацией. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру, черпая из сокровищницы национальных легенд, сказаний, песен. Опираясь на народную песенную традицию, полное обновление и необычайный расцвет в творчестве Брентано, Мюллера, Эйхендорфа, Гейне, Уланда, Шамиссо переживает немецкая лирика. Блестящее развитие в творчестве получает традиция немецкой новеллистики, восходящая к произведениям раннего Тика.

Вместе с тем национальная ориентация нередко влекла за собой националистические тенденции, идеализацию феодальных пережитков, идею своеобразной феодально-патриархальной народности.

Поздние романтики Клеменс Брентано и Ахим фон Арним составили ядро кружка, получившего название Гейдельбергских романтиков. Близки к ним были братья Якоб и Вильгельм Гримм и Й. Эйхендорф.

Еще более весомым был вклад Брентано в развитие немецкой лирики. Его заслуга в этой области заключается в том, что, подхватив начинания штюрмеров, он обогатил немецкую поэзию элементами фольклора. Романтическая реформа немецкого стиха, начало которой положил Брентано, конечно, в значительной мере лишила немецкую лирику широты общественного содержания, направленной философской насыщенности (со временем эти утраты будут восполнены уже в романтической поэзии Гейне). Но взамен этого немецкая поэзия станет проще, демократичнее, доступнее широкому кругу читателей, усилится ее национальная ориентация.

Во многих чертах своей лирики Брентано - типично романтический поэт. В частности, он исключительно субъективен, стихи его носят глубоко личностный характер, что ощущается порой даже там, где сильное звучание получает объективно-повествовательное народное балладное начало. Не случайно почти вся ранняя лирика его - лирика любовная. Но как дисгармоничны общественные отношения, так лишена гармонии и любовь. Вместе с радостью она неизбежно несет в себе и страдания, ласки возлюбленной изменчивы и непостоянны. В целом ряде любовных стихотворений Брентано возникает иррациональная трактовка любви.

По мере того как в своем поэтическом видении мира Брентано все больше отходит от иенцев, он стремится активнее насыщать свою лирику народными мотивами, все шире использует приемы национального немецкого фольклора. Среди стихотворений Брентано, написанных в фольклорной традиции, следует особо отметить "Лорелею" - песню, которую в конце романа "Годви" поет главная героиня Виолетта. Не имея прямого источника в народной поэзии, являясь полностью плодом фантазии Брентано, песня эта тем не менее породила самостоятельную романтическую легенду, органически вписывающуюся в национальную немецкую культуру. Став неким символом романтической лирики, "Лорелея" Брентано создала даже определенную поэтическую традицию в немецком романтизме, но основе которой возник поэтический шедевр европейского романтизма - бессмертная "Лорелея" Гейне.

Влияние Брентано на последующее развитие романтической лирики в Германии связано не только с его личной творческой деятельностью как поэта, но и с собиранием немецких народных песен, которому вместе со своим другом Арнимом он отдал много сил. В сборник народных стихов, песен и баллад "Волшебный рог мальчика" (1806-1808) вошли материалы, относящиеся к XVI-XVIII столетиям, включающие кроме непосредственных источников и некоторые авторские стихотворения ряда известных немецких поэтов той поры, и целый ряд оригинальных стихотворений самого Брентано.

Не будучи плодом строго научной фольклористики, "Волшебный рог мальчика" достиг своей основной цели: он дал читателю широкое представление о высоких эстетических достоинствах общественного сознания немецкого народа. И сделано это было в ту пору, когда вопрос о национальном единстве был для Германии одним из самых актуальных общественно-политических вопросов.

Однако следы определенной предвзятости в подборе песен "Волшебного рога" вполне ощутимы. В сборнике совершенно приглушен дух антифеодального протеста, лишь в очень немногих песнях можно обнаружить подобные интонации. Напротив, составители утверждают феодальную мораль и законность: всякого, кто отваживается на протест против вышестоящих и власть имущих, ожидает жестокая кара. При знакомстве со сборником явно бросается в глаза обилие духовных песен. Песни солдатские, песни с военной тематикой соперничают по своему количеству с духовными песнями, что в какой-то мере отражало и характер исторического положения Германии тех периодов и вместе с тем ее современную военно-политическую ситуацию. Особенно это касается военных песен, в которых явственно звучат патриотические интонации ("Песня битвы). Однако в иных военных песнях идеализируется откровенный военный разбой ("Старый ландскнехт).

В начале своей деятельности к гейдельбергским романтикам были близки Братья Гримм - Якоб (1785-1863) И Вильгельм (1786-1859), внесшие крупнейший вклад в развитие немецкой филологической науки и фольклористики. Плодом их фольклористских изысканий стал сборник "Детские и семейные сказки" в трех томах, издававшийся в 1822 г.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Поговорим о позднем романтизме и его двух главных произведениях 1830-х годов.

📖 В первой половине 19 века появляются два произведения, которые можно назвать этапными в плане беспощадной рефлексии героя над собой и автора над героем. Они написаны двумя великими романтиками — Альфредом де Мюссе (1810 — 1857) и Михаилом Лермонтовым (1810 — 1857).

🔎 Еще одна черта романтизма — автор критически анализирует своего героя. Лермонтов смотрит на Печорина несколько со стороны, но не спешит произносить приговор. Дело в том, что в Печорине слишком много от самого автора. Со стороны Лермонтова такой взгляд на героя — это беспощадный самоанализ.

Романтическая волна в литературе не иссякла даже в 1840-х годах, когда на первый план вышел реализм. Давайте посмотрим, что происходило в литературе на стыке двух течений.

🤝 Многие авторы-реалисты периодически обращались к романтическим образам и фактически соединяли романтическое и реалистическое в своем творчестве. Так делали Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Эмили и Шарлотта Бронте, Иван Тургенев.

❇️ В декадентскую эпоху, когда наметился кризис реализма, романтизм переживает своего рода ренессанс. Новый виток романтизма рубежа 19-20 веков называют неоромантизмом.

👥 Вот некоторые авторы- неоромантики:

▪️ Редьярд Киплинг
▫️ Джозеф Конрад
▪️ Генри Райдер Хаггард
▫️ Роберт Льюис Стивенсон
▪️ Брэм Стокер
▫️ Артур Конан Дойль
▪️ Говард Филлипс Лавкрафт
▫️ Джек Лондон
▪️ Максим Горький (в раннем творчестве)
▫️ Герберт Уэллс
▪️ Александр Грин
▫️Александр Беляев
▪️ Александр Чаянов
▫️ Антуан де Сент-Экзюпери
▪️ Герман Гессе
▫️ Юрий Олеша

Мы поговорили о романтизме. Вспомним главное и подведем итоги.

🌀 Мир романтиков — мир искусства, фантазии и красоты. Именно красоту и гармонию романтики искали в жизни.

👤 Герой романтизма бесконечно стремится куда-то, хочет найти идеал. Но поскольку поиск — путь извилистый, то он много раз будет оступаться, сталкиваться с тем, что он не прав и убеждаться, что это была всего лишь иллюзия. Романтический герой всегда занят поиском иного: это сны, фантазии, красота.

➡️ Предшественники романтизма: готическая литература и сентиментализм.

♠️ Готика — мрачная литература, которая принципиально противостояла тайное господствовавшему в эпоху Просвещения культу разума.

♥️ Сентиментализм открыл мир чувств в литературе. Романтизм полностью впитал в себя сентименталистские традиции — культ природы как вместилища божественного начала.

⚰️ Мы узнали о таком течении сентиментализма как кладбищенская поэзия — тексты о бренности человеческого существования.

➡️ Романтики требовали полной свободы для художника, считали, что в литературе не должно быть никаких запретных тем, жанровых и формальных ограничений. Они стремились к синтезу искусств: в творчестве должны быть объединены поэзия, философия, религия и другие виды искусств.

🇩🇪 Романтизм возник в Германии благодаря группе йенских романтиков. Это Новалис (Фридрих фон Харденберг), братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегели, Людвиг Тик, Вильгельм Генрих Ваккенродер.

➡️ Романтизм рождает тексты причудливых форм из-за стремления к формальной свободе.

🧩 Главным жанром романтизма становится фрагмент — краткая фиксация того, что пришло в голову романтику. Отрывочная мысль, набросок идеи или зарисовка, отражающая вдохновенный творческий импульс.

🎨 Еще одна литературная форма с разными по содержанию, форме и стилю фрагментами, причудливо соединенными в единое целое — арабески.

🤹🏻 Ключевое понятие романтизма — романтическая ирония — понятие, сформулированное йенскими романтиками. Ирония может распространяться не только на пошлую действительность, но и на самого романтического героя.

➡️ Мы поговорили о двух основных школах английского романтизма: поэтах-лейкистах и поэзии Байрона и Шелли.

➡️ Познакомились с другими интересными примерами и жанрами романтизма

🚩 Поговорили про поиск национальной идеи — одной из граней философии романтизма во всех странах. В России на волне поисков национальной идеи формируется идеология славянофильства.



Курс лекций об абсурдном и противоречивом мире Манна, Кафки и Гессе. Расскажем об истории создания книг и поймем, почему без немецкой литературы 20 века нельзя представить ни современную прозу, ни современный театр. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

ХIХ век – важнейший период в становлении творческого романтизма, реализма. Ключевым толчком к освоению новых направленностей для талантливых живописцев, литераторов стала Великая Французская революция. Она стартовала в 1789 году. В истории событие причисляют к наиболее масштабным буржуазным восстаниям, коснувшимся различных стран мира.

Люди столкнулись с серьезными политическими, экономическими потрясениями. Половина европейской карты подверглась переделу. В формировании исторического хода событий лидирующие позиции занимала Франция.

Держава активно развивалась в социальном, политическом, культурном плане. Передовое место в сфере урбанизации, индустриализации принадлежало Англии. Британская империя полностью охватила мировой рынок. Каждый художник 19 века создавал определенный образ красоты, счастья, господства.

В центре внимания – реалистичные, романтичные произведения. Картина приобретала новый смысл, делая человека основой творчества. Музыка наполнялась чувственными мотивами, композиции показывали противопоставление людей окружающему миру.

Зарубежная литература первой половины 19 века – романтизм

Зарубежное искусство 19 века базируется на постулатах реалистичности, романтики. Французский импрессионист Дега в своих картинах максимально четко передает настроения современного общества. Это сопоставление красивой жизни, трудных будней и тяжелого труда. От его работ веяло романтичной реалистичностью, естественностью.

Зарубежная литература первой половины 19 века

Романтика появилась в девяностых годах 18 столетия. Это творческое направление, сопровождающее формирование капиталистического общества, развал феодального строя, кризис, неопределенность. Обзор зарубежной литературы 19 века указывает на некоторые особенности творчества:

  • Спор с рациональными взглядами. Писатели опровергают простоту жизни, позиционируя ее как нечто сложное, недоступное логике, разуму;
  • Преобладание эмоционального взгляда. Главное в существовании человека – его эмоции, чувства. Они должны руководить действиями, поступками;
  • Первые проявления идеализма, материализма, просветительства. Для идеалистов свойственно максимально приукрашивать весь мир, добавлять ярких красок, чувственности. Материализм иногда переплетается с романтизмом, мистикой;
  • Мистическая литература 19 века в Европе. Направление занимало особую позицию в творческом мире. Произведение, картина наполнялись потусторонними, сверхъестественными мотивами. Обсуждались предсказания, гадания, влияние мистики на повседневную жизнь;
  • Раздвоение миров. Характерно для романтизма. Писатель описывает сразу два мира. Один может являться жестоким, непонятным герою. Другой мир – желаемая реальность, существующая в голове персонажа;
  • Элементы фатализма. В 19 веке впервые было представлено творчество со стороны фаталистического, мистического отношения к понятию судьбы, жизни, предопределения.

Зарубежная литература 19 века – кратко о реализме

Крупнейшее стилистическое направление в творчестве девятнадцатого века – реализм. Творцы отражали человеческую жизнь максимально прагматично, реалистично. Особенности зарубежной литературы 19 века в реалистичном стиле:

  • Прямая передача реальности;
  • Отсутствие искажения;
  • Стремление к передаче точного видения жизни;
  • Целостность отражения собственного взгляда.

Элементы реализма можно найти в фольклорных произведениях Средневековья, в работах древних творцов. XIX век выделил направление как форму целостного отношения к миру. Она передавалась художниками, поэтами, музыкантами.

Деятели культуры 19 века в Европе – искусство, литература

Среди выдающихся культурных деятелей 19 века зарубежное искусство выделяет:

Читайте также: