Появление ibm pc кратко

Обновлено: 05.07.2024

Модель IBM 5150 стала первым массовым компьютером — более половины устройств покупали для домашнего использования.

Ровно 40 лет назад американская компания IBM представила компьютер модели 5150, который открыл эпоху массового домашнего использования компьютеров. Его торговое название PC (Personal Computer) стало нарицательным — термин ПК (персональный компьютер) начали использовать для всех вычислительных машин подобного класса.

IBM 5150 начали проектировать летом 1980 года в обстановке строгой секретности — даже другие отделы компании не знали, чем занимается команда из более чем 150 инженеров. Первый рабочий прототип создали за четыре месяца, а к апрелю 1981 года компьютер был готов — работу над ним передали производственному отделу.

12 августа 1981 года IBM PC вышел на рынок по цене 1565 долларов для базовой комплектации, в которую входили:

Именно дешевизна и возможность расширять конфигурацию сторонними компонентами сделали IBM 5150 первым массовым персональным компьютером. В первый же месяц компания продала 40 тысяч устройств, а за 1983 год — более 750 тысяч машин, тогда как ближайший конкурент DEC продал только 69 тысяч своих ПК. Причём больше половины IBM PC приобретали, чтобы использовать дома.

Не персональному компьютеру как таковому, а именно IBM PC 40 лет исполнилось.

Когда говорят ПК имеют в виду IBM PC совместимые компьютеры

Пойду окно открою, душно так стало

говорим аппл - подразумеваем джобс

Комментарий удален по просьбе пользователя

Я из железа примерно такого уровня и сделан

Завидую, можешь вот эту демку запускать

Но тогда вообще никто не мог предположить, как возрастёт с годами производительность ПК, тогда это была некая игрушка, или решение для офиса.
Тогда полагали, что все будущее за мэйнфрейм машинами типа IBM 360/370.

Сейчас так про электромобили говорят

Вечером засмотрю что-нибудь из "Computer chronicles" ранних :>

Опа да у них там в 1983м тач скрин работающий и можно звонить прям из карточки )

Touchscreen isn't really new as a tech ;D
Передача — жир, рекомендую истово. Не всегда толк шоу – встречаются и вылазки из студии, но и говорящие головы — зачастую очень неожиданные люди. А девайсы — обскурные, но мега_клёвые.

Плюс, Гари Килдалл в качестве соведущего — натурально шарящая в индустрии легенда.

Но именно они внедрили новаторский для того времени подход - принцип открытой архитектуры.

принцип открытой архитектуры
В офисных / домашних 8bit'ках оно уже таки было: тот же Apple2, прости господи, – который, к слову, одним из первых и получил (огромный) зоопарк 3rd party карточек.

(И даже идея Возняка не была взята с потолка: см. S-100 bus прямиком из '74 года)

Но ПК от IBM выстрелил именно в офисах, что впоследствии и проложило ему дорогу в другие сферы.

Все же Apple II собирались и продавались только Apple Computer. Для производства каких-то компонентов привлекались третьи стороны, которым отдавалась лишь часть общей технологии. И Apple II был изначально заточен на офисное применение - вместо калькулятора.

А IBM PC - именно полностью открытая архитектура, которая позволила клепать ПК этой архитектуры всем, кому не лень.

reverse-engineered версии ROM не подпадали под нарушение закона
Вот, к слову, были же ПК (aka micro), совместимые по архитектуре с IBM PC, но не совместимые по ROM. Т.е. MS или DR (в случае CP/M) были вынуждены пилить адаптированные версии своих OS для таких франкенштейнов.

Было и наоборот: были компы с _совместимым BIOS'ом_, но не совместимым железом! Т.е. запустить стоковый MS-DOS? Пожалуйста! Но как только программа использовала какие-то особенности железа IBM PC — всё, пиши пропало.

Вообще, богатое на истории, занимательное время эти 70-80s

"Open architecture" — оно тут немного о другом: что Apple 2, что IBM PC были открытыми для расширения 3rd party железками. Разные платформы, но с одним принципом.

Т.е. сама платформа (HW design + ROM) не была открытой ни у тех, ни у других. Больше: Apple и IBM судились с клоноделами. Не то чтобы успешно :')

Но 3rd party железки те и другие разрешали. Софтовая поддержка? Пожалуйста: обращение к шине / слотам расширения было документировано. И дальше уже в силу вступал самописный софт от vendor'а очередной железки.

PS
судились с клоноделами.
Клонировали тех и других активно, особенно (понятное дело) платформу "Голубого гиганта". IBM и Apple пытались задавить этот поток – и здесь боюсь приврать, истории о том надо раскапывать, но Apple на домашнем рынке точно была упорна в недопущении легальных пиратов.
Не получилось на том основании, что reverse-engineered версии ROM не подпадали под нарушение закона – в отличие от прямо скопированных один к одному.

reverse-engineered версии ROM
То, как и появились AMI, Award, Phoenix etc

IBM для РС открыли миру полностью все детали своей технологии, включая исходный код BIOS.

Т.е. я не помню (историю рождения платформы) аттракционом какой-то щедрости от IBM. Тип, решила IBM зайти в растущую нишу? Да. Выстрелила их платформа (из-за части решений)? Да

Хм. В общем, почитаю, интересный вопрос

Вот, тут научно-популярная статья об этом всем.

"Легкомысленность" – я понимаю, о чём автор статьи: a) выбор компонентов (CPU + обвязки aka чипсета на россыпухе) от сторонних поставщиков, b) открытая (документированная) слотовая архитектура – целая поляна для 3rd party вендоров, c) "чинибильность" 3rd party сервисами; — это всё смелые шаги для (на то время гиганта) IBM

Плюс, ещё и OS, отданная подрядчику (молодой MS) без оговоренных эксклюзивных прав на код, — совсем уж вишенка на торте.

Я к тому, что BIOS походу был in-house разработкой той группы, что вела проект внутри IBM, и возьми его клоноделы без изменений, то был бы случай copyright violation

Быть может, взгляд на то, что проект IBM PC был чистым open source project (типа Linux) идеализирован. Думаю, правду в инете и не найти. Ту же wiki пишут люди, и у них есть свои взгляды и источники информации.

Думаю, нужен инсайдер из IBM, чтобы всё прояснить.
Этот бы подошел: Филип Дональд Эстридж. Он руководил проектом PC. Жаль, трагически погиб в возрасте 48 лет в 1985 году.

Ничего особо нового, очередная ретроспектива, но качественная.

IBM всё-таки была бизнесом, т.е. про зарабатывание денег по любому. И все стратегии были про долю рынка.

Энивей, бюрократия и неповоротливость внутри гиганта — как минимум это он (и другие) пытались уничтожить. "Другие" — в том числе непосредственный босс Эстриджа, Фрэнк Кери. Плюс, целью было выпустить действительно жизнеспособный продукт: то же привлечение Lotus — это очень меткий шаг был. И опять таки, команда разработчиков пошла против внутренних правил Голубого Гиганта: как и в случае с DOS, будущий киллер апп был не in-housе разработкой, но на аутсорсе.

В общем, сумма метких решений была весомая, больше — потрясающая. Это у них никто не отнимет.

IBM PC. Популярная игровая платформа и компьютер по умолчанию. Его можно встретить и дома и на работе и он справляется с любой ролью. Но всегда ли он был главным на сцене или даже основным? Чтобы ответить на эти вопросы мы отправимся в прошлое. В 90-е годы стандарт IBM PC стал становиться всё более популярным, пока не появился Windows 95, а буквально через пару лет и доступный ускоритель трёхмерной графики. То есть за одно поколение IBM PC совершил прыжок от сомнительного выбора с игровой точки зрения, до игровой платформы по умолчанию. Но так было не всегда.

Ниже идёт адаптированный текстовый транскрипт нашего видео, где помимо рассказа есть также и геймплей игр и какие-то моменты, которые в этот текст не вошли.

В 80-е, если вы хотели компьютер для гейминга, то ваш выбор был достаточно широк. Все известные компании что-то предлагали: Apple, Atari, Commodore, Sinclair и Texas Instruments. В Японии был вообще свой рынок со своими стандартами, и про компьютеры стандарта MSX, которые делались с расчётом на игры, мы рассказывали отдельно. Но IBM PC вы среди них не найдёте.

Почему? А потому что компания IBM, название которой расшифровывается как International Business Machines была нацелена на бизнес-пользователей: базы данных, таблицы, отчёты, документы. Всё, чтобы перевести ваш бумагооборот в электронный вид. IBM PC в первые годы своего существования пользовался успехом именно в этой среде. Потому что это и был весь спектр рынка компании IBM, которая производила вычислительную технику с момента её появления. Ещё до первых ЭВМ в середине 40-х годов XX века, они выпускали счётные машины на перфокартах и печатные машинки с электроприводами. В их компании создали первый жёсткий диск и первую микросхему динамической памяти DRAM. Первые гибкие диски появились в обиходе также из-за компании на три буквы.

Первый IBM PC имел текстовый режим графики или четыре радикальных цвета, одноголосую пищалку в качестве звука, там не было выделенных чипов для обработки или ускорения графики, и он шёл без джойстиков в комплекте. Стартовая цена? 1.5 тысячи долларов за модель с 16 килобайтами памяти, без дисководов и тем более жёсткого диска. И без монитора в комплекте. Адекватная же конфигурация с дисководом, монитором и 64 килобайтами памяти стоила 3000 долларов. И это не максимальный вариант. То есть платя бОльшие деньги чем за тот же Apple 2 или C64 вы получали меньше. Даже по скорости вычислений — процессор IBM PC примерно равнялся в производительности процессору из Эппл, несмотря на несколько лет разницы и отличия в архитектуре между ними. IBM не хотели создавать передовой компьютер, а лишь тот, который умеет тоже, что и другие.

И зачем людям, увлекающимися играми было покупать вот это? И зачем вообще люди стали делать IBM-совместимые компьютеры?

Как ни странно, отчасти от влияния компании IBM. Она занимала 70% рынка мейнфреймов и миникомпьютеров. ПК в те годы называли микрокомпьютеры. До эпизода с PC это была очень закрытая фирма со своей строгой культурой, и даже в те времена она уже занималась как продажей так и обслуживанием своих систем. IBM прочно ассоциировалась с вычислительными центрами, но никак не домашним или персональным сектором рынка. С IBM PC всё стало по-другому - новый рынок, и наверное антимонопольное законодательство, вынудили их измениться. И поэтому, они раскрыли все спецификации своего нового продукта, за исключением BIOS, на разработку и создание которого потратили огромные средства. Буквально можно было купить книжку с распиновкой всех плат и чипов за $35, которая в деталях описывала работу всех составляющих компьютера. Берите и делайте что-то своё!

Такой же подход был и к программам — сама IBM в первые годы вообще не создавала софта для своего нового компьютера. Этим занимались уже имевшие успех люди, такие как. Microsoft. У них был лицензирован интерпретатор языков BASIC, и компилятор Pascal, и они же подогнали первую операционную систему, которую правда не сами создали, а купили и доработали. Создатели 86DOS даже и не догадывались, что их "быстрая и грязная ОС" потом превратиться в MS-DOS. Microsoft также создали или скорее портировали один из ланчтайтлов для системы — игру под названием Adventure. Текстовый квест, перенесённый с мейнфреймов. Неслыханно для IBM.

Но рынок был уже поделён к тому моменту. А компания Tandy, выпускавшая компьютеры TRS владела торговой сетью Radio Shack в 8000 магазинов по всей Америке, они были чем-то столь обыденным как и точки фастфуда. Однако, разработчикам понравилась открытая система IBM PC, где создавать софт и железо могли все кто хотел, в отличие от других систем, и они создавали порты своих программ, популярных программ, которые бы сама IBM с нуля не смогла сделать так быстро. Например, среди софта при начале продаж были хиты с Apple II - редактор таблиц VisiCalc, и редактор текста EasyWriter, первые в своём деле и крайне востребованные.

Спустя месяц после начала продаж уже стали появляться и приложения от сторонних разработчиков. Тоже касалось и железа — пока IBM не представила свои жёсткие диски, кто-то уже создал модели под их спецификации.

Так с чем же пришла IBM к геймерам? Среди первых были образовательные игры про арифметику(Arithmetic Games Set 1-2), простые вариации шахмат (Chess. просто Chess), пара простеньких текстовых адвенчур (Miser's House и Adventure), и даже прото-РПГ (The Wizard's Castle). К концу года появилась уже дюжина игр, что для платформы, которая начала продаваться где-то в октябре не так плохо.

И теперь мы понимаем почему для IBM PC стали делать игры, хотя они не показывали ни хорошей графики, ни имели нормального звука, и были слабее чем конкуренты. Они стали популярными не через три или пять лет, а практически сразу, а конкуренты стали создавать компьютеры по стандарту IBM, чтобы получить долю этого рынка, и создать более дешёвый IBM PC. Ведь они сами говорили, что можно сэкономить, собирая их самостоятельно. Сама компания не планировала, что компьютер станет столь прибыльным, но столкнулась с огромным спросом уже в первый год производства, а дальше он только рос.

По умолчанию первая модель предлагалась с двумя видеокартами: CGA, цветной графический адаптер и MDA, монохромный адаптер дисплея. Можно ли назвать такую карту графической если она выводит только текст? Например, первая игра, Microsoft Adventure использует именно этот режим, и многие игры начала 80-х использовали его тоже, поскольку он стоял у всех и обеспечивал относительно высокое разрешение для просмотра текста. 80 столбцов и 25 строк или 720х350 точек. На это отводилось всего 4 килобайта видеопамяти, при том, что сама плата была совершенно огромна. Игры могли использовать лишь текст или же символы из таблицы в качестве псевдографики.

CGA выбирали не все — он имел вдвое меньшее разрешение, что критично для работы с текстом, не имел порт для принтера как MDA, и всего четыре цвета. Эти четыре цвета — розовый, голубой, белый и чёрный определили облик почти всех PC-игр на ближайшие пять лет. А в каких-то случаях до начала 90-х. Для точности скажем, что режим CGA имел несколько возможных четырёхцветных палитр, выбираемых из 16 доступных цветов, но далеко не все создатели игр их использовали, особенно после того как появились другие форматы графики. Впрочем, некоторые игры, например от Taito даже позволяли переключать эти палитры в игре.

Но с CGA режимом не всё так просто — кроме 320х200 в четыре цвета, он также поддерживал монохромный режим в более высоком разрешении 640х200, а на вдвое уменьшенном размере экрана — 160х100 он может показывать 16 цветов с оговорками. Но первый был непопулярен из-за ограничения по цвету, а второй из-за дополнительной работы. Игр во втором режиме было совсем мало, например Moon Bugs и Round 42. Но ещё, использую артефакты режима NTSC можно было добиться вывода 16 человеческих оттенков, зная как цвета "протекают" друг друга и были игры использовавшие эти трюки очень хорошо, делая графику привлекательной. Но за это приходилось платить чёткостью изображения, в тексте появлялись подтёки и слишком маленький шрифт или недостаточно контрастный рисковал стать нечитаемым. Более того, он требовал подключения через композитный вход, который использовал стандартный RCA-штекер, а не цифровой RGB, но многие пользователи в первые годы и так пользовались композитным выходом т. к. IBM сначала просто не выпускала мониторы с цифровым подключением.

Был и третий вариант — это плата Hercules или Геркулес. Вот это как раз пример того как сторонняя фирма используя открытые стандарты делает что-то своё и добивается успеха. Этот адаптер позволял иметь и текстовый режим высокой чёткости и монохромный графический режим в тех же 720х350 точек. Тот же Макинтош, который появился спустя пару лет имел меньшее разрешение. Геркулес поддерживают сотни DOS-игр, хотя не все конверсии удачны, ведь цвета всего два и других эффектов приходилось добиваться штриховкой. Игры, где есть чёткие линии смотрятся хорошо, это стратегии и симуляторы. Но не всю графику перерисовывали, а часть просто конвертировали автоматически, что тоже не всегда было удачно, особенно там где много объектов и движения. Вместо мелких деталей могла появляться просто каша. Но тем не менее, формат Hercules был успешным и в играх он поддерживался до 92-93 года.

Но всё же IBM был компьютер для бизнеса, офисной машинкой. А что нужно в офисе? Печатные машинки. А поскольку встроенного видео в них было, и за него нужно было доплачивать, то многие машины первого поколения имели как раз текстовую графику или Геркулес. Но вместе с 5150 и XT была и другая модель, которую мало видели, и мало помнят.

IBM Pcjr или джуниор – младший стала попыткой сделать что-то специально для домашних пользователей, для которых была нужна не только скорость в вычислении баз данных, но и развлечения — игры, какие-то программы для хобби, по более доступной цене. PC junior имел от 64 килобайт памяти, встроенную графику в 16 цветов, трёхголосый звук, встроенные порты для игровых контроллеров, разъёмы для картриджей и даже беспроводную клавиатуру. DOS находился в микро В анонсе это звучало как IBM PC Home Edition, и многие ждали его с нетерпением после успеха оригинала. Sierra сделала King’s Quest специально для IBM PСjr и при финансировании компании, создав новый продвинутый движок с нуля.

Но когда в марте 83 года компьютер поступил в магазины, то энтуазизм стал исчезать. Во-первых, IBM явно сэкономила — клавиатура была низкого качества, не механическая, как у старшей модели, а скорее напоминала увеличенную клавиатуру калькулятора с неудобными кнопками. Она вошла в анналы истории и прочно в них засела.

Во-вторых, компьютер от IBM был не полностью IBM-совместимым, то есть на нём работали не все программы, в том числе многие из тех, что сделали платформу популярной. Внушительный каталог софта надо было проверять на свой страх и риск на совместимость. Свыше половины программ не работало корректно.

В-третьих, в отличие от открытого и понятного IBM PC на джуниоре использовались проприетарные технологии и были проблемы с расширением. Сначала был только один дисковод и максимум 128 килобайт памяти, чего не хватало для запуска отдельных программ с IBM PC.

И наконец, для домашнего компьютера он всё равно был недёшев и за те же деньги, а это от 700 до 1200 долларов, можно было купить почти любой компьютер конкурентов.Тех же базовых 64 килобайт памяти едва хватало для нормальной работы, ведь буфер видеопамяти мог отъедать до половины этого объёма. Конечно, IBM спохватилась, заменила клавиатуру, добавили оперативки, но было уже поздно метаться — их неудачу заметили. Всё что оставалось — это распродовать джуниоры по сниженным ценам, что IBM и сделали. Но по полной цене их никто покупать уже не хотел, они ликвидировали остатки через своих же сотрудников, и через год закрыли проект.

IBM также решил испытать свои силы в другом месте - в Японии, где они выпустили IBM PC JX, которую называют второй версией Pcjr, но о его судьбе мало что известно.

В Tandy 1000 были те же графика и звук, до 640 килобайт памяти, не было невостребованных слотов для картриджей, был выход на обычный телевизор, а не только монитор, и конечно, же более-менее нормальная клавиатура. Также он имел лучшую совместимость с стандартом IBM – порядка 90% программ работали нормально. Цена в 84-м году — 1200 долларов, та же, что и за Pcjr. То есть клон от танди оказался успешнее чем оригинал от синего гиганта и продавался не год или два, а до начала 90-х, получая различные апгрейды. Так, если вы запустите игры тех лет, или откроете печатное руководство, то среди прочих там можно найти поддержку стандарта Tandy, а не Pcjr. Именно так он вошёл в историю.

Цена контрастировала и с новой моделью от IBM, появившейся в 84-м – 286-й или AT, что означает advanced technologies т. е. продвинутые технологии. В отличие от первого компьютера здесь уже было чем похвастаться перед другими — 16-битный процессор Intel 286 с частотой 6 МГц, 24-битная шина, что позволяло иметь до 16 мегабайт оперативной памяти — колоссальный объём на то время, впрочем, цена на память тоже была коллосальной. На AT ставили 5-дюймовый дисковод на 1.2 мегабайта, то есть в три раза больше, чем у оригинала. Жёсткий диск на 20 мегабайт по умолчанию. И конечно же, он имел обратную поддержку программ, плат и устройств для IBM PC. Но какова была цена вопроса? 4000-6000 долларов и больше. Выше чем у оригинального IBM PC в топовой комплектации.

В один год с IBM AT пришёл и новый стандарт графики - PGA и EGA. Первый был адаптером для профессиональных CAD-приложений, то есть инженерной графики и проектировки, и поддерживал режим 640х480х256 цветов, и при этом стоил как сам компьютер, поскольку он состоял из трёх печатных плат, где были отдельный процессор и оперативная память. А вот второй был более доступной опцией за 550 долларов.

Стандарт EGA (Enhanced Graphics Adapter) был апгрейдом CGA, был с ним совместим, поддерживая те же видеорежимы и все 16 цветов сразу, плюс к этому поддерживал до 16 цветов из новой палитры в 64 в разрешении 640х350. Чаще всего использовался стандартный для тех лет 320х200 и стандартная CGA-палитра — отчасти из-за лени программистов осваивать новые технологии, а отчасти из-за нужды иметь совместимый CGA-режим. Поэтому, игр которые используют все возможности этой графической карты не так много, а стандартную EGA-палитру видно за километр из-за одних и тех же едких цветов. Из-за довольно высокой цены, её широкая поддержка началась лишь спустя пару лет.

То есть дорогая карта по сути предлагала те же возможности, что и компьютер стандарта Tandy, который стоил 1200 долларов целиком с монитором. А уже через год появляется Amiga и Atari ST, которые предлагают то же и даже больше, при этом стоят в районе 1500 долларов за весь компьютер. Поэтому, понятно, почему даже с графическим апгрейдом IBM PC AT не стал передовой игровой платформой - он был многим банально не по карману.

Но из тех, кто хорошо работал с EGA можно назвать SimCity. Оригинал этой серии про постройку города вышел в 89-м году, и поддерживал почти все популярные графические режимы. И CGA, и Hercules, и Tandy и как раз EGA, с которым игра показывала вам город в относительно высоком разрешении 640х350 и 16 цветах - самая красивая опция до последующих релизов.

Поддержка EGA продолжилась до первой половины 90-х, по факту стандарт прожил 10 лет. Платформеры вроде Commander Keen, Duke Nukem, Cosmo’s Adventure начали свою жизнь как EGA-приложения для более широкой аудитории и из-за того, что именно для этого стандарта Джоном Кармаком был написан движок с плавной прокруткой, то чего до этого на ПК почти не видели.

По-настоящему, эпоха гейминга на ПК началась где-то в 87-м году, когда появились многие недостающие звенья. Почему он был не особо популярен поначалу как игровая платформа? Потому что это была часто офисная печатная машинка, которая не имела даже графической карты. CGA показывал убогую картинку даже на момент своего появления, и для использования на полную требовались усилия, которые не все были готовы прикладывать. EGA поначалу был очень дорог и долго раскачивался. На IBM PC не было аппаратной поддержки прокрутки экрана или поддержки спрайтов. Как и звука тоже не было, не считая малораспространённые, или слишком дорогие устройства. Лишь к концу 80-х, когда появился стандарт VGA, процессор 386, и одна из первых доступных аудиокарт — Adlib к нему стали относиться серьёзно как к полноценной игровой платформе. Но это уже материал для отдельного рассказа.

(Канал на ютубе, где ещё десятки подробных выпусков тематику истории игр, ПК и прочего)


14.10.2021 в 14:19 Обновлено: 14.10.2021 в 14:19 Юрий Мелков Юрий Мелков


Сорок лет IBM PC: история персонального компьютера

В этом году исполняется сорок лет персональному компьютеру, сделавшему это имя нарицательным. Собственно, с анонсом ЭВМ совершенно нового для себя типа компания IBM выступила 12 августа 1981 г. – именно этот день и принято считать точной датой появления на свет IBM PC, и на ITC.ua об этом событии тоже уже своевременно и кратко вспоминали. Однако в реальности до поступления новинки на полки магазинов и до появления первых обзоров в профильной прессе дело дошло уже только в октябре, – а потому не будет лишним посвятить истории персонального компьютера и чуть более подробный рассказ. В конце концов, именно IBM PC, бывшему далеко не самым первым ПК в истории, не самым мощным и не самым дешёвым для своего времени, удалось совершить целую революцию в индустрии – и даже вообще во всём современном обществе.

Сорок лет IBM PC: история персонального компьютера

Kenbak-1 на сегодня является огромной коллекционной редкостью: сохранилось всего лишь 14 известных науке экземпляров этой машины

Сорок лет IBM PC: история персонального компьютера

IBM PC под управлением DOS от Microsoft

Сорок лет IBM PC: история персонального компьютера

На материнской плате IBM PC 5150 обращает на себя внимание отсутствие резервного питания – системное время и дату нужно было всякий раз вводить заново при включении компьютера – и разъёмов для ОЗУ: дополнительные модули памяти приходилось покупать в виде карт расширения, от 90 долл. за 16 КБ до 540 долл. за 64 КБ

Жёсткий диск планом предусмотрен не был; из носителей информации поддерживались накопители на 5-дюймовых дискетах – можно было поставить один или два таких привода, а то и вовсе обойтись без такового: в последнем случае IBM PC стоил всего 1565 долл. (в ценах 2021 г. – ок. 4700 долл.) и подключался к бытовому кассетному магнитофону и телевизору, таким образом представляя собой нечто вроде домашней приставки. На другом ценовом полюсе находилась примерно в три раза более дорогая и наиболее оснащённая комплектация – с 64 КБ памяти, цветными (с четырьмя оттенками палитры) CGA-адаптером и соответствующим монитором, двумя упомянутыми дисководами и матричным принтером. Приятной, пусть и не уникальной особенностью являлось наличие пяти слотов расширения для карт на шине ISA: правда, в большинстве моделей два-три из них уже занимали видеоадаптер, флоппи-контроллер или последовательный порт, но место для опциональной периферии всё равно оставалось – например, для модема с отдалённым подключением к другим системам. Что любопытно, создание таких плат расширений было возможно едва ли не в домашних условиях – благодаря ещё одному крайне полезному и примечательному составляющему новинки: руководству пользователя на несколько сотен страниц, с листингом BIOS на ассемблере (это была практически единственная часть IBM PC, не считая ПЗУ, которую компания не собиралась предоставлять в открытый доступ) и подробными схемами устройств.

Сорок лет IBM PC: история персонального компьютера

Microsoft Adventure была исключительно текстовой игрой, но зато на цветных мониторах дозволялось при желании изменять цвет шрифта и фона

Как бы то ни было, быстрая популярность IBM PC оказалась сюрпризом не только для многих конкурентов, но и для самой IBM, чьё руководство никогда не возлагало на модель 5150 особых надежд. За полтора-два года компания догнала лидеров в лице Apple и Tandy Corporation и подняла свою долю на рынке персональных компьютеров от нуля до сорока процентов: по оценкам аналитиков, только в 1982 году удалось продать от 175 до 200 тысяч экземпляров PC. В одном из первых обзоров новинки, который был опубликован в журнале Byte в октябре 1981-го, отмечалось два ключевых решения, которые обрекли этот проект на успех, помимо мощной аппаратной платформы: ориентация на уже существующих сторонних разработчиков ПО и предоставление подробной информации и помощи независимым авторам программных приложений и производителям периферийных устройств.

Палочки Непера

Дальнейшее развитие идеи Непера получили в арифмометре, созданном в 1642 году французским математиком Блезом Паскалем. Его машина представляла собой комбинацию взаимосвязанных колесиков, на которые были нанесены всё те же цифры от 0 до 9. Когда первое колесо совершало полный оборот, в действие автоматически приводилось второе и так далее (по такому же принципу работают, например, автомобильные спидометры). С помощью машины Паскаля можно было выполнять уже четыре операции: сложение, вычитание, умножение и деление (правда, две последние операции выполнялись путем многократного повторения первых).

Арифмометр Паскаля

Аналитическая машина Беббиджа

Аналитическая машина Беббиджа

Компьютер

ENIAC

Джон фон Нейман

Джон фон Нейман

Джон Бардин -

Роберт Нойс. Основатель Intel

Роберт Нойс. Основатель Intel

Intel 4004

Первые персоналки
Первоначально микропроцессоры использовались лишь для создания узкоспециализированных устройств наподобие калькуляторов. Однако в 1974 году несколько компаний создали на базе процессора Intel-8008 персональные компьютеры, выполнявшие такую же работу, как и их старшие собратья.
Первым ПК, получившим широкое распространение, стал комплект Altair, разработанный в недрах MITS. Этот комплект состоял из процессора 8080, блока питания, лицевой панели с множеством индикаторов и запоминающего устройства емкостью 256 байт (именно байт!). Стоимость комплекта составляла 395 долларов, и покупатель должен был сам собрать компьютер. Этот ПК был построен по схеме с открытой шиной (разъемами), что позволяло другим фирмам разрабатывать дополнительные платы и периферийное оборудование. Именно для этого компьютера в конце 1975 года Пол Аллен и Билл Гейтс (будущие основатели Microsoft) написали интерпретатор языка Basic.

Altair 8800. Первый персональный компьютер

Altair 8800. Первый персональный компьютер

Тем временем в недрах никому не известной компании Apple Computers был разработан компьютер Apple II, увидевший свет в 1976 году по цене в 695 долларов.
Его системная плата была привинчена к куску фанеры, а корпуса и блока питания не было вообще. Компьютер был выпущен всего в нескольких экземплярах, которые впоследствии продавались коллекционерам за 20 тыс. долларов. Тем не менее, именно этот образец стал прообразом большинства последующих моделей, включая и IBM РС…

Apple II

К 1980 году на рынке микрокомпьютеров доминировали две базовые модели компьютерных систем: Apple II, имевший множество преданных пользователей и гигантское количество программ, и несколько моделей, происходивших от комплекта Altair. Эти компьютеры были совместимы один с другим, имели одну операционную систему (СР/М) и стандартные разъёмы расширений с шиной S-100 (по 100 контактов на разъем). Все они собирались различными компаниями и продавались под разными названиями, но в большинстве случаев фирмы использовали одинаковые программные и аппаратные части.
Невероятно, но факт — ни один из тех компьютеров не был совместим ни с одним из двух основных современных стандартов ПК — ни с IBM PC, ни с Apple Macintosh.

IBM 5150. Родоначальник IBM PC

IBM 5150. Родоначальник IBM PC

IBM создала компьютер менее чем за год, внедрив в практически все имеющиеся на том момент технологические новшества. Конструкторам была предоставлена невиданная свобода: им было разрешено использовать услуги и продукцию других фирм в обход бюрократического правила, предписывающего использовать в разработках только изделия IBM. Например, языки программирования и операционную систему для IBM РС разрабатывала фирма Microsoft.
12 августа 1981 года было официально объявлено о выпуске первого IBM РС. Начиналась новая эра в истории человечества…

Читайте также: