Повседневные занятия ногайцев кратко

Обновлено: 01.05.2024

После былого величия они стали отверженными и гонимыми. Они до сих пор верят в высшие силы, которые имеют власть над судьбами людей. Во многом этот народ уникален и неповторим. Что же рассказывает нам исторический путь ногайцев? Как получилось, что великие ногайцы оказались рассеяны между странами и народами?

Численность — около 110 тыс. человек. Ногайцы являются одними из последних кочевников Великой степи. В результате сложной и драматической истории ногайцы оказались расселены на значительных территориях отдельными группами, которые не поддерживают связи между собой. В основном они проживают в России от Дагестана до Крыма, а за пределами России в треугольнике Узбекистан-Румыния-Турция.

Историческая территория расселения ногайцев — обширные пространства южно-русских степей, низовья Волги, предгорные районы Кавказа. В зависимости от места проживания ногайцы подразделяются на степных (караногайцы), астраханских, кубанских, крымских, терско-сулакских.

На Северном Кавказе и Причерноморье они обосновались в следующих районах:

  • Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 кубанских ногайцев;
  • селах Карамуржин и Кангли, а также Нефтекумском районе (ранее Ачикулакском) Ставропольского края: Ембойлуковцы , Етишкульцы , Едисанцы, Кумские;
  • В Минераловодском районе Ставропольского края: Кумские или Пятигорские ;
  • северном Дагестане, Ногайском и Кизлярском районах Дагестана: Караногайцы , Таркинцы , Яксаевцы , Костековские , Сулакские;
  • Шелковском районе Чечни;
  • В Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска.
  • В Астраханской области: Карагаши , Юртовцы , Ногайцы-Кундрав
  • В Крыму: крымские ногайцы
  • В республике Калмыкия: Утары

На территории России ногайцы также проживают в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Отдельные группы ногайцев живут в Турции, Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане и на Украине.

Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционные занятия - кочевое скотоводство, охота, рыболовство, отчасти земледелие, бахчеводство, домашние ремесла.

Ремесла и промыслы ногайцев

Домашние ремесла и промыслы: обработка кожи, шерсти, овчины, суконное и войлочное производство, кузнечное, ювелирное дело, аппликационная вышивка, золотое шитье.

Ногайцы, проживающие на севере Дагестана в Ногайской степи ( караногайцы ) - единственный из этносов Дагестана, имеющий кочевое прошлое и богатую культурную традицию, во многом отличную от горской. Традиционная культура ногайцев (костюм, жилище, ремесла, орнаментика) во многом схожа с культурой народов Средней Азии (казахами, киргизами, каракалпаками) и Поволжья (татарами, башкирами), с которыми ногайцы имеют общий этногенетический корень.

Основным занятием кочевников было разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, поэтому домашние ремесла, в первую очередь, были связаны с обработкой шерсти, овчины и кожи. Кроме сапожного, дубильного и шорного дела, мужчины также занимались деревообделочным, столярно-плотничьим, кузнечно-слесарными и ювелирным ремеслами. Они сами делали из дерева необходимые в быту предметы, начиная от сельскохозяйственных орудий и кончая неприхотливой мебелью и посудой.

Ногайская юрта

Ногайская юрта — большая (терме) и малая, переносная (отав) — представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.

Юрта типа терме была разборной, а типа отав - неразборной. Терме относилась к юртам западно-тюркского подтипа, и названиями составляющих деталей и их формами была аналогична казахской, киргизской и другим юртам.

Богачи накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки - серым.

Ориентация входа в юрту в абсолютном большинстве была на юг, реже - на восток. Видимо, иногда ориентация зависела от климатических условий местности (направления ветра). Об особенностях ориентации юрты можно судить и по следующим сопоставительным данным. О древней традиции кочевников в XIII в.

Помещают постель господина на северную сторону. Место женщины всегда с восточной стороны, т. е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т. е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне.

Вторым типом переносного жилища ногайцев была юрта отав . В отличие от терме, это была неразборная юрта, перевозимая на двухколесной арбе. Ее убранство в деталях напоминало устройство юрты терме. Видимо, на ее основе произошло развитие юрты типа терме. Отав, можно полагать, - более древний тип жилища ногайцев, чьи предки перевозили его в неразобранном виде.

Кибитки отав были нескольких видов:

  1. походная, используемая пастухами на летовке;
  2. гостевая или для отдельных членов семей, размещавшаяся рядом с терме;
  3. свадебная –для новобрачных.

Наряду с отав для новобрачных необходимо отметить свадебную арбу куьйме . В таких арбах возили невест в дом женихов, чтобы никто не мог ее видеть. Куьйме имела форму арбы с кибиткой и готовилась из досок, раскрашенных главным образом в голубой (другое бытовавшее в народе, название свадебной арбы – голубая повозка). В передней части арбы имелись двустворчатые двери, а сзади – небольшое окошко.

Внутреннее убранство юрты отличалось ограниченным количеством предметов мебели и быта, что связано со спецификой кочевого образа жизни.

Ногайские войлочны ковры

Высокохудожественная обработка войлока кочевых культур сохранилась еще со времен пазырыкской культуры .

Обработкой шерсти у ногайцев, в первую очередь,занимались женщины. Практически все ногайки умели валять войлок, который широко использовался не только в быту, но и в качестве стен натягивался на деревянный каркас переносного жилища кочевников — юрты.

Национальная одежда ногайцев

У причерноморских ногайцев были зафиксированы «три головных убора:

Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Ногайский кочевник был вооружён:

  • луком ( яй ) со стрелами ( ок ),
  • мечом ( кылыш ),
  • боевым топором ( балта )
  • копьём ( суьнъги , найза ).
  • имелись красиво отделанный колчан ( кылшан ) для стрел,
  • шлем ( тувлыга ),
  • украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.

Женская одежда ногайцев отличалась сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчивая часть старинной национальной одежды, сохранившая многие древние черты, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В своей основе женский костюм, однотипный для всех регионов проживания ногайцев, тем не менее, имел и локальные особенности.

Основным видом верхней распашной одежды караногаек являлся бешмет (къаптал), сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северо-кавказским женским кафтанчиком. Прилегающий в талии, он подчеркивал стройность женской фигуры. Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки, который отделывали красивой тканью, так как во время работы рукава подворачивали, обнаруживая яркую подкладку.

Воротник-стойку как и весь бешмет, украшала горизонтальная или узорная рельефная строчка-стежка, подчеркивающая объемность выстеганного орнамента. Бешметы шили обычно из плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек из тканей ярких цветов.украшенные ажурной стежкой и богатой вышивкой золотым галуном, были очень красивы. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными серебряными украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом с серебряной пряжкой, украшенной сердоликами.

В СССР очень тревожились по поводу существования кочевого народа на Кавказе и всеми силами старались сделать их оседлыми, в результате чего с 30-х годов XX века культура ногайцев во многом изменилась. Но элементы традиционной культуры до сих пор сохранились в их быту, костюме, свадебных традициях.

Доисламские верования ногайцев

Ногайский народ имеет сложный этногенез, в котором участвовали кыпчаки, половцы, мангуты, булгары, туркмены и др. древние тюркские племена. В Ногайской Орде с XVI в. века ислам был государственной религией, но при этом сохранялось множество пережитков архаических верований.

Ислам впервые в Золотой Орде был принят ханом Берке (1257 — 1266), а широко стал распространяться среди кочевников Дешт-и Кипчака в первой половине XIV в., в эпоху золотоордынского хана Узбека (ок. 1283 — 1341).

Однако, доисламские верования глубоко укоренились в мирровозрении ногайцев. Ногайскому языку и фольклору знакомы древние обозначения верховного божества тенгрианства — Кудай и Тенгри.

В советское время этнологи опрашивали жителей на предмет этих духов, и получили ответ, что ногайцы будто издали в степи видели кочевье ийнов. Кони у них белые.

Духи живут на пустырях, в безлюдных степях, в старых заброшенных домах и прочих строениях, в саманных карьерах, местах выброса золы, мусора. Поэтому ногайцев с детства приучали не ходить в заброшенные места, особенно вечером. До сих пор некоторые старики верят, что духи невидимы лишь благодаря своим папахам.

Рассказы о том, что духи приходили к мужчинам в облике красивых женщины, распространены среди ногайцев. По традиционным воззрениям, духи-девицы могут вступать в интимную связь с мужчинами. Старики также рассказывали, что в старину якобы были женщины, родившие от духов.

У ногайцев, как и других народов существовал дух обыр (упырь) — это душа умершего злого человека, показывающаяся в виде кошки, поэтому если кто- нибудь умирал, то в ауле всех кошек запирали.

Как ни странно, у ногайцев имеется ряд персонажей, встречающихся и в русских сказках. Например, в ногайском пандемониуме есть дракон аздага , похожего на русского змея-горыныча. В одних поверьях он трехглав, в других — имеет семь огнедышащих голов, туловище змея, длиной в несколько сотен метров. Чудовище может перекрыть большую реку и оставить живущих у реки людей без воды. Дракон, как правило, за возвращение воды требует, чтобы ему в жертву была принесена восемнадцатилетняя девушка. Другим драконом в верованиях ногайцев выступает сазаган . Демон обычно появляется на небе среди туч весной и летом перед дождем.

В традиционной демонологии ногайцев значительное место занимают духи-хозяева — ие. Это сув иеси — хозяин воды, сув анасы — мать воды, уьй иеси- — хозяин дома, ер иеси — хозяин земли, коьк иеси — хозяин неба. По поверьям, хозяин воды чаще заговаривает с пришедшими за водой понравившимися ему женщинами и старается увести их в свое царство, этот эпизод также встречается в русских сказках.

С похоронными обрядами у ногайцев связаны обычаи, которые практикуют соседние народы: кумыки и калмыки, несмотря на то что вера у них разная. Это говорит о том, что данные верования были распространены еще в глубокой древности и, по всей видимости, связаны с зороастризмом.

Например, ночью рядом с покойником остаются близкие родственники. Сорок ночей в комнате, где лежал покойник, обязательно должен гореть свет. В доме покойника в течение семи дней не должны готовить пищу.

Интересно отметить, что в селении Кубачи , где до 15 века бытовал зороастризм, четверг считается выходным днем. О чем это говорит? О том, что это какая-то очень древняя традиция, которая существовала как некая культурная общность. Я полагаю, что эта традиция уходит корнями на много тысячелетий вглубь. Тем более, что на территории Дагестана найдены календари, в которых год делился на 40 недель. Об этом подробнее читайте тут >

Художественное творчество

Знакомьтесь с эпическим творчеством ногайского художника, Койлакаева Алибека Баймуратовича. Алибек родился 23 мая 1982 года в селе Терекли-Мектеб, республики Дагестан.

В 2002 году продолжил обучение в Краснодарском Государственном Университете Культуры и Искусств в Академии Художеств. Художник разработал свою собственную технику, путем кропотливой работы, учебы и годы тренировок. При написании картин Алибек использует тушь и перо.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Традиционные занятия и материальная культура ногайцев Учитель истории и общес.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Традиционные занятия и материальная культура ногайцев Учитель истории и общес.

Традиционные занятия и материальная культура ногайцев Учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ № 23 города Армавира Краснодарского края Маркова Светлана Александровна

Содержание: Традиционные занятия Ремёсла Жилища

Содержание: Традиционные занятия Ремёсла Жилища

Традиционные занятия Традиционные занятия Ногайцев - кочевое и отгонное скот.

Традиционные занятия Традиционные занятия Ногайцев - кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Наряду со скотоводством Ногайцы в незначительной степени занимались земледелием (просо, овёс, пшеница), бахчеводством и садоводством. Разводили также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). К числу древних традиционных занятий Ногайцев следует отнести охоту и рыболовство (зайцы, сайгаки, лисы и др.; сельдь, усач, осётр, лосось и др.).

Ремёсла Из ремёсел наиболее развиты были изготовление сукна, обработка кожи.

Ремёсла Из ремёсел наиболее развиты были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши. Через Ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь, что обусловило значительную роль торговли у Ногайцев.

Жилища Характерный тип поселений Ногайцев - кочевые аулы: весенне-летние, ле.

Жилища Характерный тип поселений Ногайцев - кочевые аулы: весенне-летние, летне-осенние (яйлак и язлав) и зимние (къыслав); при этом зимники (у кубанских Ногайцев со 2-й половины 18 века, у остальных Ногайцев с середины 19 века) превращались в оседлые постоянные поселения (юрт, аул, шахар, къала). Традиционные жилища - кибитка (юрта) и дом (уьй), которые приспособлены соответственно к кочевому и оседлому образу жизни; более древним жилищем Ногайцев следует считать юрты.

Жилища (продолжение) Ногайская юрта - большая (термэ) и малая, переносная (о.

Жилища (продолжение) Ногайская юрта - большая (термэ) и малая, переносная (отав) - представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы. Оседлые Ногайцы жили в полуземлянках (ерме къазы) и наземных турлучных и саманных домах с пологой двускатной крышей. Дом имел кухню-сени (аятюй) и спальни (ичюй); по мере женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Для обогрева юрты в холодное время и приготовления пищи использовали открытый очаг; здесь же стоял треножник. В стационарных жилищах были пристенные камины; в начале 20 века появляются железные печи.

По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 950 ногайцев, которые в основном живут в Норильске и Шарыпово.

Ногайцы (ногай, караногайцы, карагаши) — народ в Российской Федерации. Территориями преимущественного проживания являются: Республика Дагестан, Ставропольский край, , Астраханская и Тюменская области, Чеченская Республика. Небольшие группы расселены в Турции, Румынии и других странах. Имеются субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские ногайцы (Ставрополье), кубанские ногайцы () и астраханские ногайцы (Астраханская область). По данным переписи населения 2010 г., в Российской Федерации проживает 103 660 ногайцев.

Говорят на ногайском языке тюркской группы алтайской языковой семьи, имеющем два диалекта: караногайский и кубанский. Письменность с XVIII в. на основе арабской графики, с 1928 г. — на латинице, с 1938 г. — на кириллице. Верующие ногайцы — .

После включения северокавказских степей в состав России государственные образования ногайцев были ликвидированы, и часть населения переселилась в Турцию. В последующем административно-территориальная принадлежность Ногайской степи неоднократно менялась. С 1957 г. она была окончательно разделена между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем.

В Красноярском крае представители ногайского народа появились в послевоенный период. Вплоть до конца гг. их количество не превышало 50 человек. За последующую четверть века численность диаспоры выросла в восемь раз. Приток мигрантов не уменьшился даже в трудные гг. По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 950 ногайцев, которые в основном живут в Норильске и Шарыпово.

Традиционные занятия ногайцев — кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Второстепенное значение имело земледелие (просо, овес, пшеница), а в ряде районов — охота, рыболовство, бахчеводство и садоводство.

Из ремесел наиболее развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, . Через ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в т. ч. Великий шелковый путь, что обусловило значительную роль торговли у ногайцев.

С конца XIX в. характерный тип поселений ногайцев — кочевые аулы: , и зимние. Последние постепенно превращались в оседлые поселения (юрт, аул). С древнейших времен ногайцы использовали в качестве жилища большую юрту (термэ) и малую, переносную юрту (отав), которая представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.

Традиционная мужская одежда ногайцев состояла из нательной рубахи, штанов, верхней рубахи, , кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви (из шкур, сафьяна или хрома), папахи, шляпы (из войлока, ткани или меха), поясного ремня. Зимой бедняки надевали шубы из овчины, богачи — из каракуля, волчьих, лисьих, беличьих шкур. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою близок к мужскому. Он включал в себя , различные типы платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи или сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Национальная пища ногайцев — , мучные и рыбные блюда: бесбармак (мясо с лапшой), кувырдак (жареное мясо с луком), казы и толтырма (колбасы), шашлык, казан борек (пельмени), инкал (род галушек), балык сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц Употребляются напитки: ногай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и многие другие.

Нога́йцы (самоназвание — ногай [noɣaj], мн.ч. — ногайлар [noɣajlar]) — тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье. [8] Говорят на ногайском языке, который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков. Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928—1938 гг. — на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

Численность в РФ — 103,7 тыс. чел. (2010).

Содержание

Политическая история

Ногайцы сформировались в XV веке в результате консолидации ряда тюркских племен между Нижней Волгой и Эмбой. Ведущую роль в Ногайской орде играли мангыты. Эти названия многими воспринимались как синонимы, и иногда всех мангытов, обитавших и в других ханствах, тоже называли ногаями. Основателем династии ногайских правителей был эмир Эдигей, однако независимой государственности ногаев в его время не существовало. Эдигей и несколько поколений его потомков были беклярбеками при золотоордынских ханах. Обретение независимости Ногайской орды произошло при правнуке Эдигея — Мусе. Однако государство постоянно раздиралось внутренними войнами и губительными конфликтами с соседями — особенно Крымским и Казахским ханствами.

В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи.

Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками. Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

Антропология

Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами [9]

Расселение

В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России — в Дагестане (Ногайский, Тарумовский, Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области. От названия народа происходит название Ногайская степь — район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России — Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе.

В Турции и Румынии проживают потомки переселившихся туда в XVIII—XIX вв. ногайцев, которые, в основном, восприняли этническую идентичность окружающего тюркского населения — соответственно, турков и румынских татар, — но помнят о своем ногайском происхождении.

Решение о создании национального ногайского района в Карачаево-Черкесии (аналогично Ногайскому району Дагестана) было принято летом 2005 года и подтверждено на референдуме 8 октября 2006 года [10] . Район был образован 17 октября 2007 г. из части (30 %) территории Адыге-Хабльского района [11] [12] . Площадь Ногайского района составляет около 187 кв. км, или 1,3 % территории Карачаево-Черкесии [13] . Ногайцы в Карачаево-Черкесии являются одним из пяти субъектообразующих народов [14] .

Ногайский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Вместе с казахским и каракалпакским языками составляет кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков.

В силу широкого географического расселения народа в ногайском языке исторически выделились 4 диалекта: караногайский (Дагестан, Чеченская Республика), собственно ногайский или кумский (Ставропольский край), акногайский или кубанский (Карачаево-Черкессия), карагашский (Астраханская область).

По происхождению и классификации ногайским (кыпчакско-ногайским) является степной (северный, ногайский) диалект крымскотатарского языка (Крым). Некоторые специалисты считают также диалектами ногайского языка говоры юртовских и алабугатских татар. Другие специалисты считают их диалектами татарского языка, подвергшимися влиянию ногайского языка.

Вместе с каракалпакским и казахским языками, степным диалектом крымскотатарского языка и кыпчакскими диалектами узбекского языка составляет кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Все Ногайские языки и диалекты (другие обозначения — кыпчакско-ногайские, арало-каспийские, канглы, южно-кыпчакские, восточно-кыпчакские, кыпчакско-казахские, дештийско-сибирские) достаточно близки между собой, чтобы считаться наречиями одного языка.

Традиционная культура

Религия



Одежда

Одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире.

Так как ногайцы, будучи воинами-степняками большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.

Традиционной одеждой ногаев так же являлся каптал и баслык [15] , шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.

Кухня

Традиционными для ногаев являются молочные продукты: боза, айран, из мучного: хинкал, лакумы. Еду готовили в походных казанах.

Жилище

Юрта с циновками. Очаг располагался в центре. Совокупность юрт образовывала аул. Юрта была сборной и могла транспортироваться на двухколесной арбе.

История

Ногаи — один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. — XIII в. н. э. (Саки, Сарматы, Гунны, Усуни, Канглы, Кенегесы, Асы, Кыпчаки, Уйгуры, Аргыны, Кытай, Найманы, Кереиты, Кунграты, Мангыты и др.).

Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

Крымский период XVII—XVIII вв.

После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) [16] .

В 1728 г. часть ногайцев поселилась в северном Причерноморье (Буджак, Едисан, Джембойлук и Едишкуль) [17] , где они признали юрисдикцию Османской империи.

В 1781 г. произошли антироссийские выступления ногайцев на Кубани, которая к тому времени находилась под юрисдикцией крымского хана. Выступления трактовались также и как бунт против Крыма [18]

В составе России с XVIII в.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

В 1783 году Екатерина II издала манифест [источник не указан 533 дня] , упразднявший государственность причерноморских орд, а им самим предписывалось переселиться из новороссийских степей в Зауралье. Попытки депортации вызвали новые волнения среди ногайцев, и на их подавление был направлен А. В. Суворов. Многочисленные попытки А. В. Суворова заключить мир с ногайцами срывались [источник не указан 533 дня] , а набеги ногайцев на русские поселения всё продолжались. [источник не указан 533 дня] Тогда Суворов 1 октября 1783 г. напал на ногайцев, не ожидавших неприятеля. [источник не указан 533 дня]

Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю [19] [20] [21] .

К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно [источник не указан 584 дня] переведены на оседлый образ жизни.

После Крымской войны 1853-56 года ногайцев опять обвинили в симпатиях к Турции, и кампания по их выселению из России возобновилась. Десятки тысяч человек были насильственно вывезены [источник не указан 533 дня] . Оставшиеся с Северном Причерноморье ногайцы влились в состав крымских татар, а основная масса депортированных была ассимилирована турецким населением Анатолии [19] .

Возле Кизляра кочевали караногайцы, а возле Моздока едисанцы и джембойлукцы.

Читайте также: