Повседневные занятия ногайцев кратко
Обновлено: 01.05.2024
После былого величия они стали отверженными и гонимыми. Они до сих пор верят в высшие силы, которые имеют власть над судьбами людей. Во многом этот народ уникален и неповторим. Что же рассказывает нам исторический путь ногайцев? Как получилось, что великие ногайцы оказались рассеяны между странами и народами?
Численность — около 110 тыс. человек. Ногайцы являются одними из последних кочевников Великой степи. В результате сложной и драматической истории ногайцы оказались расселены на значительных территориях отдельными группами, которые не поддерживают связи между собой. В основном они проживают в России от Дагестана до Крыма, а за пределами России в треугольнике Узбекистан-Румыния-Турция.
Историческая территория расселения ногайцев — обширные пространства южно-русских степей, низовья Волги, предгорные районы Кавказа. В зависимости от места проживания ногайцы подразделяются на степных (караногайцы), астраханских, кубанских, крымских, терско-сулакских.
На Северном Кавказе и Причерноморье они обосновались в следующих районах:
- Карачаево-Черкесском автономном округе, где по приблизительным подсчетам проживает около 20 000 кубанских ногайцев;
- селах Карамуржин и Кангли, а также Нефтекумском районе (ранее Ачикулакском) Ставропольского края: Ембойлуковцы , Етишкульцы , Едисанцы, Кумские;
- В Минераловодском районе Ставропольского края: Кумские или Пятигорские ;
- северном Дагестане, Ногайском и Кизлярском районах Дагестана: Караногайцы , Таркинцы , Яксаевцы , Костековские , Сулакские;
- Шелковском районе Чечни;
- В Татарской Слободке недалеко от города Новочеркасска.
- В Астраханской области: Карагаши , Юртовцы , Ногайцы-Кундрав
- В Крыму: крымские ногайцы
- В республике Калмыкия: Утары
На территории России ногайцы также проживают в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Отдельные группы ногайцев живут в Турции, Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане и на Украине.
Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Традиционные занятия - кочевое скотоводство, охота, рыболовство, отчасти земледелие, бахчеводство, домашние ремесла.
Ремесла и промыслы ногайцев
Домашние ремесла и промыслы: обработка кожи, шерсти, овчины, суконное и войлочное производство, кузнечное, ювелирное дело, аппликационная вышивка, золотое шитье.
Ногайцы, проживающие на севере Дагестана в Ногайской степи ( караногайцы ) - единственный из этносов Дагестана, имеющий кочевое прошлое и богатую культурную традицию, во многом отличную от горской. Традиционная культура ногайцев (костюм, жилище, ремесла, орнаментика) во многом схожа с культурой народов Средней Азии (казахами, киргизами, каракалпаками) и Поволжья (татарами, башкирами), с которыми ногайцы имеют общий этногенетический корень.
Основным занятием кочевников было разведение крупного рогатого скота, овец, лошадей, верблюдов, поэтому домашние ремесла, в первую очередь, были связаны с обработкой шерсти, овчины и кожи. Кроме сапожного, дубильного и шорного дела, мужчины также занимались деревообделочным, столярно-плотничьим, кузнечно-слесарными и ювелирным ремеслами. Они сами делали из дерева необходимые в быту предметы, начиная от сельскохозяйственных орудий и кончая неприхотливой мебелью и посудой.
Ногайская юрта
Ногайская юрта — большая (терме) и малая, переносная (отав) — представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.
Юрта типа терме была разборной, а типа отав - неразборной. Терме относилась к юртам западно-тюркского подтипа, и названиями составляющих деталей и их формами была аналогична казахской, киргизской и другим юртам.
Богачи накрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки - серым.
Ориентация входа в юрту в абсолютном большинстве была на юг, реже - на восток. Видимо, иногда ориентация зависела от климатических условий местности (направления ветра). Об особенностях ориентации юрты можно судить и по следующим сопоставительным данным. О древней традиции кочевников в XIII в.
Помещают постель господина на северную сторону. Место женщины всегда с восточной стороны, т. е. налево от хозяина дома, когда он сидит на своей постели, повернув лицо к югу. Место же мужчин с западной стороны, т. е. направо. Мужчины, входя в дом, никоим образом не могут повесить своего колчана на женской стороне.
Вторым типом переносного жилища ногайцев была юрта отав . В отличие от терме, это была неразборная юрта, перевозимая на двухколесной арбе. Ее убранство в деталях напоминало устройство юрты терме. Видимо, на ее основе произошло развитие юрты типа терме. Отав, можно полагать, - более древний тип жилища ногайцев, чьи предки перевозили его в неразобранном виде.
Кибитки отав были нескольких видов:
- походная, используемая пастухами на летовке;
- гостевая или для отдельных членов семей, размещавшаяся рядом с терме;
- свадебная –для новобрачных.
Наряду с отав для новобрачных необходимо отметить свадебную арбу куьйме . В таких арбах возили невест в дом женихов, чтобы никто не мог ее видеть. Куьйме имела форму арбы с кибиткой и готовилась из досок, раскрашенных главным образом в голубой (другое бытовавшее в народе, название свадебной арбы – голубая повозка). В передней части арбы имелись двустворчатые двери, а сзади – небольшое окошко.
Внутреннее убранство юрты отличалось ограниченным количеством предметов мебели и быта, что связано со спецификой кочевого образа жизни.
Ногайские войлочны ковры
Высокохудожественная обработка войлока кочевых культур сохранилась еще со времен пазырыкской культуры .
Обработкой шерсти у ногайцев, в первую очередь,занимались женщины. Практически все ногайки умели валять войлок, который широко использовался не только в быту, но и в качестве стен натягивался на деревянный каркас переносного жилища кочевников — юрты.
Национальная одежда ногайцев
У причерноморских ногайцев были зафиксированы «три головных убора:
Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.
Ногайский кочевник был вооружён:
- луком ( яй ) со стрелами ( ок ),
- мечом ( кылыш ),
- боевым топором ( балта )
- копьём ( суьнъги , найза ).
- имелись красиво отделанный колчан ( кылшан ) для стрел,
- шлем ( тувлыга ),
- украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.
Женская одежда ногайцев отличалась сравнительно большим разнообразием. Это наиболее устойчивая часть старинной национальной одежды, сохранившая многие древние черты, ибо женщины редко выезжали из степи и меньше общались с другими народами. В своей основе женский костюм, однотипный для всех регионов проживания ногайцев, тем не менее, имел и локальные особенности.
Основным видом верхней распашной одежды караногаек являлся бешмет (къаптал), сходный по покрою с ногайским мужским бешметом, а в некоторых чертах и с северо-кавказским женским кафтанчиком. Прилегающий в талии, он подчеркивал стройность женской фигуры. Рукава бешмета имели разрез от локтя до кисти руки, который отделывали красивой тканью, так как во время работы рукава подворачивали, обнаруживая яркую подкладку.
Воротник-стойку как и весь бешмет, украшала горизонтальная или узорная рельефная строчка-стежка, подчеркивающая объемность выстеганного орнамента. Бешметы шили обычно из плотных тканей, главным образом из атласа, канауса, сукна. Праздничные нарядные бешметы молодых ногаек из тканей ярких цветов.украшенные ажурной стежкой и богатой вышивкой золотым галуном, были очень красивы. Нарядный бешмет также дополнялся нагрудными серебряными украшениями, а в талии стягивался широким кожаным поясом с серебряной пряжкой, украшенной сердоликами.
В СССР очень тревожились по поводу существования кочевого народа на Кавказе и всеми силами старались сделать их оседлыми, в результате чего с 30-х годов XX века культура ногайцев во многом изменилась. Но элементы традиционной культуры до сих пор сохранились в их быту, костюме, свадебных традициях.
Доисламские верования ногайцев
Ногайский народ имеет сложный этногенез, в котором участвовали кыпчаки, половцы, мангуты, булгары, туркмены и др. древние тюркские племена. В Ногайской Орде с XVI в. века ислам был государственной религией, но при этом сохранялось множество пережитков архаических верований.
Ислам впервые в Золотой Орде был принят ханом Берке (1257 — 1266), а широко стал распространяться среди кочевников Дешт-и Кипчака в первой половине XIV в., в эпоху золотоордынского хана Узбека (ок. 1283 — 1341).
Однако, доисламские верования глубоко укоренились в мирровозрении ногайцев. Ногайскому языку и фольклору знакомы древние обозначения верховного божества тенгрианства — Кудай и Тенгри.
В советское время этнологи опрашивали жителей на предмет этих духов, и получили ответ, что ногайцы будто издали в степи видели кочевье ийнов. Кони у них белые.
Духи живут на пустырях, в безлюдных степях, в старых заброшенных домах и прочих строениях, в саманных карьерах, местах выброса золы, мусора. Поэтому ногайцев с детства приучали не ходить в заброшенные места, особенно вечером. До сих пор некоторые старики верят, что духи невидимы лишь благодаря своим папахам.
Рассказы о том, что духи приходили к мужчинам в облике красивых женщины, распространены среди ногайцев. По традиционным воззрениям, духи-девицы могут вступать в интимную связь с мужчинами. Старики также рассказывали, что в старину якобы были женщины, родившие от духов.
У ногайцев, как и других народов существовал дух обыр (упырь) — это душа умершего злого человека, показывающаяся в виде кошки, поэтому если кто- нибудь умирал, то в ауле всех кошек запирали.
Как ни странно, у ногайцев имеется ряд персонажей, встречающихся и в русских сказках. Например, в ногайском пандемониуме есть дракон аздага , похожего на русского змея-горыныча. В одних поверьях он трехглав, в других — имеет семь огнедышащих голов, туловище змея, длиной в несколько сотен метров. Чудовище может перекрыть большую реку и оставить живущих у реки людей без воды. Дракон, как правило, за возвращение воды требует, чтобы ему в жертву была принесена восемнадцатилетняя девушка. Другим драконом в верованиях ногайцев выступает сазаган . Демон обычно появляется на небе среди туч весной и летом перед дождем.
В традиционной демонологии ногайцев значительное место занимают духи-хозяева — ие. Это сув иеси — хозяин воды, сув анасы — мать воды, уьй иеси- — хозяин дома, ер иеси — хозяин земли, коьк иеси — хозяин неба. По поверьям, хозяин воды чаще заговаривает с пришедшими за водой понравившимися ему женщинами и старается увести их в свое царство, этот эпизод также встречается в русских сказках.
С похоронными обрядами у ногайцев связаны обычаи, которые практикуют соседние народы: кумыки и калмыки, несмотря на то что вера у них разная. Это говорит о том, что данные верования были распространены еще в глубокой древности и, по всей видимости, связаны с зороастризмом.
Например, ночью рядом с покойником остаются близкие родственники. Сорок ночей в комнате, где лежал покойник, обязательно должен гореть свет. В доме покойника в течение семи дней не должны готовить пищу.
Интересно отметить, что в селении Кубачи , где до 15 века бытовал зороастризм, четверг считается выходным днем. О чем это говорит? О том, что это какая-то очень древняя традиция, которая существовала как некая культурная общность. Я полагаю, что эта традиция уходит корнями на много тысячелетий вглубь. Тем более, что на территории Дагестана найдены календари, в которых год делился на 40 недель. Об этом подробнее читайте тут >
Художественное творчество
Знакомьтесь с эпическим творчеством ногайского художника, Койлакаева Алибека Баймуратовича. Алибек родился 23 мая 1982 года в селе Терекли-Мектеб, республики Дагестан.
В 2002 году продолжил обучение в Краснодарском Государственном Университете Культуры и Искусств в Академии Художеств. Художник разработал свою собственную технику, путем кропотливой работы, учебы и годы тренировок. При написании картин Алибек использует тушь и перо.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Традиционные занятия и материальная культура ногайцев Учитель истории и обществознания МБОУ-СОШ № 23 города Армавира Краснодарского края Маркова Светлана Александровна
Содержание: Традиционные занятия Ремёсла Жилища
Традиционные занятия Традиционные занятия Ногайцев - кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Наряду со скотоводством Ногайцы в незначительной степени занимались земледелием (просо, овёс, пшеница), бахчеводством и садоводством. Разводили также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). К числу древних традиционных занятий Ногайцев следует отнести охоту и рыболовство (зайцы, сайгаки, лисы и др.; сельдь, усач, осётр, лосось и др.).
Ремёсла Из ремёсел наиболее развиты были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши. Через Ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь, что обусловило значительную роль торговли у Ногайцев.
Жилища Характерный тип поселений Ногайцев - кочевые аулы: весенне-летние, летне-осенние (яйлак и язлав) и зимние (къыслав); при этом зимники (у кубанских Ногайцев со 2-й половины 18 века, у остальных Ногайцев с середины 19 века) превращались в оседлые постоянные поселения (юрт, аул, шахар, къала). Традиционные жилища - кибитка (юрта) и дом (уьй), которые приспособлены соответственно к кочевому и оседлому образу жизни; более древним жилищем Ногайцев следует считать юрты.
Жилища (продолжение) Ногайская юрта - большая (термэ) и малая, переносная (отав) - представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы. Оседлые Ногайцы жили в полуземлянках (ерме къазы) и наземных турлучных и саманных домах с пологой двускатной крышей. Дом имел кухню-сени (аятюй) и спальни (ичюй); по мере женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Для обогрева юрты в холодное время и приготовления пищи использовали открытый очаг; здесь же стоял треножник. В стационарных жилищах были пристенные камины; в начале 20 века появляются железные печи.
По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 950 ногайцев, которые в основном живут в Норильске и Шарыпово.
Ногайцы (ногай, караногайцы, карагаши) — народ в Российской Федерации. Территориями преимущественного проживания являются: Республика Дагестан, Ставропольский край, , Астраханская и Тюменская области, Чеченская Республика. Небольшие группы расселены в Турции, Румынии и других странах. Имеются субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские ногайцы (Ставрополье), кубанские ногайцы () и астраханские ногайцы (Астраханская область). По данным переписи населения 2010 г., в Российской Федерации проживает 103 660 ногайцев.
Говорят на ногайском языке тюркской группы алтайской языковой семьи, имеющем два диалекта: караногайский и кубанский. Письменность с XVIII в. на основе арабской графики, с 1928 г. — на латинице, с 1938 г. — на кириллице. Верующие ногайцы — .
После включения северокавказских степей в состав России государственные образования ногайцев были ликвидированы, и часть населения переселилась в Турцию. В последующем административно-территориальная принадлежность Ногайской степи неоднократно менялась. С 1957 г. она была окончательно разделена между Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем.
В Красноярском крае представители ногайского народа появились в послевоенный период. Вплоть до конца гг. их количество не превышало 50 человек. За последующую четверть века численность диаспоры выросла в восемь раз. Приток мигрантов не уменьшился даже в трудные гг. По данным переписи населения 2010 г., в Красноярском крае насчитывается 950 ногайцев, которые в основном живут в Норильске и Шарыпово.
Традиционные занятия ногайцев — кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Второстепенное значение имело земледелие (просо, овес, пшеница), а в ряде районов — охота, рыболовство, бахчеводство и садоводство.
Из ремесел наиболее развиты изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, . Через ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в т. ч. Великий шелковый путь, что обусловило значительную роль торговли у ногайцев.
С конца XIX в. характерный тип поселений ногайцев — кочевые аулы: , и зимние. Последние постепенно превращались в оседлые поселения (юрт, аул). С древнейших времен ногайцы использовали в качестве жилища большую юрту (термэ) и малую, переносную юрту (отав), которая представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы.
Традиционная мужская одежда ногайцев состояла из нательной рубахи, штанов, верхней рубахи, , кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви (из шкур, сафьяна или хрома), папахи, шляпы (из войлока, ткани или меха), поясного ремня. Зимой бедняки надевали шубы из овчины, богачи — из каракуля, волчьих, лисьих, беличьих шкур. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи.
Женский костюм по покрою близок к мужскому. Он включал в себя , различные типы платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи или сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.
Национальная пища ногайцев — , мучные и рыбные блюда: бесбармак (мясо с лапшой), кувырдак (жареное мясо с луком), казы и толтырма (колбасы), шашлык, казан борек (пельмени), инкал (род галушек), балык сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц Употребляются напитки: ногай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и многие другие.
Нога́йцы (самоназвание — ногай [noɣaj], мн.ч. — ногайлар [noɣajlar]) — тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье. [8] Говорят на ногайском языке, который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков. Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928—1938 гг. — на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.
Численность в РФ — 103,7 тыс. чел. (2010).
Содержание
Политическая история
Ногайцы сформировались в XV веке в результате консолидации ряда тюркских племен между Нижней Волгой и Эмбой. Ведущую роль в Ногайской орде играли мангыты. Эти названия многими воспринимались как синонимы, и иногда всех мангытов, обитавших и в других ханствах, тоже называли ногаями. Основателем династии ногайских правителей был эмир Эдигей, однако независимой государственности ногаев в его время не существовало. Эдигей и несколько поколений его потомков были беклярбеками при золотоордынских ханах. Обретение независимости Ногайской орды произошло при правнуке Эдигея — Мусе. Однако государство постоянно раздиралось внутренними войнами и губительными конфликтами с соседями — особенно Крымским и Казахским ханствами.
В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи.
Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками. Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.
Антропология
Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами [9]
Расселение
В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России — в Дагестане (Ногайский, Тарумовский, Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области. От названия народа происходит название Ногайская степь — район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.
За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России — Москве, Санкт-Петербурге, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе.
В Турции и Румынии проживают потомки переселившихся туда в XVIII—XIX вв. ногайцев, которые, в основном, восприняли этническую идентичность окружающего тюркского населения — соответственно, турков и румынских татар, — но помнят о своем ногайском происхождении.
Решение о создании национального ногайского района в Карачаево-Черкесии (аналогично Ногайскому району Дагестана) было принято летом 2005 года и подтверждено на референдуме 8 октября 2006 года [10] . Район был образован 17 октября 2007 г. из части (30 %) территории Адыге-Хабльского района [11] [12] . Площадь Ногайского района составляет около 187 кв. км, или 1,3 % территории Карачаево-Черкесии [13] . Ногайцы в Карачаево-Черкесии являются одним из пяти субъектообразующих народов [14] .
Ногайский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. Вместе с казахским и каракалпакским языками составляет кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков.
В силу широкого географического расселения народа в ногайском языке исторически выделились 4 диалекта: караногайский (Дагестан, Чеченская Республика), собственно ногайский или кумский (Ставропольский край), акногайский или кубанский (Карачаево-Черкессия), карагашский (Астраханская область).
По происхождению и классификации ногайским (кыпчакско-ногайским) является степной (северный, ногайский) диалект крымскотатарского языка (Крым). Некоторые специалисты считают также диалектами ногайского языка говоры юртовских и алабугатских татар. Другие специалисты считают их диалектами татарского языка, подвергшимися влиянию ногайского языка.
Вместе с каракалпакским и казахским языками, степным диалектом крымскотатарского языка и кыпчакскими диалектами узбекского языка составляет кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы тюркских языков. Все Ногайские языки и диалекты (другие обозначения — кыпчакско-ногайские, арало-каспийские, канглы, южно-кыпчакские, восточно-кыпчакские, кыпчакско-казахские, дештийско-сибирские) достаточно близки между собой, чтобы считаться наречиями одного языка.
Традиционная культура
Религия
Одежда
Одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает исторический путь народа, его образ жизни, национальные особенности, эстетические представления о мире.
Так как ногайцы, будучи воинами-степняками большую часть времени проводили на коне, то их одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т. д.
Традиционной одеждой ногаев так же являлся каптал и баслык [15] , шаровары и овчинные тулупы. Мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широкими шагами, верхней рубахи, куртки-безрукавки, кафтана, бешмета и черкески (у богатых), бурки, обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока. Зимой надевали шубы из овчины или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля. Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.
Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху, различные виды платьев, шубы, шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений.
Кухня
Традиционными для ногаев являются молочные продукты: боза, айран, из мучного: хинкал, лакумы. Еду готовили в походных казанах.
Жилище
Юрта с циновками. Очаг располагался в центре. Совокупность юрт образовывала аул. Юрта была сборной и могла транспортироваться на двухколесной арбе.
История
Ногаи — один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. — XIII в. н. э. (Саки, Сарматы, Гунны, Усуни, Канглы, Кенегесы, Асы, Кыпчаки, Уйгуры, Аргыны, Кытай, Найманы, Кереиты, Кунграты, Мангыты и др.).
Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, — Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.
Крымский период XVII—XVIII вв.
После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) [16] .
В 1728 г. часть ногайцев поселилась в северном Причерноморье (Буджак, Едисан, Джембойлук и Едишкуль) [17] , где они признали юрисдикцию Османской империи.
В 1781 г. произошли антироссийские выступления ногайцев на Кубани, которая к тому времени находилась под юрисдикцией крымского хана. Выступления трактовались также и как бунт против Крыма [18]
В составе России с XVIII в.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.
В 1783 году Екатерина II издала манифест [источник не указан 533 дня] , упразднявший государственность причерноморских орд, а им самим предписывалось переселиться из новороссийских степей в Зауралье. Попытки депортации вызвали новые волнения среди ногайцев, и на их подавление был направлен А. В. Суворов. Многочисленные попытки А. В. Суворова заключить мир с ногайцами срывались [источник не указан 533 дня] , а набеги ногайцев на русские поселения всё продолжались. [источник не указан 533 дня] Тогда Суворов 1 октября 1783 г. напал на ногайцев, не ожидавших неприятеля. [источник не указан 533 дня]
Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю [19] [20] [21] .
К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно [источник не указан 584 дня] переведены на оседлый образ жизни.
После Крымской войны 1853-56 года ногайцев опять обвинили в симпатиях к Турции, и кампания по их выселению из России возобновилась. Десятки тысяч человек были насильственно вывезены [источник не указан 533 дня] . Оставшиеся с Северном Причерноморье ногайцы влились в состав крымских татар, а основная масса депортированных была ассимилирована турецким населением Анатолии [19] .
Возле Кизляра кочевали караногайцы, а возле Моздока едисанцы и джембойлукцы.
Читайте также: