Посуда древней индии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Искусство Индии > Гончарное искусство, керамика

Гончарное искусство Индии – это древняя форма ремесла, история которого начинается с незапамятных времён. Об этом свидетельствует культура черной и красной керамики (XII-IX вв. до н.э.) эпохи раннего железного века, процветавшая на севере полуострова Индостан. А так же культура серой расписной керамики, распространённая в долине Ганга в 1100—350 гг. до н. э., и культура желтой керамики, развившаяся в восточной Индии во II в. до н.э.
Гончарное ремесло, связывающее современность и прошлое, и по сей день является неотъемлемой частью жизни индийцев. Множество древних форм, техник и декоративных стилей до сих пор применяются в гончарном деле.
Согласно древнеиндийской традиции, гончары считаются потомками самого Вишвакармана — зодчего богов. Проводящие всю жизнь у гончарного круга, создавая необходимые в обиходе вещи, ремесленники вкладывают в произведения частицу своей души. Прикоснувшись к глиняному изделию, чувствуешь, что каждый кувшин, горшок или статуэтка наполнены историей и легендами древности.
Путешествие по Индии оставляет много ярких воспоминаний. Одним из них является посещение базаров, где можно найти все, что душе угодно. Обычным явлением для индийских базаров является огромное многообразие керамических изделий, которые, несомненно, станут отличными сувенирами из этой удивительной и загадочной страны. Каждый регион Индии знаменит своим особым стилем гончарных изделий, однако всех объединяет простота форм и незатейливость рисунка. Из глины здесь изготавливают горшки, кувшины, чашки, лампы, лампадки, игрушки, копилки, вазы для цветов, фигуры богов и богинь и множество других предметов.

Делийская и джайпурская голубая керамика
Это искусство, привнесенное из Персии, процветало во времена правления Великих моголов. Сегодня почти забытое ремесло производства голубой керамики в Дели продолжают лишь немногие ремесленники и молодые энтузиасты, берущие уроки у старых мастеров. Технология изготовления голубой керамики характерна лишь для этого региона Индии, а также Джайпура (Раджастан), куда это искусство было завезено во времена правления Раджи Рам Сингха II.
Мудрый правитель привез из Агры искусных гончаров, которые прославили регион изумительной бело-голубой керамикой. Эти предметы хоть и называются керамикой, но сделаны они без использования глины. В их состав входит кварц, известь, бикарбонат соды и фуллерова земля (флоридин). Изделия включают тарелки, вазы, фруктовые чаши, кувшины, мыльницы, глазурованную плитку и многое другое. Главным центром производства голубой керамики в Раджастане является Джайпур (Jaipur). Санганер, Махалан и Неота (Sanganer, Mahalan, Neota.) несколько уступают Джайпуру, однако их изделия также популярны. От изумительно бело-голубых, а порой с бирюзовым оттенком керамических изделий веет духом старинной Индии.

Делийская керамика


Делийская голубая керамика



Джайпурская голубая керамика

Джайпурская голубая керамика


Джайпурская керамическая плитка



Джайпурская лавка

Раджастан и Гуджарат
Будучи в Раджастане, несомненно, следует посетить Алвар (Alwar). Гончары из Алвара славятся производством удивительных керамических изделий толщиной с лист бумаги, которые называются керамикой кагзи (Kagzi). Сегодня лишь горстка мастеров продолжает работать в этой технике, назначая малую цену за изделия весьма высокого качества.
В Молеле (Molela), небольшом городке в 40 км к северу от Удайпура издавна изготавливают терракотовые барельефные плитки с изображениями богов или героев традиционных местных легенд, а также сцен из повседневной жизни. Эти плитки чаще всего подвешивают на стены храмов и домов. Они могут быть естественного терракотового оттенка, либо раскрашены цветными красками. Называются они муртикала (murtikala). Производство муртикал также распространено и на территории Гуджарата.

Муртикала


Керамика муртикала

Муртикала


Муртикала

Основными центрами производства глиняных сосудов в Раджастане являются Джайпур, Сикар, Аджмер и Бхаратпур (Jaipur, Sikar, Ajmer, Bharatpur).


Представители полукочевого племени гарасия (Garasia), проживающего в лесистых районах Раджастана и Гуджарата, лепят из глины необычных по форме лошадей, которых используют во время проведения своих религиозных обрядов, связанных с поклонением божеству Бхавесингх (Bhavesingh). Фигурки терракотовых лошадей подносят Бхавесингху, размещая под священным баньяновым деревом.



Округ Кач (Kutch) штата Гуджарат известен терракотовыми изделиями, а также расписной керамикой. Местные мастера высушивают глину на солнце, а затем расписывают изделия и обжигают их в печи. Многие изделия украшают зеркалами, ослепительно сверкающими на ярком гуджаратском солнце. Традиционными мотивами росписи являются листья, цветы, геометрические фигуры и линии. Гуджаратские базары всегда переполнены различными сувенирами из керамики: колокольчиками, свистками, куклами, фигурками животных, декоративными чашами и многим др.

Гуджаратская керамика

Гуджаратская керамика

Пенджаб
Основными центрами производства керамических изделий в Пенджабе являются округи Мохали (Mohali), Лудхияна (Ludhiana) и Хошиарпур (Hoshiarpur). Здесь специализируются на производстве горшков для хранения пищевых продуктов, а также лампад, миниатюрных алтарей, цветочных горшков и конечно же игрушек для детей, которые раскрашивают в яркие цвета, расписывают традиционными орнаментами и украшают маленькими зеркалами.



Глиняные лампады

Джамму и Кашмир
В Кашмире местные ремесленники изготавливают прекрасную как разноцветную глазурованную, так и не покрытую глазурью керамику. Местная глазурованная керамика именуется далгейт (Dal Gate pottery). В простоте форм и узоров, позаимствованных у природы, кроется секрет совершенства и уникальности кашмирской керамики.

Далгейт керамика


Керамика далгейт



Основным центром производства керамических изделий в Кашмире является Шринагар (Srinagar). Территория Джамму известна своей довольно строгой (классической) керамикой. Здесь также изготавливают яркоокрашенные изваяния индуистских божеств, особенно востребованных во время проведения празднеств и всевозможных фестивалей.
Традиционная керамика Ладакха — это, прежде всего, кухонная утварь, ритуальные светильники, большие изваяния Будды, а также маски, для изготовления которых используют помимо глины ткань, муку, бумагу и клей.

Химачал-Прадеш
Центры производства керамических изделий Химачал-Прадеша расположены в Кангре, Манди, Кулу, Чамбе и Шимле (Kangra, Mandi, Kulu, Chamba, Shimla).
Химачальская керамика высоко ценится за прочность. Местные гончары, называемые кумхары, делают всевозможные предметы домашнего обихода, а также прекрасные сувениры. Округ Кангра знаменит производством сосудов из тёмно-красной глины, которые традиционно расписываются черными и белыми красками. Там же в Кангре в деревне Андретта (Andretta), которую с 20-х годов прошлого столетия населяют преимущественно ремесленники-гончары, производят высокохудожественную керамику, которую можно приобрести во всех торговых точках Индии. В Андретте сообществом гончаров организованы трехмесячные курсы обучения гончарному делу у известных мастеров керамики.



Керамика мастеров из Андретты

Уттар-Прадеш
В штате Уттар-Прадеш широко распространено производство блестящей черной керамики, славящейся своей прочностью, благодаря двойному обжигу. Основным центром производства черной керамики является Низамабад (Nizamabad) в округе Азамгарх (Azamgarh). Изделия приобретают характерный черный цвет из-за того, что их натирают горчичным маслом перед обжигом. После керамику полируют амольгамой олова, которая придает ей серебристость.



Большой интерес представляет глазурованная керамика из Чинхата (Сhinhat) и Кхурджи (Khurja). Керамика Чинхата включает широкий спектр изделий: блюдца, чашки, вазы, сахарницы, тарелки, кувшины, чайники и др. Посуду традиционно белого или кремового цвета украшают цветочным рисунком, используя оттенки синего и оранжевого.

Керамика Чинхата


Керамика Чинхата

Керамика из Кхурджи приводит в восторг невероятным многообразием цветов, фактур и узоров. Эти милые изделия способны украсить любую кухню или столовую и наполнить дом положительными эмоциями.



Керамика из Кхурджи

Особую популярность штату принесла керамика из Горакхпура (Gorakhpur). Причудливые лампы, сосуды для воды в виде лошадей и слонов, фигурки богинь и людей и другие сувениры пользуются спросом не только у местных жителей, но и у туристов.

Мадхья-Прадеш
В округе Сеони (Seoni) находится деревня Пачдхар (Pachdhar), где проживает община гончаров (kumhaar). Местные гончары, чутко реагирующие на веяния моды и пожелания клиентов, производят довольно заурядную керамическую посуду, цветочные горшки, лампадки, копилки и другую утварь. Каждую неделю грузовики, набитые горшками отправляются из Пачдхара во все районы штата, а также соседнюю Махараштру.



Округ Джхабуа (Jhabua) знаменит изготовлением полых фигур терракотовых лошадей, изваяний богинь Лакшми и Парвати, а также глиняными алтарями, известными как дхаба (dhaba). Местные ремесленники изготавливают игрушки для детей в виде фигур различных животных, птиц, свистки и другие безделицы.


Махараштра
Гончарный промысел в Махараштре сосредоточен в Варе, где проживает сообщество гончаров, а также в Бхадравати (Bhadravati) округ Чандрапур (Chandrapur) и в Мумбаи (Mumbai), где распространено изготовление черной керамики. Гончарным ремеслом в Махараштре не редко занимаются и женщины, так как основная масса мужского население занята работой на многочисленных заводах и фабриках штата.
Главным сезоном, приносящим неплохой доход в семьи гончаров, является зима, поскольку в феврале, во время празднования Шиваратри, существенно возрастает спрос на горшки различных размеров, используемых во время церемонии подношения божествам.


Ассам
Северо-восточный штат Индии Ассам хранит старинные традиции гончарного искусства, передаваемые из поколения в поколение. Здесь в Ассаме проживают две общины гончаров: хира (hira) и кумар (kumar). Гончары из общины кумар используют в работе гончарный круг, а также лепят из глины кукол, изваяния богов и богинь. Ремесленники же из общины хира не пользуются гончарным кругом, а для изготовления керамических предметов домашнего обихода практикуют метод сжатия материала (тугого замешивания глины). Хира проживают в районах Гоалпара (Goalpara), Камруп (Kamrup), Барпета (Barpeta). В отличие от остальных регионов Индии, изготовлением керамических изделий у хира традиционно занимаются женщины. Мужчины в свою очередь добывают сырье (глину) и продают готовые изделия на рынках. Наиболее распространёнными предметами, производимыми представителями этой общины, являются кувшины, горшки, тарелки, лампы, лампады. В Камрупе производят кровельную черепицу. Деревня Ашарканди, что в районе Гоалпара славится своими изящными глиняными куклами.


Западная Бенгалия и Орисса
Прекрасные образцы традиционных терракотовых изделий можно найти в городах Западной Бенгалии Муршидабад, Бирбхам, Джайссор, Хугли и Дигха (Murshidabad, Birbhaum, Jessore, Hooghly, Digha). В малоимущих семьях гончаров кумбкар (khumbkar) женщины часто помогают своим мужьям, выполняя не сложную работу. Изготавливая маленькие горшочки, крышки для них, тарелки, кружки, кукол, а также фигурки божеств, они стараются пополнить семейный бюджет дополнительными доходами.



Терракотовая керамика (Зап. Бенгалия)

Орисские гончары изготавливают посуду, глиняные лампы, горшки для растений, статуэтки, игрушки, фрески и др. Ремесленники из региона Самбалпур (Sambalpur) специализируется на изготовлении кровельной черепицы.




Работы орисских мастеров

Тамил-Наду
Керамические изделия весьма популярны во всем Тамил-Наду. Тамильские мастера гончарного дела, известные здесь как куявар, кулалаар, велар (kuyavar, kulalaar, velar), трудясь изо дня в день, создают не только необходимые в обиходе вещи, но и ритуальные предметы, фигуры божеств, игрушки и сувениры.




Традиционно в качестве оберега у входа в каждую тамильскую деревню устанавливают огромные статуи терракотовых лошадей, которые согласно местной легенде, принадлежат Айянару (Ayyanaar) — тамильскому божеству, защитнику деревни. Культ Айянара распространен в поселениях всего Тамил-Наду, а также на Шри-Ланке. Его священнослужители не брахманы, а местные жрецы, принадлежащие к касте гончаров. Айянар с широко раскрытыми глазами, огромными усами и большими зубами восседает в окружении своих воинов и лошадей у входа в селение. Эти огромные, почти шести метровой высоты статуи, лепят из глины, песка и соломы.


Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Как и многие другие ремесла, традиция изготовления керамики в Индии очень древняя. Керамика страны всегда говорит об уровне её материальной культуры. Это одно из тех важных средств, с помощью которых люди передают знания следующим поколениям, создают объекты культа и выражают свои эмоции. На протяжении тысячелетий гончарное искусство было наиболее красивой формой самовыражения. Глиняная посуда может рассказать нам не только о быте народа, но и о его духовной жизни.

Керамика, быть может, — самое незаменимое из всех искусств. В Индии традиция изготовления керамики прослеживается до очень глубокой древности. В аграрной стране горшки для хранения воды и зерна всегда были востребованы. Настоящая история индийской керамики началась с цивилизации в долине Инда, а искусство формовки и обжига глиняных изделий, от терракоты до фаянса и фарфора, продолжалось на протяжении веков. В то время как посуда из красной глины больше подходит для бытовых целей, предметы из фарфора стали относиться к сфере искусства.

Производство керамики, как вручную, так и с помощью гончарного круга, происходило на всей территории Индии. Во времена существования доарийской цивилизации в долине реки Инд, Хараппской (по названию её главного города Хараппа), рассвет которой пришёлся на вторую половину III тысячелетия до н.э., гончарное дело уже занимало довольно важное место в жизни общества. Территория государства простиралась от Аравии до долины реки Ганг, оно занимало западную часть современной Индии, весь Пакистан и часть Афганистана. На пике развития цивилизации количество жителей приближалось к пяти миллионам, это примерно 10% населения Земли на тот момент. Уникальное достижение Хараппской цивилизации — это строительство городов из кирпича, самые крупные центры Хараппа и Мохенджо-Даро занимали площадь в несколько десятков гектар.

Города имели улицы с правильной планировкой. Мохенджо-Даро состоял из цитадели и нижнего города, там были обнаружены специальные зернохранилища, а также небольшой бассейн предназначенный, по-видимому, для омовения жрецов. В Хараппе найдены, возможно, первые в истории туалеты, а значит, жители могли контролировать подачу воды в город, а также её отведение. Здесь были изобретены гири для торговли, каменные и керамические печати, мастера делали ожерелья из драгоценных камней. Местные металлурги уже умели работать с медью, свинцом и оловом. Сложное пиктографическое письмо жителей долины Инда до сих пор не расшифровано. Закат Хараппской цивилизации произошёл около 1700 г. до н.э., причиной тому послужила засуха вызванная изменением русла реки Инд. А остатки населения были ассимилированы пришедшими на эту территорию Ариями.

Керамическое ремесло было хорошо развито в доарийский период. Для обжига изделий использовалась прямоугольная двухъярусная печь. Гончары обжигали глиняные таблички, печати, ёмкости для зерна и воды. Профессия гончара традиционно занимает уникальное положение среди ремёсел Индии, ведь от качества глиняных изделий зависит жизнеспособность народа. Сейчас в стране живёт более миллиона гончаров, это не считая сезонных рабочих, дополнительно привлекаемых к производству.

Ранний период (начало III тысячелетия до н.э.)

В третьем тысячелетии до н.э. в долине Инда гончарное производство было важнейшей отраслью, значение этих изделий трудно переоценить хотя бы потому, что Хараппские пиктографические надписи были найдены в основном на табличках из глины. Религиозные мотивы в протоиндийской керамике прослеживаются из столетия в столетие, демонстрируя очень плавный переход от одних изобразительных приёмов, к другим. Это позволило нам понять эволюцию верований и обрядов, нашедших выражение в различных формах и стилях изделий.

Хараппские гончары делали замечательную посуду, в основном используя колесо (гончарные круги из дерева не сохранились), как окрашенную в один тон, так и полихромную. Посуда из красной глины с тонкой росписью встречается чаще, чем окрашенная целиком (красного и чёрного цветов). Украшения состоят из горизонтальных полос различной толщины: выполненных в виде чешуек, ракушек, плодов и листьев. Кроме того, нередки изображения птиц, рыб и домашних животных. Среди глиняной посуды Хараппы есть несколько примечательных форм: небольшие постаменты, тарелки, бокалы, цилиндрические сосуды и различные виды чаш. Эти формы и манера росписи сохранялись и тиражировались по всему царству на протяжении веков. Существование единых гончарных традиций на такой большой территории трудно объяснить. Различные виды керамики, такие как глазурованная (кстати, самый ранний пример в древнем мире), резная, полихромная расписанная вручную использовались хараппцами.

Полихромная керамика (когда три и более цвета, красители на минеральной основе) была редкой и в основном представлена небольшими вазами, украшенными геометрическими узорами, в красном, чёрном и зелёном цветах, реже в белом и жёлтом. Керамическая посуда Инда включает кубки, глубокие миски, фляги, цилиндрические бутылки, вазы с узким горлышком, плоские горшки, мерники для зерна и специальные подставки для подношений.

Зрелый период цивилизации долины Инда

В последующее время (конец III — нач. II тысячелетия до н.э.), хараппская гончарная культура стала более массовой, так как большинство горшков уже изготавливалось на гончарном круге. Теперь не было необходимости экономить на материале и сосуды становились более массивными. Впитав в себя традиции предшествующих периодов (лаконичность форм, большой диапазон размеров изделий, растительные мотивы росписи) керамическое производство вышло на новую высоту. Большие кувшины для хранения с крупными изображениями животных и птиц стали характерны для зрелой фазы развития Хараппы. Горшки, имеющие ярко-красную основу были превосходно окрашены в чёрный цвет, покрыты геометрическими узорами или растительным орнаментом, а иногда изображали сцены, рассказывали истории. Центр производства керамики в этот период сместился на запад долины Инда.

Чёрная и красная глиняная посуда была найдена в Саураштре (юго-восток долины Инда). Эксперты предполагают, что эти места, вероятно, избежали упадка так как не были расположены на реке Инд, и население не испытало бедствия случившегося в западных поселениях. Следы хараппской глиняной посуды (2300-2000 гг. до н.э.) были также обнаружены при археологических раскопках в Бахрейне (остров в персидском заливе) и некоторых прибрежных местах залива. В дальнейшем, изображения животных на посуде выглядящей как типичная протоиндийская, сменили корабли и лодки. Значит жители этого региона, как и многие другие соседи хараппцев восприняли часть их культуры. А в таких областях как Гуджарат и Раджастхан (к юго-востоку от долины), наряду с Хараппской керамикой стали производиться другие виды гончарных изделий.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Индийская посуда: тава, карай, мадхани, чакла, вейлна, тхали.

karina_yem начала перечислять милые кухонные мелочи, оставшиеся дома в Йемене, и "Остапа понесло" - я начала составлять список индийской утвари, к которой уже привыкла дома, но которая достаточно необычна и присуща как восточной кухне в целом, так и индийской в частности.

К тому же, в ожидании предстоящей поездки в Индию в ноябре, я мысленно составляю список того, что мне хочется увидеть, рассмотреть поближе, узнать в Индии в этот раз. И, конечно же, - сфотографировать! =)) Один из "пунктов программы" - индийская кухонная утварь, посуда и прочие приспособления: от гигантских чанов для приготовления общественного обеда, лангара, в гурдваре, и тарелок из нержавейки - "тали" с отделениями для разных блюд, до мелких кухонных устройств, необходимых для приготовления блюд индийской кухни дома.

К тому же недавно silonik затронула тему тарелок из нержавейки и пластива на кухне в Египте: в Индии та же картина - в быту, в повседневной жизни, посуда из всего, что может побиться, практически не используется. Исключение - чашки или стаканчики для подачи масала чая

2.
Чугунная сковородка - тава
На таве выпекается все, что можно выпекать: лепешки чаппати или парантхи, наан, биточки тикки, идли и так далее.

Карай, мадхани, чакла, вейлна, чашки для ачара и коробочки для масал, щипцы для выпекания лепешек, тхали и идлица
2.

3.
Казан - карай (Karahi)
В отличие от азиатского "вок", или казана - у "карая" дно более округлое, размеры могут быть практически любые - от мелких до гигантских, и использоваться карай может и для готовки жидких блюд, и для пловов, и для подачи блюд. При этом может быть с крышкой, а может быть и без крышки.

4.
Madhani - толокушка
Индийский миксер!
Если на ручку нажимать сверху вниз, то можно использовать как толокушку. Если поставить, допустим, в кувшин с молоком, или кастрюлю с йогуртом, вертикально, и крутить ручку между ладонями быстро - то получается миксер!

5.
Чакла и велна (велан/вейлна)
Классика приданого любой индийской девушки.
Индианки, кстати, очень удивляются, когда видят, как я легко орудую скалкой - большинство индийцев свято верят, что вне Индии скалки не существуют.

6.
Соусница для подачи индийских соленых и острых соусов Achar или мелко нарезаного маринованого лука. Подается в начале индийского ужина, с паппадом, например

7.
Masala box - коробочка для специй

8.
Tongs - Щипцы для выпекания чаппати/ парантх
Не всякая хозяйка способна руками с раскаленной тавы чаппати хватать ;) =) Че спокойно переворачиват чаппати руками. Мне же руки жалко, я использую такие щипцы.

9.
Кувшинчик для подачи чая

10.
Thali - тали, на таком подноси можно подавать разные блюда одновременно

А еще есть для южноиндийской кухни - приспособления для формирования "идли" - бобово-рисовых пышных маленьких лепешек или пончиков, которые готовятся на пару или немного прожариваются на той же "таве"

Посуда в Индии

Бес сомнений, процесс приготовления пищи очень важен, но в Индии большое значение придают так же и посуде, которую используют для приготовления и в которой подают сами блюда.

Приверженцы древних традиций отказываются от использования фарфоровой посуды, которую начали использовать совсем недавно. Это связано с тем, что при ее изготовлении используют костную золу. Согласно традициям еда в Индии подается на начисто вымытом банановом листе, большом по размеру и круглом, или на тали. Поднос для подачи пищи или медный, или из нержавеющей стали. В богатых домах используют подносы из полированного серебра.

Порционные металлические чашечки, которые используют для подачи пищи называются катори. В такой посуде подают порции мяса, рыбы, цыпленка, овощей, чечевицы (даля), йогурта с овощами для салата.

Кроме всего этого, могут подаваться заготовленные каждой хозяйкой папады и пикули, долька лимона с щепоткой соли.

Все порции располагаются по краю тали, а в центре помещают пури из цельной пшеницы или отварной рис, а может и то и другое одновременно. Определенное расположение блюд предусматривают правила этикета, но сейчас эти правила особо не соблюдают. Вода ставиться в металлическом стакане обязательно с левой стороны тали. Все должны есть руками, что уже является особым искусством.

Читайте также: