Построение личной профессиональной перспективы кратко

Обновлено: 30.06.2024

МЕТОДИКА представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив про­фессионального и личностного развития. Вся методика занимает обыч­но около 30 минут. Общая процедура проведения опросника следующая:

1. Ребенку предлагается взять чистые с двух сторон листочки и под­писать в верхней правой части: дату проведения.

2. Затем ребенок читает вопросы, на которые он должен дать крат­кие ответы, одним-двумя предложениями и, по возможности, обо­сновывать эти ответы. Необходимо отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной.

4. Далее предлагаем ребенку и всем, кто принимал участие в опро­се, против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.

6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20-30 лет? Как согласу­ется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?

7. Выделите основные 5-7 этапов на пути к Вашей профессиональ­ной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).

8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собира­етесь приобрести эту профессию. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответ­ствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать.

11. Кто и что могут помешать Вам в реализации Ваших профессио­нальных планов (какие люди и обстоятельства)?

14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напи­шите, что вы делаете, кроме хорошей учебы в школе.

По самооценкам самих ребят наибольшие трудности вызы­вают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препят­ствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2-3 баллов).

Теперь у Вас есть большой материал для совместного се­рьезного размышления о дальнейшей профессиональной перспективе Вашего ребенка. И не страшно, если ряд вопро­сов у него остался без ответа. Для того и начат Вами этот раз­говор, чтобы за оставшееся время до окончания школы эти пробелы заполнить или найти помощников, способных дать разумный совет и оказать квалифицированную поддержку.

Нередко бывает, что подростки не задумываются о том, что же им нравится на самом деле и подходит ли им та или иная профессия, а если задумываются, то трудно найти ответы на эти вопросы - не хватает информации. Но с помощью психо­лога и с применением различных психометрических и акти­визирующих методов можно узнать, какие у человека инте­ресы, способности, личностные качества, потому что все эти показатели могут располагать к какой-то профессии или, на­оборот, отталкивать от нее.

Призывая преодолевать в себе внутреннего раба, А. Менегетти пишет, что обычно индивид, делая выбор, реализует только самого себя, но тот же выбор, после того как определены его границы, а ситуация с максимальной точностью сконструирована, может быть мгновенно адаптирован для миллионов и миллионов людей (Менегетти, 1996, с. 81). Претендующие на успех молодые люди не должны, выбирая, отдавать приоритет своим биологическим потребностям, но должны сохранять верность своей задаче продолжения творения, оставаясь сознающими свою ответственность сотворцами вселенной и становиться деятельными участниками бытия (там же, с. 89). Только это дает полноценное чувство жизни, прожитой не зря, жизни творческой, деятельной (элитной в высшем смысле этого слова).

Личная профессиональная перспектива (ЛПП)

В левой части таблицы - компоненты схемы построения ЛПП, а в правой - соответствующие вопросы для работы с клиентами.

Если работа проводится с классом, то каждый ученик берет обычный тетрадный листочек, подписывает его, проставляет номер очередного вопроса и сразу же записывает свой ответ (обычно на весь опрос затрачивается около 25-30 минут). После этого результаты определенным образом обрабатываются (см. ниже).

Если проводится индивидуальная профконсультация, то психолог-консультант может вставлять вопросы схемы построения ЛПП в беседу с клиентом. (Обращаем внимание, что лучше при этом ориентироваться на сами компоненты, которые, во-первых, полнее по своему содержанию, чем вопросы, и, во-вторых, в большей степени учитывают позитивные характеристики ситуации данного клиента.)

Актуальность. Необходимость изучения самоопределения подростков в условиях значительных социокультурных изменений в России начала XXIв.

Цель. Изучение ценностно-смысловой ориентировки современных российских старшеклассников на этапе предварительного профессионального самоопределения.

Методы. Методика изучения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С. Пряжникова; метод контент-анализа.

Выборка. 240 учащихся (133 девушки, 107 юношей) 9—11-х классов московских средних общеобразовательных школ в возрасте 14—17 лет.

Выводы. 1. В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда. 2. Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис в России), старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России. 3. В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования. 4. Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Разделы журнала: Эмпирические исследования

Поступила: 08.06.2018

Принята к публикации: 22.06.2018

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.37

Ключевые слова: старший подростковый возраст; личная профессиональная перспектива; ценности; ценностно-смысловая ориентировка; предварительное профессиональное самоопределение

Доступно в on-line версии с 07.09.2018

Введение

Личностное и профессиональное самоопределениетрадиционно считается центральной задачей развития и ключевым психологическим новообразованием старшего подросткового и юношеского возрастов (Божович, 2008; Карабанова, 2016; Кон, 1994; Эльконин, 2011).

  1. осознание ценности честного труда;
  2. осознание необходимости дальнейшего образования и самообразования;
  3. учет и прогнозирование ситуации в стране (в экономике, политике, на рынке труда);
  4. общая ориентировка в мире профессий (на основе систематизации по определенным признакам и соответствующих типологий);
  5. выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями;
  6. выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов пути к главной цели;
  7. знание выделенных целей: профессий, учебных заведений, мест работы;
  8. представление о своих внутренних возможностях и недостатках, которые могут повлиять на достижение целей;
  9. представление о путях использования возможностей и преодоления недостатков;
  10. представление о внешних возможностях и препятствиях;
  11. представление о путях использования внешних возможностей и преодоления внешних препятствий на пути к целям;
  12. система резервных вариантов выбора;
  13. реальные действия по достижению целей;
  14. готовность к корректировке планов и перспектив по мере получения новой информации и изменения самой личности;
  15. нахождение личностных смыслов в конкретных профессиональных выборах, планах и перспективах (Там же).

Цель данной работы состояла в изучении ценностно-смыслового аспекта ЛПП в контексте предварительного профессионального самоопределения современных российских старших подростков.

Выборка. 240 учащихся 9—11-х классов средних общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте 15—18 лет(M=15.87;SD=0.895): 66 (27.5%) девятиклассников, 98 (40.8%) десятиклассников и 76 (31.7%) одиннадцатиклассников. Гендерный состав выборки: 133 девушки (55.4 %) и 107 юношей (44.6 %). Исследование проведено в 2016 г.

Вопросы методики ЛПП, отражающие ценностно-смысловой аспект предварительного профессионального самоопределения подростков (ППСП)

Номер и содержание вопроса методики ЛПП

Ценностно-смысловой аспект ППСП

Осознание ценности честного труда — ценностно-нравственная основа профессионального самоопределения

Осознание необходимости и ценности профессионального образования после школы

3. Когда, по-вашему, наступят лучшие времена (когда за сложный и квалифицированный труд будут хорошо платить)? Кратко обоснуйте свои прогнозы.

Смысл и ценность сложного и квалифицированного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения

13. Собираетесь ли вы в перспективе уехать в другие страны? Почему?

Смысл и ценность труда и образования в России или за рубежом

Результаты

1. О ценности честного труда

на вопрос № 1 ЛПП о ценности честного труда

Ситуация в обществе

Примечание. Пунктуация и орфография в ответах респондентов сохранены.

2. О необходимости и ценности профессионального образования после школы

Таким образом, абсолютное большинство респондентов считают важным и необходимым получение высшего и профессионального образования после окончания школы. Амбивалентные ответы апеллируют к сложившейся в обществе РФ ситуации или к особенностям положения семьи подростка и уникальности личностного выбора человека. Интересно, что пятая часть респондентов, не давших однозначного ответа, признают, что высшее образование — ценность и требование современного общества, однако не пишут об этой ценности для себя лично.

Ценности саморазвития, знаний

Трудоустройство и карьера

Высшее образование как ценность

3. О ценности сложного и квалифицированного труда в современном российском обществе

Ответ не знаюбыл зафиксирован в 27 случаях (11%); отказ от ответа — в 45 (18.37%). Неготовность подростка дать определенный ответ, возможно, связана с не полностью решенной задачей ценностного самоопределения на данном возрастном этапе, а также с невысоким уровнем ориентировки в социально-экономической ситуации в мире и в России (Sadovnikova, 2017).

Проблема в современном обществе (в мире)

В России — никогда (невозможно именно в России)

Это невозможно в принципе, по каким-либо причинам

4.О смысле и ценности труда и образования в России или за рубежом

За границей лучше, чем в России — там ценят труд и лучше образование

Опыт, учеба, работа

Только на время: расширить кругозор

За границей выше уровень жизни, лучше перспективы

Здесь семья, друзья

В России — лучше

Согласно нашим данным высшее профессиональное образование является внутренней, присвоенной и осознанной ценностью для большинства участников исследования. Значительная часть подростков руководствуется стремлением к саморазвитию и знаниям, соображениями трудоустройства и построения карьеры, нацеленностью на успешность в жизни, желанием принести пользу обществу. Однако есть и ответы, отражающие ориентацию подростков на ценности, не связанные с познанием и саморазвитием, напримерна материальное благополучие и социальное одобрение. Часть испытуемых считают, что высшее образование важно не всегда, а при выполнении некоторых условий. Большинство из них считают, что выбор в пользу высшего образования после окончания школы зависит от человека или ситуации. Пятая часть испытуемых, не давших однозначного ответа, признают, что высшее образование — ценность и требование современного общества, т.е. демонстрируют ее осознание на уровне социальных нормативов, однако не делают такой выбор в своей жизни. Результаты отражают статус моратория в формировании профессиональной идентичности подростков, низкий уровень их психологической готовности к профессиональному самоопределению (Арон, 2017; Карабанова, 2016; Коньшина, Садовникова, 2016).

Более половины респондентов рассматривают переезд за границу как вариант развития своей профессиональной и личной жизни. Основной причиной такого решения испытуемые называют более высокий уровень жизни за границей, чем в России. Почти треть респондентов не планируют уезжать из России.

Выводы

В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда.

Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис), российские старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России.

В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования.

Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Список литературы

Арендачук И.В. Риски профессионального самоопределения старшеклассников: психолого-педагогический аспект // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1 (17). С. 70—76.

Арон И.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2013. № 3 (11). С. 20—27.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность: учеб. пособие. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.

Богомолова Н.Н., Малышева Н.Г., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ // Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 131—163.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. [и др.]: Питер, 2008. (Серия Мастера психологии).

Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: Дисс. . канд. психол. наук. М., 2013.

Вартанова И.И.Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24). С. 115—121.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С. 256—269.

Закревская О.В. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. Екатеринбург, 2015.

Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008.

Зеленкина Т.Д., Пряжникова Е.Ю., Сергеева М.Г. Родительское содействие в профессиональном самоопределении старшеклассников. Курск: Региональный финансово-экономический ин-т, 2016.

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2016. № 3. С. 54—62.

Карабанова О.А. Семья как пространство развития личности // Мир психологии. 2018. № 1. С. 37—45.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение,1990.

Климов Е.А. Введение в психологию труда: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та; Академия, 2004.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1994.

Коньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Привязанность к матери и идентичность старших подростков в сфере профессионального самоопределения // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 189—198.

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2016. № 3. С. 81—86.

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А.Личностная авто­номия как фактор развития ответственности подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 82—88.

Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы // На пороге взросления: Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Науч. ред. Л.Ф. Обухова, И. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 48—60.

Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дисс. . докт. пед. наук. Екатеринбург, 1996.

Пряжников Н.С. Профориентология: Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016.

Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М. Идеалы современного российского подростка // Образовательная политика. 2010. № 9—10. С. 59—64.

Собкин В.С., Мурсалиев Т.А. Эмиграционные планы старшеклассников (по материалам опроса старшеклассников Москвы и Риги) // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). С. 126—130.

Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7—24.

Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2011.

Helkama K. Values, role-taking and empathy in moral development // Nouvelle revue do psychologie sociale. 2004. Vol. 3. N 1—2. P. 103—111.

Sadovnikova T.Yu. Adolescents’ economic socialization in the modern Russia: Experience of investigation // 18th European Conference on Developmental Psychology (ECDP2017). Utrecht, Netherlands, 29 August – 1 September, 2017. Abstract book. P. 447—448.

Для цитирования статьи:

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков:ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.37-59

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическая разработка урока

по Элективному курсу

для обучающихся с задержкой психического развития

урок-деловая игра

Составила: Ожиганова Е.Ф.

I . Дидактическое обоснование урока

Образовательные:

Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).

Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии.

Способствовать формированию представления об условиях оптимального выбора профессии.

Способствовать актуализации проблемы выбора профессии как личностно значимой.

Развивающие:

Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы).

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса и личностно-смыслового отношения учащихся к предмету.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные:

Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.

Развивать представление о саморазвитии и самореализации.

Методическое оснащение урока: Материально-техническая база: кабинет технологии.

плакат «Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения.

Методы обучения : беседа с учащимися, индивидуальная практическая работа, деловая игра (работа в группах).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: комбинированные.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 40 минут

II .Ход урока.

Организационный момент (4 мин):

- приветствие;

- проверка явки учащихся и заполнение учителем классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- настрой учащихся на работу;

- доведение до учащихся плана урока.

Личный профессиональный план.

Типичные ошибки при выборе профессии и профиля обучения .

Условия оптимального выбора профессии (деловая игра).

2. Повторение ранее изученного материала (фронтальный опрос 3 мин.).

Вопрос к учащимся: Сколько профессий существует в мире?

Ответ учащихся: В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.

Вопрос к учащимся: Почему существует такое многообразие профессий?

Ответ учащихся: В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.

Вопрос к учащимся: Кто такой профессионал?

Вопрос к учащимся: Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?

Ответ учащихся: Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.

Вопрос к учащимся: Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?

Ответ учащихся: Наиболее массовые профессии принято называть сквозными , т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист.К особой группе относятся сравнительно редкие , специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий , которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.

Вопрос к учащимся: Как влияет профессиональный труд на человека?

3. Актуализация знаний учащихся.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.

4. Изложение нового материала(15мин.).

4.1. Личный профессиональный план.

Известно, что только 60% школьников старших классов способны адекватно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности к какому- либо виду деятельности и пользуются правилами выбора профессии, составляя на их основе собственный план самореализации. При этом последний не только обогащает их представления о будущей профессиональной деятельности в ближайшей и отдаленной перспективе, но и делает ее более реальной.

Что же такое профессиональный план?

Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.

Рекомендации по составлению личного профессионального плана (ЛПП)

Основные направления ЛПП

Представление перспектив и способов овладения будущей профессией

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело?

Кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться?

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы.

Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста.

Пути и средства достижения цели.

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы).

Внешние сопротив- ления на пути достижения цели.

Предусмотреть трудности, возможные препятствия, противодействия, влияние тех или иных людей.

Внутренние условия достижения цели.

Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.

Запасные варианты и пути их достижения.

4.2. Типичные ошибки при выборе профессии.

Незнание мира профессий

Незнание правил выбора профессий

Устаревшие представления о характере и условиях труда и конкретной профессии.

Предубеждения в отношении престижности профессии.

Необъективная оценка своих способностей

(завышение или занижение)

Неумение, а иногда не желание соотнести свои способности с требования ми профессии.

Отож д ествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию.

Выбор профессии за компанию.

Неумение определить пути получения профессии.

4.3.Условия оптимального выбора профессии.

В ходе работы над собой - углубления своих интересов, уточнения знаний о профессиях, участия в профессиональных пробах, ваш план обязательно будет претерпевать изменения, становясь более реальным и полным. Однако в его основе останутся правила оптимального выбора профессии, которые можно представить в виде схемы:

hello_html_m685c9575.jpg

Физ. Пауза (3 мин.)

Для предупреждения зрительного утомления - (Аветисов Э.С.)

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к поверхности стола - выдох. (5-6 раз).

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. (4 раза).

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. ( 4-5 раз).

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). (5-6 раз).

Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).

4.3.1. Индивидуальная работа учащихся со схемой (3мин.).

5. Практическая работа (деловая игра – 10 мин.)

5.1. Групповая работа учащихся.

Бабских Марина– (Ч-П эколог); Беляева Дарья – (Ч-Т мастер) ; Ермолаева Юля- (Ч-Х/О парикмахер), Смирнов Александр-(Ч-Т фрезеровщик)

Богданова Ирина, Житников Вадим

Профессионально-важные качества мастера:

умственные способности; способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета

умение и способность проникать в душевный мир человека; развитая психологическая наблюдательность;

организаторские качества; волевые профессиональные качества (умение преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность и др.

коммуникативные,тактичность,педагогическое воображение, способность к распределению внимания;

динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению; эмоциональная устойчивость (способность владеть собой); оптимистическое прогнозирование; креативность (творчество.)

Профессионально–важные качества профессии "Эколог":

инициативность,предусмотрительность, решительность, самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, способность аргументировано отстаивать свое мнение);

способность к переключениям с одной деятельности на другую; целеустремленность; в норме развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние,осязание); способность к переводу образа в словесное описание; избирательность внимания; стратегическое мышление; аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; память на образы предметного мира; память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики); умение грамотно выражать свои мысли; навыки письменного изложения информации; склонность к исследовательской деятельности; способность к сопереживанию; умение правильно и эффективно распределять время; умение предвидеть результат; умение принимать адекватные решения.

Профессионально важные качества художника:

инициативность; самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности); самокритичность; способность планировать свою деятельность во времени; стремление к профессиональному совершенству; целеустремленность; хорошее зрительное восприятие; хорошее цветоразличение; концентрированность внимания; способность к зрительным представлениям; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; способность к созданию образа по словесному описанию; способность к переводу образа в словесное описание; способность к пространственному воображению; ассоциативность мышления; интеллектуальность мышления; интуитивное мышление; пространственно–образное мышление; творческое мышление; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; эмоциональная память; память на образы предметного мира; оперативная память; долговременная память; кратковременная память; зрительная память; согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность); способность к выполнению мелких точных движений; способность к выполнению плавных соразмерных движений; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); умение импровизировать; развитый эстетический и художественный вкус; чувство вкуса; чувство гармонии; чувство симметрии.

Профессионально–важные качества профессии "Фрезеровщик":

дисциплинированность; организованность, самодисциплина; ответственность; предусмотрительность; пунктуальность, педантичность; самостоятельность; старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству; трудолюбие; мышечно – суставная чувствительность усилий или сопротивления; острота зрения; переносимость длительно действующего звукового раздражителя; ручная моторика; слуховая дифференциальная чувствительность (способность различать: тембр, длительность, высоту, силу звука, ритм, фоновые или разнообразные шумы); устойчивость зрительной чувствительности во времени; хороший глазомер: линейный, угловой, объемный; внимание к деталям; способность к распознаванию небольших отклонений параметров технологических процессов от заданных значений по визуальным и акустическим признакам; концентрированность внимания; помехоустойчивость внимания; способность к образному представлению предметов, процессов и явлений; предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления; техническое мышление; память на сложные движения; память на образы предметного мира; операциональная память; хорошая координация движений обеих рук; твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор); переносимость статических физических нагрузок; физическая работоспособность (выносливость); навыки черчения; умение предвидеть результат; чувство симметрии.

Бондаренко Максим, Смирнов Александр, Телегин Кирилл

Зайлер Анна, Толстых Александр, Николаев Данил

Победы в предметных олимпиадах.

Победы в конкурсах изобразительного искусства.

Победы в конкурсах творческих проектов.

Победы в конкурсах исследовательских работ.

6. Подведение итогов урока (2 мин).

Итак, наш урок подходит к концу. Чтобы узнать о его результативности каждый из вас выберет для себя определённое утверждение.

У меня сформировалось четкое представление об условиях оптимального выбора профессиии я смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (зелёный жетон)-

(Беляева Дарья, Смирнов Александр, Бабских Марина).

У меня появилось ясное представление об условиях оптимального выбора профессии, но мне необходима консультация и помощь учителя по созданию личного профессионального плана (синий жетон).-

(Бондаренко Максим, Житников Вадим, Зайлер Анна, Николаев Данил, Телегин Кирилл).

У меня не очень ясное представлениеоб условиях оптимального выбора профессии и я не смогу самостоятельно составить личный профессиональный план (красный жетон)-

(Богданова Ирина, Толстых Александр).

Из 11 учащихся присутствующих на уроке: у 3-х человек-сформированы представления, у 5-х человек- требуется консультативная помощь и 2 человека- не определились в выборе профессии.

Читайте также: