Последующие реформы 9 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Экономическая – тормозило экономическое развитие России; отставание от индустриальных стран Европы.

2. Социальная – необходимость ослабить социальное напряжение в стране.

3. Нравственная – на мировой арене крепостное право рассматривалось как признак отсталости России.

19 февраля 1861 г. – Манифест об освобождении крестьян.

1) Личное освобождение крестьян.

Какие гражданские права и свободы получили крестьяне?

Свобода перемещения, заключение брака, гражданских сделок, торговли, перехода в другие сословия – личная свобода.

Факты, доказывающие неполноправность крестьянского сословия.

Телесные наказания, подушная подать (налог), рекрутские наборы, община ограничивает свободу крестьян.

Какие обязанности возлагались на мировых посредников?

2) Вопрос о земле.

Право собственности помещиков на землю была сохранена.

Как определялся размер крестьянского надела (отрезки, отработки)?

3) Выкупная сделка.

Как проходила? Размеры выкупных платежей.

Выкупить у помещиков: государство оплачивало 80% стоимости надела (крестьяне должна вернуть деньги за 49 лет), 6% в год.

Крестьянин не мог отказаться от надела при отсутствии денег.

Временнообязанные крестьяне – переходное состояние между крепостным крестьянином и крестьянином-собственником.

Вывод: наделение крестьян землёй и выкупная сделка проводились в интересах помещиков.

Реформа 1861 г. – рубеж между Россией феодальной и капиталистической. Она была незавершённой (половинчатой). Являлась экономической модернизацией России.

Реформы 1860-1870-х годов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Последующие реформы .

История России. 9 класс.

Разработала:

учитель истории и обществознания

Чистякова Валерия Владимировна

Феодосия, 201 9

ТЕМА УРОКА: Последующие реформы .

ТИП УРОКА: Урок овладения новыми знаниями .

МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами групповой работы

Цель урока: изучить основное содержание реформ 60-х- 70-х годов XIX века, определить их характер, отработать навыки работы с текстами исторических документов и статей, воспитывать гражданина России.

Необходимое оборудование: компьютерный класс с подключением к сети Интернет, интерактивная доска или проектор с экраном, таблички с названием групп, размещенные возле компьютеров.

Планируемые результаты

охарактеризуют основное содержание и особенности либеральных реформ 60-х- 70-х годов XIX века: земского и городского самоуправления , судебной и военной реформ, реформы в области образования и цензуры; анализируют документы; поясняют и применяют термины – коронный и мировой суды, суд присяжных, земства, городские думы, экстерриториальность университетов, всеобщая воинская повинность.

Метапредметные: учащиеся, работая в группе, научатся устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, формулировать собственное мнение , аргументировать свою позицию, способствовать выработке общего решения во время групповой деятельности, заполняют таблицу, учатся находить информацию в сети ИНТЕРНЕТ.

Личностные: формирование отношения к реформам и определение их значения для становления гражданского общества в России.

Мотивация и актуализация.

Открытие нового знания. Групповая работа.

1.1.. Земская и городская реформы.

1.2. Судебная реформа.

1.3. Реформы в сфере образования и цензуры.

1.4. Военная реформа.

3. Реформаторские планы Александра II. Проект М.Т.Лорис-Меликова

4. Беседа. Ответ на главный вопрос урока.

5. Применение нового знания.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание.

7. Домашнее задание.

Мотивация. Слайд 1.

1.1.Задание для учащихся:

- прокомментируйте высказывания.

Порвалась цепь великая,

Порвалась — расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим — по мужику. ( Н. А. Некрасов )

- Как вы думаете, в каких сферах жизни российского общества должен был провести реформы Александр II?

По результатам работы на доске – беседа о возможном характере этих реформ, подводящая к главному вопросу урок.

Учащиеся формулируют главный вопрос урока.

Почему реформы Александра II называют либеральными и Великими ? – слайд 2

2 . Открытие нового знания

Для ответа на главный вопрос урока необходимо узнать, содержание реформ, а так же, что изменилось в России после реформ 60-70-х гг XIX века?

Задания для групп заранее размещаются на рабочих столах компьютеров.( приложение 1)

Задание, общее для всех групп, кроме 1, (каждая группа заполняет таблицу о своей реформе): используя материал учебника и дополнительные источники информации, заполните таблицу(электронный вариант):

Положения, способствовавшие прогрессивному развитию, носившие либеральный характер

Положения, тормозившие развитие, консервировавшие старые порядки.

Задания для групп.

и ответьте на вопросы:

- Какие вопросы относились к ведению земских учреждений?

- Как были организованы выборы гласных в земские уездные и губернские собрания? Кто не мог избираться в гласные?

- Сколько требовалось гласных для законного состава заседаний земского собрания?

- В чем заключалась противоречивость земской реформы?

- Каковы основные достижения в деятельности земств? Дайте оценку роли земства в обществе.

2. Составьте схему местного управления после проведения земской реформы.

Что относилось, согласно Положению 1870 г., к предметам ведомства городского общественного управления? С какой целью создавались городские органы самоуправления?

Что понималось под учреждениями городского общественного управления? Как были организованы выборы гласных в городские думы? Какую роль в российском обществе играли городские думы?

Кто из должностных лиц городского общественного управления пользовался правами государственной службы, согласно Табели о рангах? Почему правительство затягивало принятие Городового положения? Кто осуществлял контроль над городским самоуправлением?

2. Составьте схему городского управления после проведения городской реформы.

Назовите главные документы, определившие суть судебной реформы 1864 г.? Какие нововведения появились в российском суде?

Какой орган являлся верховным кассационным судом? Чем отличаются мировой и коронный суды? Какую роль в судебной системе играли съезды мировых судей? Как формировался институт присяжных заседателей и какие функции выполнял?

Назовите основные принципы судебной реформы 1864 г. Дайте оценку судебной реформе с точки зрения возможности защиты прав и свобод личности.

Составьте схему государственных судебных органов после проведения судебной реформы.

Какие цели преследовала военная реформа?

Дайте оценку военной реформе с точки зрения государственной целесообразности. Какое значение имели военные учебные заведения для повышения обороноспособности империи?

Как был организован призыв на военную службу после введения всеобщей воинской повинности? Какие категории населения были освобождены от воинской повинности? Какие льготы по воинской службе предусматривались для лиц с образованием? .

Назовите мероприятия военной реформы 1860-1870-х гг.

Почему реформа вызвала недовольство консерваторов? Объясните, почему военная реформа проводилась более десятилетия.

прочитайте статью и документ, расположенные по ссылке

Почему Временные правила о печати 1865 г. считаются первым русским законом в этой области?

Какие издания освобождались от предварительной цензуры без всяких условий?

Каковы были условия освобождения от предварительной цензуры для остальных изданий?

Почему М.Е. Салтыков-Щедрин сравнил правила 1865 г. с намордником для собаки?

В чем проявилась политика ужесточения цензуры после 1866 г.?

Подведение итогов групповой работы:

Во время выступления каждой группы обучающиеся заполняют таблицу в тетради по всем реформам.

3. Реформаторские планы Александра II. Проект М.Т.Лорис-Меликова

Под давлением оппозиционной части общества и уступая просьбам некоторых членов из своего окружения, император согласился провести реформу политического строя империи. Усиление реакци

онных настроений в правительстве и во внутреннем курсе императора было во многом связано с нараставшим общественным движением, и прежде всего с революционным терроризмом. Кратко – о проекте государственного управления страной Лорис-Меликова.

4. Беседа по главному вопросу урока:

103 Почему реформы Александра II называют либеральными и Великими ?

5. Применение нового знания

- Можно ли говорить о формировании гражданского общества в России на основе принципа всесословности, утвержденного реформами 1860—1870-х гг.? – беседа.

6. Поведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание работы учащихся.

Домашнее задание : § 16, вопросы и задания стр.148 устно.



Что позволяет назвать реформы 1861-1874 гг. либеральными? Коронный и мировой суды Суд присяжных Земства Городские думы Экстерриториальность университетов Всеобщая воинская повинность А. В. Головнин Д. А. Милютин М. Т. Лорис-Меликов 1861-1874 г. 1864 г. 1865 г. 1870 г.


REFORME (франц.) REFORME (франц.) преобразовываю, преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры


По ходу рассказа выписать элементы реформ, способствующие развитию буржуазных отношений и тормозившие их (крепостнические пережитки). Черты, способствующие развитию буржуазных отношений РЕФОРМА Черты, тормозившие развитие буржуазных отношений (крепостнические пережитки) Земская Городская Судебная Военная Церковная



20 ноября 1864 год 20 ноября 1864 год Сенат окружной мировой (высшая суд суд инстанция) (1 человек) Прокурор сословный адвокат (обвинение) волостной (защита) суд 12 присяжных (для крестьян земское заседателей - обычаи) собрание, (вердикт) городские управы (3 года) Работа со схемой на стр. 141



Адвокаты Плевако Фёдор Никифорович Спасович Василий Дмитриевич


Земская реформа Земская реформа


1 января 1864 года 1 января 1864 года распорядительные исполнительные органы Уездные Земские Собрания Управы Губернские Земские Собрания Управы 1 раз в 3 года Сибирь, губернии: гласные (депутаты) Архангельская Астраханская 3 избирательных съезда Оренбургская (земельный ценз) Область Войска Донского


Буржуазные черты Буржуазные черты Выборность в земские органы Крепостнические пережитки Выборы по избирательным съездам Не по всей стране Не имели политических прав Занимались только хозяйственными делами Деятельность земств контролировалось губернатором Не могли требовать выполнения своих решений Элементы реформ, способствующие развитию буржуазных отношений и тормозившие их (крепостнические пережитки).





1870 год 1870 год Городская выбирает Городская Дума Управа возглавляет Городской Голова Три избирательных съезда (мелкие, средние и крупные налогоплательщики) Рабочие


Буржуазные черты Буржуазные черты Выборность органов городского самоуправления Бессословность на основе имущественного ценза Крепостнические пережитки Выборы по трём избирательным съездам обеспечивали выборность крупному капиталу Рабочие в выборах не участвовали Городской Голова возглавляет и Думу, и Управу Элементы реформ, способствующие развитию буржуазных отношений и тормозившие их (крепостнические пережитки).


Реформы в сфере образования и цензуры


Работа с тестом учебника (с. 144-145) Какие положения университетского устава 1863 года свидетельствуют о его либеральности? Какие новшества были введены в 1860-е годы в системе образования?



Милютин Дмитрий Алексеевич (1816 – 1912) Милютин Дмитрий Алексеевич (1816 – 1912) Военный министр при Александре II (1861 – 1881)


1 января 1874 года 1 января 1874 года отмена рекрутчины всеобщая воинская обязанность (20 лет) пехота флот (6 лет) (7 лет) льготы гимназия вуз (1,5 года) (6 месяцев)


Буржуазные черты Буржуазные черты Отмена рекрутчины Всеобщая воинская повинность – создание регулярной армии Поощрение получения образования Обучение всех солдат грамоте (80% неграмотных) Крепостнические пережитки Офицерский состав в основном дворянский Проверяется заполнение таблицы Элементы реформ, способствующие развитию буржуазных отношений и тормозившие их (крепостнические пережитки). Работа с таблицей (стр. 146)


Реформаторские планы Александра II


Работа с тестом учебника (с. 147) Какое место занимал проект Лорис-Меликова в системе реформ, начатых Александром II? К каким последствиям привело бы осуществление этого проекта?


Что позволяет назвать реформы 1861-1874 гг. либеральными? Варианты ответа на стр. 148 учебника. Задание 5 (с. 148) учебника. 1861-1874 г. 1864 г. 1865 г. 1870 г. Закрепление


Домашнее задание Параграф 16, стр. 140-149. Задание 6 (стр. 148) – по желанию.


Предлагаем вашему вниманию таблицу реформ Александра 2:

Название реформы Годы проведения Суть преобразований Краткие результаты
Крестьянская реформа 1861 Помещики не имели право вмешиваться в жизнь крестьян.

Реформа давала крестьянам личную свободу – распоряжаться имуществом, совершать сделки, вступать в брак, заниматься торговлей и т. д.

Помещики, сохраняя собственность на землю, были обязаны выделить крестьянам надел.

У земледельцев появилась возможность получить государственную ссуду на 49 лет, для выкупа земли.

  1. Крестьяне стали свободными от крепостной зависимости.
  2. Получили право на выкуп земли.
  3. Получили гражданские права.
  4. На селе начали зарождаться капиталистические отношения.

К работе были подключены духовенство, земства и управы. В России насчитывалось уже более 20000 школ.

Но в гимназиях для низших слоев населения не предусматривалось обучение иностранным языкам. А для поступления в высшие учебные заведения знание языков было обязательным. Поэтому доступ в вузы широким массам был по-прежнему закрыт.

  1. Повысился культурный уровень населения.
  2. Были созданы условия для развития науки.
  3. Грамотность широких масс населения заметно повысилась.
  4. Снизилась цензура СМИ, появились первые признаки гласности.

В компетенцию земских управ входили: медицина, образование, торговля, сельское хозяйство, дороги и все другие социальные вопросы. Особенное внимание уделялось взысканию налогов с населения и сельхозпредприятий.

Но для крестьянского сословия были созданы волостные суды, сохранилось телесное наказание.

Должностные преступления остались вне зоны судебных инстанций, а политические процессы оканчивались репрессиями.

  1. Была сформирована новая система судов.
  2. Судебная система вышла из-под контроля административной власти.
  3. Провозглашено равенство всего население перед законом.
  4. Уменьшился судебный произвол.
  1. Быстрые темпы развития городов.
  2. Развитие промышленности, торговли.
  3. Укрепление местного самоуправления, вовлечением всех жителей, независимо от сословий (дума и управа).

Военные училища и гимназии готовили образованных офицеров.

По закону воинской повинности в армию призывались мужчины, достигшие 20-летнего возраста. Но реально призывали всего 25% от общего числа призывников. Служили 6 лет в армии и 7 лет во флоте.

Было создано 15 военных округов, во главе которых стоял командующий. Он подчинялся непосредственно министру.

Читайте также: