Последний из рюриковичей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дом Рюриковичей получил историческое задание, историческое предназначение — создать Русское государство. Он с этой задачей справился: преодолел феодальную раздробленность, сформулировал доктрину Москвы как Третьего Рима, основал Самодержавное царство

— так пишет об исторической миссии Рюриковичей Л. П. Решетников. Он напомнил, что

это было Божье задание, так его понимали Рюриковичи, и они его выполнили. Царь Иоанн Васильевич Грозный, эта грандиозная личность, уже предчувствовал, можно сказать, прозревал новое задание, ещё полностью не осмысленное, но уже беспокоившее его ум и сердце. В определённом смысле Иоанн Грозный опережал свое время, опережал своих современников, прежде всего элиту Московского царства. Элита, добившись закрепления своего положения, улучшения материальной его стороны, постепенно втянулась в решение задач другого уровня — обеспечение личного благосостояния, личных амбиций. Это плохо сочеталось с идеалами Святой Руси, со служением Богу. Апостасийные тенденции всё более охватывали правящий класс, проникая оттуда в народ, соблазняя и развращая его. Маловерие, а иногда отход от Бога привели к потере понимания исторических задач, исторической миссии, Божьей Воли о России. Трагедия Иоанна Грозного заключалась в том, что он видел продолжение развития исторической миссии России, но повести за собой правящий класс не мог, так как тот эту миссию выполнять не хотел, замкнувшись на своих узкоэгоистических интересах.

Напомним, что Иоанн Грозный скончался 18 (28) марта 1584 года. Его наследием стали не только великие победы, но и великие неудачи: Ливонская война была фактически проиграна, Ям, Копорье и Ивангород переходили к Швеции вместе с прилегающей к ним территорией южного побережья Финского залива, страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. В Москве боярская элита не чувствовала себя в безопасности. От царского гнева никто из её представителей не был застрахован. В таких условиях скончался Царь Иоанн Грозный, и на престол вступил Царь Феодор Иоаннович, который коренным образом отличался от своего отца.

Историк С. М. Соловьев описывал распорядок дня Царя Феодора:

На основе таких данных делался абсолютно ложный вывод о чуть ли не "слабоумии" Царя Феодора Иоанновича. Но вот что писал о нём публицист XVII века Ивана Тимофеева:

Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами. Монашество, соединённое с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей жизни одно имеет значение не меньше другого, являясь нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то, и другое было, видимо, только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах.

У нас часто любят утверждать, что, дескать, русский народ любит и помнит жёстких, даже жестоких, правителей, а добрых и милостивых считает слабыми и презирает. Это идеология была внедрена в сознание нашего народа в безбожное советское время, когда под силой понималась жестокость, а под слабостью милосердие, когда человек воспринимался не как венец творения Божия, а как "винтик" "великой" государственной машины. Примеры Царя Феодора Иоанновича, на котором завершилась Династия Рюриковичей, и пример Императора Николая II, на котором завершилась Династия Романовых, полностью опровергает это представление.

Мы знаем, что отцом Царя Феодора был государь Иоанн Васильевич Грозный, действительно много сделавший для величия Российского царства. Однако прославлен в лике святых был не он, а его сын, "слабый" Феодор. Мы знаем, что отцом Императора Николая II был могучий государь Александр III. Но святым мучеником был прославлен его сын. Это свидетельствует о том, что совесть народная, хранительницей которой является Православная Церковь, всегда ставила духовный подвиг и духовное подвижничество выше земных добродетелей правителей. При этом, как правило, оказывалось, что так называемые слабые правители сделали для своего народа гораздо больше, чем "сильные". Те больше думали о государстве, "слабые" же — о Боге и людях. Однако и для государства Российского Царь Феодор Иоаннович сделал немало: Россия укрепилась на Балтике, победив Швецию в войне 1590-1595 гг. По Тявзинскому мирному договору 1595 года Швеция вернула России города и районы Новгородской земли, захваченные во время Ливонской войны: Ивангород, Корелу, Копорье и Ям.

В первые годы царствования блаженного Государя продолжилось масштабное освоение Сибири, были основаны города: Белый город, Обдорск (Салехард), Сургут и Тары на реке Иртыш. В 1586 году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулакова основал город Тобольск. У южных рубежей страны были заложены сторожевые крепости Самара и Воронеж. В 1589 году на Волге был основан острог Царицын. Летом 1590 года, исполняя именной указ Царя Феодора, самарский воевода князь Г. О. Засекин и служилый человек Ф. М. Туров совершили закладку города-крепости Саратова. В июне 1591 года была отбита у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска (хана Казы-Гирея) на Москву.

В 1586 году грузинский царь Александр обратился к Царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Иверию под свое покровительство. Спустя два года митрополит Иов отвечал царю Александру, что русский Царь "землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку". Договор с Грузией, по которому последняя признала подданство русскому Царю, был заключён, по всей видимости, в 1587 г. Царь и Патриарх неоднократно посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.

В период правления Царя Феодора Иоанновича хозяйственная жизнь страны постепенно пошла на подъём, удалось преодолеть тяжёлые последствия экономического кризиса 1570–80-х гг. и неудачной Ливонской войны.

Смерть Царя Феодора Иоанновича воспринималась современниками как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России:

Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Фёдор Иванович.

Как отмечает Д. М. Володихин:

Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: "А царствовал благоверный и христолюбивый Царь и Великий Князь Феодор Иванович. тихо и праведно, и милостивно, безмятежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором Царе в Руской земли, кроме Великого Князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном Царе и Великом Князе Феодоре Ивановиче всея Руси.

По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении Царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его, по преданию, ощущалось благоухание в палатах Кремлёвских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин.

Память святого Царя Феодора Иоанновича совершается в день его преставления 7 (20) января и в неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

До того, как оказался на троне

Разумеется, речь идёт о Василии Шуйском (также известном, как Василий IV ), долгое время пребывавшем в забвении. После смерти Ивана Грозного и восшествии на трон его сына, между боярскими родами Шуйских, Годуновых, Романовых и других происходит война за соперничество в управлении русским государством. Как мы знаем, победителем из неё вышел Борис Годунов.

Изначально Василия Шуйского отправили в ссылку. Передумать Годунова заставило соперничество с Романовыми. Посчитав, что выгоднее держать этого боярина с его связями подле себя, Борис возвращает его из Галича. Однако Шуйский ждал лишь подходящего момента, чтобы вырвать власть из слабеющих царских рук. Так, будучи одним из военачальников в походе против Лжедмитрия в 1605 г., он намеренно медлил, давая возможность самозванцу усилиться.

Интересно, что после того, как Лжедмитрий всё-таки взял власть, Шуйский вместе с братьями вновь попытался осуществить переворот, но неудачно. И снова Лжедмитрий, как никто другой нуждавшийся в поддержке, предпочёл не убивать и не ссылать представителей этого рода, а держать около себя, в Москве.

Как Василий Шуйский получил власть?

Как уже можно было понять, Шуйский любил действовать из тени. И вот, в очередной раз, верно уловив настроения и среди народа, и среди аристократии, недовольных правлением Лжедмитрием, становится главным организатором Московского восстания, кончившегося, как известно, гибелью несчастного самозванца.

Интересно поведение Василия после произошедшего: он вносит предложение о канонизации умершего и перенесении его останков в Москву. Таким образом, он, вероятно, пытается и как бы откреститься от того, что был виновен в восстании, и предотвратить появление нового самозванца.

Правление Шуйского

Василий Шуйский взял бразды правления в руки в голодные и смутные времена и на поверку оказался не лучшим правителем. Все меры, все реформы, принятые им в этот период, были предназначены для преодоления критических тенденций. Так, выпущенное в 1607 г. Соборное уложение, призванное урегулировать положение крестьян, навсегда закрепляло их за своими владельцами – таким образом он пытался бороться с одними из главных мятежников (вспомним, что в том же 1607 г. Шуйскому пришлось подавлять восстание Болотникова).

Новый царь пытался укрепить и русскую армию. Во время его правления был принят новый военный устав, принятый с целью модернизирования ратного дела, а также усовершенствовании методов ведения войны.

Последние годы жизни

Военные поражения России и унизительный договор, заключенный со Швецией, сделали своё дело: в народе Шуйский был крайне непопулярен, и вскоре против него возникло восстание, возглавленное другими боярами и московским дворянством. В июле 1610 г. царь был свергнут.

В сентябре Шуйский был выдан Польше. С этих пор он находился в заключении в Гостынинском замке, находившемся примерно в 140 километрах от Варшавы.

Умер Василий 12 сентября 1612 г. Останки последнего Рюриковича на престоле были возвращены России по просьбе Михаила Фёдоровича в 1635 г., после чего их захоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Рюриковичи — княжеский, царский и позднее королевский род на Древней Руси, идущий от потомков Рюрика, со временем раздробившийся на множество ветвей.

Семейное древо Рюриковичей очень обширно. Большинство представителей династии Рюриковичей являлись правителями Древнерусского государства, а также русских княжеств, которые образовались после разделения русских земель. Часть представителей династии позднее принадлежала к королевскому роду других государств: Венгерско-Хорватское королевство, Великое княжество Литовское, Болгарское царство, Грузинское царство, Герцогство Австрия и др.

История династии Рюриковичей

Хотя первым представителем династии является сам Рюрик, очень часто в летописях род Рюриковичей ведут от князя Игоря, сына Рюрика, так как именно Игорь был не призванным, а первым истинно русским князем. Споры о происхождении самого Рюрика и этимологии его имени ведутся до сих пор.

Династия Рюриковичей управляла русским государством более 700 лет.

Правление династии Рюриковичей на Руси

Первые князья из рода Рюриковичей (Игорь Рюрикович, Олег Рюрикович, княгиня Ольга, Святослав Рюрикович) положили начало процессу формирования централизованного государства на русских землях.

В 882 г. при князе Олеге Киев стал столицей нового государства — Киевской Руси.

В 944 г. во время правления князя Игоря Русь впервые заключила мирный договор с Византией, прекратила военные походы и получила возможность развиваться.

В 945 г. княгиня Ольга впервые ввела фиксированный размер оброка — дани, что положило начало формированию налоговой системы государства. В 947 г. новгородские земли подверглись административно-территориальному делению.

В 969 г. князь Святослав ввел систему наместничества, что помогло развитию местного самоуправления. В 963 г. Киевская Русь смогла подчинить себе ряд значительных территорий Тмутараканского княжества — государство расширялось.

Сформировавшееся государство пришло к феодальной системе управления во времена правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11-го — первая половина 12-го в.). Многочисленные междоусобные войны привели к ослаблению власти Киева и киевского князя, к усилению местных княжеств и значительному разделению территорий в рамках одного государства. Феодализм продержался довольно долго и серьезно ослабил Русь.

Начиная со второй половины 12-го в. и до середины 13-го в. на Руси правили следующие представители Рюриковичей: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. В этот период, хотя и продолжались княжеские междоусобицы, начала развиваться торговля, отдельные княжества сильно выросли в экономическом плане, развивалось христианство.

Со второй половины 13-го в. и до конца 14-го в. Русь оказалась под гнетом татаро-монгольского ига (начало периода Золотой Орды). Правящие князья не раз пытались сбросить с себя гнет татаро-монгол, однако это им не удавалось, и Русь постепенно приходила к упадку из-за постоянных набегов и разорений. Лишь в 1380 г. удалось разгромить войско татаро-монгол во время Куликовской битвы, что стало началом процесса освобождения Руси от гнета захватчиков.

После свержения гнета монголо-татар государство начало восстанавливаться. Во время правления Ивана Калиты столица была перенесена в Москву, при Дмитрии Донском был построен Московский Кремль, государство активно развивалось. Василий 2-й окончательно объединил земли вокруг Москвы и установил практически нерушимую и единоличную власть московского князя на всех русских землях.

Последние представители рода Рюриковичей также немало сделали для развития государства. Во время правления Ивана 3-го, Василия 3-го и Ивана Грозного началось становление централизованного государства, с совершенно иным укладом жизни и политико-административным строем по типу сословно-представительской монархии. Однако династия Рюриковичей прервалась на Иване Грозном, и вскоре на Руси наступило Смутное время — было неизвестно, кто встанет на пост правителя.

Конец династии Рюриковичей

Начало династии Рюриковичей связывают с призванием варягов - трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора для правления на Руси (862 год). Именно от князя Рюрика и вел свое происхождение род Рюриковичей. Они были первой династией князей и царей, княживших на Руси.

До их прихода, на Русских землях действовала власть народа (племен), начались межплеменные войны, и было решено призвать князя со стороны, который бы управлял ими.

Несмотря на то, что Рюрик считается основателем рода, историки называют родоначальником династии Рюриковичей киевского князя Игоря - сына Рюрика.

Правители династия Рюриковичей управляли русским государством более 700 лет.

Правление династии Рюриковичей

Во время правления первых князей из рода Рюриковичей (Олега Рюриковича, Игоря Рюриковича, Ольги - жены князя Игоря и его сына Святослава) было положено начало формированию единого государства:

1) князь Олег - в 882 году город Киев стал столицей Киевской Руси;

2) князь Игорь - в 944 году Русь заключила первый мирный договор с Византией;

3) княгиня Ольга - в 945 году введение оброков (фиксированный размер дани) и в 947 году административно-территориальное деление новгородской земли;

4) князь Святослав - в 969 году введена система наместничества, в 963 году подчинение Тмутараканского княжества Руси.

Время правления Владимира 1 и Ярослава Мудрого (конец 10 - первая половина 11 века), считается временем расцвета государства:

1) Владимир Святой - в 988 году Крещение Руси (принятие православной веры) - событие, положительно повлиявшее дальнейшее развитие государства;

2) Ярослав Мудрый - Русь освободилась почти на 25 лет от набегов кочевых племен и стала европейской державой.

Во время правления Ярославичей и Владимира Мономаха (вторая половина 11 века - вторая половина 12 века) было положено начало феодальной раздробленности в 1097 году на Любечском съезде князей.

Во второй половине 12-ого и до середины 13-ого веков на Руси правили: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В это время образовалось Владимиро-Суздальское княжество.

С середины 13-ого и до конца 14-ого веков на северо-западных и северо-восточных русских землях обосновалось татаро-мангольское иго (начало периода Золотой Орды). Они захватили множество городов и в 1240 году разрушили Киев. Разгром татаро-манголам был совершен в 1380 году на Куликовской битве.

Во время правления Ивана Калиты, центром всех русских земель стала Москва.

При Дмитрии Донском был построен первый каменный кремль в Москве.

При Василии 2 были ликвидированы все мелкие уделы внутри Московского княжества и укреплена великокняжеская власть.

Во время правления Ивана 3, Василия 3 и Ивана Грозного, началось образование Московского централизованного государства и сословно-представительной монархии.

Последним царем династии Рюриковичей был сын Ивана Грозного - Федор Иванович Рюрикович. Т.к. у царя Федора не было детей, а его брат Дмитрий был убит, на Федоре и оборвалось семейное древо Рюриковичей. Царем Московским и всея Руси после смерти Федора стал Борис Годунов.

С 1606 по 1610 годы Русью правил Василий Шуйский. Он был последним представителем древнего рода Рюриковичей на российском престоле.

Краткая биография

Василий Шуйский родился в 1552 году. Его отец Иван Андреевич принадлежал к суздальской ветви Рюриковичей.

Василий Иванович начал службу при дворе еще при Иване Грозном. В период с 1574 по 1579 годы Шуйский 4 раза участвовал в качестве рынды (оруженосца-телохранителя) в военных походах великих князей. А с 1581 года он уже сам возглавлял войска русской армии в походах на Серпухов, Новгород и Смоленск.

К 1584 году он дослужился до чина боярина. Продвижению Василию способствовали связи его младшего брата Дмитрия. Тот был женат на дочери опричника Малюты Скуратова и являлся свояком Борису Годунову. Однако это не спасло Шуйских от ссылки. Братья оказались в опале из-за выступлений против царицы и сестры Годунова Ирины.

Правление Василия Шуйского

В 1591 году Борис Годунов, уже не видя угрозы в князьях Шуйских, вернул их в столицу. Василия он включил в состав комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели 9-летнего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Шуйский, желая выслужиться перед Годуновым, признал, что мальчик совершил самоубийство. За это он был возвращен в Боярскую думу.

В 1605 году Василий был назначен воеводой в походе против Лжедмитрия. В первом крупном бою он победил, но затем, осознав шаткость положения Годунова, признал самозванца. Лжедмитрий захватил власть и сразу же отправил Шуйских в ссылку. Однако новому правителю была нужна боярская поддержка, поэтому в конце 1605 года он вернул братьев в Москву.

Через полгода Василий организовал бунт, в ходе которого Лжедмитрий был убит. Так Шуйский пришел к власти.

Правление

В июне 1606 года Василий Шуйский был коронован митрополитом Исидором. При вступлении на престол он дал крестоцеловальную запись, которая ограничивала его власть. Василий не мог решать важных государственных вопросов без Боярской думы.

В период своего правления Василий IV Иоаннович попытался укрепить армию. При нем был разработан и введен Воинский устав Русского царства. Этот акт появился в связи с усовершенствованием огнестрельного оружия.

Василий столкнулся с крестьянским вопросом. Политическая нестабильность, рост барщины и оброка, закрепощение и голод подтолкнули крестьян к действиям. Кроме того, прошел слух, что убили не Дмитрия, а кого-то другого. Таким образом, Шуйский пришел к власти незаконно. По этим причинам в 1606 году началось восстание под предводительством казака Болотникова, которое с трудом удалось подавить.

В 1607 году с целью урегулирования положения крестьян и сплочения землевладельцев в обстановке крестьянских восстаний было издано Соборное уложение. Этот закон стал решительным шагом в сторону закрепощения.

Правление Василия Шуйского

В 1607 году объявился новый претендент на российский престол – Лжедмитрий II. Всего за несколько месяцев ему присягнул на верность ряд крупных городов. Шуйский попытался уничтожить противника, но задача оказалась непосильной. Поэтому царь обратился к королю Швеции за помощью. В обмен на крепость Корела (современный город Приозерск) Карл IX предоставил Василию в распоряжение шведский вспомогательный корпус.

Свержение

В 1609 году началась польско-литовская интервенция. Речь Посполитая осадила стратегически важный Смоленск. В июне 1610 года русско-шведские войска, пытаясь освободить город, были разбиты противником. Это поражение и привело к краху правления Василия IV Иоанновича.

17 июля 1610 года по решению семи наиболее влиятельных бояр Шуйский был свергнут. Его насильно постригли в монахи и отправили в монастырь. Так закончилось недолгое правление последнего Рюриковича.

Через несколько месяцев Василий был передан польскому гетману Жолкевскому. Тот привез его в Варшаву в качестве трофея. На чужбине бывший царь прожил 2 года и умер в 1612 году.

Читайте также: