Последние изменения в тк рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)

С изменениями и дополнениями от:

24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23, 29 декабря 2010 г., 17 июня, 1, 18, 19 июля, 7, 21, 22, 28, 30 ноября, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1, 23 апреля, 28 июля, 12 ноября, 3, 29 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 5 мая, 4, 28 июня, 21 июля, 4, 24 ноября, 1, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 5 октября, 29, 30 декабря 2015 г., 1 мая, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 1, 29 июля, 27 ноября, 20, 29, 31 декабря 2017 г., 5 февраля, 19 июля, 3 августа, 3, 11 октября, 27 декабря 2018 г., 1 апреля, 26 июля, 2 августа, 12 ноября, 2, 16 декабря 2019 г., 24 апреля, 25 мая, 13, 31 июля, 9 ноября, 8, 29 декабря 2020 г., 9 марта, 5, 20, 30 апреля, 28 июня, 2 июля, 19, 22 ноября 2021 г., 25 февраля 2022 г.

Каждый новый год начинается с тех или иных нововведений в законодательстве, в том числе трудовом, и 2021 год не исключение. Изменения затронули режимы рабочего времени, кадровое делопроизводство, труд иностранных работников, охрану труда, сдачу отчетности и т. д. Об основных изменениях, вступивших в силу с 01.01.2021, расскажем в статье.

Электронная трудовая книжка.

Нормативные акты:

Переход на электронные трудовые книжки начался в 2020 году. И работодатели уже ведут учет сведений о трудовой деятельности (СТД) работников в электронном виде и сдают отчет по форме СТД-Р в ПФ РФ.

До 31.12.2020 работодатели должны были получить от каждого работника письменное заявление с одним из вариантов: работодатель продолжает вести на работника бумажную трудовую книжку либо формирует и предоставляет работнику сведения о трудовой деятельности в электронном виде.

В 2021 году кадровикам следует учесть, что если работник в 2020 году не подал работодателю такое заявление по уважительной причине:

отстранение от работы;

отсутствие работы по трудовому договору, он может сделать это в любое время, подав такое заявление ра­ботодателю по основному месту работы, в том числе при трудо­устройстве.

С 01.01.2021 кадровики должны:

Продолжать вести трудовые книжки на работников, подавших соответствующее заявление, и на работников, которые не подали никакого заявления.

Не оформлять бумажные трудовые книжки лицам, которые трудоустраиваются впервые. Данные об их трудовой деятельности формируются в электронном виде.

Выдавать работникам, на которых не ведутся трудовые книжки, сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р, если они пишут заявление об этом или увольняются.

С 2021 года при заполнении форм СЗВ-ТД, СТД-Р работодателям, которые обязаны применять профстандарты, нужно указывать код выполняемой функции. Код состоит из семи знаков из профстандарта:

первые пять – код наименования вида профессиональной деятельности;

предпоследний – буква кода обобщенной трудовой функции;

последний – цифра уровня квалификации, к которому относится обобщенная трудовая функция.

Дистанционная работа.

Нормативный акт: Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ.

Законом внесены изменения в гл. 49.1 ТК РФ, вступившие в силу с 01.01.2021. Согласно новой редакции дистанционная работа может осуществляться:

Постоянно на основании трудового договора.

письменного соглашения к трудовому договору между работником и работодателем;

приказа. Возможна по инициативе работодателя без согласия работника в установленных законом случаях.

  1. Периодически – при чередовании постоянной и временной.

Кроме этого, теперь работодатели смогут увольнять дистанционных работников только по общим и дополнительным основаниям, установленным Трудовым кодексом. Дополнительные основания содержатся в новой ст. 312.8 ТК РФ. Это случаи, когда:

дистанционный работник не взаимодействует с работодателем два дня подряд с момента направления рабочего запроса, если более длительный период для ответа не предусмотрен коллективным или трудовым договорами, локальным нормативным актом;

Установлено, что работа в дистанционном режиме не дает повода снизить зарплату, а также уточнены особенности:

заключения трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору, предусматривающих выполнение работником трудовой функции дистанционно;

порядка взаимодействия дистанционного работника и работодателя;

режима рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника.

Новый перечень неженских профессий.

Предыдущий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162, с 01.01.2021 прекратил свое действие.

В старом перечне было 456 позиций, а в новом Перечне только 100.

Снимаются ограничения для женщин, например, на следующие профессии и работы:

водитель дрезины, автобуса с количеством мест свыше 14, автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 т, грузовых автомобилей, аэросаней;

член палубной команды (боцман, шкипер, помощник шкипера и матросы всех наименований) судов всех видов флота, а также плавучих зачистных станций, доков, плавучих перегружателей зерна, цемента, угля и других пылящих грузов;

газосварщик и электросварщик ручной сварки, работающие в закрытых емкостях (цистернах, котлах и т. п.), а также на высотных сооружениях связи (башнях, мачтах) свыше 10 м и верхолазных работах.

Действие Перечня не распространяется на женский труд в фармацевтической промышленности, медицинских организациях, научно-исследовательских лабораториях, организациях по оказанию бытовых услуг населению.

Новый порядок проведения медосмотров.

Новым Порядком установлено, что обязательные предварительные и периодические медосмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, проводятся в отношении лиц, поступающих на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работников, выполняющих такую работу и (или) подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов, за счет средств работодателей.

Также определен порядок проведения химико-токсикологических исследований. Медицинская организация после получения от работодателя поименного списка работников составляет календарный план периодических осмотров с указанием дат и мест их проведения. План согласовывается с работодателем, утверждается руководителем (уполномоченным должностным лицом) медицинской организации и доводится до сведения медицинских работников, участвующих в проведении периодических осмотров.

Приведен перечень осмотров врачами-специалистами, лабораторных и инструментальных исследований для отдельных профессий (должностей).

Новые правила инструктажа по чрезвычайным ситуациям.

Согласно этому Положению сотрудников необходимо инструктировать по ЧС:

в течение первого месяца работы у работодателя;

При этом работники должны не только знать порядок действий при ЧС, но и подтверждать свои знания на тренировках и учениях.

Новые правила противопожарного режима.

В новых правилах, в частности, содержатся требования:

к применению и реализации пиротехнических изделий бытового назначения;

к применению специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях;

к использованию открытого огня и разведению костров на землях сельхозназначения, землях запаса и землях населенных пунктов.

Также уточнены требования к средствам противопожарной защиты, использованию подвальных и цокольных этажей, объектам с массовым пребыванием людей, организациям торговли, медицинским организациям, АЗС, строительным работам, огневым работам.

Правила по охране труда.

Обновлены правила по охране труда при выполнении различных видов работ:

Правила

Нормативный акт

Правила по охране труда при работе на высоте

Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 № 782н

Правила по охране труда в сельском хозяйстве

Приказ Минтруда РФ от 27.10.2020 № 746н

Правила по охране труда в морских и речных портах

Приказ Минтруда РФ от 15.06.2020 № 343н

Правила по охране труда на автомобильном транспорте

Приказ Минтруда РФ от 09.12.2020 № 871н

Правила по охране труда при проведении полиграфических работ

Приказ Минтруда РФ от 27.11.2020 № 832н

Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности

Приказ Минтруда РФ от 16.11.2020 № 780н

Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве

Приказ Минтруда РФ от 29.10.2020 № 758н

Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта

Приказ Минтруда РФ от 25.09.2020 № 652н

Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте

Приказ Минтруда РФ от 27.11.2020 № 836н

Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транс-порта

Приказ Минтруда РФ от 18.11.2020 № 814н

Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования

Приказ Минтруда РФ от 27.11.2020 № 833н

Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов

Приказ Минтруда РФ от 28.10.2020 № 753н

Правила по охране труда при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов

Приказ Минтруда РФ от 09.12.2020 № 872н

Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности

Приказ Минтруда РФ от 04.12.2020 № 859н

Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации

Приказ Минтруда РФ от 27.11.2020 № 834н

Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий

Приказ Минтруда РФ от 12.11.2020 № 776н

Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ

Приказ Минтруда РФ от 11.12.2020 № 882н

Иностранные работники.

Нормативные акты:

Установлена допустимая доля иностранных работников на 2021 год.

В сфере прочего пассажирского транспорта и грузового транспорта в 2021 году она снижена на 2 % и составляет 24 % от общей численности работников.

В 2021 году установлена допустимая доля иностранных работников 50 % общей численности в следующих сферах деятельности:

лесоводство и лесозаготовки;

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;

торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами;

торговля оптовая пиломатериалами.

В размере 70 % общей численности работников доля установлена в отношении:

управления недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;

деятельности по обслуживанию зданий и территорий.

Утверждены новые формы заявлений:

об оформлении разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства;

о продлении срока действия разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства;

о выдаче дубликата разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства;

о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства.

форма ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста, порядок его заполнения;

форма уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ, и порядок представления такого уведомления;

форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) – высококвалифицированному специалисту и порядок подачи уведомления;

форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства);

форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства);

порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства);

формы бланков вида на жительство.

Ответственность за нарушения по СЗВ-ТД.

Нормативный акт: Федеральный закон от 01.04.2020 № 90-ФЗ.

Вступила в силу новая редакция ст. 15.33.2 КоАП РФ, согласно которой вводятся санкции для должностных лиц в виде предупреждения или штрафа в размере 300 – 500 руб.:

за нарушение срока представления СЗВ-ТД;

за подачу недостоверных или неполных сведений о трудовой деятельности в СЗВ-ТД.

Режим труда и отдыха, квалификация водителей

Нормативные акты:

Согласно новым правилам режима труда и отдыха водителей:

суточное время вождения допустимо увеличивать с 9 до 10 часов два раза в неделю;

минимальное время еженедельного отдыха водителей увеличивается с 42 до 45 часов;

работодатель вправе уменьшить время еженедельного отдыха до 24 часов, предоставив недополученный отдых в течение ближайших 3 недель.

Кроме этого, возросли требования к квалификации работников в сфере коммерческих перевозок и перевозок для своих нужд автобусами и грузовыми автомобилями и стали строже профессиональный отбор и обучение сотрудников автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Как изменится Трудовой кодекс с марта 2022 года: читайте обзор поправок

Федеральный закон от 02.07.21 № 311-ФЗ внес в Трудовой кодекс многочисленные изменения и дополнения, касающиеся охраны труда. Так, у работодателей появятся новые обязанности — приостановить работу, если условия на рабочем месте признаны опасными; вести учет микротравм сотрудников и проч. Не обойдется и без новых возможностей. Всем компаниям и ИП разрешат вести видеосъемку производственного процесса и показывать записи инспекторам по труду. Эти и другие новшества начнут действовать с марта 2022 года.

Вводная часть

Сразу отметим, что большинство поправок являются скорее формальными, чем практическими. В частности, положения о несчастных случаях на производстве выделены в отдельную главу 36.1 ТК РФ. А правила, относящиеся к службе охраны труда, будут изложены в статье 223 ТК РФ (сейчас это ст. 217 ТК РФ).

Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку

В настоящей статье расскажем об этом и других изменениях, имеющих практическое применение. Все новшества вступят в силу 1 марта 2022 года.

Запрет на работу в опасных условиях

Что делать дальше?

ВАЖНО

Запрет, установленный статьей 214.1 ТК РФ, не применяется при устранении и предотвращении последствий чрезвычайных ситуаций. А также при определенных видах работ, перечень которых должно утвердить Правительство.

Отдельно оговорено, какие гарантии получат сотрудники, отстраненные от работы в связи с опасными условиями. Эти гарантии перечислены в части 3 новой редакции статьи 216.1 ТК РФ. К ним относятся: сохранение места работы и среднего заработка. Если работник даст согласие, его переведут на другое место с зарплатой не ниже среднего заработка по прежней работе.

СПРАВКА

Съемка производственного процесса

У организаций и ИП появятся дополнительные полномочия в области охраны труда. На основании новой статьи 214.2 ТК РФ все работодатели смогут:

  • проводить дистанционную аудио- и видеосъемку, а также иными способами фиксировать процесс производства. Записи можно хранить. Если сотрудник захочет знать, каким устройством его снимают, то согласно новой статье 216.2 ТК РФ работодатель обязан дать такую информацию;
  • вести электронный документооборот в области охраны труда;

Подготовить документы по охране труда в специальном сервисе Попробовать бесплатно

  • предоставлять региональным инспекциям труда доступ к наблюдениям за производственным процессом и к базам электронных документов в области охраны труда.

Добавим, что у работодателей и сейчас есть право на видеофиксацию производственного процесса. Но оно действует не везде, а только в отдельных отраслях. Для каждой такой отрасли издан приказ Минтруда об утверждении правил по охране труда. Например, для автотранспорта — приказ от 09.12.20 № 871н, для строительства — приказ от 11.12.20 № 883н и т.д.

Учет микротравм сотрудников

В ней появится следующее определение. Микроповреждения (они же микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, не повлекшие расстройства здоровья или временной нетрудоспособности.

Работодатель обязан учесть микротравмы, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности. Но не в любом случае, а только если человек сам сообщит о повреждении своему начальнику. Рекомендации по учету микротравм должен утвердить Минтруд. На сегодняшний день уже разработан проект таких рекомендаций.

Нормы выдачи средств индивидуальной защиты

Комментируемые поправки сохранят за работодателями обязанность обеспечивать персонал средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Их необходимо выдавать для защиты от вредных и опасных факторов производственной среды, от загрязнений и на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

В новой редакции статьи 221 ТК РФ появится список изделий, которые относятся к СИЗ. В него входит спецодежда, специальная обувь, дерматологические средства защиты. Плюс к ним — СИЗ органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, а также средства защиты от падения с высоты. Перечень является открытым. При необходимости в него включают и другие пункты.

На основании комментируемых поправок Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств (новая редакция ст. 221 ТК РФ). Когда именно это произойдет, пока не известно. Но даже после появления новых норм организациям и предпринимателям будет разрешено использовать те, что действуют сейчас. Правда, есть ограничение по времени. После 31 декабря 2024 года придется перейти на новые нормы (п. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ).

Ключевые изменения в трудовом законодательстве и судебной практике 2021 года

Посмотрим на ключевые изменения.

1. Ввели новые форматы удаленной работы. Наряду с постоянной дистанционной работой появились: 1) временная сроком до 6 месяцев; 2) комбинированная, при которой работники чередуют свое нахождение в офисе работодателя и вне его (ч. 2 ст. 312.1 ТК); 3) экстренная, когда работники переводятся на удаленную работу без их предварительного согласия в исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части (ст. 312.9 ТК). Эти изменения окажутся полезными не только в период пандемии, но и после нее. Раньше работодатели прописывали такие форматы, как разъездной характер работы, обязанность исполнять поручения работодателя о явке в офис. Это все остается, но теперь можно в законном порядке устанавливать работникам график работы удаленно и в офисе.

3. Уточнили порядок использования УЭЦП при обмене документами в электронной форме. Прежде, если работник и работодатель обменивались электронными документами, их нужно было подписать УЭЦП. Причем не конкретизировалось, какие документы надо было обязательно подписать, а какие нет. Это вызывало много вопросов, особенно при возникновении конфликта между работником и работодателем. Чаще стороны игнорировали указанное требование и передавали скан-копии документов по электронной почте, а оригинал направляли обычной почтой. В связи с этим у судов возникал вопрос, можно ли считать датой получения работником, например, уведомления о запросе объяснений по электронной почте исключительно дату получения оригинала обычной почтой. Если оригинал не направлялся, работники оспаривали такие документы ввиду неподписания их УЭЦП.

Теперь этот вопрос урегулировали. Конкретизирован исчерпывающий печень документов, которые должны быть подписаны УКЭП работодателя и УКЭП или УНЭП работника при обмене ими в электронном виде: трудовой договор, дополнительное соглашение к трудовому договору, договор о материальной ответственности, ученический договор о получении образования без отрыва или с отрывом от работы, а также дополнительные соглашения при внесении изменений в эти договоры (ч. 1 ст. 312.3 ТК). В остальных случаях работодатель сам определяет, как будет подтверждаться достоверность документа, направленного в электронном виде. Порядок может быть установлен в локальном нормативном акте работодателя.

4. Изменили основания увольнения работников. На мой взгляд, изменения эти не очень удачные. Работодателю сложнее контролировать исполнение трудовых обязанностей дистанционными работниками. Раньше он мог предусмотреть дополнительные основания увольнения, и это ограничивало возможность злоупотреблений со стороны работников. Теперь ст. 312.8 ТК устанавливает два основания прекращения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя (в дополнение к общим основаниям увольнения, предусмотренным ст. 77 ТК):

  • работник не выходит на связь с работодателем более двух рабочих дней подряд;
  • работник, работающий на постоянной дистанционной работе, изменил местность выполнения трудовой функции, и это повлекло невозможность исполнения им обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

Электронный документооборот между работником и работодателем

Электронный документооборот в сфере трудовых правоотношений (ЭДО) – инструмент не новый. Он уже несколько лет активно используется компаниями. Но на законодательном уровне урегулирован он не был. В ноябре 2021 г. в Трудовой кодекс внесли поправки, закрепляющие порядок внедрения ЭДО между работником и работодателем 1 .

Что такое ЭДО?

Электронный документооборот в сфере трудовых отношений – это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (ч. 1 ст. 22.1 ТК).

Какими документами можно обмениваться посредством ЭДО?

Работник и работодатель могут обмениваться любыми документами, в отношении которых предусмотрено их оформление на бумажном носителе либо ознакомление с ними работника или лица, поступающего на работу, в письменной форме, в том числе под роспись (ч. 2 ст. 22.1 ТК).

Какими документами нельзя обмениваться посредством ЭДО?

Определен исчерпывающий перечень таких документов (ч. 3 ст. 22.1 ТК):

  • трудовые книжки и формируемые в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведения о трудовой деятельности работников;
  • акт о несчастном случае на производстве;
  • приказ (распоряжение) об увольнении работника;
  • документы, подтверждающие прохождение работником инструктажей по охране труда.

Какую систему ЭДО использовать?

Переход на ЭДО – право или обязанность?

Для работодателя переход на ЭДО является правом, а не обязанностью. Такое решение принимается исходя из внутренних организационных потребностей компании.

Работник, имеющий трудовой стаж на дату 31 декабря 2021 г., может отказаться от перехода на ЭДО. В этом случае работодатель обязан вести с ним документооборот в письменной форме. Санкции в виде увольнения или отказа в приеме на работу за нежелание переходить на ЭДО применяться к таким работникам и соискателям не могут. Это положение введено в первую очередь в интересах работников старшего поколения, которым может быть неудобно использовать ЭДО.

Работник, который принят на работу после 31 декабря 2021 г. впервые (не имеет трудового стажа), не может отказаться от ЭДО, который уже внедрен в компании или будет введен позже. Предполагается, что можно будет уволить такого работника или отказать такому соискателю в приеме на работу в случае нежелания использовать ЭДО.

Как внедрить ЭДО в компании?

Работодатель внедряет ЭДО путем принятия локального нормативного акта (ч. 2 ст. 22.2 ТК). Ознакомление лица, поступающего на работу, с таким актом может осуществляться в электронной форме (ч. 11 ст. 22.2 ТК). Предполагается, что работники, которые на момент внедрения ЭДО работают в компании и до 31 декабря 2021 г. уже имели стаж работы, с локальным нормативным актом об ЭДО знакомятся в письменной форме. Согласие на использование ЭДО от работников, имеющих стаж работы до 31 декабря 2021 г., нужно получить также в письменной форме (ч. 5 ст. 22.2 ТК).

Локальный нормативный акт об ЭДО должен содержать (ч. 2 ст. 22.2 ТК):

  • сведения об информационной системе, с использованием которой работодатель будет осуществлять электронный документооборот;
  • порядок доступа к информационной системе работодателя (при необходимости);
  • перечень документов, в отношении которых осуществляется электронный документооборот;
  • перечень категорий работников, перешедших на электронный документооборот;
  • срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, а также сведения о дате введения электронного документооборота, устанавливаемой не ранее дня истечения срока указанного уведомления.

Локальный нормативный акт об ЭДО может содержать (ч. 3 ст. 22.2 ТК):

  • сроки подписания работником электронных документов или ознакомления с ними с учетом рабочего времени работника, периодичность такого подписания и ознакомления;
  • порядок проведения инструктажа работников по вопросам взаимодействия с работодателем посредством электронного документооборота (при необходимости);
  • случаи, при которых допускается оформление документов, определенных абз. 4 ч. 2 ст. 22.2 ТК, на бумажном носителе;
  • процедуры взаимодействия работодателя с представительным органом работников или выборным органом первичной профсоюзной организации и с комиссией по трудовым спорам (при необходимости).

Список этот неисчерпывающий.

В исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части, работодатель и работник, не осуществляющие взаимодействие посредством ЭДО, вправе обмениваться документами в форме электронного документа или электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением его реквизитов) с последующим представлением документов на бумажном носителе. В такой ситуации работодатель также должен принять локальный нормативный акт, в котором будет закреплен порядок временного обмена документами (ч. 13 ст. 22.3 ТК).

Как подписывать документы?

Исключительно усиленной квалифицированной электронной подписью подписываются (ч. 1 ст. 22.3 ТК):

  • трудовой договор и изменения к нему;
  • договор о материальной ответственности и изменения к нему;
  • ученический договор и изменения к нему;
  • договор о получении образования без отрыва или с отрывом от работы и изменения к нему;
  • приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания;
  • уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

Для подписания остальных документов стороны могут использовать как усиленную квалифицированную электронную подпись, так и иные способы, позволяющие идентифицировать личность подписавшего работника (ч. 5 ст. 22.3 ТК):

  • усиленная неквалифицированная электронная подпись, порядок проверки которой определяется соглашением сторон трудового договора;
  • усиленная неквалифицированная электронная подпись, выданная с использованием инфраструктуры электронного правительства;
  • простая электронная подпись.

Какие расходы несет работодатель?

Работодатель несет расходы на создание и эксплуатацию информационной системы; на создание, использование и хранение электронных документов (ч. 8 ст. 22.1 ТК); на получение работником электронной подписи и ее использование (ч. 12 ст. 22.2 ТК).

Электронные трудовые книжки

Наиболее важное нововведение состоит в том, что работодатель после 31 декабря 2020 г. не оформляет бумажные трудовые книжки для работников, впервые устраивающихся на работу. Работники не могут требовать вести трудовые книжки в порядке ст. 66 ТК.

Сроки взыскания компенсации за причиненный работнику моральный вред

Трудовой кодекс предусматривает сроки исковой давности для подачи в суд исков (ст. 392 ТК):

  • о взыскании задолженности по заработной плате и иным причитающимся работнику выплатам – 1 год со дня установленного срока выплаты;
  • о восстановлении нарушенных прав (например, об отмене дисциплинарного взыскания – замечания или выговора) – три месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права;
  • об отмене приказа об увольнении и восстановлении в должности – 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении, выдачи трудовой книжки или предоставления ему в связи с увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы.

В 2021 г. ст. 392 ТК дополнена положением, позволяющим обращаться в суд с дополнительным заявлением о компенсации морального вреда в течение трех месяцев с момента вступления в силу судебного акта, которым нарушенные права работника были восстановлены 2 . Ранее работники должны были заявлять такое требование одновременно с основным иском.

Изменение подхода судов к разрешению трудовых споров, связанных с увольнением работников

В 2021 г. сильно изменился подход судов к разрешению споров о признании незаконным увольнения и восстановлении в должности работников. В основном эти споры связаны с увольнениями по инициативе работодателя, но попадаются и судебные акты, которыми восстановлены в должности работники, уволенные по собственному желанию (по собственной инициативе).

1. Дисциплинарные увольнения (неоднократное нарушение трудовых обязанностей работником и однократное грубое нарушение трудовых обязанностей).

Суды стали в обязательном порядке обращать внимание:

  • на процедуру увольнения – малейшая ошибка в этой процедуре приведет к отмене приказа 3 ;
  • на соразмерность взыскания – помимо доказательств совершенного работником нарушения и соблюдения процедуры увольнения работодатель должен представить доказательства обоснованности применения взыскания в форме увольнения вместо менее строгого 4 ;
  • на множественность дисциплинарных взысканий. Причем применение нескольких взысканий до увольнения за неоднократное нарушение трудовых обязанностей работником еще не доказывает состава неоднократности. Суды интерпретируют это как намеренные действия работодателя, направленные на увольнение работника за неоднократное нарушение трудовых обязанностей 5 .

2. Сокращение.

Суды стали гораздо строже оценивать процедуру сокращения.

  • Предложение вакансий.
    • Важно предложить вакансию всем сотрудникам, подпадающим под сокращение. Выбор в пользу одного повлечет отмену приказа. Если несколько работников претендуют на вакансию, выбор делается с учетом положений ст. 179 ТК о преимущественном праве на оставление на работе при сокращении численности или штата работников 6 .
    • Предлагать вакансии нужно не только в местности, где работник работает (такого подхода суды придерживались ранее), но и в других местностях, особенно если в трудовом договоре не определено место работы или установлен разъездной характер работы 7 .
    • Предлагать необходимо все вакантные должности, соответствующие квалификации увольняемого работника, и нижестоящие должности. При этом должностная инструкция к должности должна быть обоснованна (например, не должно быть прописано знание иностранного языка, если фактически он при исполнении трудовых обязанностей не требуется) 8 .

    Ранее суды придерживались мнения, что вопрос целесообразности сокращения находится в исключительной компетенции работодателя. Но теперь работодатель должен доказать, помимо соблюдения процедуры сокращения, его экономическую и организационную целесообразность 9 .

    3 Суд признал незаконным увольнение, когда в приказе об увольнении была дана ссылка на основание – Приказ о вынесении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, в котором были все сноски на сопутствующие документы: запрос объяснений, служебная записка, проверка объяснений. Суд указал, что в самом приказе об увольнении должны быть перечислены все приказы, послужившие основанием неоднократности, и сам приказ о применении взыскания в виде увольнения. Определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 12.04.2021 по делу № 5-КГ21-5-К2.

    6 Пункт 4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя (утв. Президиумом ВС РФ 9 декабря 2020 г.); определения Верховного Суда РФ от 1 марта 2021 г. № 69-КГ20-19-К7 и от 15 февраля 2021 г. № 53-КГ20-16-К8.


    Приведем реквизиты нормативных актов, даты начала их действия и кратко поясним суть изменений.

    ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ

    01.01.2020 В России осуществляется переход на электронные трудовые книжки. C 2020 года работодатели ведут учет сведений о трудовой деятельности (СТД) работников в электронном виде.

    Поэтому в течение 2020 года (по 31.12.2020 включительно) работодатели должны были получить от каждого работника письменное заявление, в котором он выбрал один из вариантов:

    • работодатель продолжает вести бумажную трудовую книжку либо

    • СТД работника формируются и предоставляются ему в электронном виде.

    Если работник не смог в 2020 году подать работодателю такое заявление (временная нетрудоспособность, отпуск, отстранение от работы либо отсутствие работы по трудовому договору), он вправе сделать это в любое время, подав работодателю по основному месту работы (в т. ч. и при трудоустройстве) соответствующее письменное заявление.

    Действия кадровика:

    • с 01.01.2021 работникам, которые трудоустраиваются впервые, бумажные трудовые книжки оформлять не надо;

    • продолжать вести трудовые книжки как работников, подавших соответствующее заявление, так и не подавших никакого заявления;

    • работникам, на которых не ведутся трудовые книжки, выдать СТД работников по форме СТД-Р.

    ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА

    01.01.2021 В Трудовом кодексе РФ урегулированы особенности дистанционной и временной удаленной работы.

    Предусмотрена возможность выполнения работником дистанционной работы на постоянной основе и временно, а также возможность комбинированной работы — дистанционно и на стационарном рабочем месте (офис).

    Работодатель может временно перевести работников без их согласия и внесения изменений в трудовые договоры на дистанционную (удаленную) работу в случаях:

    • катастрофы природного или техногенного характера;

    • несчастного случая на производстве;

    • пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии, эпизоотии;

    • решения органа государственной власти и (или) органов местного самоуправления;

    • в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

    Работников, которые трудятся дистанционного, работодатель должен будет обеспечить необходимым оборудованием и средствами труда или компенсировать соответствующие расходы.

    Предусмотрено, что работодатель не может снижать заработную плату работнику на том основании, что он выполняет свою трудовую функцию дистанционно.

    Установлены дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником:

    1. Трудовой договор с дистанционным работником может быть расторгнут по инициативе работодателя, если в период выполнения трудовой функции дистанционно работник без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя (за исключением случая, если более длительный срок для взаимодействия с работодателем не установлен порядком взаимодействия работодателя и работника).

    2. Трудовой договор с работником, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе, может быть прекращен в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.

    Действия кадровика:

    • проверить трудовые договоры, заключенные работодателем с дистанционными работниками (при наличии таких работников);

    • учесть изменения в Трудовом кодексе РФ, связанные с регулированием дистанционной работы;

    • при необходимости заключить с дистанционными работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам.

    ОГРАНИЧЕНИЯ НА ПРИМЕНЕНИЕ ТРУДА ЖЕНЩИН

    01.01.2021 Утвержден новый Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин (далее — Перечень, новый Перечень)[1].

    Сняты ограничения на следующие профессии и работы:

    • водитель большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники (фура, трактор, самосвал, КамАЗ и проч.) за исключением машинистов строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер);

    • член палубной команды судна — боцман, шкипер, матрос (за исключением работ в машинном отделении судна);

    • верхолазные работы на высоте свыше 10 метров.

    Действие Перечня также не распространяется на женский труд в фармацевтической промышленности, медицинских организациях, научно-исследовательских лабораториях, организациях по оказанию бытовых услуг населению.

    Действия кадровика: не отказывать женщинам в трудоустройстве в случае их обращения по вопросу о приеме на работу по профессиям, по которым сняты ограничения на применение труда женщин.

    ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ

    24.11.2020 Правительство РФ установило допустимую долю иностранных работников на 2021 год. В некоторых сферах деятельности по сравнению с 2020 годом изменений нет.

    Допустимая доля в сфере прочего пассажирского транспорта и грузового транспорта в 2021 году снижена на 2 % и составляет 24 % от общей численности работников.

    В 2021 году установлена новая допустимая доля иностранных работников (50 % от общей численности) в четырех сферах деятельности:

    • лесоводство и лесозаготовки;

    • обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения;

    • торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами;

    • торговля оптовая пиломатериалами.

    Кроме того, на 2021 год установлена новая допустимая доля иностранцев в размере 70 % от общей численности работников в следующих сферах деятельности:

    • управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе;

    • деятельность по обслуживанию зданий и территорий.

    Действия кадровика: оформить увольнение иностранных работников, подпадающих под установленные Правительством РФ ограничения (до 01.01.2021). Касается только работодателей, использующих труд иностранцев в указанных сферах деятельности.

    01.01.2021 Утверждены новые формы заявлений:

    • форма заявления об оформлении разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства;

    • форма заявления о продлении срока действия разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства;

    • форма заявления о выдаче дубликата разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства;

    • форма заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства.

    Действия кадровика: необходимо использовать утвержденные формы заявлений, если у работодателя трудятся иностранные граждане.

    01.01.2021 Утверждены:

    • форма ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста, порядок его заполнения;

    • форма уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории РФ и порядок представления такого уведомления;

    • форма уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) — высококвалифицированному специалисту и порядок подачи уведомления;

    • форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства);

    • форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства);

    • порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства).

    Действия кадровика: необходимо использовать утвержденные формы ходатайства и уведомлений, если у работодателя трудятся иностранные граждане.

    01.03.2021 Утверждены новые формы бланков вида на жительство.

    Действия кадровика: контролировать предъявление вида на жительство по утвержденной форме, принимая на работу постоянно проживающих иностранцев, которым вид на жительство выдан с 1 марта 2021 года.

    ОХРАНА ТРУДА

    01.01.2021 Установлены государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах, а также к работам по обеспечению перегрузочных процессов и перевозке работников по территории портов и акватории судами портового флота.

    Требования обязательны для исполнения работодателями — физическими лицами и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими организацию и выполнение портовых работ, и работниками.

    01.01.2021 Установлены государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции

    Требования обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), осуществляющими сельскохозяйственные работы.

    Действия кадровика (относится к трем нормативным актам, перечисленным выше):

    • проверить действующие у работодателя документы (приказы, локальные нормативные акты и др.) по охране труда, в которых могут упоминаться отмененные нормативные акты;

    • при наличии таких документов провести работу по их изменению и актуализации.

    МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ

    01.01.2021 Установлена последовательность действий по проведению:

    • обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу соискателей на должности специалистов объектов использования атомной энергии;

    • обязательных периодических медицинских осмотров работников, допущенных к ведению работ в области использования атомной энергии, а также

    • психофизиологических обследований кандидатов на работу и работников.

    • требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований;

    • перечень медицинских противопоказаний для выдачи разрешения на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии;

    • перечень должностей работников, на которые распространяются медицинские противопоказания для выдачи разрешения на выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии;

    • форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний.

    Действия кадровика: учитывать положения документа при организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников, которые трудятся на объектах использования атомной энергии.

    ЗАКОНОПРОЕКТЫ

    На рассмотрении в Государственной Думе РФ находятся (либо планируются к внесению на рассмотрение), в частности, законопроекты:

    [1] Взамен устаревшего Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162.

    Читайте также: