Порядок учета преступлений кратко

Обновлено: 06.07.2024

Т.В. Куряхова.

ПЛАН

1. Система единого учета преступления. Учетные документы о принятых по уголовным делам решениям………………………………………5

2. Критерииоценки преступления в качествераскрытого и нераскрытого..……………………………………………………………………22

3. Статистические показатели, учитываемые при оценке деятельности следственного подразделения…………………………………………………..24

Список использованных источников…………………………………30

Данная лекция посвящена вопросам, которые не регламентируются нормами УПК РФ, тем не менее, они имеют важное прикладное значение. Деятельность следственного аппарата, как и любая иная, может и должна оцениваться с точки зрения ее эффективности. Статистика и анализ расследования уголовных дел следователями позволяют выявить недостатки, слабые места в уголовно-процессуальной деятельности, спрогнозировать процесс изменения преступности в отдельно взятом районе, округе, городе. Реальные статистические данные и аналитическая работа способствуют выработке соответствующей уголовно-правовой и уголовно-процессуальной политики в государстве.

Большинство уголовных дел расследуется следователями органов внутренних дел, поэтому именно они являются основными субъектами, составляющими документы первичного учета преступлений, на основе которых формируется государственная статистическая отчетность о состоянии преступности и лицах их совершивших.

Будущие следователи должны знать закономерности формирования статистики, а также возможные субъективные факторы, которые влияют на соответствие отчетных показателей реальному положению дел.

Система единого учета преступлений. Учетные документы о принятых по уголовным делам решениях.

Государственная система учета преступлений способствует единообразию и полноте отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в стране, а также обеспечивает реализацию принципов государственной регистрации и учета преступлений. Полученные сведения позволяют спрогнозировать дальнейшие изменения в сфере преступности, сформировать более эффективную уголовную и уголовно-процессуальную политику в государстве. На основе статистических данных о состоянии преступности принимаются важные решения в МВД РФ, Генеральной прокуратуре РФ и других правоохранительных органах.

Учет указанных объектов, а также учет причиненного преступлением материального ущерба, обеспечение его возмещения, потерпевших, принятых судом решенийосуществляется путем составления статистических карточек (или документов первичного учета).

Преступления учитываются органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судом на которых возложена обязанность фиксировать в учетных документах сведения об объектах учета, а также информационным центром (ИЦ), на который возложена обязанность включения в статотчетность сведений, указанных в учетных документах.

На основе статистических карточек формируется государственная статистическая отчетность о состоянии, динамике и структуре преступности, о возмещении вреда, причиненого преступлением и др.

Преобладающее большинство уголовных дел находится в производстве следователей органов внутренних дел, поэтому основной объем работы по оформлению статистических карточек лежит на них. Ответственность за полноту и объективность сведений, указанных в документах первичного учета сведений несет должностное лицо, ведущее расследование. Любая допущенная следователем при оформлении статистических карточек неточность (умышленная либо по небрежности) влечет искажение государственной статической отчетности.

В большинстве своем статистические карточки составляются по окончанию расследования уголовного дела, когда следователь решает множество процессуальных и организационных вопросов, связанных с направлением уголовного дела прокурору. Чаще всего учетные документы оформляются в спешке. Отсюда и допускаемые следователями ошибки.

На следователе лежит обязанность по составлению следующих видов документов первичного учета:

– формы № 1 – на выявленное преступление;

– форма № 1.1 – о результатах расследования преступления;

– форма № 2 – на лицо, совершившее преступление;

– форма № 3 – о движении уголовного дела;

– форма № 4 – о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;

– форма № 5 – о потерпевшем;

– форма № 6 – о результатах рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции.

Остановимся на некоторых подходах к оформлению статистических документов.

Основным документом первичного учета является карточка формы № 1 (на выявленное преступление). Данная статистическая карточка выставляется на каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ) независимо от времени совершения преступления.

Существующая система учета регистрирует преступление с момента возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела. Поэтому данный документ выставляется следователем каждый раз в момент возбуждения уголовного дела или вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям[1]. Имеются и другие обстоятельства, требующие постановки преступления на учет.

Таким образом, статистическая карточка формы № 1 (на выявленное преступление) выставляется в случае вынесения:

- постановления о возбуждении уголовного дела;

- постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

- постановления об отмене постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и о возобновлении производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;

- постановления о принятии уголовного дела к производству, поступившего по подследственности, по которому преступления ранее были учтены в другом ИЦ и подлежат там снятию с учета;

- постановления о выделении уголовного дела о ранее неучтенном преступлении из другого уголовного дела;

- постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого по нереабилитирующим основаниям по ранее неучтенному преступлению;

- постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства;

- обвинительного заключения по ранее неучтенному преступлению;

а также вступления в законную силу обвинительный приговор суда по делу частного обвинения (принятому к производству мировым судьей) (в объеме показателей, содержащихся в приложении к статистической карточке формы № 6);

И так, статистическая карточкаформы № 1должна быть выставлена на каждое вновь выявленное преступление, которое ранее на учете не состояло или было снято с учета.

Например, следователь следственной части СУ УМВД России по Омской области выставит статистическую карточку формы № 1 и в случае возбуждения им уголовного дела, и в случае принятия к производству дела возбужденного следователем следственной части СУ ГУ МВД России по Красноярскому краю и переданного последним по подследственности для организации расследования в г. Омск. В ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю такое уголовное дело будет с учета снято, а в ИЦ УМВД России по Омской области будет поставлено на учет вновь.

К моменту окончания предварительного следствия следователь обязан проверить, все ли карточки формы № 1 выставлены. Ни одно преступление, результаты его раскрытия или расследования, сведения о лицах, совершивших преступление, не могут быть отражены в отчетности до тех пор, пока не учтена карточка формы № 1. Отражаемые в ней сведения должны соответствовать фактическим обстоятельствам дела.

Простой пример, рассказал в интервью "Российской газете" начальник управления правовой статистики Генпрокуратуры Олег Инсаров.: обычный следователь в обычном российском регионе заполняет карточку статистической отчетности по расследованному убийству. Укажет, что дело направлено в суд - будет раскрытое убийство, внесет данные, что оно приостановлено - получит нераскрытое преступление и хмурые брови начальника. Укажет кроме прочего, что человек, совершивший это преступление, - уроженец одной из бывших республик СССР, пополнит статистику сведениями о совершении убийств гражданами СНГ. Напишет, что убийство произошло на улице - одна статистика, в доме - уже другая. Укажет, что человек был ранее судим - это уже характеристика рецидива. Забудет написать об этом - совсем другая история[2].

Закономерно, что в соответствии с требованиями п. 16 раздела 3 Инструкции о порядке заполнения и представлении учетных документов карточка указанной формы утверждается прокурором.

Статистическая карточка формы № 1.1. отражает результаты расследования преступления и заполняется в случаях:

установления лица, совершившего преступление,когда:

- уголовное дело окончено производством и направлено в суд в порядке ст. ст. 222, 226 УПК РФ;

- с согласия прокурора по основаниям, предусмотренным ст. ст. 25, 27, 28, ч. 1 ст. 427 УПК РФ, уголовное дело прекращено;

- уголовное дело прекращено либо в его возбуждении отказано по основаниям, предусмотренным пп. 3, 4 ч. 1 ст. 24, п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ;

- уголовное дело прекращено за отсутствием события (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), состава (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) преступления;

- в отношении подозреваемого (обвиняемого) имеется неотмененное постановление органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ).

принятия одного из решений:

- о приостановлении предварительного следствия, когда: лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ); обвиняемый (подозреваемый) скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ); место нахождения обвиняемого (подозреваемого) известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ); временное тяжелое заболевание обвиняемого (подозреваемого), удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных или иных процессуальных действиях (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ);

- о передаче уголовного дела по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ;

- отмены руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ);

- отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ);

- отмены руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

- отмены прокурором постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

- прекращения уголовного дела, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ);

- направления в суд уголовного дела для применения принудительных мер медицинского характера (п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ).

С момента учета ИЦ карточки формы № 1.1 уголовное дело считается расследованным. Весь учет ведется не по уголовным делам, а по преступлениям. Поэтому количество статистических карточек формы № 1.1. должно соответствовать выставленным документам формы № 1.

Подпись прокурора в статистической карточке формы № 1.1 обязательна.

Статистические карточки формы № 1 и формы № 1.1 имеют одинаковые реквизиты первых четырех строк. Именно они в совокупности определяют индивидуальный код преступления.

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденным названным Совместным приказом, определен единый и обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

На основе обработки ученых документов информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры (далее - ИЦ) формируют государственную статистическую отчетность о состоянии преступности.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

30 октября 2015, 00:00

Порядок учета преступлений, а также иных объектов учета

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденным названным Совместным приказом, определен единый и обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

На основе обработки ученых документов информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры (далее - ИЦ) формируют государственную статистическую отчетность о состоянии преступности.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета . На суды общей юрисдикции действие настоящего Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

Далее - учет преступлений.

Мировые судьи, военные суды, районные суды в случае отсутствия в судебных участках мировых судей.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия, применяемые в части, касающейся учета преступлений:

2.2. Учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

2.3. Объекты регистрации - уголовное дело, материал с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям .

Далее - уголовное дело.

2.4. Объекты учета - преступление, лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевший, судебное решение по уголовному делу.

2.5. Отдельный учет - фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений о деяниях с признаками преступления, по которым лица, их совершившие, в соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации не являются субъектами преступлений, а также сведений об указанных лицах. Порядок учета этих деяний сохраняется в полном объеме, однако сведения о них в общее число учтенных преступлений не включаются.

2.6. Регистрационные документы - регистрационные книги и журналы.

2.7. Учетные документы - журналы учета, статистические карточки (форма N 1 - статистическая карточка на выявленное преступление; форма N 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления; форма N 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление; форма N 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела; форма N 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности; форма N 5 - статистическая карточка о потерпевшем; форма N 6 - статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции; приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения), талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности (приложение), формы статистического наблюдения, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.

2.8. Учтенный объект - объект учета, сведения о котором включены в статистическую отчетность. Корректировка данных статистической отчетности в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения уголовного дела допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.

2.9. Укрытый от учета объект - объект учета, сведения о котором не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность .

Преступление также считается укрытым от учета, если по факту его совершения, несмотря на наличие установленных ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводов и оснований, не было принято в установленные законом сроки процессуальное решение - вынесение постановления о возбуждении уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям либо если по факту его совершения было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое впоследствии было отменено прокурором с одновременным возбуждением уголовного дела, а производство по этому уголовному делу в течение отчетного года было окончено и дело направлено в суд или производство по делу приостановлено по пп. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, либо прекращено по нереабилитирующим основаниям.

2.10. Предварительно расследованное преступление - преступление, по которому вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, а также преступление, по уголовному делу о котором окончено предварительное расследование и уголовное дело направлено в суд либо прекращено.

2.11. Нераскрытое преступление - преступление, производство по уголовному делу о котором приостановлено по пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации .

Преступления, предварительное следствие по уголовным делам о которых ранее было приостановлено на основании пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, исключаются из числа нераскрытых только после принятия решения о направлении уголовного дела в суд либо его прекращении.

В число нераскрытых включаются преступления, производство по уголовным делам о которых впервые приостановлено в текущем отчетном периоде по указанным выше основаниям, независимо от даты возбуждения уголовного дела и даты учета преступления.

2.12. Нереабилитирующие основания:

прекращение уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела в связи:

с истечением сроков давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), за исключением преступлений по уголовным делам частного обвинения;

прекращение уголовного преследования:

вследствие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ);

в связи с применением к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 427 УПК РФ).

2.13. Реабилитирующие основания:

оправдательный приговор суда в случаях, когда не установлено событие преступления, подсудимый не причастен к совершению преступления, в его деянии отсутствует состав преступления либо в отношении его коллегией присяжных заседателей вынесен оправдательный вердикт (пп. 1 - 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ);

прекращение уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела по следующим основаниям: отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (пп. 1, 2, 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

прекращение уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пп. 1, 3 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пп. 1 и 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ);

прекращение уголовного дела частного обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ);

прекращение уголовного дела в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом (ч. 2 ст. 24 УПК РФ);

(в ред. Приказа Генпрокуратуры России N 721, МВД России N 699, МЧС России N 586, Минюста России N 233, ФСБ России N 509, Минэкономразвития России N 658 от 15.10.2019)

(см. текст в предыдущей редакции)

прекращение уголовного преследования вследствие непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления, наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению, наличия в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (пп. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 27 УПК РФ);

прекращение уголовного преследования в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 3 ст. 27 УПК РФ);

прекращение уголовного дела в случае применения п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;

направление уголовного дела в суд на основании п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ для применения принудительной меры медицинского характера;

постановление суда об освобождении психического больного от уголовной ответственности и о применении к нему принудительной меры медицинского характера (ч. 1 ст. 443 УПК РФ);

постановление суда о прекращении уголовного дела в отношении психического больного с отказом в применении к нему принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 443 УПК РФ).


Существующая в наши дни в Российской Федерации система единого учета преступлений сформировалась параллельно со становлением нового государства, практически одновременно с развитием правовой системы и системы органов юстиции.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации преступлений и иных объектов учета.
От надлежащей постановки первичного учета зависит полнота и достоверность показателей, характеризующих состояние преступности.

Кроме преступлений, учету также подлежат лица, совершившие преступления, уголовные дела и принятые по ним процессуальные решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, обеспечение его возмещения, сведения о потерпевших, судебные решения по уголовным делам.

Подготовлено прокуратурой Рязанского района

Вопрос-Ответ

Каков порядок принятия решения о применении мер государственной защиты?

Предусмотрены ли законом меры защиты для потерпевших и свидетелей по уголовному делу?

С 1 марта 2022 года медицинское свидетельство о рождении ребенка можно получить в электронной форме

C 1 марта с согласия получателя медицинское свидетельство о рождении ребенка формируется в электронном виде.

Однако получатель вправе запросить и изготовление документа в бумажном виде.

Есть изменения и касающиеся содержания медицинского свидетельства.

В нем будут указываться данные документа, удостоверяющего личность матери ребенка, ее СНИЛС и полис ОМС, и фамилия ребенка.

Медицинское свидетельство в форме электронного документа выдается в день его регистрации в реестре электронных медицинских документов путем направления в личный кабинет одного из родителей на едином портале госуслуг.

Документ является основанием для государственной регистрации рождения ребенка органами ЗАГС.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 декабря 1994 года N 66/418

О введении в действие Инструкции о едином учете преступлений

(с изменениями на 29 октября 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2006 года на основании
совместного приказа Генпрокуратуры Российской Федерации,
МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России,
Минэкономразвития России и ФСКН России
от 29 декабря 2005 года N 39/1070/1021/253/780/353/399
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях совершенствования системы единого учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел

1. Ввести в действие с 1 января 1995 года:

1.1. Инструкцию о едином учете преступлений (3 издание), утвержденную и.о. Генерального прокурора Российской Федерации 14 декабря 1994 г. N 20-1-85/94.

1.2. Единые для органов прокуратуры и внутренних дел документы первичного учета:

- статистическая карточка на выявленное преступление N 1 (приложение N 1*);

- статистическая карточка о результатах расследования преступления N 1.1 (приложение N 2*);

- статистическая карточка на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено, N 1.2 (приложение N 3*);

- статистическая карточка на лицо, совершившее преступление, N 2 (приложение N 4*);

- статистическая карточка на лицо, подозреваемое в совершении преступления, N 2.1 (приложение N 5*);

- статистическая карточка о движении уголовного дела N 3 (приложение N 6*);

- статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности N 4 (приложение N 7*).

* Приложения NN 1-7 в рассылке не приводятся. - Примечание "КОДЕКС".

Новые статистические карточки формы N 2.1 и N 4 вводятся в целях более глубокого анализа оперативной обстановки, а также для продолжения в 1995 году эксперимента по автоматизации учета и статистической отчетности "О следственной работе" (форма N 1Е).

2. Руководителям органов внутренних дел принять действенные меры по усилению ведомственного контроля за соблюдением установленного настоящей Инструкцией порядка учета преступлений. Обеспечить своевременное, точное и полное заполнение и представление документов первичного учета.

3. Территориальным, транспортным и иным специализированным прокурорам усилить надзор за законностью действий должностных лиц, ведающих вопросами выявления и постановки на учет преступлений, с тем, чтобы все преступления, о которых стало известно органам расследования или прокурору, своевременно ставились на учет и отражались в статистической отчетности.

4. Руководителям органов прокуратуры и внутренних дел организовать изучение Инструкции о едином учете преступлений всеми оперативными работниками, а также лицами, занимающимися учетно-регистрационной работой.

5. Считать утратившей силу Инструкцию о едином учете преступлений (2 издание), утвержденную 30 декабря 1985 г. за N 59/11 со всеми последующими изменениями и дополнениями, внесенными в нее, а также п. 3 указания Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 17 ноября 1992 г. N 49/20-1.

И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
А.Ильюшенко

И.о. Министра внутренних дел
Российской Федерации,
генерал-полковник
внутренней службы
Е.Абрамов

УТВЕРЖДАЮ
И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
А.Ильюшенко
14.12.94 N 20-1-85/94

ИНСТРУКЦИЯ
о едином учете преступлений
(3-е издание)

С 1 июля 2002 года временно, до введения в действие нормативного акта, заменяющего настоящую Инструкцию, предусмотренный в ней порядок учета преступлений распространен на органы дознания Минюста России: судебных приставов и дознавателей ГУИН, дознавателей МЧС России, наделенных правом возбуждать уголовные дела и производить дознание или первоначальные следственные действия в соответствии со ст.40, 151 УПК России, а также для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения, рассматриваемым мировыми судьями в соответствии с ч.2 ст.20 УПК России - совместное указание МВД России и Генпрокуратуры Российской Федерации от 28 июня 2002 года NN 1/3851; 36/11.

С 1 июля 2003 года временно, до введения в действие нормативного правового акта, заменяющего настоящую Инструкцию, предусмотренный в ней порядок учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел распространен на подразделения предварительного расследования органов госнаркоконтроля - совместный приказ Генпрокуратуры Российской Федерации, МВД России, Минюста России, Госнаркоконтроля России и ГТК России от 29 октября 2003 года N 47/827/277/185/1201.

I. Общие положения

§ 1. Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших.

От надлежащей постановки первичного учета зависит полнота и правильность характеризующих состояние преступности показателей статистической отчетности, которая составляется на основании данных этого учета.

Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, действующая с 1961 года, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Однако такая корректировка допускается только в пределах отчетного года, являющегося законченным отчетным периодом.

§ 2. Правила единого учета преступлений распространяются на органы прокуратуры, внутренних дел (в том числе и на все исправительные учреждения), Департамента налоговой полиции и Государственного таможенного комитета.

Преступления, по которым следствие и дознание производится органами контрразведки Российской Федерации, учитываются в соответствии с принципами настоящей Инструкции. Учетные документы разрабатываются органами контрразведки Российской Федерации и утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Первичный учет и регистрацию преступлений, совершенных в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации, осуществляют органы военной прокуратуры в соответствии с принципами настоящей Инструкции. При этом формы и реквизиты учетно-регистрационных документов и статистических отчетов утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Порядок прохождения учетно-регистрационных документов определяется Главным военным прокурором.

§ 3. Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):

- на выявленное преступление (форма N 1);

- о результатах расследования (раскрытия) преступления (форма N 1.1);

- на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма N 1.2);

- на лицо, совершившее преступление (форма N 2);

- на лицо, подозреваемое в совершении преступления (форма N 2.1);

- о движении уголовного дела (форма N 3);

- о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма N 4);

- о результатах рассмотрения дела в суде (форма N 6).

Единая форма и обязательный для всех органов прокуратуры и внутренних дел перечень показателей (реквизитов) этих карточек устанавливаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России, а карточки N 6 - совместно с Министерством юстиции Российской Федерации.

Реквизиты карточек (за исключением карточки формы N 6) могут быть дополнены с учетом местных условий с письменного согласия прокуроров республик, краев, областей, автономной области, автономных округов.

Основные реквизиты карточек для налоговой полиции и таможенной службы согласовываются Департаментом налоговой полиции и Государственным таможенным комитетом с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и МВД России.

Регистрацию преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности осуществляют органы внутренних дел.

Вместо составления статистических карточек допускается перенос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела) в едином журнале учета преступлений.

В информационных центрах на основе тех же карточек ведутся в отдельности по каждому району, городу контрольные журналы учета преступлений, уголовных дел и лиц, их совершивших.

Эти журналы и карточки служат целям контроля за своевременностью поступления первичной учетной документации, подбора отдельных сведений о преступности, результатах расследования по делу и иным справочным целям.

Информационные центры при обработке статистической информации могут использовать средства электронно-вычислительной техники для ведения контрольных журналов на магнитных носителях.

На основе обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности по преступности.

II. Учет преступлений

§ 4. Учет преступлений ведется путем заполнения прокурором, следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления (форма N 1) по каждому ставшему им известным в отчетном периоде преступлению, независимо от того, когда эти преступления имели место и установлены или не установлены совершившие их лица.

Преступления, дела о которых возбуждаются в порядке частного обвинения, учитываются судами. В тех случаях, когда прокурором или судом признано необходимым возбудить дело и провести предварительное расследование или дознание, преступления учитываются органом, производившим расследование или дознание.

§ 5. Карточка на выявленное преступление (форма N 1) заполняется немедленно после возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом, санкционированным прокурором в порядке ст.415 УПК, или вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности с применением к нему мер общественного воздействия (ст.10 УПК).

- принятия к производству уголовного дела, возбужденного судом, а также поступившего из органов контрразведки и военной прокуратуры;

- освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности вследствие акта амнистии без возбуждения уголовного дела;

- возобновления производства по уголовному делу, ранее прекращенному со снятием преступления с учета;

- выделения уголовного дела о преступлении из другого дела.

Карточка во всех случаях заполняется и подписывается лицом, возбудившим уголовное дело либо вынесшим другое постановление об одном из решений, упомянутых в настоящем параграфе.

Читайте также: