Порядок полного опробования тормозов грузового поезда кратко

Обновлено: 04.07.2024

- в момент снижения давления воздуха в тормозной магистрали произвести протяжку скоростемерной ленты;

- в грузовых поездах длиной более 100 осей по истечении не менее 2 минут произвести ступень торможения снижением давления в уравнительном резервуаре

на 0,5 - 0,6 кгс/см 2 и по сигналу или указанию, передаваемому по радиосвязи осмотрщиком вагонов выполнить отпуск тормозов с завышением давления по уравнительному резервуару на 0,3 – 0,7 кгс/см 2 для замера времени отпуска двух хвостовых вагонов;

- после полной зарядки тормозной сети проверить плотность тормозной магистрали поезда;

- после замера плотности тормозной магистрали производится протяжка скоростемерной ленты;

- произвести полное опробование тормозов, для чего выполнить снижение давления воздуха в уравнительном резервуаре на величину 0,6 - 0,7 кгс/см 2

- произвести протяжку скоростемерной ленты;

- в момент нахождения рукоятки крана машиниста в IV положении замерить плотность тормозной магистрали, которая не должна отличатся от плотности при II положении крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.

- по команде осмотрщика вагонов произвести отпуск тормозов II положением крана машиниста, при длине поезда более 350 осей или если полное опробование тормозов было произведено от компрессорной установки произвести отпуск тормозов I положением крана машиниста до получения давления в УР на 0,5-0,7 кгс/см 2 выше зарядного.

- перед отправлением поезда, непосредственно перед началом движения, произвести протяжку скоростемерной ленты и поставить рукоятку крана машиниста в I положение на 3-4 секунды осуществляя контроль по показаниям манометров напорной и тормозной магистрали.

3СЛ2М:

КПД-3П(В):

КЛУБ-У:

8. Полное опробование тормозов в пассажирских поездах:

- после соединения рукавов машинист кратковременно (на 1 - 2 сек в зависимости от количества вагонов в составе) перевести рукоятку крана машиниста в I положение затем перевести во II положение, при котором выполнять дальнейшую зарядку тормозной сети поезда, для поездов имеющих вагоны оборудованные дисковыми тормозами 4 минуты, двухэтажные 6 минут

- убедиться в том, что источник питания электропневматического тормоза на локомотиве выключен;

- проверка свободности прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона и проверка целостности ТМ поезда производится путём открытия последнего концевого крана хвостового вагона, при этом должны сработать ускорители экстренного торможения воздухораспределителей.

- далее производится отпуск автотормозов перемещением рукоятки крана машиниста в I положение до достижения зарядного давления в уравнительном резервуаре, затем переводит во II положение рукоятки крана машиниста и продолжает зарядку;

- плотность тормозной сети поезда проверяется после полной зарядки тормозной магистрали поезда до установленного давления, при перекрытом комбинированном кране. По истечении 20 секунд после перекрытия крана замеряется падение давления в ТМ, снижение которого допускается не более чем на 0,2 кгс/см 2 в течение 60сек (1 минуты).

- проверку действия ЭПТ на торможение и отпуск производят при включенном питании ЭПТ и включенном дублированном питании. Произвести торможение положением Vэ ручки КМ до получения давления в тормозных цилиндрах локомотива 1,0 – 2,0 кгс/см 2 , а затем переводит в IV положение;

- по сигналу осмотрщика выключается питание цепи ЭПТ, оставив ручку крана машиниста в IV положении. Через 15-25 секунд включает питание цепи ЭПТ;

- после проверки работы ЭПТ машинист переводит ручку крана машиниста во II положение, заряжает тормозную сеть поезда и выключает источник питания ЭПТ;

Если показания манометра тормозной магистрали будет отличаться от показания манометра напорной магистрали менее чем на 0,5кгс/см 2 , это укажет на перекрытие кранов тормозной магистрали или наличие ледяной пробки до 20 вагонов с головы поезда. При переводе рукоятки крана машиниста во II положение будет наблюдаться более длительный, чем обычно, выброс воздуха из атмосферного отверстия крана машиниста. В этом случае запрещается приводить поезд в движение до проверки целостности тормозной магистрали поезда по наличию воздуха в хвостовом вагоне согласно п.50 Правил обслуживания и управления тормозами.

На железных дорогах России установлены полное и сокращенное опробования тормозов. Кроме того, для грузовых поездов установлена проверка автотормозов на станциях и перегонах.

Полное опробование тормозов

При полном опробовании тормозов проверяют техническое состояние тормозного оборудования у всех вагонов.
Полное опробование автотормозов производят от стационарной компрессорной установки или локомотива. При опробовании автотормозов в поезде управление тормозами с локомотива осуществляет машинист, а от стационарной компрессорной установки - осмотрщик вагонов или оператор. Действие тормозов в составе и правильность их включения проверяют осмотрщики вагонов. На промежуточных станциях или разъездах, где нет штатных осмотрщиков вагонов, полное опробование автотормозов в поездах производят осмотрщики, направленные с ближайших ПТО, или работники, специально выделенные для этих целей приказом начальника дороги.
Полное опробование автотормозов в поездах производят:

  • на станциях формирования перед отправлением поезда;
  • после смены локомотива;
  • на станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов при техническом обслуживании состава без смены локомотива;
  • перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции;
  • на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения (перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производится с десятиминутной выдержкой в заторможенном состоянии ).

Полное опробование электропневматических тормозов производится на станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или поездного локомотива.


Время снижения давления на 0.5 кгс/см2 в главных резервуарах
при проверке плотности тормозной сети поезда

Во всех грузовых поездах осмотрщик вагонов обязан произвести замер зарядного давления в магистрали хвостового вагона и убедиться, что зарядное давление не менее установленного нижеследующей таблицей.


Минимальное давление в магистрали хвостового вагона грузового поезда

Полное опробование тормозов в электропоезде выполняет локомотивная бригада, а при выезде с плановых видов ремонта (кроме ТО-2) совместно с мастером или бригадиром автоматного отделения депо.
Полное опробование тормозов проводится:

  • после ремонта или технического обслуживания;
  • после отстоя без бригады на станции или в депо в течение более 12 часов;
  • после вцепки вагонов в поезд.

После каждого полного опробования тормозов в журнал технического состояния формы ТУ-152 делается запись с указанием:

  • номера и серии МВС;
  • даты и времени выполнения полного опробования тормозов;
  • пределы давления в главных резервуарах, поддерживаемые регулятором давления;
  • давление в тормозной магистрали при поездном положении ручки крана машиниста;
  • величины утечки воздуха из тормозной сети поезда;
  • фамилия и подпись машиниста и помощника машиниста, а после ремонта или технического обслуживания (кроме ТО-1) мастера и машиниста.

Выполнение полного опробования тормозов начинается с проверки правильности положения ручек кранов на питательной и тормозной магистралях. Затем проверяют работу регулятора давления. Давление в главных резервуарах должно поддерживаться в пределах 8,0 - 6,5 кгс/см2 с отклонением не более 0,2 кгс/см2 .
После зарядки тормозной и питательной магистрали проверяют их плотность. Для этого на электропоезде с краном машиниста усл.№ 395 перекрыть разобщительные краны на тормозной и питательной магистрали, а с краном усл.№ 334Э перекрывают разобщительный кран на питательной магистрали. Снижение давления, наблюдаемое по манометру должно быть:

  • в тормозной магистрали с нормального зарядного давления на величину не более чем на 0,2 кгс/см2 в течение одной минуты;
  • в питательной сети с 7,0 до 6,8 кгс/см2 за 3 минуты или с 7,0 до 6,5 кгс/см2 за 7,5 минут.

Сокращенное опробование тормозов

Сокращенное опробование автотормозов производится с целью проверки проходимости воздуха по тормозной магистрали от локомотива до хвостового вагона.
Сокращенное опробование выполняют:

  • после прицепки поездного локомотива к составу, если полное опробование автотормозов было предварительно выполнено от компрессорной установки или другого локомотива;
  • после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
  • после всякого разъединения рукавов в составе или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в составе;
  • в пассажирских поездах после стоянки поезда более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2, при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда;
  • в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло срабатывание автотормозов, изменилась плотность тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в справке формы ВУ-45, после стоянки поезда более 30 минут.
  • после смены кабины управления;
  • после смены локомотивных бригад;
  • после всякого разъединения рукавов или перекрытия концевых кранов в поезде;
  • после стоянки поезда более 20 мин или падения давления в главных резервуарах ниже 4,5 кгс/см2.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов производится:

  • после смены кабины управления;
  • после смены локомотивных бригад;
  • после всякого разъединения электрической цепи ЭПТ.

Сокращенное опробование автоматических и электропневматических тормозов выполняется также после отстоя поезда без локомотивной бригады в течение времени, менее установленного приказом начальника дорога (на Октябрьской ж. д. это время составляет 12 часов).
Приступая к сокращенному опробованию тормозов, локомотивная бригада должна зарядить тормозную магистраль до зарядного давления и проверить работу сначала ЭПТ, а затем автоматических тормозов по действию тормоза хвостового вагона.
Для этого в рабочей кабине включить ЭПТ и по сигналу помощника машиниста произвести ступень торможения до повышения давления в тормозном цилиндре головного вагона на 1,0 - 1,5 кгс/см2. Помощник машиниста обязан проверить действие тормоза хвостового вагона по манометру тормозного цилиндра и по выходу штока тормозного цилиндра и прижатию тормозных колодок к колесам, а затем подать сигнал об отпуске тормозов. Машинист по этому сигналу переводит ручку крана машиниста в I положение, затем ручку крана № 334 Э - в положение IIА, крана № 395 во II положение. Помощник машиниста должен проверить отпуск тормоза
хвостового вагона по манометру в нерабочей кабине. При положительном результате проверки машинист выключает ЭПТ и проверяет работу автоматических тормозов снижением давления в уравнительном резервуаре на 0,5 - 0,6 кгс/см2. Помощник машиниста подает сигнал об отпуске тормозов после проверки действия тормоза хвостового вагона. По этому сигналу машинист переводит ручку крана машиниста в I положение, затем ручку крана №334Э - в положение IIА, крана № 395 во II положение.
Машинист контролирует работу тормозов по манометру тормозного цилиндра и сигнальным лампам в рабочей кабине.
Если при сокращенном опробовании не сработает тормозов хвостового вагона, то работник, проверяющий тормоза этого вагона, обязан не допустить отправление поезда. Ответственность за правильное выполнение сокращенного опробования тормозов в моторвагонных поездах несут машинист и помощник машиниста.

Проверка автотормозов в грузовых поездах

Опробование автотормозов грузовых поездов по действию тормозов головной группы вагонов производится:

  • после стоянки грузового поезда более 30 минут;
  • передачи управления машинисту второго локомотива или смены кабины на перегоне после остановки;
  • при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2;
  • при прицепке дополнительного локомотива в голову грузового поезда для следования по одному или нескольким перегонам и после отцепки этого локомотива.


Анимация (мультик) по схемам прямодействующего, непрямодействующего тормоза и ЭПТ. Для скачивания проги кликните по картинке


Отличное пособие по новому воздухораспределителю пассажирских вагонов № 242.
С анимацией и дикторским сопровождением. Для скачивания PDF кликните по картике

АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Весь электронный учебник по автотормозам можно скачать одним архивным файлом ЗДЕСЬ

- на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения. Перед затяжными спусками крутизной 0,018 и круче полное опробование производится с 600 секундной (10 минутной) выдержкой в заторможенном состоянии. Перечень

таких станций устанавливается владельцем инфраструктуры.

Полное опробование электропневматических тормозов производится на железнодорожных станциях формирования и оборота пассажирских поездов от стационарных устройств или локомотива.

5.2. Полное опробование автоматических тормозов грузовых и грузопассажирских поездов выполняют :

- Далее работник ВЧД производит установку измерительного устройства измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона;

- Машинист производит ступень торможения управляющим органом крана машиниста снижением давление в уравнительном резервуаре на 0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в IV положение.

- Осмотрщик вагонов хвостовой группы, убедившись по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию тормозных колодок к поверхности катание колес в срабатывании тормозов 2-х хвостовых вагонов, по радиосвязи через осмотрщика головной группы передает указание машинисту локомотива отпустить автотормоза с замером времени отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава. Машинист по команде работника ВЧД производит отпуск тормозов.

В поездах длиной 100 осей и менее операция по контролю срабатывания тормозов у двух хвостовых вагонов с разрядкой 0,5-0,6 кгс/см 2 выполняется, а замер времени отпуска автотормозов двух хвостовых вагонов не производится.

- После восстановления давления в тормозной магистрали до зарядного машинист совместно с работником ВЧД машинист проводит проверку плотности тормозной магистрали поезда при поездном положении управляющего органа крана машиниста, проверку проводят после отключения компрессоров по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,04-0,05 МПа (0,4-0,5 кгс/см 2 ) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ).

- Замер плотности во II положении с составом до 10 вагонов включительно разрешается производить следующим порядком:

- после отключения компрессоров по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,02-0,04 МПа (0,2-0,4 кгс/см 2 ) машинист совместно с осмотрщиком вагонов производит замер плотности.

Если по истечении 2 минут замеряемая плотность данного состава соответствует таблице IV.1 правил №151, то машинист прекращает замерять плотность и в справку ВУ-45 осмотрщик вагонов записывает фактическую величину снижения давления в питательной магистрали за 120 секунд, далее производится опробованию тормозов. Замер плотности в IV положении производится аналогичным способом. Пример: ( 0,3 -120/ IV -0,2-120)

- по окончанию вышеуказанной операции производится замер зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона. Замер давления поезда выполнять после полной зарядки тормозной магистрали всего поезда.

Показание давления в ТМ хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста не должно отличаться более чем:

- при длине поезда до 300 осей - не более чем на 0,3 кгс/см 2 от зарядного ; - при длине поезда более 300 и до 400 осей включительно - не более чем на 0,5 кгс/см 2 от зарядного давления;

- при длине поезда более 400 осей - не более чем на 0,7 кгс/см 2 от зарядного давления.

- Далее произвести опробование тормозов, для чего управляющий орган крана машиниста перевести из поездного в V положение и снизить давление в уравнительном резервуаре на 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/см 2 ) с последующим переводом ручки управляющего органа крана машиниста в IV положение. Осмотрщики вагонов не ранее чем через 120 секунд (2 минуты) после выполненного торможения обязаны проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес. При этом машинист локомотива после постановки управляющего органа крана машиниста в IV положении ( при отключенных компрессорах и достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления с последующим снижения этого давления на 0,04-0,05 МПа (0,4-0,5 кгс/см 2 ) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) производит замер плотности тормозной сети поезда, которая не должна отличатся от плотности тормозной сети поезда при поездном положении ручке крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.

По окончании проверки действия тормозов поезда и замера плотности тормозной магистрали машинист производит отпуск тормозов путем постановкой управляющего органа крана машиниста в поездное положение. Осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов у каждого вагона поезда по уходу штока тормозного цилиндра и отхода тормозных колодок от колёс.

После окончания полного опробования автоматических тормозов в поезде осмотрщик должен вручить машинисту ведущего локомотива справку формы ВУ - 45 об обеспеченности поезда тормозами и исправном их действии. Ответственность за достоверность данных справки ВУ-45 несут осмотрщики вагонов, а при отсутствии осмотрщиков вагонов, лица на кого возложена эта обязанность владельцем инфраструктуры.

При опробовании тормозов одним работником ВЧД или составителем, для снижения потерь времени установить следующий порядок опробования тормозов:

- после полной зарядки тормозной сети, осмотрщик вагонов ( главный кондуктор) или лицо, на которое возложена обязанность по выполнению опробования тормозов производит навешивание измерительного прибора на концевой кран тормозной магистрали последнего вагона, с последующим его открытием и замером зарядного давления тормозной магистрали хвостового вагона. После произведённого замера давления ТМ осмотрщик вагонов производит снятие измерительного прибора.

- Если выполняется полное опробование тормозов, то согласно технологии машинист производит ступень торможения управляющим органом крана машиниста снижением давление в уравнительном резервуаре на 0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в IV положение.

- Осмотрщик вагонов, находящийся в хвостовой части поезда, убедившись по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию тормозных колодок к поверхности катание колес в срабатывании тормозов 2-х хвостовых вагонов, по радиосвязи передает указание машинисту локомотива отпустить автотормоза и производит замер времени отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава. Машинист по команде работника ВЧД производит отпуск тормозов. ( При проведении сокращённого опробования эта операция совмещена с проверкой тормозов на срабатывание).

Далее осмотрщик вагонов направляется с хвостовой части поезда в кабину локомотива для совместной проверки плотности тормозной магистрали поезда при II положении управляющего органа крана машиниста.

После восстановления давления в тормозной магистрали до зарядного машинист совместно с работником ВЧД машинист проводит проверку плотности тормозной магистрали поезда при поездном положении управляющего органа крана машиниста, проверку проводят после отключения компрессоров по достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,04-0,05 МПа (0,4-0,5 кгс/см 2 ) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ).

Далее произвести опробование тормозов, для чего управляющей орган крана машиниста перевести из поездного в V положение и снизить давление в уравнительном резервуаре на 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/см 2 ) с последующим переводом ручки управляющего органа крана машиниста в IV положение. Осмотрщик вагонов не ранее чем через 120 секунд (2 минуты) после выполненного торможения обязан проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес. При этом машинист локомотива после постановки управляющего органа крана машиниста в IV положении ( при отключенных компрессорах и достижении в главных резервуарах локомотива предельного давления с последующим снижения этого давления на 0,04-0,05 МПа (0,4-0,5 кгс/см 2 ) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) производит замер плотности тормозной сети поезда, которая не должна отличатся от плотности тормозной сети поезда при поездном положении ручке крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.

По окончании проверки действия тормозов поезда и замера плотности тормозной магистрали машинист производит отпуск тормозов. Осмотрщик вагонов должен проверить отпуск тормозов у каждого вагона поезда по уходу штока тормозного цилиндра и отхода тормозных колодок от колёс.

При выполнении полного опробования тормозов помощником машиниста – исполняющего обязанности главного кондуктора, нахождение в кабине машиниста при замере плотности тормозной сети поезда не требуется.

1. До прихода осмотрщика, зарядить полностью ТМ и проверить её плотность (убедится, что ТМ заряжена). Осмотрщик замеряет давление в тормозной магистрали хвостового вагона поезда, установив манометр.

Показания давления в тормозной магистрали хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста не должны отличаться более чем:

а) на 0,3 кгс/см 2 от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей;

б) на 0,5 кгс/см 2 при длине поезда более 300 до 400 осей включительно;

в) на 0,7 кгс/см 2 при длине поезда более 400 осей.

4. После полной зарядки ТМ (не менее 5 минут) вместе с осмотрщиком проверяем плотность ТМ по снижению давления в ПМ. После остановки компрессоров по достижении в ГР предельного давления и последующего его снижения 0,4-0,5 кгс/см 2 замерить время дальнейшего снижения на 0,5кгс/см 2 при поездном положении РКМ. Плотность ТМ зависит от длины состава, объёма ГР и величины зарядного давления в ТМ.

Общий объ­ем главных резервуаров локомотива, л

Время, с, при длине состава в осях

1. При проверке плотности тормозной магистрали грузового поезда при зарядном давлении 0,52-0,55 МПа (5,3-5,6 кгс/см 2 ) норму времени указанную в таблице уменьшить на 10%.

2. При работе по системе многих единиц, когда главные резервуары локомотивов соединены в общий объем, указанное время увеличивать пропорционально изменению объёмов главных резервуаров.

3. При общем объеме главных резервуаров локомотива, отличном от представленно­го в таблице, объем принимать по ближайшему наименьшему объему, приведенному в таб­лице.

4. На каждом локомотиве, на видном месте должна быть выписка с указанием объема главного резервуара данного локомотива.

5. Машинист согласовывает действия с осмотрщиками вагонов, протягивает ленту и производит торможение переводом РКМ в 5-е положение и снижает давление в УР на 0,6-0,7кгс/см 2 и переводит РКМ в 4-е положение.

6. Вместе с осмотрщиком вагонов машинист проверяет плотность ТМ при 4-м положении РКМ, которая не должна отличатся от плотности во 2-ом более чем на 10% в сторону уменьшения (так как в работу включились ТЦ, а тормоза грузового поезда неистощимые, условно проверяем плотность ТЦ поезда).

7. Осмотрщики вагонов после встречи, подают сигнал на отпуск тормозов, машинист подает звуковой сигнал и переводит РКМ в поездное положение, а в поездах длиной более 350 осей в 1-е положение до получения давления в УР на 0,5 -0,7 кгс/см 2 выше зарядного.

9. Перед отправлением машинист обязан перевести РКМ из 2-го положения в 1-е на 3-4 секунды и обратно во 2-е положение (проверяет отсутствие перекрытых концевых кранов в составе поезда). Разница показаний давлений тормозной и питательной магистралей должна быть не менее 0,5 кгс/см 2 .

С целью сокращения времени на полное опробование тормозов и исключения самопроизвольного срабатывания тормозов и проведения дополнительного сокращённого опробования тормозов, грузовых и грузопассажирских поездов на локомотивной тяге установить следующий порядок проведения полного и сокращённого опробования тормозов.

При полном опробовании автоматических тормозов грузовых и грузопассажирских поездов выполняют:

--- осмотр и проверку автосцепного устройства;

--- продувку ТМ локомотива, прицепку локомотива и соединение тормозных магистралей локомотива и состава вагонов;

--- установку измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона. Установку БХВ в поездах весом 8300-9000 т, (при установке БХВ измерительное устройство не применяется);

--- зарядку тормозной магистрали и замер зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона. Замер давления в тормозной магистрали хвостового вагона выполнять после полной зарядки тормозной магистрали всего поезда. Показания давления в тормозной магистрали хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста не должны отличаться более чем:

а) на 0,03 МПа (0,3 кг / см ) от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей;

б) на 0, 05 МПа (0,5 кг / см ) при длине поезда более 300 до 400 осей включительно;

в) на 0,07 МПа (0,7 кг / см ) при длине поезда более 400 осей;

--- демонтаж измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона;

--- проверку прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона и целостности тормозной магистрали поезда.

Машинист регистрирует проверку целостности на устройстве (КПД-3П, на ленте скоростемера 3СЛ-2М) и по загоранию датчика контроля целостности тормозной магистрали №418; производит ступень торможения 0,05-0,06 МПа (0,5-0,6 кг / см ), протягивает ленту.

По команде осмотрщика вагонов машинист производит отпуск тормозов с постановкой управляющего органа крана машиниста в поездное положение . Хвостовой осмотрщик вагонов или работник, привлекаемый для пробы тормозов согласно приложения №3, производит замер времени отпуска, согласно порядку, установленного в приложении №8 к данному Дополнительному указанию.

На грузовых локомотивах, оборудованных устройством контроля плотности тормозной магистрали (УКПТМ), проверку плотности производить по показанию этого устройства.

При поездном положении управляющего органа крана машиниста проверку проводят после отключения компрессоров по достижению в главных резервуарах локомотива предельного давления и последующего снижения этого давления на 0,04-0,05 МПа (0,4-0,5 кг / см ) с замером времени дальнейшего снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кг / см ).

Для поездов с локомотивами в голове наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной магистрали в зависимости от длины состава и объёма главных резервуаров локомотива указано в таблице 5.1. настоящих Правил.

ТАБЛИЦА 5.1. Время снижения давления на 0,05 МПа (0,5 кг/см) в главных резервуарах при проверке плотности тормозной магистрали грузового поезда.

Общий объём главных резервуаров локомотива , л

Время, с, при длине состава в осях

Примечания:

1. При проверке плотности тормозной магистрали грузового поезда при зарядном давлении 0,52-0,54 МПа (5,3-5,5 кг/см) норму времени указанную в таблице уменьшить на 10%.

2. При работе по системе многих единиц, когда главные резервуары локомотивов соединены в общий объём, указанное время увеличивать пропорционально изменению объёмов главных резервуаров.

3. При общем объёме главных резервуаров локомотива, отличном от представленного в таблице, объём принимать по ближайшему наименьшему объёму, приведённому в таблице.

4. На каждом локомотиве на видном месте должна быть выписка с указанием общего объёма главных резервуаров.

При достижении плотности тормозной магистрали установленной норме производят проверку действия автоматических тормозов вагонов поезда на торможение. Проверку проводят после снижения давления в тормозной магистрали поезда на 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кг / см ) с зарядного давления с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения (4), по истечении 120 секунд (2 минут ) для грузовых поездов, у которых все воздухораспределители включены на равнинный режим, и 600 секунд (10 минут) – при воздухораспределителях, включенных на горный режим.

Осмотрщики вагонов обязаны проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штока тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колёс.

Машинист в это время выполняет проверку плотности тормозной магистрали поезда в положении управляющего органа крана машиниста, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали поезда (4), которая не должна отличаться от плотности при поездном положении управляющего органа крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.

На грузовых локомотивах, оборудованных устройством контроля плотности тормозной магистрали (УКПТМ), проверку плотности производить по показанию этого устройства.

После окончания проверки действия на торможение, по команде осмотрщика вагонов выполнить отпуск тормозов поезда, установкой управляющего органа крана машиниста в поездное положение . Осмотрщики вагонов обязаны проверить отпуск тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе по уходу штока тормозных цилиндров и отходу колодок от поверхности катания колёс.

В грузовых поездах повышенной длины (длиной более 350 осей), отпуск автотормозов производить постановкой управляющего органа крана машиниста в отпускное положение, до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,05-0,07 МПа (0,5-0,7 кг/см) выше зарядного давления. Осмотрщики вагонов обязаны проверить отпуск тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе по уходу штока тормозных цилиндров и отходу колодок от поверхности катания колёс.

При выявлении, не сработавших на отпуск воздухораспределителей, не разрешается выполнять их отпуск вручную до выяснения причин не отпуска. Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.

В пассажирском поезде первоначально производится проверка ЭПТ, затем пневматических тормозов.

Порядок сокращённого опробования тормозов.

Если сокращённое опробование тормозов в поездах выполняется после полного опробования от стационарной установки или от локомотива, осмотрщики вагонов и машинист обязаны проверить:

--- зарядное давление в магистрали хвостового вагона порядком, установленном как при полном опробовании тормозов;

--- целостность тормозной магистрали поезда;

--- плотность тормозной сети поезда при нахождении управляющего органа крана машиниста в положении, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали;

--- плотность тормозной сети поезда после ступени торможения 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кг / см ) и перевода управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения (4), с проверкой действия тормозов 2-х хвостовых вагонов с замером времени их отпуска (в пассажирских поездах и в грузовых поездах при длине менее 100 осей, замер времени отпуска 2-х хвостовых вагонов не производится).

--- отпуск тормозов поезда производить по команде осмотрщика вагонов или работника указанного в приложении №2 настоящего Дополнительного указания с выдержкой поезда в заторможенном положении 2 минуты и последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение повышения давления в тормозной магистралина 0,03-0,07 МПа (0,3-0,7 кг / см ) выше зарядного давления.

В грузовых поездах повышенной длины (более 350 осей) отпуск автотормозов производить постановкой управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (1) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,05-0,07 МПа (0,5-0,7 кг / см ) выше зарядного давления.

Если сокращённое опробование тормозов в грузовых, грузопассажирских, пассажирских поездах с локомотивом выполняется осмотрщиком вагонов или привлекаемыми работниками согласно приложению №2 к дополнительным указаниям на станциях, где нет осмотрщиков вагонов, производится:

--- проверка целостности тормозной магистрали поезда;

--- замер плотности тормозной магистрали поезда;

--- проверка действия тормозов по двум хвостовым вагонам при длине поезда до 350 осей и пяти хвостовым вагонам при длине поезда более 350 осей;

--- при сокращённом опробовании тормозов замер времени отпуска хвостовых вагонов производится в поездах более 100 осей;

--- при проверке действия тормозов от локомотива в пассажирских поездах при отцепке и прицепке отдельных вагонов в пути следования замер напряжения электропневматических тормозов хвостового вагона не производится, проверяется действие электропневматического тормозов вагона;

--- присутствие осмотрщика вагона или лица его замещающего производящего сокращённое опробование тормозов в одно лицо на локомотиве при замере плотности тормозной магистрали не требуется;

--- при сокращённом опробовании тормозов от локомотива в одно лицо в поездах повышенной длины, сдвоенных поездах, отметку в справке обеспечения поезда тормозами и исправном их действии производит машинист, с указанием фамилии и табельного номера, производившего сокращённое опробование тормозов по хвостовым вагонам поезда;

Установить следующий порядок полного опробования в одно лицо.

Осмотрщик вагонов или работник привлекаемый к полному опробованию тормозов – в соответствии с приложением №2 и №3 к данному Дополнительному указанию производят:

1. Осмотр автосцепного устройства головного вагона на его исправность.

2. Даёт разрешение машинисту на прицепку поездного локомотива, передаёт машинисту информацию о состоянии поезда (гружённый, порожний, наличие в составе поезда специальных вагонов, согласовывают зарядное давление в ТМ поезда и др.).

3. После прицепки локомотива, смены машинистом кабины управления, если машинист работает в одно лицо, по согласованию с машинистом, производит продувку тормозной магистрали локомотива и соединяет тормозную магистраль локомотива и состава вагонов (при наличии помощника машиниста на локомотиве данную операцию выполняет помощник машиниста).

4. Во время зарядки тормозной магистрали осмотрщик вагонов следует в хвост поезда, контролируя техническое состояние подвижного состава и режимы включения тормозов поезда. В зимнее время выполняет требования приложения №7 настоящего Дополнительного указания.

По прибытию на хвост поезда осмотрщик вагонов или привлекаемый работник согласно приложению №2 и №3 к настоящему Дополнительному указанию устанавливает на тормозной рукав измерительное приспособление для замера давления в тормозной магистрали хвостового вагона. При достижении в тормозной магистрали хвостового вагона зарядного давления, удовлетворяющего требованиям, показания давления в тормозной магистрали хвостового вагона при поезном положении управляющего органа крана машиниста не должны отличаться более чем:

а) на 0,03 МПа (0,3 кг / см ) от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей;

б) на 0, 05 МПа (0,5 кг / см ) при длине поезда более 300 до 400 осей включительно;

в) на 0,07 МПа (0,7 кг / см ) при длине поезда более 400 осей;

6. Машинист регистрирует проверку целостности на устройстве (КПД-3П, на ленте скоростемера 3СЛ-2М) и по загоранию датчика контроля целостности тормозной магистрали №418.

7. Осмотрщик следует в голову поезда по другой стороне состава, контролируя состояние подвижного состава и включение режимов тормозов поезда.

9. По готовности машинист локомотива по команде осмотрщика вагонов подаёт звуковой сигнал и производит ступень торможения 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кг / см ).

10. Осмотрщик вагонов по истечении 2-х минут производит осмотр заторможенного состава вагонов, следуя по поезду до хвостового вагона. При обнаружении в хвостовой части поезда отпущенных тормозов вагонов ( по истечении более 5 минут после произведённого машинистом торможения ), по требованию осмотрщика вагонов , машинист производит вторую ступень торможения не менее 0,03 МПа (0,3 кг / см ) и осмотрщик завершает осмотр поезда по торможению.

11. По команде осмотрщика вагонов на отпуск машинист подаёт звуковой сигнал, производит отпуск тормозов установленным порядком поездным положением управляющего органа крана машиниста. Осмотрщик контролирует отпуск хвостовых вагонов и производит замер времени отпуска тормозных цилиндров двух хвостовых вагонов порядком, установленным порядком выхода штока тормозного цилиндра хвостового вагона (приложение №8 к настоящему Дополнительному указанию), затем производит осмотр по отпуску тормозов поезда.

13. При отправлении поезда контролирует состояние подвижного состава.

14. Для снижения времени на полное опробование тормозов допускается привлечение работников других подразделений, имеющих право на сокращённое опробование тормозов для проверки целостности тормозной магистрали и замера времени отпуска хвостовых вагонов.

15. Порядок полного опробования тормозов с привлечением такого работника должен быть прописан в технологическом процессе (технологической карте), станции согласован с руководителем предприятия, чьи работники привлекаются для проверки целостности тормозной магистрали.

16. Все выявленные исправности тормозного оборудования должны быть устранены и действие тормозов на вагонах проверено. При невозможности устранения неисправности допускается отправка вагонов с выключенным тормозом за исключением 2-х хвостовых вагонов и обеспечением требуемого тормозного нажатия не менее, указанного в пункте 14.2. настоящего Дополнительного указания до ближайшего ПТО.

Приложение № 15

Время наполнения главных резервуаров локомотивов с 0,68 до 0,78 МПа (с 7,0 до 8,0 кг/см)

Примечания:

2. Время наполнения главных резервуаров на локомотивах указано для одного компрессора.

3. Объем питательной сети (общий объем главных и питательных резервуаров) электропоездов указан для составов из десяти вагонов.

4. Для рельсовых автобусов РА1 и РА2 объём главного резервуара указан для каждого объёма.

5. При изменении количества секций локомотивов или количества локомотивов, работающих по системе многих единиц, когда главные резервуары соединены в общий объем, указанное время увеличить или уменьшить пропорционально изменению объема главных резервуаров.

6. * Время наполнения главных резервуаров с включенным блоком осушки и очистки сжатого воздуха.

Приложение № 16

Параметры регулировки рычажной тормозной передачи вагонов и выхода штока тормозного цилиндра на ПТО и ПОТ перед затяжными спусками.



Примечание:

1. ПСТ – полное служебное торможение.

2. Выход штока тормозного цилиндра при композиционных колодках на пассажирских вагонов указан с учётом длины хомута (70 мм), установленного на штоке.

3. При регулировании рычажных передач грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания (в парке отправления)и пунктах подготовки к перевозкам выход штока тормозных цилиндров устанавливать по минимальному допустимому размеру или на 20-25 мм меньше верхнего предела; на вагонах, оборудованных авторегуляторами рычажной передачи, их привод регулируется на поддержание выхода штока на нижнем пределе установленных нормативов.

4. * - для грузовых вагонов на тележках, оборудованных буксовыми адаптерами.

5. Рисунки 3.30 из инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (осмотрщику вагонов).

Приложение № 17




Определение веса пассажирских вагонов

Примечание:

Единое наименьшее тормозное нажатие в пересчёте на чугунные тормозные колодки на 100 тс веса пассажирского поезда для скорости движения до 200 км/час включительно (электропневматические тормоза, композиционные накладки) – 120 тс.

Приложение № 18

Установить следующий порядок подготовки и отправления вагонов с выключенным тормозом пролётной магистралью и разрядными грузами.

3. Грузовые поезда, в составе которых находится специальный подвижной состав с пролётной магистралью или вагоны с опасными грузами, разрешается с выключенными автоматическими тормозами у этих вагонов. При этом в грузовых поездах количество вагонов с выключенными тормозами или с пролётной магистралью в одной группе вагонов не должно превышать 8 осей, а в хвосте поезда перед последними двумя тормозными вагонами – не более 4 осей. Последние 2 вагона в поезде должны быть с включенными действующими автоматическими тормозами.

Приложение № 19

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Настоящая технология по организации подготовки технического обслуживания и опробования тормозов грузовых поездов с применением систем управления тормозов по радиоканалу (СУТП), (далее Технология), устанавливает порядок действия осмотрщиков вагонов, обслуживающих эти поезда.

Читайте также: