Портретный очерк лермонтова кратко

Обновлено: 04.07.2024

М. Ю. Лермонтов родился 14-го октября 1814 года. Детство его было счастливо и несчастливо одновременно. Он рано потерял мать, а бабушка ненавидела отца и не позволяла ему видеть сына. Лермонтов тяжело переносил напряженную обстановку в семье, и это не могло не сказаться на состоянии его души.
До 1828 года Лермонтов жил в родовом поместье Тарханы Пензенской губернии, а затем его отдали учиться в Московский университетский благородный пансион. В отроческие годы сын стал чаще видеться с отцом, но в 1831 году тот скончался. На его смерть Лермонтов откликнулся

стихотворением Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. В тот же год он поступил в Московский университет. К пансионским временам относятся первые известные стихотворения Лермонтова, а к 1830 — 1832 гг. — почти две трети всех его поэтических произведений.
Юный Лермонтов переживал то же, что и многие другие в его возрасте: болезненное ощущение своей непохожести на окружающих, первые влюбленности. Все или почти все проходят через этот опыт, и каждому он кажется единственным в своем роде. Лермонтов же ощущал в себе еще и поэтический дар — страшную жажду песнопенья, как он сказал в одном

Михаил Юрьевич Лермонтов был небольшого роста, плотного телосложения, имел большую голову. Мы видим широкий и большой лоб, на котором читалось прекрасно выражение поэтического творчества. В этот момент, наверное, ему приходили в голову стихи. Он заставлял нервничать многих людей. Когда смотрел на них долго пронзительным взглядом. На самом деле у Лермонтова были, умные глаза, чёрного цвета. По – детски выпуклые губы, но всё это не сочеталось с его приземистой фигурой. Поэтому он создавал впечатление мрачного человека. На самом же деле он любил выпить и повеселиться. Лермонтов по своим связям и знакомствам принадлежал к высшему обществу и был знаком не только с литераторами, принадлежавшими к свету, но и с литературными авторитетами и знаменитостями.

Многие светские люди того времени судили о нём, по его поступкам, или же только по его написанным произведениям. Он же считал себя выше их всех, и никогда серьёзно не относился к их высказываниям.

Очень жаль, что он умер молодым.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Каким был Лермонтов и какой его портрет признан наиболее похожим на оригинал?

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет 1837. Бумага, акварель. Овал. Государственный литературный музей, Москва. В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Автопортрет, в котором поэт изобразил представление о себе, показывает нам печаль, размышления, скрытый трагизм. Поэт хотел показать себя мягким и добрым, — таким он и был с ближайшими друзьями.

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет 1837. Бумага, акварель. Овал. Государственный литературный музей, Москва. В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Автопортрет, в котором поэт изобразил представление о себе, показывает нам печаль, размышления, скрытый трагизм. Поэт хотел показать себя мягким и добрым, — таким он и был с ближайшими друзьями.

„. портрет рисован самим поэтом акварелью в бурке — в армейском мундире. Это весьма любопытный портрет, должно быть очень похожий. Выражение глаз, все черты представляют один характер с вышеозначенными, только волосы подлиннее и не так правильно зачесаны, как требовало этого в то время предписание для всех служащих. Портрет рисован на Кавказе, где позволялись некоторые отступления от строгих правил формы“.

А. Опекушин. По поводу памятника Лермонтову (Письмо в редакцию). „Новое время“, 1883, 8 (20) марта, № 2523, стр. 2.

Оставим автопортрет стоять в стороне. Это особенная вещь, она однозначно субъективна. Начнем с детских портретов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕРМОНТОВ
Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не дает исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира гениального поэта. Но в совокупности созданные профессиональными художниками высокой квалификации (Ф.О. Будкин, П.Е. Заболотский, А.И. Клюндер, К.А. Горбунов — авторы основной прижизненной иконографии Лермонтова — все впоследствии стали академиками живописи) эти портреты все же дают конкретное представление о наружности Лермонтова.

hello_html_m11df9c15.jpg


Неизвестный художник
Портрет М.Ю. Лермонтова в возрасте 3-4 лет
1817-18 гг. Холст, масло. 62,0 х 52,5
Государственный литературный музей. Москва

Это самый ранний портрет Лермонтова (холст, масло) – 3-4-летнего ребёнка, – выполненный неизвестным художником, возможно, крепостным. Мальчик изображен в натуральную величину в белом платье. С раннего детства Михаил Лермонтов был склонен к рисованию, художник подчеркнул это увлечение: правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый рот, большие глаза, с выражением доброты и задумчивости, нежно очерченные губы и немного вздернутый нос.
Портрет хранился в имении бабушки Лермонтова Е.А. Арсеньевой. После её смерти портрет попал в имение её брата, А. А. Столыпина, в Саратовскую губернию, а из его семьи позже – в Мурановский музей. Оттуда – в Государственный литературный музей.


hello_html_m3b695553.jpg


hello_html_m7800dbb2.jpg

hello_html_77a8b54c.jpg



Неизвестный художник
М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет
1820-22 гг. Холст, масло
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург

Второй детский портрет Лермонтова, выполненный в 1820-1822 году (холст, масло), вероятно крепостным. На портрете мы видим шести – восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным сосредоточенным взглядом, одетого в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём.

В Институт русской литературы портрет поступил из Тархан в 1927 году. Портрет не документирован и у некоторых специалистов вызывает сомнения (И. Зильберштейн, Е. Ковалевская), однако сходство с первым, достоверным портретом и с описанием наружности Лермонтова-ребенка, сделанным А.П. Шан-Гиреем, позволяет отнести его к бесспорным.

hello_html_9c92543.jpg


Ф.О. Будкин
Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка
1834 г. Холст, масло. 79,0 х 64,0
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург

hello_html_6e40ce7.jpg



П.Е. Заболотский
Портрет М.Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка
1837 г. Картон, масло. 36,0 х 28,5
Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Следующий портрет относится к январю — февралю 1837 года. Выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская галерея). Поэт изображен в расстегнутом ментике с золотыми шнурами. До смерти Арсеньевой портрет находился в Тарханах, затем через потомков А.А. Столыпина в 1925 году был передан в Государственную Третьяковскую галерею. Несмотря на то, что Заболотский не был крупным мастером, портрет, выполненный в реалистичной манере, имеет преимущества перед другими и свидетельствует о прекрасном знании художником натуры и дружественном расположении к портретируемому. Среди прижизненных портрет считается одним из лучших. В 1841 году А.П. Шан-Гирей сделал с него копию (холст, масло; Институт русской литературы); копия 1870 года выполнена В.Г. Перовым по заказу П.М. Третьякова. К портрету Заболотского восходит и утраченный ныне оригинал неизвестного художника, с которого сохранились копия и фотография, раскрашенная сепией, хранящаяся в Институте русской литературы.

hello_html_m3f1ebc76.jpg



М.Ю. Лермонтов
Автопортрет
1837 г. Бумага, акварель. Овал
Государственный литературный музей. Москва

hello_html_372c391f.jpg



А.И. Клюндер
Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке
1838 г. Бумага, акварель
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург

hello_html_6a71c4c9.jpg



А.И. Клюндер
Портрет М.Ю. Лермонтова в гусарском сюртуке
1839 г. Бумага, акварель. Изображение: 13,5 х 10.5,: лист 24,0 х 19,5
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург

Второй портрет работы А.И. Клюндера — авторское повторение 1839 года (из коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — почти не отличается от предыдущего портрета, нарисованного тем же художником разница лишь в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в небольших изменениях (бумага, акварель; с 1917 находится в Институте русской литературы).

hello_html_12d9bcc9.jpg



П.Е. Заболотский
Портрет М.Ю. Лермонтова в штатском платье
1840 г. Картон, масло. 11,0х9,0
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург

hello_html_2b3b5b7c.jpg



Д.П. Пален
Портрет М.Ю. Лермонтова в военной фуражке
1840 г., июль. Бумага, карандаш. Изображение 6,5х5,5; лист 10,0х8,5
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург

Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это – оплечное, профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. Портрет хранится в Институте русской литературы.

hello_html_m75ad293b.jpg



К.А. Горбунов
Портрет М.Ю. Лермонтова в армейском сюртуке с шашкой
1840 г. Бумага, акварель. Изображение 12,0х10,5; лист 15,5х11,5
Институт Русской Литературы РАН
Санкт-Петербург

hello_html_mc25ff5.jpg



Лермонтов на смертном одре
Р. К. Шведе
1841, холст, масло
16,5 х 20,5
Институт Русской
Литературы РАН
(ИРЛИ, Пушкинский дом)
Санкт-Петербург

Читайте также: