Портрет одного слова воля 10 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изображение 63. Прочитайте, передавая интонацией смысловые отношения между частями предложения, и запишите отрывок из статьи К. Бальмонта «Русский язык: во л я как основа.

Из всех слов могучего и перв..родного русского языка полногласного2 кроткого и грозного броса..щего звуки взрывным вод..падом журчащ..го (не)уловимым ручейком исполнен(?)ого говоров дремучего леса шуршащ..го степными к..вылями поющего ветром что нос..тся и меч..тся и уманивает сердце далеко за степь пересветно сия..щего серебр..н(?)ыми разливами полноводных рек втекающих в Синее Море — из всех несосчитан(?)ых самоцветов этой неисчерпа..мой сокровищницы, языка живого сотворённого и однако же (без)устали творящего больше всего я люблю слово — Воля. Так было в детстве так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеоб(?)емлющ..е.

Уже один его внешний лик пленит..лен. Веющее в, долгое как зов далёкого хора, о, ласкающее ле, в мягкости твёрдое утверждающее я. А смысл этого слова — двойной как сокровища в старинном ларце в котором два дна. Воля есть воля-хотение и воля есть воля-свобода. В таком ларце легко устраняется и разделяющая пр..града двойного дна и сокровища соединяют(?)ся взаимно обог..щаясь перел..-ваниями светов. Один смысл слова воля, в самом простом изначальном словоупотреблении, светит другому смыслу (в)меру отяг..щает содержательностью и значительностью его живую существен(?)ость.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из понятий русской культуры. В современной лингвистике такой подход связан с анализом концептов - "сгустков культуры в сознании человека" (определение Ю.С. Степанова). Работая над проектом, учащиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. А главное - знакомятся с историей русской культуры.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Всеволожский район Ленинградская область



Учащиеся 10 класса

Руководитель:

Иванова Татьяна Владимировна, учитель

русского языка и литературы

Паспорт проекта

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература, мировая художественная культура.

Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, краткосрочный

Цель проекта: используя словари, научно – популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова коза в русском языке, фольклоре, литературе, живописи, скульптуре.

Задачи проекта:

проанализировать определение слова коза в основных толковых словарях русского языка;

изучить употребление слова коза в русских фразеологизмах, пословицах и поговорках;

проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом коза;

описать некоторые особенности употребления слова коза в фольклоре, художественной литературе, живописи и скульптуре.

Руководитель проекта: Иванова Татьяна Владимировна

Возраст участников проекта: 16- 17 лет

Состав проектной группы: Воробьёва Виктория, Трофимова Анастасия, Шишкина Анастасия, Эрфан Анастасия.

Аннотация проекта:

Предполагаемый продукт проекта: мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова коза.

Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

Планирование работы

Выбор слова для описания.

Распределение на группы и принятие решения, за создание какой страницы будет отвечать каждый участник проекта.

Этнографическая страница

Изучив литературу, описать значение данного понятия в русской культуре.

Лексикографическая страница

Сопоставить толкования данного слова в различных толковых словарях русского языка.

Этимологическая страница

Собрать сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам.

Словообразовательная страница

Используя словообразовательные словари, определить, какие новые слова образуются от изучаемого слова, какие они имеют значения, к каким областям знаний относятся.

Фразеологическая страница

Обратившись к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, найти выражения, включающие описываемое слово.

Искусствоведческая страница

Рассказать о фольклорных, литературных произведениях, произведениях живописи, скульптуры, в которых важную роль играет образ рассматриваемого предмета.

Распределение обязанностей в группе

Разделение работы на этапы.

Подготовка плана работы над проектом.

Реализация проекта

Работа участников индивидуально по плану.

Совместное решение возникающих проблем.

При необходимости обращение за консультацией к руководителю проект или за помощью к родителям.

При необходимости внесение изменений в план.

Презентация (представление проекта)

К намеченному сроку объединить подготовленную информацию в одну папку.

Объединить слайды каждого участника в итоговую презентацию. Выбрать выступающих.

Подготовить выступление на конференции ШНО (школьного научного общества).

Провести презентацию. Ответить на вопросы слушателей.

Осмысление и оценка проекта

Обсудить, что было сделано хорошо, а что не удалось реализовать.

Подумать, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?

Оценить результат работы.

12. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые, фразеологические, словообразовательные, этимологические), ресурсы сети Интернет, проекционная аппаратура для презентации.

Материалы исследования

Этнографическая страница.

Среди самых давних славянских обрядов, посвящённых культу солнца есть обряд "вождения Козы" на праздник Маланки (Щедрый вечер) и Василия (Старый Новый год), 13-14 января , который сохранился до наших дней. Ряженые ходят по домам с символической восьмиугольной зарей-провисницею и с козой.

В древности славяне считали, что "вождение Козы" благоприятствует урожаю, благосостоянию, предотвращает беду. Само это животное наделяли сверхъестественными свойствами; понятно, почему вместо маски иногда пользовались настоящей козлиной головой.

Де коза ходить, там жито родить,

Де не буває, там вилягає.

Де коза туп-туп, там жита сім куп,

Де коза рогом, там жито стогом.

Де коза хвостом, там жито кустом!

(украинская песенка)

В народной культуре коза стала символом плодородия. В то же время ее воспринимали как "нечистое" животное, которое имело демоническую природу происхождения. В Беларуси считали, что коза, внешне похожая на черта - с рогами, копытами, шерстью, была, несомненно, его созданием. Козел, коза стали теми животными, которых не уважают такие "жители" дома и двора, как домовой, банник, леший, овинник, поэтому козла держали в хозяйстве как оберег от проказ нечистой силы. Согласно поверьям наших предков, если в сарае есть коза или козел, они не позволят ведьме забрать у коровы молоко или хлевнику замучить лошадей. Молоко козы считалось единственным спасением на пожаре, возникшем от молнии.

Считалось, что коза - образ другого мира, олицетворение предков, которые должны были обязательно прийти в дом на Рождество и благословить семью для жизни в дальнейшем (новом) году.

т.е. ночую и питаюсь у людей, а то и в шалаше.

Лексикографическая страница.

Коза́, -ы, вин. -у, мн. козы, коз, козам, ж. Домашнее жвачное животное с длинными тонкими рогами, которое даёт молоко, мясо, шерсть; уменьш.- ласк ко́зочка, -и, ж.

Доить козу. | Домашняя коза. | Бабушка держала двух коз. | На лугу паслись козы.

Коза́ — самка домашнего или горного козла.

Козой (перен. разг.) шутливо называют резвую девочку или молодую девушку. Внучка у тебя настоящая коза, не сидится ей на месте. (Толковый словарь Дмитриева)

Коза́ - рогатое жвачное животное с длинной прямой шерстью (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Коза́ - домашнее парнокопытное жвачное животное семейства полорогих. Произошла от диких козлов - безоарового, винторогого и одного вымершего вида. (Энциклопедический словарь)

Козёл – 1. Самец козы. 2. Обитый кожей короткий брус на подставках для гимнастических упражнений. 3. Род игры в карты, домино.

Козеро́г – дикий горный козел с большими рогами.

Козлено́к – детеныш козы.

Общее название рода животных из семейства полорогих (зоол.). Ангорские козы. Кашемирские козы. Домашние козы. 2. Самка этих животных. 3. перен. Орезвой, бойкой, подвижной девочке или девушке ( разговорный шутл.). 4. Машина для подъема тяжестей (тех.). Драть или лупить, как сидорову козу ( просторечие ) - бить беспощадно, больно.

Коза, -ы, мн. козы, коз; но: год Козы (по восточному календарю); Коза, -ы (о том, кто родился в этот год) – (орфографический словарь)

Коза, -ы, -у; но: бить (или драть,лупить) как сидорову козу (поговорка); мн. козы,коз (во всех значениях ) - (русское словесное ударение)

Этимологическая страница

1.Слово коза - общеславянское, этимология не установлена. Наиболее предпочтительным является объяснение как старого заимствования из алтайских языков, в которых оно выступает как производное от междометного подзывания животного.

3. Индоевропейская этимология :

Англ. значение: goat

Др.-индийский: chā́ga-, chaga- m. `he-goat', chā́gā, chā́gī f. `she-goat'

Славянские: *kozā́, *kozьlъ

Германские: *xēk-Vn=, *xōk=

Албанский: kedh, pl. -a m. `kid'

Значение: скот (коза)

4. Германская этимология :

Прагерманский: *xēkVn=, *xōk=

Среднеголландский: hoekijn `маленький козленок'

Средне-нижненемецкий: hȫken `маленький козленок'

5. Словарь Покорного :

Корень: kaĝo- oder koĝo-, -ā-

Английское значение: goat

Немецкое значение: `Ziege'

Фразеологическая страница

В русском языке много устойчивых выражений со словами коза и козёл.

Слово коза в фразеологизмах:

Отставной козы барабанщик

Так называли в XIX веке людей без определенных занятий, а иногда и просто маленьких, забытых людей, кое-как кормящихся какими-нибудь случайными и никому не нужными поделками. Откуда взялось это шуточное определение?

К нему и на козе не подъедешь

Драть как сидорову козу

Прост. Сечь, пороть сильно, жестоко, безжалостно.

Собств. русск. Очевидно, от имени Сидор, которым называли в народе зажиточного, но скупого и мелочного человека. Сидор и свою козу даже за мелкую потраву драл (бил) безжалостно. Козу, а не козу – возможно, от драть кожу.

Драть козла.

Прост. Петь плохо, неприятным голосом. Вероятно, собств. русск. Производная от драть горло, петь козлом.

Козёл отпущения, мальчик для битья.

Слово коза в пословицах и поговорках

Не учи козу, сама стянет с возу.

Тот, кто прячет под мышкой козу, должен сам блеять.

Ты ближе к делу, а он про козу белу.

Видя козу, волк забывает и грозу.

Звал волк козу на пир, да коза не идет.

Дерет коза лозу, а волк – козу, а мужик волка, а мужика – поп.

А дело бывало – и коза волка съедала.

Где коза во дворе, там козел без зову в гостях.

Где коза прошла, там и солдат пройдет.

И не хочет коза на базар, да ведут за рога.

Из-за длинной бороды коза себя попом возомнила.

Коза на горе выше коровы в поле.

Коза с волком тягалась – рога да копыта остались.

Кормись, коза, чужими садами, отдуваться будешь своими же боками.

Тигр и коза на одном берегу пьют воду.

Не спеши, коза, в лес, все волки твои будут.

Коза бела, коза сера, а осе один дух.

Как коза на кровлю мостится.

Умный и дурак не могут беседовать, верблюд и коза не могут бодаться.

Не торопись, коза на торг.

Охотой пошел, как коза на веревочке.

Пасись, коза, на привязи.

Погляди, коза, на свои глаза.

Поглядывает, как коза на мясника.

Попавшая в яму коза волка братом называет.

Лакома овца к соли, а коза к воле.

Пошел козел по лыки, а коза на орехи.

Не тягайся с богатыми, не борись с сильными: коза с волком тягалась, хвост да шкура остались.

Упрям как сидорова коза

Словообразовательная страница

Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая слово на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова коза можно представить в виде словообразовательного гнезда. Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова, расположенные с учетом последовательности их образования.


Коз|ёл (сущ., м.) ← коза (з//з; переход удар.)

Коз|очк|а (сущ., ж.) ← коза (переход удар.)

Коз|ли|ще (сущ. м.) ← козел

Коз|е|рог (сущ. м.) ←козел

Искусствоведческая страница

Образ козы в литературе

Роль козы в литературе чрезвычайно велика и всепроникающа. Вследствие чего велики и зас­луги Козы перед мировой литературой. Вспомним, что именно она, носившая в древней Греции имя "трагос", положила начало такому важней­шему жанру, как трагедия.

Образ козы в легендах.

Легенда №1.

Миллионы людей во всем мире не представляют себе жизни без чашки горячего кофе каждое утро. И лишь немногие из них знают, сколь древний и знаменитый напиток позволяет им как следует проснуться и приступить к делам.

Одним из самых больших удовольствий человек обязан. козам! Говорят, что давным-давно на жарких склонах йеменских гор жили монахи. Монашеская жизнь не балует разнообразием и располагает к созерцательности, поэтому один из монахов, закончив к вечеру свои дела, часто наблюдал за горными козами. Его удивляло, что поздним вечером, когда все твари Божьи, устав от дневной суеты, отходили ко сну, козы продолжали бурно резвиться на горных склонах. Монах решил проследить, чем они питаются, и обнаружил странное деревце с блестящими листьями и ярко-красными ягодами. Рискнул попробовать ягодку — и скривился от горечи. Тогда этот любопытный человек раздавил несколько ягод, замочил их в воде и добавил соли и масла — ягоды оставались горькими и ничуть не добавляли бодрости ни телу, ни духу. Разочаровавшись, монах бросил ягоды в костер и прилег у огня. Наступила ночь. Козы продолжали резвиться на крутых склонах, а он помолился и уснул, как вдруг его разбудил пьянящий аромат, идущий от костра. Разворошив золу, монах понял, что именно загадочные ягоды, потемневшие в огне, источают этот блаженный и ни с чем не сравнимый аромат. Монах залил подгоревшие ягоды горячей водой, с опаской отведал черный напиток и. нет, разумеется, сан не позволил ему запрыгать по горным склонам вместе с веселыми козами, но он почувствовал удивительный заряд душевной и физической бодрости. Так, благодаря йеменским козам и пытливому монаху человечество узнало вкус кофе.

Легенда №2.

В мифологии имеются свои ассоциации, связанные с козой, как животным 12-летнего

цикла. Согласно этим воззрениям, Коза живет в облаках и лишь изредка спускается на землю. Она олицетворение облака, которое посылает на землю живительный дождь, т. е., выступает как символ, связанный с плодородием. Коза — волшебница, воспитанница небесного свода и подруга молнии. С ее помощью можно подняться к облакам, прикоснуться к сокровенным тайнам природы.

Легенда №3.

ОБРАЗ КОЗЫ В СКАЗКАХ

СКАЗКА О КОЗЕ ЛУПЛЕННОЙ

(русская народная)

Коза рухлена, половина бока луплена. Слушай, послушивай! Жил-был мужик, у него был зайчик. Вот и пошел мужик на поле; тут увидал он: лежит коза, половина бока луплена, а половина нет. Мужик сжалился над нею, взял ее, принес домой и положил под сарай. Пообедав и отдохнув немножко, вышел он на огород, и зайчик с ним. Тут коза из-под сарая в избу пробралась и там крючком заперлась.

Вот зайчик захотел поесть и прибежал к дверям избы; хвать лапкой — дверь заперта!

- Кто там? — спрашивает зайчик. Коза отвечает:

- Я — коза рухлена, половина бока луплена; выйду — все бока повыбью!

Зайчик с горем отошел от двери, вышел на улицу и плачет. Навстречу ему бирюк.

- Что ты плачешь? — спросил бирюк.

- У нас в избе кто-то, — сказал сквозь слезы зайчик. А бирюк:

- Иди со мною, я выгоню!

Пришли к дверям.

- Кто здесь? — спросил бирюк. Коза затопала ногами и сказала:

- Я — коза рухлена, половина бока луплена; выйду — все бока повыбью!

Вот они и ушли от двери. Зайчик опять заплакал и вышел на улицу, а бирюк убежал в лес. Навстречу зайцу идет кочет:

Зайчик ему сказал. Вот кочет и говорит:

- Иди со мною, я выгоню!

Подходя к двери, зайчик, чтобы устрашить козу, кричит:

- Идет кочет на пятах, несет саблю на плечах, идет душу губить — козе голову рубить.

Вот подошли; кочет и спрашивает:

- Я — коза рухлена, половина бока луплена; выйду — все бока повыбью!

Зайчик опять со слезами ушел на улицу. Тут подлетела к нему пчелка, суетится и спрашивает:

- Кто тебя? О чем ты плачешь?

Зайчик сказал ей, и пчелка полетела к избе. Тут она спросила:

Коза отвечала по-прежнему. Пчелка рассердилась, начала летать круг стенок; вот жужжала-жужжала и нашла дырочку, влезла туда да за голый бок и жальнула козу рухлену и сделала на боку пухлину. Коза со всего маху в дверь, и была такова! Тут зайчик вбег в избу, наелся-напился и спать повалился. Когда зайчик проснется, тогда и сказка начнется.

УПРЯМЫЕ КОЗЫ

(узбекская сказка)

Жили на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык.

Вдвоем на доске не разойтись. Кому-нибудь надо уступить.

— Эй ты, посторонись с дороги! - закричала одна коза.

— Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая.

— А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и. трах!


Описание разработки

Задачи проекта:

2. Посмотреть на использование данного слова в произведениях художественной литературы, изобразительного искусства и музыки.

3. Проявить личные творческие способности при написании сочинения и создании рисунка.

Часть 1. Толкование слова (лексическое значение)

1. Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

2. Богатырь – человек очень большой силы, стойкости, отваги.

3. Татарск. Человек рослый, дородный, дюжий, видный, необычайный силач, смелый и удачливый.

Учебный проект по русскому языку Портрет одного слова

Словарь: Толковый словарь С. И. Ожегова

Часть 2. Морфемный, фонетический и морфологический анализ слова.

Часть 3. Словообразовательное гнездо. (нарисовать)

Часть 4. Подобрать из художественной литературы стихи, где встречается данное слово. Записать эти строчки, указав автора и название стихотворения.

Часть 5. Подобрать из рассказов, повестей и романов строчки, где встречается данное слово. Записать эти строчки, указав авторов и названия произведений.

Часть 6. Подобрать иллюстрации картин художников, где изображается понятие, заложенное в данном слове. Сделать ксерокопию одной иллюстрации, указав автора и название картины. Приклеить в проект.

Тарасова Альмира Рафаиловна

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. Главное – знакомятся с историей русской культуры.

ВложениеРазмер
proekt_portret_odnogo_slova.docx 120.59 КБ

Предварительный просмотр:

2.Учебный предмет : русский язык, литература.

3.Тип проекта : исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный.

4.Цель проекта : используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова ДУЭЛЬ в русском языке, фольклоре, литературе.

  1. проанализировать значение слова дуэль в основных толковых словарях русского языка;
  2. собрать сведения о происхождении слова дуэль
  3. рассмотреть особенности сочетаемости слова дуэль
  4. изучить употребление слова дуэль в устойчивых сочетаниях
  5. описать особенности употребления слова дуэль в искусстве.

7. Возраст участников проекта : 15 лет

8. Аннотация проекта .

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. Главное – знакомятся с историей русской культуры.

9. Предполагаемый продукт проекта : презентация, мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова ДУЭЛЬ.

10. Этапы работы над проектом . Рекомендации для учащегося.

  1. Выбрать слово для описания.
  2. Разбиться на группы и решить, за создание какой страницы будет отвечать каждая группа.

Изучив литературу, опишите значение данного предмета (понятия) в русской культуре.

Сопоставьте толкование данного слова в различных толковых словарях русского языка

Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам.

Обратитесь к фразеологическим словарям, найдите выражения, включающие описываемое слово

Обратитесь к словарям синонимов, найдите синонимы к изучаемому слову

Расскажите о литературных произведениях, произведениях живописи, в которых важную роль играет рассматриваемый предмет.

Презентация (представление) проекта .

  1. К намеченному сроку объедините подготовленную презентацию в одну папку.
  2. Объедините слайды каждой группы в итоговую презентацию. Выберите выступающих.
  3. Подготовьте выступление пред классом.
  4. Проведите презентацию. Ответьте на вопросы слушателей.

11. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка ( толковые, фразеологические, этимологические), проекционная аппаратура для презентации.

Цель: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова ДУЭЛЬ в русском языке, фольклоре, литературе

  1. проанализировать значение слова дуэль в основных толковых словарях русского языка;
  2. собрать сведения о происхождении слова дуэль
  3. рассмотреть особенности сочетаемости слова дуэль
  4. изучить употребление слова дуэль в устойчивых сочетаниях

описать особенности употребления слова дуэль в искусстве.

Что можно использовать : Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые, фразеологические, этимологические)

Координатор в группе: Антипова Катя

Распределение обязанностей и план работы:

Изучив литературу, описать значение данного предмета (понятия) в русской культуре.

Сопоставить толкование данного слова в различных толковых словарях русского языка

Собрать сведения о происхождении слова, обратиться к этимологическим словарям и справочникам.

Обратится к фразеологическим словарям, найти выражения, включающие описываемое слово

Обратится к словарям синонимов, найти синонимы к изучаемому слову

Рассказать о литературных произведениях, произведениях живописи, в которых важную роль играет рассматриваемый предмет.

Дуэль - одно из самых загадочных явлений русской жизни.

1) цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);

3) средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);

4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Каковы же в истоки появления дуэлей.

Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. Родина дуэли — Италия. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести.

Но ничто не помогало, в том числе и заявление, что король принимает на себя обиду каждого отказавшегося от поединка. Дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер. Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V.

Ко второй половине XIX века дуэли настолько укоренились, что на них приучились смотреть как на неизбежное зло, запреты повсеместно стали сниматься, в армии поединки даже были узаконены при посредстве судов офицерской чести. Законодательницей обычаев и правил дуэли всегда была Франция. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения дуэлей. Его признавали за образец и в России.

Каков же был исторический путь дуэли в России?

Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.

За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

Невзирая на это, петровские узаконения против поединков, формально действовавшие до 1787 года, за все эти семьдесят лет ни разу не были применены. В чем же дело?

Дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых. При таких условиях нередко погибали оба противника. Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке.

Это интересно. До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. «Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным.

1) Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.

2) Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.

3) Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.

4) Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

5) Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.

6) Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.

27-го января 1837 года. 2 1/2 часа пополудни.

В 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены.

С 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 — по решению судов чести, 47 — с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них). Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других.

Швейковский П. А.Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии . Издательство: Тип. Э. Арнгольда СПб. Год издания: 1898

Родина. 1993, №10, с. 87-93

В отечественных толковых словарях слово дуэль объясняется как поединок, происходящий с применением оружия.

1 .Дуэль-жен. единоборство, поединок; вообще принято называть дуэлью условный поединок, с известными уже обрядами, по вызову. Дуэльный, к поединку относящийся. Дуэлист - муж. единоборец, поединщик, более в значении задиры, драчуна; (Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.М.. 1995 /)

1) Поединок между двумя противниками по вызову одного из них, происходивший с применением оружия.

2) перен. Состязание, борьба двух противоборствующих сторон. ( Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Свыше 136 000 слов. ст.: Ок. 250 000 семант. единиц: В 2 т./ Т. Ф. Ефремова. Т. 1: А-О М.: Рус. язык, 2000)

Примечательно, что в словаре Д.Н.Ушакова дается толкование слова в переносном значении: словесная дуэль.

3 . Дуэль - дуэли, ж. (фр. duel). 1)Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем-нибудь и кем-нибудь. Дуэль Пушкина с Дантесом. Драться с кем-нибудь на дуэли. Вызвать кого-нибудь на дуэль.

2) перен. Состязание, борьба двух каких-нибудь сторон (книжн. газет.). Словесная дуэль между защитником и прокурором. Англо-американская дуэль. (Толковый словарь русского языка. В 4-х т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1968.)

4. ДУЭ́ЛЬ (от лат. duellum — война) — поединок с применением оружия, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести, достоинства, а в некоторых случаях — разрешение спора. ( Российский гуманитарный энциклопедический словарь : В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002 )

Интересно, что в Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой появляется объяснение слова дуэль в переносном значении: игра в шахматы, т.е. шахматная дуэль.

5 .ДУЭЛЬ, -и, ж. 1. То же, что поединок (в 1 знач.). Вызвать на д. Убит на дуэли. 2. перен. Борьба, состязание двух сторон. Шахматная д. Словесная д. Артиллерийская д. (перестрелка). || прил. дуэльный, -ая, -ое (к 1 знач.). Дуэльные пистолеты.(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000

Дуэ́ль - жен. через (нем. Duell) или непосредственно из (лат. Duellum) "поединок". Шутл. Дуе́ль – жен. "сквозняк, резкий ветер". Образовано под влиянием дуэ̀ль - от дуть (Корш, ИОРЯС 11, 1, 274).

В русском языке фразеологизм со словом дуэль существует. Всем известно выражение: бросить перчатку.

Дуэль, драка, борьба, баталия, потасовка, кулачки, свалка, схватка, единоборство, поединок (дуэль), рукопашная, рукопашный бой, бокс, волосяница, простоволосица .

1.Абрамов Н . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений . — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.

2.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.М.. 1995 /)

Слова, с которыми может сочетаться слово дуэль, можно разделить на разные группы. К ним относятся общеупотребительные слова.

Прежде всего, это имена прилагательные, употребляемые в прямом и переносном значении:

Часто используются глаголы:

Это интересно. Сфера употребления слова дуэль. 40% в области общеупотребительной лексики; в математике 11,6%; как военный термин 10,6%; в авиации 8%; в экономике 6,8%

В 1960 – начале 1970-х гг. писателем Андреем Битовым был создан роман "Пушкинский дом", впервые изданный на Западе в 1978 г. В одной из глав романа изображена пародийная, "шутовская" дуэль между двумя героями-филологами.

1. Швейковский П. А.Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии . Издательство: Тип. Э. Арнгольда СПб. Год издания: 1898

Родина. 1993, №10, с. 87-93

2.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.М.. 1995.

3. Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Свыше 136 000 слов. ст.: Ок. 250 000 семант. единиц: В 2 т./ Т. 1: А-О М.: Рус. язык, 2000.

4. Толковый словарь русского языка. В 4-х т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1968.

5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь : В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002 .

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000

8. . Абрамов Н . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений . — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.

Читайте также: