Портрет четы арнольфини картина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Картину “Портрет четы Арнольфини” написал ранненидерландский художник из Бельгии, Ян ван Эйк, в далеком 1434 году. Насколько известно, эта работа была первым парным портретом в европейской живописи.

Туманные лица под известной фамилией

На момент возникновения этого полотна в Брюгге насчитывалось как минимум 5 представителей фамилии Арнольфини. Искусствоведы до сих пор спорят, был ли это Джованни ди Арриджо с женой Джованной Ченами, или Джованни ди Николао с юной супругой Констанцей Трента.

Некоторые считают, что ван Эйк написал не одну копию “Портрета”. А кто-то – что это автопортрет живописца с собственной женой.

В композиции картины пара стоит поодаль друг от друга. Ракурс мужчины – почти анфас, женщины – поворот в три четверти. Расположение интерьера нестрого регулируется линейной перспективой: помещение видно как бы сверху, единой точки схода нет.

Прикосновение рук персонажей смотрится церемониально, к тому же, тяготеет к центру полотна. Так художник показывает значимость этого момента. Герои празднично одеты, а мужчина занес руку как при произнесении клятвы.

Эта картина – одна из лучших примеров интимного портрета на творческом пути ван Эйка. Несмотря на торжественные атрибуты, мастер изображает персонажей без присущей ему эффектности; он делает акцент именно на человеческих переживаниях.

Даже хрупкость фигур обоих героев – не дань тогдашнему художественному стилю, а собственные образы автора: максимально одухотворенные, возвышенные над материальным началом.

В “Портрете четы Арнольфини” столько мелочей и загадок, что искусствоведы практически ни по одной из деталей не могут прийти к общей трактовке. Спорят и по поводу “округленного животика” героини, симметрии зеркала, люстры и собачки и, конечно, о личностях, изображенных на картине.

Размеры полотна – 81,8х59,7 см, сейчас оно экспонируется в Лондонской национальной галерее.

Девятого июля исполняется 578 лет со дня смерти знаменитого фламандского художника Яна Ван Эйка.

Традиционно считается, что это портрет купца Джованни Арнольфини и его будущей супруги Джованны Ченами из Брюгге, богатого города—порта пяти морей и центра торговой империи Фландрии. Впервые в истории живописи мужчина и женщина изображены не как заказчики работы, а в камерной обстановке своего жилища. Таким же новшеством была идея написать супругов, соединивших руки, а не изображать их порознь или отдельно друг от друга.




Какие загадки скрывает этот незамысловатый на первый взгляд групповой портрет? Прежде чем перейти к символике, давайте рассмотрим интерьер и одежду.

Говоря об одежде героев, отмечу, что одеяние человека XV века выполняло одну важную функцию — продемонстрировать статус и материальное положение. Так как наш герой — купец из богатого торгового города, одежда доказывает его положение и состоятельность.

Джованни Арнольфини одет строго, но изысканно и по последней моде того времени. Мех был роскошью, разрешенной по традиции только высшим слоям общества. Коричневая бархатная мантия Джованни подбита мехом куницы (второй по дороговизне после горностая). Также мы видим импортную соломенную итальянскую шляпу.

Жена Джованни одета дорого, но консервативно. Ее зеленое, подбитое беличьим мехом, платье (зеленый — цвет любви) — самый узнаваемый предмет в истории искусства. Платье смоделировано с высокой талией и рукавами — фестончиками. Существует мнение, что на платье героини ушло 35 метров ткани (длинный подол и то, что героиня держит много материи у живота — доказательства такого объема). Вы, вероятно, подумали, что женщина беременна? Отнюдь. Рельеф на платье — модный женский каприз XV века. Супруга купца также имеет головной убор, подчеркивающий статус. За героями — у тумбы — мы видим ее красные сандалии.




Ван Эйк также позаботился о том, чтобы использовать роскошные красивые детали (золотые и серебряные манжеты на запястьях, обширные детали по краю женской вуали) — снова отсылка к статусу и богатству.

Среди многих версий о сюжете данной картины я придерживаюсь той, которая говорит о помолвке Джованни с невестой. По традиции того времени жених и невеста, прежде чем они были соединены священником, должны были обменяться обещаниями брака, объединив свои руки. Церемония имела юридическое значение и должна была проходить в присутствии двух свидетелей.







Дополнительным признаком заключения брака является поднятая рука — аллегория клятвы жениться на этой женщине. Именно в этом и заключен смысл сцены: двойной портрет супругов представляет собой брачную церемонию при двух свидетелях и незримом присутствии Бога. Таким образом, картину можно считать эквивалентом заключения брака.

Признаюсь, Ян Ван Эйк является моим фаворитом среди мастеров символов после Яна Вермеера. И неспроста. Каждый сантиметр этого портрета художник наполнил символикой.




Если придерживаться версии о предстоящем заключении брака, то, вполне возможно, интерпретировать собаку на переднем плане как символ супружеской верности и преданности. Кстати, собака принадлежит к очень дорогой породе — предок брюссельского гриффона. Собака является классическим художественным мотивом, который особенно использовала мадам Помпадур в XVIII веке: некоторые из ее портретов в качестве главной фаворитки Людовика XV имеют маленькую черную собаку.

Символично и положение героев: Джованни стоит со стороны открытого окна (это занятие торговлей, выход во внешний мир, он активный участник будущей пары), даже его обувь повернута к свету. Джованна расположена со стороны кровати как хранительница очага (домашние дела и хозяйство). И ее обувь находится там, где она может молиться в тиши своих покоев.




Шестирукая люстра с одной горящей свечой является атрибутом пламени любви. Это еще и аллюзия на постоянного присутствия Христа. Апельсины на подоконнике символизируют изобилие пары.




Место действия картины — комната супругов, убранство которой типично для купеческого дома XV века. Каждая деталь обладает и формальной функцией, и символическим смыслом. В интерьере маркером обеспеченности четы являются большая кровать, сундук (классический подарок жениха невесте), занавески и восточный ковер. Ковер у кровати женщины является атрибутом благочестия жены и представляет собой отсылку к Деве Марии).




Цвета предметов одежды и интерьера также имеют большое значение: красный, черный, зеленый и особенно синий были невероятно дорогими красителями, поэтому опять-таки доказывают обеспеченность этой пары.

Ван Эйк писал картину, используя технику масляной краски (одним из первых в то время), что позволило художнику достичь необычайных световых эффектов. Мастерство этой техники особенно хорошо видно в том, как художник прописывает четки слева от зеркала: Ян ван Эйк так реалистично воспроизвел эффект прозрачного стекла на них, что мы видим даже нанизанную черную нить.

Четки являются аллегорией благочестия и традиционным подарком новобрачным. Справа от зеркала — щетка — атрибут трудолюбия и смирения будущей супруги, а рядом с ней фигурка св. Маргариты, покровительницы будущих рожениц.

Как же много интересного можно узнать из одной картины! Умел Яков ван Эйк завлечь не только искусством художника, но и прекрасного философа-мыслителя! "Портрет четы Арнольфини" является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения, ведь в картине так много загадочного. Но прежде всего давайте познакомимся с художником, который создал этот шедевр.


Ян ван Эйк(1385-1441 гг)— нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк. Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы.



портрет Маргариты Ван Эйк

Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию.

А теперь давайте вернёмся к картине, которая прославила художника и вызывает споры до сих пор.

История одной семьи и одного портрета



портрет четы Арнольфини


Долгое время считалось, что на картине изображены Джованни ди Арриджо Арнольфини со своей женой Джованной Ченами, но в 1997 году было установлено, что они заключили брак в 1447 году, на 13 лет позже появления картины и спустя 6 лет после смерти ван Эйка.

Сейчас считается, что на картине изображены или Джованни ди Арриджо со своей предыдущей женой или двоюродный брат Джованни ди Арриджо — Джованни ди Николао Арнольфини со своей женой, имя которой неизвестно. Джованни ди Николао Арнольфини был итальянским купцом из Лукки, жившим в Брюгге с1419 года. Существует его портрет работы ван Эйка, позволяющий предположить, что он являлся другом художника.

Полотно написано в 1434 году в Брюгге, в ту пору бывшим крупным торговым центром Северной Европы. Из России и Скандинавии привозились в него лес и меха, с Востока через Геную и Венецию шелк, ковры и пряности, из Испании и Португалии лимоны, инжир и апельсины. Брюгге был богатым местом

Супружеская пара, изображённая на полотне ван Эйка, богата. Это особенно заметно по одежде. Она — в платье, отороченном мехом горностая, с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Передвигаться в таком платье можно было лишь при соответствующем навыке, который был возможен только в аристократических кругах.


Он — в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках.

Этот иностранный купец жил в Брюгге в аристократической роскоши, у него были восточные ковры, люстра, зеркало, верхняя часть окна его дома была остеклена, и на столе у него лежали дорогие апельсины.

Однако комната по-городскому узка. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Днём занавес на ней поднимался, и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Ночью занавес опускался, и возникало закрытое пространство, комната в комнате.


Невеста на картине одета в роскошное праздничное платье. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. По мнению некоторых исследователей, её округлый живот не является признаком беременности, а вместе с высоко перетянутой маленькой грудью отвечает представлениям об эталоне красоты в эпоху поздней готики.

Также количество материи, которое ей приходится носить, соответствует моде того времени. По мнению исследователей, это не более чем ритуальный жест, в соответствии с современными отношениями к семье и браку, предназначавшийся для обозначения плодовитости, поскольку двойной портрет был написан по случаю свадьбы этой пары. В то же время положение руки женщины всё же допускает возможность того, что она беременна, но также возможно, что она просто приподняла подол платья.


Брак левой руки


Обычно женщина происходила из более низкого сословия. Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа. Как правило, брачный контракт выдавался на следующее утро после свадьбы, отсюда пошло название брака — морганатический от слова морген (нем. - утро).

В то время в Европе господствовала бургундская мода, что связано с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Мужчины носили тюрбаны и цилиндрические шляпы чудовищных размеров. Руки у жениха, так же как и у его невесты, белы и ухожены. Его узкие плечи указывают на то, что он не должен был своей физической силой добиваться высокого положения в обществе.

Ван Эйк изображает интерьер с деревянным полом как свадебную палату, добавив, благодаря своему реалистичному изображению объектов в комнате, множество скрытых смыслов.

Скрытые символы картины. Зеркало


На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Десять медальонов с изображением Страстей Христовых украшают его раму. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины Страсти Христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. В зеркале отражается художник и еще один свидетель.

Присутствие зеркала говорит о девственной чистоте невесты, от которой, согласно тогдашним воззрениям на брак, ожидается, что и в браке она останется столь же целомудренной и все же. злые языки до сих пор зовут эту картину "Средневековым браком по-залёту".

Скрытые символы картины. Погасшая свеча


Люстра, висящая над головами жениха и невесты, сделана из металла — типично для Фландрии того времени. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Этот факт некоторые исследователи объясняют тем, что портрет супруги Арнольфини посмертен, и она умерла при родах.

Ещё один вариант символики: в средневековье во время брачных процессий впереди неслась одна большая горящая свеча, либо свеча торжественно передавалась женихом невесте.

Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно.

Скрытые символы картины. Собачка


Собачка, этот вечный символ преданности и верности, так же считалась и признаком благосостояния. На могилах того времени часто встречается лев - символ мужества и силы в ногах у мужчин и собачка - в ногах у женщин. Только от женщины, очевидно, ожидалась супружеская верность.

Маленькая собачка на картине - это предок брюссельского гриффона. Тогда нос гриффона ещё не имел современного укороченного вида.

Скрытые символы. Обувь



Жених изображен стоящим босиком на деревянном полу, его деревянные сабо валяются рядом. Ноги невесты прикрыты платьем, но вторая пара обуви видна на заднем плане рядом с кроватью.

Скрытые символы. Апельсины и вишня



По одной из версий апельсины, находящиеся на подоконнике и на табурете у окна могут рассматриваться как знак плодовитости. Поскольку на языке многих народов Северной Европы апельсин буквально означает "Яблоко из Китая", то он символизирует чистоту и невинность, которая существовала в Эдемском Саду до грехопадения человека, хотя возможно, апельсины на картине просто свидетельствуют о зажиточности супругов.

По другой версии - это яблоки. Яблоки лежат на подоконнике как намек и предостережение греховного поведения.

Также следует обратить внимание, что жених и невеста облачены в теплые одежды, несмотря на лето за окном - это видно по вишне, которая усыпана плодами - однозначные символ пожелания плодовитости в браке.

Скрытые символы. Красный альков


Красный альков справа является намеком на "Песнь песней" и символизирует брачный чертог. В нидерландской живописи подобная кровать - непременный атрибут сцен Благовещения. С фрейдистской точки зрения в такой тематике - алый занавешенный альков имеет прямые ассоциации с женским лоном.

Расположение фигур предопределяет роли в супружестве - женщина стоит около постели в глубине комнаты, символизируя тем самым роль хранительницы очага. Мужчина же стоит около открытого окна, символизируя принадлежность к внешнем миру.

Скрытые символы - метелочка


Под люстрой с правой стороны находится деревянная фигура святой Маргариты, поражающей дракона. Она считается покровительницей рожениц. Фигурка закреплена на спинке стула, стоящего у супружеского ложа. Возможно, это еще одно доказательство беременности женщины. В то же время (возможно) - это фигурка святой Марфы, покровительницы домохозяек, ведь рядом с ней висит метелочка.

Открытые вопросы

До сих пор не понятно, почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина? Если это бракосочетание, то где же тогда священник? Какой момент в жизни супругов отобразил художник? Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча? И что означает надпись над зеркалом: "Johannes de Eyck fuit hie" ("Иоганнес де Эйк был здесь. 1434".)? Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной.

Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены детей не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства. И действительно, Маргарита ван Эйк 30 июня 1434 года родила сына, это тоже подтверждено документально.

Так кто же все-таки люди, изображенные на картине? Или это действительно - семейная сцена, а вовсе не заказанный портрет? До сих пор вопрос остается открытым.

Сюжет

Главная прелесть картины — мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, кто и при каких обстоятельствах на ней изображен. Если не погружаться в подробности расследований, которые проводили многочисленные искусствоведы, основная версия, у которой больше всего сторонников, — Ян ван Эйк изобразил купца Джованни ди Николао Арнольфини с женой.

22.12 разбор.jpg

Мы также не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. По одной версии, — бракосочетание: Джованни сложил пальцы так, как это происходило во время произнесения клятвы; в отражении зеркала на стене видны двое — свидетели обряда; мужчина и женщина одеты празднично и богато.

По другой версии, портрет написан уже после смерти женщины. Джованни ди Николао в 1426 году взял в жены 13-летнюю Констанцу Тренту. Ее мать Бартоломея в письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, сообщает о смерти Констанцы. Погасшая свеча в люстре над женщиной трактуется как еще одно доказательство того, что картина была написана после смерти дамы.

Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.

Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) — она якобы намекает на имя героини. Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно.

Одеты герои богато, по последней моде Северной Европы, которая во второй четверти XV века отличалась изрядной экстравагантностью. Взять хотя бы головные уборы. Что и говорить, красота — страшная сила.

Кажется, что женщина беременна: живот увеличен, она стоит, отклонив корпус назад и положив руку на живот. Однако если посмотреть на дам на других портретах того времени, то покажется, что беременна если не каждая, то половина из них. Было модно тогда принимать позу, отклонив корпус назад и выставив живот вперед, — так называемая готическая кривая. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.

Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере. Последний, скорее всего, выдуман ван Эйком: он собрал его из фрагментов, увиденных в других домах и выдуманных им самим. Получилось пространство, наполненное символами.

Собачка — признак благосостояния, символ верности и преданности. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, — яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность. Вишня за окном — пожелание плодовитости в браке. Красный альков справа — символ брачного чертога и классический атрибут сцен Благовещения, Рождества Христова и Рождества Богородицы. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага. Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром.

Пара — представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.

Контекст

Арнольфини были большой купеческой и банкирской семьёй, имевшей в то время отделение в Брюгге. И ван Эйк, живший на момент написания картины, в том же городе, вполне мог получить этот заказ. А мог и сам подарить по дружбе. Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник.

Почти фотографическая точность — результат экспериментов с оптическими приборами. Предположительно, ван Эйк с помощью вогнутого зеркала обводил перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. У этой гипотезы есть как сторонники (которые указывают на ошибки в перспективе), так и противники (которые отмечают, что в то время найти оптический прибор необходимого диаметра было чрезвычайно затруднительно).

ФОТО Доминик Лампсонии. Портрет Яна ван Эика.jpg

Реализм подкреплен еще и техникой. Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Благодаря свойствам масляных красок, можно наносить несколько слоев и вкупе с игрой света и тени создавать иллюзию трехмерного пространства.

Судьба художника

Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Когда пришла пора самому зарабатывать на хлеб, Ян отправился в Гаагу, где начал строить карьеру при дворе графов. Надо сказать, что его весьма ценили, и без заказов он не сидел. Между 1425-м и 1430-м ван Эйк немало путешествовал по Европе, встречался с коллегами по цеху, что называется. Примелькавшись в европейском культурном сообществе, ван Эйк осел в Брюгге, где и провел остаток дней.

ФОТО Гентскии алтарь.jpg

Читайте также: