Попытки отделения татарстана и чечни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ни о какой отдельной для них федерации не было и речи. Все государственные образования в Татарстане, Башкирии и других, провозглашенные без участия большевиков, не были признаны. Только в 1920 году большевики сами учредили Татарскую АССР. Лидер татарских коммунистов Султан-Галиев, выступавший за образование в составе СССР Тюркской федеративной республики, был репрессирован уже в 1923 году.

Татары были одним из самых многочисленных народов СССР, занимая сначала пятое по численности место (после русских, украинцев, белорусов и узбеков), а в конце советского периода – шестое (пропустив вперед казахов).

Среди народов РСФСР татары всегда были вторым по численности после русских, а среди российских автономных республик Татарстан уступал по численности населения только Башкирии. По численности же титульной нации Татарстан был первым среди российских автономий (1 млн 765 тыс. в 1989 году).

Татары составляли 48,5% населения республики. Но даже с таким показателем они превосходили по доле титульной нации такие союзные республики, как Казахстан (39,7%) или Киргизия до начала 1980-х (47,9% в 1979 году).

Доля в экономике

В 1966 году республика дала почти треть – 32,5% — всей добываемой в СССР нефти. Таким образом, у партийно-советской элиты Татарстана сложились экономические и психологические предпосылки для возникновения требований о предоставлении республике статуса союзной.

При принятии новых конституций СССР в руководство Татарской АССР просило ЦК КПСС о преобразовании в Татарскую ССР. Главным мотивом отказов в этих просьбах всегда считалось географическое положение Татарстана, не имевшего внешних границ с иностранными государствами или выхода к морю, ни даже границы с другой союзной республикой.

Но это, без сомнения, воспринималось в Татарстане как формальная отговорка. Возникало ощущение ущемления национальных прав татар на фоне других народов СССР.

Борьба за статус

Поэтому с началом Перестройки в Татарской АССР возникли и приобрели популярность организации, добивающиеся повышения государственного статуса республики (вплоть до создания независимого государства).

Также она заявляла о намерении Татарстана наравне со всеми союзными республиками участвовать в разработке и подписании нового Союзного договора. Правда, депутаты Татарстана продолжали заседать на российском Съезде народных депутатов и в Верховном Совете РСФСР, а общесоюзные органы власти пока не спешили признавать Татарскую ССР равной остальным пятнадцати союзным республикам.

Остаться в СССР

Руководство Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым повело четкий курс на повышение статуса республики и прямые договоренности с руководством СССР, минуя руководство России. Лидеры Татарстана не собирались выходить из состава федеративного государства, но этой федерацией мыслился именно СССР. В новом Союзном государстве Татарстан собирался занять место такого же равноправного субъекта, как и Россия. Образованный в октябре 1988 года по примеру прибалтийских Народных Фронтов, Татарский Общественный Центр (ТОЦ) стал главным идеологом движения за преобразование статуса республики.

Значительное место в его деятельности занимала пропаганда идеи закрепления татарского языка в качестве первого государственного языка республики. Многие партийные руководители республики (в частности, заведующий отделом идеологии Татарского обкома КПСС Хакимов) являлись одновременно лидерами ТОЦ.

Главной чертой ТОЦ и всех близких ему по духу организаций и групп, созданных во время Перестройки, был светский национализм. Татарстан представлялся ими как светское демократическое государство европейского типа. Религиозного, исламистского подтекста в подобных движениях в тот период не было.

Суверенное государство в СНГ

После Беловежских соглашений 26 декабря 1991 года Республика Татарстан провозгласила себя одним из суверенных государств — учредителей СНГ. Все 1992 и 1993 годы отношения между Москвой и Казанью находились в патовой ситуации.

Татарстан де-юре считал себя вышедшим из состава Российской Федерации. Последняя же не признавала этого положения. Татарстан всеми силами демонстрировал свою независимость. В частности, он по-своему проводил экономические реформы, не копируя слепо либеральный эксперимент Гайдара. Были даже попытки ввести свою валюту.

Татарстан отказался подписать Федеративный договор 1992 года. Конституция республики, принятая 30 ноября 1992 года, провозглашала Татарстан суверенным государством, субъектом международного права.

Укрепление власти Ельцина в результате разгона Съезда народных депутатов побудило руководство Татарстана подписать в феврале 1994 года договор о разграничении полномочий между органами власти России и Татарстана. Договор предусматривал особые условия вхождения республики в Российскую Федерацию.

В 2006 году был подписан новый договор между Россией и Татарстаном такого же плана. Срок его действия истек в 2017 году, после чего российское руководство не пожелало его продлять, потому что Татарстан входит в Российскую Федерацию на основаниях конституции России.

По мнению же части татарских общественных деятелей, наоборот, де-юре членство Татарстана в Российской Федерации якобы прекратилось, поскольку Татарстан не участвовал в принятии российской конституции 12 декабря 1993 года.

Татарстан 30 августа 1990 принял Декларацию о суверенитете, в которой, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано членство республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. В ходе массового обвала СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

Аналогично не указывалось членство в РСФСР и СССР в принятой 27 ноября 1990 Декларации о суверенитете Чечено-Ингушской Республики. 8 июня 1991 была объявлена независимость Чеченской Республики Нохчи-чо -- чеченской части бывшей Чечено-Ингушетии.

Позже (весной 1992) Татарстан и Чечня--Ичкерия (а также Ингушетия) не подписали Федеративный Договор об учреждении обновлённой Российской Федерации.

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за сохранение СССР подавляющее большинство населения в каждой из республик.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости.

На основе концепции референдума предполагалось заключение 20 августа 1991 нового союза -- Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.

Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым к следующим действиям:

· Проведение общесоюзного референдума, на котором большинство избирателей высказались за сохранение СССР;

· Учреждение поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;

· Проект создания нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

Татарстан 30 августа 1990 принял Декларацию о суверенитете, в которой, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано членство республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. В ходе массового обвала СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

Аналогично не указывалось членство в РСФСР и СССР в принятой 27 ноября 1990 Декларации о суверенитете Чечено-Ингушской Республики. 8 июня 1991 была объявлена независимость Чеченской Республики Нохчи-чо -- чеченской части бывшей Чечено-Ингушетии.

Позже (весной 1992) Татарстан и Чечня--Ичкерия (а также Ингушетия) не подписали Федеративный Договор об учреждении обновлённой Российской Федерации.

В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за сохранение СССР подавляющее большинство населения в каждой из республик.

В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости.




На основе концепции референдума предполагалось заключение 20 августа 1991 нового союза -- Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.

Стремительное нарастание процессов распада подталкивает руководство СССР во главе с Михаилом Горбачёвым к следующим действиям:

· Проведение общесоюзного референдума, на котором большинство избирателей высказались за сохранение СССР;

· Учреждение поста Президента СССР в связи с перспективой утраты КПСС власти;

· Проект создания нового Союзного договора, в котором права республик существенно расширялись.

Татарстан 30 августа 1990 года принял Декларацию о суверенитете, в которой, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано нахождение республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. В ходе массового обвала СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

Аналогично не указывалось членство в РСФСР и СССР в принятой 27 ноября 1990 года Декларации о суверенитете Чечено-Ингушской Республики. 8 июня 1991 года была объявлена независимость Чеченской Республики Нохчи-чо — чеченской части бывшей Чечено-Ингушетии.

Позже (весной 1992 года) Татарстан и Чечня-Ичкерия (а также Ингушетия) не подписали Федеративный договор об учреждении обновлённой Российской Федерации. [ источник не указан 464 дня ]

До договорного объединения Татарстана с Россией в 1994 году и силового возврата Чечни в 19992000 гг. эти территории иногда именовались в России «внутренним зарубежьем

Принципы государственной национальной политики

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права

Любая научная дисциплина выполняет общественно-значимые функции В целом на основе сравнительных исследований и конкретно-исторических знаний этнополитология обеспечивает рационализацию проводимой органами власти этнической политики, предлагает пути достижения баланса интересов (создание специальных институтов этнического представительства, реформирование партийной и избирательной систем, позитивная дискриминация этнических меньшинств, направленная на повышение их статуса, разработка программ формирования этнополитической толерантности и др.), содействует предотвращению этнополитических конфликтов.

Татары являются вторым по численности этносом после русских, проживающих на территории Российской Федерации. Их проживает более 5 млн. человек, основная часть из которых проживает в национальной республике Татарстан. В этой статье мы поговорим о сепаратизме в Татарстане, насколько он был реален в 90-е годы, и какие перспективы имеет сегодня.

История татарского суверенитета

Сепаратистский курс в Татарстане зародился, как и среди других народов, накануне распада Советского Союза. Интересно что татарский сепаратизм берет свои корни со времен Ивана Грозного, который захватил Казань еще XVI веке. Уже в конце 1980-х происходит рост национализма в регионе, татары требуют расширения их прав. Это отчасти связано с известным выражением Ельцина, сказанное им в 1990-м году, оно звучало примерно так: "Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить".

Уже в 1990-м году принимают декларацию о суверенитете региона и преобразовывают его в союзную республику наравне с другими. До этого Татарстан был лишь автономией в составе РСФСР. После распада СССР республика Татарстан стала закрепляться как независимое от России государство. Республика даже принимает декларацию о вхождении в состав СНГ на правах учредителя.

В 1992 году происходит референдум о независимости Татарстана, на котором за суверенитет высказался 61%. Россия, в свою очередь, признала данный референдум незаконным, так как он противоречил ее конституции. Также важным сигналом для обострения отношений стал еще один референдум - о конституции России, проведенный в 1993 году, после августовского путча. Голосование хоть и было проведено в Татарстане, но было по большей части проигнорировано жителями республики: явка составила 15%. А выборы в Госдуму там попросту не состоялись.

Отношения между сторонами довольно серьезно накалялись. Однако, в то же между правительствами Татарстана и России шли переговоры о формате взаимоотношений. Татарстан в 1992 году отказался подписывать федеративный договор. В то время на территории России существовало два ключевых сепаратистских региона: Татарстан и Чечня. Как происходило решение проблем в Чечне мы знаем, а вот Татарстану удалось все уладить мирным путем.

Между главами Татарстана и России был подписан договор о разграничении полномочий между странами. Формат договора был довольно неоднозначным, многие его определяют как равный союз между странами. Интересно то, что он противоречил конституции России, так как нарушал конституционный принцип равноправия субъектов федерации. Татарстан сохранял все свои привилегии: мог вести международные переговоры от своего имени, сохранял полностью внутреннюю власть, владел всеми ресурсами на своей земле, основную часть дохода оставлял себе и т.д. По сути, союз с Россией решал все конфликты между странами и в то же время не ограничивал Татарстан. Был даже свой аналог денег - татарские жетоны. Полноценными деньгами они не являлись, но были в ходу до 2001 года. Интересно что до сих пор власть в Татарстане преимущественно возглавляют татары: 80% правительства и чиновников принадлежат к татарам, несмотря на весомое число русских в регионе.

Сепаратистские настроения начали спадать. Уже в 2000-е годы Татарстан начинает терять все свои привилегии и становиться обычной российской республикой с ограниченными правами. Сам договор в 1994-го года утратил свою силу.

Возможности современного сепаратизма

Что же касается современного положения дел и того, возможно ли отделение Татарстана сегодня? Это крайне маловероятно или вообще невозможно. Сегодня татарский сепаратизм пребывает на довольно низком уровне; нет никаких весомых политических сил, которые отстаивают данные идеи. Татарстан, в целом, является спокойной республикой и даже современная радикализация Ислама его не коснулась. Более того, у Татарстана есть ряд ключевых проблем из-за которых он вряд ли сможет стать независимым, даже при росте сепаратистских и националистических сил.

Национальный состав населения Татарстана

Хоть Татарстан и населен преимущественно татарами, русские все равно имеют значительную роль в регионе. Их насчитывают около 40% населения. Поэтому, в случае сепаратизма значительная часть населения будет противостоять этому. Даже референдум 1992-го года показал, что далеко не все согласны с отделением.

Централизация власти и отсутствие реальной политической борьбы

Политические процессы в Татарстане находятся в вялотекущем состоянии, потому приход к власти оппозиционных сил не представляется возможным. На данный момент все ставленники довольно лояльны к российской власти.

Умеренность и ассимиляция татар

Татары пребывают на территории России уже множество веков, потому тут произошла массовая ассимиляция населения. Многие татары не ощущают собственной национальной идентичности. Одна из ключевых дат среди татарских националистов - день защитников Казани, в последние годы собирает всего лишь пару сотен человек. Что же касается религиозной принадлежности, то татары в большинстве своем мусульмане, однако никаких радикальных проявлений в регионе нет, несмотря на попытки их экспорта.

Географическая замкнутость

Если Татарстан, несмотря на все, отделится от России, он станет государством-анклавом, то есть будет окружен со всех сторон Россией. Республика не буде иметь границ с другими странами выхода к морю. Такое географическое положение полностью обрекает страну в зависимость от России. Поэтому, в случае конфликта Татарстан обречен на экономический коллапс из-за отсутствия связи с другими связями. В мире есть немного примеров подобных стран и все они находятся в зависимом положении. Тот же Лесото, являющийся страной-анклавом полостью экономически зависим от ЮАР. Сан-Марино, полностью окруженный Италией, без нее не могла даже решить вопрос радио- и телевещания. В общем, подобные государственные образования обречены на зависимость от окружающей их страны, потому их независимость во многом формальная, нежели реальная. Даже такое обретение суверенитета не даст Татарстану никаких преимуществ.





Чеченский конфликт - это ситуация, которая возникла в России в первой половине 90-х годов, вскоре после распада Советского Союза. На территории бывшей Чечено-Ингушской автономной ССР усилилось движение сепаратистов. Это привело к скорому провозглашению независимости, а также образованию непризнанной республики Ичкерия и к двум Чеченским войнам.

Предыстория

Предыстория чеченского конфликта берет свое начало еще в дореволюционный период. Русские переселенцы на Северном Кавказе появились в XVI веке. Во времена Петра I русские войска стали осуществлять регулярные походы, которые вписывались в общую стратегию развития государства на Кавказ. Правда, в то время не было цели присоединить Чечню к России, а лишь поддерживать спокойствие на южных границах.

С начала XVIII века регулярно проводились операции по усмирению неуправляемых племен. К концу столетия власти начинают предпринимать шаги к укреплению своих позиций на Кавказе, начинается настоящая военная колонизация.

После добровольного вступления Грузии в состав России, появляется цель завладеть всеми северокавказскими народами. Начинается Кавказская война, наиболее ожесточенные периоды которой приходятся на 1786-1791 и 1817-1864 годы.

Россия подавляет сопротивление горцев, часть из них переселяется в Турцию.

Период советской власти

В годы советской власти образуется Горская ССР, в состав которой входят современные Чечня и Ингушетия. К 1922 году из нее выделяется Чеченская автономная область.

В годы Великой Отечественной было принято решение о принудительном выселении чеченцев из-за дестабилизации обстановки в республике. За ними отправились и ингуши. Их переселили в Киргизию и Казахстан. Переселение проходило под контролем НКВД, руководил им лично Лаврентий Берия.

В 1944 году всего за несколько недель были переселены около 650 тысяч человек. По оценкам современных историков, более 140 тысяч из них погибли в первые несколько лет ссылки.

Существовавшую к тому моменту Чечено-Ингушскую ССР ликвидировали, восстановлена она была только в 1957 году.

Зарождение идей сепаратизма

Современный чеченский конфликт зародился во второй половине 80-х годов. Стоит отметить, что никаких экономических обоснований для этого в то время еще не было. Республика была одной из беднейших, преимущественно существовала на дотации из центра.

В Чечне велась нефтедобыча, но на очень низком уровне, а других природных ресурсов не было вовсе. Промышленность была завязана на нефти, которую привозили из областей Западной Сибири и Азербайджана. Многие чеченцы, которые вернулись после депортации, не нашли работу, поэтому жили натуральным хозяйством.

При этом сепаратистское движение очень быстро получило поддержку на селе. Формировалась она лидерами со стороны, теми, кто делал карьеру за пределами Чечни, потому что местных чиновников все устраивало. Так, одним из лидеров стал "рабочий" поэт Зелимхан Яндарбиев, который убедил вернуться на историческую родину и возглавить национальное восстание единственного на тот момент чеченского генерала в советской армии - Джохара Дудаева. Он командовал в Эстонии дивизией стратегических бомбардировщиков.

Зарождение чеченского государства

Многие находят корни современного чеченского конфликта в 1990 году. Именно тогда родилась идея создания отдельного государства, которое вышло бы из состава не только России, но и Советского Союза. Была принята Декларация о суверенитете.

Когда в 1991 году в СССР был инициирован референдум о целостности Советского Союза, в Чечне и Ингушетии его проводить отказались. Это были первые попытки дестабилизировать обстановку в регионе, стали появляться экстремистские лидеры.

В 1991 году Дудаев приступил к созданию независимых органов управления в республике, которые не признавались федеральным центром.

Независимая Чечня

Джохар Дудаев

В сентябре 1991 года в Чечне состоялся вооруженный переворот. Местный Верховный Совет был разогнан представителями бандформирований. Формальным поводом стало то, что партийные боссы в Грозном 19 августа поддержали ГКЧП.

Российский парламент согласился на создание Временного высшего совета. Но уже через три недели Общенациональный конгресс чеченского народа, который возглавлял Дудаев, распустил его, объявив, что принимает на себя всю власть.

В октябре национальная гвардия Дудаева заняла Дом профсоюзов, в котором обосновался Временный высший совет и КГБ. 27 октября Дудаев был провозглашен президентом Чеченской республики.

Прошли выборы в местный парламент. По оценкам экспертов, в них приняли участие около 10 процентов избирателей. При этом местами на участках проголосовало больше людей, чем избирателей к нему было приписано.

Конгресс Дудаева объявил всеобщую мобилизацию и привел в готовность собственную Национальную гвардию.

1 ноября Дудаев издал декрет о независимости от РСФСР и СССР. Его не признали ни российские власти, ни иностранные государства.

Противостояние с федеральным центром

Причины чеченского конфликта

Чеченский конфликт обострялся. 7 ноября Борис Ельцин объявил чрезвычайное положение в республике.

В марте 1992 года парламент Чечни утвердил конституцию, объявившую Чечню независимым советским государством. В то время процесс вытеснения русских из республики принял характер настоящего геноцида. В этот период процветала торговля оружием и наркотиками, беспошлинный вывоз и ввоз, а также хищение нефтепродуктов.

При этом не было единства в чеченском руководстве. Ситуация обострилась настолько, что в апреле Дудаев распустил местные органы власти и начал руководить в ручном режиме. Оппозиция запросила помощи у России.

Первая чеченская война

Вооруженный конфликт в Чечне

Вооруженный конфликт в Чеченской республике официально начался с указа президента Ельцина о необходимости пресечь деятельность незаконных вооруженных формирований. Отряды МВД России и Минобороны вошли на территорию Чечни. Так начался чеченский конфликт 1994 года.

На территорию республики вошли около 40 тысяч военных. Численность чеченской армии составляла до 15 тысяч человек. При этом на стороне Дудаева сражались наемники из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Мировая общественность не поддержала действия российских властей. В первую очередь США требовали мирного урегулирования конфликта.

Одним из самых кровопролитных сражений стал штурм Грозного в новогоднюю ночь 1995 года. Велись ожесточенные бои, только к 22 февраля удалось установить контроль над чеченской столицей. Уже к лету дудаевская армия была практически разбита.

Ситуация повернулась после нападения боевиков под командованием Басаева на городе Буденновск в Ставропольском крае. Теракт привел к гибели 150 мирных жителей. Начались переговоры, которые парализовали силовики. Полный разгром дудаевских войск пришлось отложить, они получили передышку и восстановили силы.

Хасавюртовское соглашение

В апреле 1996 года Дудаев был убит ракетным ударом. Его вычислили по сигналу спутникового телефона. Новым руководителем Чечни стал Яндарбиев, который в августе 1996-го подписал с секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем Хасавюртовское соглашение. Вопрос о статусе Чечни был отложен до 2001 года.

Подавить сопротивление сепаратистов в российско-чеченском конфликте так и не удалось, несмотря на значительное превосходство в силе. Свою роль сыграли нерешительность военного и политического руководства. А также ненадежные границы на Кавказе, из-за чего боевики регулярно получали из-за рубежа деньги, оружие и боеприпасы.

Причины чеченского конфликта

Первая чеченская войны

Если подытожить, то важными причинами конфликта стало негативное социально-экономическое положение. Эксперты отмечают высокий уровень безработицы, сокращение или полную ликвидацию производств, задержку пенсий и зарплат, социальных пособий.

Решение чеченского конфликта

Все это усугублялось демографической ситуацией в Чечне. Большое количество людей переезжали в город из деревни, а это способствовало вынужденной девиации. Свою роль играли и идеологические компоненты, когда в ранг стали возводиться криминальные критерии и ценности.

Существовали и экономические причины. Декларация чеченской независимости провозглашала монополию на промышленные и энергоресурсы.

Вторая чеченская война

Российской чеченский конфликт

Вторая война продолжалась фактически с 1999 по 2009 годы. Хотя самая активная фаза пришлась на первые два года.

Что же привело к этой чеченской войне? Конфликт возник после формирования пророссийской администрации, которую возглавил Ахмат Кадыров. В стране была принята новая конституция, которая утверждала, что Чечня является частью России.

У этих решений было немало противников. В 2004 году оппозиция организовала убийство Кадырова.

Параллельно существовала самопровозглашенная Ичкерия, которой руководил Аслан Масхадов. Его уничтожили в ходе спецоперации в марте 2005 года. Российские силовики регулярно уничтожали лидеров самопровозглашенного государства. В последующие годы ими были Абдул-Халим Садулаев, Докку Умаров, Шамиль Басаев.

С 2007 года президентом Чечни стал младший сын Кадырова Рамзан.

Решением чеченского конфликта стало решение самых насущных проблем республики в обмен на лояльность ее руководителей и народа. В кратчайшие сроки было восстановлено народное хозяйство, отстроены города, созданы условия для работы и развития внутри республики, которая сегодня официально входит в состав России.

Читайте также: