Поощрительные нормы это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Поощрительные нормы, как одни из разновидностей норм права в науке общей теории права исследованы весьма обстоятельно и всесторонне / 1 /. В отраслевых науках, данные виды норм права подробно и детально изучены учеными, работающими в области уголовного права / 2 /. Отсутствуют исследования и работы посвященные поощрительным нормам в науке гражданского процессуального права. Связано это с тем, что в гражданском процессуальном законодательстве отсутствовали такие виды норм, посредством которых регулировались бы гражданско-процессуальные отношения. Однако с принятием нового ГПК РК, положение изменилось.

Поощрительные нормы - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезные варианты действий субъектов, одобряемых государством и обществом. Эти нормы представляют самостоятельную группу норм, поскольку их назначение - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. Они играют большую роль в активизации деятельности граждан, организаций в направлении, полезном для общества и государства / 3 /. При поощрительном методе субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата, он свободен в выборе следовать или не следовать предписываемому поведению, но обещание государственного поощрения - серьезный стимул для достижения указанного в норме результата. Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкретного правомерного поведения, превосходящего обычное требование и пользующегося особым одобрением со стороны государства.

Таким образом поощрительные нормы ориентированы на:

- активные правомерные действия. Не может быть поощрения за бездействие;

- действия, полезные для общества и государства;

- превосходство активных действий по сравнению с обычными (стандартными) требованиями.

Каково практическое значение введения данной поощрительной нормы в ГПК РК?

К слову, предлагая сторонам процесса примириться любым из способов, предусмотренных кодексом, судья вправе высказать свое мнение относительно судебной перспективы дела.

При отсутствии спора относительно представленных доказательств, либо обращения к суду о содействии в истребовании дополнительных доказательств находящихся за пределами досягаемости сторон или их представителей, суд разъясняет сторонам процесса правовые последствия завершения дела мирным урегулированием, и что в случае подписания соответствующего соглашения и утверждения его судом, полностью возвращается госпошлина стороне, которая уплатила ее при подаче искового заявления.

Санкции поощрительных норм разнообразны и зависят от того, в каких отраслях права и законодательствах они предусмотрены (награды, премии, повышение в должности, в звании или вклассном чине, досрочном снятии взысканий, освобождение от наказаний либо обязательств и пр.). Что же касается санкции ст. 115 ГПК РК, то это возврат лицу из государственного бюджета уплаченной государственной пошлины при подаче в суд иска в полном размере либо в половинном размере от суммы, уплаченной при подаче ходатайства в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Казахстан. По сути и фактически, это материальное поощрение государством лица за то, что он согласился завершить спорное дело посредством примирительной процедуры.

Согласно действующему законодательству примирение сторон может состояться не только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, но и во время судебного разбирательства, до удаления суда в совещательную комнату для постановления решения суда.

Предоставляя подобное право сторонам процесса, закон исходит из того, что в ходе самого судебного разбирательства истец или ответчик убеждаются в том, достаточно ли они представили суду доказательств с тем, чтобы решение было вынесено в пользу того или другого лица.

Несколько иные правила предусмотрены в Предпринимательском кодексе Республики Казахстан, который вступил в юридическую силу с 01 января 2016 года. В частности, медиация и партисипативная процедура между предпринимателями по разрешению спорного вопроса, может проводиться до обращения в суд с исковым заявлением (внесудебная форма защиты). Однако для этого, лицо чьи права оказались нарушенными, обязано обратиться к должнику с письменной претензией ( ст. 302 , 303 , 305 и 306 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан).

В случае, если вне суда в рамках пртензионного порядка спор не удалось разрешить, то в суд подается исковое заявление в общем порядке, либо заявление о выдаче судебного приказа.

Последний наиболее предпочтителен, если есть договор, акты выполненных работ и сверки, подписанные сторонами и в отзыве на претензию содержится признание долга ( п. 2) ст. 135 ГПК РК). Привлекателен он и потому, что судебные расходы в виде госпошлины надлежит уплачивать не в полном размере, как при подаче искового заявления, а в половинной сумме от цены иска / 7 /.

Вместе с этим, весьма высок другой исход внесудебного урегулирования спора, когда стороны заключат между собой медиативное или партисипативное соглашение. Однако в последующем, одна из сторон, а это будет должник, не станет исполнять принятые на себя обязательства в силу разных причин.

Возможно ли в таком случае включить механизм принудительного исполнения такого соглашения?

Анализ содержания нового ГПК РК показывает, что в случае, если соглашение об урегулировании спора в порядке медиации или партисипативной процедуры не исполняются, то заинтересованная сторона должна обратиться в суд с соответствующим заявлением об исполнении медиативного или партисипативного соглашения заключенного во исполнения ст. 303 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Такое заявление будет рассматриваться по правилам упрощенного (письменного) производства ( п. 6) ч. 1 ст. 145 ГПК РК). После вступления решения суда в законную силу, подлежит выписке исполнительный лист, на основании которого и будет производиться исполнение.

Другим вопросом, который для предпринимателей является актуальным и важным, как обеспечить исполнение медиативного или партисипативного соглашения при внесудебном урегулировании спора?

Когда подается иск в суд, то истец, как правило, просит суд наложить арест на расчетные счета в банке должника или ограничить распоряжение имуществом, в пределах заявленной суммы иска. При наличии такого заявления, судья обязан рассмотреть его в день вынесения определения о возбуждении гражданского дела, либо в день поступления отдельного заявления в суд.

По результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска, судья выносит определение об удовлетворении заявления с указанием обеспечительных мер, либо отказывает в удовлетворении такого заявления ( ст. 157 ГПК РК).

При внесудебном урегулировании спора по правилам Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, судья не вправе выносить какой-либо акт ограничивающий права предпринимателя, поскольку он в этом споре постороннее лицо. Судья или суд какими-либо властно-распорядительными полномочиями по отношению к участникам внесудебного урегулирования спора, не наделен. Полагаю, что это в определенной мере будет сдерживать предпринимателей к разрешению спора посредством примирительных процедур, предусмотренных ст. 303 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

Как по предыдущему, так и по новому ГПК РК одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.

Новый кодекс отошел от общеустановленного правила потому, что при медиативном разбирательстве стороны не связаны формализованными положениями закона и они вправе выйти за пределы первоначального спора, изложенного в исковом заявлении и поданного в суд, поскольку медиатор является другим субъектом полномочным разбирать суть конфликта возникшего между спорящими лицами.

Изменения же могут быть существенные, например, увеличен размер материального требования, либо первоначальное требование заменено другим требованием на ином правовом основании. Но если в процессе медиации стороны не пришли к какому-либо позитивному результату, то уже невозможно обратиться в суд с исковым заявлением в котором изменены предмет и основания иска. В таком случае, истцу надлежит заново подготовить исковое заявление с расширенным или измененным предметом и основанием иска, с доплатой госпошлины. При этом, также надлежит по-новому пройти всю процедуру подачи иска в суд, в соответствии с требованиями нового ГПК РК.

Полагаю, что ч. 2 ст. 169 ГПК РК с определенной долей условности, также можно причислить к поощрительным нормам. Только поощрение в ней своеобразное, т.е. предоставление активной стороне гражданского процесса, а именно истцу, права отступить от общих правил, которые недопустимы при других обстоятельствах ( ст. 48 , ч. 1 ст. 169 ГПК РК).

Примирительные процедуры также допустимы и на стадии апелляционного разбирательства.

Исходя из содержания ч. 2 ст. 115 ГПК РК следует, что в случае заключения мирового соглашения на стадии апелляционного разбирательства, госпошлина уплаченная при подаче искового заявления в суд первой инстанции, подлежит возвращению истцу полностью. Это объясняется тем, что решение суда первой инстанции не вступает в юридическую силу до тех пор, пока суд апелляционной инстанции не рассмотрит апелляционную жалобу либо апелляционной протест прокурора в случае, если они будут поданы и поступят в суд аппеляционной инстанции. За рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, взимание госпошлины не предусмотрено (не платится). Это также является новацией ГПК РК и Налогового кодекса .

Исходя из смысла содержания ч. 2 ст. 115 ГПК РК следует, что если подан встречный иск который соответствует требованиям ст. 153 и 154 ГПК РК и он принят судом, то в случае примирения сторон, госпошлина возвращается истцу как по первоначальному иску, так и истцу по встречному иску, который одновременно является ответчиком по первоначально поданному иску.

При заключении мирового соглашения на стадии кассационного производства, стороне которая уплатила госпошлину, возвращается пятьдесят процентов от суммы уплаченной пошлины при подаче ходатайства в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Казахстан. При этом, пошлина которая была уплачена при подаче искового заявленияв суд первой инстанции, возврату не подлежит.

Рассмотрение ходатайства о пересмотре дела в порядке кассации в Верховном Суде Республики Казахстан проходит два этапа. На первом этапе ходатайство рассматривается предварительно одним из судей Верховного Суда Республики Казахстан, и на втором этапе, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан.

Согласно ст. 447 ГПК РК примирительные процедуры на стадии кассации возможны только после того, как судья предварительно рассмотрев ходатайство, вынесет постановление о передаче ходатайства вместе с гражданским делом, в судебное заседание кассационной инстанции. Если судья не найдет оснований для предачи дела в судебную коллегию, то подателю ходатайства отказывается в пересмотре дела в порядке кассации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан при рассмотрении дела, предлагает сторонам конфликта примириться. В случае принятия этого предложения, суд выносит постановление об утверждении заключенного и подписанного сторонами выбранного ими соглашения, которым они примирились, отменяет все судебные акты принятые судами нижестоящей инстанции по данному гражданскому делу и прекращает производство по делу. В постановлении так же указывается о возврате госпошлины стороне, которая ее уплатила при подаче ходатайства о пересмотре судебного акта в кассационном порядке.

Документом, на основании которого орган налоговый службы будет возвращать из государственного бюджета денежные средства ранее уплаченные в качестве государственной пошлины, будет определение суда которым утверждено мировое соглашение, соглашение об урегулировании спора в порядке медиации или соглашение об урегулировании спора в порядке партисипативной процедуры в котором указывается лицо, которому следует возвратить госпошлину ( п. 4) ч. 5 ст. 177 , п. 2) ст. 425 ГПК РК), а также постановление судебной колегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан ( п. 6) ч. 2 ст. 451 ГПК РК). Поскольку госпошлину уплачивает истец, при подаче искового заявления в суд, то ему и возвращается госпошлина. Во избежание недоразумений в будущем, при оплате госпошлины оплачивать ее должно именно то лицо (физическое или юридическое), на которое законом возлагается уплата госпошлины.

В реальной жизни бывает так, что за то или иное лицо, уплачивает госпошлину третье лицо, указывая в платежных документах свои данные (Ф.И.О.), в том числе ИИН или БИН, адрес: место проживания или регистрации. В связи с этим возникают недоразумения. Орган государственного дохода не может выплатить из бюджета денежные средства лицу, который фактически уплатил госпошлину, но стороной гражданского процесса, в частности истцом, не являлось.

Целью введения в ГПК РК поощрительной нормы является не только содействие сторонам к мирному разрешению спора возникшему между ними, но и к экономии времени, сил и средств как самих лиц, так и суда.

Заключив соглашение по мирному урегулированию спора в одной из трех форм, разрешенных законом, стороны принимают на себя обязательство выполнить условия достигнутого соглашения исключительно добровольно и не прибегая к помощи судебного исполнителя.

В случае же неисполнения принятого на себя обязательства, суд не прибегая к судебному разбирательству по рассмотрению дела по существу, выписывает исполнительный лист и направляет его на принудительное исполнение судебному исполнителю ( ч. 2 ст. 178 , ч. 4 ст. 180 , ч. 4 ст. 182 ГПК РК).

В связи с возможностью такого развития событий, полагаю возможным законодательное закрепление депоощрения лица, который добровольно не исполнил взятое на себя обязательство, а именно отмену определения суда в части возвращения из бюджета госпошлины.

Однако это возможно в случае неисполнения соглашения со стороны истца. Если же не исполнит соглашение ответчик, то на него следует переложить обязанность уплатить госпошлину, поскольку истцу госпошлина возвращена.

Представляется правильным было бы возвращать госпошлину после добровольного исполнения сторонами гражданского процесса принятого на себя обязательства по мирному урегулированию спора. Иначе может возникнуть ситуация, когда лицу возвращена госпошлина как санкция за позитивное действие, однако в последующем отказавшись выполнять добровольно взятое на себя обязательство, суд вынужден будет включать механизм принудительного исполнения, что фактически равно вынесению решения.

Особенностью рассматриваемой нормы является и то, что она применяется только по делам искового производства. Не применяется она по делам вытекающим из публично-правовых отношений (особого искового производства), поскольку процедуры мирного разрешения спора в делах указанных категорий, законом не предусмотрены ( ч. 3 ст. 174 ГПК РК). Поэтому если возник спор носящий публично-правовой характер, то разрешить его вправе только суд посредством постановления соответствующего акта.

Согласно действующему законодательству, мировое соглашение, как один из видов мирного разрешения спора, может быть заключено и при исполнении судебного акта ( ч. 1 ст. 175 ГПК РК). Из этого следует, что при заключении взыскателем и должником мирового соглашения уже в ходе исполнительного производства, то положение ч. 2 ст. 115 ГПК РК о возврате госпошлины, применению не подлежит. Поощрение в виде возврата госпошлины применяется только в том случае, если стороны примерились и заключили мировое соглашение на стадии подготовки дела к судебному разбирательству или на стадии судебного разбирательства, либо в суде апелляционной инстанции.

Согласно новой главы 6-1 этого закона, регламентирующей заключение мирового соглашения после вынесения судом решения о признании того или иного субъекта предпринимательства банкротом, мировое соглашение может быть заключено должником и взыскателем после того, как суд признал должника банкротом и начата процедура банкротства. Так вот, закон дозволяет лицу, признанному банкротом и его бывшим кредиторам не доводить дело до полной ликвидации должника и на стадии процедуры банкротства, заинтересованные лица вправе заключить мировое соглашение на приемлемых друг для друга условиях посредством взаимных уступок. Правовые последствия заключения мирового соглашения предусмотрены в ст. 112-5 этого закона. Однако в нем не говорится о применении ч. 2 ст. 115 ГПК РК в части возврата госпошлины.

Полагаю, это связано с тем, что дела о банкротстве рассматриваются не в порядке искового производства, а разрешаются по правилам особого производства. В делах же особого производства поощрять некого и главное, не за что. Ведь судебный процесс по заявлению того или иного лица о признании несостоятельным должника уже состоялся и решение суда вынесено.

Интересным с позиции теории и практики является вопрос о том, как быть, если в уже начатое дело вступает третье лицо с самостоятельными исковыми требованиями на предмет спора. Поскольку у этого третьего лица имеется свой материальный интерес к предмету спора, суть которого изложена в его исковом заявлении, то он также должен уплатить госпошлину до подачи искового заявления в суд. Полагаю, что примирительные процедуры должны происходить уже между тремя сторонами. В случае, если третья сторона не пожелает примириться на стадии подготовки дела к судебному разбирательству одним из трех способов, предусмотренных законом, хотя две другие стороны готовы примириться, то суд должен рассмотреть оба исковых заявления по существу с вынесением соответствующего решения. Если же все три стороны процесса завершат спор посредством мирного урегулирования на этапе предварительного судебного заседания, то обоим истцам подлежит возвращение ранее уплаченной госпошлины. Тоже самое произойдет, если они придут к консенсусу в суде апелляционной инстанции.

Полагаю, что рассмотренная в данной статье норма ГПК РК будет не единственной поощрительной нормой. По мере развития и усложнения социально экономических, политико-правовых отношений, возможно принятие других норм, стимулирующих субъектов гражданского процесса на позитивное поведение в сфере гражданского судопроизводства.

Одной из наиболее вероятных таких статьей в этом плане может быть ст. 171 ГПК РК, регламентирующая признание иска ответчиком и последствия такого признания. Так, в случае признания иска ответчиком, можно было бы заинтересовать его возможностью не перекладывания на него судебных издержек, которые понес истец, в то время как лицо, не признавшее исковое требование, не подлежит освобождению от возмещения судебных расходов которые понес истц, в случае вынесения решения не в его пользу.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Список использованных источников:

2. См.: Елеонский В.А. Поощрительные нормы уголовного права и их значение в деятельности ОВД. Хабаровск: ХВШ МВД СССР, 1984; Семенов И.А. Поощрительные нормы в уголовном праве России: Дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2002; Касенова А.М. Поощрительные нормы в общей части уголовного кодекса Республики Казахстан. Вестник КарГУ. - Караганда, 2008; Мусаткин А.А. О поощрительных санкциях в уголовном и финансовом праве. Вестник ТГУ, № 5 (8), Тольяти, 2009. С. 79-83; и др.

7. Подробнее см.: Нам Г.М. Внесудебные формы защиты. - Юридическая газета, 19 января 2016, № 6.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к режиму демократическому обусловил возможность отхода от принудительно-силовых методов управления общественными процессами к методам стимулирования социально полезного поведения, сообразуя его с частным и общим интересом.

Сегодня становится очевидным, что в сфере правового регулирования недостаточно карательных норм, основанных на принуждении. Достижение позитивных результатов во многих сферах человеческой деятельности связано исключительно с возможностью применения разнообразных мер поощрения. Справедливо заметил Н. В. Гудимов, что инициатива, творческая деятельность вне угрозы наказания.[72] Достижение высоких результатов в различных сферах человеческой жизнедеятельности, получение Нобелевской и других почетных премий осуществляется под воздействием положительных мотивационно-стимулирующих средств. Не утрачивают своей актуальности выводы Р. Иеринга о том, что вознаграждение стоит выше принуждения, так как оно апеллирует к свободе субъекта и ждет результата, зависящего исключительно от его свободного решения.[73] Развитие реформаторских процессов в России открыло простор для расширения сферы действия поощрительных норм права, адекватных указанным процессам.

В юридической науке к проблеме поощрительных норм определились различные подходы. Одни авторы признают их в качестве самостоятельного вида,[74] другие, ссылаясь на то, что диспозиция поощрительной нормы имеет много общего с диспозицией управомочивающей нормы, относят их к управомочивающим нормам, признавая их разновидностью.[75]

Основанием признания поощрительных норм самостоятельной разновидностью является своеобразие способа воздействия на поведение лиц и их коллективов. По замечанию В. М. Баранова, особенностью способа воздействия поощрительной нормы является то, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного результата.[77] Суть его состоит в формировании мотивационно-стимулирующих механизмов особо полезного правомерного поведения.

Возможности регулятивного воздействия поощрительных норм права определяются методом правового регулирования. С. С. Алексеев отмечал, что именно метод правового регулирования служит тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в структуре подразделения системы права.[78] Метод и способ правового регулирования в значительной мере совпадающие по содержанию понятия. Не случайно в юридической литературе они часто употребляются как однопорядковые.[79] В нашем понимании поощрительный метод правового регулирования – это присущая поощрительным нормам совокупность регулятивных способов, приемов и форм воздействия на поведение субъектов права. В процессе ориентации индивида на особо полезный для него и общества вариант поведения у индивида формируются положительные мотивы сознательного социально-активного правомерного поведения. Субъекту предоставляются возможности самому, своей волей определять вариант поведения, который наиболее полезен для него, отвечает его интересам и потребностям и поддерживается разнообразными мерами поощрения.

Подобный способ воздействия на волевое поведение характерен только для поощрительных норм. Вряд ли можно согласиться с В. М. Горшеневым, который особенность стимулирующего метода правового регулирования видит в том, что «норма устанавливает такое состояние воли субъекта, при котором последний свободен выбирать предписываемое улучшенное поведение.[80] Думается, что поощрительная норма не может установить определенное состояние воли субъекта, а лишь ориентирует ее. Суть правового поощрения как раз и состоит в том, чтобы содействовать формированию побудительных мотивов поведения, соответствующих наиболее ценным психическим качествам личности. В этом плане важное значение выполняет информационная, ориентационная и гарантирующая функции поощрительных норм права. Здесь при помощи правового поощрения получает развитие социально-ценностное в психической сфере человека – развертывание его возможностей получить поощрение, основываясь на инициативе, сознательности выбора, цели и средства ее достижения. Несомненно, с психологической стороны возможность выбора – добиваться или не добиваться указанного в норме результата, а значит, государственного поощрения – сугубо добровольное дело субъекта. Основанием для применения мер поощрения является особо полезное социально активное поведение, превосходящее по своим результатам обычные требования юридических норм (заслуженное поведение). Сами же меры поощрения выступают также и как обеспечительный фактор реализации поощрительной нормы, осуществляемой компетентным органом, на который возлагается обязанность не только не препятствовать их осуществлению, но и поощрять при достижении соответствующего результата, например, выдать награду, выплатить сумму премии и др.

Метод правового стимулирования обусловливает особенности построения правового материала. Нормы правового поощрения представляют собой такую модель поведения, в основе которой лежит субъективное право, поддерживаемое разнообразными мерами поощрения. Можно полагать, что метод стимулирования затрагивает само юридическое существо правового регулирования, имеет уникальное значение для многих отраслей российского права.[81]

Социально-правовая активность обычно выделяется в самостоятельную разновидность правомерного поведения, поскольку она превосходит обычные требования закона, конкретных правовых предписаний – превосходит в том отношении, что это поведение более инициативно, активно и результативно.

Подобное поведение индивидуальных и коллективных субъектов характеризуется следующими особенностями:

– является результатом позитивной мотивации, заинтересованности индивида в достижении желаемого результата;

– характеризуется правовыми последствиями для индивида, исключительной выгодностью и полезностью этих последствий для него;

– из массы действий и поступков индивидов оно выделяется особой социальной значимостью для общества;

– отличается специфическим способом контроля со стороны государства и общества, который сводится к поддержанию особо полезного поведения разнообразными мерами поощрения.

Отражая объективные потребности демократического общества, поощрительные нормы направляют свой внутренний потенциал, заложенный в разнообразных мерах поощрения, на добровольную, сознательную реализацию юридических предписаний.

Как уже было отмечено, своеобразной особенностью поощрительных норм является предоставление субъекту права достигнуть поощряемого результата. Однако право на совершение положительных действий предусмотрено и управомочивающими нормами. Сходство их содержания позволило некоторым авторам рассматривать поощрительные нормы как разновидность управомочивающих норм.[84]

Отстаивая свою позицию о том, что поощрительные нормы права являются разновидностью управомочивающих норм, Р. А. Сабитов аргументирует это тем, что субъекту предоставляется право, но лишь тогда, когда он сам создал для этого основание.[86]

В данном случае возникает вопрос, о каком праве идет речь? Не думается, что в данном случае подразумевается право совершать определенные действия. Вероятнее всего, имеется в виду право на поощрение. Тогда поощрительная норма, если она является разновидностью управомочивающих норм, должна быть сформулирована только как правомочие субъекта получать или не получать заслуженное поощрение. На наш взгляд, здесь упускается из виду главный момент: почему субъект создает (или может создать) основание для применения к нему поощрения? Видимо, только потому, что он следует указанному в норме варианту поведения. И это следование является результатом воздействия на него конкретного положительного поощрительного правового стимула. Выступая в качестве юридического стимула, правовое поощрение специально предназначено для побуждения и награждения заслуженного поведения.

Поощрительные нормы призваны развивать и повышать позитивную социальную активность субъектов права в различных сферах жизнедеятельности общества и мерами поощрения обеспечить их реализацию. Сегодня особое значение имеют нормы права, стимулирующие активные действия граждан и организаций по развитию рыночных отношений, поддержанию мелких и средних предприятий, по охране природной среды, охране прав и свободе человека, по усилению борьбы с правонарушениями. Применение поощрения компетентными органами во многом зависит от самих субъектов, их желания быть поощряемыми и осуществляется лишь в случае достижения результата, заслуживающего одобрения и поощрения. Сказанное позволяет определить поощрительные нормы как систему обособленных юридических норм, носящих регулятивный характер, направленных на формирование позитивно-стимулирующих механизмов социально активного правомерного поведения и содержащих предписания о мерах поощрения за его совершение.

Можно сформулировать некоторые существенные признаки, свойственные поощрительным нормам права:

– они характеризуются особым способом регулятивного воздействия на общественные отношения;

– отмечаются позитивными последствиями их исполнения, выгодными для субъекта;

– расширяют объем возможностей индивида, предоставляя ему необходимый простор для активной и особо полезной деятельности;

– содержат предписания, реализация которых зависит исключительно от свободного решения субъекта, независимо от приказа государства;

– характеризуется особой формой контроля со стороны государства – применением мер поощрения за заслуженное поведение;

– поощрительные нормы права могут регулировать и поддерживать отношения, уже урегулированные нормами каких-либо отраслей права.

Особенности поощрительных норм права позволяют констатировать, что они образуют компактную специфическую группу юридических норм, которая не может быть включена ни в один из известных видов юридических норм.

По мнению С. С. Алексеева, поощрения относятся к диспозиции нормы, к содержанию прав и обязанностей, и суть его не в том, чтобы обеспечить реализацию юридических норм (что характерно для санкции), а в том, чтобы стимулировать нужное поведение.[91] Вряд ли можно согласиться с таким утверждением автора. Правовое поощрение – позитивная санкция, являющаяся разновидностью социальных санкций. Как часть юридической нормы позитивная санкция указывает на государственно-поощрительные меры, призванные обеспечить реализацию юридической нормы. В санкции правовой нормы, а не в диспозиции, содержится указание о последствиях достижения особо полезного результата, заслуживающего поощрения. Вряд ли правовые поощрения и санкции можно рассматривать как разноплоскостные явления. Л. С. Мамут отмечает, что санкция – вовсе не есть только наказание. Ее целесообразно толковать как всякую практическую реакцию людей на определенные факты, направленную либо на стимулирование, поощрение желательного, одобряемого поведения (позитивная санкция), либо на пресечение, устранение осуждаемых, нежелательных поступков (санкции негативные).[92] Такую же позицию занимает А. В. Малько. По его мнению, наличие поощрительных санкций оправдано задачей права, которая состоит как в сдерживании правонарушений, в наказании лиц их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества.[93]

Можно согласиться с мнением авторов, что наряду с негативными санкциями в современном российском праве позитивная санкция является неотъемлемой частью поощрительной юридической нормы. С помощью санкций достигается желательное правомерное поведение, хотя средства достижения этой цели не тождественны. С действием поощрительных санкций связан механизм добровольной реализации норм права.

Поощрительные санкции призваны стимулировать особо полезное правомерное поведение и поощрять лиц, заслуживших это. Нельзя не согласиться с позицией А. В. Малько, который отмечает, что поощрительные меры, как и меры принуждения, обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения. Особенность поощрительной санкции – в обеспечении тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых иными способами невозможно.[95] Положительные санкции тем и отличаются, что в них закреплены благоприятные последствия – меры поощрения за социально полезные правомерные действия. С реализацией поощрительных санкций связан механизм добровольного обеспечения юридической нормы.

Следовательно, правовое поощрение, закрепленное в позитивной санкции, выступает не только как стимул, но и как мера одобрения и поддержания особо полезного правомерного поведения.

В демократическом обществе широко используются комбинированные способы правового регулирования со сложным сочетанием поощрений с запретами, обязываниями, дозволениями. Это обусловливает правомерный характер деятельности субъектов, что, соответственно, может привести к сужению сферы государственного принуждения.

Следует заметить, что позитивная обязанность, сформулированная в правовой норме, абстрактна, ее содержание зависит от многих факторов, включая степень согласия гражданина с требованиями данной нормы. В одних случаях субъект совершает должное поведение, которое обязательно, непререкаемо и на случай нарушения обеспечивается принудительно.

Следовательно, возложение на субъекта позитивных обязываний направлено на стимулирование необходимого, должного поведения, а также на достижение результатов, превосходящих обычные требования.

Право субъекта на получение поощрения может возникнуть из предписаний воздерживаться от запрещенного варианта поведения. В подобных случаях субъект может не только выбрать, но и оценить различные варианты своего поведения, позволяющие ему отчетливо видеть и осознавать их разумность и полезность для себя и общества. В рамках таких норм правовое поощрение выполняет роль стимулирующего фактора. Здесь происходит как бы конкурирование государственно-принудительных и поощрительных мер.

В случае добросовестного выполнения запретов и достижения полезного поведения меры поощрения обеспечивают беспрепятственное движение интересов к ценностям и гарантируют законное и справедливое их удовлетворение.

Нормы правового поощрения могут регулировать общественные отношения, уже урегулированные другими нормами права со свойственными им способами правового воздействия. В подобных случаях правовое поощрение по информационно-психологической направленности выполняет роль стимулирующего и ограничивающего фактора.

Довольно часто в нормативном акте, кроме норм о поощрении, закрепляются нормы, регламентирующие порядок представления к тому или иному виду поощрения.[99] Такие правила поведения носят процессуальный характер и могут быть признаны лишь необходимыми организационными условиями, способствующими правильной реализации поощрительных норм и носящие процедурный характер. Они, как правило, всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм правового поощрения. И хотя процессуальные нормы по отношению к поощрительным нормам носят производный, вторичный характер, тем не менее они взаимосвязаны.

Иногда нарушение процедурно-процессуальных норм может повлечь незаслуженное применение мер поощрения, что причинит существенный вред обществу.[100] По мере формирования поощрительного законодательства возрастает и число процедурно-процессуальных норм. При наличии определенного комплекса подобных норм может создаваться самостоятельный раздел соответствующей отрасли права, регламентирующий поощрительное производство.[101]

Поощрительные нормы в единстве с процессуальными нормами, предусматривающими процедуру их реализации, обеспечивают достижение позитивных результатов, взаимовыгодных для личности и общества.

Сегодня человечество осознало необходимость формирования правового государства и гражданского общества, в котором центральное место занимает свободная личность. Действием поощрительных норм расширяется объем возможностей индивида по развитию сознательной и активной деятельности. Собственное решение индивида облекается в личную норму поведения и реализуется в заслуженном правомерном поведении.

Практику развития норм правового поощрения в современных условиях можно рассматривать как важное направление правовой реформы, и, соответственно, как одну из необходимых юридических предпосылок формирования гражданского общества, а вместе с ним и правового государства.

Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правовых поощрений:

1)заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;

2)добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);

3)юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг);

4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);

5)выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т. и.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц;

2)мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность

4)оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения;

5)гарантирующую, с помощью которой поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств;

6)распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7)воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по:

предмету правового регулирования — на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;

их юридической природе — на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации

сфере использования — на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;

применяющим их субъектам — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.);

форме связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременения (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);

содержанию — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности);




иерархии — на общефедеральные, региональные, локальные;

уровню — на высшие (государственные награды) и обычные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета);

связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные (присвоение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Заслуженный деятель науки Российской Федерации") и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и т. п.

Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного действия, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.

Признаки правовых поощрений:

1)заслуженность поведения, т. е. добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;

2)добровольность, ибо в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а воздействует благодаря привлекательности и выгодности обещанных в установленной норме последствий);

3)юридическое одобрение добровольного заслуженного поступка в форме вознаграждения (для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками — мерой, зависимыми от степени заслуг);

4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества (поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями);

5)выступают в качестве юридического стимула, как правило, самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и т. и.

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) контролирующую, с помощью которой законодатель и правоприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц;

2)мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к "сверхисполнению" обязанностей и к совершенствованию социально-полезных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность

4)оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень его полезности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения;

5)гарантирующую, с помощью которой поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств;

6)распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов;

7)воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у человека хороший психологический настрой, вдохновляет его к проявлению инициативы, к творчеству.

Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их соответственно можно классифицировать по:

предмету правового регулирования — на административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой), уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы) и т. п.;

их юридической природе — на материально-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации

сфере использования — на поощрения в области литературы, искусства, науки, техники, государственной и воинской службы и т. п.;

применяющим их субъектам — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.);

форме связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком, медалями и орденами) и освобождающие от обременения (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);

содержанию — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше предусмотренного по занимаемой штатной должности);

иерархии — на общефедеральные, региональные, локальные;

уровню — на высшие (государственные награды) и обычные (занесение в Книгу Почета, на Доску Почета);

связи с конкретной профессиональной деятельностью — на профессиональные (присвоение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", "Заслуженный деятель науки Российской Федерации") и общесоциальные (вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе) и т. п.


[Закрыть] Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное Правительством РФ 27 декабря 1994 г.,[173] 173
Там же. № 1. Ст. 73.

[Закрыть] Положение о Почетных званиях Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г.[174] 174
Там же. 1996. № 2. Ст. 64.

[Закрыть] и др. Здесь в гипотезе не закреплены строго условия, при которых обеспечивается достижение определенных поощряемых результатов, а лишь сформулированы общие оценочные понятия, относящееся к типу качественных показателей, которых необходимо достигнуть субъектам права (например, за особые успехи, за мужество, героизм и т. п.).

В зависимости от строения различают простые и сложные гипотезы поощрительных норм. Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, при котором реализуется диспозиция юридической нормы. Примером может быть ст. 177 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая поощрение работников, совмещающих работу с обучением. Работнику предоставляются гарантии и компенсации только при одном условии – получении впервые образования соответствующего уровня.

Если гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или нескольких условий, то она называется сложной. В качестве примера можно взять положения ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающего гарантии и компенсации работникам, направленным работодателем для повышения квалификации. Как следует из текста статьи, и для получения гарантий, и для получения компенсации работником, повышающим квалификацию в другой местности, необходимы определенные условия: направление его работодателем, отрыв от работы, прохождение повышения квалификации в другой местности. Альтернативную гипотезу содержит ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и др.), работнику производятся соответствующие доплаты.[175] 175
Трудовой кодекс Российской Федерации. Ст. 149. М., 2002.

[Закрыть] Для получения дополнительных доплат работником достаточно любого из перечисленных условий труда.

[Закрыть] Думается, что подобная позиция автора заслуживает внимания. Вряд ли поощрительная норма будет выполнять регулирующую и стимулирующую роль, если в гипотезе не будут закреплены хотя бы общие условия, по достижении которых применяется правовое поощрение.

И хотя гипотеза и диспозиция в поощрительных нормах права слиты, это вовсе не означает их отождествления. По мнению А. П. Коренева, в нормах, предусматривающих применение мер поощрения, диспозиция выражается путем указания тех действий, которые поощряются.[177] 177
Коренев А. П. Нормы советского административного права // Труды Высшей школы МВД СССР. Вып. 31. М., 1971. С. 47.

[Закрыть] Полагаем, здесь имеет место смешение элементов поощрительной нормы. Условия действия диспозиции предусмотрены гипотезой. Последняя – непременный элемент поощрительной нормы. Именно обозначение результатов, которые подлежат поощрению, является непременным условием реализации диспозиции поощрительной нормы.

Диспозиция – это часть юридической нормы, содержащая правило поведения, которому следуют участники общественных отношений, т. е. содержащая указание на их права и обязанности.[178] 178
Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 65; Общая теория государства и права: Академический курс. Т. 2 / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 222; Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. С. 383.

[Закрыть] При этом диспозиция поощрительной нормы содержит правила поведения как для субъектов, чьи действия стимулируются, так и для компетентных органов, обладающих правом осуществить поощрение.

Диспозиция поощрительной нормы во многом сходна с диспозицией дозволительной (управомочивающей) нормы, которая дозволяет участнику общественной жизни использовать свое субъективное право. Однако, как отмечается в литературе, поощрительные нормы характеризуются более сложным содержанием, некоторыми только им свойственными специфическими особенностями.[180] 180
Деготь Б. А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре. Саратов, 1977. С. 21.

Одной из особенностей диспозиции любой поощрительной нормы права является то, что в ней содержится указание на предоставление субъекту возможности достигнуть поощряемого результата, по поводу которого существует не только юридическая, но и фактическая связь между участниками общественного отношения. Так, ст. 43 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает, что при объявлении поощрения о занесении в Книгу почета воинской части (корабля) военнослужащему вручается похвальная грамота за подписью командира воинской части (корабля).[185] 185
Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ // Там же С. 210.

Возможны абсолютно определенные диспозиции поощрительных норм. Примером могут быть положения ст. 45 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, предусматривающего, что награждение именным холодным и огнестрельным оружием является почетной наградой для особо отличившихся офицеров за их воинские подвиги и заслуги перед государством и Вооруженными Силами РФ. Именным оружием могут быть шашка, кортик, пистолет или охотничье ружье.[186] 186
Там же.

Относительно определенная диспозиция предоставляет право на поощрение по усмотрению поощрителя. Так, в ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно выполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).[187] 187
Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002.

[Закрыть] Размеры премии и вид ценного подарка не обозначены, равно как и не обозначены конкретно правовые возможности поощряемого.

Иногда встречаются альтернативные диспозиции. Так, ст. 207 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается. Положения ст. 207 определяют правовые возможности лиц, проходивших обучение по договору, успешное завершение обучения гарантирует трудоустройство без испытательного срока, в противном случае работодателем устанавливается испытательный срок. Правам лиц, проходившим обучение, соответствуют обязанности работодателя.

Исследуя содержание и виды диспозиций, важно не просто констатировать их наличие в поощрительных нормах, но и изучить способы закрепления диспозиций, наилучшим образом отвечающих потребностям общества, требованиям регулятивно-стимулирующего воздействия права на общественные отношения.

[Закрыть] что может привести к различным злоупотреблениям.

Поощрительные нормы права, обладая спецификой содержания, социального назначения, способа воздействия на поведение людей и организаций, одновременно характеризуются и спецификой санкций. Как упоминалось нами ранее, проблема позитивных санкций стала предметом пристального внимания отечественных исследователей.[189] 189
См., напр.: Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 293; Малько А. В. 1) Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 75–84; 2) Поощрительные санкции // Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000. С. 761–765.

[Закрыть] Современное видение проблемы позитивных санкций не вписывается и не согласуется с традиционно устоявшимися представлениями о них. Санкция представляет собой часть поощрительной нормы права, закрепляющую позитивные последствия выполнения ее диспозиции, выражающуюся в форме поощрительных мер за соответствующие заслуги. Позитивные санкции выполняют определенную роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за особо значимое поведение. Посредством позитивных санкций обеспечивается исполнение обязанностей, превосходящих требование общей нормы, использование предоставленных нормой права субъективных прав, которые приводят к достижению заслуженного поведения.

Санкция – неотъемлемый элемент поощрительной нормы права. В ней фиксируются меры вознаграждения, применяемые при достижении заслуженного результата. Следует согласиться с выводом о том, что особенность поощрительной санкции – в гарантировании тех социальных целей (благ), ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами, и особенно тех целей, достижение которых другими способами невозможно.[190] 190
Малько А. В. Политика льгот и поощрений в современной России // Политология / Под ред. А. В. Малько. М., 1999. С. 658.

[Закрыть] Поощрение – это тоже средство государственного обеспечения соответствующих правовых норм и достигнутых с их помощью социально полезных целей.

В качестве санкции следует признавать не только закрепленные в нормах права предписания о мерах принуждения, но и предписания о мерах поощрения, одобрения. По справедливому замечанию А. В. Малько, наличие поощрительных санкций неизбежно и по той причине, что задача права состоит как в сдерживании правонарушений и в наказании лиц, их совершивших, так и в стимулировании правомерного поведения и в поощрении лиц, действующих в интересах общества.[191] 191
Малько А. В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4. С. 76.

Негативные санкции юридических норм являются правовыми гарантиями защиты нарушенных прав. Различные меры поощрения, содержащиеся в позитивных санкциях, – это тоже средства государственного обеспечения юридических норм и достигнутых с их помощью социально полезных целей. Как верно отмечалось в литературе, юридическая норма обращена к субъекту, который учитывает разные последствия – положительные и отрицательные, которые могут наступить. Вполне логично, что если указание на неблагоприятные последствия содержится в санкции правовой нормы, то аналогично этому в санкциях (а не в диспозиции), но уже противоположного характера (позитивного) должна содержаться информация о последствиях достижения положительного результата, возможность получить дополнительные блага.[192] 192
Там же. С. 77.

[Закрыть] Данная позиция представляет собой подтверждение высказанного нами мнения о том, что закрепленные в поощрительных нормах меры поощрения являются позитивной санкцией. При этом мера поощрения не выступает каким-то существенно новым элементом нормы правового поощрения.

Поэтому вряд ли правомерны конструкции некоторых авторов о выделении в структуре юридической поощрительной нормы помимо гипотезы, диспозиции и санкции также такого компонента, как поощрение. Например, рассматривая структуру административно-правовой нормы, А. П. Коренев отмечает, что характерным для поощрительных норм является то, что в них чаще всего формулируются прямо или косвенно гипотеза, диспозиция и поощрение или только диспозиция и поощрение.[194] 194
Коренев А. П. Нормы советского административного права // Труды Высшей школы МВД СССР. Вып. 31. М., 1971. С. 57–58.

Наш взгляд о признании позитивных санкций подтверждается следующим:

– во-первых, тем, что содержащиеся в санкции меры поощрения используются для поддержания и развития общественно полезных форм поведения и предупреждения общественно вредных. Негативные же санкции направлены против отступления от юридических норм;

– во-вторых, позитивные санкции, равно как и негативные, применяют специально на то уполномоченные компетентные органы, хотя основания их применения различны. Основанием применения позитивных санкций является заслуга, а негативных – правонарушение;

– в-третьих, поощрительные санкции выражают одобрение заслуженного социально полезного результата, стимулируют совершение подобных действий в будущем. Негативные санкции порицают отклонения от требований юридических норм. Тем не менее как позитивные, так и негативные санкции служат средством социального контроля. Суть их заключается прежде всего в их способности обеспечить достижение поставленных целей, а именно – в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, совершивших правонарушения, либо в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества;

– в-четвертых, структура поощрительной нормы внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказания. Равно, как и в уголовно-правовой норме, в поощрительной норме гипотеза и диспозиция слиты, предполагаются модель заслуженного поведения и побуждение к его осуществлению. При этом диспозиция не обязывает совершать определенные действия, а лишь предоставляет право достигнуть поощряемого результата. Санкция уголовно-правовой нормы предусматривает неблагоприятные последствия (исключая поощрительные санкции). В санкции поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры поощрения. Особенность поощрительной санкции состоит в обеспечении тех социальных целей и благ, ради достижения которых такая модель поддерживается юридическими средствами и в первую очередь – применением санкционируемой государством меры поощрения, прямо предусмотренной законом за достижение особых показателей, за конкретные заслуги;

– в-пятых, бытие позитивных санкций подтверждается и расположением их в нормативных актах. Во многих из них рядом с мерами наказания (негативными санкциями) расположены поощрительные санкции. Так, в ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены поощрения за успехи в служебной деятельности, а ст. 38 устанавливает взыскания за нарушение служебной дисциплины.[198] 198
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ.1993. № 2. Ст. 70.

[Закрыть] Или возьмем ст. 191 Трудового кодекса РФ (поощрения за труд), с которой соседствует ст. 192 (дисциплинарные взыскания) за совершение дисциплинарных проступков.

В некоторых нормативных актах позитивные и негативные санкции расположены в одной статье. Так, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции в ст. 26 содержатся поощрения и наказания,[199] 199
Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции // Там же. № 29. Ст. 1110.

[Закрыть] что позволяет сделать вывод о существовании вместе с негативными и позитивных санкций;

– в-шестых, признание позитивных санкций способствует дальнейшему развитию теоретической научной мысли, подкрепленной практикой развития нормативно-правовых поощрительных средств, объективно отражающих потребности общества. Выделение специальных поощрительных санкций признают и другие ученые.[200] 200
См., напр.: Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978. С. 49; Звечаровский И. Э. Уголовно-правовые нормы, поощряющие посткриминальное поведение личности. Иркутск, 1991. С. 77–79; Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 32, 236–238; Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 201; Яковлев А. М. Социология экономической преступности. М., 1988. С. 11, 57, 76; и др.

Системность поощрительной нормы права и своеобразие санкций, поддерживающих правомерное социально полезное поведение, позволяет их классифицировать. Любая позитивная санкция включает элемент государственного одобрения, поощрения и влечет для субъекта наступление благоприятных последствий. Санкции неоднородны, имеют свои особенности.

В зависимости от степени определенности различают абсолютно определенные санкции. Так, согласно п. 2 ст. 233 ГК РФ, если был найден клад, являющийся памятником истории или культуры и он был передан в государственную собственность, то собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вознаграждения в размере 50 % стоимости клада.

В санкции устанавливается конкретная мера поощрения, объем которой не может быть изменен правоприменительными органами.

Позитивные санкции могут быть альтернативными, когда предусмотрен выбор какой-либо одной из нескольких мер правового поощрения.[202] 202
См., напр.: ст. 57, 113, 119 и др. УИК РФ.

[Закрыть] Важно заметить, что санкции абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные сообразуются с содержанием одобряемых и поощряемых общественных отношений, а потому такие виды санкций возможны в рамках различных отраслей права.

[Закрыть] Думается, что такая практика изложения позитивных санкций не всегда оправдана, поскольку вносит много неясностей. Их четкое и подробное закрепление в нормативных актах, прежде всего в законах, просто необходимо.

[Закрыть] Представляется, что четкое закрепление поощрительных мер, выполняющих стимулирующую роль в регулировании деятельности государственных служащих, просто необходимо в подобном законе, а детализация и процедура их применения может закрепляться и в других нормативно-правовых актах.

Важно заметить, что поощряемые действия субъектов имеют не только правовую, но и моральную оценку. Субъекты в практической деятельности склонны руководствоваться пониманием того, что им нужно для более полного удовлетворения собственных и всеобщих интересов. Заслуженное социально-полезное поведение выступает не только как результат осознания и понимания субъектом своих обязанностей, но и нравственного долга по отношению к другим членам общества, как результат использования предоставленных нормой права субъективных прав.

[Закрыть] Мнение о том, что применение поощрения является не только моральной категорией, подтверждается практикой реализации поощрительных норм, которые поддерживаются не только нравственным долгом, но и правовой обязанностью компетентного органа по их реализации.

Не умаляя значимости поощрительных норм, будет справедливо отметить, что в современных условиях поощрительное законодательство еще не заняло достойное место в системе юридических норм. Уровень развития общественных отношений современной России определяет грани их действия. Имеющееся законодательство о правовом поощрении нуждается в совершенствовании. Необходимо упорядочить процедуру награждения орденами и медалями, создав полноценную поощрительную правовую базу.

Изложенное позволяет констатировать, что наряду с санкциями негативными позитивные санкции прочно входят в структуру поощрительных норм.

Читайте также: