Пользовательское соглашение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пользовательское соглашение или как его еще принято называть Соглашение об использовании сервиса, является ключевым документом, на котором строится юридическая защита интернет-сервиса.

По сути, всякое соглашение с пользователем сервиса направлено на легальное снижение правовых рисков владельца интернет-сервиса в связи с его эксплуатацией. При этом не важно извлекается ли доход от использования сервиса или услуги (лицензия) предоставляется пользователю бесплатно. Поэтому Пользовательское соглашение для сайта прежде всего выполняет роль дисклаймера. Прочие функции соглашения должны быть подчинены главной роли документа.

Кстати, недавно мы провели мониторинг использования нашего шаблона. Оказалось, что размещают его на различных сайтах к месту и не к месту. Правок никто не вносит, кроме одной — удаление гипертекстовой ссылки на автора. Поэтому ниже мы поясним как сделать собственное пользовательское соглашение и избежать претензий :)

Основания возникновения ответственности

1. Распространение запрещенной информации и материалов
2. Нарушение договорных обязательств по срокам и/или качеству услуг

Соглашаясь с Пользовательским соглашением, пользователь заключает с владельцем интернет-сервиса гражданско-правовой договор, предмет которого, как правило, касается оказания услуг (выполнения работ) или предоставления лицензии. Поэтому в соглашении нужно обыграть возможные правовые риски. Особенно данное положение важно для сервисов, предоставляемых на платной основе.

3. Ненадлежащая реклама

Монетизация сервиса может выполняться на рекламной основе. В таком случае к вышеобозначенным рискам добавляется возможность привлечения к ответственности за распространение недобросовестной или недостоверной рекламы.

4. Внедоговорное причинение вреда имуществу, здоровью или жизни
5. Ущемление личных неимущественных прав

Данное основание в первую очередь связано с распространением недостоверной информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию третьего лица. Здесь же могут быть претензии в связи с нарушением права на изображение гражданина, авторского права на имя и т.п.

6. Недобросовестная конкуренция

Как правило данное основание связано с распространением недобросовестной рекламы или информации, порочащей деловую репутацию конкурента.

Способы ограничения ответственности путем определения вида и содержания договора

1. Безоговорочное присоединение к условиям публичной оферты

Для придания юридической силы дисклаймеру, включенному в текст соглашения с пользователем, необходимо подтвердить факт ознакомления и принятия пользователем его условий. Для этого используется предусмотренный законодательством механизм заключения договоров.

Как мы указали выше, размещение Пользовательского соглашения на сайте интернет-сервиса направлено на заключение с пользователем договора. Раздел 1 шаблона пользовательского соглашения направлен на обеспечение механизма легального скрепления отношений сторон на условиях Пользовательского соглашения без каких-либо оговорок.

2. Замена услуг лицензией на использование программно-аппаратных средств

Данный вопрос достоин отдельного обсуждения в рамках темы использования лицензии на сервис в рамках договора SaaS. Поэтому здесь мы не будем особо углубляться в его рассмотрение. Отметим лишь, что риски использования лицензионной схемы существуют у платных сервисов и связаны с возможностью переквалификации соглашения на договор возмездного оказания услуг. В случае применения владельцем сервиса льготы по НДС в связи с лицензированием программного обеспечения такого сервиса, переквалификация сделки повлечет вменение недоимки по НДС (18% с суммы реализации), пени и привлечение к налоговой ответственности (штраф от 20% суммы недоимки).

3. Безвозмездность лицензии

Этот принцип позволяет использовать указанные в п.2 преимущества лицензионной схемы. В то же время безвозмездность лицензии препятствует применению Закона О защите прав потребителя в случае, когда на стороне пользователя – физическое лицо (см. п.6.1. шаблона Пользовательского соглашения).

Если требования в п.3 являются условием применения лицензионной схемы предоставления сервиса, то данные положения являются его следствием. В Пользовательском соглашении необходимо с достаточной ясностью изложить условия об ограничении ответственности за предоставление и использование сервиса, например, как это сделано в п.6.2. шаблона Пользовательского соглашения.

5. Ответственность при наличии вины

По общему правилу ответственность по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, возникает только при наличии вины нарушителя (ст.400, 401 ГК РФ). Кроме того, закон позволяет заранее заключить соглашение об ограничении ответственности (кроме случаев умышленного нарушения).

Поэтому в Пользовательское соглашение на использование интернет-сервиса может быть включено условие о привлечении владельца сервиса к ответственности только при наличии его вины.

6. Форс-мажор и действия третьих лиц

Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы) на основании п.3 ст.401 ГК РФ освобождает от ответственности также в случаях нарушения обязательства при отсутствии вины.

7. Введение предельной суммы компенсации

На основании ст.400 ГК РФ ответственность владельца интернет-сервиса может быть ограничена предельным размером. Исключение составляют случаи когда пользователь выступает в качестве потребителя и законом установлен определенный размер ответственности за данное нарушение.

Ранее мы указали, что в случае безвозмездного предоставления сервиса, пользователь на считается потребителем по смыслу гражданского законодательства. Поэтому данное исключение не действует. В случае предоставления платного сервиса размер ответственности определяется в том числе в зависимости от вида заключенного договора.

8. Получение лицензии на пользовательский контент (UGC) при его добавлении

В случае предоставления социального сервиса или платформы для размещения пользователями различных материалов в публичном доступе необходимо оформлять лицензионное соглашение на использование такого контента в рамках такого интернет-сервиса (см. раздел 5 шаблона Пользовательского соглашения).

Например, владелец сервиса может захотеть использовать пользовательский контент на иных страницах сайта, в презентациях, транслировать его на другие сайты и т.п., что невозможно без получения соответствующего разрешения.

9. Возложение ответственности за UGC на пользователей

Получение лицензии подтверждает факт использования контента с разрешения пользователя, который отвечает за наличие у него полномочий на выдачу такой лицензии (см. п.6.3, 6.5., 6.11 шаблона Пользовательского соглашения).

10. Отсутствие премодерации

Получение лицензии на пользовательский контент в полной мере не устраняет владельца интернет-сервиса от ответственности за нарушение исключительных прав действительного правообладателя. Помимо прочего необходимо подтвердить, что владелец не знал о возможном нарушении. Поэтому в Пользовательском соглашении нужно четко обозначить, что предварительная проверка контента не производится (см.п.6.4.).

11. Правила обращения правообладателя

Для упрощения работы с правообладателями в Пользовательское соглашение включаются условия о необходимости предоставления ссылки на страницу с контрафактным материалом и адрес для направления уведомления о нарушении прав (см. п.6.7. Пользовательского соглашения).

12. Введение процедуры вступления пользователя в спор (авторизации)

Для подтверждения факта существования пользователя, на которого в соответствии с законом и соглашением возлагается ответственность за размещение контрафактного материала, следует предусмотреть в Пользовательском соглашении требования о его авторизации в случае получения претензии (см. п.6.8. соглашения с пользователем).

13. Определение условий блокировки аккаунта и удаления контента

Соблюдение требований федерального закона Об информации в редакции нового антипиратского закона предполагает удаление информационным посредником спорных материалов по первому обращению правообладателя. Поэтому Пользовательское соглашение должно предоставлять владельцу интернет-сервиса такую возможность без предварительного согласования и уведомления пользователя (см. п.6.9 и 6.10).

14. Тестовый характер сервиса

Данная причина снижает налоговые риски безвозмездной реализации (раз) и служит дополнительным аргументов в пользу ограничения ответственности (два) и временном характере обязательств (три).

15. Упрощенный порядок изменения условий и отзыва оферты, прекращения договора

Статья 450 ГК РФ позволяет заранее достигнуть соглашение об упрощенном порядке изменения или расторжения договора путем включения таких условий в текст договора (см. п.9.4 Пользовательского соглашения).

16. Выделение условий предоставления платных услуг в отдельное соглашение

Если наряду с бесплатным использованием общего функционала сервиса вы предлагаете оплатить отдельные его возможности, необходимо оформить отдельный договор на платные услуги.

Это требуется, во-первых, для обоснования продолжения безвозмездного предоставления базового функционала, а во-вторых, для сохранения принятой модели снижения гражданских рисков.

17. Взимание платы за доступ к функционалу, а не услуги на его основе

Такой порядок значительно упрощает процесс доказывания факта оказания услуг, отражения сумм реализации и документооборота, т.к. услуги считаются оказанными с момента открытия доступа на определенный период, а не по истечении такого периода времени.

18. Снятие ответственности за использование учетных данных

Действия, совершенные с использованием логина и пароля пользователя, должны однозначно рассматриваться в качестве действий самого пользователя. На пользователя необходимо возложить ответственность за обеспечение сохранности своих учетных данных (см.2.3. шаблона).

19. Введение требований к размещаемым рекламным материалам

Если ваш сервис связан с размещением рекламы, необходимо предусмотреть требования к рекламным материалам, размещаемым с использованием вашей системы. Обычно это делается путем включения в Пользовательское соглашение ссылки на отдельный регламент, который имеет для сторон обязательный характер и включает условия размещения рекламы и требования к ее оформлению, содержанию и подтверждению соблюдения законодательства при ее размещении.

20. Получение согласия на использование персональных данных

В случае заключения Пользовательского соглашения с физическим лицом возникает необходимость соблюдения законодательства о персональных данных. У пользователя должно быть получено письменное согласие на обработку его персональных данных с указанием перечня таких данных, допустимых способов их обработки, целей и срока обработки и т.д. (см. раздел 8 шаблона).

21. Определение допустимого порядка уведомления пользователей

Данное положение Соглашения направлено на соблюдение требований о недопущении СПАМа (см. раздел 7 шаблона).

На этом мы завершаем описание основных принципов составления Пользовательского соглашения. Разумеется, предложенные положения должны применяться с учетом специфики конкретного интернет-сервиса. Поэтому условия соглашения могут быть существенно расширены или, наоборот, сокращены и адаптированы в зависимости от механики и коммерческих условий предоставления сервиса.

Пользовательское соглашение — документ, который описывает правила использования сайта, мобильного приложения, программного обеспечения и т. п.

Пользовательское соглашение определяет пределы прав и осуществления обязанностей владельцев сайта и конечных пользователей. В нём содержатся условия предоставления доступа к сервису или продукту и обозначается ответственность пользователя и владельца за нарушение этих условий.

Если ресурс собирает персональные данные, то пользовательское соглашение может включать в себя и политику конфиденциальности (или, по-другому, политику обработки персональных данных и т. п.). Но это могут быть и два отдельных документа.

«У нас пользовательское соглашение появляется сразу же после запуска приложения. Оно совсем небольшое, но его всё равно вряд ли кто-то читает — и мы отдаём себе в этом отчёт. Поэтому задачей юриста было составить пользовательское соглашение так, чтобы максимально защитить компанию в суде, если пострадавший на горнолыжной трассе клиент подаст иск.

(CPO Mobile Angels Иван Михайлов — в материале о том, что делать, если ваше пользовательское соглашение никто не читает.)

Нюансы

Закон не предъявляет конкретных требований к содержанию пользовательского соглашения. Но в случае работы с персональными данными порядок их сбора, обработки и использования должен быть прописан в том числе в пользовательском соглашении. За отсутствие такой информации грозит административный штраф.

Практика

Например, при загрузке контента TikTok получает безвозмездную лицензию на его использование. Это означает, что приложение может не только использовать этот контент как ему захочется, но и вносить в него изменения.

TikTok собирает, хранит и использует:

Всё это передают сторонним поставщикам услуг: облачным хранилищам, рекламодателям, операторам аналитических и поисковых систем, а в случаях, предусмотренных законом, — и государственным органам.

Пользовательское соглашение определяет права и обязанности владельцев сайтов, мобильных приложений и их пользователей при взаимодействии в Интернете.

Соглашение имеет два вида целей: заявленные и реальные.

К заявленным целям относятся намерение бизнеса рассказать о возможностях продукта, описать порядок работы с клиентами и дать исчерпывающие представления о средствах юридической защиты. Реальные цели более прагматичны – компаниям необходимо ограничить ответственность и защитить интеллектуальную собственность.

С юридической точки зрения пользовательское соглашение является смешанной, непоименованной гражданским законодательством сделкой, которая заключается в виртуальном пространстве. Содержательно правоотношения между сторонами оформляются известными текущему правопорядку обязательствами. Как правило, в соглашении найдется место купле-продаже (Lamoda), оказанию услуг (Wildberries), агентированию и доставке (Delivery Club), даже лицензированию (все вышеперечисленные). И это далеко не предел.

Какие сайты и приложения должны иметь пользовательские соглашения? Правильный ответ – все, если их владельцы оказывают услуги, собирают данные, предоставляют доступ или что-либо продают. Некоторые юристы скажут, что не стоит тратить время на создание правил пользования: существуют прецеденты, шаблоны и, на худой конец, готовые документы конкурирующих компаний. Но логика работы интернет-сервисов может иметь настолько гибридные, не известные до настоящего момента формы, что разрабатывать юридическую обвязку приходится каждый раз с нуля. Поэтому создание пользовательского соглашения – это всегда творческая задача.

В настоящей колонке разберем процесс структурирования пользовательского соглашения на примере интернет-платформы по удаленному запуску компьютерных игр: определимся с бизнес-моделью, выберем надлежащие юридические инструменты и приступим к написанию текста.

Бизнес-модель

Интервью

Нулевой этап составления пользовательского соглашения – интервью идеологов проекта. Выбор правильных правовых инструментов возможен исключительно благодаря внимательному опросу владельцев продукта.

Кто ваши клиенты: частные лица или организации? Из каких стран ваши клиенты? Создаются ли учетные записи? Какие возможности получает пользователь с регистрацией и без? Может ли пользователь создавать собственный контент на платформе? Если да, то кому принадлежат права? Существует ли внутренняя коммуникация пользователей? Участвует ли компания в модерации общения? Имеется ли возможность пользователям оценивать действия друг друга? Какие способы монетизации предусмотрены? Могут ли пользователи зарабатывать деньги или баллы лояльности? Участвует ли платформа в расчетах или действует как посредник? Какие действия запрещены на платформе?

В действительности вопросов намного больше. Задача юриста, как и нередко бывает с оффлайн-бизнесом, заключается в компоновке разрозненного потока идей и желаний команды. Ответы на поставленные вопросы, с одной стороны, позволяют юристу выбрать необходимые правовые инструменты, а с другой – помогают предпринимателям собрать все мысли воедино. Одно из неоспоримых преимуществ запуска интернет-проектов заключается в возможности гибко тестировать гипотезы и менять приоритеты и формы по ходу развития проекта. Вместе со сменой ориентира приходит и новая операционная модель, которая подлежит подтверждению юристами.

Ключевые вопросы

В результате обсуждений мы пришли к выводу, что помимо базовых условий (преамбула, предмет, права и обязанности и прочие) пользовательское соглашение должно содержать следующие разделы:

  • технические требования к устройствам;
  • доступ к сети;
  • регистрация учетной записи;
  • контент на платформе;
  • расчеты;
  • рейтинги и отзывы;
  • запрещенная деятельность.

Главной задачей проекта было подчеркнуть, что и игроки, и владельцы платформы вступают в договорные отношения непосредственно друг с другом. При этом платформа предоставляет пользователям исключительно право пользования базой данных с высокопроизводительными компьютерами, их стоимостью и доступным временем работы. Однако платформа должна была оставить за собой полномочия по разрешению конфликтных ситуаций между пользователями, действуя исключительно в качестве незаинтересованного арбитра.

Для того чтобы обезопасить компанию от возможных претензий о недоступности сервисов или несовместимости программного обеспечения, мы прописали максимально детализированные технические требования для всех компьютеров системы и правила создания и ведения учетных записей. Так как использование платформы предусматривает финансовые операции, мы предусмотрели, что пользователи должны быть старше 16 лет, то есть иметь полномочия на заключение юридически обязывающих сделок.

Иная важная и трудная задача – верификации пользователей в интернете. Мы предусмотрели необходимость предъявления официальных документов, удостоверяющих личность, а также получили согласие на проверку данных пользователей по сторонним базам данных. Но даже при наличии подобных возможностей, дополнительно прописали, что компания не несет какой-либо ответственности за подтверждение личности. Конечно, ограничение ответственности договором отнюдь не означает отсутствие ответственности по закону, но мы со своей стороны прописали все необходимое. При регистрации мы просим пользователей предоставить заверения об обстоятельствах, что они действуют исключительно от своего имени, а использование платформы осуществляется только личных интересах. Пользователи могут регистрироваться в качестве физических лиц, регистрация для ИП и компаний не доступна.

Платформа имеет элементы социальной сети, и для нас существенным было условие о создании пользовательского контента. Участники платформы могут создавать или загружать тексты, фотографии, аудио и видео, а это означает, что эти объекты подлежат охране законодательством об авторских правах. Более того, сама платформа является продуктом интеллектуальной собственности компании, которая подлежит защите от самих пользователей. Естественно, им запрещается копировать, воспроизводить какие-либо элементы или созданные на их основе производные произведения, либо предоставлять лицензии на них.

Ключевое условие – предоставление доступа к платформе "как есть", без каких-либо явных или подразумеваемых гарантий, добровольно и на собственный страх и риск.

Стилистика

Существует множество анекдотов про юристов, которые говорят на некоем "птичьем языке", понятном немногим. Действительно, подавляющее большинство доступных нам пользовательских соглашений составлены сухим, тяжелым языком. Допустимо использовать профессиональную терминологию в академических работах и даже, наверное, в сделках между корпорациями. По крайней мере, по сторону стола переговоров документы тоже читает юрист, и он точно должен понять смысл написанного.

Однако в сфере пользовательских соглашений ведущие интернет-компании, зная хорошо свои потребители, задают тренд на ясность, краткость и простоту изложения сложных юридических конструкций. Обратите внимание на степень доступности для понимания документов от Google, Instagram, Tunnel Bear или Survey Monkey. Возможно, если мы возьмем курс на упрощение и краткость, наши следующие договоры будут читать друг другу в гостях.

Зачастую галочки как раз и относятся к пользовательскому соглашению, а мы их ставим, редко читая, что написано в таком соглашении.

Пользовательское соглашение: что это и зачем оно нужно?

Быстрый переход:

КРАТКАЯ СВОДКА

Для чего используется?

Для регулирования правил использования ресурса/продукта

Кто стороны?

Заключается между владельцем ресурса/поставщиком продукта, сервиса или услуги и их конечными пользователями

Что такое пользовательское соглашение?

Пользовательское соглашение — это соглашение между поставщиком програмного обеспечения, сервиса, услуги или продукта и их конечными пользователями. Пользовательское соглашение в наше время содержат почти все сайты, предоставляющие какие-нибудь услуги или сервис, а также програмные продукты, в особенности проприетарные.

Что регулирует пользовательское соглашение?

Простыми словами, пользовательское соглашение регулирует правила использования какого-либо ресурса, сервиса, услуги или продукта. В нем содержатся основные положения, которые регулируют отношения провайдера и конечного пользователя. Фактически пользовательское соглашение является ни чем иным, как полноценным контрактом.

Даже самые простые пользовательские соглашения, как правило, содержат следующее:

  • четко определяют стороны соглашения;
  • устанавливают правила доступа пользователем к продукту или сервису, его права, ограничения;
  • раскрывают информацию о праве интеллектуальной собственности, используемых лицензиях;
  • фиксируют условия прекращения действия соглашения;
  • устанавливают ограничения ответственности поставщика или издателя.

Таким образом, пользовательское соглашение, в первую очередь, призвано урегулировать отношения с пользователями и снизить риски поставщика продукта или сервиса, в том числе, когда такие риски связаны с действиями пользователей.

Когда необходимо пользовательское соглашение?

Наличие соглашения особенно важно, когда требуется установить правила использования продукта или сервиса для конечного пользователя. Предположим, необходимо установить условия доступа к продукту, его использования, зафиксировать права провайдера этого продукта или сервиса, в особенности интеллектуальные. Конечно же, это не исключительный перечень, можно представить массу случаев, когда может быть необходимо применить пользовательское соглашение, например:

  • необходимо раскрыть какую-нибудь информацию о продукте в рамках закона;
  • необходимо наличие юридически закрепленного контроля в отношении продукта;
  • необходимо ограничить ответственность поставщика при некорректном использовании продукта.

Заключение

Пользовательское соглашение — инструмент, который используется практически в каждой стране мира издателями или поставщиками продуктов и сервисов. Несмотря на то, что пользователи часто не утруждают себя прочтением подобных соглашений, они все равно защищают провайдера и предоставляют ему определенную долю влияния и прав.

Если Вы являетесь владельцем веб-сайта, издателем, разработчиком софта, или администратором сервиса, и у Вас все еще нет пользовательского соглашения, его обязательно необходимо составить.

Если Вам необходима помощь в составлении пользовательского соглашения, юристы GFLO Consultancy будут рады помочь Вам. Напишите нам, и получите ответ в течение 5 минут!

Читайте также: