Положение о земских участковых начальниках 1889 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

Опыт достаточно доказал несоответствие нынешних судебных учреждений и судебных порядков с потребностями народа и условиями его быта, равно как и с общим строем государственных учреждений в России. Эти недостатки должны быть исправлены с удержанием по возможности того, что составляет существенное улучшение в новом судебном учреждении сравнительно с прежним. Очевидно, что все эти исправления не могут быть совершены разом и вдруг, но должны быть совершаемы постепенно, по плану, заранее обдуманному.

1. Необходимо ввести судебные установления в общий строй государственных учреждений, от коего ныне представляются они как бы отрезанными, в виде самостоятельной и независимой власти. В Российском государстве не может быть отдельных властей, независимых от центральной власти государственной…

2. Необходимо, и как можно скорей, пресечь деморализацию, которую распространяет в обществе публичность всех судебных заседаний, возведенная в абсолютный догмат поборниками отвлеченных начал судебной реформы… Необходимо дать председателю безусловное право устранять публичность по некоторым делам и умножить разряды дел, по закону производимых в закрытом заседании.

3. Необходимо принять решительную меру к обузданию и ограничению адвокатского произвола, поставив поверенных в строгую дисциплину перед судом… Давно уже пора принять меры против этого сословия, которое всюду, где ни распространялось, представляло величайшую опасность для государственного порядка. И меры эти должны быть на первое время крутые и решительные, дабы можно было разом остановить развитие этого опасного элемента в государстве.

6. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным, совсем несообразным с условиями нашего быта и с устройством наших судов и, как ложное в существе своем и в условиях, послужило и служит к гибельной деморализации общественной совести и к извращению существенных целей правосудия… От этого учреждения необходимо нам отделиться, дабы восстановить значение суда в России. Трудно достигнуть этого разом, но можно достигнуть постепенно, изъемля один за другим разряды уголовных дел из ведения присяжных…

Хрестоматия по истории России. С.307.

Ø Используя документ 7.6., ответьте на вопросы:

1. Чем К.П.Победоносцев объясняет необходимость создания и реализации комплекса мероприятий, корректирующих судебные установления 1864 года, а по сути, сводящих их на нет?

2. Какие принципы организации суда предлагал отменить К.П.Победоносцев?

3. Какие изменения, по предложению К.П.Победоносцева, должны были коснуться суда присяжных?

ИЗ ПИСЬМА К.П.ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. 20 ИЮНЯ 1886 г.

Здесь, в Кисловодске… немало разговоров о здешних делах, которые не представляют утешительного вида. Повторяется и здесь горький опыт, который приходится России выносить со всеми спасенными и облагодетельствованными инородческими национальностями. Выходит, что грузины едва не молились на нас, кода грозила еще опасность от персов. Когда гроза стала проходить, еще при Ермолове, уже появились признаки отчуждения. Потом, когда появился Шамиль, все опять притихло. Прошла и эта опасность, - грузины снова стали безумствовать, по мере того, как мы с ними благодушествовали, баловали их и приучили к щедрым милостям на счет казны и казенных имуществ. Эта система ухаживания за инородцами и довела до нынешнего состояния. Всякая попытка привесть их к порядку возбуждает нелепые страсти и претензии.

Хрестоматия по истории России. С.314.

ИЗ ПИСЬМА К.П.ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О НЕОБХОДИМОСТИ УЖЕСТОЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД ЗЕМСТВАМИ.

АПРЕЛЯ 1886 г.

…Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто вроде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей, не по всем делам, но лишь до 300 рублей, а остальные дела остаются в ведомстве одного городского мирового судьи. Жалобы на земского начальника приносятся съезду этих начальников. Далее, изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с участием 2 гласных от земства.

..Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора.

Хрестоматия по истории России. С.309.

Ø Используя документ 7.9., ответьте на вопросы:

1. Какие меры предлагал К.П.Победоносцев, чтобы ужесточить контроль над земствами?

2. С какой целью предлагалось ввести с действие данные изменения?

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗЕМСКИХ УЧАСТКОВЫХ НАЧАЛЬНИКАХ

ИЮНЯ 1889 г.

1. Каждый уезд разделяется на земские участки.

5. В каждом земском участке состоит Земский Участковый Начальник.

6. На должности Земских Участковых Начальников могут быть назначаемы:

1) Лица, прослужившие в губернии, не менее трех лет, в должности Предводителя дворянства.

2) Местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержали соответственное испытание или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: Мирового Посредника, Мирового Су­дьи, Непременного Члена Присутствия по крестьянским делам или Земского Начальника, если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности: пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания зем­ских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность Земских Начальников могут быть назначаемы:

1) Местные потомственные дворяне, в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений Империи или вы­держали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских класс­ных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уез­да, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указан­ного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным, для взимания земских сборов, не ниже пятнадцати тысяч рублей.

2) Местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений Империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, ука­занным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

13. На каждую вакантную должность Земского Начальника Губернатор, по совещании с Губернским и местным Уездными Предводителями дворянства, изби­рает по одному кандидату из списка подлежащего уезда…

14. Министр Внутренних Дел утверждает в должностях… избранных Губернатором или предложенных Предводителями кандидатов…

23. Земскому Начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по Поручению Губернатора или Губернского Присутствия.

24. Во время отсутствия на месте Уездного Исправника или Станового При­става, на Земского Начальника возлагается надзор за действиями волостных стар­шин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступ­ков. До прибытия означенных полицейских чинов Земскому Начальнику предос­тавляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский Начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.

30. Земский Начальник имеет право рассматривать все приговоры, постанов­ляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.

31. Если Земский Начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами либо клонится к явному ущер­бу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных его членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, пред­ставляет его, вместе со своим заключением на рассмотрение Уездного Съезда.

35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под стражу, в городской тюрьме крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.

39. На Земского Начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка, по предметам ведомства сельских и волостных сходов…

47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.

48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизвод­ства подлежат:

1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйст­венные должности и в услужение.

2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.

3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий…

4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей…

49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:

1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировы­ми Судьями…,

2) беспатентная продажа питей и табачных изделий…

61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований Земско­го Начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управ­лению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производ­ства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шест рублей…

62. Земский Начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в слу­чае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, од­ному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные на­рушения Земскому Начальнику предоставляется: временно устранять всех озна­ченных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представ­лениями в Уездный Съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду.

66. Земские Начальники подчиняются надзору и руководительству местных Губернатора и Губернского Присутствия…

Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2005. С.249-251.

Ø Используя документ 7.10., ответьте на вопросы:

1. Кто и при каких условиях мог быть назначен на должность Земского участкового начальника?

2. Кто избирал Земского участкового начальника из списка представленных к избранию кандидатур?

3. Кто утверждал в должности Земского участкового начальника?

4. Что входило в круг обязанностей Земского участкового начальника?

5. Какие права получил Земский участковый начальник?

6. Кто исполняет обязанности Мировых Судей?

7. Какие дела подлежали ведомству Земского участкового начальника в порядке гражданского судопроизводства?

8. Какие дела подлежали ведомству Земского участкового начальника в порядке уголовного судопроизводства?

9. Какие меры административного воздействия мог применять Земский участковый начальник по отношению к лицам, не исполнившим его законные распоряжения? Требовалось ли при этом формальное производство?

10. Какие меры административного воздействия мог применять Земский участковый начальник вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, либо других проступков, совершенных ими по должности?

11. Под чьим надзором и подчинением находились Земские участковые начальники?

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

2. В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также ге заштатные (безуездные) города, посады и местечки, которые поименованы в особом расписании.

5. В каждом земском участке состоит земский участковый начальник.

II. Порядок назначения и увольнении земских участковых начальников.

6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:

1) лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства;

2) местные потомственные дворяне, которые имеют нe менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи, или выдержали соответственное испытание, или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:

1) местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже пятнадцати тысяч рублей;

2) местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

9. Лица, упомянутые в статьях 6 и 7. могут бить назначаемы на должности земских начальников, хотя бы состояли в чинах, не соответствующих классу этой должности. Сверх того, для лиц, означенных в статьях 6 и 7, неимение вовсе чина не может служить препятствием к занятию названной должности.

13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц — производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел с приложением мнения предводителей дворянства в тех случаях, когда представляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям одного или обоих предводителей.

14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.

15. Когда за недостатком местных потомственных дворян имеющих право быть назначенными на должности земских начальников, за отказом избранных на оные кандидатов от назначения или по другим причинам, оказывается невозможным заместить все положенные в тех губерниях должности земских начальников порядком, установленным в статьях 13 и 14,— министру внутренних дел предоставляется назначить на остающиеся при этом незамещенными должности земских начальников — лиц, хотя и не принадлежащих к числу упомянутых дворян, но окончивших курс в одном из высших или средних учебных заведений империи или выдержавших соответственное испытание. .

19. Должность земского начальника не может быть соединяема с другою должностью.

Примечание. Земские начальники не могут быть избираемы в гласные на избирательных съездах выборных от сельских обществ, состоящих в пределах подведомственных им участков. .

IV. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам административным.

22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежаг на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.

23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия.

24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытии означенных полицейских чинов земскому начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

26. Жалобы неправильно избранных в должности крестьян, имеющих право отказаться от общественной службы, подаются земскому начальнику, который и разрешает сии жалобы своими постановлениями. ..

30. Земский начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.

31. Если земский начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных сто членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его вместе с заключением на рассмотрение уездного съезда 2 .

36. На земского начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов, утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ.

37. Земскому начальнику принадлежит надзор за ссудо-сберегательными кассами, сельскими банками бывших удельных крестьян и всякого рода вообще сельскими кредитными установлениями.

39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов. .

44. Земский начальник открывает избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания от крестьянского сословия.

47. Земские начальники исполняют обязанности мировых судей

V. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам судебным.

48. Ведомству земских начальников в порядке гражданского судопроизводства подлежат:

1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей.

2) Дела о восстановлении нарушенного владения.

3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов

VI. Порядок действий и пределы власти земских участковых начальников.

61. В случае неисполнения законных распоояжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей.

62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностых лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не сзыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлением в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании по суду.

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти ограничения были сняты.

Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он за частую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами.

Волостные суды, ранее выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавши ми обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г. и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные их "методы управления" деревней.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Сами крестьяне этот закон восприняли как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.




12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, состоявший из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти ограничения были сняты.

Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он за частую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами.

Волостные суды, ранее выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавши ми обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г. и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные их "методы управления" деревней.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Сами крестьяне этот закон восприняли как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В.А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.

Читайте также: