Политические реформы в рф 1990 х гг конституция рф 1993 г кратко

Обновлено: 05.07.2024

Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств.

Причиной кризиса 1993 г.г. в российской политике стал конфликт между президентом РФ Борисом Ельциным (исполнительная власть) и Съездом народных депутатов (представительной властью). Противостояние началось еще летом 1990 года на I съезде депутатов РСФСР, после создания Конституционной комиссии. Главным спорным вопросом стал выбор модели государственного устройства страны – президентская республика, парламентская республика или республика смешанного типа. Б.Н. Ельцин, на тот момент руководитель комиссии, предлагал создать президентскую республику, где вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Верховный совет народных депутатов выступал за сохранение законодательной власти за Советом Федерации.

К осени 1992 года противостояния принимает активные формы. Верховный Совет бойкотирует законы правительства, инициирует проведение референдума об импичменте президенту Ельцину. В ответ президент при поддержке правительства объявляет действия Верховного Совета враждебными интересам государства.

С 20 марта 1993 г. для преодоления кризиса в стране вводится президентский режим управления. Депутаты перешли к открытым обвинениям президента в диктатуре власти. 25 апреля 1993 г. прошел Всероссийский референдум о доверии президенту, где Б. Ельцин получил поддержку более половины голосов выборщиков и смог продолжить проведение конституционной реформы.

12 декабря, в соответствии с ранее изданным указом президента, прошел референдум. Большинство участников референдума одобрили проект конституции. Признаны состоявшимися и парламентские выборы.

Ключевые положения Конституции:

Многопартийность и парламентаризм

После роспуска в 1991 году Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) в России начался всплеск активности политических партий. Вновь образованные партии и общественные организации предлагали свои варианты социального, экономического и политического развития государства. Закрепленная Конституцией многопартийность, позволила новым организациям участвовать в выборах в российский парламент первого созыва. В 1993 г. восемь избирательных объединений получили необходимые 5% голосов избирателей и получили депутатские голоса в Государственной Думе:

Эти партии и заняли ведущее положение на политической арене в начале 2000-х годов.

Деятельность Федерального собрания

11 января 1994 года приступили к работе Совет Федерации и Государственная Дума. Основным направлением их законотворческой деятельности стали вопросы административной системы, национальной политики, экономической деятельности и социального обеспечения.

На долю депутатского корпуса II созыва (1995 г.) пришлось самое большее количество принятых и разработанных законодательных документов.

За период 1990-2000‑е гг. парламент принял более 1 000 законов, половина из них была согласована с президентом и вступила в силу. Около 300 из принятых законов относилась к решению социальных проблем.

В 1996 году на первых после кризиса выборах президента основными соперниками стали Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов (КПРФ). После второго тура пост получил Б. Н. Ельцин с поддержкой 37,02 % голосов избирателей.

15 мая 1999 г. на повестку в Государственной думе впервые был вынесен вопрос о досрочном прекращении деятельности Б. Ельцина на посту президента. Причиной для отставки стали пять обвинений в его адрес: распад Советского Союза; конституционный кризис 1993 г.; боевые операции в Чечне; развал вооружённых сил и геноцид русского народа. Для принятия положительного решения об отставке президента должно было быть подано не менее двух третей голосов. Но во время голосования ни один пункт обвинения не набрал необходимого процента. Б. Ельцин, оценив свое положение на должности главы государства, в обстановке строжайшей секретности сам подписал указ о своей отставке. 31 декабря 1999 года вместо привычного новогоднего обращения он объявил о своем уходе. Исполняющим обязанности президента назначался глава правительства В. Путин. 26 марта 2000 г. В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России. Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия.

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения.

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств

Длительные переговоры закончились подписанием нескольких двусторонних договоров. Это позволило восстановить экономические связи, сложившиеся во времена СССР.

13 декабря 1991 года в Ашхабаде пять президентов бывших центральноазиатских республик (Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана) дали согласие на присоединение, при условии равноправного участия. На встрече в Алма-Ате через неделю лидеры государств подписали декларацию, где закреплялся порядок взаимоотношений между странами на паритетной основе. Устав Содружества Независимых Государств принят 22 января 1993 года. Шесть членов СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, подписали договор о коллективной безопасности. В соответствии с договоренностями был создан специальный орган – Объединенные Вооруженные силы (ОВС СНГ). Латвия, Литва, Эстония отклонили предложение вступить в СНГ. Самыми продуктивными на сегодня являются отношения между Белоруссией и Россией, Россией и Кыргызстаном. Туркменистан с 2005 года присутствует в составе СНГ в качестве члена-наблюдателя. Из состава СНГ в 2009 году вышла Грузия. Заявку на выход из Содружества в 2018 году подала Украина.

Распад СССР произошёл в 1991 году. После этого в России необходимо было провести важнейшие реформы политической системы. 90е годы ХХ века знамениты среди историков, как период становления российской государственности нового типа.

По Конституции 1993 года Президент теперь занимает главенствующее место в системе государственного управления. До принятия данного закона он представлял исполнительную власть.

По Конституции Президент решает основные вопросы по судьбе государства: ни один закон не может быть принят без одобрения главы государства.

Гарантом Конституции также является глава государства. Он может принимать законы по поводу суверенности, целостности, независимости от других стран. Президенту подчиняются Правительство, Совет Безопасности, фактически он является их руководителем. Глава государства дополнительно является Верховным главнокомандующим военных сил России, что означает возможность объявить чрезвычайное положение при угрозе целостности, независимости, суверенности страны.

Подобные полномочия Президента являются исторически обоснованными, потому что издревле у главы государства есть большое количество прав. Некоторые историки относят эту систему к выборной монархии, другие указывают на сдержки, предписанный Конституцией.

Парламентаризм в России

До распада СССР вся власть была сосредоточен в Советах. Главной политической реформой 90х годов стало их расформирование и преобразование в три ветви: законодательно, судебную и исполнительную.

При помощи исторического прошлого и опыта построения парламентаризма в 1900х годах Конституция завершила формирование законодательной системы.

Парламент - это Федеральное Собрание, разделённые на две палаты. Верхняя - это Совет Федерации, а нижняя - Государственная дума.

Полномочия верхней палаты Парламента:

  • назначение выборов Президента;
  • в случае неудовлетворения решениями главы государства - насильственное отречение его от должности;
  • утверждение объявления чрезвычайного и военного положения в стране;
  • назначение и отречение Генерального прокурора, любого члена всех уровней судов в России(Конституционный, Арбитражный, Верховный).

Полномочия нижней палаты Парламента:

  • заверение списков состава Правительства;
  • разработка и принятие законодательных проектов.

Кроме отдельных полномочий, Совет Федерации и Государственная дума имеют общие права и обязанности:

  • утверждение государственного бюджета;
  • утверждение налоговых сборов;
  • согласовывание мирных и военных договоров Российской Федерации;
  • объявление войны и мира.

Всё документы, принятые палата и подлежат подписанию Президента России.

После проведения политических реформ Правительство стало ветвью исполнительной власти. До 90х годов оно было под контролем Президента, теперь оно регулируется и Парламентом.

  • разработка и реализация средств государственного бюджета;
  • обеспечение проведение единой, не противоречащей друг другу политике во всех областях;
  • определение пути развития здравоохранения, культуры, науки, образования;
  • обеспечение и реализация внешней политики оборонного, мирного и военного характера;
  • обеспечение законности действий всех граждан, соблюдение их прав;
  • распоряжение собственностью Федерации.

Судопроизводство по новым политическим изменениям разделилось на четыре ветви.

  1. Конституционный суд. Он имеет право выносить приговоры и постановления о законности принятых на местах законов, их соответствие с Конституцией Российской Федерации. Для граждан суд обеспечивает соблюдение их прав и свобод, разбирает дела, связанные с их несоблюдением и нарушением. Гражданин имеет право обратиться в инстанцию для получения подробной информации о некоторых статьях и подпунктах Конституции, которые не разобраны в других источниках.
  2. Верховный суд. Он решает все дела, связанные с гражданским, административным и уголовным нарушениями, высший уровень судопроизводства.
  3. Высший Арбитражный суд. Занимается решением экономических вопросов.

Ещё одним органом судопроизводства является прокуратура. Он следит за соблюдением порядка в обществе, регулирует гражданские отношения, опираясь на законодательство.

Отношения центра и регионов

В 90х годах Россия была объявлена Федерацией, разделенная на 88 субъектов.

Регионы были наделены огромными полномочиями, из-за этого произошло ослабление влияния центра. На местах начали приниматься законы, предписывающие главенство местных властей, создание золотых запасов в отдельных частях страны, исключение русского языка из государственных - происходила постепенная суверенизация и отделение регионов, что противоречило положения Конституции.

Этот процесс был ярко выражен в республике Чечня. Конфликт между центром и регионом не мог быть решен мирно. Власти Москвы были вынуждены ввести войска в 1994-1996 и с 1999 годах. В республике местное правительство было под контролем экстремистских групп. По причине затяжных военных действий вся социальная структура Чечни была разрушена, но власти не допустили её выхода и распада страны.

После распада СССР местные органы самоуправления получили большую власть. Они имели права решать муниципальные вопросы на местном уровне, формировать и распоряжаться бюджетом во благо региона, собирать налоги.

В 1998 году Россия подписала Хартию местного самоуправления, где прописано, что местные органы власти являются неотъемлемой частью демократического общества.

В 90е годы в России была создана новая политическая система управления, создана новая основа легитимной власти, построенная на принципах демократического общества.

Данный этап истории России начался именно с момента принятия на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Конституция РФ — Основной закон РФ, обладает высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации и прямым действием.

Структура Конституции РФ: преамбула; первый раздел, который в свою очередь разбит на девять глав; второй раздел.

Основные принципы Конституции РФ: верховенство Конституции и прямое действие конституционных норм.

Проект Конституции РФ готовился специальной конституционной комиссией по поручению М.С. Горбачева (Президента СССР), которое было дано на I Съезде народных депутатов РСФСР 1990 г. В состав этой комиссии входил (и ее возглавил) будущий первый Президент РФ Б.Н. Ельцин.

Общая концепция Конституции РФ была принята на первом обсуждении проекта конституции на Съезде народных депутатов, однако проект так и не был утвержден. Это затрудняло подготовку и проведение в жизнь новой Конституции РФ.

Далее возникла необходимость более решительных мер сторонников перехода к новой демократической форме власти в России. В августе 1991 г. произошел переворот в системе власти России, в результате которого глава конституционной комиссии стал главой государства.

В начале 1993 г. было созвано Конституционное со­вещание, которое подготовило несколько проектов конституции (в одном из проектов принимал участие Б.Н. Ельцин). На обсуждении проектов конституции большинство голосов получил так называемый президентский проект (позднее был выдвинут на референдум). Основные положения данной Конституции РФ:

— Россия стала на путь формирования правового государства;

— человек, его права и свободы провозглашены теперь высшей ценностью;

— Конституция РФ и федеральное законодательство обладает высшей юридической силой;

— государственное устройство строится на принципах федерализма и права малочисленных народов России на самоопределение;

— провозглашаются суверенитет и территориальная целостность России;

— создана единая система государственных органов власти;

— в Российской Федерации действует принцип разделения властей.

Характерные особенности государства и права России после 1993 г.:

  • высшие органы власти в РФ: Президент (он же глава государства). Федеральное Собрание (является двухпалатным парламентом). Правительство (высший орган исполнительной власти);
  • наблюдается общая гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного права России (введен мораторий на применение смертной казни). В гражданских правоотношениях все большее значение приобретает частная собственность (ее охрана в РФ осуществляется в том же объеме, что и охрана государственной собственности). Впервые законодательно появилась частная собственность на землю (это было недопустимо в период СССР);
  • ужесточаются санкции уголовного законодательства за преступления против общественной безопасности и в первую очередь за организацию и исполнение террористических актов (это и по сей день актуальная проблема современности).

Осуществление государственной власти в Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.

Конституция РФ, принятая в 1993 году предусматривала чёткое разделение властей, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации.

По Конституции 1993 года в России существуют три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная. Исполнительную власть возглавляет Президент, законодательную – Федеральное Собрание. Судебная власть представлена разными видами судов.

99

Схема: Осуществление государственной власти в Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.

Высшим Законодательным органом РФ с 1993 года является двухпалатное Федеральное собрание. Исполнительную власть осуществляют Президент, его полномочные представители и правительство. Судебная власть представлена системой судов и прокуратурой.

Реформа – это изменение устоявшихся правил и норм, которое не затрагивает фундаментальных основ системы.

Преобразование системы происходит на законодательном уровне. Как правило, реформы становятся необходимостью на определенных этапах исторического развития страны. Целью преобразования является обновление и укрепление власти и действующих общественных институтов. Стоит отметить, что реформы не всегда улучшают качество и уровень жизни населения. Они могут вести к увеличению расходов, негативным последствиям для населения. Реформирование систем всегда связано с существенными изменениями в функциях изменяемого объекта. Смена основных принципов может привести к совершенно новым результатам.

Политические реформы направлены на переустройство политической части жизни общества. При этом существующий строй не изменяется. Обычно они связаны с эволюционными изменениями в обществе. Их направленность может быть прогрессивной или регрессивной в зависимости от желаемого эффекта. Они принимаются тогда, когда в обществе назревает социальная напряженность. Основная цель политических реформ - повышение доверия к власти.

Реформирование экономики представляет собой сознательно проводимые государством преобразования, которые способны изменить устоявшиеся экономические отношения. Они проводятся для преодоления негативных последствий экономической цикличности, либо для обеспечения развития или роста национального хозяйства. Социальные реформы часто бывают связаны с экономическими преобразованиями. Они вносят изменения в переустройство общественной жизни, либо сохраняют основы действующего социального строя.

Таким образом, социальные, политические и экономические реформы являются необходимостью на определенных этапах эволюции общества. Они имеют разные цели, но дополняют друг друга и обычно принимаются властью в комплексе. Противоречивые реформы могут вызвать дополнительную дестабилизацию, поэтому преобразования требуют тщательной подготовки, либо сильной политической власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Россия в 1990-х годах. Политические реформы в стране

Россия в девяностые годы пережила массу потрясений и изменений. В этот период произошло полное исчезновение социалистического лагеря стран. СССР распался, что потребовало пересмотра не актуальной на тот момент системы хозяйствования. В бывшем Союзе произошло множество локальных конфликтов. Мир стал однополярным, так как основной соперник США перестал существовать.

В России произошли следующие события, повлиявшие на последующие экономические, политические и социальные реформы правительства. Январь 1991 года ознаменовался началом демократической революции в Советском Союзе. В июне Президентом РСФСР стал Борис Ельцин. Далее было введено чрезвычайное положение в связи с Путчем. Горбачев сложил свои полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС, сам комитет был распущен вместе с Кабинетом министров. Далее было завершено действие Конституции СССР и был принят закон о создании новых органов власти для преодоления переходного периода.

Резкая смена власти, прекращение функционирования действовавших государственных органов требовало принятия быстрых политических решений. Еще в конце 1991 года было принято решение о проведении радикального реформирования национальной экономики. Политические преобразования привели к повторному Путчу в октябре 1993 года. В этот же период началась Первая чеченская война. В конце девяностых начались военные действия в Дагестане и Вторая чеченская кампания.

Политические преобразования в девяностых годах были направлены на смену действующего политического строя. Основная их задача заключалась в быстром изменении привычных институтов власти.

Социально-экономические реформы в России в 1990-ых годах

Радикальное изменение систем хозяйствования в начале девяностых годов потребовало от власти проведения реформ в социально-экономической сфере жизни. Тогда было принято решение о либерализации цен, массовой приватизации и либерализации внешней торговли. Цель социально-экономических преобразований того периода – осуществление перехода от плановой экономики к рыночной.

Хронология социально-экономических преобразований в девяностые годы выглядела следующим образом:

  • 1991 год. В этот период были приняты законы о конкуренции и ограничении монопольной власти. Так же на законодательном уровне созданы предпосылки для приватизации, либерализации цен, реорганизации сельского хозяйства.
  • 1992 год. Начался процесс либерализации цен, что привело к галопирующей инфляции. Утверждена программа приватизации, введены приватизационные чеки. В этом году началась задержка платежей, что вызвало рост задолженности. Со стороны власти были приняты шаги по возобновлению кредитования реального сектора. Далее были проведены взаимозачеты долгов, что позволило уменьшить объем неплатежей. Средством расчетов между предприятиями стал бартер.
  • 1993 год. Проведена денежная реформа, которая не смогла укрепить рубль. Страны СНГ отказались от рубля и занялись введением собственной валюты. Итогом стало повышение управляемости денежной массы России.
  • 1994 год. Российский рубль обвалился относительно доллара США. Крупные компании заключили соглашение о заморозке цен на продукцию, что позволило снизить темпы инфляции.
  • 1997 год. Изменение нарицательной стоимости денег. В этот период финансовая система страны переживала кризис, который выражался в росте процентных ставок.

Экономические преобразования в обществе привели к социальной нестабильности, усилению преступности, практически полному отсутствую доверия к власти. В 1998 году доля бартера составила 51%. Государство не смогло финансировать долги, поэтому в августе был объявлен дефолт. Итогом социально-экономических преобразований стали обесценивание национальной валюты, производственный спад, высокие темпы инфляции, резкое снижение уровня жизни населения.

Читайте также: