Политические нормы это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регулятивы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Политические нормы представляют собой как бы "правила игры" в политике.

Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать. Поэтому политические ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения, а политические нормы - конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы.

Главным средством политических действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим ценностям, является власть.

Политическая норма и есть правило достижения этой цели. Политические нормы используются субъектами политики в борьбе за власть и при ее осуществлении, а поддерживаются угрозой применения средств и санкций политического насилия. Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения (например, при избрании в представительный орган власти по мажоритарному принципу) и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.

Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере.Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм. Поэтому система политической регуляции является подсистемой более глубинной социальной нормативной регуляции.

Политическую деятельность, кроме собственно политических, регламентируют и иные нормы, в качестве подсистем общесоциальных. Таковы прежде всего правовые и моральные нормы. Первые проявляются в форме конституции, закона, иных государственных и административных нормативных актов, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, санкции предписывающего и карательного характера в случае их нарушения. Правовые нормы подкрепляются силой и авторитетом государства и его органов и имеют общеобязательный смысл. В отличие от них, нормы моральные не имеют предписывающего и общеобязательного характера, не содержат санкций, а обеспечиваются общественным мнением, моральным долгом, институтом моды и т.п. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой.

На протяжении многовековой истории политики велись споры о возможности сочетания политических и правовых норм для регуляции политической деятельности. Разброс мнений по этому поводу в истории политической мысли был широк: от признания внутреннего аморализма политического (например, в теории и практике макиавеллизма) до утверждения о необходимости морального долженствования (например, в просветительских теориях). Современный противоречивый мир, обремененный общемировыми глобальными проблемами, по-новому остро ставит вопрос о моральной регуляции политического поведения. Нормативная модель современного политика предписывает ему не только универсальные критерии рациональности (когерентности, последовательности, непротиворечивости принимаемых решений, компетентности и т.п.), но и моральных регулятивов (толерантности, ответственности, честности, совести и пр.) Поэтому политические нормативы действуют в единстве рационального и морального. Так, важно принимать такие правительственные решения, которые бы своевременно решали социальные конфликты, не ущемляли честь и национальное достоинство своего народа, шли в единстве слова и дела и т.д.

Политические нормы данного общества могут быть универсальными, относящимися в равной степени ко всем действующим политическим субъектам, и частными (корпоративными), cозданными партиями, общественными организациями и т.п. (например, нормы мажоритарного представительства, принцип демократического централизма и т.д.) Кроме того политические нормы могут регламентировать деятельность отдельного политического субъекта в соответствии с его статусной позицией во власти или определенной политической ролью.

Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (приписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия. Следование политическим нормам со стороны политического субъекта обеспечивается двояко: путем их интернализации (превращение во внутреннюю привычку в процессе политической социализации), либо за счет институализации, включения в политическую систему общества, а значит и применения различных санкций к тем, кто нарушает принятые нормы (например, исключение из партии или поражение в политических правах). Политическая нормативная регуляция может быть традиционной и тогда критическое отношение к ним недопустимо; или рациональной, когда выявление и артикулирование ее становится предметом особой эвристической задачи (первая характерна, например, для британской политической культуры, а вторая - для условий современной России).

Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм. В каждом государстве имеются основные и операционалистские политические нормы, зависящие от множества социально-политических факторов (например, норма единственной руководящей партии в тоталитарных государствах здесь выступает основной нормой, а вытекающая из нее операционалистская предписывает, чтобы вся правящая элита принадлежала к этой партии). В условиях трайбалистской организации "преторианских" политических систем политические нормы могут служить идеологическим флером традиционных этнических или родственно-земляческих связей и форм общности (например, в постсоветских республиках Средней Азии).

Политические нормы могут быть рационально сформулированными, но, как правило, базируются на традиционных не писаных обычаях, табу, традициях, характерных для данной культуры (отсюда традиционно закрытый характер российского политического процесса).

Рассмотрим понятие и черты политических норм, которые выделяют их в системе всех норм.

Политические нормы – это регулятивы общественных отношений, главной целью создания которых выступает стремление определенных деятелей получить или сохранить власть.

При широком подходе правовые нормы также можно охарактеризовать как политические нормы. Однако имеется мнение, что инструментом политики выступает закон, а право неправильно характеризовать таким образом, поскольку оно имеет естественную сущность и черты, а также является мерой свободы человека в обществе.

Принятие и реализация политических норм связана с желанием отдельных деятелей и их групп получить либо удержать власть. С позиции политической этики перенесение политических норм в законы является неприемлемым инструментом соперничества, однако этот подход достаточно часто применяется в реальной борьбе политиков.

Прежде всего, политические нормы специфицируются своим содержанием, чертами, сферой действия и предметом регулирования. Следовательно, они могут быть как в политических документах (например, декларациях, манифестах и т. п.), так и в нормативно-правовых актах, документах общественных организаций, либо в нормах этики (морали) политиков.

При закреплении политической нормы в нормативном юридическом акте, она приобретает черты юридической нормы с политическим содержанием. Поэтому конституции государств рассматриваются в качестве нормативных политико-правовых актов.

Политические нормы возникают в области общественного сознания на базе политических знаний, принципов, представлений, оценок. Следовательно, политические нормы представляют собой результат осознания субъектами политики особенных интересов (прежде всего, экономических запросов) собственной социальной группы. В данном случае существует возможность выявить единый источник для формирования политических и правовых норм, которым выступают отношения собственности.

Политические нормы регламентируют отношения и деятельность политических субъектов, в качестве которых можно выделить: народы, нации, классы, политики, граждане и государства и т.д.

Таким образом, важнейшей чертой политических норм является нацеленность их содержания, которое отражает волю определенных политиков, на получение либо удержание властных полномочий.

Каждый вид норм отличается сущностью, составом и нормативными актами, регламентирующими их.

Религиозные нормы

Данная категория включает комплекс обязательных религиозных норм для прихожан, которые постановили различные церковные конфессии. Как правило, они вносятся в специальные книги, именуемые священным писанием:

  • Библия;
  • Талмуд;
  • Сунна;
  • Законы Ману.

Нормативные акты принимаются церковными обществами, собраниями духовенства и высшими чинами церкви. Нередко правила могут выноситься в качестве комментариев к отдельным частям текста в книгах.

Религиозные нормы регламентируют порядок проведения и соблюдения:

  • церковных служб;
  • обрядов;
  • постов.

Правила и акты могут быть представлены в виде нравственных указаний.

Например, заповеди, содержащиеся в Ветхом завете: не укради, почитай родителей своих, не убий и т.д.

В истории были периоды, когда религиозные нормы обладали юридическим характером. Чаще всего это было характерно для эпохи древности и Средневековья.

Например, каноническое право в средневековой Европе считалось незыблемым.

Однако и в современном мире встречается подобный подход к использованию религиозных текстов. Чаще всего это наблюдается в мусульманских странах, где Коран и Сунна имеют особое значение и важность. Также на начальном этапе существования СССР мусульманское право использовалось в отдельных областях Кавказа и Средней Азии.

На данный момент в большинстве цивилизованных государств власти не препятствуют свободному совершению различных церковных обрядов, если они не нарушают нормы действующего законодательства. Такая деятельность не преследуется законом, но не имеет юридической значимости. Однако, если совершаемые действия религиозного характера нарушают общественную мораль или связаны с насилием над личностью, они могут попасть под административную и уголовную ответственность.

Религиозные запреты и дозволения рассматриваются в качестве одного из способов взаимоотношения между людьми, который сформировался на протяжении длительной социальной истории. В большинстве случаев они выступают для нормализации человеческого существования, поскольку трактуются верующими, как источник мудрости и благоденствия.

Политические

Эта категория включает комплекс правил, на основе которых построены взаимоотношения между классами, нациями, сословиями, партиями и другими общественными объединениями, чья деятельность направлена на получение, удержание и использование власти. К политическим нормам относятся:

  • общие лозунги (строительство коммунизма, принцип народовластия, внедрение основ рыночной экономики и т.д.);
  • конкретные политические предложения (приватизация государственной собственности, внедрение местного самоуправления, программа по развитию экономики, пенсионные и налоговые реформы).

Политические нормы позволяют выражать гражданам классовые, коллективные и групповые интересы, давать оценку политической ситуации. Они часто присутствуют в:

  • идеях философов, политиков, партийных лидеров;
  • общих и конкретных программах;
  • публичных выступлениях;
  • структуре государственной власти;
  • уставах и программах партий и общественных объединений.

Взаимодействие норм может иметь общеподдерживающий, компромиссный или враждебный характер. На данный фактор влияют:

  • конкретные исторические условия;
  • соотношение классовых, религиозных и национальных сил;
  • уровень осознания общества и развития культуры.

Во избежание политического произвола и образования тоталитарного режима главенство принятых норм над правом не допускается. Они должны опираться исключительно на закон для сохранения демократического строя и цивилизованного гражданского общества. Если правительство не будет ограничено правом, интересы людей перестанут быть основным объектом деятельности властей.

Корпоративные

  • молодежные;
  • женские;
  • творческие;
  • научные;
  • культурно-просветительские;
  • спортивно-оздоровительные.

Кроме того, корпоративные нормы регулируют порядок создания и работы общественных объединений, включая полномочия и размер членских взносов, а также их взаимодействие с правительственными органами. Они преподносятся в виде уставов и задокументированных правил, учитывая интересы членов определенной группы, и распространяются только на нее. Если человек нарушит предписанные нормы, ему придется понести наказание в виде выговора, исключения из объединения или других мер воздействия.

Комплекс корпоративных норм дополнительно включает уставы, учрежденные кооперативами и другими негосударственными коммерческими организациями.

Деятельность любого объединения также может регулироваться и юридическими нормами. Организация должна функционировать в соответствии с действующим законодательством. Сюда входит:

  • формирование правовой основы;
  • общий порядок создания и деятельности;
  • взаимодействие с органами правительства.

Каждое объединение имеет право существовать свободно, руководствуясь конституционными предписаниями. Ни один человек не может быть насильно заставлен вступить в какую-либо организацию и пребывать в ней.

Закон запрещает создавать объединения, которые будут вести преступную деятельность или использовать насильственные методы. У каждой организации должен быть список задач, предусмотренный уставом, за пределы которого не могут выходить ее действия.

Моральные

Граждане руководствуются моралью для оценки действий, совершаемых окружающими. Она включает в себя чувства, эмоции и переживания, которые испытывает человек, анализируя чужое поведение и поступки.

Мораль выступает в качестве формы общественного сознания. Как и право, она на протяжении истории развивалась и изменилась, отражая уровень развития общества. Моральные принципы формировались на основе социальной структуры и зависели от разных факторов:

  • национальных;
  • религиозных;
  • бытовых;
  • экономических.

В зависимости от исторического периода нормы морали могли совпадать или, наоборот, быть полностью противоположными друг другу.

Например, мораль в первобытном обществе, эпохе рабовладения, феодализма значительно отличалась от современного мира.

Совесть, порядочность, честность и осознание собственного долга являются высшими моральными принципами для человека. Он должен уметь давать личностную оценку не только окружающим людям, но и себе, оценивая собственное поведение.

В основе деятельности общества и взаимоотношений между людьми лежат нормы и принципы, которые вырабатывались человечеством на протяжении всего существования. Их список включает:

  • милосердие;
  • человеколюбие;
  • принципиальность;
  • справедливость;
  • трудолюбие.

С учетом всех перечисленных предписаний был сформирован последний вид социальных правил, которым стали нормы права.

Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и регулятивы, регламентирующие политическую деятельность индивидов и социальных групп в соответствии с ценностями соответствующей политической культуры, укрепляющие стабильность и единство политической системы общества. В политике, как и в любой другой общественной деятельности, тоже есть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Политические нормы представляют собой как бы "правила игры" в политике.
Политические нормы производны от соответствующих политических ценностей и основываются на них, но с другой стороны, последние выражаются в них. Если ценности отвечают на вопрос, как относиться к явлениям политической действительности, к тому, что есть и что может быть, то нормы предписывают, что с ними делать. Поэтому политические ценности определяют общую, стратегическую регуляцию поведения, а политические нормы - конкретные установки в отношении такого поведения, их образцы.
Главным средством политических действий, направленных на достижение результатов, соответствующих политическим ценностям, является власть.
Политическая норма и есть правило достижения этой цели. Политические нормы используются субъектами политики в борьбе за власть и при ее осуществлении, а поддерживаются угрозой применения средств и санкций
политического насилия. Соблюдение политических норм обеспечивается в обществе путем применения поощрения (например, при избрании в представительный орган власти по мажоритарному принципу) и наказаний. Эти позитивные и негативные политические санкции выступают наиболее конкретным прямым и непосредственным элементом в структуре политической регуляции.
Политические нормы по существу социальны, поскольку отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. Именно на основе таких интересов и возникают соответствующие политические институты общества - партии, государство и пр. - взаимодействие между которыми как раз и происходит на основе соблюдения политических норм. Поэтому система политической регуляции является подсистемой более глубинной социальной нормативной регуляции.
Политическую деятельность, кроме собственно политических, регламентируют и иные нормы, в качестве подсистем общесоциальных. Таковы прежде всего правовые и моральные нормы. Первые проявляются в форме конституции, закона, иных государственных и административных нормативных актов, содержат четкие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, санкции предписывающего и карательного характера в случае их нарушения. Правовые нормы подкрепляются силой и авторитетом государства и его органов и имеют общеобязательный смысл. В отличие от них, нормы моральные не имеют предписывающего и общеобязательного характера, не содержат санкций, а обеспечиваются общественным мнением, моральным долгом, институтом моды и т.п. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называется нормативной культурой.
На протяжении многовековой истории политики велись споры о возможности сочетания политических и правовых норм для регуляции политической деятельности. Разброс мнений по этому поводу в истории политической мысли был широк: от признания внутреннего аморализма политического (например, в теории и практике макиавеллизма) до утверждения о необходимости морального долженствования (например, в просветительских теориях). Современный противоречивый мир, обремененный общемировыми глобальными проблемами, по-новому остро ставит вопрос о моральной регуляции политического поведения. Нормативная модель современного политика предписывает ему не только универсальные критерии рациональности (когерентности, последовательности, непротиворечивости принимаемых решений, компетентности и т.п.), но и моральных регулятивов (толерантности, ответственности, честности, совести и пр.) Поэтому политические нормативы действуют в единстве рационального и морального. Так, важно принимать такие правительственные решения, которые бы своевременно решали социальные конфликты, не ущемляли честь и национальное достоинство своего народа, шли в единстве слова и дела и т.д.
Политические нормы данного общества могут быть универсальными, относящимися в равной степени ко всем действующим политическим субъектам, и частными (корпоративными), cозданными партиями, общественными организациями и т.п. (например, нормы мажоритарного представительства, принцип демократического централизма и т.д.) Кроме того политические нормы могут регламентировать деятельность отдельного политического субъекта в соответствии с его статусной позицией во власти или определенной политической ролью.
Политические нормы различаются по способу фиксации (формальные и неформальные, устные и письменные, явные или латентные), по степени обобщенности (общие принципы политической деятельности или конкретные образцы политического поведения), по типу политического режима их функционирования (демократические, авторитарные, тоталитарные); в них могут выражаться как позитивные (приписания), так и негативные (табу-запреты) характеристики политического действия. Следование политическим нормам со стороны политического субъекта обеспечивается двояко: путем их интернализации (превращение во внутреннюю привычку в процессе политической социализации), либо за счет институализации, включения в политическую систему общества, а значит и применения различных санкций к тем, кто нарушает принятые нормы (например, исключение из партии или поражение в политических правах). Политическая нормативная регуляция может быть традиционной и тогда критическое отношение к ним недопустимо; или рациональной, когда выявление и артикулирование ее становится предметом особой эвристической задачи (первая характерна, например, для британской политической культуры, а вторая - для условий современной России).
Политические нормы существуют в трех сферах социальной действительности: в нормативных высказываниях властвующих и подвластных; в социальных отношениях, которые обусловливают правила их функционирования; в сознании - как переживание этих норм. В каждом государстве имеются основные и операционалистские политические нормы, зависящие от множества социально-политических факторов (например, норма единственной руководящей партии в тоталитарных государствах здесь выступает основной нормой, а вытекающая из нее операционалистская предписывает, чтобы вся правящая элита принадлежала к этой партии). В условиях трайбалистской организации "преторианских" политических систем политические нормы могут служить идеологическим флером традиционных этнических или родственно-земляческих связей и форм общности (например, в постсоветских республиках Средней Азии).
Политические нормы могут быть рационально сформулированными, но, как правило, базируются на традиционных не писаных обычаях, табу, традициях, характерных для данной культуры (отсюда традиционно закрытый характер российского политического процесса).

Читайте также: