Политическая социология кратко и понятно

Обновлено: 03.07.2024

(political sociology) Политическая социология в широком понимании – это изучение власти и господства в социальных отношениях. Поэтому она может включать анализ семьи, средств массовой информации, университетов, профсоюзов и т.д.. Политическая наука и социология как независимые дисциплины начали развиваться в XIX в. под влиянием маргиналистской экономической теории, пытавшейся разграничить изучение "политических", "социальных" и "экономических" явлений (см.: political economy – политическая экономия). В политической науке центральное место занял анализ правительственной структуры, механизма государственного управления и теорий власти. Предмет социологии был определен гораздо более широко. Вебер (Weber) дал теоретическое обоснование современной социологии, определяемой как понимание и истолкование социального действия, связанные с причинным объяснением его хода и последствий. Поместив в центре внимания взаимное влияние социальной структуры и социального действия, социология имеет возможность анализировать все формы социального взаимодействия (от языка и сексуальности до религии и промышленности). Три главных подхода к политической социологии значительно сузили рамки ее предмета. Первый основан непосредственно на понимании Максом Вебером "политически направленного действия". По Веберу, организация является "политической" в той мере, в какой ее существование и структура в пределах данной территории сохраняются в результате угрозы применения и непосредственного применения физического насилия со стороны административного персонала (см.: state – государство). Вебер считал, что изучение непосредственных факторов, законного применения силы, следует различать от изучения групп, пытающихся оказать влияние на деятельность политических организаций. Последний вид исследования Вебер определял как "политически направленное действие. Поэтому внимание политических социологов веберовского направления традиционно было сосредоточено на таких вопросах, как поведение избирателей на уровне общин, идеология политических движений и групп интересов, социопсихологическое соотношение политического поведения и организации, а также отношений между экономической властью и принятием политических решений. В конце 1960-х гг. под влиянием Сеймура Липсета и Стейна Роккэна разработан другой подход к политической социологии. Теперь эта субдисциплина стала охватывать сравнительное и историческое исследование политических систем и процесса формирования наций. Анализируя роль политических институтов в социальном развитии (и в революции), это направление политической социологии внесло вклад в сравнительный анализ систем социального обеспечения, в изучение взаимоотношений между демократией и индустриализацией, а также в схематичное определение роли государства в развитии национального самосознания. В центре внимания третьего направления современной политической социологии находятся теории государства, и в этом отношении данное направление опирается прежде всего на некоторые течения западного марксизма и современную политическую теорию. Основываясь на марксистской критике плюралистских (pluralism) подходов к государству, политические социологи обратились к проблеме отношений между государством и обществом и развернули подробные эмпирические исследования применения власти как внутри государств, так и между ними. Попытки провести четкое разграничение между политической наукой и социологией оканчиваются неудачей несмотря на то, что процесс управления по-прежнему испытывает на себе влияние классовых, половых и этнических различий. Стремясь разработать концепцию глобальной системы, политическая социология закладывает прочную основу будущего взаимодействия между этими дисциплинами.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ" в других словарях:

Политическая социология — (социология политики) отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение: взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и… … Википедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — см. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ(ПОЛИТИКИ). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — область бурж. социологии, исследующая роль и место политики, политич. идей и действий, а также различных политич. институтов в обществе. Начала выделяться в отд. социологич. дисциплину в 30 х гг. 20 в. Наибольшее внимание уделяется проблемам… … Философская энциклопедия

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — (POLITICAL SOCIOLOGY) Область исследования политики, в которой выделяются четыре уровня: (1) исследование политических конфликтов и борьбы между государствами (социология международных отношений); (2) исследование характера и роли государства в… … Социологический словарь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — (political sociology) раздел социологии, связанный с изучением политики или политических подсистем общества. Существует также как особый подход в рамках политической науки (см. Бихевиоризм; Политическая система). По сравнению с ортодоксальной… … Большой толковый социологический словарь

Политическая социология — отрасль социологии, исследующая политику и политические отношения. Основным предметом П.с. являются формы и методы функционирования и распределения власти в государстве, а также изучение политического сознания, интересов и поведения в… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Социология управления — это специальность научных работников социологических наук, содержащая в себе исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную),… … Википедия

Политическая культура — Политическая культура часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура… … Википедия

СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

Наиболее авторитетными специалистами в области политичес­кой социологии в настоящее время считаются Гэбриэл Алмонд и Сидней Верба (теория и сравнительные исследования политичес­кой культуры), Пьер Бурдье (теория и эмпирические исследования политического поля), Роберт Даль и Арент Лейпхарт (теория и эм­пирические исследования демократии), Ральф Дарендорф и Льюис Козер (теория и эмпирические исследования политических аспек­тов социального конфликта), Морис Дюверже и Джованни Сартори (теория и сравнительный анализ политических партий), Дэвид Истон и Сэймур Липсет (теория и сравнительный анализ полити­ческих систем), Пол Лазарсфельд и Стэн Роккан (теория и эмпи­рические исследования электорального поведения) и др.

В отечест­венной политической социологии также можно назвать ряд специ­алистов (с учетом близости политической социологии и политоло­гии) в различных областях исследования политической жизни со­временного общества: А. В. Дмитриев и А. Г. Здравомыслов (тео­рия и эмпирические исследования политических конфликтов), В. О. Рукавишников и М. М. Назаров (теория и сравнительный анализ политической культуры), Б. А. Грушин и Д. П. Гавра (тео­рия и эмпирические исследования общественного мнения), Г. В. Голосов и В. Я. Гельман (теория и эмпирические исследова­ния электорального поведения), А. В. Клюев и В. В. Смирнов (теория и эмпирический анализ политического участия), В. Д. Ви­ноградов, Т. В. Шмачкова, К. Г. Холодковский (теория и эмпири­ческие исследования политических партий), О. И. Шкаратан (тео­рия и эмпирические исследования российской политической элиты), Е. Б. Шестопал и В. П. Горяинов (теория и эмпирические исследования политического лидерства), Н. И. Лапин и И. М. Клямкин (теория и эмпирические исследования политичес­ких ценностей) и др.

Политическая социология как отраслевая социологическая наука исследует социальное действие людей в сфере государственной власти (политическое действие). Она тесно связана с политологией. Многие ученые считали и считают до сих пор, что на уровне по­нятий и теорий эти науки малоразличимы (некоторые вообще ото­ждествляют их). На самом деле все выглядит сложнее. Политичес­кая социология — это отраслевая социологическая наука, и уже поэтому ее предмет не может совпадать с предметом политологии. Сводить сферу интересов политической социологии к эмпиричес­кому изучению политики тоже нельзя, поскольку в каждой отрас­ли социологии имеются специальные теории. Точно так же и по­литологию нельзя сводить только к теории, она проводит эмпири­ческие исследования, как и все прочие науки. Чем же отличаются предметы этих наук?

Американский социолог С. Липсет предложил удачный вариант разграничения предметов политической социологии и политоло­гии. По его мнению, обе науки изучают сферу взаимодействия го­сударства и общества, но каждая из них рассматривает ее с разных сторон: политическая социология начинает с общества и исследует его влияние на государство (формальные институты распределения и осуществления власти), а политология начинает с государства и исследует его влияние на общество. Первая дисцип­лина рассматривает преимущественно поведенческие, а вторая — институциональные аспекты политики. Для политической социо­логии политические институты являются разновидностью средств социального действия людей (наряду с экономическими и др.). Для политологии политические действия людей — один из факто­ров возникновения, существования и развития политических ин­ститутов. Обе дисциплины тесно связаны. Одних и тех же ученых (и классиков, и современников) относят и к политологам, и к со­циологам.




Вместе с тем, несмотря на родственность этих дисциплин, мы должны отчетливо понимать их различие. Институты, конечно, включены в социальное действие, являются его неотъемлемой час­тью, однако частью самостоятельной, объективированной, сущест­вующей и развивающейся независимо от людей как субъектов этого действия. Автономность институтов обусловлена тем, что в них воплощена деятельность многих поколений людей, и тем, что они создаются и используются коллективными усилиями диффе­ренцированного сообщества людей, отдельные составные части которого действуют также независимо друг от друга. В результате получается парадоксальная ситуация: средства социального дейст­вия отделяются от создающих и использующих эти средства субъ­ектов действия и приобретают по отношению к последним прину­дительную силу. В то же время именно субъекты служат источни­ком этой силы, поддерживают существование институтов своей активностью. Более того, субъекты создают и разрушают институ­ты в соответствии со своими потребностями, интересами и пред­ставлениями. В процессе социального действия внутренние струк­туры субъектов, с одной стороны, объективируются, превращаются во внешние по отношению к субъектам (экстериоризируются) в ходе институциализации, а с другой стороны, эти внешние, объек­тивированные структуры превращаются во внутренние структуры субъектов (интериоризируются). Социальное действие представля­ет собой единство превращения субъективного в объективное и объективного в субъективное.

С учетом этих замечаний можно сказать, что политологию в большей степени, чем политическую социологию, интересуют по­литические институты как самостоятельная часть политической реальности, регулирующая поведение людей. Политическую соци­ологию, наоборот, больше интересуют действия людей (интеллек­туальные и практические), осуществляемые ими в процессе созда­ния, использования и изменения политических институтов (поли­тической жизни).

• Политическая социология — это отрасль социологии, изучаю­щая факторы, механизмы и формы социального действия людей в сфере государственной власти.

• Политическая социология выясняет степень воздействия объ­ективных и субъективных, материальных и идеальных, диффе­ренцирующих и интегрирующих, статических и динамических факторов на политическое действие людей.

• Политическая социология концентрирует свое внимание на поведенческих, а не институциональных (как политология) ас­пектах исследования сферы власти.

• Политическая социология проводит не только эмпирический, но и теоретический анализ, а также вырабатывает практичес­кие рекомендации с целью совершенствования технологии по­литического действия.

Политическая социология в целом изучает четыре уровня социально-политических отношений:
1. Общий политико-социологический уровень, означающий изучение общих законов функционирования социально-политических систем, политической деятельности, взятых в их целостности.
2. Страноведческий уровень, описывающий и анализирующий социально- политические отношения отдельных стран.
3. Процессуальный уровень, ориентированный на изучение отдельных социально-политических процессов и видов политической деятельности, к примеру, изучение избирательных кампаний.
4. Аналитический уровень конкретных социологических исследований, выявления и анализа общественного мнения.

Эволюция основных теорий политической социологии

Основные понятия и теории политической социологии

Политическая социология (Социология политики)

  1. Краткая история и предмет политической социологии
  2. Система понятий политической социологии

Наиболее авторитетными специалистами в области политичес­кой социологии в настоящее время считаются Гэбриэл Алмонд и Сидней Верба (теория и сравнительные исследования политичес­кой культуры), Пьер Бурдье (теория и эмпирические исследования политического поля), Роберт Даль и Арент Лейпхарт (теория и эм­пирические исследования демократии), Ральф Дарендорф и Льюис Козер (теория и эмпирические исследования политических аспек­тов социального конфликта), Морис Дюверже и Джованни Сартори (теория и сравнительный анализ политических партий), Дэвид Истон и Сэймур Липсет (теория и сравнительный анализ полити­ческих систем), Пол Лазарсфельд и Стэн Роккан (теория и эмпи­рические исследования электорального поведения) и др.

В отечест­венной политической социологии также можно назвать ряд специ­алистов (с учетом близости политической социологии и политоло­гии) в различных областях исследования политической жизни со­временного общества: А. В. Дмитриев и А. Г. Здравомыслов (тео­рия и эмпирические исследования политических конфликтов), В. О. Рукавишников и М. М. Назаров (теория и сравнительный анализ политической культуры), Б. А. Грушин и Д. П. Гавра (тео­рия и эмпирические исследования общественного мнения), Г. В. Голосов и В. Я. Гельман (теория и эмпирические исследова­ния электорального поведения), А. В. Клюев и В. В. Смирнов (теория и эмпирический анализ политического участия), В. Д. Ви­ноградов, Т. В. Шмачкова, К. Г. Холодковский (теория и эмпири­ческие исследования политических партий), О. И. Шкаратан (тео­рия и эмпирические исследования российской политической элиты), Е. Б. Шестопал и В. П. Горяинов (теория и эмпирические исследования политического лидерства), Н. И. Лапин и И. М. Клямкин (теория и эмпирические исследования политичес­ких ценностей) и др.

Политическая социология как отраслевая социологическая наука исследует социальное действие людей в сфере государственной власти (политическое действие). Она тесно связана с политологией. Многие ученые считали и считают до сих пор, что на уровне по­нятий и теорий эти науки малоразличимы (некоторые вообще ото­ждествляют их). На самом деле все выглядит сложнее. Политичес­кая социология — это отраслевая социологическая наука, и уже поэтому ее предмет не может совпадать с предметом политологии. Сводить сферу интересов политической социологии к эмпиричес­кому изучению политики тоже нельзя, поскольку в каждой отрас­ли социологии имеются специальные теории. Точно так же и по­литологию нельзя сводить только к теории, она проводит эмпири­ческие исследования, как и все прочие науки. Чем же отличаются предметы этих наук?

Американский социолог С. Липсет предложил удачный вариант разграничения предметов политической социологии и политоло­гии. По его мнению, обе науки изучают сферу взаимодействия го­сударства и общества, но каждая из них рассматривает ее с разных сторон: политическая социология начинает с общества и исследует его влияние на государство (формальные институты распределения и осуществления власти), а политология начинает с государства и исследует его влияние на общество. Первая дисцип­лина рассматривает преимущественно поведенческие, а вторая — институциональные аспекты политики. Для политической социо­логии политические институты являются разновидностью средств социального действия людей (наряду с экономическими и др.). Для политологии политические действия людей — один из факто­ров возникновения, существования и развития политических ин­ститутов. Обе дисциплины тесно связаны. Одних и тех же ученых (и классиков, и современников) относят и к политологам, и к со­циологам.

Вместе с тем, несмотря на родственность этих дисциплин, мы должны отчетливо понимать их различие. Институты, конечно, включены в социальное действие, являются его неотъемлемой час­тью, однако частью самостоятельной, объективированной, сущест­вующей и развивающейся независимо от людей как субъектов этого действия. Автономность институтов обусловлена тем, что в них воплощена деятельность многих поколений людей, и тем, что они создаются и используются коллективными усилиями диффе­ренцированного сообщества людей, отдельные составные части которого действуют также независимо друг от друга. В результате получается парадоксальная ситуация: средства социального дейст­вия отделяются от создающих и использующих эти средства субъ­ектов действия и приобретают по отношению к последним прину­дительную силу. В то же время именно субъекты служат источни­ком этой силы, поддерживают существование институтов своей активностью. Более того, субъекты создают и разрушают институ­ты в соответствии со своими потребностями, интересами и пред­ставлениями. В процессе социального действия внутренние струк­туры субъектов, с одной стороны, объективируются, превращаются во внешние по отношению к субъектам (экстериоризируются) в ходе институциализации, а с другой стороны, эти внешние, объек­тивированные структуры превращаются во внутренние структуры субъектов (интериоризируются). Социальное действие представля­ет собой единство превращения субъективного в объективное и объективного в субъективное.

С учетом этих замечаний можно сказать, что политологию в большей степени, чем политическую социологию, интересуют по­литические институты как самостоятельная часть политической реальности, регулирующая поведение людей. Политическую соци­ологию, наоборот, больше интересуют действия людей (интеллек­туальные и практические), осуществляемые ими в процессе созда­ния, использования и изменения политических институтов (поли­тической жизни).

• Политическая социология — это отрасль социологии, изучаю­щая факторы, механизмы и формы социального действия людей в сфере государственной власти.

• Политическая социология выясняет степень воздействия объ­ективных и субъективных, материальных и идеальных, диффе­ренцирующих и интегрирующих, статических и динамических факторов на политическое действие людей.

• Политическая социология концентрирует свое внимание на поведенческих, а не институциональных (как политология) ас­пектах исследования сферы власти.

• Политическая социология проводит не только эмпирический, но и теоретический анализ, а также вырабатывает практичес­кие рекомендации с целью совершенствования технологии по­литического действия.

Политическая социология в целом изучает четыре уровня социально-политических отношений:
1. Общий политико-социологический уровень, означающий изучение общих законов функционирования социально-политических систем, политической деятельности, взятых в их целостности.
2. Страноведческий уровень, описывающий и анализирующий социально- политические отношения отдельных стран.
3. Процессуальный уровень, ориентированный на изучение отдельных социально-политических процессов и видов политической деятельности, к примеру, изучение избирательных кампаний.
4. Аналитический уровень конкретных социологических исследований, выявления и анализа общественного мнения.

Политическая социология занимается социологическим анализом политических явлений от государства и гражданского общества до семьи, исследуя такие темы, как гражданство, социальные движения и источники социальной власти. Происхождение этой дисциплины обычно прослеживается от таких мыслителей, как Монтескье, Смит и Фергюсон, до отцов-основателей социологии - Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер - таким современным теоретикам, как Энтони Гидденс, Юрген Хабермас и Майкл Манн.

Содержание

Традиционные подразделения

Традиционно было четыре основных направления исследований.

  1. Социально-политическая формация современное состояние
  2. Как социальное неравенство между группы (учебный класс, раса, Пол) влияет политика[1]
  3. Как общественное мнение, идеологии, личности, общественные движения, а тенденции вне формальных институтов политической власти влияют на формальную политику
  4. Властные отношения внутри социальных групп и между ними (например, семьи, рабочие места, бюрократия, СМИ) [2]

Другими словами, политическая социология традиционно занималась тем, как социальные тенденции, динамика и структуры доминирования влияют на формальные политические процессы, а также исследовала, как различные социальные силы работают вместе, чтобы изменить политическую политику. [3] С этой точки зрения мы можем выделить три основных теоретических основы: плюрализм, теория элиты или менеджмента и классовый анализ, который пересекается с Марксист анализ. [4] Плюрализм рассматривает политику в первую очередь как соревнование между конкурирующими группами интересов. Элита или управленческая теория иногда называют подходом, ориентированным на государство. Он объясняет, что делает государство, рассматривая ограничения со стороны организационной структуры, полуавтономных государственных менеджеров и интересов, которые возникают из государства как уникальной, концентрирующей власть организации. Ведущий представитель Теда Скочпол. Анализ теории социальных классов подчеркивает политическую власть капиталистических элит. [5] Его можно разделить на две части: одна - это "структура власти" или "инструменталистский" подход, а другая - структуралист подход. Подход, основанный на структуре власти, сосредоточен на вопросе о том, кто правит и является его наиболее известным представителем. Г. Уильям Домхофф. Структуралистский подход подчеркивает способ функционирования капиталистической экономики; только позволяя и поощряя государство делать одни вещи, но не другие (Никос Пуланцас, Боб Джессоп).

Марксистская теория государства

Идеи Маркса о государственный можно разделить на три предметные области: докапиталистический штатов, штатов в капиталист (т.е. настоящая) эпоха и состояние (или отсутствие такового) в посткапиталистический общество. На это накладывается тот факт, что его собственные представления о государстве менялись с возрастом, отличаясь от его ранних до-коммунист фаза, молодой маркс фаза, предшествующая неудачному Восстания 1848 года в Европе и в его зрелой, более тонкой работе.

У Маркса 1843 г. Критика философии права Гегеля, его основная концепция заключается в том, что государство и гражданское общество отдельные. Однако он уже видел некоторые ограничения этой модели, утверждая:

Политическое государство повсюду нуждается в гарантии лежащих вне его сфер. [11]

К тому времени, когда он написал Немецкая идеология (1846) Маркс рассматривал государство как порождение буржуазный экономический интерес. Два года спустя эта идея была изложена в Коммунистический манифест: [12]

Исполнительная власть современного государства есть не что иное, как комитет по управлению общими делами всей буржуазии. [13]

Антонио Грамшитеория гегемония связано с его концепцией капиталистического государства. Грамши не понимает государство в узком смысле правительства. Вместо этого он делит это между политическим обществом (полиция, армия, правовая система и т. Д.) - ареной политических институтов и правового конституционного контроля - и гражданское общество (семья, система образования, профсоюзы и т. д.) - обычно рассматривается как частная или негосударственная сфера, которая является посредником между государством и экономикой. Однако он подчеркивает, что это разделение носит чисто концептуальный характер и что в действительности они часто пересекаются. [17] Грамши утверждает, что капиталистическое государство управляет силой и согласием: политическое общество - это царство силы, а гражданское общество - это царство согласия. Грамши утверждает, что при современном капитализме буржуазия может поддерживать свой экономический контроль, позволяя политической сфере удовлетворять определенные требования, выдвигаемые профсоюзами и массовыми политическими партиями в гражданском обществе. Таким образом, буржуазия занимается пассивная революция выходя за рамки своих непосредственных экономических интересов и позволяя менять формы своей гегемонии. Грамши утверждает, что такие движения, как реформизм и фашизм, а также научный менеджмент и сборочная линия методы Фредерик Тейлор и Генри Форд соответственно, являются примерами этого.

Боб Джессоп находился под влиянием Грамши, Милибэнда и Пуланцаса, которые выдвинули идею о том, что государство есть не как единое целое, а как социальные отношения с различными стратегическими эффектами. Это означает, что государство - это не что-то, имеющее существенное, фиксированное свойство, такое как нейтральный координатор различных социальных интересов, автономный корпоративный субъект со своими собственными бюрократическими целями и интересами или `` исполнительный комитет буржуазии '', как часто описывается плюралисты, элиты/государственники и обычные марксисты соответственно. Скорее, то, что по существу определяет государство, - это природа более широких социальных отношений, в которых оно находится, особенно баланс социальных сил.

Макс Вебер о состоянии и рационализации

В политической социологии одним из самых влиятельных вкладов Вебера является его "Политика как призвание" (Политика как Beruf) сочинение. В ней Вебер раскрывает определение государственный как то лицо, которое обладает монополия на законное применение физической силы. [19] [20] [21] Вебер писал, что политика - это разделение государственной власти между различными группами, а политические лидеры - это те, кто владеет этой властью. [20] Вебер выделил три идеальные типы политического лидерства (также называемого тремя типами господства, легитимации или власти): [22] [23]

Бюрократическое управление означает, по сути, господство через знания.

Итальянская школа теории элиты

Вильфредо Парето (1848–1923), Гаэтано Моска (1858–1941), и Роберт Михелс (1876–1936), были соучредителями итальянской школы элитизма, которая повлияла на последующую теорию элит в западной традиции. [32] [33]

Мировоззрение итальянской школы элитизма основано на двух идеях: Власть определяется положением власти в ключевых экономических и политических институтах. Психологическое различие, которое отличает элиты, заключается в том, что у них есть личные ресурсы, например, интеллект и навыки, а также личная заинтересованность в правительстве; в то время как остальные некомпетентны и не имеют возможности управлять собой, элита изобретательна и стремится заставить правительство работать. Ведь на самом деле в несостоявшемся государстве элита потеряет больше всего.

Парето подчеркивал психологическое и интеллектуальное превосходство элит, полагая, что они являются высшими мастерами в любой области. Он обсуждал существование двух типов элит: правящих элит и неуправляющих элит. Он также расширил идею о том, что целая элита может быть заменена новой, и о том, как можно перейти от элитного к неэлитарному. Моска подчеркнули социологические и личностные характеристики элит. Он сказал, что элиты - это организованное меньшинство, а массы - неорганизованное большинство. Правящий класс состоит из правящей элиты и субэлит. Он делит мир на две группы: политический класс и неполитический класс. Моска утверждает, что у элит есть интеллектуальное, моральное и материальное превосходство, которое пользуется большим уважением и влиянием.

Социолог Michels разработал железный закон олигархии где, как он утверждает, общественными и политическими организациями управляет несколько человек, а социальная организация и разделение труда являются ключевыми. Он считал, что все организации были элитарными и что у элит есть три основных принципа, которые помогают в бюрократической структуре политической организации:

  1. Потребность в лидерах, специализированном персонале и средствах
  2. Использование помещений лидерами своей организации
  3. Важность психологических качеств лидеров

Плюрализм и властные отношения

Современная политическая социология серьезно относится к этим вопросам, но ее интересует игра власти и политики в разных обществах, которая включает, но не ограничивается отношениями между государством и обществом. Отчасти это результат растущей сложности социальных отношений, влияния организации социальных движений и относительного ослабления государства в результате глобализации. Однако в значительной степени это связано с радикальным переосмыслением социальная теория. Сейчас это столько же сосредоточено на микровопросах (таких как формирование идентичности через социальное взаимодействие, политика знания и влияние оспаривания смысла на структуры), так и на макро-вопросах (например, как уловить и использовать государственную власть). Основное влияние здесь оказывают культурные исследования (Стюарт Холл), постструктурализм (Мишель Фуко, Джудит Батлер), прагматизм (Люк Болтански), теория структурации (Энтони Гидденс) и культурсоциологии (Джеффри С. Александр).

Политическая социология пытается исследовать динамику между двумя институциональными системами, появившимися с приходом западной капиталистической системы, а именно: демократическое конституционно-либеральное государство и капиталистическая экономика. В то время как демократия обещает беспристрастность и юридическое равенство перед всеми гражданами, капиталистическая система приводит к неравенству. экономическая мощь а значит, и возможное политическое неравенство.

Для плюралистов [34] Распределение политической власти определяется не экономическими интересами, а множеством социальных разделений и политических программ. Разнообразные политические интересы и убеждения различных фракций работают вместе через коллективные организации для создания гибкого и справедливого представительства, которое, в свою очередь, влияет на политические партии, принимающие решения. Распределение власти достигается за счет взаимодействия противоборствующих групп интересов. Правительство в этой модели функционирует просто как посредник и свободно от контроля какой-либо экономической власти. Однако эта плюралистическая демократия требует наличия базовой структуры, которая предлагала бы механизмы гражданственности и самовыражения, а также возможность организовывать представительства через социальные и промышленные организации, такие как профсоюзы. В конечном итоге решения принимаются через сложный процесс переговоров и компромисса между различными группами, отстаивающими свои интересы. Плюралисты считают, что многие факторы положили конец господству экономической элиты в политической сфере. Сила организованного труда и все более интервенционистское государство налагают ограничения на способность капитала манипулировать государством и контролировать его. Кроме того, капитал больше не принадлежит доминирующему классу, а принадлежит расширяющемуся управленческому сектору и диверсифицированным акционерам, ни один из которых не может навязывать свою волю другому.

Однако плюралистический упор на справедливое представительство затмевает ограничения, налагаемые на объем предлагаемого выбора. Бахраух и Барац [35] (1963) исследовал преднамеренный уход определенной политики с политической арены. Например, организованные движения, которые выражают то, что может показаться радикальным изменением в обществе, часто могут быть изображены как нелегитимные.

Кто правит Америкой? книга психолога-исследователя и социолога, Г. Уильям Домхофф, впервые опубликованный в 1967 году как бестселлер (№ 12), с шестью последующими изданиями. [37] Домхофф утверждает в книге, что властная элита обладает властью в Америке благодаря поддержке аналитических центров, фондов, комиссий и академических отделов. [38] Кроме того, он утверждает, что элита контролирует институты через открытую власть, а не через скрытое влияние. [39] Во введении Домхофф пишет, что книга была вдохновлена ​​работой четырех человек: социологов Э. Дигби Балтцелл, К. Райт Миллс, экономист Пол Суизи, политолог Роберт А. Даль. [40]

T.H. Маршалла о гражданстве

Многие из социальных обязательств государства с тех пор стали важной частью политики многих государств (см. Социальное обеспечение США). Тем не менее, эти вопросы также стали спорными, поскольку ведутся споры о том, действительно ли гражданин обладает право на образование и тем более, чтобы социальное обеспечение.

Наравне со всеми иными науками, в социологии есть предмет, методология и определённые методы исследования. В социологии изучаются общество целиком и его составляющие по отдельности.

Актуально и логично говорить о соотношении и разделении политической философии и социологии. Сложно понять, что именно отнести к социологии, а что к политической науке. Истинно будет исследовать гражданское общество целиком в социологии, а политическую – сферу в философии политики. Оговорку делаем на то, что некоторые социальные институты, союзы, организации могут занимать место на границе политического и гражданского общества. Тем самым быть причисленными к обеим сферам общественной жизни. Именно политическая философия занимается исследованиями таких пограничных организаций, иными словами промежуточных институтов. Здесь имеются в виду политические объединения, профсоюзы, общественно-политические союзы, религиозные ассоциации, а также средства массовой информации и т.п.

Теория политической социологии

Место политической социологии находится в сфере пересечения социологии и политологии, и является своеобразным смешением этих наук. В социологии ярко выражена борьба за власть между разными частями общества, кроме того больше внимания уделяется социальным конфликтам и изменениям, скрытым функциям политики.

Политическую социологию обычно рассматривают, как ответвление от социологии или от политической науки.

По мнению М. Дюверже понятия "политическая социология" и "политическая наука" отождествляются и выступают взаимообратными терминами.

Парадокс заключается в том, что при исследовании политических феноменов, не представляется возможным углубиться в изучение без выявления фактов, присущих только гражданскому обществу.

Предназначение политической социологии

Социальные основы власти и политические отношения выступают в политической социологии в качестве объекта. Здесь имеются в виду социально-экономические, социокультурные, этнонациональные, религиозные факторы, которые оказывают влияние на политическое поведение людей, политические предписания. Политическая социология занимается исследованиями политических явлений посредством их взаимодействия с обществом. Это ещё одно подтверждение тому факту, что политическая социология в равной степени относится и к социологии, и к политологии.

Политическая социология опирается на исследования социологических измерений политических феноменов. Она исследует социальную сферу власти, которая распространена по всем институциональным секторам общества, а также социальным содержанием политических институтов и процессов на макро- и микроуровнях.

Микросоциальный уровень предназначен для изучения политических институтов, социальных организаций, их деятельности, систем и взаимоотношений с другими организациями. На этом уровне внимание концентрируется на отношении обычных граждан к государству, политическому устройству, партиям и политике, которую проводит правительство.

Важно отметить, что в гражданском обществе базируются проблемы, которые в совокупности составляют основу социальной политики. Сюда относятся социально-экономические, социокультурные, религиозные, образовательные и т.п.

Целью политических партий является соединение разнородных интересов гражданского общества в единую систему и представление их на обозрение политической элите.

На этом примере можно проследить, что между социальным гражданским обществом и политическими структурами существует некая невидимая граница, соблюдение которой позволит мирно и гармонично существовать и функционировать обеим системам.

Стоит заметить, что формирование принципов политической социализации подрастающего поколения происходит в гражданском обществе. Они закладываются в семье, в образовательных учреждениях, в трудовых отношениях. Здесь же появляется политическое сознание общества. Ни социология, ни политология не могут самостоятельно исследовать данное пространство. В силу всех этих факторов, был найдет выход из такого затруднительного положения – создание новой научной и образовательной отрасли – политической социологии.

Основные вопросы, которые рассматривает политическая социология:

  • Каким образом отдают свои голоса избиратели на выборах всех уровней: местных, общенациональных?
  • Что влияет на их политические предпочтения: возраст, пол, социальный статус, место жительства, профессиональная принадлежность, материальная составляющая, уровень образования?
  • Что влияет на трансформацию взглядов избирателей?
  • Какое влияние на политическое поведение оказывают средства массовой информации?

Американский социолог С. Липсет сделал вывод, что схожесть политологии и социологии в том, что они обе изучают взаимодействие государства и общества. Отличие их в том, что политология начинает исследование с государства, фиксируя внимание на том, какое влияние оно оказывает на общество. А социология исследует общество и его влияние на государство. Социология наблюдает за поведенческими особенностями, а политическая наука интересуется институциональными факторами. Кроме того данная область науки является интересной для изучения и в политической философии.

Читайте также: