Политическая ситуация в белоруссии кратко

Обновлено: 16.05.2024



Непростая ситуация в Украине продолжает сказываться на мирном населении, покидающем страну. Согласно последним данным ООН, украинскую территорию покинуло более 150 тысяч человек. Верховный комиссар ООН по делам беженцев Филиппо Гранди отметил, что половина направилась в Польшу. Как сообщает белорусский Пограничный комитет, выезжают украинцы и в Беларусь.


Враги и друзья

Дмитрий Болкунец, белорусский политолог

Дмитрий Болкунец, белорусский политолог

Дмитрий Болкунец: Я бы оценил этот год как кризисный для власти. Лукашенко и его окружение пытались тушить пожары, но они до сих пор не потушены. Он продолжает зачистку политического поля. Несогласных из страны выдавливают, тех, кто представляет опасность, пытаются выкрасть из-за рубежа и вернуть в Белоруссию, чтобы судить или изолировать.

Удалось ли чего-то добиться оппозиции? Конечно. Такого прорыва, который сейчас случился, не было никогда в белорусской истории. Никогда еще политический кризис не длился так долго, обычно это занимало несколько месяцев. Для меня очевидно, что в текущей ситуации Лукашенко не имеет шансов устоять, он может только оттянуть время своего ухода и для всех очевидно — и для России, и для Китая, и для Европы, — что время Лукашенко ушло, и все ведут обратный отсчет. Он оказался в изоляции, и есть понимание, что на смену ему придут люди уже совершенно новой формации.

Однако оппозиции все же не удалось достигнуть своей главной цели — устранить Лукашенко или добиться перевыборов. Получается, это все же провал, а не прорыв, разве нет? И почему оппозиция потерпела неудачу?

Я бы все-таки отметил, что начиная с мая 2020 года, когда стала известна дата президентских выборов, никто всерьез не планировал никакой уличной протестной активности. Это было абсолютно спонтанное народное движение. Несмотря на то, что белорусская пропаганда сейчас пытается представить все так, будто протесты планировались годами, никто никаких планов по захвату власти не имел. То, что люди вышли, это действительно было такое народное восстание, народный бунт. Если бы у оппозиции были планы как-то оседлать протест, то, наверное, Лукашенко уже бы сидел в СИЗО или бежал бы из страны.


Очевидно, что в августе прошлого года на улицах не было лидеров, был просто народный протест без каких-то вождей. Потом протестная активность ушла с улицы, но не прекратилась. Есть огромное количество других инициатив, которые достаточно сильно бьют по режиму. Например, активность так называемых киберпартизан, которые вскрыли практически всю базу паспортных данных КГБ Белоруссии, разведслужб, базу данных судей и так далее. Это очень серьезный удар по устойчивости режима. По экономической стабильности Лукашенко бьют санкционные пакеты.

Для меня очевидно, что у него нет шансов устоять, кроме как с помощью финансовой поддержки из Москвы — если Москва готова будет его финансировать. Еще замечу, что в самом начале массовых протестов Кремль поддержал Лукашенко, и это очень сильно спасло его. Если бы Кремль не помог Лукашенко в финансовом и информационном плане, то его режим уже пришел бы к краху. Причем против него бы выступило прежде всего его ближайшее окружение.

На мой взгляд, Россия была вообще не готова к тому, как начали развиваться события в Белоруссии после выборов. И, я думаю, у Кремля есть одна задача, которую на фоне этой истории с протестами хотят реализовать — подписание дорожных карт по интеграции Белоруссии и России.

В Кремле, видимо, рассчитывают, что раз Лукашенко больше не имеет контактов на Западе, то он будет готов подписать все бумаги, но это большая ошибка. И она может привести к большой национальной трагедии на уровне разрыва связей между народами России и Белоруссии. Отношение к России из-за поддержки Лукашенко очень сильно просело.

Есть какие-то точные данные о росте негатива по отношению к России?

Достоверной социологии все же нет. Можно сказать, что определенная часть белорусского общества, безусловно, привержена любви и уважению к России. Но в другой, более крупной его части, особенно среди молодежи, рейтинг России обвалился до нуля. Последние события, например, выдача Минску находящихся в России белорусских граждан, только усугубляют ситуацию.

Получается, поддержка Россией Лукашенко после выборов негативно сыграла на развитии интеграционного проекта Союзного государства?

Абсолютно негативно. Я не вижу никаких подвижек. Говорить о каком-то углублении интеграции вообще не приходится. Для России было бы лучше, если бы пришла вообще новая команда людей, пусть даже националисты, да кто угодно. Это в любом случае были бы более прагматичные, более честные отношения, чем то жульничество, которое Лукашенко ведет многие годы.

Ни о каком Союзном государстве в этих условиях говорить не приходится. Если Россия подпишет с Лукашенко какие-то дорожные карты, которые будут влиять на суверенитет Белоруссии, это может вызывать в стране довольно жесткую реакцию и вряд ли получит поддержку большинства населения. Я считаю, что никаких дорожных карт с Лукашенко подписывать нельзя, он не имеет сегодня легитимности в обществе и не сможет удержать ситуацию в стране. Держать ситуацию на штыках будет стоить очень дорого и для России, и для Белоруссии. А после введения санкций содержание Лукашенко еще подорожает.

Владимир Путин и Александр Лукашенко на встрече в Сочи, февраль 2021 года

Владимир Путин и Александр Лукашенко на встрече в Сочи, февраль 2021 года

Фото: Алексей Дружинин / Reuters

Белоруссия и Запад

Против Белоруссии введены не только персональные, но и секторальные санкции. Есть ли у Лукашенко шанс наладить отношения с Западом и вернуться к многовекторной политике?

Он пытается это сделать, но, на мой взгляд, точка невозврата уже пройдена. Лукашенко сознательно идет на провокации на границе, в частности, создает миграционный кризис в Прибалтике и Польше. Он рассчитывает на то, что страны Запада пойдут к нему на поклон и начнут переговоры. Лукашенко нужно признание на Западе, а его нет. Ни один европейский посол не вручил ему верительные грамоты за прошедший год. Единственный посол, вручивший грамоты — израильский, и за это страна нарвалась на очень жесткую критику.

Двери на Запад для Лукашенко закрыты. Более того, даже некоторые страны Евразийского союза отказываются поддерживать с ним контакты. В конце мая этого года Казахстан отказался принимать Лукашенко с визитом. Да, формально его признают президентом, но фактически считают человеком, уходящим из белорусской политики и имеющим подмоченную репутацию.

В последние годы у Лукашенко были неплохие отношения с Европой и США. Почему он решил рискнуть ими и пошел на силовое подавление протестов, причем очень жестокое? Ведь всем ясно, как на такое отреагируют на Западе.

Он не понимал, какой будет реакция стран Запада. Ему нужно было удержать власть любой ценой, и он искренне считал, что Запад все простит. Лукашенко не ожидал и такой реакции белорусского общества, не понимал, что оно изменилось, и в нем сменились поколения. Он рассчитывал, что совершит разгон протестов, как в 2010 году, и все успокоится.

Я не исключаю варианта, при котором в ближайшее время Лукашенко признают террористом и инициируют создание трибунала по расследованию действий белорусских властей во время массовых протестов

Уже к маю этого года в Европе созрели силы, готовые пойти торговаться с Лукашенко, чтобы он, к примеру, отпускал политзаключенных, а в ответ Запад начал бы раскручивать гайки санкционного давления. Но Лукашенко своими руками вновь сотворил кризис, связанный с посадкой самолета, на борту которого находился оппозиционер Роман Протасевич, и это стало еще одной точкой невозврата. По сути, он главный дирижер разрыва этих отношений, и шансов каким-то образом наладить диалог с Западом больше нет.

Дотянулся до небес. Запад вводит санкции против Белоруссии из-за ареста основателя NEXTA. Чем это грозит России?

Дотянулся до небес. Запад вводит санкции против Белоруссии из-за ареста основателя NEXTA. Чем это грозит России?

Белорусская экономика оказалась на грани катастрофы. Почему Россия вынуждена спасать ее?

Почему Запад не пытался выступить в роли медиатора конфликта между Лукашенко и оппозицией, а сразу занял жесткую позицию по отношению к режиму?

Некоторые страны, в частности, Австрия, у которой есть серьезные бизнес-интересы в Белоруссии, пытались это сделать. Была даже попытка провести переговоры между Лукашенко и оппозицией в Вене. Но такая модель никого не устраивала, и Австрия за это, простите, огребла. В Вене пытались тянуть время и заигрывать с Лукашенко, пытались изъять из санкционных пакетов какие-то финансовые ограничения, и это вызывало негативную реакцию европейских коллег. В итоге Австрия сняла свои требования.

Фото: Виктор Драчев / AP

Удалось ли Лукашенко мобилизовать большую часть общества вокруг себя или режим сейчас держится только на силе?

Нет, никакой мобилизации не случилось. Вокруг Лукашенко сплотились только те, кто и так его поддерживал, около 20 процентов общества. По большей части он нажил себе личных врагов, включая огромный пласт экспертного сообщества, интеллигенции.

Таких репрессий Белоруссия да и вообще вся Европа не знала со Второй мировой войны. Это затронуло десятки тысяч семей, и очевидно, что вернуть доверие общества Лукашенко не сможет

В протестах прошлого года ведь участвовало много пенсионеров, ровесников Лукашенко. Они наблюдали за ним все эти 27 лет, сколько он находится у власти. Их жизнь прошла вместе с ним, и они не получили ничего из того, что он обещал, когда пришел к власти в 1994 году. Сегодня средний возраст в Белоруссии 42 года, то есть средний житель Белоруссии встретил приход Лукашенко за школьной партой и прожил с ним больше половины жизни, а перспектив нет никаких.

Кстати, Лукашенко часто говорит о том, что ядро протеста составляют радикальные националисты. Но в последние годы в Белоруссии действовало множество националистических культурных проектов, поддержанных государством. Сыграли ли они какую-то роль в начале протестов?


Фото: Василий Федосенко / Reuters

Как работали, так и работают. Кто-то, может быть, уехал из страны, кого-то, кто представлял опасность, арестовали. Все они стояли на учете в специальных структурах, за ними следили. Но я бы не переоценивал роль националистов в протестах. Причина протестов — невосприятие Лукашенко как лидера, способного дальше вести страну вперед. Светлана Тихановская ведь не является националистом, она была кандидатом протеста.

Другие оппозиционные кандидаты тоже не были националистами, это либо бывшие чиновники, либо люди из бизнеса. Конечно, их окружение состояло из разных сил, в том числе и националистических. При этом во время протестов никак себя не проявили традиционные оппозиционные партии, потому что они все были маргинализированы за последние годы. Не были активны и провластные структуры. К примеру, Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ). В нем числится полмиллиона человек, студенты, школьники старших классов, рабочая молодежь.

Эти полмиллиона комсомольцев никак себя не проявили, они не провели ни одного провластного митинга. Они просто не смогли собрать актив из молодежи. Все эти квазиорганизации никто не слышит

Да, кстати, молодежь ведь, по сути, была ядром протеста.

Молодежь вообще не понимает, о чем говорит Лукашенко. Он цитирует Ленина, Сталина. Он попытался вернуть в Белоруссию Советский Союз в каком-то виде, и отчасти это получилось. Вот только время поменялось, и поменялись методы работы. Сейчас Белоруссия прощается с эпохой Советского Союза, страна пытается вырваться из советского прошлого и пойти путем поступательного развития.

Трансформацию общества легко заметить по результатам приемной кампании в университеты, которая сейчас практически закончилась. И она оказалась самой провальной за всю историю Белоруссии. Ведущий вуз страны, Белорусский государственный университет, имеет недобор практически по всем специальностям. Абитуриенты забирают документы и едут в российские и польские университеты. Это говорит о тотальном недоверии ко всем институтам власти, включая систему образования.


Фото: Николай Петров / AP

Почему молодые белорусы предпочитают уезжать от режима в Польшу, а не в Россию? С Польшей есть физическая граница Евросоюза, языковой и культурный барьер.

Языкового барьера уже, по сути, нет, во всех школах Белоруссии учат белорусский язык. Адаптация к польскому не занимает много времени, и ассимиляция происходит очень быстро. В Польше находится много мигрантов из Белоруссии, по некоторым оценкам более 300 тысяч. Польшу предпочитают, потому что после событий августа 2020-го Варшава оказала поддержку белорусским гражданам и ввела гуманитарные визы, квоты в университетах.

Возможна ли трансформация режима Лукашенко или он так и останется персоналистской диктатурой?

Лукашенко никуда уходить добровольно не будет. Максимум, на что он готов пойти, — дать себе другой статус по итогам конституционной реформы. Но и в этом новом статусе он будет контролировать всю обстановку в стране. Недавно его команда вбросила проект конституции, где предусмотрено появление Всебелорусского народного собрания.

На мой взгляд, эта модель фактически предполагает появление монархии в Белоруссии, где власть формируется по модели абсолютно северокорейской, с неким генеральным секретарем этого собрания. Секретарь этот будет избираться не народом, а некой группой лиц, и Лукашенко планирует им стать, потому что боится прямых президентских выборов. При этом он не подготовил преемников, он не подготовил мирный транзит власти, и уход Лукашенко будет сопряжен с кровопролитием в стране. Он уже развязал его в прошлом августе, но оно пока не достигло какой-то серьезной точки, и главная кровь еще впереди.

Эксперты оценили итоги референдума по конституции Белоруссии


Изменение конституции Белоруссии поддержали свыше 4,4 млн граждан государства, заявил председатель белорусского Центризбиркома Игорь Карпенко.

По его словам, предварительные результаты голосования показывают, что поправки поддержали 65,16% избирателей, внесенных в списки тех, кто обладает правом голоса, против выступили лишь 10,7% избирателей.

В целом, голосование прошло в достаточно спокойной атмосфере, как указывают в ЦИК, серьезных нарушений в рамках референдума зафиксировано не было — ведомство получило около 700 обращений от граждан, которые, в основном, касались возможности проголосовать не по месту регистрации.

При этом какие-либо попытки провокаций со стороны деструктивных сил удалось нивелировать, подчеркнули в Центризбиркоме Белоруссии, в итоге референдум прошел в соответствии с действующим законодательством и без каких-либо происшествий.

Руководство Белоруссии заговорило о планах по изменению конституции еще в августе 2020 года в ответ на массовые народные волнения после выборов президента. Образовавшийся политический кризис, как ожидалось, должны были сгладить поправки к основному закону, предполагающие сокращение полномочий главы государства.

Руководство Белоруссии заговорило о планах по изменению конституции еще в августе 2020 года в ответ на массовые народные волнения после выборов президента. Образовавшийся политический кризис, как ожидалось, должны были сгладить поправки к основному закону, предполагающие сокращение полномочий главы государства.

Создание итогового проекта будущих изменений заняло почти два года и в результате стало частичным исполнением прошлых обещаний. Так, правление президента решили жестко ограничить двумя сроками, также лишив главу государства права назначать судей Верховного и Конституционного судов и прописали механизм снятия лидера с поста. Последние две функции отдали Всебелорусскому народному собранию (ВНС), которое за счет поправок получило конституционный статус и множество полномочий.

Пока точно не ясно как именно будет формироваться новый орган, соответствующий закон еще предстоит разработать отдельно, но в поправках говорится о гарантиях для экс-президентов на статус делегата в ВНС. Кроме того, бывшие главы государств получат пожизненный пост сенатора в Совете Республики и защиту от каких-либо преследований за те или иные действия, совершенные во время своего президентства.

Кроме того, армия Белоруссии теперь может принимать участие в зарубежных операциях, но в поправках закрепляется тезис об исключении военной агрессии с территории государства в отношении других стран — правда, пункт о стремление государства к нейтралитету и безъядерной зоне отныне в конституции не значится.

Как прошел белорусский референдум

С точки зрения эксперта, внешняя ситуация оказала сильное влияние на голосование, и дальнейшая реализация принятых положений пока находится под вопросом. По его словам, Лукашенко на данный момент полностью зависит от Москвы.


С этим отчасти согласен и белорусский политолог Дмитрий Болкунец. По его мнению, после 24 февраля — день начала российской спецоперации на Украине — референдум для Белоруссии перестал иметь какую-то значимость, он абсолютно никого не интересует.

Скорее всего, после референдума возникнет необходимость проведения новых досрочных выборов, продолжил Болкунец, но в виду сложившейся обстановки никто не знает, как именно это будет происходить и когда.

Чего ждать от изменения конституции Белоруссии

На данный момент основная интрига разворачивается вокруг будущей работы Всебелорусского народного собрания (ВНС), которое становится важной частью президентской республики.

Как отмечает политолог Андрей Суздальцев, поправки фактически вводят новый элемент власти с особым статусом в лице ВНС. По его оценке, председатель этого органа и его состав, по сути, выводится из электорального поля, то есть они не избираются.

«ВНС назначает сам Лукашенко и сам его возглавляет, переходя на пост главы или председателя его президиума, а формирует его он из своих сторонников, в том числе силовиков.

Поправки предоставляют ВНС колоссальные полномочия, делая органом, который может принимать любые решения. Все остальное — исполнительная власть в лице президента и законодательная от парламента, — остается, но теперь их функции становятся декоративными.


С точки зрения белорусского политолога Дмитрия Болкунца, помимо ситуации вокруг ВНС, важным пунктом является исключение пункта о безъядерной зоне в республике из конституции, что дает возможность размещения в Белоруссии ядерного оружия.

Как изменилась Белоруссия через год с начала политического кризиса: экономика и внешняя политика

9 августа прошел ровно год с начала политического кризиса в Белоруссии. За этот промежуток времени общественно-политическая обстановка в стране и её международное положение изменились до неузнаваемости

В предыдущем материале на эту тему мы рассмотрели, какие трансформации произошли в республике в медийноинформационной, внутриполитической, правовой и кадровой сферах. Но они не могли не сказаться на экономике и внешней политике.

Политический кризис за прошедший год ощутимо встряхнул власть в республике и заставил её в ускоренном темпе повышать собственную безопасность и работать над тем, чтобы лето и осень 2020 года никогда не повторились. В Белоруссии начали усиленно закручивать гайки, а выражаясь политическим языком, наступил период реакции.

Реакция в экономике

Закручивание гаек и ликвидация любых угроз для действующего режима не могли не затронуть сферу экономики и бизнеса. После столкновений силовиков с протестующими на улицах белорусских городов и массовых акций протеста, продолжающихся довольно долгое время, власть решила усилить контроль и в данном направлении.

Начиная с 1990-х годов в Белоруссии была выстроена так называемая социально-ориентированная рыночная экономика. Она выражалась в сохранении крупных предприятий в государственной собственности, а также в доминировании госсектора над частным. Лишь в 2010-е годы в республике начали проводить постепенную либерализацию — стимулировать и упрощать условия для частного бизнеса. Год с начала политического кризиса. Как изменилась Белоруссия

Год с начала политического кризиса. Как изменилась Белоруссия

Да и в целом, несмотря на постепенную либерализацию экономики, многие предприниматели в республике были недовольны сложными административными процедурами при ведении своего дела, высокими налогами и очень часто меняющимся законодательством в бизнес-сфере. Время от времени власть выдавала осложняющие жизнь бизнесменов законы, поэтому в частном секторе довольно давно зрели и росли оппозиционные настроения. Его представители активнее проявляли себя не только на забастовках, но и в протестных акциях.

Международное положение

Ситуация в корне изменилась в период 9-11 августа, когда прошли выборы и первые акции протеста против их официальных результатов. ЕС и США однозначно встали на сторону оппозиции, возглавляемой Светланой Тихановской, спонсируя протестную активность в форме забастовок, помогая уволенным рабочим получать первое время финансовую помощь, обеспечивая деятельность и безопасность координационного центра протестующих — блогеров в мессенджере Telegram. Позже были введены несколько пакетов санкций против Минска, некоторые из них для белорусской стороны могут быть очень чувствительными.

Россия первое время занимала нейтрально-выжидательную позицию, но уже в конце августа Владимир Путин поддержал Лукашенко. Российский лидер заявил, что по просьбе белорусского президента был сформирован резерв из сотрудников правоохранительных органов России, которые могут вмешаться в ситуацию, если в Белоруссии начнутся беспорядки. Кроме того, правительство России пообещало Лукашенко выдать кредит на $1,5 млрд.

На фоне ухудшения отношений с Западом в России возникли ожидания, что это подтолкнет белорусскую сторону к реализации проекта Союзного государства, а также к признанию Крыма частью России. Но они пока оказываются неоправданными — и интеграция в политической сфере, и признание Крыма так и не сдвинулись с места. Что в общем-то подтверждает стремление официального Минска вернуться к тому международному положению, которое было у него до выборов.

Заключение, или Перемены по-белорусски

Сравнивая Белоруссию до начала политического кризиса 2020 года и после, можно с уверенностью сказать, что в республике действительно произошли перемены. Правда, совершенно не в том направлении, которого ждали от властей оппозиция и протестующие.

Меняется политическое поле республики. Александр Лукашенко пообещал провести перерегистрацию существующих 15 политических партий в стране, многие из которых выступили на стороне протестующих во время острой фазы политического кризиса. Вероятно, что на фоне слабой активности партийной жизни в последние десятилетия (суперпрезидентская модель управления не особо нуждается в партиях) на легальном политическом поле наверняка останется лишь несколько политических сил из ныне существующих.

Происходит закрытие некоммерческих организаций, которые были отмечены в поддержке оппозиции, и лишение регистрации общественно-политических движений.

В то же время в республике стали одна за другой появляться новые партийные инициативы.

Постепенно ужесточается законодательство в политической сфере. Усиливается ответственность за участие в несанкционированных акциях протеста, вводится наказание за призывы работников к забастовкам.

В высших органах власти стало больше выходцев из силовых структур. Именно они во многом не позволили протестующим взять контроль над улицей и защитили существующую власть. Кроме того, они отличаются исполнительностью, что для существующей модели власти особенно важно. Тем более в кризисные моменты.

Власть усилила контроль над частным сектором экономики, чтобы не допустить его дальнейшей политизации, и наметила курс на сохранение преобладания государственной собственности в важных отраслях.

Несмотря на то что власть сохранила собственное положение и пытается всячески его усилить, блокируя в зародыше любые подступы к возобновлению острой фазы политического кризиса в августе 2020 года, противоречия в белорусском обществе все еще остаются неразрешенными.

Поэтому необходимость широкого общественно-политического диалога и разрешение первопричин, а не следствий кризиса до сих пор остаются в республике актуальными.

Читайте также: