Политическая мысль древнего мира и античности кратко

Обновлено: 07.07.2024

Эволюция политических учений Востока и Запада. Социальные теории древнего мира. Религиозно-мифологические представления Древней Греции и Рима. Создание модели идеального государства Платоном. Основные положения Аристотеля. Правовой принцип Цицерона.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.01.2016
Размер файла 17,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Молдова

Государственный университет Республики Молдова

Факультет химии и химической технологии

Студентка 2 курса

факультет химии и химических технологий

Научный руководитель: Турко Т.И.

Кишинев - 2015

Определение политики античности

Политическая мысль Древней Греции

Политическая мысль Древнего Рима

Определение политики античности

К этому следует добавить, что предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и в выполнении функции обеспечения и урегулирования порядка социальных процессов и отношений, условий материального, общественного производства, совместного труда.

Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, возникновением и функционированием государства.

Это было характерно как для Востока ((Китай, Индия, Египет, Вавилон, Персия и др.), так и для Запада (Греция, Рим). Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.

Политическая мысль прошлого дает наглядный материал об эволюции политических учений. Она концентрирует многовековой социальный опыт и достижения духовной культуры человечества. Усвоение наследия прошлого не только поучительно, но и бесценно для познания закономерностей современной политической действительности.

Многие суждения прошлого о политике не устарели, и сейчас отвечают самым демократическим и гуманистическим стандартам. Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь.

Первой формой познания политики было религиозно- мифологическое представление. Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались политической проблематики.

Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла, именно, в древних Греции и Риме. Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе.

Политическая мысль Древней Греции

Греческий полис для его граждан был тем священным местом сосредоточения социальной и политической деятельности, в границах которого только и была возможна жизнь сообща, в высшей степени исполненная значимости; он представлял собой модель совершенного общества, самодостаточного во всех областях.

Греки отождествляли себя со своим полисом, где они находили все необходимое для развития и совершенствования своей личности, как в моральном, так и в политическом плане.

В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. политический греция рим цицерон

В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.

Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, стражи защищают общество, ремесленники и земледельцы создают материальные средства к жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.

Основными добродетелями идеального государства Платон считал мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость. К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе.

Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.

По Платону сила государства - в силе его законов. Устанавливаемые в государстве законы должны способствовать установлению справедливых и гармоничных отношений между людьми, устранению междоусобиц. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.

Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям:

1. Количеству правящих;

2. Цели правления.

Лучшей формой государства он считал политию. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство) и демократии (свобода).

Основное положение в политии занимают представители среднего сословия (среднего в имущественном отношении разряда граждан). Чрезмерное богатство, считал Аристотель, развращает, а бедность - озлобляет. Для стабильности государства правление должно осуществляться в интересах среднего класса. Так можно перевести мысль Аристотеля на современный язык.

Политическая мысль Древнего Рима

Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н. э.). Соединение в одном лице мыслителя и политического деятеля наложило отпечаток на политические воззрения Цицерона. Они как бы вытекали из реальной политической жизни римской республики.

Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного. Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа).

Одновременно Цицерон обращается к религии как к некоему духовному основанию осуществления государственной власти.

Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане.

В заключении можно сказать, что значение политических взглядов Платона, Аристотеля, Цицерона огромно. Они не только формировали политическое сознание своих современников, но и оказали существенное влияние на последующее развитие политической мысли.

В Древних Греции и Риме были созданы социальнополитические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Античные философы были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.

Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков и римлян в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.

Примерно с середины I тыс. до н. э. начинается активный процесс рационализации политической мысли. Наряду с господствующими мифологическими представлениями о власти формируются такие системы взглядов, в которых зарождаются научные методы и приемы объяснения политических процессов.

От Платона берет начало традиция обстоятельной классификации государств и углубленного анализа различных государственных устройств. Не находя в греческом мире совершенного устройства (там, где правят на общее благо), автор выделяет четыре типа несовершенных государств: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Политическая история, согласно платоновскому анализу, неизбежно ведет к наступлению тирании, поэтому автор ставит вопрос о недопущении самого худшего из несовершенных устройств.

Пожалуй, впервые греческий мыслитель называет политику наукой, а политическое общение рассматривает как важнейшую форму человеческого общения, которое доминирует над всеми остальными формами общения. Это общение и называется государственным, или политическим.

Государство (polis), согласно Аристотелю, создается не ради того, чтобы жить, но для того, чтобы жить счастливо.

На основе двух критериев – качественного (правление на общее благо или в интересах самих властвующих) и количественного (правление одного, нескольких или большинства) – Аристотель, продолжая традицию, заложенную Платоном, осуществляет детальную классификацию государственного устройства. Он выделяет правильные формы государства – монархия, аристократия, полития и неправильные – тирания, олигархия, демократия.

В дальнейшем идеи Полибия о совершенстве смешанной формы правления разрабатывал древнеримский мыслитель Цицерон . Развивая аргументацию Полибия в пользу смешанной формы правления, Цицерон отмечает не только устойчивость этой формы государства, но и наибольшую способность реализовать идею справедливости.

В Новое время идеи Полибия и Цицерона о распределении трех властей получили развитие в теории разделения властей Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма. М., 1993. С. 823, 828; Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 124.

Эволюция политических учений Востока и Запада. Социальные теории древнего мира. Религиозно-мифологические представления Древней Греции и Рима. Создание модели идеального государства Платоном. Основные положения Аристотеля. Правовой принцип Цицерона.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.01.2016
Размер файла 17,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования Республики Молдова

Государственный университет Республики Молдова

Факультет химии и химической технологии

Студентка 2 курса

факультет химии и химических технологий

Научный руководитель: Турко Т.И.

Кишинев - 2015

Определение политики античности

Политическая мысль Древней Греции

Политическая мысль Древнего Рима

Определение политики античности

К этому следует добавить, что предназначение политики не только в том, чтобы быть инструментом реализации тех или иных социально-классовых интересов, но и в выполнении функции обеспечения и урегулирования порядка социальных процессов и отношений, условий материального, общественного производства, совместного труда.

Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, возникновением и функционированием государства.

Это было характерно как для Востока ((Китай, Индия, Египет, Вавилон, Персия и др.), так и для Запада (Греция, Рим). Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.

Политическая мысль прошлого дает наглядный материал об эволюции политических учений. Она концентрирует многовековой социальный опыт и достижения духовной культуры человечества. Усвоение наследия прошлого не только поучительно, но и бесценно для познания закономерностей современной политической действительности.

Многие суждения прошлого о политике не устарели, и сейчас отвечают самым демократическим и гуманистическим стандартам. Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь.

Первой формой познания политики было религиозно- мифологическое представление. Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались политической проблематики.

Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла, именно, в древних Греции и Риме. Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе.

Политическая мысль Древней Греции

Греческий полис для его граждан был тем священным местом сосредоточения социальной и политической деятельности, в границах которого только и была возможна жизнь сообща, в высшей степени исполненная значимости; он представлял собой модель совершенного общества, самодостаточного во всех областях.

Греки отождествляли себя со своим полисом, где они находили все необходимое для развития и совершенствования своей личности, как в моральном, так и в политическом плане.

В Древней Греции политическая мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. политический греция рим цицерон

В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.

Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, стражи защищают общество, ремесленники и земледельцы создают материальные средства к жизни. Первые два сословия не имеют ни собственности, ни семьи.

Основными добродетелями идеального государства Платон считал мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость. К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе.

Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.

По Платону сила государства - в силе его законов. Устанавливаемые в государстве законы должны способствовать установлению справедливых и гармоничных отношений между людьми, устранению междоусобиц. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.

Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям:

1. Количеству правящих;

2. Цели правления.

Лучшей формой государства он считал политию. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство) и демократии (свобода).

Основное положение в политии занимают представители среднего сословия (среднего в имущественном отношении разряда граждан). Чрезмерное богатство, считал Аристотель, развращает, а бедность - озлобляет. Для стабильности государства правление должно осуществляться в интересах среднего класса. Так можно перевести мысль Аристотеля на современный язык.

Политическая мысль Древнего Рима

Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н. э.). Соединение в одном лице мыслителя и политического деятеля наложило отпечаток на политические воззрения Цицерона. Они как бы вытекали из реальной политической жизни римской республики.

Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного. Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа).

Одновременно Цицерон обращается к религии как к некоему духовному основанию осуществления государственной власти.

Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане.

В заключении можно сказать, что значение политических взглядов Платона, Аристотеля, Цицерона огромно. Они не только формировали политическое сознание своих современников, но и оказали существенное влияние на последующее развитие политической мысли.

В Древних Греции и Риме были созданы социальнополитические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Античные философы были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания.

Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков и римлян в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.

Политическая мысль Античности, Средневековья, Возрождения [20.01.15]

Темой данной работы является Политическая мысль Античности (Платон, Аристотель, Цицерон).

Древний мир - это пора зарождения государственности и политических идей на почве религиозной мифологии. В мифологической форме впервые выражаются понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства.

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна. На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. При всем своеобразии их политических идей, обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ.

Одна черта роднила все политические мысли древности, как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность. Она считалась частицей органического целого-общества, государства. Жизнь человека до мелочей регламентировалась обычаями, и любая попытка бунта, утверждения своей самостоятельности и обособленности каралась. Сознание индивидуализма, автономии и принадлежащих человеку от природы прав еще не сложилось.

1 Политическая мысль Античности (Платон, Аристотель, Цицерон)

Античная Греция сыграла исключительную роль в формировании европейской цивилизации. Отличия греческой политической культуры от восточной очень существенны. На Востоке формой государственной организации стали огромные империи - восточные деспотии, страдающие от постоянного стремления окраин отделиться, а в Греции - маленькие города-государства, неспособные к прочному объединению и пребывающие в постоянных междоусобицах, хотя у них были общие язык, боги и герои, культура.

Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души: разумному, яростному и деловому.

К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе. Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.

По Платону сила государства - в силе его законов. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.

Как Платон и Аристотель, он исходил из того, что государство создается для блага людей и отвечает природе человека как существа общественного.

Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа). Одновременно Цицерон обращается к религии как к некоему духовному основанию осуществления государственной власти.

Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Тем самым он выразил идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных политологических теориях.

2 Политические идеи Средневековья (Аврелий Августин, Фома Аквинский)

Развитие политической мысли продолжалось и в средние века.

Средние века в истории человечества, как известно, приходятся на становление и развитие феодализма. В это время на большей части Западной Европы сложилась своеобразная политическая структура, главная особенность которой проявилась в том, что значительная часть властных функций была передана на средние и нижние ступени социальной структуры при усилении власти церкви.

Средневековье обычно ассоциируется с воцарением церкви, схоластики, подавлением каких бы то не было проявлений рационализма. Это не случайно. В 325 году, как известно, на первом Вселенском соборе представителей церковных верхов был оформлен союз между римской императорской властью и церковью. Эпоху Средневековья обычно подразделяют на три периода: 1) раннефеодальный, 2) расцвет феодального строя и 3) позднее средневековье.

Для политической мысли средних веков характерно доказательство того, что высшей властью в обществе является власть духовная (власть церкви).

3 Политические воззрения мыслителей эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Ж.Боден)

Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Это не случайно. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI иска характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения явила миру невиданные достижение во всех областях культуры, стала величайшим прогрессивным переворотом. Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни.

Ж-Боден полагал, что государство обладает специфическим признаком — суверенитетом. Этот признак отличает государство от всех других социальных организаций. По мнению Бодена, суверенитет, верховная власть — это - постоянная, независимая, единая, неделимая, неограниченная власть над гражданами и подданными. Выше этой власти нет никакой другой власти. Эта власть не может быть поделена, ее законы обязательны для исполнения всеми.

Боден отверг утверждение о том, что власть монарха происходит от бога. Он считал, что народ имеет право на убийство тирана, а не монарха, власть которого основывается на законах. В монархической власти Боден видел единственную силу, которая способна обеспечить мир и правопорядок в обществе.

Заключение

Политология, как наука, образовалась не так давно. Она берет свои истоки с древности, но до 19 века она была частью философии, а также тесно связана с религией. Религия возникла значительно раньше, чем другие формы общественного сознания. Ее появление обусловлено ограниченностью человека в овладении миром - духовным и практическим.

Впервые слово "полития" использовал Аристотель. Уже в древние времена появляются политические учения и представления о государстве и власти.

История политических учений - это колоссальный опыт, без которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими оригинальными находками.

Уже в древних государствах Востока существует своя политическая идеология. Это - теория божественного происхождения государства и культа верховного правителя.

Так как в древние времена политика была тесно связана с религией, то многие идеи и учения основаны из мифического, духовного. Хотя практически все учения имели одну цель - улучшить жизнь народа конкретного государства, но идеи и предложенные решения были различными. Учения можно разделить на те, которые выражают интересы "элиты" и, как бы, призыв остальному населению смириться с социальным положением и бедностью, недостатками (легизм, учения Платона). Эти учения включают в себя жесткие правила и наказания за провинности.

Каждое учение служило основой для дальнейшего развития политической мысли и рождалось в конкретных условиях жизни данной страны.

Список использованной литературы:

1.Мухаев Р. Т. Политология: Хрестоматия:[Пособие для вузов]. - М.: ПРИОР, 2000. - 479 с.

2.Оришев А.Б. Политология: Учебник. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012.- 288 с.

3.Политическая философия: Учеб.пособие / И.А. Василенко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.

4.Политические учения Древней Греции: Монография / В.С. Нерсесянц. - 2-e изд., стер. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. - 272 с.

5.Азаркин Н.Н., Левченко В.Н. История политических учений, М., 2010.-321 с.

6.Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. - М., "Логос", 2011.-475 с.

7.Зеркин Д. П. Основы политологии. - Р-на/Д, "Феникс" 2009.- 289 с.

8.Коротец И.Д. Теория политологии- М., "Логос", 2008.-364 с.

9.Мальцев В.А. Основы политологии: учебник для вузов. - М.:ИТРК РСПП, 2011.-400 с.

10.Лавриненко В.Н., Скрипкина Ж.Б., Юдин В.В. Политология: курс лекций. – М.: ВолтерсКлувер, 2010. - 519 с.

11.Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова.- М.: Высшее образование, 2009. - 692 с.

12.Политология: Учебник / Под ред. В.К.Батурина. - 4-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 567 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Читайте также: