Политеистические воззрения древних кельтов галлов друидизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первые известия о древних кельтах в письменных источниках. Понятие народа древних кельтов, их история и религиозные убеждения. Отношение друидов к народу древних кельтов, их роль в историческом развитии народа. Религиозный институт древних кельтов.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.06.2015
Размер файла 26,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Религия древних кельтов

Список использованной литературы

В современной мировой культуре трудно отследить наследие какого-то одного народа. Да и в общем понятия народа и народности определяются весьма относительно, в связи с обширным незнанием и непониманием данных понятий, и прежде всего с допущением того, что имеющиеся у нас данные достоверные. Таким образом, мы можем говорить о том, как делится население Земного шара на разные этнические группы лишь в нашем представлении, какова их роль в историческом процессе и, как следствие, в формировании современных цивилизаций.

Древние народы - интереснейший объект для изучения, поскольку многие из них были разбросаны по огромной площади и привнесли значительный вклад в историю целого ряда современных стран. Их религия, культура, традиции передавались через века, менялись и не раз переплетались, придавая своеобразные оттенки и привкусы устоям соседних племен.

Именно поэтому данная тема обладает всевременной актуальностью для изучения. Именно для понимания сегодняшних религий, традиций, культур мы должны знать наше наследие, почему именно такие условия культур сформировались в современном мире.

Целью данной работы является изучение таких древних народов, как кельты, какова взаимосвязь этого народа и их религиозных верований с друидами.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

· дать понятие народа древних кельтов;

· рассмотреть их историю и религиозные убеждения;

· изучить отношение друидов к народу древних кельтов, их роль в историческом развитии народа.

Первые известия о древних кельтах в письменных источниках встречаются около 500 г. до н. э. Там говорится о том, что этот народ имели несколько городов и были воинственными соседями лигуров - племени, жившего около греческой колонии Массалия (ныне французский город Марсель).

Таким образом, можно сказать, что кельты были одним из самых распространенных народов. Следы их существования обнаружены по всей Европе, побережью Средиземного моря, западных частях Азии - ориентировочно от 1/13 о 1/10 частей суши. А всё потому, что они вели в основном кочевой образ жизни, постоянно завоёвывали и разведывали новые территории. Всё это было бы невозможно без четкой иерархии в обществе, которая позволила одним управлять, другим подчиняться. В отличие от соседней Римской империи, где социальная пирамида держалась на преданной царю армии, у кельтов основную роль играла религия и мифология. Их хранили и воплощали в жизнь друиды, иными словами жрецы. Чтобы понять это, необходимо сперва разобрать, кто такие кельты и какова их история.

Как мы уже узнали ранее, кельты кочевали с места на место, постоянно завоевывая новые территории. Их завоевания начались около 400 г. до н. э. Племена этого народа вторглись в Северную Италию и заняли ее, подчинив живших здесь этрусков, лигурийцев, умбро. Здесь они построили город Медиолан (ныне итальянский Милан). В 387 г. до н. э. кельты разгромили римское войско, а затем разграбили и сожгли древний Рим.

В те времена кельтские набеги на Италию пресек Рим, поскольку претендовал на ее границы, поэтому некоторые группы в 358 г. до н. э. переселились в Иллирию (северо-запад Балканского полуострова), где их встретил натиск македонцев. И уже в 335 г. до н. э. кельтские послы вступили в переговоры с Александром Македонским, которые дали кельтам возможность утвердиться на Среднем Дунае.

С 299 г. до н. э. возобновилась военная активность кельтов в Италии, им удалось разбить римлян у Клузия, присоединить ряд племен, недовольных Римом. Однако уже через четыре года взяли реванш римляне, объединившие и подчинившие значительную часть Италии. В 283 г. до н. э. они оккупировали земли кельтов-сенонов, отрезав прочим их соплеменникам выход к Адриатическому морю. В 280 г. до н. э. великая Римская империя нанесли североитальянским кельтам с союзниками сокрушительное поражение на Вадимонском озере [4].

В таком духе войны между кельтскими народами и римлянами продолжались вплоть до I в. н. э.

Побежденные и ущемленные Юлием Цезарем, кельты смогли свободно существовать лишь на территории Ирландии. Римляне всегда притесняли народ кельтов, считали их варварами и за это прозвали их галлами.

В III в. до н. э. Иероним Кардийский впервые употребил слово galata, обозначая кельтов, вторгнувшихся в Македонию, Грецию и Малую Азию. Так же они названы и в эпитафии на могиле молодого афинянина Кидия, погибшего в борьбе с галатами у Дельф в 279 г. до н. э. Римляне же всех континентальных кельтов обозначали единым словом galli, а для островных кельтов, напротив, никогда этот термин не использовали, обозначая их терминами brettanoi, brittani, brittone.

Современные ученые говорят о небывалой храбрости кельтов в войнах, о высокой культуре народа, об их умелости, находчивости и смекалке.

Ранняя европейская культура (фольклор) получила огромное наследие именно от народов кельтов. Герои многих средневековых сказаний - Тристан и Изольда, принц Айзенхерц (Железное сердце) и волшебник Мерлин - все они были рождены фантазией кельтов. В их героических сагах, записанных в VIII столетии ирландскими монахами, фигурируют сказочные рыцари Грааля, такие, как Персифаль и Ланселот.

Сегодня о жизни кельтов и той роли, которую они сыграли в истории Европы, пишется очень мало. Чаще их можно встретить как героев современной развлекательной литературы, в особенности во французских комиксах.

Умелость кельтов подтверждается современными археологическими находками. В 1853 году в Швейцарии археологи нашли конскую сбрую; достоверность артефакта была подвергнута сомнению, поскольку искусство, с которым были выполнены ее детали, было невероятным для того времени. Однако, скептицизму не осталось и места. По представлению современных исследователей, кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.

О гениальности древнего народа говорит также изобретение ими столярного верстака, а также невероятно важное дело - они первыми заложили соляные копи и первыми научились получать из железной руды железо и сталь и этим определили в Европе начало конца бронзового века.

Биркхан, изучая и анализируя последние трофеи археологии, приходит к выводу, что кельты, поначалу осевшие в центре Европы, в щедрых на ископаемые Альпах, быстро накопили богатство, создали хорошо вооруженные отряды, влиявшие на политику в античном мире, развили ремесла, и их мастера владели высокими для того времени технологиями [3].

Кельтские мастера достигли небывалых вершин производства, вот что покорилось их таланту:

· только кельты делали из расплавленного стекла браслеты без швов;

· получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений;

· их повозки под лошадиную упряжь были лучшими в Европе;

· кельты-металлурги первыми научились получать железо и сталь;

· кельты-кузнецы первыми отковали стальные мечи, шлемы и кольчуги - лучшее оружие в тогдашней Европе;

· освоили отмывку золота на альпийских реках, добыча которого измерялась тоннами.

Еще одним неопровержимым талантом кельтов было строительство. На территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и построили 8 больших городов. 650 гектаров занимал, например, город Кельхайм, другой город, Хайденграбен, был в два с половиной раза больше - 1600 гектаров, на такой же площади раскинулся и Ингольштадт (Манчинг (Manching)) - главный город кельтов. Его окружал крепостной вал длиной в семь километров. Это кольцо было идеально с точки зрения геометрии. Древние строители ради точности круговой линии изменили течение нескольких ручьев.

Жизнь кельтов была очень яркой и энергичной. Горожан развлекали профессиональные акробаты и силачи. Мужчины были прирожденными всадниками, а о щегольстве их женщин говорят римские летописцы. Они сбривали брови, носили узкие пояса, подчеркивающие тонкую талию, украшали лицо налобными повязками, и почти каждая имела бусы из янтаря. Массивные браслеты и шейные кольца из золота звенели при малейшем движении. Прически в виде башен делались с помощью известковой воды. Мода в одежде часто менялась, была по-восточному пестрой и яркой. Мужчины все носили усы и золотые кольца на шее, женщины - браслеты на ногах, которые заковывались еще в девичьем возрасте.

Нравы кельтов были разнообразными и отличались свободой и вспыльчивостью. Кельты были раздроблены и племена численностью примерно в 80000 человек действовали порознь.

Религия древних кельтов

кельт друид религиозный народ

Кельтский народ был многочислен, но разобщен. Единственное, что было неизменно во всех их племенах - это их верования.

Религиозный институт был одним из важнейших в жизни древних кельтов, а религия занимала одно из ведущих мест в общественной жизни народа. Вера, порой доходящая до мистицизма, прочно держала сознание всех верующих и помогала правящим слоям контролировать свой народ. Религия дала ростки во всевозможные культы, обряды, обычаи, традиции, мифы и эпос.

· существуют три первичных единства, и каждое из них возможно лишь единым: единый Бог, единая Истина и одна точка Свободы, т. е. точка равновесия всех противоположностей;

· символом этого равновесия были так называемые качающиеся камни, которые при огромном весе могли быть сдвинуты простым прикосновением рук;

· три вещи проистекают из трех первичных единств: всякая Жизнь, всякое Благо, всякое Могущество;

· Бог необходимо троичен: Он составляет большую часть Жизни, большую часть Знания, большую часть Могущества, и не может в нем быть больше этой большей части каждой вещи;

· три Божьих величия: совершенная Жизнь, совершенное Знание, совершенное Могущество;

· три вещи обязательно возобладают: высшее Могущество, высший Разум, высшая Любовь Бога;

· три гарантии того, что Бог делает и совершит: Его бесконечное Могущество, Его бесконечная Мудрость, Его бесконечная Любовь, так как нет ничего, что не могло быть свершено, стать истинным и не быть волнимым этими тремя атрибутами;

· три вещи, которыми Бог не может не быть: тем, в чем должно заключаться совершенное Благо; тем, что должно желать совершенное Благо; и что должно выполнить совершенное Благо;

· три вещи, которые Бог не может не совершить: самое полезное, самое необходимое, самое прекрасное для каждой вещи;

· три главные цели деятельности Божества, как творца всякой вещи: уменьшить зло, усилить добро, сделать явным всякое различие таким образом, чтобы дать возможность узнать то, что должно быть и чего быть не должно; три Божьих необходимости: быть бесконечным в самом себе, быть конечным по отношению к конечному, быть в согласии со всяким видом [7].

Кельты легко ассимилировали своих богов с богами завоевателей, поэтому их пантеон довольно обширен.

Нужно отметить живучесть язычества кельтов. Хотя в современном мире и преобладают веры в одного бога), но пережитки прошлого оставляют след и во многих народах и народностях остаются языческие верования и обряды.

Друиды - вполне определенная группа людей. Описать их гораздо проще, чем тех людей, среди которых они жили. Друидами назывались ученые, врачи, барды и жрецы многочисленных кельтских племен, которые выполняли самые разные функции в зависимости от необходимых нужд племени. Например, во время войн они были советниками вождей, а в мирные годы могли исполнять роль духовных наставников и знахарей. Впоследствии, когда большая часть кельтов приняла Христианство, друиды оставили себе лишь часть функций, ушли в изгнание либо были убиты [5].

Друиды (галльское druidae, древнеирландское druн, мн.ч. druid) - жрецы у древних кельтских народов, организованные в виде замкнутого, но не наследственного сословия, также выполняли функции судей, занимались врачеванием и астрономией.

Огромные трудности возникают при изучении культуры и традиций друидов поскольку основным способом обучения друида была передача сакральных сведений из уст в уста. Друиды не вели записи, а использовали систему рун для обрядов, а также для передачи других знаний. Сообщество друидов отличалось замкнутостью, обучение их длилось около 20 лет, и все свои знания новоиспеченный друид получал непосредственно от своих наставников. Именно поэтому сложилось так, что единственным источником знаний для ученых стали легенды и предания, которые за множество веков были подвергнуты искажению под воздействием самых разных факторов.

Кельтскую религию часто называют друидизмом неспроста. Друид считался персоной чрезвычайно важной, а его авторитет был очень высок. Друидов уважали и даже боялись, и не зря, ведь по сказаниям они могли гадать, приносить жертвы, накладывать заклинания, были искусными знахарями-врачевателями, а также хранителями сакральных знаний.

Одной из главных жреческих доктрин у друидов было учение о переселении душ; наряду с ним у кельтов были и представления о загробном мире под землей, под водой или на островах[5].

По описанию Юлия Цезаря, друиды были знатоками своего дела, их боялись и уважали, ими хотели стать, но конечно стать друидом мог не каждый. По сей день ученые историки, археологи и др. исследуют тему друидизма, но к сожалению в связи с уединенным образом жизни данного общества, доказательств их существования и реального происхождения и образа жизни очень мало.

В данной работе мы рассмотрели тему древних кельтов, их религии и друидизма. Поставленная цель работы изучить древний народ - кельты, взаимосвязь этого народа и их религиозных верований с друидами была достигнута путем решения определенных задач.

Мы дали понятие народа древних кельтов - близких по языку и материальной культуре племен индоевропейского происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе.

Рассмотрели их историю и религиозные убеждения, в результате чего выяснили, что кельты были своенравны и разрознены, но также были мудры и изобретательны. Кельтский народ постоянно кочевал и был воинственен, из-за чего почти целое тысячелетие не прекращались перепалки с римлянами. В итоге, кельты были побеждены и остались свободными лишь на землях Ирландии.

Основным верованием кельтов был друидизм, который в свою очередь являлся языческой верой. Кельты верили в огромное множество богов, а их жрецами были друиды.

Друиды - ученые, врачи, барды и жрецы многочисленных кельтских племен, которые выполняли самые разные функции в зависимости от необходимых нужд племени.

Кельты передали огромное наследие современному миру. Основали множество земель Западной Европы, стали основоположниками ее культуры. Друиды оставили языческое наследие, которое по сей день остается загадочным и неизученным явлением современности.

Список использованной литературы

1. Макаллох, Дж. А. Религия древних кельтов / Дж. А. Макаллох. - Ректоры, Мост Аллана, 1911. - с. 410.

2. Мифы народов мира: Энциклопедия: 2 т., - М.,1991.

3. Александровский, Г. Кельты - загадочный народ, потомки котрого и сегодня живут в Европе // Наука и жизнь по мат. журнала Шпигель, 1998. - №3.

Подобные документы

Общая характеристика кельтского народа и их роль в общемировой истории, религиозные представления кельтов. Пантеон богов и основные кельтские праздники. Друиды и их значение в религиозной жизни кельтов, функции, культы, ритуалы и пророчества друидов.

курсовая работа [75,0 K], добавлен 17.01.2011

"Цена чести" в мировоззрении древних ирландцев. Природа и ее роль в их представлениях о мире. Короли и герои в древнеирландских сагах. Место и роль вещей и магических предметов в мировоззрении древних ирландцев. Христианские образы и мотивы в сагах.

курсовая работа [95,1 K], добавлен 17.01.2011

Роль кельтов в древней истории. Характеристика языческих жрецов волхвов и друидов, их функции и положение в обществе. Особенность религиозного влияния кельтов на славян. Связь миграционных, этнических и социальных процессов с религиозными трансформациями.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 26.08.2009

Этапы развития языческой культуры. Особенности древнеславянской мифологии: божества, духи природы. Народная праздничная обрядность. Основы мифологии, языческая культура кельтов, роль в ней друидов. Религия и верования древних скандинавских народов.

дипломная работа [142,5 K], добавлен 25.06.2009

Этногенез и этническая история народа коми. Религиозно-мифологические представления древних коми. Духовная культура и традиционные верования финно-угорских народов. Космогонические мифы, боги и духи природы народа коми. Почитание огня и животных.

контрольная работа [33,8 K], добавлен 05.06.2010

Освещение особенностей религиозно-мифологических воззрений народов майя. Жречество. Боги древних майя. Религиозные обряды, ритуалы и верования племени. Особенности обряда жертвоприношения. Культ предков. Представления о загробной жизни. Календарь майя.

реферат [44,3 K], добавлен 23.09.2016

В наше время в мировой культуре можно лишь говорить о том, каким в нашем представлении является деление населения Земного шара на отдельные этнические группы, какова их роль в историческом процессе. История, религия и наследие кельтских племён. Друиды.

Большинство галлов являлись свободными общинниками, однако во многих племенах уже выделилась знать, обладавшая многочисленными слугами и рабами. Во главе галльских племен стояли военные вожди и друиды, выполнявшие обязанности жрецов. Вторым по значению классом галльского общества была военная аристократия, так называемые (всадники); они были окружены клиентами, принадлежавшими, по большей части, к свободному состоянию, исключая разряд крайних бедняков Всадники были главными собственниками земли; между ними попадались богачи, содержавшие больше десяти тысяч слуг. Низший слой составляли рабы, занимавшиеся обработкой земли; по своей многочисленности они так низко ценились в Галли, что, по словам Диодора, раба можно было купить за меру вина.Земледелие и скотоводство находилось в руках низшего класса, которому отводилась ежегодно земля для обработки в главных пунктах каждой области.

Друид

Жрецы – друиды были самым могущественным классом, они были хранителями вероучения и исполнителями культа, но главным культом друидов был культ, воспринимаемый через Слово, недоступное непосвященным, и воплощаемый затем в ритуале, который был виден всем, но глубинный смысл этого ритуала тоже ускользал от несведущих. Им же принадлежала и широкая судебная власть, и образование. Сила друидов заключалась в корпоративной организации при совершенном отсутствии кастовой замкнутости. Над всеми друидами стоял выборный верховный жрец, которого называют друидическим папой. Он у них пользуется величайшим уважением, после смерти его наследует самый достойный, а если их несколько, дело решают голосованием, иногда спор о первенстве разрешается даже оружием.

Друиды освобождались от военной службы, не платили налогов и не несли никаких повинностей.

Такие золотые шляпы носили древнекельтские жрецы.

Такие золотые шляпы носили древнекельтские жрецы.

Власть у друидов не была наследственной. Всякий мог вступить в их число, но только после долголетнего испытания и получив посвящение в тайны религиозного учения. Образование исходило от друидов. Друиды ревностно охраняли свои знания, так как опасались потерять своё влияние. Образование, к тому же весьма высококачественное, получают только дети из привилегированных классов богатых и знатных. Друиды учреждают настоящие школы, которые могут находиться весьма далеко от места проживания учеников. Речь идет о философских школах. Преподается язык, математика, геометрия, а также история, теология искусства, астрономия, ботаника и т.д. Большое количество преподаваемых предметов и высокое качество знаний, требуемое от учеников, растягивают полный курс образования на двадцать лет.

Считается, что друиды умели предсказывать будущее по знакам и предзнаменованиям. Древние литературные свидетельства говорят о потрясающей власти друидов над стихиями: землей, водой, воздухом, огнем. Друиды были врачами и целителями. Они знали тонкие свойства лекарственных растений, умели лечить музыкой, словом, прикосновением и даже присутствием.

При влиянии друидов в Галлии практикуется медицина, но наблюдение за телом и за воздействием растений заменяется эмпиризмом, а исследование причин и стремление к полноценному выздоровлению, магическими обрядами. Хирургией издавна занимаются компаньоны воинов, чьи зачастую ужасающие раны требуют ампутации, надрезов скальпелем, даже трепанации и наложения швов, операций рискованных, но необходимых. Часто приходится заниматься вправлением переломов. Разумеется, за счет военной медицины пополнялись анатомические познания. Но она также является привилегией совершающих жертвоприношения, тех, кто в редких случаях приносит в жертву людей. Они вскрывают их тела и изучают внутренности, чтобы обнаружить при этом какие-то божественные знаки.

Друиды вводят еще одну медицинскую дисциплину — растительную терапию. При том, что сбор ими растений происходит при неукоснительном соблюдении ритуалов, сами по себе свойства растений не должны ставиться под сомнение. Омела, вербена, можжевельник казацкий растения, которые упоминаются Плинием, как собираемые друидами, обладают медицинскими свойствами, признанными современной наукой.

Жреческий сан распространен был у галлов отчасти и на женщин. Особенно замечательны были девять жриц острова Сены (возле западной оконечности полуострова Арморики, или Бретани). Они вели безбрачную жизнь; народ приписывал им дар предсказывать будущее, производить на море бури и тому подобное. Поэтому жилище их было окружено в народном воображении таинственным ужасом.

Галлы жили по законам родоплеменного общества. Их культура была очень богата легендами и преданиями, которые веками передавались из уст в уста и, как правило, сохранились в нескольких вариантах. У всех галльских народов исключительным уважением пользуются три категории людей:

женщина бард

Барды в обществе занимают место, сравнимое с друидами. Они посредники между жрецами и народом, единственные, могущие легитимировать чью-либо власть. Они являются подлинными певцами-поэтами, играют на инструментах, схожих с лирами. Кого-то они славословят, кого-то высмеивают, они участвовали в религиозных церемониях, воспевали подвиги предков. Пение свое они сопровождали аккомпанементом шести струнного инструмента. Но известно, что у некоторых бардов более узкая специализация. Она связана исключительно с войной и состоит, как нам сообщает Лукан, в том, чтобы из доблестных душ отбирать те, что призваны достигнуть рая и сопровождать их на этом пути. В учении друидов бессмертие души соединялось с переселением душ из одного человеческого организма в другой, но не на земле, а в ином свете. Галлы давали взаймы под условием уплаты в другом мире.

Галлы были одержимы магией и привержены ритуалам. Подобно многим простым деревенским жителям последующих эпох, галлы верили, что магические силы пронизывают окружающий мир, влияют на все аспекты человеческой жизни и, таким образом, их можно использовать в своих интересах с помощью ритуалов, жертвоприношений. Чтение вслух мифов – священных сказаний, которые служат божествам напоминанием, услаждают их слух и побуждают снизойти до нужд простых смертных.

Алтарь друидов

Кельтский календарь исчислял время по ночам и был основан на наблюдениях за луной. Год делился на два основных периода, теплый и холодный. Конец старого и начало нового года (самаин) праздновался около 1 ноября, когда скот сгонялся с пастбищ и собирался в одном месте. Накануне самаина освобождались магические силы, магические войска выходили из пещер и холмов. Вторым важным праздником было начало теплого периода, белтине (кельтское слово, означающее огонь). Он праздновался около 1 мая, когда скот выгонялся на общие пастбища; существовал обычай зажигать большие костры, между которыми проводили скот, что должно было защитить его от всех болезней. Существовали и другие сезонные праздники — имболе в начале февраля, возможно в связи с разведением овец, и лугнасад около 1 августа, ради обеспечения хорошего урожая; это последнее название перекликается с именем бога Луг. По воле императора Августа Луг был произведен в боги всех галлов.

Отверстия, расположенные напротив дней каждого месяца, позволяли вставлять колышек, каждые сутки перемещаемый.
Речь идет о передвижном календаре, составленном на пять лет.

Пятилетний период является у галлов фундаментальной единицей измерения времени. Лишь в один день внутри пятилетнего срока казнят приговоренных к смерти. Век равнялся пяти годам, взятым шесть раз,то есть, тридцати годам. Для наблюдения за ходом светил галльские астрономы используют некоторые инструменты — солнечные и водные часы. Эти знания они получают от греков, либо через более далекие контакты с мудрецами Ближнего Востока, от которых они частично наследуют их философию.

Галлы верили во многих богов. В разных племенах один и тот же бог мог быть известен под разными именами. Часто имя его считалось священным и не произносилось вслух. Большая часть галльских богов является не только олицетворением сил природы, но и воплощением какой-нибудь духовной стихии.

У галлов была еще масса второстепенных божеств-гениев различных местностей, богинь-матерей, покровительниц земледелия, заботящихся о людском благополучии.

Культ плодородия, плодовитости и подземного царства здесь являлся господствующим. Культ матери-земли, богини-женщины считается порождением более древнего матриархального общества. Очевидно таким же древним происхождением является и почитание троицы богинь-матерей (matres, matronae), изображавшихся чаще в сидячем положении с атрибутами плодородия и плодовитости.

Макробий, позднеантичный писатель, считает эту сидячую позу характерной для богов изобилия и плодородия с атрибутами: сума, крыло, корзина с плодами и т.д. Часто бог держит в руке змею с бараньей головой или галльскую шейную гривну. С изображением богов в так называемой позе Будды (сидячей) мы познакомились в южной и средней Франции.

Бог Цернуннос

Для кельтов сидеть скрестив ноги, было обычным делом. Скорее всего, поза со скрещенными ногами была обрядовой для богов и посвященных – сидя так, они приносили или принимали дары, произносили священные тексты.

Источники приводят около 400 имен или прозвищ богов и богинь, которые упоминаются в галльской среде: Альбиорикс — царь мира, Манопос — великий юноша, Тонтиорис — владыка племени, Катурикс — царь битв, Огмиос — сопровождающий усопших с посохом и луком и др. Эдуи почитали бога, изображавшегося с молотом и посохом, часто в паре с сопровождающей его богиней. Божества, связываемые с определенными животными, первоначально имели облик этих животных (священное животное племени, тотем), и позже, когда боги приобрели более определенные человеческие черты, эти животные стали лишь их атрибутами. Пока известны лишь изображения богов с указанными атрибутами, которые в большинстве случаев относятся уже к более позднему времени.

Современный кельтский крест, используемый сегодня как христианский символ, был напрямую взят из древней индоевропейской культовой символики и на самом деле является чисто языческим символом.

Кельтский крест

В различных культах и обрядах большую роль играли культовые котелки, простые и великолепной художественной работы. Блестящим образцом последних является серебряный культовый котелок из Гундеструпа в Ютландии. Его высота 42 см, ширина 69 см, вес почти 9 кг. Чеканные стенки котелка с внутренней и с внешней стороны покрыты серебряными позолоченными пластинками с изображением богов или героев, глаза которых инкрустированы синей эмалью. На одной из пластинок изображен бог Цернуннос, на другой бог с колесом – Таранис или трехголовый бог, на третьей человеческая жертва, опускаемая вниз головой в кадку с водой. На внутренних пластинах можно увидеть воинов со штандартом или значком в виде дикого кабана, шеи некоторых фигур или головы героев украшены кельтским торквесом. Место изготовления этого котелка точно не известно.

Котёл из Гундеструпа — богато декорированный серебряный сосуд, датируемый около I в. до н. э., относящийся к поздней латенской культуре. Обнаружен в 1891 году в торфяном болоте около посёлка Гундеструп в округе Орс.

Хранительница Котла — Серридвен, богиня преобразования, метаморфоз. Кельты знали о бессмертии Духа и возможности его возрождения, как в физическом плане существования, так и в духовном. Священным животным Серридвен был кабан – символ богатства, гостеприимства и праздника.

Хранительница Котла - Серридвен

Некоторые галльские племена сооружали огромные клетки из веток, загоняли туда людей и поджигали. Жертвы были в основном преступниками, и можно заключить, что независимо от тяжести вины все они совершили нечто такое, что позволило лишить их социального и обрядового статуса. Такие жертвоприношения, вероятно, служили залогом процветания и благополучия племени.

В знаменитом высказывании Лукана о трех кельтских богах – Тевтате, Таранисе и Езусе –утверждается, что жертв, посвященных Таранису, сжигали, Тевтата могла умилостивить смерть человека в воде, а Езуса – повешение. Возможно также, что Езус, Тевтат и Таранис символизировали собой три первоэлемента: землю и, соответственно, растительную жизнь (Езус – повешение), огонь (Таранис – сожжение) и воду (Тевтат – утопление). Жертвенная смерть в воде изображена на одной из пластин большой серебряной чаши работы кельтских мастеров примерно I века до н. э., найденной в торфянике близ Гундеструпа (Дания).

Галлы прежде вcегo воины и при этом они являются одним из самых набожных народов древности. Но самый знаменитый ритуал – это взятие головы, чтобы после возвращения с поля битвы выставить в домах или святилищах, связывают с желанием собрать коллекцию трофеев и тем самым повысить престиж, подчеркнув воинскую доблесть. Уточняют, что взятие головы производится только после смерти Врага, когда бой в самом разгаре, и победитель спешит прицепить этот трофей к своей лошади. Известно также, что после боя отрезанные головы приносят домой, выставляют и после процедуры консервации, с помощью кедрового масла, аккуратно хранят в шкафу. То, что речь идет о ритуале, подтверждается тем, что он привычно выполняется в течение многих веков.

Количество отрубленных голов определяет положение воина в определенном иерархическом порядке, который имеет у галлов громадное значение и проявляется, в частности в том, кому какое место следует занимать на пиру. Но, возможно, вражеская голова также выполняет функцию единицы счета при распределении добычи и вознаграждения. Он также имеет отношение к культовым практикам, имевшим своей целью принести в дом богатство и изобилие, а также залучить духов на службу хозяину.

Так же как и большинство древних народов, галлы верили в загробную жизнь. Мертвых сжигали вместе с теми вещами, животными и рабами, которые при жизни были рядом, вплоть до телег и повозок с лошадьми, а также инструментами, ювелирными украшениями, оружием, блюдами и тарелками. Вера в переселение душ уменьшала страх перед смертью и во время войн поддерживала храбрость и самоотверженность.

В конце VII и начале VI века до н. э. во многих областях со зрелой гальштаттской культурой, где употребление железа вошло в обиход, примечательно появление под курганными насыпями просторных погребальных камер; стенки их обложены деревом, а сами курганы иногда окружены рвом. Этим подчеркивалось выдающееся общественное положение усопших. Как правило, в них похоронены мужчины, часто с бронзовым или железным мечом в ножнах с крыловидным наконечником и множеством керамики, иногда богато расписанной геометрическими узорами. Здесь часто находят части кабаньих туш, при них железный нож, а в углу камеры большие амфорообразные сосуды, а иногда и глиняные символы в виде полумесяца, что свидетельствует о сложном погребальном обряде. Встречаются пышные захоронения с четырехколесными повозками, с великолепными конскими ярмами и богатыми деталями конской сбруи, количество которых в некоторых могилах достигает нескольких сотен, например, в Граденин у г. Колин в центральной Чехии.

Курганная насыпь знати

Это захоронения знати, преимущественно вождей. Преобладают скелеты, но бывают случаи, когда рядом с главным захоронением костяка с мечом и ярмом находится кучка сожженых костей другого человека.

В отдельных могильниках этого периода находят не только просторные погребальные камеры со срубом и с названным выше инвентарем, включая повозки и ярма, но и более скромные погребальные камеры или совсем простые захоронения.

Во время военной экспансии галлов укоренился обычай хоронить тела в могильных ямах, достигающих более 1 м в глубину, на общих кладбищах, которые в археологии обычно называют грунтовыми, плоскими могильниками, на поверхности не выделяющимися, в отличие от существовавшего ранее обычая насыпать курганы. Умершие часто похоронены в деревянных гробах или в ямах, стенки которых обложены деревом. Типично кельтским обычаем было помещение в могилу части вепря (дикого кабана). Это был очень древний обычай, существовавший уже в гальштаттское время, соблюдаемый и в латенское время, это связано с погребальным обычаем и погребальным пиром. Кости других животных (теленка, овцы, коровы) находят в могилах лишь изредка. Старый обычай трепанирования черепа (понижение внутричерепного давления путем вырезания овальной пластинки из черепа) бытовал и в то время.

В грунтовых могильниках с III века укореняется и обычай кремации, особенно в занятых кельтами среднеевропейских областях, где так хоронило местное исконное население.

Позже наряду с захоронениями мужчин появляются и захоронения женщин. В женских захоронениях бывают более богато представлены украшения, иногда и из драгоценных металлов. Керамика в ранней фазе среднеевропейских кельтских могильников встречается очень редко и появляется чаще только во II веке до н. э. Известны очень богатые захоронения позднего периода, например, захоронение княгини в Дюрене (Баденская область), относящееся к рубежу II и последнего веков до н. э.; среди приношений там были также серебряные застежки с зернью, браслеты из агата и стекла, золотые кольца, бронзовое зеркало с ручкой, бронзовые сосуды и серебряная монета. Женщина, как и мужчина являлась равноправным членом аристократической верхушки, а после смерти ее хоронили в пышном убранстве, резко отличавшемся от скромных украшений простого народа. Рождающаяся придворная среда жила в ущерб широким массам в роскоши. Захоронения вождей заметно группируются вокруг замков. В крупных курганах встречается и несколько погребальных камер довольно больших размеров, иногда площадью свыше 20 метров. Слой аристократии, слой вождей отдельных племен, обладающих почти неограниченными возможностями, сознательно отдаляется от простого народа, как при жизни, так и после смерти.


Боги и богини ;)

Эжен Вандри в XIX веке насчитал более 400 имен божеств кельтского пантеона, приведём некоторых из них.

Эпона – богиня-матерь, покровительница всадников и плодородия. В мифологии галльских кельтов Эпона была одним из наиболее значительных божеств. Лошади для кельтов имели огромное значение, они использовались и для перевозок, и на войне, и в сельском хозяйстве.

Луг – сияющий, бог света ( Меркурий ). Один из самых выдающихся богов в ирландской мифологии . Луг изображается как воин, король, мастер и спаситель.

Таранис – громовержец; бог неба, грозы и бури ( Юпитер ).

В кельтской мифологии Таранис - бог грома и подземного мира , которому поклонялись прежде всего в Галлии, Великобритании, Ирландии, а также в Рейнской и Дунайской областях.

Таранис обычно изображается с длинной бородой и с колесом в руке. Колесо, кстати, один из самых сложных и древних символов цивилизации .

Ритуалы, культ

Для кельтов были характерны пещерные святилища , там кипела подземная жизнь, порой очень жестокая. Жрецы (друиды) нередко приносили богам в жертву людей. Человеческая жертва – дар для предохранения от бед, напастей и нападения врагов.

Но если враги нападали на кельтские земли, и над оставшимся женщинами и детьми нависала опасность попасть в плен к чужеземцам, они отправлялись в загробный мир – Авалон (земля вечной жизни).

В деяниях королей Британии он описан так:

Этот чудесный остров окружен океаном; там нет нужды ни в чем; нет ни воровства, ни врагов, таящихся в засаде. Там не бывает снега; там не бывает засухи летом и морозов зимой, но царит нерушимый мир и гармония, и прекрасное тепло вечной весны. Там много цветов: лилий, роз и фиалок; яблоня там вместе рождает цвет и плод на одной и той же ветви. Юноша и девушка живут там вместе без грязи и стыда. Старость неведома там; ни нужды, ни болезни - все там суть радость. Никто там не держит чего-либо только для себя одного.

Лошади были очень важной частью ирландской религии . Белая лошадь - символ бога, якобы многие божества принимали вид белой лошади, когда встречались со смертными; встретить белую лошадь было большим счастьем.

Многие ирландские невесты до сих прячут где-нибудь в платье подкову , чтобы новая семья была богата и счастлива. Исторически, только относительно богатые люди имели бы лошадь, так что животное ассоциировалось с более высоким социальным статусом и удачей в целом.

Конечно, раньше ирландская невеста носила настоящую подкову, сделанную кузнецом, но сегодня она обычно носит легкую пластиковую подкову (обычно окрашенную в серебро), и она либо вшивается в ее платье, либо прячется в букете цветов, а иногда появляется на верхней части свадебного торта.

О свадебных традициях Ирландии читайте тут ☘️

Древние кельты почитали дуб, рябину, берёзу и яблоню, делали сооружения из каменных глыб (дольмены, менгиры)

По-видимому, дольмены использовались в качестве гробниц. В 1660 году один священнослужитель из маленького городка в Дренте (нидерландская провинция), пришёл к заключению, что дольмены были построены. великанами. Какое-то время спустя местные власти проявили интерес к этим могилам. Из-за того, что камни дольменов использовались для укрепления дамб, а также для строительства церквей и домов, так что через несколько лет пришлось ввести закон об охране дольменов от желающих построить из них дом..

Ещё одно важное понятие в религии древних кельтов - гейс . Это разновидность табу в Ирландии. Каждый человек при рождении наделяется талантами и личными запретами (гейсами), кто нарушает свой гейс – умирает в Самайн .

Кельтское язычество, также кельтское многобожие (политеизм) — это религиозные верования и практики древних кельтских народов Западной Европы до периода христианизации. Кельтское язычество было политеистическим и анимистическим.

Кельтская религия была политеистической: кельты верили во множество божеств, богов и богинь. Самые известные среди них были общекельтскими: поклонение им засвидетельствовано в большей части кельтского мира, хотя эти божества могут быть известны под различными местными названиями и с различными ассоциациями. Общекельтские божеств составляют лишь небольшой процент от всех кельтских богов; грубо говоря, примерно из 300 кельтских божеств, о которых мы знаем, только около 60 могут быть найдены в более чем одном регионе и из них только приблизительно 20-30 являются общекельтскими.

Кельты также были анимистами, верили в божества, связанные с различными явлениями природы, такими, как деревья, потоки воды, которые часто чтили в местных храмах.

Религия кельтских народов известна нам - и то далеко не полно - лишь в том виде, как она сложилась к моменту столкновения этих народов с римлянами, то есть к I в. до н. э.

Как уже было сказано, религия занимала одно из ведущих мест в общественной жизни кельтов. Доходя подчас до мистицизма, она прочно держала сознание всех верующих и делала их гибким материалом в руках правящих слоёв. Религия дала ростки во всевозможные культы, обряды, обычаи, традиции, мифы и эпос. Основные положения о боге можно найти в триадах ирландских бардов. В них постулируются основные положения мировоззрения кельтов относительно многих вопросов.

Друиды

В эпоху тесного соприкосновения кельтов (галлов) с римлянами (I в. до н. э. - III в. н. э.) кельтское общество стояло на уровне развитого родоплеменного строя в канун его превращения в классовую формацию, то есть в целом на более высокой исторической ступени, чем германцы и славяне. Основная масса кельтских племен населяла Пиренейский полуостров, Галлию (теперешняя Франция) и Британские острова. Самыми сильными из племен, обитавших в Галлии и более нам известных, были постоянно враждовавшие между собой аллоборги, гельветы, секваны, арверны, эдуи, треверы, нервии.Но более сильные из них постепенно объединяли вокруг себя соседей. Во времена Цезаря (середина I в. до н. э.) в Галлии соперничали два самых крупных племенных союза: во главе одного стояли эдуи, во главе другого - секваны. Внутри племен уже выделилась родовитая наследственная аристократия, державшая в подчинении народ и ведшая постоянные войны.

Этот аристократический и воительский родоплеменной строй кельтов отразился в их религии. Отправление культа целиком находилось в руках профессионального жречества - друидов. Они составляли наряду со светской аристократией влиятельную и привилегированную верхушку кельтских племен. Хотя кельтские жрецы не образовывали замкнутой и наследственной касты, доступ к званию друида был открыт обычно лишь для человека из племенной аристократии. Друиды имели свою межплеменную организацию, которая охватывала всю Галлию. Раз в год они собирались на совещания, устраивавшиеся в общегалльском религиозном центре, в области племени кар-нутов. Они выбирали из своей среды верховного жреца, должность которого была пожизненной. Желающий стать друидом проходил длительную и трудную подготовку, которая растягивалась на 20 лет. Кандидат изучал жреческую мудрость и заучивал наизусть множество религиозных гимнов и заклинаний*. Друидами могли быть и женщины. Авторитет друидов был очень велик: недаром кельтскую религию часто называют друидизмом. Они были жертвоприносителями, гадателями, колдунами-заклинателями, знахарями-врачевателями, хранителями тайных знаний.

Культ носил жестокий, варварский характер. Широко практиковались человеческие жертвоприношения, отчасти связанные с системой гаданий. Многие обряды были приурочены к почитанию священного дуба (само слово "друид" производят от "dru" - дуб) и омелы. Особо таинственным считался обряд срезания золотым серпом ветви омелы; это делалось ночью, в полнолуние, причем друид - исполнитель обряда облачался в белую одежду.

Римские писатели упоминают помимо собственно друидов-жрецов еще две профессии, имевшие прямое отношение к религиозным верованиям кельтов: это эвбаги - служители при жертвоприношениях и барды - вдохновенные певцы, вероятно шаманского толка. Одной из главных жреческих доктрин было учение о переселении душ; наряду с ним у кельтов были и представления о загробном мире под землей, под водой или на островах.

Боги

Будучи вначале, по-видимому, общинными и племенными патронами, кельтские боги сохранили во многих случаях весьма архаический облик и своими именами или атрибутами выдают древнее тотемическое происхождение. Одни из них, очевидно, имеют отношение к охотничьему культу. Таковы галльские боги Моккус (вепрь), Цернуннос (бог с оленьими рогами), Dea Artio, изображавшаяся с медведем. Часто встречается изображение рогатой змеи, сопровождающей фигуры разных божеств. В Ирландии был рыбий бог. Другие связаны с домашними животными и, очевидно, считались покровителями скотоводства. Таковы богиня Эпона (от epos - лошадь), изображавшаяся верхом на коне, бог Мулло - мулл или осел, Тарвос - бык, Дамона - покровительница рогатого скота .

Иные божества обнаруживают ясную связь с явлениями природы, причем некоторые из них, видимо, были покровителями плодородия и земледелия либо представляли собой более сложные образы. Из богов небесных явлений выделяются: Левцетиос - бог молнии, Таранис (Таранукус) - громовик, атрибутом которого было колесо со спицами или молот (Тараниса римляне отождествляли с Юпитером). Божества солнца пользовались почитанием больше на Британских островах (Кром, Дагда, Самхан и др.), чем в Галлии. Очень много было божеств рек и источников. С лесной растительностью, по-видимому, был связан Эсус, один из наиболее почитавшихся богов, в котором некоторые исследователи хотели даже видеть древнего единого бога кельтов. Известны два его изображения в виде человека, рубящего дерево; одно из них, с именем бога, находится на жертвеннике, найденном в Париже, на месте теперешнего Собора богоматери. Римский поэт Лукан упоминает имя Эсуса рядом с Тевтатесом и Таранисом; на этом основании некоторые ученые предполагали, что эти три бога составляли верховную триаду кельтской религии, но для этого нет серьезных мотивов, тем более что ни в одной надписи имена эти не встречаются вместе.

Интересна также фигура Огмиоса, бога мудрости и красноречия, может быть в прошлом покровителя хлебного поля; его античные писатели сблизили с Геркулесом. Воинственный быт кельтских племен породил целый ряд божеств войны или же наделил военными функциями старых богов: таковы британский Белатукадрос (имя его, обнаруженное в 14 надписях, означает "блистающий в войне"), Катурикс ("царь битвы"), Коцидиус, Беленус, Белисама.

С развитием торговых межплеменных связей появились боги - покровители торговли, которых римляне отождествляли со своими Меркурием и Минервой. На более древнюю эпоху матриархата указывает почитание богинь-матерей (Matres или Matronae по-латыни), которые обычно изображались триадами. Помимо богов кельты верили в многочисленных духов, фей, эльфов, чудовищ, обоготворяли деревья, источники, камни.


Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Религия кельтов обозначает систему практик и верований этих кельтов , основанную на мифологический, гражданский и философский пантеоне.

Как и другие народы ранняя история / Древность из Европы , кельты разработали политеистическую религиозную систему , в рамках которой жреческий класс друидов судил . Эта религия постепенно растворяется в культуре Римской империи от I - го века до нашей эры. До н.э. , за исключением Ирландии , где кельтская цивилизация продолжала существовать вплоть до евангелизации острова в V - м веке [см. необходимо] .


Резюме

Источники и документация

В Друидах , имеющие систематически привилегированная устность, что кельты не оставили нам никаких прямых свидетельства об их верованиях, их богах и их обрядах. Три источника информации, доступные кельтологам, являются косвенными: археологические находки , свидетельства их греческих и римских соседей, а также средневековая валлийская и ирландская литература ( древняя агиография и материалы из Бретани во Франции).

Свидетельства современников

Их современники дают нам общие сведения. Мы можем процитировать, например: Диодора Сицилийского ( Историческая библиотека ), Страбона ( География ), Помпония Мела ( Де Хорография ), Лукана ( Ла Фарсале ), Плиния Старшего ( Естественная история ), Тертуллиана и Юлия Цезаря с комментариями на галльский язык. Войны . Эти свидетельства часто дают частичное и негативное представление о кельтских народах. Эта информация в значительной степени искажена интерпретацией romana , которая систематически ищет римский эквивалент кельтских богов.

Мы также можем говорить о почти современных свидетельствах, написанных историками или географами, которые описывают кельтские сцены, свидетелями которых они были, но в более недавнее время. Можно считать, что свидетельство Жиро де Барри (XII век) о ритуале интронизации ирландского короля является одним из них.

Археология

Со времени принятия закона о превентивной археологии в 1986 году археологические раскопки, касающиеся кельтов, сделали большой шаг вперед. Такие сайты, как Святилище Рибемон-сюр-Анкр или Оппидум в Коренте , смогли предоставить ценную информацию о сделанных подношениях, типах используемых святилищ или даже информацию о культе черепов. Анализ гробниц с колесницами позволил выявить вотивные предметы, общие для всех гробниц того времени, такие как посуда, еда и украшения, но иногда находили и более символические предметы, такие как подвеска в форме лиры Васени . В течение сорока лет монеты также изучались с целью предложить религиозные мотивы. О подношениях по обету, найденных в священных источниках, содержится информация о богах (имена и функции). Другие объекты, такие как корона из золотых дубовых листьев, ритуальные золотые конусы , котел Гундеструпа или солнечная колесница Трундхольма, могут быть кельтскими.

Средневековая литература

Средневековая литература восходит к тому периоду, когда христианство уже получило широкое распространение, поэтому она переосмысливает темы и включает множество широко переработанных историй, таких как легенда о короле Артуре или волшебнике Мерлине, чего он не делал. темы кельтской религии из воображения сказочников. Это называется делом Бретани . Житие некоторых святых также дает информацию о кельтской религии, либо потому , что святые сражаться с язычниками, или потому , что их жизнь вдохновлена кельтскими богами или кельтской мифологией.

Если некоторые главные божественные персонажи являются общими для всего кельтского мира, каждая из культурных областей имеет особую мифологию. Помимо местных особенностей, мы находим Трифункциональную схему из индоевропейцев , как они были представлены Дюмезилем .

Валлийская мифология

Галльская мифология

Ирландская мифология

Иерархия главных богов

  • вне класса:
    • Луг Самилданач (политехнический бог)
    • Дагда (бог-друид)
    • Огме (бог красноречия)
    • Нуада (роялти)
    • Гойбниу (бог кузнеца)
    • Кредн (бронзовый бог)
    • Лучта (бог плотников)
    • Дайнсхт (бог-врач) отец Аирмеда , Миаха и Оирмиаха
    • Mac Oc или Oengus (в молодости)
    • Бригитта (богиня поэтов, кузнецов и врачей)
    • Пьютер или Эйтна (королева Ирландии, мать всех богов)
    • Боанд (другое имя Бригит, одноименной богини Бойна )
    • Морриган (богиня-воительница или владыка)

    Кельтский потусторонний мир

    Кельтский потусторонний мир - не место мертвых, хотя некоторые герои ирландской литературы с ним знакомы. В основном это обитель богов и их посланников ( банзид ).

    Данные, касающиеся кельтского видения потустороннего мира, приходят к нам в основном от имраммов, таких как Имрам Бран Мак Фебал, и эхтраев, таких как Эхтра Нерае. Определенные Christian Vitae, такие как путешествие Сен-Брендана, были вдохновлены им.

    Священнический класс

    «Первые занимаются вопросами религии, они руководят общественными и частными жертвоприношениями, регулируют религиозные обряды; молодые люди приходят толпами учиться у них, и для них большая честь. Фактически именно друиды урегулируют почти все конфликты между государствами или между людьми, и, если было совершено какое-либо преступление, если имело место убийство, если возник спор по поводу наследования или делимитации, они являются теми, кто судит, кто фиксирует удовлетворение, которое должно быть получено и дано; если человек или народ не выполнили свое решение, они запрещают ему приносить жертвы. Это у галлов самое серьезное наказание. Тех, кого поразил этот запрет, помещают в ряды нечестивых и преступников, мы отдаляемся от них, мы избегаем их приближения и их поддержки, опасаясь смертельных последствий их нечистого контакта; им не разрешается ни добиваться справедливости, ни получать свою долю чести. "

    Класс жреца состоит из трех специализаций:

    Культы

    Обряды и жертвоприношения

    • бескровный, стихией (первый класс)
    • с кровопролитием с применением оружия (второй класс)
    • без убийства (третий класс).

    Другие практики известны нам из ирландской литературы:

    Религиозные праздники

    Кельтский год делится на 2 сезона: одно светлое, а другое темное [исх. необходимо] . Он имеет 4 религиозных праздника , описанных в средневековой ирландской литературе [исх. необходимо] :

    Места поклонения

    Кельты использовали все виды природных мест (горы, пещеры, источники, озера и т. Д.) В качестве мест поклонения, поскольку считали их местами, населенными богами. Они также использовали для жертвоприношений квадратные ограды, окруженные рвами и деревянными частоколами.

    Бессмертие души

    Вера кельтов в бессмертие души проистекает, в частности, из отрывка Юлия Цезаря в его комментариях к галльским войнам о галлах ; В своей истории Франции , Мишль напоминает , что эта вера в бессмертии души связана с теорией переселения душ, реинкарнации или метемпсихоз; Об этом сообщили римские наблюдатели.

    Воинский ритуал обезглавливания

    После победы в битве галлы отрезали головы убитым противникам, чтобы добавить их в свои коллекции голов.

    Читайте также: