Полиритмия это в музыке кратко

Обновлено: 07.07.2024

Превратить сознательные действия в автоматические движения — трудный и длительный процесс, это нужно делать постепенно. И постоянно оглядываться назад, проверяя себя: получается ли, комфортно ли?

Необходимо развивать умение слышать и чувство ритма. А еще, как ни странно, помогает темп — ускоряясь, движения становятся почти машинальными.

Видео, где очень понятно, хоть и на английском, объясняют и показывают (с рисунками!), что такое полиритмия — как это звучит и как это работает.

(от греч. polus - многий и ритм) - сочетание в одновременности двух или неск. ритмич. рисунков. П. в широком смысле - объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе - четвертные, в другом - восьмые); противоположна моноритмии - ритмич. тождеству голосов. П. - явление, характерное для муз. культуры стран Африки и Востока (напр., сочетание разл. ритмов, исполняемых на ударных инструментах), а также общая норма для многоголосия европ. музыки; начиная с мотета 12-13 вв. - необходимое условие полифонии. П. в узком смысле - такое сочетание ритмич. рисунков по вертикали, когда в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица (соединение бинарных делений с особыми видами ритмич. деления - триолями, квинтолями и т.п.); характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, а также для А. Веберна, композиторов 50-60-х гг. 20 в.


А. Веберн. "Это - песня только для тебя", ор. 3 No 1.
Особым видом П. является полихронность (от греч. polus - многий и xronos - время) - сочетание голосов с разл. единицами измерения времени; отсюда полихронная имитация (в увеличении или уменьшении), полихронный канон, контрапункт. Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц может производить впечатление политемповости, одноврем. сочетания голосов в разл. темпах (см. пример ниже). Полихронность присуща полифонии на cantus firmus, когда последний проводится более крупными длительностями, чем остальные голоса, и образует по отношению к ним контрастный временной план; широко распространена в музыке от раннего многоголосия до позднего барокко, в частности характерна для изоритмич. мотетов Г. де Машо и Ф. де Витри, для хоральных обработок И. С. Баха (органных, хоровых):


И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа "Nun freut euch, lieben Christen g'mein".
У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с неодинаковыми временными измерениями, "пропорциями" ("пропорциональный канон", по Л. Файнингеру). В 20 в. она применялась в поздних соч. Скрябина, композиторами новой венской школы, мн. композиторами 50-60-х гг.



В. Н. Холопова.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

полиритмия и полиметрия

В основе музыки всегда лежит размер — система, показывающая количество сильных и слабей долей в такте. И хотя самыми популярными размерами считаются простые метры вроде 4/4 и 6/8, даже внутри них можно создавать комплексные ритмические рисунки, объединяющие элементы нескольких размеров и делающие музыку значительно интереснее. Из этого материала вы узнаете, что такое полиритмия, полиметрия и кросс-ритм, а также разберётесь в отличиях этих терминов.

Популярная музыка обычно полагается на простые музыкальные размеры — 2/2, 4/4, 3/4 и 6/8. Эти размеры строятся на общих ритмах из четвёртых, восьмых и шестнадцатых нот, которые довольно просты для исполнения. Подобная простая ритмика встречается в блюзе, роке, кантри, фолке, электронной и популярной музыке (даже несмотря на то, что некоторые размеры считаются мёртвыми для этих стилей).

Однако простыми ритмами дело не ограничивается, а в джазе, хип-хопе, метале и народной (особенно африканской и индийской) музыке всё обстоит куда интереснее. Композиции этих жанров используют более сложные и комплексные ритмы в рамках привычных музыкальных размеров, построенные на полиритмах, полиметрах и кросс-ритмах. Редакция SAMESOUND разбирается, что такое полиритмы и полиметры, чем они отличаются от кросс-ритмов и рассказывает, как распознать их и применить на практике.

Что такое полиритмия

Полиритмия — одновременное сочетание двух и более ритмических рисунков, не совпадающих по количеству временных долей в такте. Когда инструмент играет параллельно несколько отличающихся ритмических фигур, он создаёт полиритм, делающий музыку намного интереснее и придающий ей дополнительной выразительности.

Большинство полиритмов, использующихся в наше время, основаны на сложной ритмике африканской музыки. Подобная музыка обычно исполняется группой барабанщиков на традиционных ударных инструментах: один музыкант отыгрывает один ритм, второй — дополняет его ритм своим, третий — дополняет оба ритма.

Несмотря на то, что полиритмы и полиметры использовались в классической музыке с XVII-XVIII веков, а национальная музыка применяла их с начала времён, популярная музыка обратилась к сложным ритмическим рисункам значительно позднее. Одними из первых полиритмы взяли на вооружение джазовые музыканты. Позднее эстафету приняли металисты, со временем сформировавшие новые направления музыки, в основе которых лежит использование полиритмов.

Самым популярным полиритмическим мотивом в современной музыке считается гемиола, также берущая корни из африканской музыки. Гемиола представляет собой наложение простого двухдольного ритма на триольный ритм.

Повторить такой ритм просто: в размере 6/8 создайте ритмический рисунок из триолей, а затем дополните его двумя половинчатыми нотами. К примеру, если использовать ударную установку, то рабочий барабан будет отыгрывать три равных удара на такт, а бас-бочка — два.

Как устроена полиритмия

Чтобы понять, как устроена полиритмия, обратимся к формуле X:Y, где:

В упоминаемой выше гемиоле используется полиритм с формулой 3:2: на каждые два базовых импульса (удары бочки) приходятся три контрритма (удары рабочего барабана). Таким образом, гемиола совмещает ритмическое исполнение дуолей с независимым исполнением триолей.

Полиритм 3:2 на примере партии ударных

Полиритм 3:2 на примере партии ударных

Из-за того, что длительности нот в ритмических фигурах идентичны, первые звуки импульса и контрритма совпадают, после чего ритмы расходятся. Вторая нота импульса в схеме 3:2 звучит между вторым и третьим контрритмом. Для создания полиритма нужно поместить между вторым и третьим звуком первой партии (контрритма) второй звук второй партии (импульса).

Такая схема работает только при игре восьмыми нотами. Если заменить восьмые на четверти, контрритм перестанет быть собой, а партия лишится полиритмической структуры.

Кросс-ритм как частный случай полиритма

Кросс-ритм представляет собой особую форму полиритмии, относящуюся к системным полиритмам.

К примеру, если сместить акценты одной из партий (или её части) в размере 4/4 со стандартной схемы 2:2:2:2 с выделением каждого второго звука на 3:3:2 с выделением третьего и второго звуков, то образовавшееся сочетание акцентов создаст кросс-ритм.

Ритм клаве

Ритм клаве как пример кросс-ритма

Ранние исследования кросс-ритма говорили о нём, как о частном случае полиметра — считалось, что кросс-ритм возникает при соединении партий в разных размерах с несовпадающими акцентами. Теоретически, такие партии никогда не будут звучать слаженно из-за разности размеров и акцентов на сильную долю в них.

Тем не менее на практике ситуация обстоит совершенно иначе: разноразмерные партии сливаются в единую, слаженную и необычную картину. Во многом связь кросс-ритма с полиметрией была обусловлена тем, что исследователи воспринимали африканскую музыку как полиметричную, в которой партии всех инструментов композиции исполняются в разных размерах.

В качестве примера зачастую рассматривалась музыка йоруба, исполняемая на барабанах дундун. В йоруба два барабанщика играют стандартный ритм клаве с пятью акцентами в полиметрическом комбинированном размере 7/8+5/8. Партия первого барабанщика объединяет три импульса, партия второго — четыре импульса, благодаря чему акценты смещаются и образуют кросс-ритм.

С течением времени восприятие африканской музыки изменилось — исследователи стали рассматривать её как полиритмичную, в которой все партии исполняются в одном размере, но с акцентированием на разных долях. Таким образом игра с акцентами создаёт ощущение разноразмерности композиции: слушателю кажется, что все инструменты играют в разных размерах, хотя на самом деле никто не покидает первоначального метра.

В итоге кросс-ритм стали рассматривать как частный случай полиритма. В музыкальной популярной литературе и обсуждениях на форумах кросс-ритм и полиритм и вовсе становятся синонимами.

Кросс-ритм

Пример кросс-ритма: разные партии сыграны в разном ритме, но в одном размере

Техника кросс-ритма работает с партиями любых инструментов, достаточно противопоставить один размер в одной партии другому размеру в другой. Однако применяется он не так часто — самыми заметными поклонниками кросс-ритма оказались прогрессив-металлисты, среди которых активнее всего он применяется в творчестве Dream Theater, TOOL и Polyphia.

Пользоваться кросс-ритмом достаточно сложно: бездумное заигрывание с ожиданиями слушателя и его восприятием может разрушить целостность композиции.

Что такое полиметрия

Полиметрия — одновременное сочетание двух и более размеров (метров). Принцип работы полиметрии совпадает с полиритмом — здесь также применяется формула X:Y, в которой:

Несмотря на различие размеров тактов у разных инструментов и смещение сильных долей относительно друг друга, общий ритм композиции остаётся единым.

Полиметрия — более сложный приём не только для исполнителя, но и для композитора, так как при написании партий нужно сохранять чёткую организацию внутри каждого используемого размера. С точки зрения композиции, при работе с полиметрией нужно внимательно следить за акцентированием сильных долей в разных партиях, и только потом смотреть на сочетание размеров между собой.

Как устроена полиметрия

Все полиметры формируются по одному принципу: одна партия играется в одном размере, вторая — в другом. Экспериментировать с разными размерами довольно просто, если запомнить, где и когда ставить акценты на сильную долю, а также не путаться в ритмике исполнения.

Базовый рифф 4/4 в размере 4/4

Полиритмия: рифф 4-4 в размере 4-4

Простой гитарный рифф, сыгранный в размере 4/4. Используются восьмые длительности нот.

Базовый рифф 3/4 в размере 3/4

Полиритмия: рифф 3-4 в размере 3-4

Простой гитарный рифф, сыгранный в размере 3/4. Используются восьмые длительности нот.

Базовый рифф 4/4 в размере 3/4

Полиритмия: рифф 4-4 в размере 3-4

Теперь сыграем рифф на 4/4 в размере 3/4. Обратите внимание, что количество нот остаётся прежним, но смещаются акценты.

Из-за того, что в размере 4/4 в рамках такта у нас умещается восемь восьмых нот, часть нот переезжает в следующий такт.

Базовый рифф 3/4 в размере 4/4

Полиритмия: рифф 3-4 в размере 4-4

Теперь сыграем рифф на 3/4 в размере 4/4. Обратите внимание, что количество нот остаётся прежним, но смещаются акценты.

Из-за того, что в размере 3/4 в рамках такта у нас умещается шесть восьмых нот, здесь часть нот переезжает в предыдущий такт.

Полиритмия и полиметрия: так в чём же разница?

Так, например, в Музыкальном словаре Гроува полиритм определяется как наложение различных ритмов и метров. В то же время в европейской и отечественной музыкальной теории термины принято использовать отдельно друг от друга. Тем не менее Европа, Россия и страны СНГ зачастую воспринимают полиметрию как частный случай полиритмии с той оговоркой, что чёткого разделения двух терминов не существует.

Так или иначе, но разграничивать полиритмию и полиметрию нужно — базовый принцип у терминов всё-таки разный. Повторим:

  1. Полиритмия — соединение двух и более совершенно разных ритмических рисунков в единое целое.
  2. Полиметрия — соединение двух и более разных музыкальных размеров в единое целое.

Что же касается кросс-ритма, то термин можно воспринимать как синоним полиритма. Вряд ли кто-то станет с моноклем и пеной у рта доказывать, что вы не правы, когда говорите об использовании полиритмов в своей музыке, хотя на деле у вас используется кросс-ритм.


Полиритмия — сочетание различных пульсаций в рамках одного метра(размера). Также полиритмия характеризуется как отсутствие единой мельчайшей длительности (например восьмая или шестнадцатая) в рамках определенного размера.
Явление полиритмии встречается как в академической,так и в народной музыке. Считаю нужным уточнить различия между этими двумя типами полиритмии.

Самый простой пример — это гимеола (один из самых распространенных вариантов полиритмии). Гемиола это наложение двухдольности на триольность. При чем гемиола можете создавать полиритм по отношению к заданной пульсации в том же голосе.


Сначала слух привыкает к трехдольной пульсации, которая затем с помощью смешения акцентов превращается в двух дольную. Однако слух по инерции воспринимает эту двух дольность в трехдольном размере в результате чего и возникает полиритмическое звучание. Тот же пример, но с сохранением размера в другом голосе:


Совмещение пульсации на 2 и 3 — самый простой и распространненый способ создания полиритмии. Возможно, например, наложение четвертных триолей на ровные четверти или восьмые:


Во втором такте образуется вид полиритмии 4 на 3.
Еще пример полиритмии 4 на 3



Четырехдольные акценты в триольной линии:


Также возможно обратное сочетание — наложение трехдольных акцентов на шестнадцатые:


Один из популярных в джазе приемов наложение четверти с точкой на 4хдольный метр:


Это наиболее простые типы полиритмов.
Более сложные варианты полиритмии образуются при сочетании пяти- и семидольных пульсаций.
Один из интереснейших примеров — это наложение пятидольных акцентов на триольную и 4хдольную пульсацию:


Обратите внимание, что и в том и другом размере совпадение долей происходит через количество тактов, равное выдерживаемой длительности(в нашем случае это 5).
Это важная закономерность полиритмии, которая основана на возможной обратимости любой полиритмии в аналогичную в другом метре. Пример с 16-ми можно записать как квинтоли или размер 5/16.

Практические приемы освоения полиритмических ритмов.

Некоторые полиритмы просты для освоения и восприятия, поскольку базируются на математическом совпадении долей и легко просчитываются (например, гемиола или 4 на 3). Другие же основаны на независимом восприятии каждого отдельного ритма и неделимы (например, септоли 16 на четвертные триоли). Для освоения любого типа полиритмии необходимо добиваться независимости (рук, рук и голоса, ног и рук и т.д в зависимости от инструмента).

Лучше всего здесь ориентироваться на певцов, которые играют на каком-либо инструменте. Часто можно увидеть или услышать как советуют просчитывать совпадение долей и и т.д.

Однако никому в голову не придет просчитывать при пении, на какой слог какой аккорд попадает.

Проще всего запомнить каждую партию в отдельности и довести до автоматизма, а затем начинать соединять. Как показывает практика, лучше всего соединять ритмы в полиритм в исходном или близком к исходному темпе. Если темп будет медленным, то слух начнет концентрироваться на совпадении долей и вся ритмика разрушиться. Поэтому главный принцип научиться слышать линии отдельно.

Однако поскольку слух имеет свойство четко слушать и воспринимать только три независимые линии ,то при добавлении четвертой необходимо сгруппировать какие-либо два усвоенные в один. Позже мы еще поговорим о таких понятиях как смешение, ритмическая модуляция, ритмичеcкие модусы и т.д. А пока осваивайте искусство полиритмичной игры.

Читайте также: