Полифония это в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эле­мен­ты полифонии за­мет­ны в фольк­ло­ре раз­ных ев­ропейских и не­ев­ро­пей­ских на­ро­дов. В ис­то­рии профессиональной ев­ропейской му­зы­ки раз­ли­ча­ют: полифонию Сред­не­ве­ко­вья (IX-XIV веков), полифонию Воз­ро­ж­де­ния (XV-XVI веков), полифонию Но­во­го вре­ме­ни (с XVII века). Пер­вые об­раз­цы мно­го­го­ло­сия, со­хра­нив­шие­ся в трак­та­тах IX века, пред­став­ля­ют со­бой ор­га­нум. Выс­шие дос­ти­же­ния по­ли­фо­нического искусства Сред­не­ве­ко­вья - мо­тет, дис­кант, кон­дукт (смотреть так­же в статье Арс ан­тик­ва). Ис­то­рическое зна­че­ние в полифонии это­го вре­ме­ни име­ют ос­вое­ние рит­мического кон­тра­ста го­ло­сов, опы­ты ис­поль­зо­ва­ния ими­та­ции, ка­но­на, воз­ник­но­ве­ние ос­ти­нат­ных форм (смотреть Ос­ти­на­то). Пе­ри­од арс но­ва, пе­ре­ход­ный от Сред­не­ве­ко­вья к Воз­ро­ж­де­нию, оз­на­ме­но­ван рос­том зна­че­ния свет­ских жан­ров (мад­ри­гал, кач­ча, рон­до и другие), при­ме­не­ни­ем изо­рит­мии, прак­тической и тео­ре­тической (Фи­липп де Вит­ри) раз­ра­бот­кой различного формго­ло­со­ве­де­ния. Круп­ней­шие мас­те­ра сред­не­ве­ко­вой полифонии - Ф. Лан­ди­ни, Г. де Ма­шо. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния искусство полифонии рас­цве­та­ет в Анг­лии, Фран­ции, Ни­дер­лан­дах, Ита­лии, Гер­ма­нии, Ис­па­нии, Че­хии, Поль­ше; это так называемая эпо­ха стро­го­го пись­ма (или стро­го­го сти­ля), нор­мы ко­то­ро­го оп­ре­де­ле­ны Дж. Цар­ли­но. По­ли­фо­ническая ком­по­зи­ции со­чи­ня­лись пре­имущественно для хо­ра а ка­пел­ла (соз­да­ва­лось не­ма­ло со­чи­не­ний с уча­сти­ем ин­ст­ру­мен­тов или ин­ст­ру­мен­таль­ных, но раз­ви­тие ин­ст­ру­мен­таль­ных форм как са­мо­сто­ятельной об­лас­ти полифонии от­но­сит­ся к XVII веку). Основные жан­ры - мес­са, мо­тет, мад­ри­гал, ду­хов­ные и свет­ские пес­ни. Мас­те­ра стро­го­го сти­ля вла­де­ли все­ми сред­ст­ва­ми кон­тра­пунк­та, раз­ра­бо­та­ли прак­ти­че­ски все фор­мы ими­та­ции и ка­но­на, ши­ро­ко поль­зо­ва­лись по­ли­фо­ническими пре­об­ра­зо­ва­ния­ми (об­ра­ще­ние, ра­ко­ход, уве­ли­че­ние, умень­ше­ние). Стро­гое пись­мо опи­ра­лось на сис­те­му диа­то­нических мо­даль­ных ла­дов (смотреть Мо­даль­ность, Цер­ков­ные ла­ды). Те­ма­тической ос­но­вой был гри­го­ри­ан­ский хо­рал, од­на­ко ис­поль­зо­ва­лись и свет­ские ме­ло­дии. В XV-XVI века са­мой пред­ста­витель­ной бы­ла ни­дер­ланд­ская шко­ла (Г. Дю­фаи, Ж. Бен­шуа, Й. Оке­гем, Жос­кен Де­пре, О. ди Лас­со, Х. Изак, П. де ла Рю, Я. Об­рехт, Я. Ар­ка­дельт и другие). Во 2-й половине XVI века ве­ду­щее по­ло­же­ние за­ня­ла итальянская му­зы­ка: рим­скую шко­лу воз­глав­лял Дж.П. да Па­ле­ст­ри­на, его тра­ди­ции про­дол­жа­ли ис­пан­цы Т.Л. де Вик­то­рия, К. де Мо­ра­лес; ни­дер­лан­дец А. Вил­ларт стал ос­но­во­по­лож­ни­ком ве­не­ци­ан­ской шко­лы, рас­цвет ко­то­рой свя­зан с А. Габ­рие­ли и Дж. Габ­рие­ли. Ос­вое­ние вы­ра­зи­тель­но­сти хро­ма­ти­ки в со­чи­не­ни­ях К. Дже­зу­аль­до и Л. Ма­рен­цио де­ла­ет их про­воз­ве­ст­ни­ка­ми ба­рок­ко.

В эс­те­тической сис­те­ме ро­ман­тиз­ма полифония об­ре­ла не­свой­ст­вен­ную ей ра­нее экс­прес­сию, рас­ши­ри­лись пред­став­ле­ния о по­ли­фо­нической те­ма­тиз­ме (пе­сен­ный у Ф. Шу­бер­та, под­чёрк­ну­то ин­ст­ру­мен­таль­ный на ак­кор­до­вой ос­но­ве у Ф. Лис­та, А. Брук­не­ра), уси­ли­лось влия­ние прин­ци­пов го­мо­фон­но­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в фу­гах. Об­рат­ная тен­ден­ция свя­за­на с на­ме­тив­шей­ся ещё в XVIII веке по­ли­фо­ни­за­ци­ей го­мо­фон­ной фак­ту­ры (Р. Шу­ман, Р. Ваг­нер и другие).

В профессиональной русской му­зы­ке са­мо­быт­ные по­ли­фо­нические фор­мы раз­ви­ва­лись в XVII - 1-й половине XVIII веков (пар­тес­ный кон­церт, кант и другие). Ос­но­вы клас­сической русской полифонии за­ло­же­ны М.И. Глин­кой, ко­то­рый со­че­тал тра­ди­ции народной под­го­ло­соч­ной полифонии и профессиональной русской полифонии (М.С. Бе­ре­зов­ский, Д.С. Борт­нян­ский) с опы­том западно-ев­ропейской по­ли­фо­нической куль­ту­ры. В русской му­зы­ке XIX - начала XX веков полифония от­ли­ча­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем ти­пов ме­ло­ди­ки (кан­ти­ле­на в ка­но­нах Глин­ки, А.П. Бо­ро­ди­на), сим­фо­нич­но­стью форм (П.И. Чай­ков­ский), тя­го­те­ни­ем к мо­ну­мен­таль­но­му сти­лю (А.К. Гла­зу­нов, С.И. Та­не­ев), не­обыч­но­стью форм при­ме­не­ния (М.П. Му­сорг­ский и другие). Тра­ди­ции русской полифонии по­лу­чи­ли ши­ро­кое раз­ви­тие в советской му­зы­ке (Н.Я. Мяс­ков­ский, С.С. Про­кофь­ев, Д.Д. Шос­та­ко­вич и другие).

Уси­ле­ние зна­че­ния полифонии ха­рак­тер­но для все­го XX века. Оно вы­ра­жа­ет­ся в час­том об­ра­ще­нии к фу­ге, по­ли­фо­ническим ва­риа­ци­ям, вклю­че­нии по­ли­фо­нических или по­ли­фо­ни­зи­ро­ван­ных час­тей в со­нат­но-сим­фо­нический цикл, сюи­ту, кан­та­ту, опе­ру. Ин­те­рес к слож­ной поли­фо­нической тех­ни­ке сти­му­ли­ро­вал нео­клас­си­цизм (И.Ф. Стра­вин­ский, П. Хин­де­мит). Музыкальный язык полифонии ус­лож­нял­ся бла­го­да­ря при­ме­не­нию рас­ши­рен­ной то­наль­но­сти, сим­мет­рич­ных ла­дов (у О. Мес­сиа­на), не­тра­диционных спо­со­бов варь­и­ро­ва­ния те­мы (зву­ко­вы­сот­но­го, рит­ми­че­ско­го). В полифонии на­шли при­ме­не­ние осо­бые ви­ды рит­мической тех­ни­ки (по­лио­сти­на­то, рит­мической про­грес­сии и другие), во 2-й половине XX века полифония ус­лож­ни­лась при­ё­ма­ми со­но­ри­ки (В. Лю­то­слав­ский). В му­зы­ке ру­бе­жа XX-XXI веков полифония ос­та­ёт­ся од­ной из важ­ней­ших форм музыкального мыш­ления.

Как учеб­ный пред­мет полифония вхо­дит в си­с­те­му музыкально-тео­ре­тического об­ра­зо­ва­ния.


1. Муз. Вид многоголосия, основанный на одновременном звучании нескольких мелодий в вокальном или инструментальном произведении.

2. Иск. Художественное многообразие в чем-л. Полифония цвета. Полифония пьесы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОЛИФОНИ'Я, и, мн. нет, ж. [от греч. poly — много и phōnē — звук] (муз.). То же, что многоголосие.

полифони́я

1. муз. разновидность многоголосия, основанная на одновременном гармоническом сочетании двух или более самостоятельных мелодий

2. перен. многоплановый характер чего-либо, сосуществование и взаимодействие нескольких явлений (сюжетных линий в литературном произведении и т. п.)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: периферийный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «полифония»

Синонимы к слову «полифония»

Предложения со словом «полифония»

  • Вольный гротеск, стилистическая полифония, полное отсутствие оглядки на скучные продюсерские претензии – всё это черты аксеновской кинодраматургии, почти столь же неосуществимой, как и его театр.

Дополнительно

Предложения со словом «полифония»

Вольный гротеск, стилистическая полифония, полное отсутствие оглядки на скучные продюсерские претензии – всё это черты аксеновской кинодраматургии, почти столь же неосуществимой, как и его театр.

Всё более частое привлечение народно-песенного музыкального материала, цитирования народных мелодий приводит к использованию средств подголосочной полифонии.

По мнению многих исследователей творчества композитора, полифония является естественным способом его мышления.


Первые зачаточные примеры полифонии зафиксированы в Musica enchiriadis (конец IX или начало X в.), однако полифоническая практика предшествует письменным источникам. История полифонии совпадает с историей западной культуры и является ее специфическим характеристическим аспектом по отношению к неевропейским цивилизациям. В некоторых случаях внеевропейским цивилизациям оказывается чуждым само понятие полифонии, т.е. одновременное наличие двух или более мелодических линий голосов, звучащих синхронно с последующим сложным развитием тематического материала. Часто этот термин используется как синоним контрапункта (сочетание различных самостоятельных музыкальных линий), но в строгом смысле слова он имеет более широкое значение : любой тип одновременно звучащих различных звуков, образующих цепочки аккордов гармонии.

Первая полифоническая форма ,,органум’’

При желании установить дату появления полифонии, какой бы условий она ни была, следует начинать с конца IX в., когда был засвидетельствован вид двойного горизонтального пения, названного органумом, или диафонией.

Органум (от лат. Organum – орудие, инструмент) ознаменовал собой переход музыкального мышления на более высокую ступень – гармоническую вертикаль. Основными видами органума являются параллельный, в которой мелодия (главный голос vox principalis) дублируется в кварту или квинту (IX – X вв.); свободный с использованием противоположного моноритмического движения голосов (XI – XII вв.); мелизматический, в котором на один слог текста приходится несколько звуков контрапункта (XII в.). Завершающая точка процесса развития органума была поставлена парижской школой Нотр-Дам в лице Леонина и Перотина. После наивысшего расцвета в XIIIв. Органум начал приходить в упадок.

XIV в. во Франции

Термин Ars antiqua (старое искусство) появился примерно в 1320 г. Для определения полифонического искусства периода 1230 – 1320 гг. в противовес Ars nova (новое искусство) – термину, которым обычно обозначается музыка XIV в. во Франции и Италии. В действительности такое противопоставление явилось результатом диспута между сторонником ,,современных’’ композиторов Филиппом Витри и защитником ,,стариков’’, творивших в XIII в., Якобом Льежским, автором трактата Speculum musicae (,,Зерцало музыки’’). Центральными темами дискуссии были технические аспекты двух стилей, главным образом проблемы ритмики, относящиеся исключительно к полифонической музыке.

В настоящее время термин Ars antiqua используется некоторыми учеными в более широком хронологическом значении; им охватываются первые формы полифонии XI в., школа Нотр-Дам с Леонином и Перотином, школа Франкона и Пьера де Ла Круа, главным центром который был Париж. В более строгом понимании и в соответствии с первоначальным определением (исключив соответствующие тому времени одноголосные формы музыкального творчества трубадуров и труверов) Ars antigua можно считать переходным периодом между парижской школой Нотр-Дам со всеми ее формами и техникой композиции и Ars nova (новым искусством).

Предшественники: школа Нотр-Дам и ее представители

Группа музыкантов, имена которых в большинстве случаев история не сохранила, способствовавших в период примерно с 1150 по 1250 г. Развитию и расцвету первых способов полифонической записи, уже были сочинены Леонином органумы и исполнен четырехголосный органум Перотина.

Леонин, или Леонинус (Париж, XII в.), названный английским теоретиком XIII в. органистом и автором ,,Большой книги органума’’ (Magnus liber organi de Antiphonario della cattedraledi Notre-Dame a Parigi), считается первым представителем школы Нотр-Дам. Его Magnus liber представляет собой первую попытку собрать и составить полные циклы мессы и оффиция на весь литургический год. Поскольку текст Леонина был позже отредактирован Перотином, теперь трудно установить, какие отрывки полностью принадлежат Леонину.

Перотин, или Магистр Перотин, вероятно, творил в конце XII в. и в первые два десятилетия XIII в. Он был крупнейшим представителем школы Нотр-Дам в период ее наивысшего расцвета и принадлежит к поколению, последовавшему за Леонином. Перотину приписывают сложные композиции двух четырехголосных органумов (Viderunt omnes u Sederunt principes), беспрецедентные в полифонии той эпохи, различные трехголосные органумы, клаузулы и кондукты. Ему приписывают также изобретение клаузулы – полифонического двухголосного (иногда трехголосного) сочинения, предназначенного для замены части органумов Леонина, излишне затянутой в некоторых разделах литургии и имевшей большое значение в образовании мотета. В полифонической музыке XVI в. клаузула была кадансовой формулой. Кондукт, полифоническое сочинение на латинский текст на 2 или 3 голоса, считается типичной формой школы Нотр-Дам и Ars antiqua, но использовался также в XIV в. До появления полифонии кондукт был монодий ной формой и носил религиозный характер. В XIII в. одноголосный кондукт входил в литургическую драму.

Типичные формы Ars antiqua

Одной из наиболее распространенных музыкальных форм был мотет, образованный добавлением текста к верхнему голосу клаузулы и развивавшийся в сторону все большей независимости голосов (в основном трех). Тексты для разных голосов были различны. Сначала все тексты писались на латинском языке, затем были введены светские тексты на других языках. Еще одной типичной формой этого времени был рондель, своего рода простой канон (знаменитый английский Летний канон Samer is icumen in). Параллельно изменялись и приемы нотации: постепенно исчезали модусные формулы, уступая место все более точной мензуральной нотации и открывая путь метрическим сложностям Ars nova.

Теоретические источники Ars nova

Ars nova – название трактата (около 1320 г.) Филиппа де Витри, в котором рассматриваются не проблемы эстетического порядка, а новые виды нотации (не следует забывать о техническом значении слова ars (искусство) в Средние века). Короткому труду Витри предшествовал более обширный трактат Иоанна Муриса, преподавателя Парижского университета, Ars novae musicae (1319). Из других теоретических источников известен труд Маркетто Падуанского Pomerium in arte musicae mensuratae (1326). Несмотря на многочисленные взаимосвязи, французское и итальянское ,,новое искусство’’ (Ars nova) относят к двум различным школам.

Ars nova во Франции

Главным центром Ars nova был Париж, в котором существовала полифоническая традиция Нотр-Дам и Ars antiqua, в которую новая школа внесла свою лепту: тенор в изотермии (изотермия основана на идентично ритмическом движении музыкальной фразы в следующей фразе, построенной из других нот). Благодаря французскому Ars nova полифония перестала быть исключительно церковным стилем и перешла в разряд также и светской музыки. Наряду с мотетом, все больше приобретавшим светский характер и становившимся свободным и более сложным в полифоническом движении, утверждались новые жанры: баллада, рондо, виреле и ле (последние в большинстве случаев оставались одноголосными). Господствующей фигурой в Ars nova Франции был Гийом де Машо. После него установилась тенденция ко все более вычурной сложности, проявлявшейся в усложнении нотации и в сложном ритмическом рисунке произведения.

Гийом де Машо

Гийом де Машо (около 1302, близ Реймса – 1377, Реймс) с 1322 по 1346 г. Служил секретарем Яна I Люксембургского, короля Богемии, затем секретарем короля Наварры Карла II Безобразного; с 1357 г. он был назначен каноником в Реймсе. Машо занимает значительное место в развитии музыки и поэзии XIV в.: разработал полифоническую запись, применил новые, изысканные ритмические и гармонические решения. Его месса ,,Нотр-Дам’’ – первая полностью полифоническая месса, написанная одним автором. Помимо мессы, Машо разрабатывал полифонию в мотетах (19 из них на 3 и на 4 голоса), в 21 рондо, в 40 балладах и в гокете Hoguetus David. Он сочинил в одноголосном стиле 38 вируле и 24 ле. Семь его сочинений разного рода представлены в поэме ,,Снадобье Фортуны’’ (Remede de fortune). Его огромное поэтическое наследие (80 000 стихов) представлено лирико-повествовательными произведениями (Dit dou Vergier, Voir dit), а также дидактическими и повествовательными поэмами (Le jugement dou roi de Behaingne, Remede de la fortune, Le confort d’ami).

Музыка Италии

Расцвет Ars nova пришелся на XVI в. В Италии не было доминирующего культурного центра, каким во Франции являлся Париж; музыканты Ars nova творили во многих местах, разбросанных по всему полуострову, особенно в центральных и северных областях (наиболее крупными центрами были Болонья и Флоренция). Полифония итальянского Треченто (XIV в.) носила преимущественно светский характер и разрабатывалась в жанрах мадригала, каччи и баллаты.

Наиболее яркими музыкантами были Якопо да Болонья (XIV в.), Герарделло Флорентийский (умер в 1362/64), Джованни из Каши (или из Флоренции, XIV в.) и Франческо Ландини, известный как Франческо Слепой. Ландини (между 1325 и 1335, Фьезоле – 1397, Флоренция) занимался изготовлением органов, был поэтом и импровизатором. Ландини интересовался музыкальной и органной теорией, изобрел струнный инструмент серена серенарум, однако слава к нему прежде всего пришла как к органисту. Как композитор он наиболее ярко проявил себя в искусстве Ars nova. В его богатом творческом наследии насчитываются 12 мадригалов, одна качча (жанр посвящен охоте) и одна песня виреле, вызывающие восхищение из-за синтеза строгости техники и лирической непринужденности мелодии, 91 баллада на 2 голоса и 47 – на 3 голоса. Их отличает тип каденции (называемой каденцией Ландини), использовавшейся довольно часто композиторами Треченто и Кватроченто (XV в.)

Основными теоретиками в тот период были Маркетто Падуанский (конец XIII – начало XIV) и Просдочимо де Бельдемандис (1380 – 1420). К концу XIV в. начался более интенсивный обмен между итальянским и французским Ars nova, что привело к усложнению нотации и форм.

На последнем этапе итальянское ,,новое искусство’’ вступило в соперничество с французским в поисках более совершенного из различных видов нотации. Эта тенденция подготовила появление франко-фламандской школы, сыгравшей значительную роль в развитии музыкального искусства.

Мадригал, качча и баллата

В XI в. под термином мадригал подразумевалось поэтическое сочинение итальянского народного творчества (пастушеская песня). Предполагается, что этимологически название произошло от слова mandria – стадо. Трансформированная и облагороженная Ф. Петраркой, эта форма перешла в профессиональную поэзию. В музыке термин мадригал обозначает тип вокального произведения на несколько голосов, достигшего расцвета сначала в XVI и в первой половине XVII в. Подсчитано, что в период между 1530 и 1650 гг. было напечатано около 2000 сборников мадригалов, или от 35 до 40 тыс. сочинений. Мадригал XIV в. в совокупности с каччей и баллатой представляет собой отличительную форму итальянского ,,нового искусства’’ и четко отличается от мадригала, получившего известность в эпоху Возрождения и в первый период барокко. Строфический мадригал Треченто состоит из двух разделов (из строф и ритурнеля) и рассчитан на 2 – 3 голоса с явным преобладанием верхнего (голоса человека), а другой(ие), возможно, заменяют инструмент (аккомпанемент), который развивается в стиле украшенного кондукта в основном в одном ритме, но богатого фиоритурами, свидетельствующими об изощренной мелодической технике (известны прежде всего примеры Ф. Ландини).

Другой типичной музыкальной формой итальянского Ars nova, прежде всего первой половины XIV в., является качча: название происходит от темы поэтического текста, описывающего сценку охоты или рыбной ловли и носящего явный жанровый характер; однако она отличается от используемой во французской песне шас (охота), в которой 2 верхних голоса имитируют друг друга. В музыкальном отношении качча представляет собой 2-голосный канон, поддерживаемый тенором, по большей части инструментальный, создающий эффект эха и диалога. Метрическая структура текстов, порой родственная структуре мадригала, со строфой ритурнеля часто выпадет из строфической схемы и тем самым больше соответствует импрессионистически-описательному характеру темы.

Музыкально-поэтический жанр баллаты, называемой вначале ,,танцевальной песней’’, берет начало не от французской баллады, а скорее от виреле; обе формы имеют одинаковое положение рефрена, а именно – в начале каждой строфы. В дошедших до нас музыкальных тестах от оригинальной танцевальной канцоны ничего не осталось. Большая часть сочинений полифоническая, но встречаются и одноголосные. Наиболее крупным представителем этого жанра является Франческо Ландини.


В музыке , полифония является сочетанием нескольких мелодий или музыкальных частей , спетых или сыгранных одновременно.

В западной музыке , полифония не относится к системе музыкальной композиции , созданной в церкви с IX - го века , и вокруг которого была блестящая разработка от первого пика в XII - й и XIII - го века, до конце эпохи Возрождения (конец XVI - го века) и за его пределами. Со второй половины XVI - го века, мысль и чувство гармонических зарождающимся приняло все более важное. Стремление к упрощению в сочетании с развитием индивидуальности и сольного пения приведет к постепенному переходу от линейного контрапункта к вертикальной последовательности аккордов (контрапунктный музыкальный текст разворачивается горизонтально, каждый голос имеет свою собственную жизнь внутри целого, в то время как гармонический текст соединяет аккорды). Новая система, однако, не заменила предыдущую: эти два типа письма могли существовать параллельно, а также смешиваться в течение столетий, которые последовали до сегодняшнего дня.

В более широком смысле, это возможность играть несколько нот одновременно; тогда мы говорим о полифонических инструментах.

Резюме

История западной полифонии

Во времена античности музыкальное искусство (а значит, и искусство ранней церкви), по-видимому, знало только монодию . Великим изобретением Средневековья была полифония . Это IX - го века , что это искусство стало появляться и расти, так что сдержанный , но по- прежнему проявляется в церкви первые. Философ Скотт Эриген уже упоминает в своей работе De Divisione Naturæ о музыкальной практике в нескольких частях.

Очаровательный голос определяется движением, противоположным основному голосу (так называемый тенор ). Когда содержание повышается, дискантус понижается, и наоборот. Этот принцип быстро заменил развитие параллельными движениями с гораздо более ограниченными возможностями. Противоположное движение остается сегодня в основе всей гармонической прогрессии (некоторые параллелизмы, такие как параллельные квинты или четверти, все еще считаются строго запрещенными трактатами о гармонии).

Это понятие несовершенного созвучия присутствует в типичном cadential (конец предложения формулы) в XIV - го века: чувствительный двойной скоростью (также называемый каденция Машо ). Обычно это появляется в 3-голосной полифонии. В конце музыкальной фразы, если пьеса содержит, например, три наложенных друг на друга ноты соль-си-ми, движение каденции, которое может следовать за ними, приводит к разрешению фа-до-фа: интервал третьего ГБ завершается пятый ФК, тем самым создавая слуховое ощущение стабильности.

Популярная полифония родилась из заученной полифонии. Итак, она родилась в церкви. В настоящее время популярная полифония все еще существует, например, в корсиканской полифонии.

Средневековая полифония


В XI - м и XII - го веков, бенедиктинского аббатства Сен-Martial де Лимож и в других местах (аббатств и церквей) играют важную роль в развитии многоголосия, в отсутствие городского маяка.

Создатели Ars Nova хорошо запущен в новом исследовании, иногда очень абстрактно (как с Филиппом де Витри ), что привело к subtilior Ars в конце XIV - го века. Амьен Питер Крест был реформатором франконском нотации , в измеренном рейтинги , рожденной в XIII - го века. Великий музыкант родился с XIV - го века является Реймс Гийом де Машо (с. 1300-1377), который, в частности, весь первый полифонический Mass (The Mass Богородица ). Как и другие музыканты, он также написал много светских произведений, поэтому искусство полифонии распространилось во многих музыкальных областях.

Полифонии эпохи Возрождения

С 1420-х годов между севером Франции и Фландрией возникла новая музыкальная школа, благодаря нескольким поколениям музыкантов и композиторов, получивших степени магистра севера. Они будут называться франко-фламандской школой . Затем они будут распространять свое искусство в крупных европейских центрах, особенно в Италии , а затем в эпоху полного Возрождения ( Quattrocento ).

Из-за волнений во Франции во время Столетней войны музыкальная культура переместилась в регионы северной Франции, Фландрию и территорию Бургундии. Бургундский двор является центром этого художественного обновления, которое объединяет французских , фламандских , бургундских и английских музыкантов , способствуя обмену и распространению новой музыки. Рим (город , где папство переустанавливается после эпизода Авиньона в XIV - го века) становится.

Полифония развивается двумя способами:

  • в области религиозной музыки преподается и практикуется мастерами и хорами (псаллетами) соборов (и коллегиальныхцерквей ) на севере. Например: Камбре , Турне , Брюгге , Антверпен и т. Д. Их использование имитируется в псаллетах других регионов Франции и Европы;
  • в полифонических развлекательных песнях, в основном при дворе герцога Бургундского в Дижоне .

Основные представители этого движения - великие композиторы того времени:

Лютеранская реформа и полифония

Во время лютеранской религиозной Реформации , которая довольно сильно проявилась в 1530-х годах в Германии , мы стали свидетелями появления литургического искусства совершенно иной концепции, с рождением лютеранского хорала ( Хоралгесанг ). Эти хоры, новая музыкальная форма, будут сочинены (текст и музыка) самим Лютером или другими авторами, в том числе Мартином Агриколой (1486-1556). С одной стороны, Лютер поощряет общественное пение. Верные вместе поют в унисон легкие, быстро всем известные мелодии. Он объединяет серию мелодий различного происхождения, структурирует их в виде припевов и предлагает их как мелодии, которые будут иметь литургическое значение (см., Например, Ein Kinderlied für Weihnachten , среди многих других). С другой стороны, он поклонник полифонической музыки, поэтому не исключает ее. Это оставляет открытой возможность того, что песни сообщества подвергаются различным формам полифонической обработки. Мелодии для простых, но качественных общественных песнопений остаются центральным элементом репертуара (как григорианские песнопения в католическом богослужении), но это материал, на основе которого композиторы могут создавать более сложные и развитые версии. Она является основой для дальнейшего развития, которая будет процветать на протяжении XVI Х и XVII Е веков, а затем , в частности , в музыке И.С.Баха ( XVIII E века).

Майкл Преториус (1571-1621) был композитором лютеранской церкви. Он также использовал много мелодий как основной материал для своих полифонических произведений. Это особенно верно для Vom Himmel hoch, da komm ich her . Эти тембры - уже существующие, священные или светские мелодии. Некоторые даже являются григорианскими мелодиями. В основном в последующие десятилетия мы также находим большое количество пародий (процесс, конечно, лишенный какой-либо идеи карикатуры, заключающийся в том, чтобы взять светскую мелодию и спеть ее с текстом литургии). Таким образом, двусторонний обмен между светскими и священными мирами питает музыкальное вдохновение (с XV - го века , по крайней мере, довольно много песен из народной традиции возобновили григорианские мотивы в фитинге).

Эти понятия (двусторонний обмен между религиозной музыкой и светской музыкой) действительны как для лютеран, так и для католиков, лютеранских музыкантов, принявших традиции католической церкви и светского мира.

Кальвинистская реформа и полифония

Во Франции , Жан Кальвин , центральная фигура в протестантской религиозной реформе , считает , что музыка должна быть очень простой. Затем появляются монодические псалмы. 150 псалмов Библии согласованы Клодом Гудимелем (т. 1505-1572). Мы также можем процитировать те, которые Ричард Крассо согласовал и опубликовал в Лионе в 1565 году. Для Кальвина не должно быть никакого инструмента. Если есть орган, мы его уничтожаем. Несмотря на это, ему не была близка идея полифонической музыки, но всегда приходилось делать это без инструмента. Ученая полифония Клода Ле Женна (ср. Его Octonaires de la vanité et inconstance du monde ) является одним из главных свидетелей этого, даже если она носит строго светский характер. В самом деле, важно указать, что эти Octonaries были составлены на основе поэзии, вдохновленной кальвинистами, но вовсе не являясь литургической: написанные для гражданской жизни и размышлений, они не предназначались для пения во время службы и просто развивали их философию жизнь.

Английская полифония

Новые направления: развитие многохоровой музыки; мадригал

К концу XVI - го века, мадригал итальянского внести значительный вклад в развитие новой техники, которая постепенно стала радикально отличается от традиционной полифонии и в конечном итоге создать новую концепцию музыкального искусства: в сопровождении монодии.

Полифонии эпохи барокко

Однако полифония не умерла. Свидетели, например, работа Шютц (в XVII - м веке), почти вся работа И.С.Баха или, среди многих других вещей, то Stabat Mater 10 реальный голос одного из его современников, клавесинист Доменико Скарлатти . Обычно известный своими сонатами для клавесина, он показывает здесь свое большое мастерство в искусстве контрапункта. Неаполитанский композитор написал этот мотет во время своего римского периода (1715-1719) для Cappella Giulia (папской капеллы), так что (вопреки тому, что можно было вообразить) партитура ничем не обязана полихоральному стилю. разработано специально для Венеции в начале XVII - го века: певцы делятся на разные хоры (даже если 10 голоса не используется постоянно в неразделенной массе).

Во Франции Марк-Антуан Шарпантье - один из самых важных представителей использования и развития этого стиля музыкального письма. Среди основных авторов XVII Й веков, давайте также отметить имена Генри Du Mont и многих других (например , Charles d'Helfer , например), в течение этого столетия , и в следующий раз ( Кампр , Генри Desmarest под Людовиком XIV и Луи XV , Генри Madin в первой половине XVIII - го века, и т.д.).

Таким образом, полифоническое письмо не ограничивается спетыми произведениями: среди многих других известных примеров являются 15 сонат розовых ( Rosenkranzsonaten , для скрипки и бассо континуо ), составленные около 1678 года австрийцем Генрихом Бибером .

XVIII - го в XXI - го века

В то время, пока в XIX - го века, обычай не должен был иметь дело с некоторыми хоров так fugal . Это особенно верно и разработано для финальных хоров (но, конечно, не систематически и не только). Мы находим это, среди многих других примеров, в нескольких известных произведениях: Вивальди (особенно в заключительном припеве его Магнификата , около 1725 г.), Генделя ( Ле Месси , 1741 г., Соломон , 1749 г. и др.), В. А. Моцарта ( Реквием , М. 1791), или в немецком Реквием по Иоганнеса Брамса (1868 г.) и т.д. В Реквиеме Моцарта есть несколько фуг. У Брамса их два (под номерами 3 и 6). Полифоническое и контрапунктовое письмо (которое не нарушает наследие Генриха Шютца или, например, Баха ), как правило, хорошо присутствует в творчестве Брамса, романтическое, но также достойное продолжение классики или германской школы лютеранского вдохновения.

Светскую музыку нельзя отставать. Среди других примеров можно привести:

Католическая литургия в XX - м веке

В католической церкви, использование полифонии считается вторым после григорианского хорала , на мота Proprio Интер Pastoralis officii sollicitudines Папа Пий X в 1903. Тогда, в 1928 году, производительность полифонии, особенно из Палестрина , было настоятельно рекомендуется в апостольской конституции Divini cultus sanctitatem и Папой Пием XI . Даже если Ватиканский собор II будет придерживаться этой рекомендации, практика сильно упадет в результате литургической реформы, когда священные песнопения будут действительно простыми.

Полифоническое письмо в музыке Бенджамина Бриттена (1913-1976)

Полифония в органной музыке, религиозные или светские, то XX - го и XXI - го века

В первой трети XX - го века, Чарльз Турнемир , например, осуществляется движением возрождения григорианского хорала в рамках католической церкви , был услышан григорианскому мелодии б CANTUS FIRMUS , в некоторых из его частей органа (см в мистическом органе по 1927-1932: Рождественский цикл , op.55 - Пасхальный цикл , op.56 - Цикл после Пятидесятницы , op.57). До сегодняшнего дня многие другие авторы придерживались принципов контрапунктного письма.

Как и многие другие, испанский композитор Эктор Парра использует стиль контрапункта в своих трех органных пьесах в светском стиле под названием Tres Miradas (2016 г. По заказу Radio France, премьера состоялась на 8 марта 2017 г. ).

Читайте также: