Полет союз аполлон 1975 кратко

Обновлено: 05.07.2024

26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских экспертов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На ней были сформированы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости кораблей.

В 1971 году состоялся ряд встреч, на которых были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств. Также была рассмотрена возможность проведения в середине 1970-х годов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях, чтобы испытать создаваемые средства сближения и стыковки.

Основными целями программы были: испытание элементов совместимой системы сближения на орбите; испытание стыковочного аппарата; проверка техники и оборудования для обеспечения перехода людей с одного корабля на другой; создание перспективного универсального спасательного средства; накопление опыта в проведении совместных полетов космических аппаратов СССР и США. Кроме того, планировали изучить управление ориентацией состыкованных кораблей, корабельную связь, координацию действий советского и американского центров управления полётами, а также возможность спасательных операций в космосе.

Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы. Советским и американским специалистам необходимо было решить проблемы связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения космических аппаратов, их стыковочных средств, систем жизнеобеспечения и оборудования для взаимного перехода из одного корабля в другой, средств связи и управления полётом и т. д.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел — лепестковый или андрогинно-периферийный. Андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС) стыковаться со стыковочным кольцом любого другого АПАС, так как обе стороны андрогинны. Каждый такой стыковочный агрегат может выполнять и активную, и пассивную роль, поэтому они полностью взаимозаменяемы.


Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов

Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Директор Центра Проекта "Союз-Апполон" сопровождает русскую делегацию

Основными целями программы были:
испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
Дик и Вэнс на тренировках в барокамере

Во время обучения в Хьюстоне

испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
Томас Стаффорд на советском тренажере

проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
Во время тренировок в советском космическом центре

накопление опыта в проведении совместных полетов космических кораблей СССР и США.
Слева направо: астронавты Дональд Слейтон К., Д. Вэнс Бранд и Томас Стаффорд П., космонавты Валерий Кубасов и Алексей Леонов

Пресс-конференция

Никсон знакомится с устройством командного модуля "Апполона" после брифинга

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полетами.
Экипажи

Американский:
Томас Стаффорд — командир, 4-й полёт;

Вэнс Бранд — пилот командного модуля, 1-й полёт;

Дональд Слейтон — пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский:
Алексей Леонов и Валерий Кубасов, экипаж Союза-19

Алексей Леонов — командир, 2-й полёт;
Валерий Кубасов — бортинженер, 2-й полёт.

За день до старта

Перед стартом

Историческое рукопожатие

Идея космической операции, в которой были бы задействованы космонавты из СССР и США, возникла еще у Сергея Королева. Выдающийся советский ученый и конструктор называл эту задачу одной из первоочередных после выхода человека в открытый космос.

И если последнее удалось выполнить всего четыре года спустя после полета Гагарина, 18 марта 1965 года, то для того, чтобы воплотить в жизнь советско-американский проект, пришлось ждать почти 10 лет. Причин этому было много: и довольно напряженные отношения между двумя странами, и долгие переговоры, касающиеся технической стороны вопроса.


Нашивка на костюме экипажа

Первая встреча советских и американских космических специалистов состоялась осенью 1970 года после того, как политики пришли к консенсусу относительно целей и задач совместного проекта. Однако окончательно подготовлено все было лишь к концу 1974 года.

Основные задачи программы: создать универсальное спасательное средство, отработать методы совместного управления полетом, а также осуществить совместные научные исследования, эксперименты и спасательные операции в космосе.

В марте 1973 года НАСА объявило экипажи корабля "Аполлон": в основной состав вошли Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий - Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Спустя два месяца были определены экипажи корабля "Союз": первый состоял из Алексея Леонова и Валерия Кубасова, во втором были Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, в третьем - Владимир Джанибеков и Борис Андреев, в четвертом - Юрий Романенко и Александр Иванченков.

Подготовка к полету

Изначально вторым пилотом американского корабля вместе со Стаффордом должен был стать Джон Суайгерт - один из героев потерпевшего аварию в 1970 году "Аполлона-13". Однако он попал в историю, более известную как "скандал с марками Аполлона-15".

Как оказалось, экипаж пятнадцатого "Аполлона" нелегально провез на Луну и обратно 398 конвертов с почтовыми марками, посвященными полету, с целью нажиться на их перепродаже после возвращения. Суайгерт на "Аполлоне-15" не летал, не числился он и среди дольщиков этого нелегального бизнеса, однако был в курсе происходящего в отряде астронавтов.


Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов

При проведении служебного расследования он в довольно резкой форме отказался давать показания. По результатам следствия, помимо основных виновников, рикошетом досталось и Суайгерту: вместо него в экипаж будущей советско-американской экспедиции включили новичка Вэнса Бренда, до того в космос не летавшего.

Третьим космонавтом "Аполлона", которому доверили роль пилота стыковочного модуля, стал Дональд Слейтон, заместитель директора НАСА по комплектованию экипажей - на тот момент, единственный из первой семерки американских астронавтов (так называемой "Original Seven"), которому так и не довелось побывать в космосе.

Как готовились к полету советские космонавты

Мы с Кубасовым были прекрасно подготовлены. Я прошел все, что только можно: и "Востоки", и "Восходы", и "Союзы", и лунный корабль, и американский корабль, и все орбитальные станции.

И, конечно, когда встал вопрос, кто полетит, не только журналисты, но руководство наше порекомендовало меня. И я попросил, чтобы мы продолжали с Валерием Кубасовым.

Но одной из сложных проблем был язык. Комиссии - американская и советская - определили, что американцы должны знать русский язык, а русские должны знать английский язык. Этот язык назывался "Русский Хьюстон".

Мы начали готовиться. Мне уже было 39 лет, давно уже не студент, язык очень тяжело давался. У меня и в спальне, и в туалете, и в ванной - везде были магнитофоны, я везде себя тренировал.

Мы сдали все экзамены, вдруг председатель комиссии говорит: "Хорошо, а язык где? - "А мы не сдавали экзамен". - "Как же так, вот от нас требуют отчета". Мы закончили сдавать экзамен в 12 часов дня, и я как руководитель программы говорю: "Хорошо, сегодня в 4 часа будем сдавать язык". Но как? Мы ж за неделю его не выучили. Он какой есть, такой есть у нас.

В 4 часа приехала комиссия из Мориса Тореза, из военного института иностранных языков, из МГУ и РУДН. Нас-то всего шесть человек, а их - семь. И начали они нас мордовать с языком.

Мы пошли на них в атаку - мы начали применять свой язык, такой, например, как "субркали", "барбекю-манюла". Они спрашивают: "Что это такое?" Мы говорим: "А вы что, разве не знаете? Это закрутка на Солнце".

Нам всем поставили по четверке, а Юра Романенко, который учил в школе язык и в училище, получил пятерку. Его они назвали "американ дока". Он очень хорошо говорил на английском.


Наконец, 15 июля 1975 в 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.


Памятная доска, собранная американскими и советскими космонавтами на орбите как символ международного сотрудничества

17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции. При полете кораблей в состыкованном состоянии было проведено четыре перехода членов экипажей между кораблями. Экипажи знакомились с оборудованием кораблей союзников, общались, проводили научные эксперименты и, согласно программе, много времени уделяли телевизионным трансляциям на Землю.

19 июля корабли расстыковались. Этап полета в сцепленном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд. Затем было проведено повторное соединение кораблей, где отрабатывалось использование стыковочного узла корабля "Союз", а через 2 часа 52 минуты 33 секунды была выполнена окончательная расстыковка.


Историческое рукопожатие между Стаффордом и Леоновым

Самый же главный пункт программы – рукопожатие в космосе и обмен ослепительными улыбками – прошел наилучшим образом. Экипаж "Союза-19" возвратился на Землю 21 июля, экипаж "Аполлона" - 25 июля. Установился контакт между космическими отраслями СССР и США. Однако следующий совместный пилотируемый полет состоялся лишь через 20 лет в рамках программы "Мир" - "Шаттл".

В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 миллиметров ртутного столба), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, а также формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров.

Закончили мы подготовку - все. Большая, как они говорят, вечеринка. И мы уже должны отчитаться о чем-то. Ну, я решил блеснуть знанием языка, экзамен же. Я рассказываю, что мы сделали, что мы готовы.

В конце концов я решил им пожелать жизни, полной успеха: "I want to wish you successful life". И при этом я в одном слове потерял частичку, и смотрите, что получилось: "I want to wish you sexful life".

Это был взрыв. Сейчас уже никто не помнит, какие научные эксперименты мы делали. Но "sexful life" все помнят. Прошло 10 лет. Мы праздновали юбилей, и академик Флетчер, президент NASA, мне вдруг говорит: "Генерал, я прошу вас произнести речь, и ошибитесь, пожалуйста, как в прошлый раз".

Как родилась идея о стыковке космических кораблей из двух стран




Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы. Перед советскими и американскими учеными и конструкторами встала необходимость решения комплекса проблем, связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения космических кораблей, их стыковочных агрегатов, СЖО и оборудования для взаимного перехода из одного корабля в другой, средств связи и управления полетом, организационной и методологической совместимости.

Для проекта была создана первая в СССР международная цифровая сеть передачи данных, соединявшая площадки проекта в СССР и США и применявшаяся для расчетов траектории космических аппаратов.

  • Атмосфера на кораблях и переходный отсек





Подготовка к стыковке


Хронология совместного полета

В течение последующих двух суток экипажи выполнили четыре перехода между кораблями и провели пять совместных научных экспериментов. Во время первой встречи А. А. Леонов и Т. Стаффорд обменялись флагами своих стран, а участвовавшие во встрече члены экипажей подписали совместные свидетельства для Международной авиационной федерации (ФАИ) о выполнении первой международной стыковки.

На хранении в РГАНТД находятся бортовые инструкции по совместным операциям.

Эксперименты во время стыковки

При совместном полете было проведено несколько научных и технических экспериментов:

— ультрафиолетовое поглощение — измерение концентрации атомарного азота и кислорода в космосе;

— зонообразующие грибки — изучение влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы;

— микробный обмен — исследование обмена микроорганизмами в условиях космического полета между членами экипажей;

— универсальная печь — изучение влияния невесомости на некоторые кристаллохимические и металлургические процессы в полупроводниковых и металлических материалах.

Одним из участников исследования влияния невесомости на процессы твёрдо-жидкофазного взаимодействия металлов был К. П. Гуров.




Читайте также: