Поль анри гольбах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Поль Анри Гольбах был философом материалистом, которому характерны воззрения многих современников его эпохи европейского общества. Он никогда не стеснялся в выражениях и был максимально прямолинейным, чем, кстати, в большей степени и настроил против самого себя некоторых представителей различных философских школ своего времени.

Воззрения П. Гольбаха

Главным философским трудом П. Гольбаха считается "Система природы", иногда её называют "библией материализма". В этом произведении мыслитель синтезирует все душевные качества человека в деятельности тела. Это лежит в основе того, что он напрочь отрицает свободу воли и даже саму суть совершенствования.

Добродетель, по мнению П. Гольбаха - это деятельность, которая сконцентрирована на получение пользы для человека как члена общества, эта деятельность проявляется посредством чувства самосохранения.

Философ считал, что счастье заключается в удовольствии. Он утверждал, что материя существует сама по себе, при этом она есть причина всего: она – собственная причина. Каждое материальное тело состоит из атомов.

П. Гольбах первым вывел определение материи в его классическом виде.

Материя – это всё то в объективной реальности, что оказывать влияние на человеческие чувства, при этом вызывает определённые ощущения.

Самый простой пример наподобие того, как удары пальцев по клавишам, превращают звук в музыкальное произведение, так и удары предметов о наши органы дают ощущения всевозможных свойств. П. Гольбах старался максимально просто сформулировать и интерпретировать процесс сознания, хотя до него было выдвинуто множество тезисов и идей по этому поводу.

Философы Франции, преодолевая непоследовательность Дж. Локка и критикуя идеи Дж. Беркли, отстаивали принцип материальности мира в его механистической форме, хотя во взглядах некоторых из них и прослеживались диалектические идеи развития организмов.

Идеи французских просветителей

Для понимания материалистического объяснения душевных, личностных специфических особенностей человека, можно взять цитату из книги врача из Франции, который придерживался идей материализма Ж. О. де Ламерти из книги "Человек-машина": "Что нужно было, чтобы превратить бесстрашие Кая Юлия, Сенеки или Петрония в малодушие или трусость? Всего только расстройство селезёнки или печени, или засорение воротной вены. А почему? Потому, что воображение засоряется вместе с нашими внутренними органами, от чего и происходят все эти своеобразные явления истерических и ипохондрических заболеваний".

Французские просветители разнились своими взглядами. Иногда прослеживались даже полностью противоположные воззрения. Однако в общей массе они были полярно противоположны миру официальной практики и идеологии. Объединялись ровно настолько, насколько противостояли правящим сословиям. Все они опирались на принцип: в случае, когда человек и его личные качества зависят от окружающей среды, тогда его пороки принимаются как следствие воздействия этой среды. Изменить человека и освободить его от недостатков можно только путём развития в нём положительных качеств, вместе с этим необходимо также менять окружающую среду и общественную в том числе.

Мыслители и философы придерживались той позиции, что они живут в эпоху перемен, в переломное время, когда чувствуется приближение торжества разума и победы просветительских идей, в "век триумфа философии".

"Энциклопедия" как признак великой эпохи

Местом, где сконцентрировались умы философской науки и их единомышленники оказалась "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Д. Дидро и его соратник Ж. Л. Д'Аламбер видили своей целью – представить "общую картину усилий человеческого разума во всех народах и во все времена".

Это произведение, которое собрало самых ярких представителей не только Франции, но и всей Европы, стало отражением духовной жизни эпохи.

"Энциклопедию" хоть и по частям, но всё же переводили в России.

"Энциклопедию" считают важнейшим памятником литературы, который был создан французскими просветителями.

Краткая биография Поля Анри Гольбаха (8 декабря 1723 - 21 января 1789).

Гольбах Поль Анри - французский философ (по происхождению немец), писатель, просветитель, энциклопедист, выдающийся систематизатор идей французских материалистов, один из людей, на чьих трудах вызревала революционная французская буржуазия. Родился 8 декабря 1723 г. в немецком г. Гейдельсгейм (Пфальц). Его отцом был мелкий торговец. Неизвестно, как сложилась бы биография Гольбаха, если бы в 7 лет мальчик не стал сиротой и не оказался под опекой брата скончавшейся матери. В 12 лет подросток оказался в Париже - городе, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь. Дядя посоветовал племяннику поступать в Лейденский университет. В стенах этого учебного заведения Гольбаху довелось слушать лекции великих ученых, изучать передовые теории естествознания. Самыми любимыми предметами юноши были геология, минералогия, химия, физика, увлекался он философией, изучением трудов английских материалистов.

В 1749 г., окончив университет, он вернулся во французскую столицу, обладая достаточно большим багажом разносторонних познаний. Благодаря дяде Поль Анри был прекрасно обеспечен и получил титул барона, что предоставило ему возможность заниматься любимым делом - науками и философией, не думая о пропитании. Парижский салон Гольбаха стал местом встреч философов и ученых, политиков и представителей мира искусства, которые стремились нести в массы идеи просвещения. В число гостей салона входили, например, Руссо, Дидро, Монтескье, Адам Смит, Юм и др. Постепенно он превратился в настоящий центр философской мысли в масштабе всей страны.

Гольбаху принадлежит заслуга перевода на французский язык работ, написанных шведскими и немецкими учеными, философами прошлого. В период с 1751 по 1760 г. им было опубликовано не меньше 13 томов таких трудов. Он не просто переводил чужие работы, а сопровождал их комментариями, вносил изменения и дополнения, причем достаточно ценные, что позволяет говорить и о такого рода вкладе в некоторые научные отрасли.

Последней датой в биографии знаменитого просветителя стало 21 января 1789 года.

Французский философ, крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм XIX века. Главное сочинение - "Система природы" (1770). Автор остроумных атеистических произведений.

Поль Анри Дитрих Гольбах родился 8 декабря 1723 года в городе Гейдельсгейме, на севере Ландау (Пфальц), в семье мелкого торговца. Полю было 7 лет, когда умерла его мать. Анри остался на попечении дяди - старшего брата матери - Франциска Адама де Гольбаха. Франциск Адам с конца XVII века служил во французской армии, отличился в войнах Людовика XIV, в 1723 году был удостоен баронского титула и приобрел огромные богатства. Именно от своего дяди будущий философ получил фамилию Гольбах с баронским титулом и значительное состояние, позволившее ему впоследствии посвятить жизнь просветительской деятельности.

С 12 лет Поль воспитывался в Париже. Благодаря усидчивости, прилежанию он быстро освоил французский и английский языки, изучил латинский и греческий. Ему нравились древние авторы, и он с упоением читал их сочинения. Гольбах был знаком с идеями Эпикура, Лукреция. Когда пришло время поступить в университет, он по совету дяди отправился в Лейден. За время учебы в университете Гольбах познакомился с передовыми естественнонаучными теориями, прослушал курсы лекций крупнейших ученых своего времени, таких как Рене Реомюр, Питер ван Мушенбрук, Альбрехт фон Галлер и др. Особенно глубоко и увлеченно Гольбах изучал химию, физику, геологию и минералогию. В то же время он расширял свои знания в области философии, читая в подлинниках древних авторов, произведения английских материалистов XVII–XVIII веков, в частности, сочинения Бэкона, Гоббса, Локка и Толанда.

После окончания университета, в 1749 году, Гольбах возвратился в Париж, где вскоре познакомился с Дидро. Это знакомство, перешедшее в дружбу, сыграло огромную роль в жизни и творчестве обоих мыслителей. К моменту возвращения в Париж Гольбах не был уже новичком в вопросах философии. В семье Франциска Адама де Гольбаха религия не была в почете, здесь царил дух свободомыслия. "Все располагало к тому, - пишет Шарбоннель, - чтобы он (Поль Гольбах) очень рано проникся освободительными и антирелигиозными идеями: превосходное образование, окружение людей, скептически настроенных в отношении религии". У барона было шестьдесят тысяч ливров годового дохода. Но никто так благородно не пользовался своим богатством. Он говорил Гельвецию: "Вы поссорились со всеми, кому оказали услугу. Я сохранил всех моих друзей". И говорил чистую правду. Аристократ и богач, он был удивительно демократичным". Человек наиболее просто простой", - говорила о нем баронесса Гольбах (После смерти первой жены, урожденной Дэн, он женился на ее сестре, по-французски Шарлотте, или, на немецкий лад, Каролине). Он обожал Францию. И во время путешествия по Англии постоянно ловил себя на мысли о Париже.

Были у него и слабости. Современники замечали, что он любил посплетничать. Дидро подшучивал над склонностью барона читать всем свои произведения, называл его странным существом, огорчался тем, что этот человек, у которого, казалось бы, имелось все, чтобы быть счастливым, постоянно страдал.

В Париже Гольбах открыл салон, где собирались философы, ученые, литераторы, политики, люди искусства. Салон этот стал центром философской и атеистической мысли предреволюционной Франции. Дважды в неделю для гостей устраивались обеды. Посетителями знаменитого салона Гольбаха были Дидро, Д'Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие замечательные мыслители. По их же свидетельству в салоне Гольбаха имелась специальная антирелигиозная библиотека, в которую поступала из разных концов мира как легальная, так и нелегальная литература.

Широкие познания во многих областях науки и культуры и огромный популяризаторский талант Гольбаха ярко проявились в издании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Друзья и современники Гольбаха все без исключения отмечали его энциклопедическую ученость, редкое трудолюбие, самостоятельность суждений и исключительную честность. Писать и редактировать статьи для "Энциклопедии" он начал сразу же после того, как обосновался в Париже и познакомился с Дидро на одном из представлений парижской оперы. Поводом к знакомству и сближению, по-видимому, послужила статья Гольбаха о современном ему состоянии французской оперы, в которой он подверг критике музыкальные вкусы аристократической публики. Точки зрения Дидро и Гольбаха по вопросам литературы и искусства совпадали. Они, например, выступили с одинаковыми замечаниями в адрес одноактной комической оперы Жан Жака Руссо "Деревенский колдун".

Мейстер, секретарь Гримма и соредактор его "Корреспонденции" писал о Гольбахе: "Я не встречал человека более ученого и универсально образованного".

Морелле говорил, что Гольбах был одним из самых образованных людей своего времени и владел многими языками: немецким, французским, английским, итальянским, греческим и латинским. Гольбах никогда не был простым регистратором умных мыслей, высказываемых при нем выдающимися посетителями его салона. Мармонтель, описывая в своих мемуарах салон Гольбаха на улице Сен-Рош, отмечал: "Гольбах, который все читал и никогда ничего интересного не забывал, обильно уснащал свою беседу сокровищами своей памяти. В его салоне я, укрепляя свою душу, развивал, оплодотворял и расширял свою мысль и знания".

Близкий друг и помощник Гольбаха Нэжон вспоминал о нем: "Каков бы ни был предмет его бесед, - разговаривал ли он с друзьями или совсем чужими людьми, - Гольбах с необычайной легкостью возбуждал среди своих слушателей энтузиазм к тому искусству или науке, о которых он говорил; и всякий, покидая его, жалел, что он не отдался той отрасли знания, о которой в тот день говорил хозяин салона; всякому после этого хотелось стать более просвещенным и образованным, всякий восхищался ясностью ума, справедливостью суждений и необычной стройностью, с которой Гольбах излагал свои идеи. Его знали и уважали все ученые Европы. Иностранцы, которые имели какую-нибудь известность, мечтали быть принятыми в его общество".

И наконец, сам Дидро не раз отмечал, что Гольбах "обладает оригинальным характером и идеями" и что он "не меняет с легкостью своего мнения". Дидро высоко ценил этическое учение Гольбаха. Рекомендуя в представленном русскому правительству "Плане университета" в качестве учебного пособия "Всеобщую мораль" Гольбаха, Дидро писал: "Все должны читать и изучать эту книгу, особенно юношество должно воспитываться в соответствии с принципами "Всеобщей морали". Пусть будет благословенно имя того, кто дал нам "Всеобщую мораль".

Отзыв Дидро о Гольбахе как о человеке оригинальной мысли и твердых убеждений подтверждается характером отношений автора "Системы природы" с Руссо, Вольтером, Юмом, Д'Аламбером и некоторыми другими выдающимися мыслителями того времени. Знакомство Гольбаха с Жан Жаком Руссо произошло почти в одно и то же время, что и с Дидро. Однако это знакомство не только не перешло в дружбу, но вскоре окончилось разрывом всяких отношений между ними. Руссо не воспринял ярко выраженный, воинственный атеизм Гольбаха, его напугало непримиримое отношение молодого философа ко всему, что было связано с признанием Бога и религии, хотя безупречную нравственность Гольбаха, его высокие гражданские качества Руссо ценил очень высоко.

Портрет добродетельного атеиста, выведенного в романе "Новая Элоиза" под именем Вольмара, по признанию Руссо, написан с Гольбаха. Знакомство Гольбаха с Д'Аламбером также не переросло в дружбу и не привело к полной согласованности действий в силу того, что Д'Аламбер не разделял крайних материалистических и атеистических убеждений Гольбаха. Очень сдержанно Гольбах относился и к Вольтеру. Ни Юм, ни красноречивый аббат Галиани, ни Вольтер не смогли заронить зерна сомнения в душу Гольбаха и поколебать его материализм и атеизм.

В самые острые моменты идейной борьбы Гольбах был ближайшим помощником и опорой Дидро. Главным образом благодаря огромным усилиям и горячему энтузиазму этих двух людей стало возможным завершение такого колоссального труда, как издание "Энциклопедии". Роль Гольбаха в этом деле поистине огромна. Гольбах был автором множества статей, редактором, ученым консультантом, библиографом и даже библиотекарем (он обладал богатейшим собранием книг по различным отраслям знаний - в каталоге его библиотеки числилось 2777 книг).

В труднейшее для энциклопедистов время с непоколебимой стойкостью и отвагой Гольбах продолжал начатое дело и своим примером вдохновлял других сотрудников. Кроме того, он оказывал постоянную материальную поддержку.

В научных, академических кругах того времени Гольбах был известен как прекрасный натуралист. Он являлся членом маннгеймской и берлинской академий наук. 19 сентября 1780 года на торжественном заседании Академии наук в Петербурге Поль Гольбах единогласно был избран почетным членом Императорской Академии наук.

В России Гольбаха знали как активного участника перевода и издания на французском языке книги М В Ломоносова. "Древняя Российская история" Гольбах был одним из первых французских ученых, оценивших труды русского гения и способствовавших распространению его научных идей. С другой стороны, избрание французского философа в состав петербургской Академии способствовало росту его авторитета в передовых кругах русской интеллигенции конца XVIII века, вследствие чего в России стали появляться переводы основных сочинений Гольбаха.

В 60-х годах XVIII века идеологическая борьба буржуазии во Франции вступает в новый этап. Философы, проповедовавшие просвещение, объединяются в салоне Гольбаха. Активизируется издательская деятельность Гольбаха, завершается издание "Энциклопедии". Обстановка для пропаганды идей просвещения улучшается в 1763 году. Из Франции изгоняются иезуиты, в 1765 году правительство вынуждено назначить постоянную комиссию по контролю над монастырями и выработке предложений по сокращению их числа. Поражение Франции в Семилетней войне, и до этого переживавшей уже глубокий кризис, усугубило кризисное положение феодального государства.

Одно за другим публикует Гольбах произведения французских материалистов конца XVII - первой половины XVIII века, переведенные им труды английских деистов и собственные произведения. За десять лет он издает около тридцати пяти томов. В письме к Софи Воллан от 24 сентября 1767 году Дидро писал: "Из Парижа прислали нам новую австрийскую библиотеку "Дух церкви", "Попы без маски", "Воин-философ", "Лицемерие священников", "Сомнения по поводу религии", "Карманная теология". Эта библиотека состояла в основном из работ Гольбаха.

Гольбах организовывает перевод и издание сочинений Сенеки, Лукреция, английских деистов, французских материалистов. Эти работы он снабжает предисловиями и комментариями. В новых дешевых изданиях Гольбах по существу распространяет запрещенную французскую атеистическую литературу. Гольбах создает целую библиотеку антирелигиозной литературы. Он показывает образец неутомимой просветительской деятельности пишет и выпускает в свет произведения, направленные против существующего общественного порядка, религии и церкви - "Разоблаченное христианство", "Священная зараза", "Галерея святых", "Письма к Евгении" "Бомбы градом сыплются на божий дом", - писал Дидро в письме к Софи Воллан от 22 ноября 1768 года.

По вполне понятным причинам Гольбах тщательно скрывал свое авторство все прижизненные издания его произведений, кроме переводов трудов немецких и шведских химиков, минералогов, геологов и статей, напечатанных в "Энциклопедии" по вопросам естествознания, выходили анонимно или под вымышленными именами.

В 1770 году выходит в свет "Система природы" - книга, составившая целую эпоху в развитии материалистической мысли. На заглавном листе книги - имя Мирабо, бывшего секретаря французской Академии наук, умершего за десять лет до того. К работе над книгой Гольбах приступил после выхода в свет последних томов "Энциклопедии". В распоряжении автора уже имелось все, что было нового, ценного и интересного в мире тогдашней науки". Система природы" Гольбаха стала, по словам современников, "библией атеистического материализма". Природа есть причина всего, "она существует благодаря себе", "она будет существовать и действовать вечно".

"Природа не есть какое-то изделие, она всегда существовала сама по себе, в ее лоне зарождается все, она - колоссальная мастерская, снабженная всеми материалами, она сама изготовляет инструменты, которыми пользуется в своих действиях, все ее изделия являются продуктами ее энергии и сил, или причин, которые она заключает в себе, производит и приводит в действие".

Все эти философские выводы - следствие достижений естествознания XVIII века, тем более что с этими достижениями Гольбах, по образованию химик, был хорошо знаком. К пониманию природы Гольбах подходил исключительно детерминистически. Природа для него - это необъятная и непрерывная цепь причин и следствий. В природе могут существовать лишь естественные причины и следствия. Гольбах утверждал, что все в природе может происходить лишь в силу необходимых причин. Случайность он отрицал, полагая, что она - следствие незнания причин, и отождествляя тем самым причинность с необходимостью.

Свой принцип детерминизма Гольбах соединял с принципом изменчивости всего в природе. Более того, он выводил второе из первого. Так, он утверждал, что все в природе является следствием естественных причин, а поэтому все в природе должно изменяться. Если природе присуще движение, значит в мире существует универсальная изменчивость. Появление живых существ на земле Гольбах объяснял с помощью "самопроизвольного самозарождения".

Вершиной развития животного мира Гольбах считал человека. Исходя из своей концепции необходимости, Гольбах считал, что человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости и поэтому свободы воли нет. "Человек не свободен ни одну минуту своей жизни". "Жить - значит необходимым образом существовать в течение сменяющих друг друга необходимым образом, моментов длительности". "Наша жизнь - это линия, которую мы должны по повелению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент".

Такой механистически-детерминистский подход сочетается у Гольбаха с признанием того, что человек - это социальное существо и должен быть признан свободным, так как содержит в себе самом свойственные его существу причины. Хотя Гольбах говорил, что человеку не дано знать всего, он верил в неисчерпаемость человеческого познания и проникновения в самые сокровенные тайны природы. Деятельность человека, утверждает Гольбах, направляется внутренним органом - мозгом, получающим восприятия от предметов внешнего мира. Воля же человека выступает как модификация мозга.

Волю Гольбах трактовал по-разному. Вначале он был того мнения, что воля определяется чисто биологическими факторами. Он писал, что на социальные катаклизмы могут влиять "излишки едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение какого-нибудь монарха". Но в дальнейшем пришел к мнению, что существуют более важные причины действия воли, и стал признавать, что мысли - очень сильные мотивы человеческих поступков. Он писал, что "хорошая книга, тронувшая сердце великого государя, может стать могущественной причиной, которая с необходимостью повлияет на поведение целого народа". Здесь он выступал против системы фатализма, фундамента своего учения.

Вопреки фаталистическому призыву "покоримся своей судьбе". Гольбах стал призывать противодействовать бедствиям, которые уготовила для нас природа. Надежным средством против всевозможных слабостей, по мнению Гольбаха, является добродетель. Он писал: "Воспитание, закон, общественное мнение, пример, привычка, страх - все это причины, которые должны изменять людей, влиять на их волю, заставляя их содействовать общему благу, направлять их страсти, нейтрализовать те из них, которые могут вредить цели общества".

Причину распространения христианского вероучения Гольбах видел в притягательности его для народа в силу невежества и тяжелого материального положения последнего. Христианство "стало религией неимущих, оно провозглашало нищего Бога, бедняки проповедовали эту религию беднякам и невеждам, она давала им утешение в их положении, самые мрачные идеи ее отвечали состоянию этих жалких и несчастных людей". Гольбах доказывал полную иррациональность религии и несостоятельность христианства, основывающегося на Библии. Он писал, что в Библии упоминаются города, которых не существовало во времена Моисея, содержатся в ней и другие противоречия. Гольбах сделал вывод, что Пятикнижие написано разными людьми в разное время. Ветхозаветная картина мира, по Гольбаху, могла удовлетворить только невежественный народ.

"Система природы" быстро привлекает внимание общественности. В том же году требуется ее повторное издание. Появляется множество рукописных копий. Официальные круги и церковные деятели серьезно обеспокоены. Поэтому вскоре издаются брошюры и солидные труды с целью дискредитировать боевую атеистическую книгу. Более того, это выдающееся произведение 18 августа 1770 года приговаривается парижским парламентом к публичному сожжению. Сам же автор остается вне строгой кары лишь благодаря тайне даже ближайшие друзья не знают о его авторстве. Гольбах обычно пересылал свои произведения за границу, где они печатались и тайно перевозились во Францию.

После 1770 года, в обстановке кануна буржуазной революции, Гольбах выдвигает в своих произведениях на первый план злободневные общественные проблемы. Он издает "Естественную политику", "Социальную систему", "Этократию", "Всеобщую мораль" (в общей сложности не менее 10 томов), где, развивая основные идеи "Системы природы", по существу разрабатывает социально-политическую программу революционной буржуазии. В этих произведениях Гольбах доказывает необходимость просвещать общество, научить его жить по справедливым законам, избавить род людской от пагубных заблуждений, возвестить народу истину. Такова благородная цель произведений последнего периода творчества Гольбаха.

С 1751 по 1760 год Гольбах перевел на французский язык и издал не менее 13 томов научных трудов немецких и шведских ученых. Свои переводы он обыкновенно сопровождал ценными замечаниями, делал исправления и дополнения и тем самым внес определенный вклад в развитие указанных отраслей науки. Так, например, осуществив в 1758 году перевод на французский язык "Общего описания минералов" шведского химика Валлериуса, Гольбах дал свою классификацию минералов, которая была высоко оценена современными ему учеными Франции.

Научные сочинения, по мнению Гольбаха, представляют ценность только тогда, когда они приносят практическую пользу. Гольбаховские издания отвечали этому требованию. Именно поэтому Дидро в том же проекте "Плана университета", составленном для Российского правительства, рекомендует пользоваться книгами по химии, металлургии и минералогии в переводе Гольбаха.


Поль Гольбах - французский писатель, составитель энциклопедии и философ (немец по происхождению). Провел выдающуюся работу по систематизации концепций материалистов Франции. Он был одним из тех людей, на трудах которых зрела буржуазия времен революционной Франции.

Рождение и детство

Поль Анри Гольбах родился в 1723 году, восьмого декабря в городе Гейдельсгейм (Германия, Пфальц) в семье мелкого торговца.

свидетельство о крещении

Детство у мальчика сложилось трагично. Он осиротел в семь лет, и под свою опеку его взял брат умершей матери. А в двенадцать он попал в Париж, в тот город, с которым связана практически вся биография Поля Гольбаха.

По совету дяди Поль Анри поступил в университет Лейдена. В стенах его он посещал лекции, которые проводили великие умы того времени, а также занимался изучением новейших теорий естествознания.

университет в Лейдене

Наибольший интерес молодой Поль проявлял к физике, химии, геологии и минералогии. Кроме того, он увлеченно изучал труды материалистов и философию.

Возвращение в Париж

Поль Гольбах окончил университет в 1749 году, после чего из Нидерландов вернулся в столицу Франции, прихватив с собой приличный багаж знаний в самых разнообразных жизненных сферах.

Родственные связи с дядей дали ему возможность получить для себя титул барона. Так как он был достаточно хорошо обеспечен, он мог посвятить свое время делу всей жизни - философии, при этом не заботясь о таких вещах, как пропитание и крыша над головой.

В Париже Поль Анри основал салон, который стал местом встреч для людей, что желали нести просвещение в массы. В салоне собирались представители самых разных миров: от ученых и философов до участников политических игр. Одними из наиболее известных посетителей салона были такие люди, как Адам Смит, Монтескье, Руссо, Дидро и другие.

Развиваясь постепенно, салон все больше превращался в центр просвещения и философии всей страны.

Энциклопедия и другие достижения

Гольбах часто принимал со всем гостеприимством энциклопедистов у себя дома, при этом не ограничиваясь ролью интересного собеседника. Свой значительный вклад он оставил как спонсор, библиограф, редактор, консультант и автор множества статей по самым различным тематикам в издании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел".

Написание статей для "Энциклопедии" показало всю обширность познаний Поля Гольбаха во множестве сфер, а также раскрыла его как умелого популяризатора.

Среди академиков Поль Анри получил признание великолепного натуралиста. Он был избран почетным членом Маннгеймской и Берлинской научных академий. Это же звание он получил от Императорской Академии наук Санкт-Петербурга в сентябре 1789 года.

Отношение к церкви

Свои популяризаторские способности и незаурядный ум Гольбах использовал не только для написания статей в "Энциклопедию". Одним из наиболее значительных занятий Гольбаха была пропаганда, направленная против католицизма, священнослужителей и религии в целом.

Его работа под названием "Разоблаченное христианство" (1761 год) была первой из целого ряда критических сочинений, которые выходили без авторской подписи или под выдуманными именами.

книга гольбаха

Работа 1770 года под названием "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" получила широкую известность и считается наиболее значимым трудом Поля Гольбаха.

произведение гольбаха

Сама же работа представляет систематизацию идей материалистов и естествознателей того времени, а также аргументацию их мировоззрения с разных сторон. Была проделана фундаментальная работа, и после публикации ее стали называть "Библией материалиста".

Этот огромный труд не просто получил всеобщее признание, но и создал потребность в переиздании. Таким образом, рукописные копии книги являли себя миру одна за другой.

Тот факт, что книга расходилась весьма удачно, вызывал у властей и церкви серьезное беспокойство. Настолько серьезное, что работа оказывается под запретом. А в 1770 году, в августе, Парижский парламент издал указ о сожжении этой книги в присутствии народа.

Сам же Гольбах избежал наказания исключительно за счет того, что авторство находилось под секретом даже от самых близких ему людей.

Развитие идеи просвещения

Несмотря на преследование "Системы природы" властями и церковью, Гольбах продолжает развивать ее после 1770 года во множестве своих работ, что вместе составляют большое количество томов. В эти тома выходят такие труды, как "Естественная политика", "Всеобщая мораль", "Социальная система", "Этократия", а также другие произведения, в которых была заложена новая революционная программа в политической и социальной сферах.

Общей мыслью, что проходила через все труды Поля Анри Гольбаха, была идея о просвещении народа, важности донесения истины до людей и освобождения их от губительных предрассудков и заблуждений.

Очередной заслугой Гольбаха является перевод на французский множества сочинений шведских и немецких философов и ученых прошлого времени. Он опубликовал как минимум тринадцать подобных работ в период с 1751 и до 1760 года.

Причем он не просто переводил чужие сочинения с одного языка на другой, а дополнял их внесением в работы собственных комментариев и некоторых изменений. Все это придавало переведенным трудам философов дополнительную ценность.

Последним днем жизни ученого, философией и жизненным кредо которого было просвещение народа, стала дата 21 января 1789 года.

Цитаты Поля Анри Гольбаха

поль гольбах

Среди цитат философа стоит выделить те, что помогают понять философию Поля Гольбаха и отношение его к религии и обществу в целом. К наиболее известным из них можно отнести следующие:

Мораль должна быть основана на менее шаткой базе, нежели пример бога, которого можно назвать добрым, только упрямо закрывая глаза на все зло, поминутно творимое или допускаемое им в этом мире.

Желание нравиться, верность традициям, страх показаться смешным и боязнь людских пересудов — вот стимулы значительно более сильные, чем религиозные представления.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших ближних.

Религия представляет собой узду для людей, неуравновешенных по характеру или пришибленных обстоятельствами жизни. Страх перед богом удерживает от греха только тех, кто не способен сильно желать или уже не в состоянии грешить.

Отношение к природе

Материя или же природа, как полагал Поль Гольбах, сама является собственной причиной. Он считал, что природу как нельзя сотворить, так и невозможно уничтожить, потому как она сама по себе бесконечна в пространстве и времени.

Гольбах считал материю совокупностью всех тел в природе, которая состоит из неделимых и неизменямых атомов - частиц, что характеризуются движением, весом, длиной, фигурой и непроницаемостью. Поль Анри считал именно движение тем самым способом существования материи и сводил его к форме. Он же утверждал, что энергия является причиной движения материи.

Пауль Генрих Дитрих фон Гольбах - французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист и выдающаяся фигура во французском Просвящении. Одно из известных изречений - "Делать счастливыми других - вот самый верный способ стать счастливым в этом мире; быть добродетельным - значит заботиться о счастье себе подобных"

Содержание статьи

Поль Анри

  • Поль Анри: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Поль Жане: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Андрей Поль: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Биография

Поль Анри родился 8 декабря 1723 года в Эдесхайме, недалеко от Ландау в Рейнском Пфальце в семье Кэтрин Гольбах и Иоганна Якоба Дитриха. Историки не сходятся во мнеии о дате рождения Гольбаха. Точный день рождения неизвестен, но обнаруженные записи гласят, что он был крещен именно в декабре 1723 года. Мать была дочерью принца-епископа для римско-католической епапхии в Шпейере, Иогана Якоба Гольбаха. Она скончалась, когда сыну было 7 лет. Отец - мелкий торговец-винодел.

Поль был воспитан в Париже дядей по материнской линии, Францем Адамом Гольбахом, который являлся очень богатым человеком, заработавшим свое состояния торгуя на Парижской фондовой бирже. Францу также удалось послужить во французской армии с конца XVII века, а отличившись в войнах Людовика XIV, он получил баронский титул. Именно от своего дяди будущий великий философ получил фамилию, баронский титул и значительное состояние, позволившее ему впоследстии посвятить свою жизнь научной деятельности.

Leiden University

Гольбах младший учился в Лейденском университете с 1744 по 1748 год, получая финансовую поддержку от своего дяди. Благодаря своей усидчивости и прилежанию, он быстро освоил французский и английский языки, изучил латинский и греческий. Его увлекали древние авторы, сочинения которых он временами перечитывал. В 1753 году умерли дядя и отец Гольбаха, оставив ему в наследство значительное состояние и замок "Heeze Castle".

Heeze Castle

Поль оставался богатым все свою жизнь, разумно распоряжаясь оставленным наследством. 11 декабря 1750 года он вступил в брак с Базиль-Женев д'Айн, но семейная жизнь продолжалась недолго: в 1754 году его жена умерла от неизвестной на то время болезни. Обезумевший Гольбах ненадолго переехал в провинцию вместе со своим другом бароном Гриммом, а уже в следующем году решил жениться на сестре покойной жены Шарлотте-Сюзанн д'Айн. От первого брака на свет появился сын, Франсуа Николай, а от второго - сын, Шарль-Мариус, и две дочери Амели-Сюзанна и Луиза-Полин.

Деятельность и взгляды


В семье Франсуа Адама де Гольбаха религия не была в почете, повсеместно царил дух свободомыслия. Это оказало влияние на основную массу работ, которые впоследствии он выпускал. Его философия была явно материалистической и атеистической. В 1761 году появилась работа "Christianisme devoile", в которой прямо атакуется христианство и религия в целом, как препятствие на пути развития человечества.


Большинство произведений Гольбаха были опубликованы анонимно или под вымышленными именами, что делалось во избежании преследования за смелые высказывания и мысли. Не стало исключением и самое известное его произведение, "Le Systeme de la nature". Философская работа, описывающая вселенную с точки зрения принципов материализма, была выпущена под именем Жан-Батиста де Мирабо, умершего члена Французской академии наук. Это было прозведение, которое представляло обширный и полностью натуралистический взгляд на мир.

Le Systeme de la nature

Философ не оставлял без внимания и вопросы политики, морали, а также много писал о своих экономических взглядах. Он сильно критиковал злоупотребления властью во Франции и за рубежом. Однако, вопреки революционному духу того времени, он призывал образованные классы реформировать коррумпированную систему правления. На его политические и этические взгляды повлиял британский материалист Томас Гоббс. Гольбах лично перевел его произведение "De Homine" на французский язык.

Поль Анри поддерживал теорию "невмешательства" государства и призывал правительство предотвратить опасную концентрацию богатства среди нескольких человек. Он подверг критике действовавшую тогда политику французского правительства, позволяющую частным лицам собирать налоги. Он также считал, что религиозные группы должны быть добровольными организациями без какой-либо государственной поддержки.

Салон Гольбаха

В 1780 году барон Гольбах тратил большое количество средств для поддержания одного из наиболее заметных и щедрых парижских салонов, который вскоре стал важным местом встречи участников "Encyclopedie". Там же существовала специальная антирелигиозная библиотека, в которую поступала из разных концов мира как легальная, так и нелегальная литература. Встречи участников проводились регулярно два раза в неделю, по воскресеньям и четвергам. Посетителями салона были исключительно мужчины, высокопоставленные, свободомыслящие и обсуждавшие более широкие темы, чем в других салонах того времени. Среди постоянных поситителей салона были Дидро, Гримм, Кондиллак, Тюрго, Морелла, Жан-Жак Руссо, Чезаре Бакирия, Бенджамин Франклин и многие другие известные люди.


Считается, что Поль Анри Гольбах умер незадолго до Французской революции. Он был похоронен 21 января 1789 года в оссуарии под алтарем в приходской церкви Сен-Рош в Париже. Этот оссуарий был разграблен дважды, один раз во время Французской революции, а затем во время Парижской Коммуны 1871 года .

Читайте также: