Поиски положительного героя писателем платонов кратко

Обновлено: 30.06.2024

…В будущем человеке элемент свободы осуществится как высшая и самая несомненная реальность….
А. Платонов
Андрей Платонов начал писать очень рано. Он относится к писателям со славой, разгорающейся чем дальше, тем больше. При жизни его издавали очень мало.
Платонов писал в своих статьях, рассказах, повестях, романах обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о науке, о спорте, о фантастике, о строителях города, о Великой Отечественной войне.
А. Платонов показал в своих произведениях тяжелую жизнь людей в тылу,

солдат на фронте со всеми ее бытовыми трудностями.
В философской повести “Джан” Платонов выступил против принудительного пребывания человека в армии, против дикарского состояния сознания, ратовал за первоначальную слитность с природой.
Главной для писателя в 30-е годы становится проблема истинно человеческой свободы, проблема подлинной гармонии, проявляющейся на всех уровнях. В реальной жизни ее быть не могло – поэтому у Платонова возникают трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Явственно они прозвучали в рассказах “Фро” и “Река Потудань”.

рассказе “По небу полуночи” писатель уже предчувствовал опасность идей национал-социализма, грозящих миру.
Эти идеи превращали землю в пустыню, ум в безумие, детей в сирот.
В повести “Котлован” А. Платонов очень четко и зримо изображает тяжелую жизнь, труд людей-строителей. В романе “Чевенгур” писатель показывает, как люди могут опуститься, всю грязь жизни. Но здесь есть и люди, которые удерживали себя от такой жизни. “Чевенгур” – “это черная дыра…”
В рассказе “На могилах русских солдат” Андрей Платонов зримо и убедительно показывает зверства фашистов в годы войны.
Платонов много писал о правлении Сталина, не называя его имени. Но Сталин, будучи внимательным и проницательным читателем, понимал все это. Он запретил издавать произведения Платонова и многих других писателей. Андрей Платонов показал людям всю горечь и тяжесть жизни в годы застоя.

Только в наши дни, уже после смерти писателя, его книги стали появляться и завоевывать читателей. Они продолжают учить нас великому дару любви, доброты, милосердия, справедливости.

Андрей Платонов – писатель-философ, которого более всего интересовало изучение духовной эволюции человека, поиски смысла жизни. Можно сказать, что он вслушивался “не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли”.
Философский аспект творчества Платонова открывается в его повести “Котлован”. Благодаря этому произведению, Платонов вошел в русскую литературу как удивительный мастер социально-философских, гуманистических “утопий-предупреждений”, сложных “фантазий-тревог”.
В центре повести “Котлован” стоят размышления писателя о революции, о построении новой жизни в стране и о людях, “строящих коммунизм”. В произведении много героев, каждый из которых представляет собой определенный “тип”. Платонов соорудил своеобразную этическую лестницу, расставив на ее разные ступени незрелых правдоискателей, страстных энтузиастов пролетарского Рая, в которых идея находилась в окружении их же невежества и навыков рабства. Но эти герои все равно стоят выше тех чистеньких, беспочвенных чиновников, у которых “идея”

чиста, гола и уныла. Все герои Платонова не замечали, что, в пафосе бесконечной борьбы за “идею”, они строили, в сущности, райское будущее не для людей, а без людей.
Главный герой повести – Вощев, человек размышляющий, ищущий смысл жизни. Его уволили с работы “вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. И он пошел странствовать, попросился на ночевку к рабочим, строившим котлован для нового здания, да так с ними и остался. В новых людях, встреченных Вощевым, – Сафронове, Чиклине, Жачеве – герой не видит стремление познать смысл жизни. Он видит лишь их изможденность, муки и тоску, которые их терзают. Все эти люди – всего лишь рабочая сила, как пушечное мясо на войне, – без истории и без лица, не имеющее ничего. Герои полны веры в социализм, пока ничем не оправданной, но и их вера начинает шататься: “так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек! ”
Платонов не видит будущего у социализма, само название его повести символично: “котлован” – это яма для фундамента нового здания, “общепролетарского дома”. В финале произведения здание так и не начнут строить. Это значит, что и коммунизма люди не построят, а если и построят, то он будет основываться на костях множества людей. Символично, что в котловане похоронена девочка Настя – олицетворение светлого будущего страны. Девочка погибает, не выдержав испытаний на пути к “счастливой жизни”.
Как известно, дети у Платонова – символ будущего. “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира”, – говорил писатель. В повести описывается пионерский отряд – воспитанные в социализме дети. Изможденные, некрасивые, “с сознанием важности своего будущего, ступали точным маршем босые девочки”. Обреченность – вот главное слово в “Котловане”. Но разве можно обреченно идти к счастью?
Еще одна вера Платонова – вера в вечное счастье. Счастье – это планетарная, а потому анонимная сила, оно всегда избирательно, человечно, его нельзя соорудить. Приглушенные варианты мечтаний о личном, индивидуальном счастье буквально вырываются в “Котловане” наружу. Для Жачева – инвалида, то появляющегося, то исчезающего из повести, идеальное существование – это полное отсутствие движения. Для Сафронова – ярого сторонника социализма – счастьем является непрерывная деятельность, для Чиклина и Прушевского – созерцание красоты. Но никто из героев не достигает “своего” счастья, а разве можно из несчастных людей создать счастливое общество будущего?
Таким образом, главной темой многопрофильной утопической повести Платонова является размышление о строящемся, но очень шатком “социалистическом рае”. Писатель оказывается пророком, он предупреждает читателей о том, что не сбудутся мечты “главного человека” и у коммунизма не будет будущего.

Андрей Платонов – писатель-философ, которого более всего интересовало изучение духовной эволюции человека, поиски смысла жизни. Можно сказать, что он вслушивался “не в звучание фраз, а в сложную мелодию, в тревожные вариации мысли”.
Философский аспект творчества Платонова открывается в его повести “Котлован”. Благодаря этому произведению, Платонов вошел в русскую литературу как удивительный мастер социально-философских, гуманистических “утопий-предупреждений”, сложных “фантазий-тревог”.
В центре повести “Котлован” стоят размышления писателя о революции, о построении новой жизни в стране и о людях, “строящих коммунизм”. В произведении много героев, каждый из которых представляет собой определенный “тип”. Платонов соорудил своеобразную этическую лестницу, расставив на ее разные ступени незрелых правдоискателей, страстных энтузиастов пролетарского Рая, в которых идея находилась в окружении их же невежества и навыков рабства. Но эти герои все равно стоят выше тех чистеньких, беспочвенных чиновников, у которых “идея”
чиста, гола и уныла. Все герои Платонова не замечали, что, в пафосе бесконечной борьбы за “идею”, они строили, в сущности, райское будущее не для людей, а без людей.
Главный герой повести – Вощев, человек размышляющий, ищущий смысл жизни. Его уволили с работы “вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда”. И он пошел странствовать, попросился на ночевку к рабочим, строившим котлован для нового здания, да так с ними и остался. В новых людях, встреченных Вощевым, – Сафронове, Чиклине, Жачеве – герой не видит стремление познать смысл жизни. Он видит лишь их изможденность, муки и тоску, которые их терзают. Все эти люди – всего лишь рабочая сила, как пушечное мясо на войне, – без истории и без лица, не имеющее ничего. Герои полны веры в социализм, пока ничем не оправданной, но и их вера начинает шататься: “так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек! ”
Платонов не видит будущего у социализма, само название его повести символично: “котлован” – это яма для фундамента нового здания, “общепролетарского дома”. В финале произведения здание так и не начнут строить. Это значит, что и коммунизма люди не построят, а если и построят, то он будет основываться на костях множества людей. Символично, что в котловане похоронена девочка Настя – олицетворение светлого будущего страны. Девочка погибает, не выдержав испытаний на пути к “счастливой жизни”.
Как известно, дети у Платонова – символ будущего. “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира”, – говорил писатель. В повести описывается пионерский отряд – воспитанные в социализме дети. Изможденные, некрасивые, “с сознанием важности своего будущего, ступали точным маршем босые девочки”. Обреченность – вот главное слово в “Котловане”. Но разве можно обреченно идти к счастью?
Еще одна вера Платонова – вера в вечное счастье. Счастье – это планетарная, а потому анонимная сила, оно всегда избирательно, человечно, его нельзя соорудить. Приглушенные варианты мечтаний о личном, индивидуальном счастье буквально вырываются в “Котловане” наружу. Для Жачева – инвалида, то появляющегося, то исчезающего из повести, идеальное существование – это полное отсутствие движения. Для Сафронова – ярого сторонника социализма – счастьем является непрерывная деятельность, для Чиклина и Прушевского – созерцание красоты. Но никто из героев не достигает “своего” счастья, а разве можно из несчастных людей создать счастливое общество будущего?
Таким образом, главной темой многопрофильной утопической повести Платонова является размышление о строящемся, но очень шатком “социалистическом рае”. Писатель оказывается пророком, он предупреждает читателей о том, что не сбудутся мечты “главного человека” и у коммунизма не будет будущего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано. Слава его разгоралась всё сильнее и сильнее. Он писал обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о Великой Отечественной войне. Главной для него стала проблема человеческой свободы, подлинной гармонии, которая проявляется на всех уровнях. В реальной жизни её быть не могло, поэтому у Платонова возникли трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Величие простых сердец… Величие людей, их способность преображать мир, жить тогда, когда кажется, невозможно жить – это истинно платоновские герои.

Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Кафедра гуманитарного образования

В чем особенность героев А. Платонова.

Работу подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ Троицкая СОШ Чистоозерного района Новосибирской области Сафинрейдер Ольга Анатольевна.

Всё возможно – и удаётся всё,

Но главное – сеять души в людях.

Андрей Платонович Платонов начал писать очень рано. Слава его разгоралась всё сильнее и сильнее. Он писал обо всем: о тяжелом труде рабочих и крестьян, об интеллигенции, о Великой Отечественной войне. Главной для него стала проблема человеческой свободы, подлинной гармонии, которая проявляется на всех уровнях. В реальной жизни её быть не могло, поэтому у Платонова возникли трагические нотки, вызванные невозможностью сиюминутного всеобщего счастья. Величие простых сердец… Величие людей, их способность преображать мир, жить тогда, когда кажется, невозможно жить – это истинно платоновские герои.

Платонов относился к тем писателям, которые кожей почувствовали революцию. Он столкнулся с тем, что добрым намерениям соответствуют плохие поступки. У писателя человек не сливается с идеей, идея не закрывает наглухо человека. Герои не понимали порой, что происходит, поэтому становились подозрительными. Все эти отклонения и перегибы запутали их. Персонажи Платонова никогда и ни за что не смогли бы стать теми безликими людьми, над которыми потрудилась идеология.

Писатель со своими героями шел против течения, отказывался участвовать в сотворении нового человека эпохи социализма. Образы Платонова беспомощны перед экспериментами, которые обрушили на народ что – то чуждое, непонятное, искушающее. Его герои непритязательны, легко переносят трудности в быту, порой не замечают их вовсе. Не всегда известно, откуда взялись эти люди, какое у еих прошлое. Но для Платонова это не самое важное. Ведь его герои – преобразователи мира, они стремятся подчинить силы природы человеку. Именно от таких людей нужно ждать достижения мечты. Это обыкновенные инженеры, механики, фантазеры, философы, изобретатели. У таких людей мысли раскрепощены. Они не увлечены политикой, революцию рассматривают с политической точки зрения. Все, кто не захотел идти по этому пути, потерпели поражение.

Главное устремленье человека в мире Платонова – стать сопричастным людям, природе, вселенной, почувствовать свою непрерывную связь с ними, преодолеть грусть безответного существования. Его персонажи – романтики в полном смысле этого слова. Они мыслят масштабно и освобождены от эгоизма.

Герои Платонова – как природа. Они живут густым и множественным переплетением связей, сразу всей своей массой, потому что эти люди так беззащитны перед жестоким «хирургическим вмешательством, безжалостно рассекающим эти связи.

Его образы не обладают достаточным количеством знаний, у них отсутствует прошлое, все это им заменяет вера. Для писателя важнее всего то, чтобы человек не был разрушен.

Андрей Платонович Платонов (Климентов) (1899–1951 гг.) – русский советский писатель, прозаик и драматург ХХ века, творчество которого отличается оригинальностью и самобытностью. Поскольку его отношения с властью были натянутыми, лучшие произведения Платонова как писателя в большинстве своем были опубликованы и получили признание только после его смерти.


Детство и юность

Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.

В биографии Платонова (фамилию сменил в 1920 году) важно отметить, что образование было им получено сначала в церковно-приходской школе, затем – в 4х-классной городской школе. С 1918 года стал учиться в техническом училище Воронежа. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил он много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов.

Начало литературного пути

В 1923 году поэт Валерий Брюсов положительно отозвался о сборнике стихов Андрея Платоновича.

Расцвет творчества и репрессии

После окончания политехникума в 1924 году Платонов работает электротехником и мелиоратором. Как и у многих людей того времени, биография Андрея Платонова наполнена идеалистическими революционными идеями. Высказывая их в своих произведениях, автор со временем приходит к противоположному мнению, поняв неосуществимость задуманного.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.

Читайте также: