Поэзия 60 80 годов кратко
Обновлено: 07.07.2024
Свои стихи он посвящал своей любимой жене, которая была для него музой всю жизнь, она вдохновляла его на написание новых произведений.
У него стихотворения глубокие по смыслу и содержанию, они запоминаются на всю жизнь. Поэт написал много стихотворений к фильмам.
В магазине их книги разлетались как горячие пирожки, тиражи были огромными, но их не хватало.
В это время появляется новое течение в искусстве – бардовская песня. Первыми бардами были Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Они свои стихотворения исполняли под музыку.
Творчество Высоцкого чтят по сей день, ежегодно 25 января в день его рождения, поклонники проводят концерты, посвященные его памяти, поют его песни и читают стихотворения. На его произведениях выросло не одно поколение поклонников.
Его работы понятны всем, они простые, но в тоже время цепляют душу. Он свои мысли переносил на бумагу.
Вся эта культура нашла отклик в народных массах. Поэзия этого периода стремится к светлому будущему.
Сочинение 2
Как утверждает его дочь Екатерина, все свои произведения он посвящал единственной женщине на земле - своей жене. Она была его музой и вдохновительницей.
Его глубокие, полные смысла и гражданского содержания, стихи запоминаются на всю жизнь. Поэт писал стихи ко многим серьёзным кинофильмам. Сейчас даже трудно себе представить, что их мог написать кто-то другой.
Их книги не залёживались на полках магазинов, они продавались моментально. Их печатали огромными тиражами и всё - равно они были в дефиците.
Шестидесятые годы раскрыли миру ещё одну не ординарную личность - Иосиф Бродский. За его вклад в литературу ему была присуждена сама высокая награда - Нобелевская премия.
Его стихи просты и понятны всем. Он, что думал, то и писал, не взирая на титулы и ранги. Родись Высоцкий лет на двадцать раньше - не сносить ему головы.
Также читают:
Картинка к сочинению Поэзия 60-х годов 20 века
Популярные сегодня темы
Как правило, отчаянием называют такое состояние, которое предполагает понимание полной безвыходности пагубной ситуации и отсутствие перспектив. Надежной называют состояние человека, в котором он видит
О, природа! Что может быть прекраснее, чем она? Природа способна вдохновить человека на создание гениальных произведений, стихов, музыки и вообще она играет важную роль в развитии творческого потенциала человека
Роман Мастер и Маргарита произвёл на меня очень сильное впечатление. Вечная тема добра и зла, раскрыта Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в произведении совершенно неожиданно. Это не стандартное изложение
Цель урока: дать краткий обзор поэзии, показать её роль в общественной жизни страны.
Оборудование урока:
Методические приёмы: лекция, презентации учащихся о поэтах, выразительное чтение стихов наизусть.
Каждое поколение считает себя
более умным, чем предыдущее,
и более мудрым, чем последующее.
Джордж Оруэлл
I. Основная направленность (пафос) поэзии 60-х годов.
1. Слово учителя.
Удивительно мощное эхо!
Очевидно, такая эпоха.
- Что было новым в поэзии 60-х ?
Новая география – Сибирь, Средняя Азия, Колыма, зарубежье, российская глубинка.
Новые герои – рыцари немедленного действия, т.е. юные романтики (продавщицы, космонавты, работницы различных фабрик, пенсионеры-доминошники, рабочие-интеллигенты и т.п.).
Основные проблемы.
Проблемы правды и справедливости, света и тени в оценке лиц, событий, процессов.
Они вспомнили о гражданской, просветительской, нравственной миссии поэзии.
Поэзия стала делом государственным. Говоря от имени молодёжи, поэты той эпохи апеллировали прежде всего к государству, именно от него рассчитывали получить и отклик, и признание, настаивали на том, чтобы их мнение было принято при определении стратегии государства.
Далее слушаем аудиозаписи стихов поэтов-шестидесятников.
Учащиеся читают наизусть стихи вышеназванных поэтов.
У каждой медали две стороны, так и господствующее положение гражданской поэзии потеснило, сделало незаметной глубокую философскую тихую лирику.
В конце 60-х годов наметился отход поэзии к рубежам классических традиций.
II. Особенности поэзии 70-х годов.
Время как бы опустело,
В нём того, что было, нет.
Но и то, что быть хотело,
Не вступило в ясный след,
Словно жить осталось тело,
А души у тела нет.
1. Стремление поэзии 60-х к открытию всё новых и новых территорий, к расширению радиуса действия (космос, гидростанции и др.) сменилось культом устойчивости, неохоты к перемене мест и вообще возвращением в дом, под родное крыло.
Возвращаюсь к простым вещам,
К свету малому в малом окошке.
Приобщаюсь к дымящимся щам,
Приручаюсь к домашней ложке.
Тема малой родины – основная в творчестве рано и трагически ушедшего от нас Н. Рубцова, В. Соколова, Н. Тряпкина, А. Жигулина.
Читаем наизусть стихи:
Пафос созидания, борьбы и энтузиазма, разрушения старых авторитетов сменился пафосом размышления, углубления в вечные вопросы бытия.
3. Появилось повышенное внимание к внутреннему миру личности, к душе человека, пытливый интерес к онтологической проблематике, т.е. к вопросам жизни и смерти, конечных целей бытия, ответственности человека перед природой.
И, естественно, понизился гражданский тонус поэзии, утратилось чувство близости к современности.
И гневно призвал:
Не рождена эстрадною франтихой поэзия,
Но нет в борьбе стыда.
Поэзия, будь громкой или тихой -
Не будь тихоней лживой никогда!
Или: Надо не прятаться – драться!
Но никакие призывы, обвинения, дискуссии о заветах В.Маяковского не помогали, как и напоминания о том, что традиции великой русской поэзии не только в элегиях и философской лирике, но и в гражданственно-страстных строках поэтов-декабристов, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова. Престиж поэзии падал неудержимо.
Следует учесть и такие обстоятельства: из жизни ушло много талантливых поэтов.
Это А. Ахматова – 1966, А.Яшин – 1968, Н. Рыленков – 1969, Н. Рубцов, А. Твардовский, С. Прокофьев – 1971, Я. Смеляков – 1972, Г. Шпаликов – 1974 и др.
Некоторые вынуждены были уехать за границу: И. Бродский – 1972, А. Галич – 1974.
Другие ушли в глубокое подполье.
Причины смены стилей поэзии объясняются и литературно: острая реакция на перевес публицистичности в предыдущем десятилетии и общественно-политически, и социально. Настала эпоха долгого затишья, застоя, утраты содержания слов и понятий, эпоха лицемерия, полного расхождения между делами и словами. Стало почти неприлично произносить громкие слова, не обеспеченные делом.
4. Какие намечались выходы из кризисной ситуации?
а) Евтушенко и Вознесенский неумеренно повышали, форсировали, напрягали голоса, срывались на крик, привлекая внимание к трагедиям мира и экстремальным положениям и характерам родной действительности:
Позже поэт скажет об этих стихах так:
Ах, какой ты был гурман!
Боль примешивал, как соус,
В очарованный роман,
Аж посасывала совесть.
Радели о Христе,
Однако вскоре
Перуна Иисусу предпочли.
И с четырьмя Евангелиями в споре
До Индии додумались дойти.
А смысл единый этого раденья,
Сулящий только свару и возню,
В звериной жажде самоутвержденья,
В которой прежде всех себя виню.
Кто увлечён арийством, кто шаманством,
Кто в том, кто в этом прозревает суть,
Лишь только б развязаться с христианством
И два тысячелетья зачеркнуть.
III. 80-е годы.
Что же питало, определяло стих большинства поэтов, что служило энергетической базой их творчества? Память. Ведущая тема – память. Даже в названиях стихов звучало это слово.
И даже то, что позабыто,
Живёт невидимо в душе.
Все вспоминают, даже молодые. О чём же?
1. Вспоминают об исторической славе нашего народа. Особенно дружный отклик вызвало 800-летие Куликовской битвы.
Появляются стихотворные воспоминания о великих мужах России, о воителях древней Руси, о С. Радонежском, об Иване Грозном, Петре I, Степане Разине, о героях Бородинского сражения (И. Шкляревский, В. Устинов, М. Дудин, Ф. Чуев и др.)
2. Воспоминания о Великой Отечественной войне.
Их особенно много. Почему? Причина историческая: десятилетия не стёрли из памяти ничего. Война явила примеры высочайшего героизма, благородства и одновременно чудовищной низости, обнаружив то, о чём преступно забыть. В судьбе фронтового поколения именно эти 1418 дней, как оказалось, явились центральными, и ничто не смогло ни сравниться с ними, ни затмить их. Молодые поколения, лишь краем захваченные военной бедой, обнаружили, что фундаментом их системы гражданских и нравственных ценностей является память о времени величайшего испытания. Конечно, лучшие стихи и поэмы о былом пропитаны живой кровью тех немногих поэтов, заставивших говорить о себе.
Геннадий Русаков. Стихи проникнуты трагическим мотивом раннего сиротства, беспризорничества, жуткого пребывания в детдоме.
Этот трагический мотив одиночества объединяет стихи Русакова и его сверстников: И. Шкляревского, В. Устинова, Ю. Кузнецова. Выводы из горького опыта у них разные, но прав Б. Слуцкий, заметивший, что последнее из поколений войны приковано к жутким впечатлениям младенчества, перечёркнутого безотцовщиной:
Войны у них в памяти нету,
Война у них только в крови,
В глубинах гемоглобина
В составе костей нетвердых.
Шёл отец. Шёл отец невредим через минное поле.
Превратился в клубящийся дым – ни могилы, ни боли.
Всякий раз, когда мать его ждёт, -
Через поле и пашню
Столб клубящейся пыли бредёт
Одинокий и страшный.
Это чувство одиночества заставляет искать причал. Возник культ семьи, за который можно уцепиться. Выход только в чувстве кровной связи со всеми живущими и с теми, кто уже в земле.
Так раскрывается губительная сила войны. Неизбывна она и в памяти тех поэтов, которые прошли войну.
Образы войны по-разному высвечены у М. Дудина, К. Ваншенкина, Ю. Друниной и др.
Но даже среди этих славных имён обращает на себя внимание Юрий Белаш.
Он художник, пришедший в литературу только в 50 лет. Его стихи потрясают сгущённостью примет фронтового быта, единственным в своём роде умением не отводить взгляд от жестоких подробностей войны. Надо ли так писать о войне? Он убеждён, что надо для того, чтобы было всем понятно, как трудно было сохранить живую душу в себе на войне.
Стихи о войне – это стихи о жизни, не делимой на мир и войну, по утверждению А. Межирова, это незримый, но прочный мост из прошлого через настоящее в грядущие дни.
Память о войне, как и об иных тягчайших общенародных испытаниях, заставляет думать о жизни, а не о смерти, о её величайшей хрупкости, о том, как предотвратить возможную мировую бойню, как отвести угрозу самоуничтожения человечества.
В.Корнилов. Горькие стихи о Н.Гумилёве как память и о тех поэтах, кто потом был подвержен репрессиям.
Особой обличающей силой обладают стихи тех, кто жил в эти десятилетия на свободе, но из кого живую душу вынимали зрелища расправ с поэтами и художниками. Это была жизнь среди лжи и лицемерия, среди неверия и отчаяния, расхождения слов и дела, приводящие к равнодушию и безразличию, к духовному болоту целого поколения.
Это стихи Б. Слуцкого, О. Берггольц и др. (журнал «Знамя №8, 1987г.).
Спасением для поэтов 20 века всегда была классика.
Вдали от всех Парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литература СССР 60-80-х гг.
Новая волна в литературе связана с именем Хрущёва и его ролью в разоблачении культа личности.
Для поэзии периода (60-80-е годы) трудно найти некий общий объединяющий её принцип. Ни безусловного лидера, ни безусловно преобладающей тенденции.
Ведущую роль играли писатели, посвящавшие книги события Великой Отечественной войны
Ведущим жанром в поэзии 60-х годов была лирика - гражданская, философская, любовная, пейзажная
В 70-е годы создаются наиболее совершенные художественные произведения, авторы которых начинали творческий путь в период оттепели: Ю.Трифонов, Ч.Айтматов, В.Быков, В.Астафьев, В.Шукшин, А.Вампилов, В.Белов, В.Распутин, Ф.Абрамов и многие другие.
Краткое описание документа:
Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары.
И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К. Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии.
Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В. Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.
Направления в литературе 60-80-х годов
В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия.
Многих писателей привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов.
Тема. Русская литература 50-х — 80-х гг.: периодизация
План лекции
Смерть Сталина и наступившая за ней либерализация сказались непосредственно и на литературной жизни общества.
Так, правдой в войне считалось не отступление, не катастрофа 1941 года, а только пресловутые победные удары.
И даже писатели, знавшие о подвиге и трагедии защитников Брестской крепости в 1941 году (например, К. Симонов), до 1956 года не писали о ней, вычеркивали ее из своей памяти и биографии.
Точно так же не все, что знали, писатели рассказывали о Ленинградской блокаде, о трагедии пленных и т.п. В. Померанцев призывал писателей доверять своей биографии, своему выстраданному опыту, быть искренними, а не отбирать, подгонять материал под заданную схему.
Направления в литературе 60-80-х годов
В 1960-1970-е годы в России активизировались миграционные процессы. Городское население стало быстро увеличиваться. Соответственно изменялись состав и интересы читательской аудитории. В те годы роль литературы в общественном сознании была значительно активнее, чем теперь. Естественно, что привычки, манера поведения, образ мыслей, вообще психология городских аборигенов привлекали к себе повышенное внимание. С другой стороны, жизнь новых горожан-переселенцев, в частности так называемых лимитчиков, предоставляла писателям широкие возможности для художественного исследования новых областей человеческого бытия.
Многих писателей привлекают конфликтные ситуации среди руководителей, придерживающихся разных стилей руководства, когда административному, бездушно-командному стилю, сдерживающему развитие производства и инициативу людей, закономерно противопоставляется творческое начало и широта взглядов.
Читайте также: