Подвижные и неподвижные типы обществ кратко

Обновлено: 08.07.2024

На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности. Теоретически может существовать стратифицированное общество, в котором вертикальная социальная мобильность равна нулю. Это значит, что внутри такого общества отсутствуют восхождения и нисхождения, не существует никакого перемещения членов этого общества, каждый индивид навсегда прикреплен к тому социальному слою, в котором он рожден. В таком обществе оболочки, отделяющие один слой от другого, абсолютно непроницаемы, в них нет никаких "отверстий" и нет никаких ступенек, сквозь которые и по которым жильцы различных слоев могли бы переходить с одного этажа на другой. Такой тип стратификации можно определить как абсолютно закрытый, устойчивый, непроницаемый или как неподвижный. Теоретически противоположный тип внутренней структуры стратификации одной и той же высоты, а также одного и того же профиля — тот, в котором вертикальная мобильность чрезвычайно интенсивна и носит всеобщий характер. Здесь перепонка между слоями очень тонкая, с большими отверстиями для перехода с одного этажа на другой. Поэтому, хотя социальное здание также стратифицировано, как и социальное здание неподвижного типа, жильцы различных слоев постоянно меняются; они не остаются подолгу на одном и том же "социальном этаже", а при помощи огромнейших лестниц они en masse передвигаются "вверх и вниз". Такой тип социальной стратификации может быть определен как открытый, пластичный, проницаемый или мобильный. Между этими основными типами может существовать множество средних или промежуточных типов.

Выделив типы вертикальной мобильности и социальной стратификации, обратимся к анализу различных обществ и временным этапам их развития с точки зрения вертикальной мобильности и проницаемости их слоев.

4. Демократия и вертикальная социальная мобильность

Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ — большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах социальное положение индивида, по крайней мере теоретически, не определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет занять их; в них нет юридических и религиозных препятствий к подъему или спуску по социальной лестнице. А это все лишь способствует "большей вертикальной мобильности" ("капиллярности" — по выражению Дюмона) в таких обществах. Большая социальная мобильность, вероятно, одна из причин веры в то, что социальное здание демократических обществ не стратифицировано или менее стратифицировано, чем здание автократических обществ. Ранее мы видели, что это мнение не подтверждается фактами. Такая вера суть своего рода помрачение ума, случившееся с людьми по многим причинам, в том числе и оттого, что социальный слой в демократических группах более открыт, в нем больше отверстий и "лифтов" для спуска и подъема. Естественно, все это производит впечатление отсутствия слоев, хотя они конечно же существуют.

Выделяя значительную мобильность демократических обществ, следует сделать оговорку, что не всегда, и не во всех "демократических" обществах вертикальная мобильность больше, чем в "автократических" 93 . В некоторых недемократических обществах мобильность была большей, чем в демократических. Это не всегда заметно, так как "каналы" и методы подъема и спуска в таких обществах не столь явные, как, скажем, "выборы" в демократических обществах, да и еще существенно от них отличаются. В то время как "выборы" суть заметные показатели мобильности, другие выходы и каналы часто упускаются из виду. Поэтому создается подчас ложное впечатление устойчивого и неподвижного характера всех "невыборных" обществ. В дальнейшем будет показано, что этот имидж далек от реальности.

Социальная мобильность — возможность смены человеком своего социального слоя. Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта или карьеры.

Научное определение

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальная мобильность

Горизонтальная мобильность — переход индивида одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне (пример: переход в другую религиозную общину, смена гражданства). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое без перемены социального статуса.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт

Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной. [1] Более жёстким определением ротации, напоминающим о том, что социальные лифты работают в обоих направлениях, является концепция колеса фортуны.

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые люди более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Теория социальной мобильности

Теория социальной мобильности Питирима Александровича Сорокина.

Групповая мобильность

Делать карьеру можно в одиночку или группой. Существует индивидуальная и групповая мобильность. Когда действуют коллективные (кастовые, сословные, расовые и т. п.) привилегии или ограничения на мобильность, тогда представители низших групп могут попробовать устроить бунт, чтобы добиться отмены этих ограничений и всей своей группой подняться вверх по ступеням социальной лестницы. Примеры групповой мобильности:

  • В Древней Индии варнабрахманов (священников) добилась превосходства над варной кшатриев (воинов). Это пример коллективного восхождения.
  • Большевики до октябрьской революции были незначимы, после неё они все вместе поднялись до статуса, который раньше занимала царская аристократия. Это пример коллективного восхождения.
  • Социальный статус Римского Папы и епископов за последние три столетия понизился. Это пример коллективного нисхождения.

Подвижные и неподвижные типы обществ.

Примечания

  1. ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения: 23 октября 2012.Архивировано 29 июля 2013 года.

Литература

modif.jpg

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 марта 2021 в 07:20. ТолкованиеПереводСоциальная мобильность

Социальная мобильность — это возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой средней и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить Россия, примером низкой — Украина, средней (Китай). Понятие социальной мобильности близко по значению к понятию социального лифта.

Научное определение

Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальная мобильность

Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт

Социальный лифт – понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.[1]

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность — сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) — изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Литература

  • Социальная мобильность — статья из Новейшего философского словаря
  • Sоrоkin Р. Α. Social and cultural mobility. — N. Y. — L. , 1927.
  • Glass D. V. Social mobility in Britain. — L. , 1967.

Wikimedia Foundation . 2010 .

К сожалению, это правда, что возможности человека могут быть частично привязаны к его социально-экономическому статусу при рождении.

На сегодняшней диаграмме взяты данные из доклада о глобальной социальной мобильности, подготовленного Всемирным экономическим форумом. Отчет оценивает 82 страны в соответствии с их показателями по пяти основным направлениям: здравоохранение, образование, доступ к технологиям, условия труда и социальная защита.

socially_mobile_countries1.jpg

В то время как большинство стран стремятся создать равное игровое поле, какие места лучше всего соответствуют этой высокой и сложной миссии?

Спектр социальной мобильности

Под социальной мобильностью понимается движение людей вверх или вниз по социально-экономической лестнице относительно их нынешнего положения, например, семья с низким доходом, движущаяся вверх, чтобы стать частью среднего класса.

Страны с высоким уровнем социальной мобильности демонстрируют более низкий уровень неравенства в доходах и предоставляют своим гражданам более равные возможности для каждого из пяти показателей.

Есть ряд стран, которые подают пример социальной мобильности, которому могут следовать другие.

Победители мобильности

Все страны, входящие в топ-10, являются европейскими, но именно страны Северной Европы расположились на вершине рейтинга.

Дания удерживает титул самой социально мобильной страны в мире с индексом 85,2. По оценкам ВЭФ, если человек родился в семье с низким доходом в Дании, для достижения среднего дохода потребуется два поколения. В отличие от этого примера, кто-то рожденный в Бразилии или Южной Африке при нынешних темпах роста может достичь этого только девять поколений спустя.

Будучи одной из немногих неевропейских стран в топ-20, Канада также демонстрирует хорошие результаты в большинстве основных направлений, но, как и в Дании, она может улучшиться в области обучения в течение жизни человека, включая поддержку безработных и обучение навыкам в сфере технологий.

Наименее Социально Мобильные Страны

Развивающаяся страна Кот-д’Ивуар находится в нижней части рейтинга с показателем в 34,5 балла. Как страна, однажды разоренная внутренним конфликтом и бурными экономическими сдвигами, уровень бедности в результате остается высоким – 46,3% населения.

Хотя правительство улучшило свои основные социальные услуги, страна отстает по таким категориям, как доступ к образованию и справедливая заработная плата, и сохраняет самый высокий в мире уровень гендерного неравенства.

Несмотря на значительное снижение доли людей, живущих в условиях абсолютной бедности, Индия занимает низкое место по общему показателю, занимая лишь 76-ое место. Структурная реформа необходима во всех сферах, если Индия собирается повысить свой балл, особенно в отношении справедливой заработной платы и образования.

Зачем инвестировать в социальную мобильность?

Согласно докладу, большинство экономик далеки от обеспечения справедливых условий для процветания своих граждан, причем самые серьезные проблемы варьируются от отсутствия социальной защиты и низкой заработной платы до плохих систем обучения на протяжении всей жизни человека.

Страны, которые не вкладывают средства в основные элементы социальной мобильности, могут иметь пагубные последствия для правительств и граждан, в том числе: отсутствие надежности для своего будущего и хорошооплачиваемой работы, подрыв доверия к местным учреждениям, разочарование текущими политическими процессами и т.д.

Помимо социальной отдачи, экономический эффект от инвестирования в правильное сочетание сфер социальной мобильности может быть значительным.

Расчет истинной стоимости

В докладе рассматриваются альтернативные издержки, связанные с низкой социальной мобильностью, и обнаруживается, что если каждая страна увеличит свой балл всего на 10 индексных пунктов, это может привести к дополнительным 4,41% совокупного роста ВВП для мировой экономики к 2030 году, что равно 5,1 триллиона долларов.

Один только Китай может добавить к росту ВВП до 1 триллиона долларов к 2030 году, если будет достигнуто увеличение на 10 пунктов. Индия сможет прибавить 428 миллиардов долларов, а Россия 178.

Хотя социальная мобильность может выступать в качестве экономического рычага, многие страны пытаются обеспечить оптимальные условия для процветания своих граждан. Для этих стран глобализация и технологии могут продолжать усугублять неравенство в доходах.

Если страны не могут создать новые пути социальной мобильности в направлении более инклюзивных экономик, они рискуют застрять в цикле, где неравенство остается укоренившимся, а история продолжает повторяться.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте актуальную информацию из мира новостей еще быстрее.


Пример вертикальной мобильности — это переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы. Пример горизонтальной мобильности — это переход с должности учителя в одной школе на должность учителя в другой школе. Питирим Сорокин стал основателем теории социальной мобильности и назвал основные лифты вертикальной мобильности.







Делать карьеру можно в одиночку или группой. Существует индивидуальная и групповая мобильность. Когда существуют кастовые, расовые или сословные привилегии ограничения на индивидуальную мобильность, тогда представители низших каст, сословий и рас могут попробовать устроить бунт, чтобы добиться отмены этих ограничений и всей своей группой подняться вверх по ступеням социальной лестницы. Такой тип личности, как теоретик, всегда пытается делать карьеру в одиночку, поэтому он является наименее успешным в административной карьере.

Примеры групповой мобильности:

  • Западная Римская империя −45,6 %
  • Восточная Римская империя −27,7 %
  • Россия до Октябрьского переворота −5,5 %
  • Франция −3,9 %
  • Англия −5 %
  • США −48,3 %
  • Президенты Франции и Германии −23,1 %. [4]

Профессиональные организации перепроверяют соответствие способностей человека записи в дипломе об образовании, они тестируют специфические качества людей: голос для певца, силу для борца и т. д. На работе каждый день и каждый час становятся для человека экзаменом на профпригодность. Этот тест можно считать окончательным. [8]




Существует оптимальное соотношение количества людей в элите и всего населения. Перепроизводство количества людей в элите приводит к гражданской войне или революции. Например, султан в Турции имел большой гарем и много сыновей, которые безжалостно начинали уничтожать друг друга после смерти султана в борьбе за престол. Перепроизводство элиты в современном обществе приводит к тому, что неудачники из элиты начинают организовывать подпольные организации с целью вооружённого захвата власти.





















Выбор лифта социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала. Питирим Сорокин назвал восемь лифтов, по которым люди перемещаются вверх или вниз по ступеням социальной лестницы в процессе своей персональной карьеры. Теория о типах личности позволяет сделать рекомендации по выбору этих лифтов. Психолог и техник являются полными противоположностями друг другу, спикер и теоретик тоже являются противоположностями друг другу, поэтому технику категорически запрещено выбирать лифты, рекомендованные для психолога, а спикеру — лифты для теоретика. В крайнем случае, спикер может выбирать лифты, рекомендованные для психолога и техника, но спикер будет всегда несколько уступать этим типам в профессиональном отношении при использовании их лифтов. Другие типы — соответственно.

Таким образом, существует восемь лифтов вертикальной мобильности:

По мнению Валерия Старикова, существует эволюция происхождения лифтов социальной мобильности, они возникали по очереди, после возникновения нового лифта значение ранее возникших лифтов снижалось, и они оказывались устаревшими, а новые лифты становились главными по значению. Семейный лифт возник первым ещё при первобытном обществе. Чтобы сделать карьеру с помощью семейного лифта, нужно было выйти замуж за вождя племени. Такие лифты, как армия, правительственные группы, церковь, искусство, школа и наука, возникли при рабовладении. Такие лифты, как бизнес и печать, возникли при капитализме. Таким образом, при первобытном обществе главным по значению лифтом был семейный, при рабовладении — армия и правительственные группы, при феодализме — армия, правительственные группы и церковь, при капитализме — бизнес, правительственные группы и печать.

Спикеры являются наиболее перспективными кандидатами при использовании четырёх лифтов (армия, политика, печать, бизнес) и отчасти перспективными кандидатами при использовании ещё двух лифтов (шоу и семья).

Техники являются вторым сортом при использовании четырёх лифтов (армия, наука, бизнес, шоу).

Теоретик является наиболее перспективным кандидатом при использовании только одного научного лифта.

Можно сделать вывод, что только спикер способен сделать головокружительную карьеру и пересаживаться с одного лифта на другой. Спикер способен сделать несколько карьер в разных профессиях в течение жизни. Спикер демонстрирует максимальную предприимчивость в достижении цели даже с помощью преступных средств, его головокружительная карьера представляет собой последовательность неожиданных взлётов и катастрофических падений, примером может служить карьера Бориса Ельцина.

Теоретики способны сделать карьеру с помощью только одного научного лифта за счёт малого количества достойных конкурентов, так как доля теоретиков в популяции — 3 % — ничтожна. Карьера теоретика напоминает железную дорогу — от станции к станции, от этапа к этапу строго по расписанию, по долгосрочному плану. Но он не способен сделать никакой другой карьеры, кроме научной карьеры. Сделать карьеру в одиночку без поддержки друзей и соратников представляется трудной задачей.

Техники занимают стабильное среднее положение на социальной лестнице за счёт того, что они являются вторым, а не последним сортом при использовании многих важных лифтов. Техники делают свою карьеру медленно и верно, они старательно ползут вверх по ступеням социальной лестницы и никогда не пересаживаются с одного лифта на другой, они предпочитает получать власть по наследству. [18]

Выделив типы вертикальной мобильности и социальной стра­тификации, обратимся к анализу различных обществ и временным этапам их развития с точки зрения вертикальной мобильности и проницаемости их слоев.

Демократия и вертикальная социальная мобильность

Каналы вертикальной циркуляции

Функции социальной циркуляции выполняют различные институты

И среди них есть каналы, представляющие для нас особый инте­рес. Из их числа, которые существуют как в различных, так и в одном

и том же обществе, но в разные периоды его развития, всегда есть несколько каналов, наиболее характерных для данного общества. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации

Механизмы социального тестирования, отбора и

Распределения индивидов внутри различных

Социальных страт

Резюме

1.За исключением периодов анархии и социальных потрясений в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распре­деление осуществляются не по воле случая, а носят характер необхо­димости и строго контролируются разнообразными институтами.

2. Эти институты в целом составляют огромный комплекс механизмов, которые контролируют весь процесс социального тестирования, селекции и распределения индивидов внутри со­циального агрегата.

3. Церковь, семья и школа, а также профессиональные органи­зации выступают не только средствами образования и перемещения людей, но помимо этих функций они выполняют функции социаль­ной селекции и распределения индивидов внутри социального зда­ния. Причем эти функции имеют не меньшее социальное значение, чем функции образования и воспитания.

4. Исторически конкретные формы институтов селекции и распределения могут отличаться в разных обществах и в разные периоды времени, но в том или ином виде они существуют в любом обществе. Они такая же неотъемлемая часть социального агрегата, как органы, контролирующие систему кровообращения в сложном биологическом организме.

6. Все это детерминировано качеством и природой организации
селекционирующих институтов и частично характером препят-

7. То же самое можно сказать и о количественной стороне дея­тельности этих институтов: разного рода недо- и перепроизводство элиты влияет на весь социальный строй общества. По возможности желательно избегать и того и другого.

Эдмонд Гобло

пособия учебного комплекса.

КЛАСС И ПРОФЕССИЯ*

Ничто не накладывает на человека такой отпечаток, как его профессия. Ежедневная работа влияет на образ жизни даже больше, чем физиология. Она формирует наши мысли, ощущения, чувства. Привычки, стереотипы мышления, языковые навыки в их един­стве создают наш профессиональный тип. Люди одной и той же профессии знают друг о друге, стремятся общаться друг с другом, навещают друг друга не только по необходимости. Следовательно, каждый подражает другому.

В результате они объединяются в группы, но не в классы. На­против, классовое положение влияет на выбор профессии. Буржуа никогда не станет плотником, слесарем, булочником или кузнецом. С другой стороны, любой из них очень вероятно может стать буржуа. Но если сын плотника хочет стать юристом, он должен сначала стать буржуа, поступив в лицей и затем в юридический колледж.

* Цит. по: Goblot Edmond. Class and Occupation //Theories of Society. Foundation of Modern Sociological Theory. Ed. T Parsons et all. The Free Press of Glencoe, 1961. V. 1. P. 353—540. Пер. В.Г. Кузьминова, ред. перевода — А.Г. Здравомыслов. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 13 базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

она понадобилась, если не для борьбы с предрассудком? Поговорки часто обнажают самоочевидные истины, которые запоминаются в результате многократного повторения. Однако и повторение не мо­жет уберечь истину от забвения. Поскольку, если бы эта поговорка была воспринята всерьез и взята на вооружение, то с социальными классами было бы покончено. В действительности же буржуа верит, что среди ремесел есть много недостойных и глупых занятий, заслу­живающих презрения и насмешки, но есть и немало почтенных и достойных, однако не для него. Некоторыми он мог бы соблазниться, так как они хорошо оплачиваются и отвечают его склонностям, но он перестал бы себя уважать, занимаясь ими. Что же это за ремесла, которые представляют табу для буржуа?

Во-первых, это те, после занятия которыми остается грязь на руках и на одежде. На руках буржуа не должно быть грязи, царапин или мозолей. Ухоженные руки — это классовый признак, и буржуа тщательно следит за ними. Поэтому он и носит перчатки.

Затем идут ремесла, требующие больших физических нагрузок, как-то: переноска тяжестей, работа с тяжелыми инструментами, пре­бывание длительное время в неудобной позе, механическое повто­рение монотонных движений — все это не для него. У него имеются возможности избежать рабства тяжелого труда, когда физическая сила человека пытается преодолеть силу вещей.

Наконец, физический труд в целом, даже если он связан с ис­пользованием таких легких инструментов, как иголка или ручка, ниже достоинства буржуа, поскольку он связан лишь с ловкостью рук, а не с мыслью, которая постигает, и не с волей, которая подчиняет.

В этих трех случаях, как очевидно, классовая принадлежность диктует запрет на определенные виды деятельности. Не будешь же плотничать во фраке или копать канаву в цилиндре. Если человек принадлежит к обществу, он не рискнет появляться в нем, пропи­тавшись несмываемыми запахами материалов, с которыми он имеет дело на протяжении рабочего дня. Человек общества может прекрас­но общаться с людьми низких занятий, отдавая им приказания, но он не может жить рядом с ними. Именно потому, что он буржуа и живет как буржуа, появляется в обществе буржуа, носит на улице и в обществе одежду буржуа, он не может заниматься деятельностью, которая бы уронила его в глазах общества, оставила бы следы на его одежде или заставила бы вращаться в среде людей низкого звания.

В своем доме мадам отнюдь не пассивна, но кое-что она никогда не будет делать сама. Это будут делать за нее прислуга или пригла­шенный мастер, а именно: уборку и всю тяжелую работу.

Буржуа придает особое значение сохранению дистанции от физического труда. В деревне те работодатели, которые не пре­тендуют на буржуазный образ жизни и которые поэтому живут все лучше и лучше, едят за одним столом со своими слугами, носят такую же одежду, может быть, немного лучшего качества, говорят на таком же языке и выделяются лишь тем, что они распоряжаются. В городе наблюдается то же самое в отношениях, скажем, владельца мастерской и работников и подмастерьев. Но в буржуазном мире дистанция между господином и слугами больше в том случае, когда они живут под одной крышей. В целом к слугам относятся гуманно: они хорошо накормлены, по отношению к ним проявляется забота, когда они больны. Чувство личной привязанности возрастает по отношению к преданным и верным слугам. Нередки случаи, и это касается практически каждой буржуазной семьи, когда старые, привязанные к господам слуги, воспитав несколько поколений их детей, тихо умирают под сводами господского дома. Их любили, они были искренне привязаны к семье, но они не жили буржуаз­ной жизнью. Одежда и язык указывали на неравенство тех, кто был призван служить, и тех, чьей прерогативой и правом было пользо­ваться услугами. Именно потому, что буржуа последней генерации чрезмерно подчеркивали социальную дистанцию, таких старых и преданных слуг практически не осталось.

Таким образом, чувство самоуважения запрещает буржуа лично заниматься непривлекательной или чрезмерно тяжелой физической работой, а также обслуживать других за деньги. Его образ жизни должен соответствовать моде и быть таким, чтобы прислуживали ему, а не прислуживал он сам.

Кроме того, непрестижность ручного и исполнительского труда характерна не только для современной французской буржуазии; она обнаруживается в любых обществах, где существуют касты и классы. Во всех случаях превосходство социального ранга выра­жается во властном стремлении быть обслуживаемым не столько из-за желания избежать работы, вызывающей усталость, сколько из-за стремления подчеркнуть разницу в социальном положении. Императивом является тот факт, что социальный ранг должен быть узнаваем и, желательно, с первого взгляда. Ногти древнекитайского мандарина с палец длиной, отлакированные, прозрачные, мягкие, закручивающиеся спиралью — видимое доказательство того, что он ничего не делает собственными руками. Разве это не такое же свидетельство того, что он не унизит своего достоинства неподо­бающим трудом, как и одежда нашего буржуа, в которой такой труд просто невозможен? Буржуа хочет, чтобы сразу было ясно, что он не обычный труженик, не наемный работник и не прислуга. Разве при­надлежность к социальному классу определяет профессию? Может быть, наоборот — профессия определяет классовое положение?

социальной лестнице. Однако чужак так и останется парвеню, если он одновременно не является буржуа.

Вполне пристойным домашним занятием мадам считается уход за бельем, шитье туалетов, изготовление шляпок. Однако, если, со­бравшись вместе в салоне за светской беседой или прослушиванием музыки, дамы и займутся каким-то ручным трудом, то это не будет штопка дырявого носка, это будет нечто, достойное истинной ле­ди, — какое-нибудь бесполезное вязание, вышивка незамысловатого сюжета или шитье для бедных.

Умственный труд столь же изнурителен, как и многие виды физического труда. И в первом и во втором случае огромную роль играет привычка. Человек умственного труда не выдержит и часа той нагрузки, которую рабочий выносит в течение восьми часов, но, с

другой стороны, много ли рабочих выдержат один час серьезного чтения? Каждый лектор знает, что от взрослой аудитории, сколь бы интеллигентной и подготовленной она ни была, можно требовать не более часа интеллектуального напряжения.

Никто не станет отрицать, что среди представителей низших классов есть люди, которые по своим интеллектуальным и мораль­ным качествам превосходят многих буржуа и способны к более

сложной профессиональной деятельности. Классовая принад­лежность не может быть гарантией того, что среди представителей класса, в самой его толще, не появятся дети со слабым характером, с посредственным, если не сказать больше, умом, с ущербными личностными качествами, с двойной моралью. Эти качества ни­когда не позволят им завоевать авторитет, поэтому никто не будет им подчиняться, никто им не доверит защиту своих интересов. Эти дети — источник несчастья и стыда семей, в которых они родились. Их можно будет со временем пристроить, найти им занятие исполнительского характера с некоторыми атрибутами буржуазности. Однако это является угрозой появления — и даже первым шагом к появлению — нисходящей мобильности. В низших классах тем временем нет недостатка в одаренных людях, которые в своей сфере деятельности становятся лидерами, успешно ведут собственный бизнес, становятся независимыми материально без того, чтобы переходить в буржуазную профессиональную среду и вести буржуазный образ жизни. Однако это уже первый шаг на пути социального восхождения: если не они сами, то их дети станут леди и джентльменами. Чаще люди становятся буржуа благодаря досто­инствам своих отцов, нежели чем своим собственным.

Можно было бы сказать, что свободные профессии являются тем оселком, на котором проверяется принадлежность к классу буржуазии, если мы согласимся с тем, что именно с их помощью некто достигает и поддерживает буржуазный статус. И наоборот, не сумев проявить себя в них, он начинает падение вниз. Наряду с установлением равенства всех перед законом наиболее важным и решающим завоеванием революции 1 было упразднение привилегий, связанных с происхождением, и обеспечение равного доступа всех ко всем профессиям.

Однако если буржуазия Нового времени демонстрировала превосходящий другие классы интеллект и культуру, то те, кого с недавних пор стали называть интеллектуалами, должны были бы оформиться в класс, превосходящий буржуазию, или, по крайней мере, — в подкласс, обладающий наивысшим статусом в рамках класса буржуазии. Ничего подобного не происходит. Профессии, предполагающие использование умственного труда, не конституи­руют несколько самостоятельных классов и даже один класс. Интел­лектуалы остаются частью класса буржуазии, причем имеют относи-

1 Имеется в виду Великая французская буржуазная революция 1789— 1791 гг. — Прим. пер.

тельно низкий социальный ранг, если они буржуа исключительно в силу интеллектуальности своих занятий. Уважение, питаемое к ним, носит несколько двусмысленный характер: люди наверняка не знают, являются ли эти профессии обычными или престижными, достойными зависти или презрения. О них часто судят, если суж­дение не подкрепляется критическим размышлением, с оттенком неприязни и даже снисходительной жалости. Мы восхищаемся, что такие просвещенные люди выполняют такую огромную работу за такое мизерное жалованье. Наше первое побуждение — объяснить выбор ими профессии грубой ошибкой, а то, что они продолжают ей заниматься, — еще большей ошибкой. Затем приходит на ум от­дать должное их бескорыстию.

Умственный труд — хотя бы отчасти — действительно бес­корыстный труд, потому что те, кто им занимается, получают моральное удовлетворение от затраченных усилий, довольствуясь сравнительно небольшим денежным вознаграждением. Каждый университетский профессор испытывает определенное чувство гор­дости при мысли, что оплата его труда не соответствует подлинной ценности его служения. То же самое чувство испытывают и судья, и солдат, и священник. Скромность их финансового положения служит гарантией того, что они не торгуют наукой, правосудием, во­инской доблестью или спасением души. Естественно, интеллектуалы остаются буржуа, если они уже буржуа по своим доходам, семейным связям и принадлежности к социальной среде, из которой вышли. Если они стали буржуа только в силу приобретенной профессии, они являются скорее неполноценными буржуа.

Действительно, классовая дифференциация была бы невозмож­ной, если бы ее базовыми характеристиками были такие, которые требуют весьма тонкой оценки интеллекта, морального облика или характера. Преимущества классовой принадлежности в том, что ее внешние признаки указывают, хоть и не всегда верно, на те достоин­ства представителей класса, которые в иной ситуации остались бы незамеченными. Для буржуазии, которая верит в то, что она элита, и хочет выглядеть как элита, невыносима мысль о появлении еще одной элиты, занимающей вышестоящее положение и похищающей ее преимущества. Она высоко ценит талант, знание и добродетель; она приветствует интеллектуалов. Буржуазия не может отталкивать интеллектуалов, поскольку самим смыслом ее бытия, единственным основанием ее легитимности является ее культурное превосходство. Однако личные достоинства, именно потому, что они личные, явля­ются той субстанцией, которая может растворить класс; эти досто­инства — постоянная угроза его существованию. Буржуазная среда в

силу жизненной необходимости поддерживает таланты, рождающиеся как внутри, так и вне ее, пытается прибрать их к рукам и отразиться в свете их граней так, чтобы представить их рождение как эманацию собственной сущности, как расцвет ее собственных сил. Если бы лица, занятые интеллектуальным трудом, меняли свое местоположение вну­три класса, если бы деятели науки, литературы и искусства, с одной стороны, и бизнесмены — с другой, приобщившись к одним и тем же ценностям культуры, меняли бы, в силу их дальнейшей специализа­ции, свое положение внутри класса, буржуазия исчезла бы.

2 Луи Филипп (1773—1850), французский король в 1830—1848 гг. Февральская революция 1848 г. покончила с монархией Луи Филиппа. — Прим. пер.

и послужило поводом для революции 1848 года. Позднее буржуазия осознала, что практически весь мир искусства и часть литературного мира находятся вне сферы ее притяжения, как результат того, что она постыдно ими пренебрегала. Возникла мода на изящные искусства и словесность, что могло бы привести к возникновению другой элиты вне класса буржуазии, и элиты лучшей.

Далее, в превосходстве интеллекта и культуры мы не найдем удовлетворительного объяснения разделению общества на классы: подобно доходу профессии ранжируют, но не дифференцируют. Профессии дают практически бесконечный ряд уровней. В госу­дарственном и муниципальном аппаратах, в крупных частных кор­порациях, будь то сельскохозяйственного, промышленного либо торгового характера, в таких отраслях, как строительство, швейная и пищевая промышленность, труд не только специализирован, но так или иначе интегрирован в иерархии. Внутри множества этих иерархий каждый сможет, не колеблясь, провести демаркационную линию между буржуазными профессиями и массовыми. В целом ранг профессии тем выше, чем с большими интеллектуальными усилиями и большей самостоятельностью она связана, чем шире ее масштаб и чем больший доход она приносит. Данная демарка­ционная линия действительно существует: те профессии, которые выше нее, — свободные и буржуазные, те, что ниже, — массовые. Социальная шкала профессий и социальная шкала доходов сами по себе не фиксируют классовую дифференциацию, поскольку они обе непрерывны. Однако шкалы делятся надвое классовой грани­цей. Выше этой границы можно обнаружить определенный баланс между различными профессиями или внутриклассовое равенство даже при существующем неравенстве рангов. Такова специфика этой границы. Можно без труда обнаружить, что инженер считает себя вышестоящим по отношению к дорожному рабочему, а судья — по отношению к судебному клерку. Но почему инженер считается вы­шестоящим лицом по отношению к судебному клерку, начальником которого он не является и кому не отдает приказания? Почему то же самое происходит в случае судьи и дорожного рабочего? И почему инженер и судья принадлежат к классу буржуазии, а дорожный ра­бочий и судебный клерк — к рабочему классу? Почему, наконец, в сфере государственной и муниципальной службы и в частном секторе экономики неравенство рангов, столь ярко выраженное иерархией, не выливается в классовое неравенство? Почему определенные ка­тегории людей, неравные в профессиональном отношении, считают себя равными социально?

Читайте также: