Подвиги моряков во время великой отечественной войны 1941 1945 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Бурмистров Иван Алексеевич (1903-1962) родился в г. Ставрополе в семье рабочего. Русский. Участник Гражданской войны. Окончил Донскую партшколу в Ростове-на-Дону и Машинную школу учебного отряда ЧФ. В ВМФ с 1923 г. Учился в параллельных классах при ВВМУ им. Фрунзе. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-39 гг. Подводная лодка, которой командовал капитан 3-го ранга Бурмистров, принимала активное участие в боевых действиях ВМФ республиканцев. 14.11.1938 г. ему было присвоено звание Герой Советского Союза. После возвращения из Испании Иван Алексеевич командовал бригадой ПЛ ЧФ, в 1942-43 гг. учился в Военно-Морской Академии. Был старшим преподавателем кафедры тактики флота в ТОВВМУ. С 1950 г. капитан 1-го ранга Бурмистров — в отставке, работал директором кожзавода на Ставрополье. Награжден 2-мя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, медалями. Его именем в Ставрополе названа улица.

Фото. Выпукскники и преподавательский состав Военно-Морской Академии РФ.

Фото. Магомед Гаджиев.

Участник национально-революционной войны испанского народа 1936−39 гг. Подводная лодка под его командованием вывезла ценные правительственные грузы в г. Картахена (Испания) через блокированный противником Гибралтарский пролив. Во время следования к месту назначения ею был потоплен вражеский корабль. Звание Герой Советского Союза присвоено 22.02.1939 г. Через 2 года Египко окончил Военно-Морскую Академию. Во время ВОВ командовал бригадой ПЛ Балтийского флота, возглавлял военно-морскую миссию в Англии, затем служил в Главном Штабе ВМФ. С 1958 г. был начальником ВВМУ ПП им. Ленинского Комсомола. С 1967 г. вице-адмирал Египко — в отставке. Жил в Ленинграде. Награжден 3-мя орденами Ленина и Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Фото. Николай Египко.

Ефанов Аркадий Петрович родился в 1953 г., в ВМФ с 1970 г. Окончил ВВМУРЭ им. А. С. Попова, в 1986 г.— офицерские классы в Ленинграде, в 1997 г.— Военно-Морскую Академию.С 1987 г. — командир атомной подводной лодки, которая с 18.08 по 13.09.1993 г. совершила межфлотский переход подо льдами на глубине 200 м (с СФ на ТОФ). Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1994 г. капитану 1 ранга Ефанову первому из подводников (одновременно с М. В. Моцаком) присвоено звание Героя Российской Федерации. После окончания Академии он был назначен заместителем начальника ВВМИУ им. Фрунзе, в 43-летнем возрасте уволился из рядов ВС по сокращению штатов. В настоящее время Аркадий Петрович живет в Санкт-Петербурге и работает заместителем генерального директора Международной ассоциации моряков-подводников. Он ведет активную общественную деятельность по пропаганде традиций отечественного подводного флота.

Фото. Подводная лодка Аркадия Ефанова.

Колышкин Иван Александрович (1902-1970) родился в деревне Крутец Рыбинского р-на Ярославской обл. в семье крестьянина. Русский. С 1919 г. работал на речном флоте матросом, кочегаром парохода, помощником шкипера баржи. В ВМФ с 1924 г. Окончил параллельные классы Военно-морского училища им. Фрунзе, в 1935 г. — спецкурсы комсостав подводного плавания им. С. М. Кирова. Участник советско-финляндской войны 1939-40 гг. С начала Великой Отечественной войны по январь 1942 г. ПЛ 3-го дивизиона Северного флота под командованием капитана 2 ранга Колышкина потопили 8 транспортов и сторожевых кораблей противника общим тоннажем 72,5 тыс. т. С 1943 г. Колышкин — командир бригады подводных лодок СФ, с октября 1944 г. — контр-адмирал. Звание Герой Советского Союза присвоено ему 17.01.1942 г.— первому подводнику в ходе войны.

В 1950 г. Иван Александрович окончил Военную Академию Генерального Штаба. Был начальником ВВМУ, с 1959 г. — в отставке. Награжден 2-мя орденами Ленина, 5-ю орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фото. Иван Колышкин.

Фото. Рубка лодки Л-3, установленная в качестве монумента морякам-подводникам.

Фото. Сергей Лисин.

Фото: Николай Лунин.

По окончании войны на флоте началась демобилизация. В апреле 1946 г. Матиясевич сдал свой корабль новому командиру. После выхода в отставку в чине капитана 1 ранга Алексей Михайлович полностью посвятил себя интереснейшей науке океанографии. Он составлял и корректировал лоции полярных морей, занимался литературной деятельностью, а в конце своей научной карьеры был избран действительным членом Географического общества СССР. Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени, медалями. Всего несколько месяцев в 1995 г. Матиясевич не дожил до присвоения ему за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, звание Героя Российской Федерации.

Моцак Михаил Васильевич родился в ноябре 1949 г. в Москве, школу окончил в Севастополе. В ВМФ с 1967 г. В 1972 г. окончил ЧВВМУ им. П. С. Нахимова, в 1981 г. — Высшие офицерские курсы в Ленинграде, заочно — Военно-Морскую Академию, в 1991 г. — Военную Академию Генерального Штаба. Моцак служил на ракетно-технической базе ТОФ, а с 1974 г. на АПЛ Северного флота. Был командиром БЧ-2, 3; начальником РТС, командиром БЧ-4, помощником, старпомом. В 1981 г. в звании капитан 3 ранга назначен командиром атомохода. С 1985 по 1989 гг. Михаил Васильевич — заместитель командира дивизии АПЛ, с 1991 г. — командир дивизии, командующий флотилией АПЛ, затем — начальник штаба СФ. За его плечами 20 боевых служб, он прошел 350 тыс. миль, провел 228 суток подо льдами. Звание Героя России ему — первому из подводников присвоено 15.06.1994 г. за успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм. В настоящее время Михаил Васильевич — первый заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Фото. Рубка подводной лодки - памятник подводникам, погибшим в мирное время.

Осипенко Леонид Гаврилович родился в 1920 г. в г. Красный Луч Луганской обл. в семье рабочего. Украинец. Окончил 10 классов в г. Грозный и 1-й курс Новочеркасского индустриального института. В ВМФ с 1938 г., через 3 года получил диплом ВВМУ. Участник Великой Отечественной войны.

Фото. Мемориальная доска в память Леонида Осипенко.

Фото. Экипаж подводной-лодки ТОФ.

Фото. Рюрик Тимофеев.

С 1973 г. вице-адмирал Щедрин — в отставке. Жил в Москве. Награжден орденом Ленина, 4-мя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин Туапсе, почетный курсант Херсонского мореходного училища, почетный член экипажа ряда судов ВМФ.

Фото. Григорий Щедрин.

Редакция сайта благодарит Марину Заварзину за содействие в подготовке публикации

. Слава военных моряков во время Великой Отечественной войны, шла впереди них и наводила ужас на немцев и это не случайно.

Обычно если в районе боёв появлялись матросы, то немцы быстренько сворачивались, т.к. противостоять ярости морпехов не было никакой возможности.

По сути моряки это теж обычные солдаты, только несущие службу на кораблях, но менталитет морских волков очень сильно отличался от пехоты.

Не очень понятно с чем это связано, тем более что такая черта моряков, как презрение к смерти.

Возможно всё дело в замкнутых пространствах на кораблях, где люди варятся в собственном соку и чувство локтя развито сильнее в отличии от пехоты.

НА кораблях матросов было куда меньше и знали они друг друга куда лучше, экипаж становился почти семьёй, а вот в пехоте все чужие и все временщики.

Неизвестно, с чем это всё связано, но тем не менее моряки раз за разом демонстрировали чудеса стойкости и храбрости, граничащей с безумием.

. Несколько месяцев наша пехота не могла взять сильно укреплённый городок, где немцы хорошо укрепились и позёвывая лениво отстреливались, т.к. здесь уже давно велась чисто позиционная война.

Длилось это до тех самых пор, пока не прибыла морская пехота. Морячки отодвинули пехоту и почти без отдыха ринулись в атаку.

Как это ни странно, но многомесячная "неприступная" оборона немцев рухнула в одночасье, а сами оккупанты наматывали уже не один километр подальше от городка, едва завидели характерные чёрные бушлаты.

И таких примеров было немало. Может на характер матросов сильно влияло море? О характере речных моряков ничего не знаю.

Море это вообще стихия о которой мы почти ничего не знаем и как оно влияет на психику человека тоже не знаем.

А вот это достойная задачка для психологов, ведь не случайны же такие разительные трансформации психики и мотивации?

Не случайно большевики опирались именно на матросов, потому что знали, эти не подведут, не отступят, не предадут.

Кстати, и пираты также отличались отчаянностью и бесстрашием. Тут ещё хлибкие посудины, парусники.

Один наш учёный решил однажды всего то пересечь Атлантику в самом узком месте до Канады на старом бриге.

Они попали в сильный шторм и вся команда клялась бросить море, если только уцелеют, в то время как бриг страшно скрипел и казалось вот-вот развалится от удара следующей волны.

Видимо шторма всё таки закаляли моряков и делали из них стальных людей, презирающих смерть.

Как бы там ни было, но моряки это особая каста, изучение которой ещё предстоит сделать.

Краснофлотцы вписали новые блестящие страницы в историю Отечественной войны. Славные советские моряки топят фашистские корабли, нарушают коммуникации врага, смелыми десантными операциями наносят ему сокрушительные удары.

Слава морякам, морским летчикам — зорко охраняющим наши берега, не дающим врагу покоя ни днем, ни ночью!

В боях за родину краснофлотцы завоевали новую славу советскому морскому оружию. Советский народ всегда любил и ценил это свое оружие, с особой любовью и уважением относился к своим доблестным морякам, продолжателям боевых и революционных традиций русского флота. Наша страна давно утвердила за собой славу морской державы. Немало подвигов совершили советские люди на вольных просторах морей, омывающих нашу страну, немало отважных дел вписали они в историю мореплавания. И ныне, когда морские просторы превратились в военные театры, чреватые грозной опасностью, нашим морякам пришло время показать, что советские люди сражаются на море не хуже, чем на земле и в воздухе.

За месяцы отечественной войны краснофлотцы вписали в историю отважное дело защиты Одессы, оборону Севастополя и Ленинграда, лихой удар по врагу в Керчи и Феодосии, смелые бои на Балтике и в Баренцовом море.

Молчаливо, не ища славы и награды, делают свое дело бесстрашные наши моряки. Слава сама ищет их, награда сама приходит к смелым. Сегодня Президиум Верховного Совета СССР наградил за доблесть и мужество два подводных наших корабля, увенчал званием Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Колышкина и краснофлотца Сивкова, отметил орденами ряд героических моряков северных наших вод. Народный Комиссариат Военно-Морского Флота преобразовал четыре полка морской авиации в Гвардейские полки.

Капитан 2-го ранга, ныне Герой Советского Союза Иван Александрович Колышкин, руководя боевыми операциями своих подводных лодок, проявил исключительную смелость и героизм. Благодаря умелому командованию его лодки благополучно выходили из очень тяжелых положений и возвращались на свои базы, всегда выполнив поставленную перед ними задачу. Однажды в боевом походе на подводной лодке тов. Колышкин дерзко проник во вражескую гавань. Скрываясь под водой, он осторожно произвел разведку и обнаружил груженые транспорты. Выбрав среди них наиболее значительный об'ект, он пустил в него торпеду. Транспорт водоизмещением 8.000 тонн быстро пошел ко дну. Торпедный выстрел выдал присутствие нашей подводной лодки. Нужно было быстро уходить от неизбежной погони. Тов. Колышкин вывел лодку из гавани и тут же, при выходе, встретил еще один транспорт противника. Уходить от погони или самому выйти на охоту? — такой вопрос встал перед капитаном. И, пренебрегая опасностью, расценивая значение результатов, тов. Колышкин сам ринулся в атаку. Второй вражеский транспорт был потоплен у самого входа в гавань. Лишь после этого наш подводный корабль ушел в глубину, скрылся от преследования и благополучно вернулся на базу. Это — только один из многих подвигов капитана Колышкина.

Опытный командир-подводник тов. Колышкин воспитал замечательных мастеров своего дела. Его ученики потопили в общей сложности 18 транспортов противника водоизмещением 100 тысяч тонн.

Смелость, опытность, точность и боевая воля советского моряка нанесли врагу большой, чувствительный урон. Эта смелость, решительность присущи нашим героям так же, как бесстрашие и великая самоотверженность.

— Русские в плен не сдаются! — отвечает врагу краснофлотец Сивков и удерживает противника до тех пор, пока остается у него в руках только одна граната. Боеприпасы кончились. Сивков подпускает врага вплотную и, когда десяток фашистских солдат торжествующе бросаются к нему, краснофлотец Сивков взрывает последнюю гранату, погребая десяток врагов вместе с собой.

Так сражается советский моряк, так бьется герой, потомок матроса Кошки, наследник матроса Вакулинчука, младший брат матроса Железняка. Сражается бесстрашно и самоотверженно, до последнего патрона, до последнего дыхания.

Вот почему враги, встречая в рядах защитников советской земли славных наших моряков, трепещут перед ними.

Вот почему советский народ, узнавая о подвигах наших славных моряков, с гордостью и любовью говорит: — Наши сынки, настоящие люди! С такими сынами, такими бойцами — на море, на суше, в воздухе — советский народ вырвет победу в смертельной схватке с гитлеровскими полчищами.

________________________________________ ________
Советские моряки* ("Известия", СССР)*
Мстите, моряки! ("Красный флот", СССР)*
Вс.Вишневский: Краснофлотцы — Москве* ("Красная звезда", СССР)


Бессмертный Полк

С самого начала войны Дальний Восток находился на особом положении. С одной стороны, военные действия на его территории не велись, и он мог считаться глубоким тылом. С другой стороны, на всём протяжении Великой Отечественной войны, Дальний Восток мог превратиться в театр военных действий, оставаясь в опасной близости от Японии, союзника Германии в этой войне. Поэтому командование вынуждено было держать боеспособный флот и сухопутные дивизии на Дальнем Востоке.

Еще 10 подводных лодок и 6 катеров с тихоокеанцами воевали на Черном море, где также проходили кровопролитные сражения. Выпускник Дальневосточного морского техникума Николай Сипягин командовал дивизионом катеров, совершивших героический прорыв в Новороссийскую бухту 10 сентября 1943 года. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.

При освобождении города Волоколамска, командир орудийного расчета сержант Лобченко с тремя моряками вступили в бой с четырьмя немецкими танками. Последний, оставшийся в живых, подбил последний танк врага. Весь орудийный расчет погиб, но атаку немцев остановил.

Под Сталинградом сражался моряк Тихоокеанского флота, знаменитый снайпер Василий Зайцев, Герой Советского Союза, уничтоживший более трехсот фашистов. Там же, под Сталинградом, принял неравный бой с танками морской пехотинец Михаил Паникаха. Пуля разбила бутылку с зажигательной смесью, которую Михаил держал в руках. Огненная смесь вытекла прямо на него, и моряк вспыхнул. Превозмогая боль, он бросился на танк и поджог его собой. Михаил погиб, но фашистский танк уничтожил. Герою-тихоокеанцу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

В числе первых ворвался в Берлин батальон под командованием Ивана Воронина — уроженца Владивостока, а бойцы тихоокеанца Константина Самсонова водрузили Знамя Победы у входа в рейхстаг.

За боевые подвиги 19 кораблям, частям и соединениям Тихоокеанского флота присвоены гвардейские звания, 13 — почетные наименования, 16 кораблей награждены орденами. Свыше 30 тысяч моряков, морских пехотинцев и летчиков Тихоокеанского флота награждены орденами и медалями, 43 присвоено звание Героя Советского Союза. Не только в Находке и Владивостоке, но и во многих уголках нашей страны установлены памятники и мемориалы, посвященные подвигу моряков-тихоокеанцев. Их доблесть и мужество, самоотверженность и любовь к Родине – вечный пример подрастающим поколениям.

Есть такой памятник

На территории средней образовательной школы №14 расположен Мемориал воинам-тихоокеанцам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он представляет собой стелу с изображением корабля. Перед стелой площадка, обнесенная якорными цепями, на которой установлен якорь. Идея создания памятника принадлежала директору школы В.Н Сметанкину, а эскиз к нему выбирал художественный совет школы. Проект был реализован на средства, заработанные учащимися на субботниках. Открытие памятника приурочили к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Читайте также: