Подвиг кати зеленко кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что такое таран в воздушном бою знают все. Многие могут даже назвать имена нескольких летчиков, совершивших такой подвиг. Но это будут, наверняка, мужские имена, и вряд ли вы найдете знатока, который вспомнит Екатерину Зеленко — первую и единственную женщину, совершившую таран. О подвиге летчицы долгие годы было ничего не известно и даже звание Героя СССР ей присвоили почти через полвека после совершения подвига.

Старший лейтенант Екатерина Зеленко

О Екатерине Зеленко ее сослуживцы говорили, что она, как птица, просто рождена для полетов. Девушка была влюблена в небо с детства и всегда с замиранием сердца смотрела, как над ее родным Воронежем пролетали стальные птицы. Неудивительно, что едва позволил возраст, Зеленко стала курсантом летных курсов при Воронежском аэроклубе.

К 17 годам девушка уже имела немало летных часов и без особого труда поступила в военную авиашколу в Оренбурге. После окончания обучения, в 1934 году, Зеленко направили в 19-й легкую бомбардировочную авиационную бригаду, располагавшуюся в Харькове. Там Екатерина буквально за пару лет освоила 7 различных боевых самолетов, превратившись в настоящего воздушного аса.

Когда началась война с нацистской Германией, Зеленко уже была опытным военным специалистом, которых так не хватало на фронте. С июня по сентябрь 1941 года экипаж Екатерины совершил 40 боевых вылетов и принял участие в 12 воздушных сражениях.

Ближний бомбардировщик Су-2

Самый крупный бой произошел в июле, когда женщина возглавила звено Су-2, которое уничтожило батальон немецкой пехоты, 45 вражеских танков и около 20 автомобилей. Среди советских летчиков в тот день потерь не было — все экипажи вернулись на свой аэродром. Это могло считаться настоящим чудом, так как истребителей катастрофически не хватало, а бомбардировщики были уязвимы и обычно несли серьезные потери.

Машина капитана Лебедева сразу же была подбита и пилот совершил аварийную посадку на ближайшем поле. Зеленко пришлось отбиваться самой и она даже сбила один вражеский самолет. После того как боезапас закончился, Екатерина отдала приказ своему раненому штурману лейтенанту Павлыку прыгать с парашютом и когда он покинул самолет, совершила смертельный для себя и вражеского пилота таран.

Подбитый Су-2, совершивший посадку в поле

Капитан Лебедев и лейтенант Павлык остались живы и вернулись к своим. Они не могли рассказать о судьбе Зеленко, так как не видели окончания воздушного боя и подвиг женщины-летчика. Екатерину записали как без вести пропавшую и даже хотели представить посмертно к званию Героя Советского Союза, но потом передумали.

Кто-то в высшем командовании предположил, что отважная женщина могла оказаться в плену, а в этом случае к самой высокой награде представлять не полагалось. Поэтому Екатерине Зеленко наградили орденом Ленина. О судьбе героини узнали только в 1943 году, после освобождения Анастасьевки от оккупантов.

Местные жители рассказали о таране в небе над селом и показали место, где упал Су-2 и где они похоронили сильно обгоревшее тело летчицы. В том, что это была именно Зеленко, никто не сомневался, так как в огне чудом уцелели пробитые осколками комсомольский билет, орденская книжка и удостоверение личности. Сразу сообщить о судьбе Екатерины не получилось — всего через два часа после воздушного боя в село вошли передовые немецкие отряды.

Памятник Екатерине Зеленко в Курске

В Великой Отечественной войне в небе сражалось немало отважных женщин, но подвиг Екатерины Зеленко так и остался единственным в своем роде.

Смотрите также — Сгорел, но спас детей: о беспримерном подвиге пилота Александра Мамкина

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Воронеж. Улицы победителей. Екатерина Зеленко

Екатерина Зеленко (14.09.1916 – 12.09.1941)

Летчица, старший лейтенант, Герой Советского Союза. Погибла в 24 года во время тарана немецкого самолета.

Будущая летчица родилась в украинском селе под Житомиром. Через несколько лет ее большая семья (Катя была 10-м ребенком) переехала в Курск, на малую родину отца. С детства девочка лучше мальчишек лазила по деревьям, не плакала.


Здание на проспекте Революции, 8, фото 30-х годов


Екатерина Зеленко с сестрой

Учась на втором курсе, девушка узнала, что в городе открылся аэроклуб. Студентка сразу же туда записалась. Сначала парни смотрели косо: сложно поверить, что девушку интересуют самолеты. Но Зеленко сразу показала, что она свой человек в авиации – много прыгала с парашютом, летала на самолетах, как ас.

В 1933 году в Воронежский аэроклуб прибыла комиссия ВВС для отбора кандидатов в военные авиаучилища. Катя Зеленко и ее подруга Нина Русакова выдержали строгие испытания и вскоре попали в Оренбургское военное авиационное училище.


Катя Зеленко и Нина Русакова

После окончания училища в 1936 году подруги стали одними из первых военных летчиц страны.

– Екатерина Зеленко испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года освоила семь типов самолетов. Услышав, что предполагается рекордный высотный полет на самолете без кислородного прибора, Зеленко несмотря на большой риск попросилась участвовать в эксперименте. Ее отобрали, но подготовку прервали. Медики решили, что такой полет бессмыслен, а риск неоправдан, – объяснил консультант спецпроекта, кандидат исторических наук Владимир Размустов.


Екатерина Зеленко постоянно участвовала в спортивных соревнованиях, 1938 год


Награжденные Орденом Красного Знамени с советским партийным деятелем Михаилом Калининым. Кремль, 1940 год

Сохранилось письмо, где летчица рассказывает старшей сестре, как ей живется на фронте.

Из письма Екатерины Зеленко сестре Софье

После окончания советско-финской войны Зеленко служила в авиационной бригаде. В мае 1940 года ее назначили командиром звена бомбардировочного полка. Девушка сама попросилась в эскадрилью, где осваивали новые самолеты и обучали на них летать других летчиков.


Екатерина Зеленко обучала мужчин летать на новых самолетах

В 24 года Екатерина – уже высокопрофессиональный летчик-инструктор. Она помогала осваивать новые самолеты командному составу, в котором служили летчики намного старше ее.

– Летчица Зеленко с первых дней участвовала в боях Великой Отечественной войны. За неполные три месяца совершила 40 боевых вылетов, в том числе ночных. Участвовала в 12 воздушных боях. Командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших возле белорусского Пропойска 45 танков, 20 автомобилей. На базу Зеленко со своими ребятами вернулась без потерь, – подчеркнул историк Владимир Размустов.


В Великой Отечественной войне летчица Зеленко провела 12 воздушных боев

Погибла летчица за два дня до своего 25-летия, 12 сентября 1941 года. Утром за несколько часов до гибели Зеленко совершила два разведывательных боевых вылета на самолете Су-2. Его повредили противники, но Екатерина решилась на третий полет. В последний раз летчица поднялась в небо на самолете командира полка. Зеленко была командиром экипажа, рядом находился летчик-испытатель по фамилии Павлык.


Владимир Размустов

Из воспоминаний генерала-полковника авиации Андрея Рытова

Из воспоминаний Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Пушкина

Местные жители не успели сообщить о гибели храброй летчицы – на следующий день село оккупировали фашисты. О том, что Екатерина Зеленко совершила воздушный таран, командование полка не знало, поэтому к званию Героя СССР ее не представили, наградив посмертно только орденом Ленина.


Муж Екатерины Зеленко тоже был летчиком, командовал эскадрильей

После войны останки летчицы перевезли в Курск, а информация о ее подвиге стала появляться то в газетах, то в книгах по воспоминаниям очевидцев тарана. Справедливость восторжествовала только в 1990 году. Звание Героя СССР Екатерине Зеленко присвоили спустя 49 после ее героической гибели.


Приказ о присвоении звания Героя СССР Екатерине Зеленко подписали лишь в 1990 году


Улицы, названные в честь Зеленко, есть в Курске и нескольких городах Украины. В Воронеже улица Зеленко располагается на западной окраине Коминтерновского района, рядом с Лесным кладбищем.


Улица Екатерины Зеленко в Воронеже

Мемориальная доска летчице находится на доме №1 по улице Комиссаржевской, в котором с 1928 по 1933 годы жила Екатерина Зеленко, и на улице, названной в ее честь - на доме № 6А.

Каждому человеку постсоветского пространства дорог праздник 9 мая – День Победы. В этот день мы всегда вспоминаем те далекие военные годы, когда народ объединился в борьбе с фашистскими захватчиками.

Общее важнее личного. Жизнь не страшно отдать за то, чтобы жила страна. Бесстрашие ради будущего, чтобы жили следующие поколения. Именно эти ментальные качества позволили каждому жителю нашей необъятной страны вложить свой вклад в дело Победы. Каждый делал все, что только мог, отдавая здоровье, силы, а порою и жизнь за то, чтобы будущее нашей страны было безоблачным и мирным.


Накануне 70-летия Победы мне хочется вспомнить тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы Победа стала нашей реальностью. Среди них есть люди, которые отличаются особым героизмом и бесстрашием,для которых их собственная жизнь - ничто, а жизнь человеческого общества - все.

Герой-летчик Екатерина Зеленко. Истоки героизма

Яркий тому пример – подвиг Екатерины Ивановны Зеленко, которая была единственной женщиной-летчиком, совершившей таран вражеского самолета во время Великой Отечественной войны. Она была не только ярким представителем нашего героического менталитета, но и сама обладала уретральным вектором. Ее жизнь, как яркая короткая вспышка, была наполнена служением своему народу.

Бесстрашие было у Кати с самого детства. Уретральное желание совершать прорывы в неизведанное способствовали тому, что Екатерина Зеленко серьезно увлеклась совсем не женским занятием и сделала его делом всей своей жизни.

Становление героя-летчика Екатерины Зеленко

В 1933 году после окончания авиационного техникума и Воронежского аэроклуба Екатерина Зеленко по комсомольской путевке была направлена в 3-ю Оренбургскую школу пилотов и летчиков-наблюдателей им. Ворошилова, которую окончила с отличием осенью 1934 года и была распределена в 19-ю бомбардировочную авиабригаду. Наряду со службой Екатерина испытывала самолеты и авиационное оборудование. За четыре года она освоила семь типов летных машин.


В 1939-1940 годах она участвовала в советско-финской войне, во время которой совершала разведполеты в тыл противника и бомбила вражеские объекты.

Военные будни Екатерины Зеленко

Екатерина Зеленко принимает участие в боях с самых первых дней Великой Отечественной войны на Юго-Западном фронте. Служит в 135 авиационном бомбардировочном пункте близ Полтавы. С каждым полетом растет мастерство и опыт бесстрашной летчицы. Днем и ночью она уверенно выполняет любые задания командования.

За первые три неполных месяца войны Екатерина сделала более 40 боевых разведвылетов с нанесением бомбовых ударов по противнику, приняла участие в 12 воздушных боях. На счету ее звена бомбардировщиков 60 подбитых танков, 20 машин с пехотой и боеприпасами, батальон немецких солдат.

Незабываемый подвиг Екатерины Зеленко


Уничтожив один вражеский самолет, Зеленко стала стрелять по другой машине. Когда у нее закончились патроны, она могла выпрыгнуть с парашютом, но не остановила бой. Люди с уретральным вектором всегда идут вперед до конца, до полной победы.

Когда жители села приблизились к упавшему самолету, они увидели тело летчицы, которые было выброшено на землю при ударе. В левом кармане гимнастерки они нашли комсомольский билет на имя Екатерины Ивановны Зеленко. Она не дожила двух дней до своего двадцатипятилетия. Ее завернули в уцелевший парашют и похоронили в селе Анастасиевка.

В декабре 1941 года Екатерина Зеленко посмертно была награждена орденом Ленина. А 5 мая 1990 года указом президента СССР ей посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Екатерина Зеленко. Вектор отдачи

Ее жизнь была короткой, но очень яркой. Близкие запомнили ее светлую, сияющую улыбку и полные оптимизма слова. Уретральные личности всегда живут ради будущего человеческого общества. Они приходят в этот мир с задачей открыть миру новые горизонты и вывести его на новые рубежи.

Их психическое не знает, что такое страх. В минуты опасности их тело не выделяет адреналин. Они не умеют отступать перед лицом опасности и даже смерти. У них отсутствует инстинкт самосохранения. Своя жизнь для них - ничто, будущее человеческого общества – все. Это жизнь с полной отдачей себя людям.

Таких людей рождается на планете очень мало – до 5%, до совершеннолетия доживает и того меньше – около 1%. Но именно благодаря им наше общество открывает для себя новые вершины. Их вклад в День Великой Победы неоценим. Низкий им поклон. Вечная память.

Что такое таран в воздушном бою знают все. Многие могут даже назвать имена нескольких летчиков, совершивших такой подвиг. Но это будут, наверняка, мужские имена, и вряд ли вы найдете знатока, который вспомнит Екатерину Зеленко — первую и единственную женщину, совершившую таран. О подвиге летчицы долгие годы было ничего не известно и даже звание Героя СССР ей присвоили почти через полвека после совершения подвига.

Фотография: Екатерина Зеленко - единственная в истории авиации женщина, совершившая таран №1 - BigPicture.ru

Фотография: Екатерина Зеленко - единственная в истории авиации женщина, совершившая таран №2 - BigPicture.ru

О Екатерине Зеленко ее сослуживцы говорили, что она, как птица, просто рождена для полетов. Девушка была влюблена в небо с детства и всегда с замиранием сердца смотрела, как над ее родным Воронежем пролетали стальные птицы. Неудивительно, что едва позволил возраст, Зеленко стала курсантом летных курсов при Воронежском аэроклубе.

К 17 годам девушка уже имела немало летных часов и без особого труда поступила в военную авиашколу в Оренбурге. После окончания обучения, в 1934 году, Зеленко направили в 19-й легкую бомбардировочную авиационную бригаду, располагавшуюся в Харькове. Там Екатерина буквально за пару лет освоила 7 различных боевых самолетов, превратившись в настоящего воздушного аса.

Фотография: Екатерина Зеленко - единственная в истории авиации женщина, совершившая таран №3 - BigPicture.ru

Когда началась война с нацистской Германией, Зеленко уже была опытным военным специалистом, которых так не хватало на фронте. С июня по сентябрь 1941 года экипаж Екатерины совершил 40 боевых вылетов и принял участие в 12 воздушных сражениях.

Фотография: Екатерина Зеленко - единственная в истории авиации женщина, совершившая таран №4 - BigPicture.ru

Самый крупный бой произошел в июле, когда женщина возглавила звено Су-2, которое уничтожило батальон немецкой пехоты, 45 вражеских танков и около 20 автомобилей. Среди советских летчиков в тот день потерь не было — все экипажи вернулись на свой аэродром. Это могло считаться настоящим чудом, так как истребителей катастрофически не хватало, а бомбардировщики были уязвимы и обычно несли серьезные потери.

Машина капитана Лебедева сразу же была подбита и пилот совершил аварийную посадку на ближайшем поле. Зеленко пришлось отбиваться самой и она даже сбила один вражеский самолет. После того как боезапас закончился, Екатерина отдала приказ своему раненому штурману лейтенанту Павлыку прыгать с парашютом и когда он покинул самолет, совершила смертельный для себя и вражеского пилота таран.

Фотография: Екатерина Зеленко - единственная в истории авиации женщина, совершившая таран №5 - BigPicture.ru

Капитан Лебедев и лейтенант Павлык остались живы и вернулись к своим. Они не могли рассказать о судьбе Зеленко, так как не видели окончания воздушного боя и подвиг женщины-летчика. Екатерину записали как без вести пропавшую и даже хотели представить посмертно к званию Героя Советского Союза, но потом передумали.

Кто-то в высшем командовании предположил, что отважная женщина могла оказаться в плену, а в этом случае к самой высокой награде представлять не полагалось. Поэтому Екатерине Зеленко наградили орденом Ленина. О судьбе героини узнали только в 1943 году, после освобождения Анастасьевки от оккупантов.

Местные жители рассказали о таране в небе над селом и показали место, где упал Су-2 и где они похоронили сильно обгоревшее тело летчицы. В том, что это была именно Зеленко, никто не сомневался, так как в огне чудом уцелели пробитые осколками комсомольский билет, орденская книжка и удостоверение личности. Сразу сообщить о судьбе Екатерины не получилось — всего через два часа после воздушного боя в село вошли передовые немецкие отряды.

Фотография: Екатерина Зеленко - единственная в истории авиации женщина, совершившая таран №6 - BigPicture.ru

В Великой Отечественной войне в небе сражалось немало отважных женщин, но подвиг Екатерины Зеленко так и остался единственным в своем роде.

Читайте также: