Плиний старший о славянах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Самые ранние сведения о славянах в античных письменных источниках относятся к сравнительно позднему времени — к первым векам нашей эры. Эти данные весьма отрывочны, а в географическом отношении не конкретны. Для исследования проблемы происхождения и этногенеза ранних славян они имеют вспомогательное значение.

Ингвеоны (ингевоны) занимали побережье Северного моря и низовья Рейна, Везера и Эльбы. Где-то в более восточных областях от них и жили венеды. Скорее всего это были области в бассейне Вислы (Вистулы) и, может быть, более восточные земли.

На Певтингеровой карте (конец III — начало IV в. н. э.) венеды обозначены в двух местах. Один раз венеды-сарматы локализованы южнее Балтийского моря и северо-западнее бастарнов, второй раз — рядом с гетами и даками, между Дунаем и Днестром.[69] По-видимому, это — не две отдельные венедские области, а скорее свидетельство об обширности территории расселения венедов. Е. Ч. Скржинская высказала предположение, что, поскольку Певтингеровы таблицы отражают сведения о дорогах времени римского императора Августа, обозначение венедов в двух местах обусловлено пересечением их территории двумя путями, один из которых соединял земли венедов с областью бастарнов, а другой — с регионом даков.[70]

Информация о венедах в письменных источниках первой половины I тысячелетия н. э. этим и ограничивается. На основе данных Плиния, Тацита и Птолемея можно полагать, что в первых столетиях нашей эры славяне обитали где-то между Балтийским морем и Карпатами, в бассейне Вислы, а может быть, и в более восточных районах. В III–IV вв. н. э. их территория расширяется, охватывая области Поднестровья.

Сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. более значительны и разнообразны. Теперь славяне называются своим именем. Наряду с собственным этнонимом упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя — венеды. Византийские авторы (Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий, или Псевдо-Маврикий)[71] описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что обусловлено историческими событиями VI–VII вв. — славяне в ту пору переходят Дунай и вторгаются в пределы Восточно-римской империи.

В сочинениях византийских историков имеются сведения о различных сторонах жизни и быта славян. Рассказывается о военном искусстве, боевых успехах и неудачах славян, об их политической организация и вождях, о поселениях и жилищах, об отношениях с Византией, аварами и другими племенами.

Византийские авторы сообщают очень важные сведения для изучения вопроса о славянском освоении Балканского полуострова. Другая информация о географии славян в этих источниках почти отсутствует. Только в сочинении Прокопия имеются данные об этногеографии племен Северного Причерноморья, в том числе об одной из славянских группировок того времени — антах. По Прокопию анты вместе со славянами жили, с одной стороны, на северном берегу Истра (нижнего Дуная), с другой — к северу от утригуров, обитавших по побережью Меотиды (Азовского моря).[72] Таким образом, получается, что антам принадлежали области Причерноморья между нижним Дунаем и Приазовьем, где уже обитали тюркские племена кутригуров и утригуров.

Некоторые сведения о славянах содержатся в сочинениях сирийских авторов VI в. (Евграфия, Иоанна Эфесского и других).[78] Однако они не касаются вопросов славянского этногенеза. Известия западноевропейских географов и историков относятся уже к сравнительно позднему времени — к IX и последующим столетиям — и не дают надежных материалов для реконструкции этнической истории ранних славян.

Только составитель древнейшей русской летописи — Повести временных лет — попытался отразить начало славянской истории и ответить на вопрос, откуда и как появились славяне. Отрывок из этой летописи, повествующий о расселении славян из Нижнего Подунавья и Паннонии, приведен в историографическом разделе (см. с. 7).

Древние фантазии и легенды или древние факты?

Древние фантазии и легенды или древние факты? Как я уже говорил, в древности встречались вещи, которые никак не могли существовать при уровне знаний того периода. И по мере того как копились факты, я продолжал испытывать пыл исследователя.Почему? Да хотя бы потому, что

О древних славянах

О древних славянах Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к народам индоевропейской общности. Из этой общности постепенно выделялись родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности и культуре. Приблизительно во II тыс. до н. э. из

1. Авторы древние и современные

1. Авторы древние и современные Абу-л-Фараджа (ум. в 1286 г.) – сирийский историк.Абу-л-Фида (ум. в 1332 г.) – арабский историк.Адам Бременский (ум. в 1075 г.) – северогерманский хронист.Адемар Шабаннский (нач. XI в.) – франкский хронист.Аль Йакуби (ум. в 897 г.) – арабский

1. Авторы древние и современные

1. Авторы древние и современные Абу-л-Фараджа (ум. в 1286 г.) — сирийский историк.Абу-л-Фида (ум. в 1332 г.) — арабский историк.Адам Бременский (ум. в 1075 г.) — северогерманский хронист.Адемар Шабаннский (нач. XI в.) — франкский хронист.Аль Йакуби (ум. в 897 г.) — арабский историк.Аль

Споры о славянах.

И ЕЩЕ О СЛАВЯНАХ

И ЕЩЕ О СЛАВЯНАХ Какова же была роль славян в ассимиляционных процессах на территории Древнерусского государства? По Кожинову: «Ко времени прихода славян северную часть этой территории населяли финно-угорские племена, средин-ную — балтские, южную — тюркские и

1. О славянах

1. О славянах Вопрос о происхождении славян в науке был поставлен гораздо позже, чем проблема образования русского государства, так как проблема этносов считалась второстепенной. Интерес к прошлому у народов усиливается с ростом культуры, с перерастанием народностей в

О славянах ибн Фадлана

О славянах ибн Фадлана — Хоттабыч, почему ибн Фадлан звал булгар славянами?Из сигаретного дыма неспешно сублимируется недовольное лицо джинна, и откуда-то из ниоткуда раздается его скрипучий голос:— О, склеротичнейший из Волек, я уже говорил тебе, что нет такого народа

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы

Занятие № 2 Византийские авторы VI века о славянах и антах

Занятие № 2 Византийские авторы VI века о славянах и антах ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Сопоставьте информацию об авторах приведенных ниже текстов. Что представляют собой их труды по своему основному содержанию? Когда были написаны эти сочинения, и с каким временем могут быть

О славянах ибн Фадлана

О славянах ибн Фадлана – Хоттабыч, почему ибн Фадлан звал булгар славянами?Из сигаретного дыма неспешно сублимируется недовольное лицо джинна, и откуда-то из ниоткуда раздается его скрипучий голос:– О, склеротичнейший из Волек, я уже говорил тебе, что нет такого народа

О древних славянах[10]

О древних славянах[10] 1Судя по историческим, филологическим и археологическим данным, восточнославянские группировки не были исконными обитателями всей той огромной территории, в пределах которой сформировалась раннесредневековая древнерусская народность. Им

5 заблуждений о славянах

5 заблуждений о славянах Одним из самых распространенных заблуждений является мнение том, что славяне – мирная этноязыковая общность. Опровергнуть его несложно. Достаточно посмотреть на ареал расселения славян. Славяне являются самой крупной этноязыковой общностью в

karta-kurgan-gepotiza-rasprostr

Славяне были известны древнему миру с незапамятных времён. Писатели Древний Греции и Рима, начиная с Гомера и Геродота, нередко в своих трудах упоминают о Славянах, называя их венедами, вентами, энетами, антами, ругами, скифами, и сербами.

karta-mira-gerodota

Славяне, традиционно занимающиеся землепашеством, резко отличались от своих кочующих соседей — сарматов, гуннов, аваров. Славяне строили себе дома и возделывали землю, вели торговлю, славились гостеприимством и ласковым обращением с чужеземцами. Для ведения общественных дел, славяне, раздробленные на множество отдельных сообществ, избирали из своей среды старшин – князей и бояр, и в повседневной жизни руководствовались своими древними законами, поклонялись одному верховному богу и многим другим божествам природы, принося им в жертву плоды и животных.

karta-sarmatiya-aziya

В I веке н.э. древнеримский историк, один из самых известных писателей античности Тацит (ок. 58—117 г.г.) упоминает ругов, живущих на южном берегу Балтики, остров Рюген.

sklaveny

lyutichi

Племена славян с VII века до н.э. по II век н.э. переселялись то на север под натиском кельтов, германцев, римлян, то на юг и запад — с III века н.э. и до начала VII века. Некоторые славянские племена достигали Англии, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Пелопоннеса.

venety

Самоназвание царских скифов СКОЛОТЫ (Skolot > Skolt > Kelt)

В древности Бретань называлась Арморикой. Другими племенами, известными из этой области, были редоны (Redones), куриосолиты (Curiosolitae), осисмии (Osismii) и намнеты (Namnetes).

gardasjo_karta_stor3

paviya-stolica-langobardov

Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII—XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию — столицу лангобардов — от войска Карла Великого.

В 476 году руг полководец Одоакр (433 —493 г.г.), возглавлявший войска ругов, скиров, туркилингов, присоединился к римской армии против узурпатора Ореста. Фактически, Одоакр (Odoacer) был последним крупным римским полководцем, он низверг последнего императора Западной Римской империи и предоставил скирам 1\3 часть земель Италии.

Восточно-римский император Зенон даровал Одоакру титул патриция, но войска провозгласили его королём Италии. Позднее его будут именовать русским князем, герулом с острова Рюген, славянским князем.

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

Пафлагония — южный берег Чёрного моря

Энеты — славянские племена, составляли самую значительную часть древнего населения Пафлагонии (греч. ἡ Παφλαγονία, лат. Paphlagonia) — исторического района на севере Малой Азии, на южном берегу Чёрного моря. Страбон (Strabo. ХП, 543.) упоминает о вожде энедов по имени Палемен — Храброе сердце.

Славяне — руги получили большие территории для поселений в городах, прилегающих к Византию (Константинополю).

Византийский писатель первой половины XIV века Никифор Григор упоминает о русском князе, занимавшим придворную должность при Византийском императоре Константине Великом (272 -337 г.г.).

Свидетельства о древних славянах у писателей древнего мира, живших в первых веках после Рождества Христова, чрезвычайно скудны.

foto-513

У иностранных историков главная черта славян состояла в простоте без обманов и злоухищрений, в откровенности, услужливости и человеколюбии.

В числе древнейших славянских законов и постановлений было и то, что каждый пленник, в чьих бы он руках ни был, пользовался независимостью, ступив на Славянскую землю. Такое человеколюбие, какое проявляли славяне, могло бы сделать честь и просвещённым тогда грекам и римлянам, но, к сожалению, оно было чуждо этим народам и их рабовладельческим государствам. Германцы поступали с своими пленниками не лучше Римлян; они всех покоренных ими Славян обратили в рабов.


foto-503

foto-505

В последующее времена истории, когда славяне столкнулись с нашествием на свои земли сильных противников — гуннов, аваров и булгар, совершавших частые набеги. Вооружённые столкновения с беспокойными соседями, заставили славян начать кровавые войны на Дунае с византийскими греками, а на Эльбе с немцами. Иноземные историки стали больше и больше говорить и писать о славянах.

С конца V века и в начале VI века н.э. южные и западные Славянские племена стали играть заметную роль в истории. Сирийский автор Псевдо-Захарий VI веке упоминает о народе рос в Причерноморье.

С начала V столетия н.э., вслед за падением Западной Римской Империи и гуннов, славянские народы освоили новые территории, расселились на юг и запад, к реке Дунай и Эльбе. В это время славяне и анты воевали с греками и германцами.

zapadnye-slavyane-1

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считает смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодою для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды. Так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде.

У Славяно-Руссов грамотность древнее, нежели у всех западных народов, даже древнее грамотности римской и греческой.

Упоминания о славянах до Х века в греческих и римских источниках остаются весьма скудными. Греческие писатели, не отличались обширными познаниями, и оставили нам только одни частные известия о жизни и нравах русов.

Западные соседи славян, германцы, оставили о быте славян сведения, относящиеся ко времени утверждения и распространения в Германии христианства. Сведения о славянах в германских летописях, отнюдь не беспристрастные, а напротив, часто окрашены враждебным отношением к непокорным славянам — язычникам. Германские летописи писало католическое духовенство, занимавшиеся после 1054 года распространением римско-католического христианства среди православных славянских народов Европы. До 1054 года христианская церковь была единой и не разделялась на католическую и православную.

Говоря об античности, большинство подразумевает Древнюю Грецию и Рим, возможно, еще какие-то государства, чья история так или иначе с ними связана, но уж никак не славянские народы. А между тем, эти народы существовали и в гораздо более древние эпохи. Настало время вспомнить, что античные авторы о Славянах рассказывали в целом ряде известных трудов, часть из которых дошла до нашего времени. Упоминания именно склавинов-славян датируются началом-серединой первого тысячелетия уже новой эры. До этого времени они носили множество имен – пеласги, руги, венеды, энеты, скифы-землепашцы и пр. В предыдущей статье мы отметили, что одно из первых упоминаний протославян можно встретить у легендарного Гомера.

gomer.jpg

Вождь Пилемен предводил Пафлогонцев с косматою грудью,

В крае Энетов живущих, где дикие мулы родятся

Китор они населяли, окрестные земли Сезама,

Подле потоков Парения в светлых домах обитали,

И в Эгиале, и в Кромне, равно в Эрифинах высоких

(Песнь Вторая, 851-852, перевод Н.М.Минского)

Гомеровских энетов большинство историков отождествляет с венетами. Но действительно ли их можно отнести к славянским народностям? Попробуем в этом разобраться.

ustin.jpg

Интересно, что среди венедских народов Птолемей называет и неких стлаванов или суовенов, многие исследователи считают это вообще одним из первых упоминаний Славян или Словенов.

ptolemii.jpg

Клавдий Птолемей

plinii.jpg

Плиний Старший

gerodot.jpg

strabon.jpg

Итак, скифы, венеды, венеты, энеты, венделиты, норики – что между ними общего?

А то, что на протяжении длительного времени, начиная с поздней античности и раннего средневековья, вплоть до наших дней, многие ученые ставят знак равенства между этими названиями и Славянами, в чем мы убедимся в следующих статьях.

Заметим, что в отличие от греков, древние римляне о протославянах оставили довольно скупые свидетельства, что неудивительно, ведь именно славянским племенам Римская Империя обязана падением своего могущества, подробнее об этом чуть позже.

tacit.jpg

Предшественников римлян, этрусков, античные авторы выводят кто из славянского племени лелегов или пелазгов (Гелланик Лесбосский, современник Геродота), кто из обитателей Лидии или Трои (Геродот). В целом, большинство сходится на том, что этрусками стали называть праславянские племена лелегов, брежан, венедов, задолго до Троянской войны начавших переселяться в Эртурию. После падения Трои этот процесс ускорился.

Таким образом, несмотря на то, что обширнейшие славянские территории были мало знакомы историкам Древней Греции и Рима, даже разрозненные и довольно скупые сведения античных авторов о Славянах позволяют понять, что Славяне были очень древним, многочисленным и преимущественно оседлым народом. Если к этому добавить исследования этрусских и критских надписей, которые можно прочесть, используя в качестве ключа славянские языки, то перед нами рисуется масштабная картина расселения наших Предков, некогда вышедших из Северной Прародины – Гипербореи, о чем сохранилась память в трудах самых известных ученых умов античности.

2. Краузе В.М. Гомеровский словарь (к Илиаде и Одиссее). Со 130 рис. в тексте и картою Трои. СПб, А. С. Суворин. 1880. 532 стб. (пример дореволюционного школьного издания)

3. Толстой И.И. Аэды: Античные творцы и носители древнего эпоса. М.: Наука, 1958. 63 с.

4. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М.: ХЛ, 1976. 397 стр. 10000 экз.

5. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Вост. лит. 1978. 2-е изд., доп. М., 2000.

6. Геродот. История в 9 кн. / Пер., предисл. и указатель Ф.Г.Мищенко. В 2 т. М., 1885—1886, переизд.: М.: Эксмо. 2008.

7. Надеждин Н.И. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями. — Одесса, 1842. — 114 с.

8. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия: Историко-географический анализ . — М.: Наука. 1979. — 248 с. — 50 000 экз. переизд.: М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. — 272 с. — 4000 экз. (Древняя Русь)

9. Нейхардт А.А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. — Л.: Наука. 1982. — 240 с.

12. Плиний старший, фрагменты о Скифии и Кавказе. // Вестник древней истории. 1949. № 2. С. 271—316.

13. Клавдий Птолемей, Сведения о Скифии и Кавказе. // ВДИ. 1948. № 2. С. 231—257.

14. Птолемей. / Пер. Ф.В.Шелова-Коведяева. // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I. М., 1994. С. 46-62.

Тайны мира и человека

Первым по праву старшинства и величия бессмертного гения в блестящем сонме древних авторов предстает Гомер, поэт IX–VIII вв. до н. э. В поэме о Троянской войне читаем:


Десятилетие осады Трои VII восходит ко второй четверти XIII в. до н. э. Свидетельство Гомера указывает на то, что не позже середины XIII в. до н. э. сформированное в центре Европы этническое ядро венедов, суть те же протославяне, осуществило широкое расселение на евразийском континенте, включая долины севера и северо-запада Малой Азии.

А вот что повествует о венедах великий историк Эллады V в. до н. э. Геродот:

Кстати заметить, что высказываемое словенскими исследователями предположение о том, что имя народа — славяне происходит от древнего имени — венеты, заслуживает серьезного отношения. Словене — это действительно словосочетание, возможно сформированное из понятия народа, владеющего языком венетов. Преемственность тут вполне естественная и убедительная. Добавлю лишь, что имя венеты, как замечено выше, может восходить к многократно упоминаемому северогерманскими сагами имени народа ванов, в древности жившего в долине Нижнего Дона, на юге Восточной Европы.

Выше сказанное означает, что мы обозначили более чем вероятное протославянское присутствие в ядре индоевропейской прородины степного юга Восточной Европы, опираясь при этом, по меньшей мере, на письменные свидетельства античных и средневековых авторов. Но это уже тонкости большой индоевропейской истории.

Возвратимся к венедам центра Европы. Вот что о них повествует римский историк Корнелий Тацит (55/57–117 гг.):

В другом произведении Корнелий Тацит восклицает:

«Река Пад, прославленная поэтами под именем Эридана, берет начало из Альп и в направлении к югу изливается в равнины. Дойдя до ровных местностей, река изменяет свое направление и протекает по ним к востоку, впадая двумя устьями в Адриатику…

…У туземцев река называется Боденком…

«На склоне Альп начинается нынешняя Италия. Древние назвали Италией Ойнотрию, от Сицилийского пролива до залива Тарантского и Посейдониатского; впоследствии название Италии сделалось преобладающим и распространилось на всю страну до подошвы Альп…

…позже, когда римляне даровали италийцам право гражданства, они соблаговолили почтить тем же и галатов по сю сторону Альп и венетов и назвали всех одинаково италийцами и римлянами; они основали там много колоний, одни — раньше, другие — позже; нелегко указать поселения лучше этих…

«7. …Цезарь имел все основания считать Галлию замиренной. …Молодой П. Красе зимовал с 7-м легионом у самых берегов Океана, в стране андов[63]. был послан… Кв. Веланий и Т. Силием к венетам.

8. Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеты располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию, а также превосходят остальных галлов знанием морского дела и опытностью в нем. При сильном и не встречающем себе преград морском прибое и при малом количестве гаваней, которые вдобавок находятся в руках именно венетов, они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю. Они начали с того, что задержали Силия и Велания в уверенности, что через них они вернут своих заложников, выданных ими Крассу. Их примеру последовали и их соседи…

Из текста несложно понять, что Венетия занимает часть берега континентальной Европы, расположенного напротив Британского архипелага. Для детальной локализации Венетии необходимо внимательно исследовать топонимию данного региона. Однако возвратимся к тексту Юлия Цезаря.

«11…Бруту был дан приказ как можно скорей напасть на венетов. Сам Цезарь поспешил туда же со своей сухопутной армией.

12. Тамошние города обыкновенно были расположены на конце косы или на мысу, и к ним нельзя было подойти ни с суши, так как два раза в день, через каждые двенадцать часов, наступал морской прилив, ни с моря, так как при наступлении отлива корабли терпели большие повреждения на мели.

13. Надо сказать, что их собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и кормы были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; ребра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, но железными цепями; вместо парусов на кораблях была грубая или же тонкая дубленая кожа, может быть, по недостатку льна и неумению употреблять его в дело, а еще вероятнее потому, что полотняные паруса представлялись недостаточными для того, чтобы выдерживать сильные бури и порывистые ветры Океана и управлять такими тяжелыми кораблями. И вот когда наш флот сталкивался с этими судами, то он брал верх единственно быстротой хода и работой гребцов наши суда не могли им вредить своими носами (до такой степени они были прочными); вследствие их высоты нелегко было их обстреливать; по той же причине не очень удобно было захватывать их баграми.

16. …сражение положило конец войне с венетами и со всем побережьем, ибо туда сошлись все способные носить оружие, даже пожилые люди, обладавшие хоть некоторым умом и влиянием; в этом же пункте были отовсюду собраны все корабли, которые только были в их распоряжении. Все это погибло, и уцелевшим некуда было укрыться и неизвестно, как защищать города. Поэтому они со всем своим достоянием сдались Цезарю. Он решил строго покарать их, чтобы на будущее время варвары относились с большим уважением к праву послов, и приказал весь их сенат казнить, а всех остальных продать с аукциона.

И борьба продолжилась.

«19). Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды — по всему Венедскому заливу; выше Дакии — певкины и бастерны; по всему берегу Мэотиды, языги и роксоланы; далее за ними внутрь страны — амаксовии и скифы-аланы.

20). Менее значительные племена, населяющие Сарматию, около реки Вистулы, ниже венедов — гифоны (гитоны), затем финны…

21). Восточнее вышесказанных племен живут: ниже венедов — галинды, судины и ставаны до аланов

Итак, александрийский географ Клавдий Птолемей свидетельствует о том, что венеды во II в. были очень многочисленным народом, расселенным на южном побережье Балтийского моря (Венедского залива). Своеобразной осью, вокруг которой вращался мир балтийских венедов, Клавдий Птолемей называет реку Вислу (Вистулу).

Имея подобное временное и пространственное многообразие в описании венедов античными авторами, невольно обращаешься к данным археологии, дабы информацию из источников письменных сопоставить с материальными культурами и тем самым лучше уяснить географию континентального расселения венедов XIII в. до н. э. — VI в. н. э.

Читайте также: