Платон о видах знания кратко

Обновлено: 30.06.2024

Собственно мышлению, как его понимает Платон, принадлежат лишь идеи чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только арифметика, из разделов философии — только онтология. Все остальное — физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов философии — космология, политика, этика, эстетика, психология ит. п., — так или иначе связано с миром становления и подлежит мнению. Следовательно, то, что Платон именует знанием, к практической жизни не имеет никакого отношения, это узкая область чисто теоретического знания и еще уже — философской теории.

Люди, обладающие знанием, а не мнением – это философы. Но естественно, что подавляющее большинство людей не таковы. Даже наоборот, философы в современном государстве порицаются и не понимаются толпой, которой доступны только мнения, опирающиеся на чувственные впечатления.

Учение Платона об идеях

Сведения о жизни Платона скудны и противоречивы. Слава сопутствовала ему еще при жизни, а после смерти его имя с благодарностью и восторгом одно поколение передавало другому. Со временем фигура Платона в предании выросла до мифологического масштаба. Античные биографы, как правило, без отбора приводили сплетни, исторические факты и ходячие мифы, любили пересказывать сны и чудесные предзнаменования, якобы сопровождавшие Платона от колыбели до могилы.

Так, например, многие почтенные источники утверждают, что Платон, названный при рождении Аристоклом, был потомком древних аристократических родов, среди его предков и родственников называются и мифический афинский царь Кодр, и известный исторический деятель, политический реформатор Солон, и бог Посейдон, и глава тридцати тиранов Критий. Наконец, по одной из версий, его божественным отцом был сам Аполлон, в то время как земной муж его матери лишь усыновил ребенка.

Достоверным же является тот факт, что родился Платон в богатой семье Аристона и Периктионы на острове Эгина, неподалеку от Афин. А Афины в то время (первая половина IV века до н. э.) были блестящим центром греческой культуры. В день рождения будущего философа (21 мая 427 г. до н. э.) греки веселились: на Делосе отмечался день рождения Аполлона.

Как все афинские юноши его сословия, Платон обучался гимнастике, музыке, грамматике, писал стихи, обожал театр, участвовал в атлетических соревнованиях, в частности, истмийских, готовился стать доблестным гражданином. В последствии свои художественные склонности и дарования Платон с успехом поставил на службу философии. Этой науке Платон обучался сначала у Кратила, последователя Гераклита. Однако решающий поворот в его биографии связан с именем Сократа. В двадцать лет Платон стал слушателем сократовских бесед. До конца жизни философ хранил образ учителя в своей памяти и сделал его героем множества произведений.

После казни Сократа (399 г. до н. э.) Платон покинул Афины, чтобы вернуться сюда только через двенадцать лет. Его ждали Египет, Кирена, Южная Италия и Сицилия (последовательность, в какой Платон посетил эти страны, указывается различными древними авторами по-разному).

В африканской Кирене философ общался с видным греческим астрономом и сведущим в музыкальной акустике математиком Феодором, которого Платон сделал потом героем трех своих диалогов.

Затем Платон побывал в Южной Италии, так называемой Великой Греции, где большим успехом в то время пользовалось учение пифагорейцев. Философ специально прибыл сюда, чтобы ознакомиться с их математическими исследованиями. Центром деятельности пифагорейцев был Тарент, а крупнейшей умственной силой Тарента был пифагореец Архит, государственный деятель, стратег и ученый: математик, физик, механик. Этот человек, успешно сочетающий политическую и научную деятельность, произвел глубокое впечатление на Платона.

После основания Академии Платон совершил еще две поездки в Сицилию при преемнике Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н. э. Инициатором приглашения был Дион, с которым Платон подружился во время своего первого пребывания в Сицилии. Платон принял приглашение в надежде теперь уже через посредство Дионисия Младшего осуществить свой проект идеального государственного строя. Он настоял, чтобы тиран прошел курс обучения, начинавшийся с изучения математики. Но придворные Дионисия внушили ему мысль, будто целью Платона было отдалить Дионисия от государственных дел и возвысить Диона. Поводом для обвинения Диона послужили также перехваченные письма к карфагенским полководцам. Дион был отправлен в ссылку, и все его попытки примириться с тираном проваливались. Платон же решил вернуться в Афины, но при отъезде был задержан. Только в результате настояний Архита из Тарента ему удалось покинуть Сиракузы и уехать в Спарту, где он встретился с Дионом.

В 357 г. до н. э. Дион поднял восстание против Дионисия. Его поддерживали участники Академии Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. Дион одержал победу, но в 354 г. до н. э. был убит бывшим платоновцем Каллипом, который на короткое время захватил власть в Сиракузах. Политические планы Диона, которые ему так и не удалось осуществить, несомненно, испытали на себе влияние платоновских идей.

Оставшуюся жизнь Платон провел в Афинах, разочаровавшись в активной политике и посвятив себя философским и научным занятиям: он читал лекции слушателям Академии и сочинял философские диалоги. Умер Платон в 347 г. до н. э., по иронии судьбы, 21 мая – в день рождения свой собственный и бога Аполлона.

Так решается вопрос об отношении знания и бытия к благу. Учение это — классический образец идеалистической объективной телеологии, т. е. учения о целесообразности на основе объективного идеализма. К нему восходят все последующие учения о целесообразности от Аристотеля до Шеллинга и Гегеля.

С этими различиями у Платона тесно связано различение знания и мнения. Знает тот, кто любит созерцать истину. Например, знает прекрасное тот, кто мыслит о самих прекрасных вещах, кто может созерцать как само прекрасное, так и причастное ему, кто причастного не принимает за само прекрасное, а самого прекрасного не принимает за всего лишь причастное ему. Мысль такого человека справедливо назвать знанием (gnome).

В отличие от знающего обладатель мнения любит прекрасные цвета, образы, звуки, но его ум бессилен видеть и любить природу самого прекрасного. Мнение не есть незнание, но оно не есть и знание: оно темнее знания и яснее незнания (Платон, Государство, V, 478 С). Так, о тех, кто усматривает многое справедливое, но самого справедливого не видит, правильно будет сказать, что они обо всем мнят, но не знают того, о чем имеют мнение. И напротив, о тех, кто созерцает само неделимое и всегда себе равное, справедливо сказать, что они всегда знают всё это, но не мнят.

В отличие от мнения знание есть потенция, особый род существующего. Род этот характеризует направленность: знание направляется к своему предмету, и всякая потенция, направляющаяся к одному и тому же и делающая одно и то же, называется той же самой в отличие от всякой, направленной на иное и делающей иное.

Чувственные вещи постигаются посредством мнения (doxa). О них невозможно достоверное знание, их нельзя постигнуть с помощью рассуждения; если их можно постигнуть, то лишь недостоверно, лишь гипотетически.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

4.4. Виды противоречий

4.4. Виды противоречий Логический закон противоречия запрещает что-либо утверждать и то же самое отрицать одновременно. Но неужели кто-то станет нечто утверждать и то же самое тут же отрицать? Неужели кто-то будет всерьез доказывать, например, что один и тот же человек в

27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании

27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании Цель любого философского познания — достижение истины. Истина — это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы

§ 2. ВИДЫ ГИПОТЕЗ

§ 2. ВИДЫ ГИПОТЕЗ В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы (1) описательные и (2) объяснительные.(1) Описательная гипотеза — это предположение о

Виды рая

Глава V. Социология знания 1. Сущность социологии знания и ее границы а) Определение социологии знания и ее разделы

Глава V. Социология знания 1. Сущность социологии знания и ее границы а) Определение социологии знания и ее разделы Социология знания - недавно возникшая социологическая дисциплина. В качестве теории она стремится поставить и разработать учение о так называемой

2. Два раздела социологии знания А. Социология знания в качестве учения об экзистенциальной обусловленности знания

2. Два раздела социологии знания А. Социология знания в качестве учения об экзистенциальной обусловленности знания Социология знания предстает перед нами, с одной стороны, как теория (см. гл. 2А), с другой - как метод историко-социологического исследования (см. гл. 5)

2. Виды панпсихизма

2. Виды панпсихизма Устанавливать виды панпсихизма на основании различия его учений о материальных процессах не стоит, так как материальное бытие всеми видами панпсихизма сведено к образам и потому не имеет существенного значения в строении этого мировоззрения. Поэтому

Виды знания

Виды знания Так решается вопрос об отношении знания и бытия к благу. Учение это — классический образец идеалистической объективной телеологии, т. е. учения о целесообразности на основе объективного идеализма. К нему восходят все последующие учения о целесообразности от

Книгопечатание как первый случай механизации ремесла — пример не просто нового знания, а прикладного знания

Книгопечатание как первый случай механизации ремесла — пример не просто нового знания, а прикладного знания Раскол между тактильностью и другими чувствами в языке проявляется именно как гипертрофия этого чувства у Рабле и некоторых елизаветинцев, таких, например, как

5.3 Виды культуры

5.3 Виды культуры Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. С начала 80-х годов специфика конкретных проявлений культуры привлекает серьезное внимание исследователей.

I. Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания

I. Дифференциация объектов знания. Объективность процесса знания Исследуя свойства познавательного процесса, мы нашли, что объект знания имманентен процессу знания: он есть сама жизнь, сама действительность, присутствующая в акте знания, переживаемая в нём. Но этого

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки Материалистическая наука полагает, что всё на свете происходит без сверхъестественных вмешательств. В частности, совершенно естественно происходит и биологическая эволюция, причём новые

25. Виды войны

25. Виды войны Чем грандиознее и сильнее мотивы войны, тем они больше охватывают все бытие народов, чем сильнее натянутость отношений, предшествовавших войне, тем больше война приблизится к своей абстрактной форме. Весь вопрос сводится к тому, чтобы сокрушить врага;

Виды власти

Платон родился в Афинах, его настоящее имя – Аристокл. Платон ("широкоплечий") – прозвище, которому он обязан своим мощным торсом. Философ происходил из знатного рода, получил хорошее образование, в возрасте около 20 лет стал учеником Сократа. Сначала Платон готовил себя к политической деятельности, после смерти своего учителя, он покинул Афины и много путешествовал, главным образом, по Италии. Разочаровавшись в политике и чуть не попав в рабство, Платон возвращается в Афины, где и создает свою знаменитую школу – Академию (она располагается в роще, посаженной в честь греческого героя Академа), которая просуществовала более 900 лет. Обучали здесь не только философии и политике, но и геометрии, астрономии, географии, ботанике, каждый день проводились гимнастические занятия. Обучение основывалось на лекциях, дискуссиях и совместных беседах. Почти все произведения, дошедшие до нас, написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.

Основные философские труды Платона

Философия Платона

Заслуга Платона заключается в том, что он вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира, приходит к открытию другой реальности – сверхчувственного, надфизического, умопостигаемого пространства. Это приводит к пониманию двух планов бытия: феноменального, видимого, и невидимого, метафизического, улавливаемого исключительно интеллектом; тем самым Платон впервые подчеркивает самоценность идеального.

С этих пор происходит размежевание философов на материалистов, для которых истинным бытием является материальный, чувственно воспринимаемый мир (линия Демокрита), и идеалистов, для которых истинное бытие – нематериальный, сверхчувственный, надфизический, умопостигаемый мир (линия Платона).

Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, надиндивидуальное сознание.

Теория идей

Мир идей Платона

Таким образом, можно выделить основные признаки идей:

  • вечность
  • неизменность
  • объективность
  • безотносительность
  • независимость от чувств
  • независимость от условий пространства и времени

Структура идеального мира.

Мир идей и мир вещей

Мир идей, по Платону, – мир истинносущего бытия. Ему противопоставляется мир небытия – это материя, беспредельное начало и условие пространственного обособления множественности вещей. Оба эти начала одинаково необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи. Мир же вещей, чувственный мир, есть порождение мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Таким разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного имеет самостоятельную ценность.

Идея как понятие. Помимо онтологического смысла, идея Платона рассматривается и в плане познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, а значит соответствующее бытию понятие о нем. В этом гносеологическом смысле идея Платона есть общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Таким образом, он затрагивает важную философскую проблему формирования общих понятий, которые выражают сущность вещей.

Диалектика Платона.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем. Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

Теория познания Платона

Платон продолжает начатые его предшественниками размышления о природе знания и разрабатывает собственную теорию познания. Он определяет место философии в познании, которая находится между полным знанием и незнанием. По его мнению, философия как любовь к мудрости невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги), ни для того, кто ничего не знает. Согласно Платону, философ – тот, кто стремится восходить от менее совершенного знания к более совершенному.

Интеллектуальное знание доступно лишь тому, кто любит созерцать истину, и делится на мышление и рассудок. Под мышлением Платон понимает деятельность ума, непосредственно созерцающую интеллектуальные предметы. В сфере рассудка познающий тоже пользуется умом, но для того, чтобы понимать чувственные вещи как образы. Интеллектуальный вид знания – это познавательная деятельность людей, которые рассудком созерцают сущее. Таким образом, чувственные вещи постигаются посредством мнения, и по отношению к ним знание невозможно. Посредством знания постигаются лишь идеи, и только в отношении них возможно знание.

Учение Платона об идеальном государстве

Платон уделяет большое внимание развитию взглядов на общество и государство. Он создает теорию идеального государства, принципы которого подтверждены историей, но остаются неосуществимыми до конца как любой идеал.

В таком принципе разделения труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного устройства. Являясь основным принципом построения государства, разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия:

  • 1. крестьяне, ремесленники, купцы
  • 2. стражи
  • 3. правители

Но для Платона важным является не только разделение, основанное на профессиональных особенностях, но и нравственные качества, присущие соответствующим разрядам граждан государства. В этой связи он выделяет добродетели, или доблести совершенного государства:

1. Первый класс образован из людей, у которых преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, поэтому они должны поддерживать дисциплину желаний и наслаждений, обладать добродетелью умеренности.

2. У людей второго сословия преобладает волевая часть души, их профессия требует особого воспитания и специальных знаний, поэтому главная доблесть воинов-стражей – мужество.

3. Правителями могут быть те, у кого преобладает рациональная часть души, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием, кто умеет познавать и созерцать Благо, и наделен высшей добродетелью – мудростью. Платон выделяет также четвертую доблесть – справедливость – это гармония, которая воцаряется между тремя другими добродетелями, и реализует её каждый гражданин любого сословия, понимая свое место в обществе и исполняя свое дело наилучшим образом.

Ключевые слова: ЗНАНИЕ; ПОЗНАНИЕ; ДИАЛОГ; РАЗУМ; ИДЕЯ; KNOWLEDGE; COGNITION; DIALOGUE; MIND; IDEA.

Аннотация: В статье рассматриваются сущностные аспекты концепции знания Платона: характеристика знания, его виды, уровни и формы.

Важное теоретическое и методологическое значение современной философии заключается в разработке базовых основ гносеологии и эпистемологии. В этой связи особую актуальность имеет рассмотрение философского наследия античной эпохи, в частности, теории познания Платона – одного из крупнейших мыслителей человечества – основоположника объективного идеализма, разработчика этической теории, учения об идеальном государстве; яркого представителя античной диалектики.

Философское наследие Платона настолько велико и разнообразно, что А.Н. Уайтхед – один из крупных западных философов XX века в свое время отмечал, что вся западная философия, по сути, – лишь несколько примечаний к Платону.

Цель нашей работы заключается в знакомстве с элементами теории познания Платона, а именно, с его концепцией знания.

Согласно определению, знание – есть совокупность представлений человека о мире, выраженная, в понятийно-знаковой, логически упорядоченной форме.

Согласно Платону каждый человек, уже в силу наличия у него Ума, способен к познанию мира. В тоже время знание, приобретаемое им, не может быть абсолютным, поскольку человек (и его) ум является лишь частью (отражением) божественного Ума или Космоса (что, впрочем, является одним и тем же) [1, с. 50-53]. Поэтому, человек не может быть мудрецом, он может лишь любить ее. Не случайно, что значение термина философия означает не саму мудрость, а любовь к ней.

При разработке своей концепции знания, Платон предлагает разграничивать знание по сферам бытия (реального и идеального). Тем самым, он задает необходимость решения противоречий между элеатовской и гераклитовской концепциями знания, согласно которым, бытие либо неподвижно, неизменно и тождественно самому себе (элеаты); либо находится в состоянии непрерывной изменчивости, в процессе становления Порядка из Хаоса (Гераклит).

Решение противоречий между двумя концепциями бытия, Платон видит в применении в процессе познания метода диалога. Этот метод состоит в необходимости направления беседы в русло понимания того, что представляет собой Знание как таковое, как соотносится знание Частного со знанием Целого.

Диалог Платона опровергает взгляды на познание как на процесс, преимущественно чувственного восприятия мира человеком. Подобное отношение к познанию обусловлено тем, что в чувственном мире все течет и изменяется, все находится в вечном становлении, а потому, познано быть не может. Чувственное познание фиксирует вещь в каждый конкретный момент времени, а поэтому, в силу бесконечной изменчивости вещи, а также, специфики познающего субъекта, оно не может составить целостное и однозначное представление о ней.

Одна из многих заслуг Платона заключается в разработке им классификации типов знания. Критерием такой классификации, в соответствие с его представлениями о существовании мира Идей и мира вещей, становится деление знания на рациональное и чувственное.

Рациональное знание основывается на мышлении и разуме.

Мышление – есть процесс созерцания предметов чувственного мира, его свойств и соотношений.

Разум – есть высшая форма интеллектуальной деятельности, направленная, посредством обращения к самому себе, на необходимость понимания природы чувственно воспринимаемых вещей, на познание Идей этих вещей, на соотношение образов вещей с их чувственно воспринимаемым воплощением [3, с.216].

Со спецификой рационального и чувственного познания, Платон различает два вида знания: рассуждения ума и мысли. Первые представляют собой математические отношения и познаются только посредством размышления. Вторые – чувственно воспринимаемые вещи, природу которых до конца познать человек не в состоянии.

Таким образом, концепция знания Платона стала важным этапом на пути становления гносеологии. В этой концепции, Платон впервые разрабатывает представление об абсолютной истине – гносеологическом идеале, являющемся целью любого познания. Заслугой Платона является разработка классификации знаний по сферам бытия, а также, использование диалога, как эвристического спора, позволяющего избавить знание от заблуждений.

Философия Платона лежит в основе объективного идеализма. По мнению великого мыслителя, вся философия вмещает в себе принцип трепетного стремления к высшей истине, а не сухое абстрактное знание. Только тот, кто испытал тягу к высочайшему умственному благу, может назвать себя философом и мудрецом.

  • Краткая биография
  • Платоновский мир форм и идей
  • Представление Души у Платона
  • Учение о познании и диалектике
  • Любовь и Красота
  • Государство Платона
  • Место семьи в идеальном Государстве

Краткая биография

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита - Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.

Рис. 1. Платон - копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой Академии Уже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Важно! Сократ называл свою школу “Академия” - в честь мифического Академа. Считалось, что на месте, где великий мыслитель с учениками построил свою школу, похоронен древнегреческий герой.

Платоновский мир форм и идей

Главное место в своем учении Платон выделяет размышлениям об эйдосах - идеях. Согласно его философии, Вселенная разделена на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи являются прообразами всего и лежат в основе всех вещей, которые созданы из бесформенной материи. При этом сама материя не в состоянии что-либо породить без движущей силы эйдосов. Измерение эйдосов находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой находится идея Блага. Она становится обязательным условием для познаваемости всех остальных эйдосов и играет важную роль в распознавании людьми высших ценностей.

Представление Души у Платона

  • Разумной, находящейся в голове.
  • Волевой, находящейся в груди и состоящей в союзе с разумом.
  • Страстной, расположенной в желудке и служащей низшим инстинктам.

Важно! В каждой нации, согласно Платону, преобладает какая-то одна составляющая Души. У греков - разумная, у северных народов - мужественная, у египтян - тяга к наживе и обману.

Учение о познании и диалектике

Платон считал, что только путем осознанного размышления, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точному образу объективной реальности. Сама диалектика призвана в помощь человеку для детального анализа, классификации расфокусированных чувственных впечатлений и получения из беспорядочной массы информации одно общее понятие. Общее же понятие она помогает разбить на виды и более мелкие упорядоченные структуры. Согласно философии великого мыслителя, в двух и нескольких разных вещах или понятиях может храниться одна идея, и она реально существует, ведь никто не в состоянии познать несуществующее. Именно измерение осознаваемых идей истинно существует, а мир вещей является его блеклым призраком. Предметы скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ни одна вещь неспособна полностью воплотить в себе суть идеи. Сама же идея является истинной сутью вещей.

Любовь и Красота

Платон в своих трудах акцентировал внимание на Красоте и важности ее поисков в окружающем мире и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа способна обратить свой взор на красоту искусства и науки. Преодолев этот рубеж, она переходит к положительной оценке добрых нравов и обычаев, что является лучшим способом подняться к миру Высших идей по “золотой лестнице”. Пребывая во власти чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, ведь она оживляет воспоминания об идеальном мире, порождая в сердце Любовь. Платон отмечает, чем меньше в любви телесных и грубочувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возрастает возможность увидеть духовное Солнце и созерцать истину.

Государство Платона

  • Разумная - к мудрости;
  • Волевая - к смелости и отваге;
  • Чувственная - к воздержанию.

Мудрецы-правители

Они не в способны на безнравственные поступки, обладают высшим знанием и принимают решения по логике мира идей. Правители с малых лет получают философское образование и учатся управлять. Эгоистический интерес искореняется еще в младенчестве, и это распространяется даже на семейные отношения: имущество и жены общие с народом. Правитель контролирует все - от произведений умственного труда, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.

Защитники-воины

  • Гимнастическое, где они учились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разумному началу;
  • Мусическое, где они тренировались укрощать свою ярость, трансформируя ее в ощущение гармонии с окружающим миром.

Рис. 4. Статуя Платона в Дельфах

Каста трудящихся

Платон называл их еще производителями. Ими являются все остальные люди, они не обладают Душой и живут в мире физических потребностей. Все наработанные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.

Важно! Только то Государство может достигнуть Справедливости, в котором четко соблюдаются границы между кастами, где каждое сословие занимается своим делом и не вмешивается в работу людей другого уровня. Покидать свою касту, переходя в другую, можно только после прохождения серьезного испытания.

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети - родителей.

Важно! Платон сам жил по законам своего идеального Государства. Истории неизвестны ни его жены, ни его дети.

Читайте также: