Платон философская антропология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Человек, по Платону, есть тварное (сотворённое) существо. В его сотворении принимали участие боги разных уровней. В человеке имеется три составляющие (речь идёт об идее человека, то есть о бестелесном образце – плотский человек появляется уже после проецирования этой идеи на материю). Обратим внимание на возникающее здесь противоречие: сотворение идеи человека прибавляет к миру идей ещё одну идею, но мир идей, по Платону, неизменен.

Разум, мыслящая составляющая, сотворена высшим богом демиургом (но он всё равно ниже Блага).

Аффективная составляющая (чувства, страсти) и вожделеющая составляющая (желания, воля) сотворены низшими богами.

Целью человека является подчинение аффективной и вожделеющей составляющих разумной составляющей – подчинение низшего в себе высшему. Но достигнуть этого очень трудно, так как низшая часть активно сопротивляется, тем более что она ещё искажена по сравнению со своей идеей в земных людях. Поэтому самостоятельное обуздание страстей и похотей невозможно, здесь необходимо соответствующее воспитание. Воспитатели должны вырабатывать в своём подопечном с ранней молодости умение не идти на поводу у низших страстей, не давать им выхода наружу (люди, которые научились этому, называются поэтому воспитанными), а также обращать свою волю на достижение только разумных целей.

Окинув взором гостей, возлежащих за пиршественным столом, хозяин дома сказал:

Восхваляя бога любви Эрота, Федр доказывал, что он выше других богов уже по причине своего старшинства: он появился раньше их.

Вот как интересно обстоит дело! Если, как принято считать, древнейшая профессия женщины – быть жрицей любви, то древнейшей профессией среди богов является внедрение в людской род этой самой любви. Ведь Эрот только и делает, что стреляет из лука, чтобы возбудить в человеке любовное влечение.

2. Что такое общество

Государственное жизнеустроение, помимо положительного аспекта, заключающегося в возможности разделения труда и проведения в жизнь грандиозных творческих начинаний, имеет и отрицательную сторону: оно требует насилия. Причина этого очень проста и естественно вытекает из платоновской космологии. Ведь согласно этой космологии всё земное несовершенно, ибо материя своим сопротивлением искажает воплощённую в ней идею. В частности, несовершенен и земной человек. Его дефектность выражается в том, что он не способен проявлять достаточную сознательность и всегда и везде вести себя так, чтобы не причинять вреда или неудобства другим членам общества. Платон формулирует это так: объём требуемого обществом безопасного для него поведения его членов превышает объём того общественно безопасного поведения, который они могут предложить обществу добровольно. Возникающий дефицит этого поведения должен быть обеспечен с помощью принуждения, и принуждать граждан должно государство – в этом его основная функция.

Что тут сказать? По-видимому, Платон надеялся, что мудрые философы, управляющие государством, смогут в порядке исключения (благодаря своим выдающимся способностям) преодолеть искажённость человеческого ума и написать правильные учебники и методические пособия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Беседа четвёртая Космология Платона

Беседа четвёртая Космология Платона Платон (427–347 гг. до н. э.) – самый известный из древнегреческих философов, более всех цитируемый и обсуждаемый. Литература о нём необъятна, его имя, наряду с именем Аристотеля, открывает список общепризнанных мудрецов. Более чем два

Беседа пятая Антропология и социология Платона

Беседа пятая Антропология и социология Платона 1. Что такое человекЧеловек, по Платону, есть тварное (сотворённое) существо. В его сотворении принимали участие боги разных уровней. В человеке имеется три составляющие (речь идёт об идее человека, то есть о бестелесном

Беседа двадцать пятая Помогла ли европейская философия приблизиться к истине?

Беседа двадцать пятая Помогла ли европейская философия приблизиться к истине? Владимир Соловьёв умер на самом пороге XX века в относительно молодом возрасте, будто не хотел вступать в новое столетие. Если действительно у него были предчувствия, что оно окажется для него

"СОЦИОЛОГИЯ"

"СОЦИОЛОГИЯ" "СОЦИОЛОГИЯ" ("Soziologie". 2 Bde. Stuttgart, 1956 - 1958) - основное произведение Розенштока-Хюсси. В работе затрагиваются как методологические аспекты социологического исследования, так и его конкретные вопросы, далеко выходящие за рамки современной

Пятая беседа ПОРЯДОК

Пятая беседа ПОРЯДОК А. Мр. Кришнамурти, в нашей последней беседе мне показалось, что мы вместе дошли до точки, где вы хотели начать обсуждать порядок, побеседовать о порядке, и я подумал, что, если вы не против, сегодня мы можем начать с этого.К. Я думаю, мы говорили о свободе,

Пятая беседа 17 июля об Артуре

Пятая беседа 17 июля об Артуре Аркадий: Артур – это группа друзей. Это – группа реализованных людей. Людей, которые сумели создать в себе магнитный центр, сумели стать "интересными людьми". Эти люди заняты собой. Они решают поставленные перед собой задачи. Они могут

БЕСЕДА ПЯТАЯ

БЕСЕДА ПЯТАЯ Думаю, было бы хорошо, если бы мы могли действительно переживать то, о чём я собираюсь говорить. Для большинства из нас переживание — дело случайное. Мы откликаемся на вызов нерешительно и вяло; всегда есть колебания, страх перед возможными последствиями. Мы

Беседа пятая ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ УМА И МЕДИТАЦИИ

Беседа пятая ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ УМА И МЕДИТАЦИИ Сегодня я хотел бы говорить о чувствительности ума и о медитации. Но прежде, чем мы перейдем к этим проблемам, мне кажется чрезвычайно важным, чтобы ум был вполне ясным, потому что не будучи ясным, он не может мыслить очень

Беседа пятая: ПЕРВЫЙ ШАГ — ЭТО И ПОСЛЕДНИЙ ШАГ

Беседа пятая: ПЕРВЫЙ ШАГ — ЭТО И ПОСЛЕДНИЙ ШАГ Слушательница П.: Вчера на прогулке вы сказали, что первый шаг — это и последний шаг. Я полагаю, что для понимания этого утверждения нужно исследовать проблему времени и вопрос о том, существует ли такое явление, как конечное

Беседа двадцать пятая: БОГ

Пятая часть. Пятая глава. Описание обязанностей друзей и посредников мужчины

Пятая часть. Пятая глава. Описание обязанностей друзей и посредников мужчины Среди четырех вари согласная с предписаниями любовь к женщине той же варны, не выдававшейся раньше за другого, приносит сыновей, доставляет славу и приличествует мирским обычаям (1).

Человек – двуединое существо, обладающее смертным телом и бессмертной душой. Тело понимается не просто как обиталище души, благодаря которой тело живее (на службе у души, как это понимал Сократ) но скорее, как могильный склеп, или как тюрьма души, где она изнуряется в муках. Пока мы имеем тело, мы мертвы, так как фундаментально мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, как в могиле, и значит умерщвлена. Тело – корень всех бед, источник нездоровых страстей, неприязни, несогласия, невежества и просто безумия: то есть всего того, от чего гибнет душа. Однако тело, как и душа, сотворена Богами, поэтому Платон не требует полного аскетизма (моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждения ради самосовершенствования). Его аскетизм умеренный. Платон полагает, что нет необходимости полностью воздерживаться от обычных удовольствий, не стоит только быть их рабами.

Душа состоит из разумной и неразумной части. Благодаря разумной части человек способен рассуждать, а из-за неразумной человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями. Неразумная часть тоже неоднородна: в ней содержится и яростный дух, мятежное стремление к свободе, красоте, славе, высокие порывы, пылкость и мужество; другая же часть – низменные страсти, животные инстинкты, алчность и вожделение.

Судьба души зависит от того, насколько она приобщилась к высшему бытию, насколько в ней преобладает то или иное начало. Иерархия человеческих душ такова: философ (обладает мудростью, думает о всеобщем благе), царь (тоже заботится об интересах людей), гос деятель, врачеватель тел, прорицатель, поэт или художник (их души несовершенны, они побуждают страсти, но не воспитывают ум), ремесленник (интересуется только благополучием своей семьи, стремится к наживе), софист (подменяет правду и ложь, искажает истину) и тиран (подчиняется капризам, необуздан). Далее следуют души животных.

Попав в тело, большинство душ забывают о подлинном бытии, но, столкнувшись с прекрасным, способны вспомнить его. То есть,возможно, восхождение душ посредством прекрасного.

По настоящему приобщиться к разуму можно только после смерти. Печалиться и бояться смерти не стоит, ведь, умирая, мы переходим на более высокую ступень развития, делаем шаг к освобождению и совершенному миру.

Смерть – всего лишь эпизод, имеющий отношение только к телу, она не только не вредит душе, напротив, дарует ей жизнь новую, праведную. Смерть тела – жизнь, так как душа освобождается от неволи. Найти дух, значит, потерять тело.

Социальная теория.

Платон насчитывал 3 правильные и 3 неправильные формы правления. Правильные (идеальные) – монархия (один управляет и имитирует идеального политика), аристократия (роль идеального политика играет группа богатых людей) и демократия (если идеального политика имитирует весь народ). Если правители начинают преследовать лишь свои интересы, то эти формы конституции разлагаются, тогда рождаются: тирания, олигархия, демагогия.

Если государства здоровы и хороши, то предпочтительна первая форма правления, но когда они коррумпируются, лучше третья: как утешение гарантирована свобода.

Государство возникает для того, чтобы оказывать друг другу помощь, совместное поселение – и есть государство. Таким образом, основа государства – невозможность отдельного индивида удовлетворить свои главные потребности, необходимость коллективного труда.

Город, таким образом, должен состоять из трех классов:

1. Крестьяне, ремесленники и купцы. В них преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, если в них преобладает добродетель умеренности и способность подчиняться высшим классам, это – достойнейшие люди.

2. Стражи. В них преобладает волевая часть души. Долг стражников – бдительность.

Идеальное государство – то, где в первом классе преобладает умеренность, во втором – мужество и сила, в третьем – мудрость.

Государство Платона основано на неравенстве, но неравенство это не социально-экономического, а этического плана. Люди отличаются по задаткам, благодаря которым и существует разделение людей на классы.

Вряд ли такое государство сделает счастливым отдельного человека или класс, но Платон говорил, что оно будет справедливым и в экономическом (не будет ни бедных, ни богатых), и в политическом, и в социальном плане. А если так, то оно будет счастливо в целом. Каждый будет заниматься тем, что у него получается лучше всего.

Такое идеальное государство называется утопией.

Антропология.

Человек – двуединое существо, обладающее смертным телом и бессмертной душой. Тело понимается не просто как обиталище души, благодаря которой тело живее (на службе у души, как это понимал Сократ) но скорее, как могильный склеп, или как тюрьма души, где она изнуряется в муках. Пока мы имеем тело, мы мертвы, так как фундаментально мы есть благодаря душе, а душа, пока она в теле, как в могиле, и значит умерщвлена. Тело – корень всех бед, источник нездоровых страстей, неприязни, несогласия, невежества и просто безумия: то есть всего того, от чего гибнет душа. Однако тело, как и душа, сотворена Богами, поэтому Платон не требует полного аскетизма (моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждения ради самосовершенствования). Его аскетизм умеренный. Платон полагает, что нет необходимости полностью воздерживаться от обычных удовольствий, не стоит только быть их рабами.

Душа состоит из разумной и неразумной части. Благодаря разумной части человек способен рассуждать, а из-за неразумной человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями. Неразумная часть тоже неоднородна: в ней содержится и яростный дух, мятежное стремление к свободе, красоте, славе, высокие порывы, пылкость и мужество; другая же часть – низменные страсти, животные инстинкты, алчность и вожделение.

Судьба души зависит от того, насколько она приобщилась к высшему бытию, насколько в ней преобладает то или иное начало. Иерархия человеческих душ такова: философ (обладает мудростью, думает о всеобщем благе), царь (тоже заботится об интересах людей), гос деятель, врачеватель тел, прорицатель, поэт или художник (их души несовершенны, они побуждают страсти, но не воспитывают ум), ремесленник (интересуется только благополучием своей семьи, стремится к наживе), софист (подменяет правду и ложь, искажает истину) и тиран (подчиняется капризам, необуздан). Далее следуют души животных.

Попав в тело, большинство душ забывают о подлинном бытии, но, столкнувшись с прекрасным, способны вспомнить его. То есть,возможно, восхождение душ посредством прекрасного.

По настоящему приобщиться к разуму можно только после смерти. Печалиться и бояться смерти не стоит, ведь, умирая, мы переходим на более высокую ступень развития, делаем шаг к освобождению и совершенному миру.

Смерть – всего лишь эпизод, имеющий отношение только к телу, она не только не вредит душе, напротив, дарует ей жизнь новую, праведную. Смерть тела – жизнь, так как душа освобождается от неволи. Найти дух, значит, потерять тело.

Социальная теория.

Платон насчитывал 3 правильные и 3 неправильные формы правления. Правильные (идеальные) – монархия (один управляет и имитирует идеального политика), аристократия (роль идеального политика играет группа богатых людей) и демократия (если идеального политика имитирует весь народ). Если правители начинают преследовать лишь свои интересы, то эти формы конституции разлагаются, тогда рождаются: тирания, олигархия, демагогия.

Если государства здоровы и хороши, то предпочтительна первая форма правления, но когда они коррумпируются, лучше третья: как утешение гарантирована свобода.

Государство возникает для того, чтобы оказывать друг другу помощь, совместное поселение – и есть государство. Таким образом, основа государства – невозможность отдельного индивида удовлетворить свои главные потребности, необходимость коллективного труда.

Город, таким образом, должен состоять из трех классов:

1. Крестьяне, ремесленники и купцы. В них преобладает вожделеющая часть души, то есть наиболее элементарная, если в них преобладает добродетель умеренности и способность подчиняться высшим классам, это – достойнейшие люди.

2. Стражи. В них преобладает волевая часть души. Долг стражников – бдительность.

Идеальное государство – то, где в первом классе преобладает умеренность, во втором – мужество и сила, в третьем – мудрость.

Государство Платона основано на неравенстве, но неравенство это не социально-экономического, а этического плана. Люди отличаются по задаткам, благодаря которым и существует разделение людей на классы.

Вряд ли такое государство сделает счастливым отдельного человека или класс, но Платон говорил, что оно будет справедливым и в экономическом (не будет ни бедных, ни богатых), и в политическом, и в социальном плане. А если так, то оно будет счастливо в целом. Каждый будет заниматься тем, что у него получается лучше всего.

Такое идеальное государство называется утопией.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Сущностью человека является душа. Душа вечна, нематериальна и состоит из трёх иерархически упорядоченных частей:

- высшей частью души является разум, мыслительная способность человека;

- средней частью души является воля, благородные желания;

- низшей частью души является чувственность.

У каждого человека одна из частей души преобладает над двумя другими.

Т.о., люди по своей сути (изначально, независимо от внешних условий и обстоятельств) делятся на три различных типа:

- те, у кого разум доминирует над волей и чувственностью;

- те, у кого воля преобладает над разумом и чувственностью

- те, у кого чувственность преобладает над разумом и волей (таких людей, по мнению Платона, большинство).

Этика Платона.

- добродетелью людей, у которых преобладает разумная часть души, является мудрость;

- добродетелью людей, у которых преобладает волевая часть души, является мужество, отвага;

- добродетелью людей, у которых преобладает чувственная часть души, является умеренность.

Так же Платон выделяет четвёртую, универсальную добродетель (она доступна каждому человеку) – это справедливость.

Социальная философия Платона.

Платон выдвигает теорию идеального государства. Он разрабатывает теоретическую модель оптимального устроения совместной жизни людей.

По Платону, идеальное государство должно представлять собой сообщество трёх социальных групп, трёх классов граждан:

Правители (Платон называет их философами). Эту группу должны составлять люди, у которых преобладает разумная часть души. Именно им следует доверить дела правления государством (в силу присущей им мудрости).

Стратеги, т.е. воины, стоящие на страже интересов государства. Этот класс должны составлять люди, у которых преобладает волевая часть души.

Производители материальных благ (земледельцы, ремесленники, торговцы). Этот класс должны составлять люди, у которых преобладает чувственная часть души.

Идеальное государство Платона так же предполагало наличие рабов, однако, рабы не имели гражданских прав и рассматривались, в большей степени, как орудия.

Для стратегов и правителей Платон предлагает общность имущества. Общность мужей и жен, а значит и детей, дополнялась запретом на любую форму собственности. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая концепция воспитания имела единственной целью построить государство-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная собственность должна была уступить место общественной.

Из реально существовавших в его время форм государственного правления Платон наиболее высоко оценивает аристократическую республику. Далее, по убыванию ценности, он расставил:

- тимократию (власть нескольких, основанная на военной силе);

- олигархию (власть нескольких, основанная на их финансовом могуществе); - демократию (власть толпы, неблагородного демоса, народа),

- тиранию (насильственную власть одного человека).

Эстетика Платона.

Искусство Платон оценивает негативно. По его мнению, искусство занимается тем, что копирует внешний, материальный мир. Однако, материальный мир, в свою очередь, сам является лишь копией истинного мира (мира идей). Таким образом, искусство, копируя копию, лишь отдаляет человека от истины.

Система философии Аристотеля

Аристотель (384 – 322 гг.. до н.э.) родился в г.Стагире (Македония). В возрасте 17 лет переезжает в Афины, где становится учеником Платона. В течение 20-ти лет развивал свое творчество в платоновской Академии. Затем, разойдясь в философских вопросах с Платоном, покидает Академию. В 343 г. по приглашению македонского царя Филиппа II, становится наставником царского сына – Александра Македонского. После прихода Александра к власти Аристотель переехал в Афины и основал собственную школу - Ликей (335 г. до н.э.). Она просуществовала свыше 860 лет, то есть дольше, чем почти любой из современных университетов. Аристотель основал при Лицее библиотеку и первый естественно-исторический музей. После смерти Александра в 323 г. афиняне вспомнили о македонском прошлом Аристотеля. Он был вынужден покинуть город и через год умер в возрасте 62 лет.

Аристотель был создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Он внёс существенный вклад во все существовавшие в его время области научного знания. Аристотель написал более 150 научных трудов.

Собрал, классифицировал и издал труды Аристотеля его последователь Андроник Родосский.

Аристотель провёл классификацию наук, разделив их на три группы:

Теоретические науки – ведут поиск истины ради неё самой, т.е. истина для этих наук является самоцелью. К этой группе наук Аристотель отнёс метафизику, физику и математику.

Практические науки – добиваются знания ради достижения морального совершенствования. Их цель не знание как таковое, а поступки. Это науки о человеке и его целях. К этой группе наук Аристотель отнёс этику и политику.

Продуктивные науки - их цель производство определённых объектов. Сюда Аристотель относит ремёсла и искусства.

По определению Аристотеля, это наука о сущем, или о бытии как таковом, а так же поиск первых начал или высших причин бытия.

Аристотель выделяет четыре первых причин бытия:

Целевая, или финальная, причина.

Материальная причина – ею выступает материя (гиле). По Аристотелю, материя аморфна и пассивна. Она представляет собой материал, необходимый для создания вещи. Т.о., материя, сама по себе, это лишь возможность стать чем-либо, т.е., материя выражает не актуальное, а потенциальное бытие.

Формальная причина - ею выступает форма (морфе). Форма является сущностью как бытия в целом, так и отдельных его элементов. Формы вечны и неизменны. Форма указывает на общую, родовую, сущностную принадлежность единичных вещей. Форма существует лишь в единстве с материей.

Всякая единичная вещь представляет собой единство материи и формы, т.е., из чего-то состоит, и чем-то является по своей сути.

По Аристотелю, истинное бытие – это природа, т.е., совокупность единичных вещей. Онтологическую позицию Аристотеля определяют как гилеморфизм (гиле – материя, морфе – форма).

Материя и форма являются двумя достаточными причинами для объяснения бытия в его статичном состоянии. Однако, бытию присуща динамика, для объяснения которой Аристотель указывает ещё на две причины.

Движущая причина – ею выступает неподвижный перводвигатель всего сущего – Бог. По рассуждению Аристотеля, всё, что движется, движимо чем-то внешним по отношению к себе. Следовательно, должен существовать некий перводвигатель всего сущего, который, будучи первым, сам является неподвижным.

Целевая (финальная) причина – это та цель, в направлении которой движутся, развиваются вещи. Это то, ради чего что-либо осуществляется. По Аристотелю, мир, в своём устройстве и развитии, целесообразен. Учение о целесообразности устройства и развития мира называют телеология (от греческого - телос – цель).

К области физики Аристотель относит не только учение о телах (натурфилософию), но и учение о душе (психологию).

Аристотель делит всю физическую реальность на две сферы – подлунный и надлунный миры.

Содержание подлунного мира составляют четыре материальных элемента:

Для подлунного мира характерно действие закона возникновения и уничтожения, т.е., все вещи этого мира обладают преходящей природой (некогда возникают, изменяются и гибнут).

Содержание надлунного мира составляет пятый элемент – эфир. Для этого мира характерно лишь локальное движение – циркуляция, т.е. надлунный мир вечен и неизменен.

Космос устроен геоцентрично. В его центре покоится неподвижная земля, вокруг которой, по правильным окружностям, обращаются планеты и Солнце. Всё это ограничено куполом неподвижных звёзд.

Все физические тела Аристотель делит на две группы – живые и неживые. Первые, в отличие от последних, обладают началом, дающим жизнь – душой.

Аристотель выделяет три вида души, которые отличаются друг от друга функционально:

Вегетативная (растительная) душа - её функции: питание, рост и размножение.

Сенситивная (чувственная) душа - её функции: ощущение, желание и движение.

Интеллектуальная (разумная) душа - её функции: мышление, установление и выбор.

В соответствии с приведённой психологией, Аристотель классифицирует живую природу, выделяя три типа существ:

Растения – обладают лишь вегетативной душой.

Животные – обладают вегетативной и сенситивной душой.

Человек – обладает всеми тремя видами души.

Аристотель различал два типа познания:

Диалектическое – это познание на основе опыта. Это обыденное, житейское познание. Знания, полученные диалектическим путём, имеют лишь вероятностный характер.

Аподиктическое – это научное, философское познание. Его цель – установление всеобщего и необходимого.

Аристотель рассматривал познание как развивающийся процесс. Оно

развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Его последовательность такова: ощущение, представление, опыт, усиление памятью, искусство, наука. Т.о., наука представляет собой вершину познания.

Аристотель делит добродетели на две группы: дианоэтические и этические.

Дианоэтические добродетели – заключаются в созерцательной деятельности разума. Эта деятельность будет тем более эффективной, чем в большей степени разум освобождён, очищен от чувственных воздействий. Эти добродетели выражаются в мудрости и формируются, преимущественно, путём обучения.

Этические добродетели – относятся к характеру человека, и представляют собой результат привычки, вырабатывающейся при разумном регулировании своей деятельности.

Сущностью нравственности Аристотель полагал умеренность, уклонение от крайностей, а основанием морали – определённую разумом меру.

Аристотель определяет человека как политическое (общественное) животное, т.е., жизнь в обществе, в государстве – это естественное, сущностное состояние человека.

Государство Аристотель определяет как политическое сообщество людей, которые объединились для достижения определённого блага.

В государстве Аристотель различал три группы граждан – очень богатые, крайне бедные и средний класс. Для успешного течения государственных дел особо важны средние слои граждан. В их численном увеличении Аристотель усматривал условие стабильности государства.

Аристотель классифицировал формы государственного правления, выделив три правильные, положительные формы правления и три отрицательные, неправильные (причём, последние являются деформацией первых).

Платон(427-347 гг. до н.э) –крупнейший философ Древней Греции, основоположник объективного идеализма. Наследник Сократа, основатель Академии и учитель Аристотеля, Платон стоит в центре философской мысли.

Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудра и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойственном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя, природа, душа же устремлена в мир идей.

Этика Платона- ригористическая(служение).

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость:

низший уровень справедливости - справедливость как добродетель человека среднее звено – справедливость как установление отношений между людьми высшая справедливость – не зависимая от людей.

Господство справедливости сплачивает разнообразные части государства в гармоничное целое.

Платон характеризует проектируемое идеальное государство как правление лучших и благородных, то есть аристократический вид государства.

Платон классифицирует существующие государственные формы. Ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика. Затем стоит демократия власть, основанная на военной силе. Еще ниже стоит олигархия, представляющая собой власть немногих, власть, опирающуюся на торговлю.

По мнению Платона, идеальное государство строится на началах законности, уточнить действующие законы в соответствии с потребностями в границах идеального проекта.

Платон признаёт, что указанный им проект идеального государства труден, но вполне возможен. Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сих пор ещё не существует, диалог ‹‹Государство›› включается в литературный жанр, называемый утопией. Утопия Платона - философское произведение. Чтобы нарисовать картины наилучшего государственного строя, необходимо ясно представлять недостатки существующего государства.

Философ также предложил решения насущных проблем, говорил о том, чего ещё нет, но что, по его мнению, непременно должно возникнуть взамен существующего. Утопия Платона - не теория индивидуальной свободы граждан, а теория тотальной свободы - свободы государства в его целостности, неделимости. Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Он понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

В идеальном государстве Платона все должно быть четко фиксировано, все построено по определенному плану, который не может быть нарушаем никем из граждан. Этим оно отличается от известных государств-полисов, характеризующихся непрочностью, хаотичностью, отсутствием строгого порядкаи, как следствие, господством несправедливости. Действительно, возможны три формы государственного устройства:

· а) монархия - правление одного ;

· б) аристократия- правление немногих;

· в) демократия- правление большинства, или народа.

Положительные формы правления: монархия и аристократия

Отрицательные: демократия, тирания, Олигархия, Темократия(воинская)

Таким образом, логика Платона идет в последовательности умозаключений от государства к индивиду, а не наоборот - от индивида к государству. Это предопределяет тотальное подчинение индивида государству. К такому подчинению

Платон и приходит, фактически лишая граждан государственного права на частную жизнь. Жизнь индивида здесь без остатка подчиняется государственному целому. Индивидуальная свобода признается только в той мере, в какой она необходима государству.

Следовательно, в идеальном государстве учитываются естественные склонности людей, а принуждение призвано, лишь способствовать более полной реализации этих склонностей. Государственная задача сословия ремесленников и земледельцев - кормить и обеспечивать правителей-мудрецов и воинов-полицейских. В исполнении этой задачи Платон видит весь смысл их существования. Их личная жизнь несколько более свободна, чем жизнь воинского сословия и правителей, однако она тоже подчинена строгому регламенту, поскольку за ней бдительно наблюдают стражи-воины: допускается принуждение к труду, насилие над пьяницами и лентяями, принимаются меры к тому, чтобы никто не становился ни слишком бедным, ни слишком богатым. Бедные будут неспособны обеспечивать воинов и правителей средствами к жизни, богатые возомнят о себе слишком много, станут нарушать установленный порядок, угрожать власти мудрецов.

Читайте также: