Петровские ворота петропавловской крепости кратко

Обновлено: 05.07.2024

Петровские ворота — старейшее триумфальное сооружение города, сохранившееся до нашего времени. Ворота являлись главным входом в Петропавловскую крепость со стороны первой петербургской площади – Троицкой, от которой на Заячий остров вёл деревянный мост. Архитектурное решение ворот отвечало их значительной роли в панораме строившегося города (закрывший вид на ворота Иоанновский равелин сооружён в 1730–1732 годах).

По мнению современных исследователей, каменные одноярусные ворота были сооружены одновременно с деревоземляной Петровской куртиной в 1703 году по проекту В. А. Кирштенштейна (в то время это был единственный вход в крепость).

В 1708 году Пётр I распорядился перестроить ворота по образцу крепостных ворот в Нарве. Согласно проекту, выполненному Д. Трезини, ворота представляли собой нарядный двухъярусный портал, нижняя каменная часть которого была прорезана аркой, с нишами по сторонам; а верхняя деревянная часть с аттиком украшена скульптурой и аллегорическими рельефами. В связи с каменным строительством Петровской куртины Д. Трезини в 1716–1717 годах перестроил верхнюю часть ворот в камне, обогатив скульптурно-пластическое оформление.

В 1941 году Петровские пострадали от артобстрела и реставрировались в 1951–1952 годах архитекторами А. А. Кедринским и А. Л. Ротачом. В 1963 году были отреставрированы скульптуры в нишах и барельеф в аттике. Последняя реставрация Петровских ворот – памятника архитектуры федерального значения – прошла в 2005–2007 годах при участии итальянских специалистов.

Литература

Степанов С. Д. Санкт-Петербургская Петропавловская крепость: История проектирования и строительства. СПб., 2000.

Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга: Петроградский район. СПб., 2004. С. 35–39.

Кривдина О. А., Тычинин Б. Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга, 1703–2007. СПб., 2007. С. 495–498.

Петровские ворота - это триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко.


Ворота создавались в 1707-1708 годах по проекту архитектора Доменико Трезини и первоначально были деревянными. Их украшала статуя святого Петра в человеческий рост, поэтому ворота стали называться Петровскими. Через 10 лет тот же архитектор перестроил ворота в камне, они в точности повторяли деревянные. В таком виде они и дошли до наших дней.
Оформлены ворота в виде триумфальной арки. Традиция ставить арки в честь военного триумфа восходит к Древнему Риму.

На первый взгляд Петровские ворота немного тяжеловесны, но они очень нарядны, это одна из особенностей стиля барокко. Для архитектуры этого стиль большую роль играет символичность. Каждая деталь декора имеет свой смысл, поэтому многие архитектурные постройки можно читать как книгу.

Рассмотрим панно "Низвержение Симона Волхва" (или еще одно название, которое можно встретить в литературе - "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром"). В центре рельефа скульптор Кондрат Оснер изобразил крепость на скале. Над ней клубятся облака, а в них летают крылатые демоны. Из облаков прямо на крепость падает головой вниз бородатый человек. Это языческий жрец (волхв) Симон, который, как рассказывает легенда, пророчил и оскорблял апостола Петра и, поддерживаемый демонами, пытался летать. Однако апостол Петр своей молитвой развеял демонов, а Симон с позором и "великим шумом" был низвергнут на землю. Симон падает, а внизу люди наблюдают его позор. Перед крепостью стоит мужчина в одеянии древнеримского полководца. Возможно, скульптор так изобразил самого Петра, а может быть, воина-защитника крепости.

Смысл барельефа был доступен людям XVIII века: они понимали язык аллегорий. Современные специалисты-искусствоведы расходятся в трактовке деталей композиции, но все они единодушны, что триумфальная арка и ее барельефы воспевают победы России. Поскольку деревянные ворота строились еще до Полтавской баталии, то можно считать Петровские ворота памятником военных успехов русской армии, прежде всего на берегах Невы и Финского залива. Результатом этих побед и явилось строительство Петропавловской крепости.

Современники могли так трактовать сюжет: крепость - это камень, которым апостол Петр поразит всех, кто будет покушаться на нее. (Имя Петр в переводе с греческого - "камень". А в священном писании есть слова о том, что апостол Петр - камень, на котором Христос построит церковь свою и врата ада не одолеют ее). Композиция создавалась как похвала неколебимости, неприступности крепости; как символ веры в полную победу России над Швецией.

В 1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В 1951 году архитекторами А. А. Кедринским, А. Л. Ротачом была произведена реставрация.

Это далеко не первая и не единственная триумфальная арка в Петербурге. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий, они могут быть временными или постоянными, имеют один или три пролёта, перекрытые полу цилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. В России триумфальные арки впервые начал устраивать Пётр Великий. Первые ворота устроены были в 1696 в честь победы под Азовом и в 1703 году для чествования Шереметева, Репнина и Брюсса при завоевании Ингерманландии, а также празднования основания новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот: у Заиконоспасского монастыря, у Ильинских ворот и у Мясницких ворот. Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт-Петербурге, 9 сентября 1714 года, по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота украшены были разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, поражённого орлом, с надписью: "Орёл не мух ловит", что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата "Элефант". По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации: против церкви на Троицкой пристани, Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и Аничковы ворота. По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились - Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве - у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку Кваренги. Вследствие спешности работы, ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.

(В тексте использованы материалы книги Ермолаевой Л.К., Лебедевой И.М. Прогулки по Петербургу и материалы из wikipedia)

Снова мы встречаемся с названием Петровские ворота. Что ж, это вполне логично и оправданно. Тем более, что Пётр I именно Трезини поручил и в Петербурге возвести триумфальные ворота. Подобные тем, что тот сделал в Нарве-Ругодеве.

В 1708 году сооружаются первые в Петербурге триумфальные ворота! Они гармонично вписались в ансамбль крепости, которую также строил Трезини.

Эти ворота мы видим и сейчас при входе в крепость. При всей своей монументальности они не выглядят тяжеловесными. Они величавы. Их украшают горельефы со странными, непонятными, на первый взгляд, сюжетами. В Петровскую эпоху эти сюжеты читались столь же легко, как сегодня читаются комиксы. Только вот значимость изображений на горельефах неизмеримо богаче незатейливых рисунков. Верхняя часть ворот выделена аттиком с лучковым фронтоном. Чаще всего встречаются треугольные фронтоны, но здесь мы видим лучковый фронтон, в котором помещён горельеф с изображением бога Саваофа, держащего в руке сферу – символ вселенской власти.

Горельеф – скульптурное изображение на плоскости, выступающее из стены больше чем наполовину.


Проще говоря, русский царь Пётр I низверг шведского короля Карла XII с высоты его ложного величия и основал город с неприступной крепостью, в центре которой возвёл собор, символизирующий твёрдость устоев и надёжность новых рубежей у берегов Балтики.

Лучковый фронтонфронтон дугообразной формы, подобной очертаниям натянутого лука.

В нижней части горельефа посередине изображен первоначальный собор Петра и Павла, стоящий на фундаменте из мощных каменных глыб. Справа и слева от него как раз и сосредоточились люди, взирающие на низвержение Симона Волхва.

Знаковые для города символы украшают Петровские ворота. Каждая скульптурная деталь Петровских ворот имеет совершенно точное аллегорическое значение. Например, о победах русских полков свидетельствуют барельефы, скомпонованные из воинских доспехов, а стоящие в нишах женские фигуры представляют античных богинь: Полиаду, покровительницу города, и Палладу, победоносную воительницу.


Афина Полиада одета в длинное ниспадающее платье. Она держит в правой руке змею, символ мудрости, а в левой – зеркало. Примечательно, что зеркало повёрнуто таким образом, что в него Афина Полиада может увидеть подплывающие по Неве вражеские корабли. То есть она не просто любуется своим отражением, а ещё и наблюдает, не подбирается ли к Петербургу неприятель. Следует сказать, что в греческой мифологии Афина Полиада считалась покровительницей мирных городов.


Ну, а Афина Паллада считалась у греков богиней справедливой войны. На Петровских воротах она изображена в полном военном облачении. Голову Афины Паллады украшает шлем, на котором примостилась небольшая ящерка – саламандра. Это не просто ящерка. Про неё существует легенда, будто она ни в огне не горит, ни в воде не тонет. В данном случае саламандра служит символом того, что Петербург – город не победимый ни врагами, ни огнём и никакими стихийными бедствиями.

Барельеф – скульптурное изображение на плоскости, выступающее из стены меньше чем наполовину.

Ведь так и есть. Город, особенно в первые свои десятилетия, неоднократно горел, его разрушали наводнения, но он снова восстанавливался и становился всё крепче и красивей. В город ни разу не входили враги. Беспримерный подвиг города в годы Великой Отечественной войны, когда ленинградцы не только выдержали девятисотдневную блокаду, но ещё и имели силы сражаться, выпуская на оставшихся в городе предприятиях продукцию, необходимую фронту не имеет аналогов в мировой истории.

На груди богини изображена морда льва – смелого и могучего животного, символа Шведского королевства, с которым Россия вела Северную войну. В левой руке богини – щит-эгида с изображением головы Медузы Горгоны.

В соответствии с греческой мифологией, щит богини Афины был обтянут кожей убитого ею в битве гиганта Палланта, от него и появилось женское имя Паллада.

Есть, правда, и другой миф. Согласно ему, Афина подарила зеркальный щит герою Персею для битвы с Медузой Горгоной. Волосы Медузы Горгоны были змеями, а взгляд её заставлял всякого посмотревшего ей в глаза превращаться в камень. Поэтому знак окаменевшего на века лика самой Горгоны на щите Афины следует в данном случае считать символом победы России над её врагом – Швецией.

И хотя до победы в Северной войне оставалось ещё несколько лет (война закончилась подписанием Ништадтского мира в 1721 году), уверенность в своей правоте и неколебимости России позволила Петру символически прославлять мощь своего государства за год до Полтавского сражения, уже в 1708 году, когда Трезини возвёл первые деревянные Петровские ворота. Через шесть лет, в 1714-м, когда государство торжествовало по поводу побед при Гангуте и Гренгаме, Трезини перестроил ворота в камне, придав им облик, которым мы любуемся и сейчас.

Доменико Трезини исполнил не только архитектурный проект Петровских ворот. Он же сделал рисунки их скульптурного убранства.

Нелишним будет вспомнить и о тех, кто создавал этот шедевр. Огромный деревянный барельеф высотой 3,35 метра и шириной 4,9 метра, в 1708 году сделал известный в ту пору мастер резного дела Конрад Оснер.


Деревянные барельефы Петровских ворот, эскизы которых делал Трезини, украшают волюты с изображением воинских доспехов. В 1730-м году их изготовил резчик Пётр Фёдоров, работавший помощником скульптора-декоратора Никола Пино, француза по происхождению.

Петровские ворота – не единственные в молодой российской столице. Напомним, что этот статус город обрёл в 1712 году, когда на берега Невы переехали английское и голландское посольства. Победы над шведами в морских и сухопутных сражениях отмечались возведением деревянных триумфальных арок, как это произошло, например, в 1714 году.

Гангутская победа ознаменовалась постройкой даже не одной, а двух триумфальных арок. Арку на Троицкой площади, выполненную в стиле барокко, её автор Доминико Трезини украсил живописью, скульптурой, барельефами и орнаментами. 9 сентября под этой аркой прошли победоносным маршем русские войска. В этот же день мимо триумфальной арки – Морских ворот, поставленных над небольшим каналом, подходившем практически к крыльцу дворца Меншикова на Васильевском острове, прошли русские и взятые в плен шведские суда.

Барокко – архитектурный стиль, отличительными чертами которого являются торжественность, пышность, парадность.


Морские триумфальные ворота перед дворцом Меншикова. А.Ф. Зубов. Васильевский остров. 1714 год. Фрагмент

А Петровские ворота – немые свидетели основания и строительства города – всегда считались совершенно особым, можно сказать, культовым памятником. Ворота регулярно иллюминировались в честь различных побед.

В 1709-м – в честь Полтавской победы, в 1714-м – в честь победы при Гангуте и Гренгаме. Конечно же, в 1721-м, после заключения Ништадтского мира.

Впоследствии Петровские ворота стали свидетелями совершенно других побед. А именно – побед полицейского государства над свободомыслием и вольнодумством. Петропавловская крепость превратилась в тюрьму для политических заключённых. Их провозили в тёмные и сырые камеры казематов через Петровские ворота.


Вторые Адмиралтейские триумфальные ворота

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Петровские ворота были взяты под охрану государства как ценнейший памятник архитектуры начала XVIII столетия. А потом через них в Петропавловскую крепость, где расположился музей истории города, стали проходить посетители музея, горожане и туристы, приезжающие со всех концов света, чтобы полюбоваться неповторимым архитектурным ансамблем Северной Столицы.

Во время ленинградской блокады осколки фашистских снарядов серьёзно повредили фасад Петровских ворот. К счастью, не пострадали барельефы и статуи.

В 1951 году ленинградские реставраторы воссоздали утраченные детали. Проект реставрации подготовили выдающиеся мастера своего дела Александр Лукич Ротач и Александр Александрович Кедринский.

Петропавловская крепость - один из интереснейших и старейших памятников архитектуры в Санкт-Петербурге.

Расположена Петропавловская крепость в центре Петербурга на Заячьем острове.

Крепость была задумана Петром I и датой её закладки является 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года, которую также принято считать днём основания Санкт-Петербурга. За всю историю крепость не использовалась ни в одном сражении. С первой четверти 18 века и до начала 1920-х годов крепость служила преимущественно тюрьмой, а с 1924 года является государственным музеем и на её территории ныне расположены музеи и памятники архитектуры, в отдельную категорию которых можно выделить ворота Петропавловской крепости.

Всего в Петропавловской крепости расположено 6 ворот, 5 из которых ведут непосредственно в крепость, а шестые - Иоанновские ворота, находятся во вспомогательном сооружении крепости - Иоанновском равелине, и через которые большинство гостей и начинают свой маршрут по крепости.


Иоанновские ворота

Иоанновские ворота расположены в одноименном Иоанновском равелине и ведут в равелин с Иоанновского моста.

Автором проекта ворот был военный инженер Христофор Антонович Миних, непосредственно строительными работами руководил Христиан де Марин.

За время истории ворота реставрировали.

Восточный фасад ворот имеет парадный вид с сохранившимися чертами, присущими античности и древнерусскому зодчеству, характерными для возведения арок и триумфальных ворот.


Западный фасад (внутренний) Иоанновских ворот, по сравнению с восточным, выглядит весьма просто и непримечательно. Подробнее о Иоанновских воротах…


Петровские ворота

Петровские ворота являются триумфальными и самыми красивыми воротами Петропавловской крепости.

Ворота находятся в одноименной Петровской куртине (часть крепостной стены) и ведут непосредственно в крепость за Иоанновским равелином.

Петровские ворота были сооружены в 1703 году в честь освобождения русских земель от шведов в Северной войне. Данные ворота долгое время служили единственным входом в крепость.

Автором проекта ворот был архитектор и инженер-фортификатор Доменико Трезини. Первоначально ворота были возведены в стиле барокко, имели каменное основание и деревянную верхнюю часть.

В 1916-1917 годах верхний деревянный ярус ворот был перестроен в камне.

За время истории ворота подвергались реставрациям. Подробнее о Петровских воротах…


Невские ворота

Невские ворота расположены с южной стороны крепости в Невской куртине.

Изначально Невские ворота были деревянными и построены в 1714-1716 годах.

В 20-х годах 18 века Невские ворота были заменены каменными. Автором проекта был архитектор и инженер-фортификатор Доменико Трезини.

За время истории Невские ворота перестраивали и реконструировали несколько раз.

Невские ворота ведут из Петропавловской крепости прямиком к водам Невы - гранитной трехарочной пристани со ступенями, к которой причаливают туристические катера.



Васильевские ворота

Васильевские ворота расположены с западной стороны Петропавловской крепости в Васильевской куртине и ведут из крепости к Алексеевскому равелине.

Ворота были сооружены в камне в 1710 году на месте проезда в Васильевской куртине.

В 1792-1794 годах по проекту военного инженера Ф.О. Де Ранкура наружный фасад ворот был оформлен сдвоенными пилястрами и треугольным фронтоном. В 1874 году был увеличен воротный проезд, а портик разобран и восстановлен в 1953 году по проекту архитектора А.А. Кедринского. Подробнее о Васильевских воротах и куртине…


Никольские ворота

Никольские ворота расположены в северо-западной стороне Петропавловской крепости в Никольской куртине.

Никольские ворота были сооружены в 1729 году в ходе работ по перестройке деревоземляной Никольской куртины в каменную.

В 1792-1793 годах по проекту военного инженера Ф.О. де Ранкура фасады ворот были оформлены четырехколонными портиками.

В 1874 году по проекту военного инженера А.А. Карбоньера был расширен воротный проезд, а фасады были перестроены в формах неоренессанса. Подробнее о Никольских воротах и куртине…



Кронверкские ворота

Кронверкские ворота расположены в северо-восточной стороне Петропавловской крепости в Кронверкской куртине.

Ворота были сооружены в камне в 1709 году.

В 1829 году арка наружного фасада ворот была оформлена в виде портала, обрамленного известняковыми плитами с замковым камнем. Воротный проезд был увеличен в 1872 году.

Вблизи ворот в 30-е годы 19 века был построен деревянный мост, соединивший через протоку крепость с насыпью Кронверка.

Данные ворота являются самыми неприметными из всех ворот Петропавловской крепости - они предельно просты и, как правило, закрыты для прохода.


Практическая информация

Посетить Петропавловскую крепость можно также с одной из экскурсий

booking

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и вблизи Петропавловской крепости, можно посмотреть и забронировать здесь

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →

Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в "чужих" странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →

Читайте также: