Петрикирхе в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сумрак и расписные стены, низкие сводчатые потолки 18 века и кафельная плитка советской эпохи. Место, где встречаются любители культуры и искусства — катакомбы Петрикирхе.

Здание лютеранской церкви Святых Петра и Павла, или как её называют Петрикирхе, замечают все, кто гуляет по Невскому проспекту, даже несмотря на то, что оно как бы задвинуто в ряду других домов, выстроенных ровной линией.

Казалось бы: ну церковь, должны быть службы, пастор, орган. Однако, внешнее содержание отвечает внутреннему лишь отчасти.

Вот алтарь, вот церковный зал с колоннами и маленький орган. Если бы архитектор Александр Брюллов увидел, как изменился интерьер церкви, которую он возводил почти 200 лет назад — вряд ли узнал. До революции здесь всё было по-другому.

Церковный зал сократился, в алтарной части мы уже увидим уменьшенную копию алтарной картины Карла Брюллова, подлинник которого сейчас находится в Русском музее. Также отсутствует внутреннее убранство, балконы. Отсутствует исторический орган.

Наследие советской эпохи — трибуны. В 60-х годах прошлого века, когда пустовавшее более двух десятков лет здание передали Балтийскому морскому пароходству, прямо в центре зала соорудили бассейн для школьников. Он и сейчас под этим полом.

А это спуск в чашу бассейна, в котором в советское время плавали юные ленинградцы. Сейчас его не наполняют водой. Кафельная плитка местами отошла.

Но бассейн не собираются убирать в силу разных причин. Вопрос не только финансовый. С одной стороны, демонтаж может изменить нагрузку на грунт и здание может не выдержать, с другой, бассейн — часть истории Петрикирхе. Теперь огромный резервуар замурован в подвале.

Вот мы и в катакомбах. По определению это подземелье с узкими проходами и небольшими помещениями. На входе колонны, продолжение которых в церковном зале. Эта кладка - первоначальный уровень пола. Теперь он выше на 4 метра.

Подвал служил для обычных бытовых нужд в виде хранения угля, другой утвари. Но по стилю он отличается от того, что создавал Брюллов. Здесь нужно понимать, что на этом месте сейчас второе здание. Изначально в 1730-х годах здесь стояло совершенно другое здание, других размеров.

Вот так выглядела первая лютеранская церковь, которая простояла ровно сто лет. Стиль — петровское барокко. Во времена своего недолгого правления император Пётр Второй выделил земли немецкой общине. Говорят, её своды могут выдержать небоскрёб. С недавнего времени весь подвал в рисунках.

- На этих сводах отображена биография русских немцев, которые оказались в репрессиях в 30-х, 40-х годах ….

- Вот я вижу лесоповал, вагончики-теплушки.

- Адам Шмидт русский немец он отобразил свою биографию, когда уже пройдя этот путь ссылок вернувшись сюда самостоятельно лично расписал.

Первым расписал стены американский художник-самоучка Мэтт Лэмб в 2007 году. Так появилось арт-пространство, которое полюбили деятели искусства. Они устраивают выставки, лекции, спектакли, перфомансы.

Оно имеет большой ресурс. В этом пространстве много что предлагается за счёт того, какое оно само по себе, по своей структуре. И вот конечно то, что здесь происходит жизнь, что оно не просто такое мёртвое какое-то, вот заходите и делайте здесь что-то, здесь можно подпитываться, брать то, что тут звучит что тут происходит параллельно.

Катакомбы Петрикирхе — удивительный синтез различных культур и эпох. Здесь, как по спилу дерева можно прочитать историю Петербурга и всей страны.

В нескольких шагах от Невского проспекта можно увидеть Лютеранскую церковь святых Петра и Павла – старинное сооружение с двумя башенками и фигурами святых перед входом. В настоящее время это действующий храм, история которого началась во времена строительства Петербурга.


История

Земля для возведения храма была дарована лютеранам указом Петра II в 1727 году. Через год на этом месте заложили первый камень.

Всего два года понадобилось для завершения строительства. Храм был освящен в 1730 году в честь святых Петра и Павла.

Сооружение было выстроено из кирпича, венчала его деревянная башенка. Храм мог вместить одновременно до 1500 человек. Через несколько лет рядом с церковью выстроили два дома, в которых размещались школа и жилье для служителей храма.

Здание церкви постепенно разрушалось, и в 1832 году приняли решение о сносе старого и постройке нового культового сооружения. В проведенном конкурсе проектов победителем стал Александр Брюллов. Новую церковь достроили в 1838 году.

Главным украшением храма стало полотно Карла Брюллова с изображением распятия. В шестидесятые годы XIX века в башне появились колокола. Капитальный ремонт здания был проведен в конце столетия. Автором работ по изменению внутреннего убранства и приведению его к единому стилю стал М. Месмахер. Оформление интерьера было выполнено с яркой полихромной росписью. В это же время перед входом установили мраморные фигуры двух апостолов.

Двадцатый век стал разрушительным для многих культовых сооружений. Храм закрыли, имущество экспроприировали, служителей церкви расстреляли. Долгое время здание использовали не по назначению. В 1958 году советская власть решила устроить в здании лютеранской церкви бассейн.

С началом перестройки появилась возможность вести переговоры о возвращении храма верующим. Здание вернули лютеранской общине в 1993 году, тогда же церковь стала Кафедральным Собором.

Архитектура

Внутреннее убранство

Протестантские церкви отличаются простотой убранства и некоторым аскетизмом. Церковь Святых Петра и Павла не является исключением. Величие храма подчеркивают выкрашенные в белый цвет стены.

Восстановить внутреннее убранство реставраторы не смогли, слишком большим изменениям подверглись внутренние помещения

Боковая винтовая лестница поднимающая посетителей на второй этаж

Петрикирхе — лютеранская церковь Святых Петра и Павла

Внешнее убранство

Внешне сооружение напоминает лютеранские храмы, возводимые в Западной Европе в середине прошлого тысячелетия. На главном фасаде расположена арка и две трехъярусные башни. В центре на карнизе – фигура херувима с крестом. С обеих сторон от главного входа установлены фигуры святых Петра и Павла. Внешнее убранство строго и немногосложно.

Фигура святого Петра возле Лютеранской церкви
Фигура святого Павла возле Лютеранской церкви

Расписание богослужений в 2019 году

Воскресенье

  • 11.30 – богослужение со Св. Причастием в соборе на русском языке
  • 14.00 – богослужение в капелле на французском языке

Четверг

  • 19.00 – богослужение со Св. Причастием в капелле на русском языке

Петрикирхе — лютеранская церковь Святых Петра и Павла

Режим работы в 2019 году

  • Церковь Святых Петра и Павла работает ежедневно без выходных
  • Время работы с 10:00 до 21:00

Где находится

Петрикирхе — лютеранская церковь Святых Петра и Павла

Адрес

Невский проспект, дом 22

Метро

Как добраться

5-10 мин пешком от станций метро

Интересные факты

Церковь Святых Петра и Павла приглашает сегодня всех желающих на экскурсии по катакомбам, стены которых покрыты росписью Адама Шмидта. Можно увидеть также чашу бассейна, напоминающую о трагической истории русских немцев в советское время.

Церковь Святых Петра и Павла (более известна как Петрикирхе) — лютеранская кирха, располагающаяся в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 22-24).




В 1747-1748 и 1750-1752 годах по проекту И. Г. Кемпфа перед церковью построены новые каменные здания. Между ними располагались ворота. В 1760 году при реконструкции храма над башней был сооружён шпиль.



В 1799 году архитектором Д. Феррари здание школы было надстроено третьим этажом. В 1820-1830х годах здание церкви было окружено четырьмя служебными флигелями. Это были доходные дома, кроме того здесь располагались квартиры служителей.


К 1830-м годам здание немецкой церкви обветшало, было принято решение о постройке здесь нового храма. В объявленном архитектурном конкурсе участвовали А. П. Брюллов, П. Жако, Е. Ф. Паскаль, Г. Р. Цолликофер и А. Ф. Крих.
Лучшей из пяти представленных работ был признан проект Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова. Старое здание снесли летом 1833 г., а 21 августа было заложено новое.

Тему иноверческого лютеранского храма Брюллов решил раскрыть при помощи форм , заимствованных из средневекового зодчества Западной Европы, где лютеранство широко распространилось еще с XVI века.


Главный фасад церкви, обращенный к Невскому проспекту, оформлен двумя призматическими башнями, между которыми разместился портал главного входа. Портал выполнен как перспективный, т. е. составленный из арок постепенно уменьшающихся в размерах. Подобная схема активно использовалась при строительстве храмов во Франции и других странах Зап.Европы в X – XI веках ( романский стиль). Однако новое здание должно было занять место на Невском проспекте, среди построек XVIII – н.XIX века, необходимо было придать фасадам строгость, характерную для архитектуры классицизма.






Церковь стала первым в России зданием общественного назначения, в котором были применены внутренние чугунные несущие колонны, образующие подобие ярусного каркаса.

Савинов Александр Иванович Александр Иванович Савинов (1881—1942) — русский советский живописец и.

Художник и математик Malcolm Ludvigsen. "Я считаю, что нет несо.

Художник-иллюстратор Дарья Герасимова. Дарь.

Выставка "Русский модерн: на пути к синтезу искусств" До сентября 2022 года в залах Врубеля в .

Фантастическая красота эмалей Марианны Хантер (Marianne Hanter) «В 1967 году, когда .

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петрикирхе)




Лютеранская церковь Святого Петра ( 1833- 1838), А.Брюллов
Церковь Святых Петра и Павла (более известна как Петрикирхе) — лютеранская кирха, располагающаяся в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 22-24).


История здания
Начало существования


В 1747-1748 и 1750-1752 годах по проекту И. Г. Кемпфа перед церковью построены новые каменные здания. Между ними располагались ворота. В 1760 году при реконструкции храма над башней был сооружён шпиль.


В глубине двора В 1760-1762 годах по проекту М. Л. Гофмана было построено здание для "Петришуле" - старейшей школы Санкт-Петербург,впоследствии пережившее множество перестроек, но сохранившееся до наших дней.
Она ведёт свою историю с 1710 года. Среди её учеников были М. П. Мусоргский, П. Ф. Лесгафт, Ф. Ф. Шуберт, М. А. Фонвизин, К. А. Раухфус, архитекторы К. Росси, К. А. Тон, Н. Л. Бенуа, А. Х. Пель, Д. И. Гримм, В. А. Шретер, А. И. Кракау, В. Ф. Геккер, Р. А. Гедикер, М. Е. Месмахер.

Первоначально здание было двухэтажным. В 1764 году Екатериной II был подписан указ о своём покровительстве Петришуле и освобождении её от налогов. В 1783 году новым указом школа переименовывалась в "Главное нормальное училище для русских подданных, употребляющих немецкий язык". Однако это имя не прижилось, название "Петришуле" осталось в обиходе.
Обучались здесь в три ступени. Два младших класса учили чтение, счёт и рисование. Средний три класса изучали грамматику, арифметику, общую и священную историю и географию. Старшие четыре класса - кроме прочих предметов геометрию, физику, механику и архитектуру.


В 1799 году архитектором Д. Феррари здание школы было надстроено третьим этажом. В 1820-1830х годах здание церкви было окружено четырьмя служебными флигелями. Это были доходные дома, кроме того здесь располагались квартиры служителей.


К 1830-м годам здание немецкой церкви обветшало, было принято решение о постройке здесь нового храма. В объявленном архитектурном конкурсе участвовали А. П. Брюллов, П. Жако, Е. Ф. Паскаль, Г. Р. Цолликофер и А. Ф. Крих.
Лучшей из пяти представленных работ был признан проект Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова. Старое здание снесли летом 1833 г., а 21 августа было заложено новое.

Тему иноверческого лютеранского храма Брюллов решил раскрыть при помощи форм , заимствованных из средневекового зодчества Западной Европы, где лютеранство широко распространилось еще с XVI века.


Главный фасад церкви, обращенный к Невскому проспекту, оформлен двумя призматическими башнями, между которыми разместился портал главного входа. Портал выполнен как перспективный, т. е. составленный из арок постепенно уменьшающихся в размерах. Подобная схема активно использовалась при строительстве храмов во Франции и других странах Зап.Европы в X – XI веках ( романский стиль). Однако новое здание должно было занять место на Невском проспекте, среди построек XVIII – н.XIX века, необходимо было придать фасадам строгость, характерную для архитектуры классицизма.






Церковь стала первым в России зданием общественного назначения, в котором были применены внутренние чугунные несущие колонны, образующие подобие ярусного каркаса.

В день Реформации, 31 октября 1838 г., новую церковь освятили.

Этот книжный магазин стал в последствии популярным петербургским литературным клубом. Именно Смирдин впервые в России ввёл авторские гонорары на литературные произведения. Этот книгоиздатель первым выпустил собрание сочинений А. С. Пушкина, здесь появилось на свет первое издание "Бориса Годунова", "Евгения Онегина".

Новое церковное здание возведено в 1833-1838 годах. Мраморные статуи апостолов Петра и Павла изготовлены А. Трискони — копии скульптур работы знаменитого датского ваятеля А.Торвальдсена,барельефы евангелистов над аркадой - скульптором Т. Н. Жаком. На башнях были установлены часы с квадратными циферблатами.

В 1841 году в доме №24 было открыто первое в России кафе "Доминик". Название оно получило по имени владельца Доминика Риц-а-Порта. До этого разрешалось устраивать только пять типов заведений: гостиницы, рестораны, трактиры, кофейни и харчевни.



в кафе ''Доминик''

Посетителями кафе "Доминик" были Ф. М. Достоевский, Д. И. Менделеев, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Е. Репин. Здесь начиналась шахматная карьера М. И. Чигорина.
Кафе просуществовало здесь до 1917 года. В 1845 году книжная лавка Смирдина переехала в дом №30 по Невскому проспекту.

В 1851 году в портале церкви были установлены резные двери. В 1883 году под руководством Р. Б. Бернгарда проходила реконструкция здания церкви.

До 1854 года в одном из церковных домов жил архитектор А. И. Штакеншнейдер.

В 1876-1877 годах здание Петришуле перестраивалось по проекту А. Х. Пеля и Ю. Ф. Бруни. Эту работу Пель выполнял безвозмездно, в дар своей родной школе. Здание стало четырёхэтажным, перпендикулярно основному корпусу был возведён средний флигель. В 1877 году в располагавшихся в доме №22 меблированных комнатах мадам Булье останавливался И. С. Тургенев. Проживая здесь он участвовал в широком обсуждении общественностью его нового романа "Новь".

В 1880- е годы проводились мероприятия по укреплению здания. Реконструкция проводилась архитектором Р.Б.Бернгардом.



Lutheran Church of Saint Piter in 1900s


Еще одна реконструкция интерьера проводилась архитектором М.Е.Месмахером в 1895-1896 годах. При этом уникальные конструкции, созданные А.Брюлловым, сохранялись.Одновременно с этим здесь было установлено электрическое освещение, сделаны два боковых входа. Эта работа стала последней в петербургской карьере архитектора Месмахера.



Невский пр., 22, 24. до 1917 года

В 1910-1911 годах проходила реконструкция церковных домов. По проекту В. Э. Коллинса они были надстроены четвёртым и пятым этажами.

В 1913-1915 годах здание Петришуле перестраивалось последний раз по проекту В. Э. Коллинса. Оно стало пятиэтажным, правое крыло было присоединено к дому №5 по Малой Конюшенной улице.

После 1917 года Петришуле была преобразована в трудовую школу №41. Её посещал А. В. Луначарский, а в 1920-м году - Герберт Уэллс. Среди преподавателей школы числился В. Н. Сорокин-Росинский - герой повести "Республика ШКИД" Викниксор.



В 1993 году здание было возвращено Русской лютеранской церкви, но воссоздать прежний брюлловский интерьер оказалось невозможным.
Лютеранская церковь Св.Апостолов Петра и Павла по традиции , как каждый лютеранский храм была и центром культуры. Позади храма – здание немецкого училища Святого Петра – Петершуле, основанного в 1710 году. Нынешнее здание, построенное в 1760 – 1762 годах архитектором М.- Л.Гофманом , позднее перестраивалось.


Сейчас оно принадлежит городской школе, старейшей в Петербурге. Среди воспитанников этого учебного заведения архитектор К.И.Росси, композитор М.П.Мусоргский, скульптор Р.Р.Бах и многие другие.



Школа "Петришуле"

В лютеранской Петропавловской церкви обучался игре на органе молодой П.И.Чайковский.
Жилые дома , которые фланкируют церковь с обеих сторон по линии Невского проспекта, были построены по проекту архитектора Г. – Р. Цолликофера в 1830 – 1831 годы.


Община Св. Петра была самой богатой лютеранской общиной Петербурга. Её членами были Бурхард Кристоф фон Миних и другие влиятельные лица.

В 1760—1762 гг. было построено новое здание церковной школы. Царствование Екатерины II, благоволившей к своим соотечественникам-немцам, очень хорошо сказалось на жизни общины. Императрица вносила пожертвования в церковную казну и взяла школу под своё покровительство.


В 1820 г. при церкви был открыт воспитательный дом для мальчиков-сирот из числа прихожан. После постройки нового церковного здания в нём разместилась Генеральная Консистория Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В 1841 г. при церкви был создан воспитательный дом для девочек-сирот, в 1843 г. — Общество попечительства над бедными. В особые дни в церкви Св. Петра проводились совместные богослужения для всех лютеранских общин Петербурга.



В 1991 г., после ослабления Балтийского Морского Пароходства, осуществлявшего финансовую поддержку бассейна, стали возможны переговоры о передаче здания церкви верующим.
31 октября 1992 г. состоялось первое богослужение. Здание было официально возвращено верующим в июне 1993 г. На первом этаже церкви Св. Петра разместилась канцелярия епископа. 16 сентября 1997 года при большом стечении гостей было отмечено переосвящение епископской церкви Святых Петра и Павла.


В 1993 г. третий этаж административной (задней) части здания был оборудован для создания германо-российского центра встреч, задачей которого является возрождение и развитие культурного наследия российских немцев и ведение диалога между немцами и представителями других национальностей.


С 1992 года церковь снова принадлежит немецкой протестантской общине Санкт-Петербурга и имеет статус кафедрального собора. В 1993-1997 годах храм отреставрирован и освящён.
В 1997 году в доме №22 открылась кондитерская "Лавка Смирдина" (кондитерская "Север").



В 1999 году во дворе открыт бюст И. В. Гёте (скульптор Л. К. Лазарев). Это событие было посвящено 250-летию поэта.

Читайте также: