Первые преобразования на пути автономии татарстан кратко

Обновлено: 02.07.2024

Искандер Гилязов, профессор кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ и директор Института татарской энциклопедии, откликнулся своей статьей на работы коллеги Льва Жаржевского об истории изменения административного деления Татарстана после 1552 года до создания татарской автономии в 1920 году. Сегодня он завершает свой цикл рассказом о появлении татарской автономии.

После 1917 г. административная карта не только региона Среднего Поволжья, но и всей России изменилась кардинальным образом. И впервые в истории был декларирован учет национального фактора при составлении новой административной карты страны. Большевики предоставили независимость Финляндии и Польше и заявили о справедливом решении национального вопроса и для других народов России. Среди участников татарского национального движения после 1917 г. были сторонники разных вариантов реализации идеи государственности. Вначале основные споры велись вокруг проектов культурно-национальной автономии (без выделения конкретной территории для татарского государства) и территориальной автономии (с выделением исторически обоснованной территории). Когда же сторонников второго проекта оказалось больше, в разное время были предложены разные варианты его реализации.


22 ноября 1917 г. в Уфе начались заседания Национального парламента (Миллят меджлиси), депутаты которого избирались в течение ноября. Депутаты представляли разные политические силы. Основной вопрос обсуждения касался национального самоопределения. После бурных и длительных обсуждений парламент предложил идею национально-территориальной автономии в форме Урало-Волжского штата в составе Российской республики. Это предполагало преобразование России из унитарного государства в федеративное.


2. Проект Татаро-Башкирской Республики.

В мае-июне 1918 г. проект Татаро-Башкирской Республики обсуждался активно общественными и политическими кругами. И вроде бы проект встретил поддержку среди населения. Но и ему не было суждено осуществиться. Во-первых, летом 1918 г. именно Среднее Поволжье стало ареной многих важных событий гражданской войны, прежде всего, чехословацкого мятежа. Во-вторых, часть авторитетных башкирских политиков активно выступила против объединения башкир в одной республике с татарами, избрала свой башкирский совет — шуру и провозгласила свою национальную автономию. Таким образом и проект Татаро-Башкирской Республики остался только проектом.


3. Создание татарской автономии.

В период всей гражданской войны в Среднем Поволжье происходили военные столкновения, и заниматься вплотную вопросами национально-государственного строительства в этих условиях было невозможно. Когда из региона были вытеснены войска А.В. Колчака, местные политики и центральные власти вновь вернулись к этому вопросу. Башкиры быстрее воспользовались ситуацией — в марте 1919 они провозгласили Автономную Башкирскую Советскую Республику. Идея Татаро-Башкирской Республики оказалась уже неактуальной. 26 января 1920 года в Москве, в Политбюро ЦК РКП (б) было принято принципиальное решение о создании Татарской Советской Социалистической Республики. Тогда же была создана административная комиссия для определения границ будущей республики во главе с С. Саид-Галиевым. В конце февраля 1920 г. было опубликовано положение о Татарской ССР, где речь шла и о ее будущей территории. Предполагалось объединить районы с преобладающим татарским населением пяти губерний: Казанской, Уфимской, Самарской, Симбирской и Вятской. В положении перечислялись не только уезды и волости, которые должны были войти в ТССР, но и малые города и села.

Так на политической карте возникла Татарская Автономная Республика, которая и сегодня существует практически в границах 1920 г., но уже носит название Республика Татарстан.

Как мы видим, административное устройство Среднего Поволжья прошло на протяжении нескольких веков довольно сложный путь развития. Официальная власть всегда стремилась осуществлять неослабный контроль над этой территорией. При осуществлении реформ управления было заметно стремление ее к унификации управления регионами, и все-таки этническое своеобразие региона не могло не накладывать своего отпечатка на устремления власти, что уже особенно явственно сыграло свою роль в советское время. Так что в реализации реформ управления мы всегда отмечаем в Среднем Поволжье общее и особенное

Справка

Благодарим за содействие кафедру истории Татарстана, археологии и этнологии КФУ

Ни о какой отдельной для них федерации не было и речи. Все государственные образования в Татарстане, Башкирии и других, провозглашенные без участия большевиков, не были признаны. Только в 1920 году большевики сами учредили Татарскую АССР. Лидер татарских коммунистов Султан-Галиев, выступавший за образование в составе СССР Тюркской федеративной республики, был репрессирован уже в 1923 году.

Татары были одним из самых многочисленных народов СССР, занимая сначала пятое по численности место (после русских, украинцев, белорусов и узбеков), а в конце советского периода – шестое (пропустив вперед казахов).

Среди народов РСФСР татары всегда были вторым по численности после русских, а среди российских автономных республик Татарстан уступал по численности населения только Башкирии. По численности же титульной нации Татарстан был первым среди российских автономий (1 млн 765 тыс. в 1989 году).

Татары составляли 48,5% населения республики. Но даже с таким показателем они превосходили по доле титульной нации такие союзные республики, как Казахстан (39,7%) или Киргизия до начала 1980-х (47,9% в 1979 году).

Доля в экономике

В 1966 году республика дала почти треть – 32,5% — всей добываемой в СССР нефти. Таким образом, у партийно-советской элиты Татарстана сложились экономические и психологические предпосылки для возникновения требований о предоставлении республике статуса союзной.

При принятии новых конституций СССР в руководство Татарской АССР просило ЦК КПСС о преобразовании в Татарскую ССР. Главным мотивом отказов в этих просьбах всегда считалось географическое положение Татарстана, не имевшего внешних границ с иностранными государствами или выхода к морю, ни даже границы с другой союзной республикой.

Но это, без сомнения, воспринималось в Татарстане как формальная отговорка. Возникало ощущение ущемления национальных прав татар на фоне других народов СССР.

Борьба за статус

Поэтому с началом Перестройки в Татарской АССР возникли и приобрели популярность организации, добивающиеся повышения государственного статуса республики (вплоть до создания независимого государства).

Также она заявляла о намерении Татарстана наравне со всеми союзными республиками участвовать в разработке и подписании нового Союзного договора. Правда, депутаты Татарстана продолжали заседать на российском Съезде народных депутатов и в Верховном Совете РСФСР, а общесоюзные органы власти пока не спешили признавать Татарскую ССР равной остальным пятнадцати союзным республикам.

Остаться в СССР

Руководство Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым повело четкий курс на повышение статуса республики и прямые договоренности с руководством СССР, минуя руководство России. Лидеры Татарстана не собирались выходить из состава федеративного государства, но этой федерацией мыслился именно СССР. В новом Союзном государстве Татарстан собирался занять место такого же равноправного субъекта, как и Россия. Образованный в октябре 1988 года по примеру прибалтийских Народных Фронтов, Татарский Общественный Центр (ТОЦ) стал главным идеологом движения за преобразование статуса республики.

Значительное место в его деятельности занимала пропаганда идеи закрепления татарского языка в качестве первого государственного языка республики. Многие партийные руководители республики (в частности, заведующий отделом идеологии Татарского обкома КПСС Хакимов) являлись одновременно лидерами ТОЦ.

Главной чертой ТОЦ и всех близких ему по духу организаций и групп, созданных во время Перестройки, был светский национализм. Татарстан представлялся ими как светское демократическое государство европейского типа. Религиозного, исламистского подтекста в подобных движениях в тот период не было.

Суверенное государство в СНГ

После Беловежских соглашений 26 декабря 1991 года Республика Татарстан провозгласила себя одним из суверенных государств — учредителей СНГ. Все 1992 и 1993 годы отношения между Москвой и Казанью находились в патовой ситуации.

Татарстан де-юре считал себя вышедшим из состава Российской Федерации. Последняя же не признавала этого положения. Татарстан всеми силами демонстрировал свою независимость. В частности, он по-своему проводил экономические реформы, не копируя слепо либеральный эксперимент Гайдара. Были даже попытки ввести свою валюту.

Татарстан отказался подписать Федеративный договор 1992 года. Конституция республики, принятая 30 ноября 1992 года, провозглашала Татарстан суверенным государством, субъектом международного права.

Укрепление власти Ельцина в результате разгона Съезда народных депутатов побудило руководство Татарстана подписать в феврале 1994 года договор о разграничении полномочий между органами власти России и Татарстана. Договор предусматривал особые условия вхождения республики в Российскую Федерацию.

В 2006 году был подписан новый договор между Россией и Татарстаном такого же плана. Срок его действия истек в 2017 году, после чего российское руководство не пожелало его продлять, потому что Татарстан входит в Российскую Федерацию на основаниях конституции России.

По мнению же части татарских общественных деятелей, наоборот, де-юре членство Татарстана в Российской Федерации якобы прекратилось, поскольку Татарстан не участвовал в принятии российской конституции 12 декабря 1993 года.

100-летие ТАССР — знаковая дата на пути становления государственности татарского народа. После 27 мая 1920 года, даты образования ТАССР, татары впервые после XVI века получили определенную самостоятельность в качестве автономной республики в составе РСФСР. В свою очередь, автономия стала отправной точкой поступательного развития региона, который с древнейших времен являлся одним из цивилизационных центров континента. Это поступательное движение государственности привело к принятию Декларации о государственном суверенитете республики 30 августа 1990 года.


Фото: Максим Туманов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Максим Туманов, Коммерсантъ / купить фото

Столетиями татар пытались ассимилировать, запрещали пользоваться родным языком, изучать собственную историю, учреждать свою систему образования. Их пытались расселить, выслать, в местах их расселения административные границы проводили так, чтобы они нигде не могли составить большинство. У татар не было одной единственной столицы, не было абсолютного духовного авторитета, централизованной системы образования. Вопреки всему, татары возрождались, заново создавали привычное сообщество, налаживали хозяйство. Татарский мир представлял и представляет собой архипелаг островов национальной жизни, в котором отдельные поселения выполняли и выполняют функции классических сетевых хабов. Это классическая сетевая структура, поэтому такая феноменальная живучесть.

Скифы, гунны, Тюркский каганат (начало нашей эры – 603)

Общую основу на обширном пространстве Великой Степи заложили скифы. В широком смысле, скифы — все племена кочевых скотоводов, которые в первом тысячелетии до н.э. широко распространились по евразийской степи.

Многочисленные племена народа теле, расселившихся в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии (в северном Синьцзяне на северо-западе Китая), восстали против Жужаньского каганата и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племён Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками. В 545 году телесские племена вновь восстали против жужаней,и во главе нового государства встал правитель тюрок-ашинаБумын. Так появился Тюркский каганат. В 603 году из-за междоусобных войн Тюркский каганат распался на Западно-тюркский (603–658) и Восточно-тюркский каганаты. Западно-тюркский каганат управлялся каганами из династии Ашина. В Западно-тюркский каганат вошли Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ, Крым, Урал и Поволжье.. Именно от него отделился Хазарский каганат.

Хазарский каганат (650–969)

Это было средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья.

Волжско-Камская Булгария (X–XIII век)

Во второй половине VII века одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага обосновалась в районе Средней Волги и Камы, рассеявшись среди преимущественно финно-угорских племён. В результате в Среднем Поволжье в VIII веке возникает булгарский союз племён, который впоследствии преобразовался в государство Волжская Булгария. В 965-м, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но пострадала от восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964–969). В истории татарской государственности очень велика роль именно Волжской Булгарии, заложившей исламскую традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики (после X века), которая сменила более древнюю письменность — тюркскую рунику.

Золотая Орда. Булгарский улус (XIII–XV века)

В 1222–1236 годах Волжская Булгария подвергалась нападениям монгольских войск, закончившимся разгромом государства, разграблением и уничтожением столицы и практически всех крупных городов, истреблением значительной части её населения. В 1240 году все, что осталось от Волжской Булгарии, вошло в состав Золотой Орды. Золотая Орда во многих отношениях стала переломной в становлении

татар, поскольку начинает доминировать земледелие и торговля. Предшествующие периоды можно трактовать с некоторыми оговорками кочевым периодом. Средневековые татары на основе традиций объединенных в одном государстве народов не только создали своё государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности. Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Именно этот период можно считать как четко оформленное закрепление той самой татарской государственности.

Казанское ханство (1438–1552)

Образовалось в процессе распада Золотой Орды на территории Булгарского улуса в результате захвата Казани в 1438 году золотоордынским ханом Улу-Мухаммедом. В 1552 году после взятия Казани царем Иваном Грозным Казанское ханство прекратило существование, а его территории присоединили к Русскому царству.

Казанская губерния (1708–1920)

Казанская губерния была образована Указом Петра I от 18 декабря 1708 года, и ее основу составила территория Казанского царства, которое формально существовало после захвата в 1552 году Казанского ханства, но возглавлялось царем Российского государства на правах личной унии. Первым казанским губернатором стал Пётр Матвеевич Апраксин. Казанская губерния состояла из Казанского, Свияжского, Пензенского, Симбирского, Уфимского, Астраханского и других воеводств.

Российская империя объявила себя защитником православного мира, а Москва была третьим Римом. Российская империи не была заинтересована в укреплении татар, ее пугала именно та самая сетевая живучесть и принципиально иной, отличный от европейского, тип татарской государственности. Культивировалась бесправность татарского сообщества, шовинистическая политика российского царского правительства. Сетевые принципы построения татарской государственности все равно позволили татарам вступить на капиталистический путь, не отставая от государствообразующего народа. Татары активно воспринимали русскую культуру, открывали газеты и журналы, создали сеть издательств и типографий. Открытость культуры, вынужденный поиск работы в городах, что выразилось в массовом отходничестве, значительная доля торговли в татарской экономике — все это позволяло народу быстро воспринимать новые веяния. В начале ХХ века татары уже сформировались в развитую нацию буржуазного типа, являющуюся одной из наиболее образованных в Российской империи. Благодаря гениюТукая и его сподвижников, среди татар получила широкое признание национальная литература, развивались печать, театральное искусство, политическая культура. После революции 1905 г. появилась даже мусульманская фракция в Государственной Думе, возглавляемая СадриМаксуди. Другими словами, татары прошли весь путь нацобразования, но без государства и даже вопреки воле государства, без каких-либо централизованных структур в сфере образования и просвещения.

Татары в ходе революции 1917 г., несмотря на значительную политическую активность, не стремились к созданию этнического государства. Республика с титульным наименованием возникла не столько по требованию народа, сколько в силу все тех же культивировавшихся еще в царской России страхов перед сетевой природой татарской государственности и стремления большевиков к общей европеизированной модели федерализации. В этом и весь парадокс — не стремясь к оформлению государства, татары все равно спровоцировали у большевиков желание хоть как-то оформить эту государственность, подогнать ее в какие-то рамки. Так мы пришли к появлению Татарской автономии.

Название происходит от греческого autonoma – самоуправление, независимость.

Виды автономии

Автономия общностей может быть территориальной и экстерриториальной (культурной).

Территориально автономия делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную.

Дискуссия об автономии в татарском обществе

В начале XX века в татарском национально-демократическом движении существовали течения унитаристов и федералистов. Первые (Садри и Хади Максудовы, Г.Терегулов и др.) выступали за унитарное устройство России и национально-культурную автономию мусульман Внутренней России и Сибири; другие (М.Бигиев, Р.Ибрагимов, Г.Ибрагимов, И.Алкин, Ш.Ахмадиев, Ф.Карими и др.) – за федеративное устройство страны и территориальную автономию для татар и башкир.

Проблемы автономии были предметом дискуссии на Всероссийских мусульманских съездах (1917). На 2-м Всероссийском мусульманском съезде была провозглашена Декларация о культурно-национальной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири и образована Комиссия по выработке основ культурно-национальной автономии.

При рассмотрении вопроса об образовании Урало-Волжского Штата на Миллет Меджлиси мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири победила точка зрения сторонников территориальной Автономии (туфракчылар) с сохранением элементов культурно-национальной автономии. Они сыграли решающую роль в разработке проектов Урало-Волжского Штата, Татаро-Башкирской республики, Татарской республики.

Оба течения сошли с политической арены в 1918–1920 годах.

Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика

После Октябрьской революции в России автономия утвердилась как одна из основных государственно-правовых форм разрешения национального вопроса. В соответствии с декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 27 мая 1920 года была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР). Республика имела свою Конституцию, органы законодательной и исполнительной власти, высший орган правосудия (Верховный суд), право на свое законодательство, гражданство, неприкосновенность территории, символы (герб, флаг, столицу) и другие атрибуты государства.

Ведению ТАССР в лице ее высших органов государственной власти и государственного управления подлежали:

  • принятие Конституции, внесение в нее изменений, дополнений и контроль за ее соблюдением;
  • установление районного деления;
  • охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
  • утверждение народнохозяйственного плана и бюджета республики и отчета правительства о его исполнении;
  • введение государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов;
  • руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских советов, страховым и сберегательным делом;
  • управление промышленными, сельскохозяйственными и торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также местной промышленностью;
  • контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчиненных органам СССР и РСФСР;
  • контроль за порядком пользования землей, недрами, лесами и водами;
  • руководство народным образованием, культурными и научными учреждениями, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением, охраной памятников истории и культуры.

Осуществляя свою компетенцию, ТАССР издавала законы (публиковались на татарском и русском языках) в соответствии с законами СССР и РСФСР.

Республика имела своих представителей в высших органах государственной власти СССР и РСФСР. В условиях СССР автономия не давала возможности для фактической реализации нерусскими народами своего права на национальную государственность и реализацию на деле национального суверенитета.

Постсоветский период

К концу 1980-х годов автономия как форма национальной государственности исчерпала себя, а обострение социально-экономических проблем, недостаточное удовлетворение национально-культурных запросов населения привели к активизации общественных движений в защиту национальной самобытности и уравнения в правах с народами союзных республик СССР.

21 марта 1992 года в Татарстане был проведен референдум о государственном статусе РТ, результаты которого подтвердили положение о том, что РТ – суверенное демократическое государство.

6 ноября 1992 года на сессии Верховного Совета РТ была принята Конституция Республики Татарстан.

Источники

Конституция (Основной Закон) Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Казань, 1937.

Конституция (Основной Закон) Татарской Автономной Советской Социалистической Республики. Казань, 1978.

Конституция Республики Татарстан. Казань, 2002.

Образование Татарской АССР: сборник документов и материалов / Под ред. И.М.Климова, М.К.Мухарямова. Казань, 1963.

Литература

Хафизов Ш. Развитие советской государственности татарского народа. Казань, 1966.

Тагиров И.Р. В борьбе за власть Советов: Октябрь и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале, июль 1917 – март 1918 гг. Казань, 1977.

Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). Казань, 1999.

Ягудин Ш.Ш. Политико-правовой статус автономной республики в советской федерации // Советское государство и право. 1990. № 3.

Хаким Р.С. Сумерки империи: к вопросу о нации и государстве. Казань, 1993.

Таһиров И. Бәйсезлек баскычлары: суверенлык турында уйланулар. Казань, 1994.

Читайте также: