Первые десятилетия советской литературы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вопрос о периодизации советской русской литературы дискуссионен. Наряду с традиционной периодизацией (литература Октябрьской революции и Гражданской войны, 20‑х гг., 30‑х гг., Великой Отечественной войны, послевоенная 1946 — начала 50‑х гг. и современная — с середины 50‑х гг.) все чаще предлагается выделение двух основных периодов: от победы Октября до полной и окончательной победы социализма и современный этап. Некоторые исследователи подразделяют второй этап на 50—60‑е и 70—80‑е гг., выделяют частные периоды и в литературе 1917 — начала 50‑х гг.

Общим для всей эпохи от Октября до построения основ социалистического общества является идейная консолидация писателей на платформе Советской власти, освоение новых тем, постепенное создание нового эстетического идеала — человека-творца и революционного преобразователя жизни, переход большинства писателей на позиции социалистического реализма и торжество принципов социалистического реализма в выдающихся произведениях русской литературы, заложивших традиции новой, социалистической литературы.

Отношение к Октябрьской революции определило резкое размежевание литераторов. Восторженно встретили Октябрь Маяковский, Д. Бедный, Серафимович и др. Огромную работу по строительству социалистической культуры взял на себя М. Горький. На сторону революции встали Блок, Брюсов, Есенин, Вересаев, Пришвин, Тренев, Шишков, Сергеев-Ценский и др. Часть писателей эмигрировала, в т. ч. Андреев, Бунин и др. Некоторые из эмигрировавших впоследствии вернулись на родину: в начале 20‑х гг. — А. Толстой, в 30‑е гг. — Куприн, Цветаева.

Острая классовая борьба, революционная ломка общественных отношений ярко отразились на литературном процесса первых послереволюционных лет и 20‑х гг., в котором драматически сталкивались в идейно-художественной борьбе многочисленные литературные течения и группы. Советская литература укрепляла свои позиции, выступая против враждебных идейных тенденций, находила художественно убедительную аргументацию своей идеологической правоты.

Накануне Октябрьской революции был организован Пролеткульт, целью которого провозглашалась культурно-просветительская работа в среде пролетариата. После победы революции организация фактически объединила талантливых представителей рабочего класса, крестьянства и части интеллигенции, стремившихся к художественному творчеству и созданию новой, пролетарской культуры, облегчила им путь в литературу. Однако теоретики Пролеткульта ошибочно утверждали необходимость создания особой пролетарской культуры, отрицали значение культурного наследия прошлого, проводили сепаратистские идеи по отношению к партии и государству. Разрыв с культурными традициями отличает также эстетической программы других авангардистских течений того времени (футуризм, конструктивизм и др.).

Литература периода Гражданской войны наследовала революционный пафос поэзии Октября. Типологически новым явлением в истории мировой лирики стала поэзия Маяковского. Былинный размах революционных событий передан в поэмах Хлебникова. Поэты В. Д. Александровский, Гастев, М. П. Герасимов, В. Т. Кириллов воспевали Пролетария в условно-гиперболических образах. Суровая патетика революционного подвига передана в романтических стихах и балладах Н. С. Тихонова. Простотой, естественностью интонации отличались стихи о труде В. В. Казина.

Героика первых пятилеток открывала перед писателями грандиозные творческие перспективы. Отличительная черта книг о социалистическом строительстве, о новых путях и судьбах отдельных людей и всей страны — эпическое мироощущение, устремленность в будущее, ощущение единства автора, героя и народа.

Сатира 30‑х гг. — произведения Ильфа и Петрова, фельетоны М. Е. Кольцова, проза и драматургия Зощенко, пьесы Е. Л. Шварца и др. — также по-своему участвовала в воспитании человека социалистического общества, помогая ему преодолевать пережитки буржуазной собственнической психологии.

Эпическое мироощущение борьбы за утверждение новой жизни, характерное для литературы 20—30‑х гг., получило вершинное развитие в годы Великой Отечественной войны. С первых дней войны советская литература целиком посвятила себя защите социалистической Отчизны. Писатели работали во фронтовой печати, сражались с оружием в руках. Многие из них отдали жизнь за Родину.

Оперативно мобилизовать все силы для борьбы с врагом — эта задача, вставшая перед литературой, решалась в начальный период войны газетной публицистикой и стихами.

Стремлением дать историко-философское осмысление понятия Родины, постичь глубину русского и одновременно советского характера, беспощадным разобла

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно это стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода за рубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей.

В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые оказались в добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замерла. Появилось много талантливых молодых писателей, среди которых были как участниками Гражданской войны, так и активные строители новой, послереволюционной и послевоенной жизни: Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Леонид Леонов, Юрий Либединский, Артем Веселый (настоящее имя Николай Иванович Кочкуров) и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Алексей Николаевич Толстой, Михаил Зощенко, Евгений Замятин, Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам.

Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики Александра Твардовского, Константина Симонова, Анны Ахматовой, Николая Тихонова. Прозаики изобразили борьбу советского народа с фашизмом.

Общая характеристика литературы 1920–1940 гг.

Литература с конца 1917 года до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период. С точки зрения собственно литературной, как правильно отмечала эмигрантская критика, это было прямое продолжение литературы предреволюционной. Но в ней вызревали качественно новые признаки, и великий раскол на три ветви литературы произошел именно в начале 20-х.

Наконец, среди прозаиков и поэтов, пришедших в литературу после революции, были такие, которых при любых оговорках трудно назвать советскими: Михаил Булгаков, Юрий Тынянов.

Рассеченная на три части, две явные и одну неявную (по крайней мере для советского читателя), русская литература XX века все-таки оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало и свою, и советскую литературу, советский же читатель до конца 80-х годов был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века (как и от многих богатств мировой художественной культуры).

Выродившийся же соцреализм, т.е. нормативизм и идеологизированная иллюстративность, дал в основном антиискусство.

Советская литература

Советская литература

Советская литература

Советская литература это совокупность литературных произведений, изданных в Советском Союзе (1922-1991 гг.).

История

После Октябрьской революции 1917 года русская литература разделилась на две части: советскую литературу и литературу белой эмиграции. Советский Союз обеспечивал высокоразвитую книгопечатную промышленность, но вместе с тем применял идеологическую цензуру.

Ранняя советская поэзия

В. В. Маяковский

В. В. Маяковский

Социалистический реализм

Максим Горький

Максим Горький

Союз советских писателей

Максим Горький инициировал основание Союза писателей СССР в 1934 году и стал первым его председателем. В уставе организации главным методом советской литературы провозглашался социалистический реализм, основанный на принципах интернационализма, народности и партийности.

Советские литературные группы

Первые годы советского государства отмечены распространением авангардистских литературных групп. Одно из ведущих движений представляло собой ОБЭРИУ, в которое входили Д. Хармс, К. Вагинов, А. Введенский, Н. Заболоцкий. Группа литературных критиков ОПОЯЗ, известная как русский формализм, взаимодействовала с футуристами. В число ранних советских литературных объединений также входят ЛЕФ, ВОАПП, Пролеткульт.

Независимые писатели

Писатели-эмигранты

В. Ф. Ходасевич

Литераторы, произведения которых противоречили идеологии советского государства, часто подвергались ссылке. Русские писатели-эмигранты В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов, М. А. Алданов, Г. И. Газданов и В. В. Набоков, И. А. Бунин и др. продолжали писать в изгнании.

Популярные жанры советской литературы

Русская литература XX века была представлена тремя
основными литературными направлениями: реализмом,
модернизмом, литературным авангардом.
Периодизация литература XX века
Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г. г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г. г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г. г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов современная литература
Эмигрантская литература (литература русского зарубежья).

Критический реализм
( XIX век - начало XX века)
Правдивое, объективное отображение действительности
в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX века,
критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической
связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Декаданс decadentia - упадок. ( кон. 19 — нач. 20 вв. )
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие
общественной жизни, стремление замкнуться в мире
своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой мещанской морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм,
особое "чувство бездны".

Модернизм (от франц. moderne — современный)
Понятие модернизма применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное наименование художественных тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде
новых форм творчества, где возобладало уже не столько
следование духу природы и традиции, сколько
свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый
мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению,
внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли
о себе как искусстве в высшей степени "современном"
(отсюда - само происхождение термина), наиболее
чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего
нас "текущего" времени.
Социалистический реализм (октябрь1917)
Правдивое, исторически- конкретное изображение
действительности в ее революционном развитии.
Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся
в духе социализма.
Писатель – это "выразитель, представитель, учитель".
Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и отважные.
С 1941 года самой популярной темой становится тема ВОВ,
тема народного подвига: Твардовский, Шолохов, Симонов
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие
и страшные последствия прошлого)
А. Т. Твардовский в поэме “По праву памяти”
Та же тема раскрывается и в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”.
Приговор государственной системе, основанной на
несправедливости и лжи, выносит А. И. Солженицын в рассказе
“Один день Ивана Денисовича”
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.
Чингиз Айтматов." Буранный полустанок"

Русская литература XX века была представлена тремя
основными литературными направлениями: реализмом,
модернизмом, литературным авангардом.
Периодизация литература XX века
Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г. г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г. г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г. г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов современная литература
Эмигрантская литература (литература русского зарубежья).

Критический реализм
( XIX век - начало XX века)
Правдивое, объективное отображение действительности
в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX века,
критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической
связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Декаданс decadentia - упадок. ( кон. 19 — нач. 20 вв. )
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие
общественной жизни, стремление замкнуться в мире
своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой мещанской морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм,
особое "чувство бездны".

Модернизм (от франц. moderne — современный)
Понятие модернизма применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное наименование художественных тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде
новых форм творчества, где возобладало уже не столько
следование духу природы и традиции, сколько
свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый
мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению,
внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли
о себе как искусстве в высшей степени "современном"
(отсюда - само происхождение термина), наиболее
чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего
нас "текущего" времени.
Социалистический реализм (октябрь1917)
Правдивое, исторически- конкретное изображение
действительности в ее революционном развитии.
Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся
в духе социализма.
Писатель – это "выразитель, представитель, учитель".
Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и отважные.
С 1941 года самой популярной темой становится тема ВОВ,
тема народного подвига: Твардовский, Шолохов, Симонов
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие
и страшные последствия прошлого)
А. Т. Твардовский в поэме “По праву памяти”
Та же тема раскрывается и в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”.
Приговор государственной системе, основанной на
несправедливости и лжи, выносит А. И. Солженицын в рассказе
“Один день Ивана Денисовича”
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.
Чингиз Айтматов." Буранный полустанок"

Читайте также: