Первобытная родовая община кратко

Обновлено: 08.07.2024

Изучение жилищ, одежды, объектов искусства и орудий труда древнего человека позволяет делать выводы об организации общественной жизни .


Учёные считают, что на протяжении всего каменного века (палеолита, мезолита и неолита, о котором будет рассказано в последующих темах) люди жили группами, объединёнными родственной связью. Такие общности принято называть родовыми группами , или родами.

До недавнего времени наличие кровного родства в первобытных коллективах оставалось скорее предположением, сделанным на основании наблюдений археологов и этнографов. Сегодня генетические исследования , позволяющие установить степень родства между людьми, останки которых были найдены при раскопках, подтвердили его.

Если совместно проживавшие люди оказывались связаны не только родством, но и коллективным трудом по добыче пропитания, обустройству жилища, изготовлению одежды и орудий труда, воспитанию потомства, если у них формировались особые правила распределения различных благ — такую организацию называют родовой общиной .

Родовая община — исторически первый вид общины, члены которой объединены родственными связями и общей хозяйственной деятельностью.

Несколько родовых общин, живущих на одной, но довольно обширной территории (скажем, вокруг большого озера), могли вступать в общие хозяйственные отношения (например, в период сезонной охоты), обмениваться ценными породами камня для изготовления орудий, выдавать замуж за соседей своих дочерей и принимать к себе невесток из чужих родов и т. д. Так формировалось племя.

род община племя.jpg

Постоянное взаимодействие способствовало формированию общего языка, культуры , представлений о мире, в том числе религии.

Племя — коллектив людей, объединённый не только кровным родством, но и хозяйственными связями, общим языком и культурными ценностями, представлениями о мире.

По Л.Г. Моргану, род есть замкнутая группа людей. В основу их объединения положено представление о родстве, которое отсчитывается по одной линии. Вследствие этого часть людей одного коллектива уходили в другой коллектив. Жизнь родового коллектива жестко регулируется обычаем или традицией, которые установлены, и с которыми согласны все члены рода, нарушение которых строго карается.

Род имеет совет – демократическое собрание взрослых людей. Совет выбирает старейшину и военного предводителя. Совет решает проблему принятия новых членов (включение в свой род чужака называется адопцией). Власть старейшины была моральной. Иногда власть могла передаваться по наследству.

В родовом коллективе существует очень сложная проблема собственности. Есть личная (индивидуальная) собственность, но есть и другие формы собственности (коллективная), в соотношении которых сложно разобраться.

Почти у всех народов отдельный род имеет название и как-либо связан с тотемом.

Род всегда экзогамен (т.е. брак не может быть заключен внутри рода, браки возможны лишь между представителями разных родов).

В родовом обществе большое значение имеют табу. Табу на языке туземцев означает религиозный запрет, нарушение которого ведет к страшным последствиям.

По достижению определенного возраста мальчики и девочки в родовом обществе проходили обряд инициации. Инициация – посвящение в полноправные члены общины.

С обрядом инициации тесно связано понятие социализации. Современная социология под социализацией понимает процесс приобретения ребенком навыков жизни в обществе. Социализация проходит в два этапа: 1) первичная социализация (детская), 2) вторичная социализация (когда взрослый человек меняет окружение). Агент социализации - человек, который помогает другому человеку социализироваться.

Братские или сестринские роды часто составляли фратрии. Фратрия – большая группа родов, которая в ряде случаев может выступать как один большой род. Фратриальное деление называют дуальным или дуально-фратриальным. Фратрия регулирует половые и брачные отношения. Фратрия также экзогамна (браки внутри невозможны).

Несколько фратрий составляют племя. Племени свойственно самоназвание и самосознание. Самая важная функция племени – решение вопросов войны и мира. Племя есть политическая сила. Внутри племени – только эндогамия (браки заключаются только внутри племени, т.е. только между его членами).

Несколько племен могут объединяться в союз племен. Чаще всего цель организации союза племен – война.

Для раннепервобытного общества характерно присваивающее хозяйство (охота и собирательство). Для позднепервобытного общества – производящее (земледелие).

Социальная организация родового общества

Л.Г. Морган, ввел два типа систем родства: 1) классификационные системы родства, 2) описательные системы родства.

Классификационные системы родства свойственны первобытнообщинному строю. Эти системы различают не отдельных родственников, а их "классы": "отцов", "матерей", "мужей", "жен", "сыновей" и т.д.

Классификационные системы родства отражают отношения первобытного коллективизма и группового брака.

Описательные системы родства появляются с разложением первобытнообщинного строя и переходом к моногамии. Исторически сменяют классификационные системы родства. В таких системах каждый родственник обозначается специальным термином или комбинацией терминов, поэтому каждый человек имеет свое название в родственной терминологии (например, отец, мать, брат, сестра, дядя, двоюродные брат, сестра или дядя, дед, прадед и т. д.).

Если инкорпорация в родовую группу происходит по материнской линии, то это матрифиляция (материнское родство). Если по отцовской линии (крайне редко) – патрифиляция (агнатное родство). Все это есть горизонтальное родство. Иногда счет родства велся по обеим линиям.

Для раннепервобытного общества характерны как многомужество, так и многоженство. Когда на место умершего мужа заступает брат – это называется левират. Аналогично, у некоторых обществ существовал и обычай сарарата – когда на место умершей жены приходит её сестра.

Постепенно брачные отношения изменялись и появлялись новые обычаи: выкуп невесты, отработки за невесту, приданное и др.

Линидж – хозяйственная единица, субъект – группа близких родственников разных поколений четко прослеживающих свое родство.

Субклан – маленькая часть рода, единица ритуального значения.

Разложение родового общества

Люди в родовом обществе жили большими семьями. Хозяйство вели все вместе. Постепенно, с развитием технологий (усовершенствование орудий труда), хозяйства, большие семьи распадаются на более маленькие, появляется моногамия, моногамные семьи, живущие в отдельных небольших домах.

Так родовая община сменяется соседской. Население соседской общины уже не было связано родственными узами. Моногамные семьи соседской общины имели свое собственное хозяйство (огород у дома), но также должны были работать на общем поле, возделывая хлеб. Также, возможно, был общий и частный скот. Соседская община сохранилась и с возникновением государств. Внутри некоторых государств соседская община сохранялась вплоть до Нового времени.

Если данная статья об основных этапах антропогенеза была для вас полезной, то обязательно загляните и на наш сайт !

История первобытного общества берет начало в праобщинной эпохе – антропосоциогенезе. Начало праобщинной эпохи знаменует появление орудийной целевой деятельности и возникновением древних людей – архантропов. Тогда начинают образовываться некие подобия коллективов.

Праобщинная эпоха преодолевает в человеке остатки животного состояния с помощью трудовой деятельности. В это же время человек определяет свои социальные связи и тем самым максимально приближается к биологическому состоянию человека современного.
Ученые сегодня не могут точно указать конкретные хронологические и периодизационные границы предобщинной эпохи. Совсем недавно праобщинная эпоха считалась эпохой предчеловека, по причине отсутствия родового строя. Последние археологические находки доказали, что период праобщины уже был свидетелем возведения первых искусственных жилищ и становления первых социальных связей. Эпоха относится ко времени среднего палеолита.

Последующая первобытная эпоха родовой общины началась с рода и родовой общины, которые служат начальными формами упорядоченных социальных групп. Именно здесь проявляются во всем значении главные признаки строя первобытной общины – уравнительность распределения, общность собственности, совместное производство и потребление. Господство этой формы строя ярко проявляется в периоде ранней родовой общины, и впоследствии присутствуют, но уже не доминируют в периоде поздней родовой общины.

Предобщинная эпоха – период становления, эпоха родовой общины – период высшего развития с последующим распадом в следующей эпохе. Многие тысячелетия первобытное общество существовало в виде небольших отдельных коллективов. До неолитической эпохи группы не превышали количества в 20-30 человек. Археологически изыскания не всегда могут подробно рассказать о том, каким было внутреннее устройство этих групп и как именно строились взаимоотношения между членами маленькой общины. Все имеющиеся сведения на этот счет были даны этнологами, которые исследуют жизнь обществ, ведущих и сейчас образ жизни, подобный родовообщинному.

В родовой общине существовало правило экзогамии – нельзя было вступать в брак с членами своего рода. Также члены рода должны помогать друг другу и соблюдать правило кровной мести за увечье или гибель одного из своих сородичей, причиненные кем-то из других родов. В родовой общине было принято соблюдать религиозный культ, часто – поклоняться общему предку. Этот же мифический, или реальный предок служит тотемом рода, или символом родового единства. Члены родовой общины часто называют себя именем тотема.
Родовая община не допускает, чтобы все члены рода жили вместе, в одном коллективе. По обычаю юноши и девушки общины должны жениться и выходить замуж только за представителей других, неродственных им, общин. При этом если жених берет невесту в свою родовую общину, то в его родовой общине живут жены, которых мужчины привели из других родов, но их сестры и дочери впоследствии уходят в другие общины. Общины такого рода называются вирилокальными. Другие общины, уксорилокальные – отличаются тем, что жених приходит жить в общину невесты. В такой группе все юноши после свадьбы покидают родные общины и уходят жить в общины невест.

Родовая община – это важное социальное явление, которое дало мощный стимул к дальнейшему социальному и трудовому развитию человека. Она поспособствовала упрочению межчеловеческих связей и послужила защитой для первобытных людей.
Община представляла собой место, где все его члены вместе трудились и поровну распределяли плоды труда. Родовая община строго относилась к проведению религиозного культа – к нему не допускались чужаки и члены другого рода. Также огромная роль отводилась вопросу наследования статуса высшего члена родовой общины – вождя или старейшины.

Родовая община дала начало современному институту общественной организации людей. Это не была семья в современном её понимании. Члены общины нуждались в общности труда – совместной охоте, расчистке лесов и земледелию при простейших инструментах. Поскольку общины обменивались невестами и женихами, то они старались поддерживать друг с другом дружеские отношения. Постепенно родовые общины роднились с большим количеством других и расширяли границы взаимной поддержки и сотрудничества.

Далекие предки современного человека жили около 2 млн. лет назад, однако приобретать главные черты разумного вида начали спустя сотни лет. Племена первых людей развивались, строение их тела менялось.

Постепенно они расселились в более холодных краях, которые располагались на территории Европы и Азии. Тут людям и пригодились все их познания об огненной стихии. Путем проб и ошибок древние люди наконец овладели буйным огненным монстром: они научились добывать огонь самостоятельно.

Самый первый способ разжигания огня — трение деревянной палки о другой кусок дерева. Такой способ и различные его вариации существовали везде, где обитали люди.

Жилища древнейших людей

Конечно, в условиях более низких температур у людей появилась необходимость прикрывать свое тело одеждой из шкур и кожи животных. А еще у первобытных охотников и собирателей появлялись новые виды жилищ, где они могли укрыться от непогоды.

Пещера. Первый вид жилища первобытного человека. Поначалу группы людей селились в пещерах, никак не изменяя их. Однако позже они начали расширять пещеру и иногда делать в ней отверстия, чтобы из нее выходил дым от костров. Нередко люди делали заграждения у входа в пещеру или сооружали перегородки из камней внутри нее.


Первобытные люди в пещере

Круглая (спальная) яма. В далекие первобытные времена спальным местом могла служить обычная вырытая в земле яма. Люди часто ночевали в таких самодельных углублениях.

Заграждение от ветра. Еще одно строительное сооружение древнейших людей. Сначала заграждения обустраивали в местности, где прорастал тростник. Таким образом человек мог укрыться от сильных ветров. Но и эта постройка со временем приобрела ряд успешных улучшений: изготавливать такие заслоны стали при помощи шкур и костей животных.

Шалаш. Распространенный вид жилища первобытных охотников. Когда группа добытчиков на несколько дней уходила в поход, то в качестве укрытия от ночных холодов использовала именно шалаш. Его было очень просто соорудить, используя подручные материалы. Охотники использовали обычные лесные палки для изготовления каркаса. Сверху они покрывали его шкурами животных и ветками.


Шалаш

Новые орудия

Процесс изобретения и создания новых орудий труда также активно продолжался. Люди начали придумывать множество орудий для охоты, например деревянные копья. Путем видоизменения длинных деревянных палок с помощью рубил и обжигания получившихся изделий на огне и получались такие копья.

Рубило — орудие труда первобытных людей. Рубило было основным универсальным орудием для древнейших людей и могло применяться в самых разных случаях, часто заменяя деревянный нож или топор.

Со временем первобытные охотники научились делать копье еще более разрушительным оружием. Они мастерили для него острый каменный наконечник и привязывали с помощью волокон растений или кожаного ремешка. С таким охотничьим орудием убивать животных стало легче, и добычи с ним хватало на всех.


Охота на мамонта

Но на кого же охотились древнейшие люди? Список желаемых трофеев был велик. Среди них было много вымерших к настоящему времени животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей.

Человек разумный

Первобытные люди осваивали новые территории и с каждым столетием развивались как вид. Ближайший предок современного человека появился 40 тыс. лет назад. Он-то и называется Homo Sapiens или человек разумный.

Ученые до сих пор спорят о происхождении вида Homo Sapiens. Считается, что человек разумный является одним из множества видов людей, относящихся к одному роду (Homo). Однако лишь сапиенс остался на Земле: остальные виды вымерли многие столетия назад.

Ближайшим видом к человеку разумному по многим характеристикам считается вид неандертальцев. Внешне у них есть некоторые отличия. Например, у человека разумного высокий и прямой лоб, а надбровные дуги менее ярко выражены. У сапиенса более длинные руки и ноги, в отличие от неандертальца.


Племя людей Homo Sapiens

И по сегодняшний день ведутся разнообразные исследования генома неандертальцев. Ученые стремятся установить все различия между нашим видом и неандертальцами.

Если рассматривать другие отличительные особенности, то можно сказать о разном уровне развитости материальной культуры. То есть неандертальский человек не изготавливал столь эффективные орудия труда, как человек разумный. Стоит отметить, что величайшее и по сей день стрелковое оружие — лук — было изобретено в первобытные времена.

Лук — стрелковое оружие, поражающее цель на расстоянии. Лук и охотничьи стрелы появились благодаря одному наблюдению. Люди заметили, что когда прут сгибаешь, а затем отпускаешь, то он с силой выпрямляется, резким рывком. С помощью лука люди смогли охотиться и на быстрых мелких животных: зайцев и куниц. Первобытный человек убивал животное с расстояния сотен шагов.


Охота с помощью лука

Но, безусловно, главным преимуществом человека разумного являлся его интеллект. Только вид Homo Sapiens обладал такими способностями, как членораздельная речь и абстрактное мышление.

Родовая община

Племена разумных людей становились сплоченными и начинали образовывать более сложные человеческие коллективы. Образовались родовые общины.

Родовая община — форма социальной организации, в которой люди связаны кровным родством, общим хозяйством и проживают на одной местности. Основная форма социальной организации при первобытно-общинном строе.

В родовой общине семейные узы стояли превыше всего. В ней состояли сородичи — все близкие и дальние родственники. Другими словами, община состояла из членов расширенной семьи.


Родовая община

Расселение людей продолжалось, и теперь они могли адаптироваться к различным природным условиям. Кроме того, группы первобытных людей активно взаимодействовали друг с другом. Родовые общины, которые объединяла общность в наследственных признаках и происхождении, соединялись и образовывали новые массовые коллективы. Так появились расы.

Раса — система популяций человека, в которой существует сходство по ряду физических или социальных признаков в соответствии с воспринятием их обществом.

В родовых общинах у сородичей общими были жилища, запасы пищи, костры, материальные ресурсы. Сородичи-мужчины ходили на охоту, объединяясь в группы. Женщины занимались собирательством и воспитанием детей. Интересно, что в процессе некоторых археологических раскопок на местах обитания первобытных племен были найдены фигурки женщин. Люди поклонялись им, видели в них образ прародительниц и хранительниц благополучия родовой общины.


Скульптура первобытного общества. Фигурка женщины

Связь между сородичами родовой общины становилась все крепче, но и между собой представители разных общин взаимодействовали регулярно. Поэтому со временем образовался новый тип группового объединения людей.

Племя — группа, объединяющая несколько родовых общин, которые располагаются в одной местности.

Самые опытные и старые представители племени назывались старейшины. Мудрые старики знали все о животных, растениях, своих сородичах. Они хранили все правила общины и передавали молодому поколению знания об обычаях племени.

Старейшины всех родовых общин племени входят в совет старейшин. Совет старейшин решал все междоусобицы и конфликты, определял для провинившихся справедливые наказания. Самым суровым было изгнание из племени. Это могло ожидать тех, кто противился древним обычаям.

Читайте также: