Первая и вторая камчатские экспедиции кратко

Обновлено: 08.07.2024

Сегодня наш герой - российский капитан-командор датского происхождения Витус Беринг. Родившись на берегу фьорда, он с детства мечтал о мореходстве и спустя годы возглавил в России экспедиции такого масштаба, каких не было ни до, ни еще полвека после него. Он пожертвовал жизнью ради открытия Русской Америки, и мы просто обязаны знать о его заслугах.

Долгие годы никто не знал, как в действительности выглядел Витус Ионассен Беринг. Мальчику, родившемуся третьим в семье церковного старосты Йонаса Свендсена и его жены Анны Педерсдаттер Беринг из древнего датского рода, дали имя умершего дальнего родственника. Путать мореплавателя с его тезкой, придворным летописцем, перестали лишь спустя десятки лет исследований, когда по черепу из захоронения реконструировали его реальный портрет.

Перемудрили историки и с днем рождения Беринга. Считалось, что он родился 12 августа 1681 года, но в церковных книгах при этом было указано, что 5 августа ребенка крестили в лютеранской церкви. Есть версия, что на самом деле датчанин появился на свет 2 августа, а 10 дней исследователи прибавили, думая, что речь идет о дате по старому стилю, хотя Дания на тот момент уже перешла на григорианский календарь.

Мальчик убегал в порт со школьных уроков ради того, чтобы пообщаться с моряками и услышать их рассказы о дальних морских странствиях. Окончив школу, 14-летний Беринг подался юнгой на голландский корабль и несколько лет провел в дальних плаваниях по Ост-Индии и Карибским островам. Юношей он окончательно решил связать свою судьбу с морем и, высадившись в Амстердаме, поступил в морской кадетский корпус.

В это время там по поручению императора Петра I находился русский адмирал норвежского происхождения Корнелиус Крюйс — он искал опытных моряков, чтобы пригласить их на службу. В 1704 году получивший офицерское звание Беринг поступил в чине подпоручика в российский военно-морской флот, переехал в Петербург и взял себе имя Иван. На родине он побывает еще однажды, спустя 10 лет, и больше никогда туда не вернется.

Мореплаватель представил дворцу внушительные материалы по итогам путешествия, в том числе журнал и карты инструментальной съемки западного побережья моря на протяжении более 3,5 тысячи километров. Адмиралтейская коллегия, хоть и упрекнула Беринга в некоторой нерешительности, пожаловала ему чин капитана-командора и денежную награду в размере тысячи рублей. Сам же он в то время уже задумывался о новой экспедиции к дальним берегам.

Когда Беринг получил добро на очередной поход к американскому континенту, жена моряка отчаянно последовала за ним. Двое их старших сыновей Йонас и Томас остались на попечении в пансионе ревельской гимназии. А вот младших, Антона и Анну, пришлось взять с собой — во Вторую Камчатскую экспедицию. Чтобы не ударить в грязь лицом, Берингша, как любовно ее звали члены экипажа, захватила на борт и столовое белье, и изящную фарфоровую и серебряную посуду, и даже клавикорды. Есть мнение, что супруга моряка стала первой, от кого сибирские народы услышали звуки европейской музыки.

Из Петербурга в Сибирь в начале 1733 года направились по меньшей мере полтысячи морских офицеров, ученых и матросов, среди которых были Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Семен Челюскин. Им было поручено детально изучить все тысячекилометровое северное побережье Азии, описать местную природу и историю сибиряков, найти морские пути в Японию и Северную Америку для торговли, а в случае обнаружения новых земель — привести их жителей в подданство России.

Семейство капитана долгое время жило в Якутске: оттуда контролировалось передвижение отрядов и работа железоделательного завода, туда доставлялись корабельные снасти, строительные материалы и письма из Петербурга. К слову, поведение начальства в лице Беринга некоторых не устраивало — на него доносили.

Среди членов экспедиции в условиях сырости и жуткого холода разыгралась цинга. К осени от острого недостатка витамина С погибла треть экипажа. Беринг, также обессиленный болезнью, продолжал выходить на палубу и пытался подбодрить остальных. Поздней осенью судно выбросило на берег. Поднявшись на вершину горы на разведку, моряки осознали, что высадились не на Камчатке, как предполагали, а на необитаемом острове (позже ему дадут имя капитана-командора) и вокруг них — только безбрежный океан. 8 декабря 1741 года Беринг умер, лежа в вырытой для него землянке, прикрытой брезентом. Со стен на первооткрывателя постоянно сыпался песок, но он запрещал себя откапывать — говорил, что так ему теплее.

Заслуги Беринга признали не сразу. Считалось, например, что Первая Камчатская экспедиция серьезными географическими открытиями не обозначилась. Моряки лишь подтвердили то, что и раньше уже было известно. С другой стороны, плавание позволило открыть Карагинский залив с островом, залив Креста, бухту Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия. А составленной Берингом и его помощниками картой впоследствии активно пользовались западноевропейские картографы. Вторая же экспедиция Беринга на Камчатку оставила после себя еще более богатое картографическое наследство, уникальные метеорологические данные и записи о Сибири и ее обитателях, а также завершилась открытиями нескольких островов Алеутской гряды — Шумагина, Атка, Кыска и Булдырь. Объем собранных сведений настолько велик, что полностью они не освоены до сих пор.

Памятью о капитане-командоре служат Берингово море, Берингов пролив, ледник на Аляске, поселок в Чукотском автономном округе и Командорские острова. На возвышении одного из них, острова Беринга, лежат друг на друге два каменных блока с чугунной плитой. Так обозначено предполагаемое место смерти первооткрывателя. Сверху — трехметровый железный крест, навечно развернутый как, вероятно, и вся жизнь мореплавателя, в сторону бушующего океана.

Параметры для платежной системы для формирования чеков:

Витус Йонассен Беринг, лейтенанты Алексей Ильич Чириков и Мартын Шпанберг, гардемарин Петр Чаплин и свыше 60 человек матросов, солдат и мастеровых, архангельский мореход Кондратий Мошков.

На этом судне Беринг и его спутники в 1728 г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции. Однако в связи с плотным туманом, увидеть американский берег не удалось. Поэтому многие решили, что экспедиция была неудачной.

Результаты I Камчатской экспедиции

Большой интерес для науки представляли географические наблюдения и путевые записи участников экспедиции: А.И. Чирикова, П.А. Чаплина и др. Их описания побережий, рельефа,
животного и растительного мира, наблюдения за лунными затмениями, течениями в океанах, состоянием погоды, замечания о землетрясениях и т.д. явились первыми научными данными по физической географии этой части Сибири. Описания участников экспедиции содержали также сведения об экономике Сибири, этнографии и другие.

Первая Камчатская экспедиция, начавшаяся в 1725 году с инструкции Петра I , 1 марта 1730 году вернулась в Петербург. В. Беринг представил в Сенат и Адмиралтейств-коллегию отчет о ходе и результатах экспедиции, ходатайство о повышении в рангах и награждении офицеров и рядовых.

Источники:

1. Алексеев А. И. Колумбы российские. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1966.

2. Алексеев А. И. Сыны отважные России. – Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1970.

3. Берг А. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга 1725-1742. – М.: Изд-во Академии
наук СССР, 1946.

4. Камчатка XVII-XX вв.: историко-географический атлас / Под общ. ред. Н. Д. Жданова, Б. П. Полевого. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 1997.

5. Пасецкий В. М. Витус Беринг. М., 1982.

6. Полевой Б. П. Колумбы российские. – В кн.: Норд-ост. Петропавловск-Камчатский, 1980.

7. Русская тихоокеанская эпопея. Хабаровск, 1979.

Вспомним о том, как это было…

Первая Камчатская экспедиция


Петр Великий был прозорлив. Россия действительно оказалась в этом отношении счастливее других стран. Ей по праву принадлежит приоритет в исследовании и освоении берегов и вод могучего и великого Тихого океана, который не только разъединяет, но и соединяет Россию с такими крупными государствами, как США, Япония и Китай.

Наиболее яркими и значительными событиями на этом пути можно считать Камчатские экспедиции. Их было две.

Первая Камчатская экспедиция, начало которой было положено указом Петра Великого от 23 декабря 1724 года, продолжалась практически до 1730 года. Это была не только важная акция России на Тихом океане, принесшая большие научные и политические результаты. Она стала прологом к дальнейшим исследованиям северо-востока Азии. За ней последовала Вторая Камчатская экспедиция россиян к берегам Северной Америки и по всему Тихому океану (1733-1743).


Гавайи. Форт Елизаветы (рисунок 1816 года)

Но вернемся в 1724 год.

Петру Великому принадлежала не только сама идея Первой Камчатской экспедиции. Он лично занимался и многими вопросами ее организации. Прежде всего, он сам определил начальника экспедиции. Вначале он сделал ставку на выпускника Навигацкой школы Ивана Евреинова, который в 1719-1722 годах участвовал по заданию Петра в первом гидрографическом исследовании северной части Тихого океана и произвел съемку 14-ти островов Курильской гряды. Но оказалось, что Евреинов умер еще в январе 1724 года. Тогда Петр остановился на опытном офицере русского флота Витусе Беринге, так тот уже бывал в Ост-Индии. Правда, в чине капитана 2 ранга Беринг в 1724 году вышел в отставку. И вот теперь в начале 1725 года он получает звание капитана 1 ранга и снова возвращается на флот как начальник предстоящей экспедиции.

Кто же такой Витус Беринг?


Витус Ионассен Беринг (Иван Иванович Беринг; 1681 — 1741)

Витус Ионассен Беринг (Иван Иванович Беринг; 1681 — 1741) — российский мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор (1730). По происхождению датчанин. Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.


Граница между Россией и США (4 километра)

Витус Ионассен Беринг родился 12 августа 1681 года в Дании. В возрасте 14 лет, после окончания школы, записался в морской флот в Нидерландах. Окончил в 1703 году в Амстердаме Морской кадетский корпус. И в том же году по рекомендации вице-адмирала К.Крюйса был зачислен в русский флот в чине подпоручика. После путешествия в Ост-Индию служил на российском Балтийском флоте во время Великой Северной войны (1700-1721). В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты. За время флотской службы в России он успел быть командиром на семи кораблях.

В помощники Берингу в Камчатскую экспедицию были избраны два лейтенанта флота российского Мартын Петрович Шпанберг и Алексей Ильич Чириков.


Мартын Петрович Шпанберг (1696 — 1761)

Мартын Петрович Шпанберг (1696 — 1761) — российский мореплаватель. По происхождению датчанин. В 1725—1730 и 1733—1741 годах — участник Первой и Второй Камчатских экспедиций соответственно. В 1738—1739 годах совершил плавание к берегам Японии и Курильских островов


Алексей Ильич Чириков (1703 — 1748)

Алексей Ильич Чириков (1703 — 1748) – русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (1747), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии. Помощник В. Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях (1725—1730 и 1733—1741)

Петр Великий успевает накануне своей смерти издать указ, своеобразную инструкцию Берингу по организации Первой Камчатской экспедиции. Главная задача – найти пролив между Азией и Америкой и собрать сведения о ближайшем к Камчатке береге Америки.

Камчатская экспедиция началась после неудавшейся Мадагаскарской экспедиции (1723-1724). Напомним: Петр посылал два русских фрегата для захвата острова Мадагаскар в Индийском океане, чтобы, основав на нем русскую военно-морскую станцию, открыть непосредственные морские торговые отношения России с Индией. Но спешность в подготовке и низкая техническая готовность кораблей вынудили сначала возвратить экспедицию, а затем отказаться от этой затеи.


Те же проблемы возникли перед В. Берингом и его помощниками. Увы, в наших российских традициях, в больших делах многое делалось не на высокой организации и необходимом обеспечении, а на энтузиазме людей. Именно на энтузиазме еще в 1648 году состоялся исторический поход Федора Алексеева (Попова) и Семена Дежнева, которые впервые прошли пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, Чукотку от Аляски. По сути, был открыт пролив между Америкой и Азией. Причём сделали это за 80 лет до Витуса Беринга, именем которого потом и назвали пролив. В этом историческом событии тоже есть свои особенности. Имя Семена Дежнева вошло навсегда в историю (его имя носит мыс, который является крайней восточной оконечностью Азии). А имя Федота Алексеева не справедливо забыто.

Организатором и начальником похода был именно Федот Алексеев. А Семен Дежнев был у него в отряде для сбора дани с местных жителей. Но Алексеев прошел проливом, обогнул Камчатку и, к сожалению, погиб в земле коряков. А Дежнев с отрядом достиг реки Анадырь, где построил зимовье и в марте 1654 года донес царю Алексею Михайловичу (отцу Петра Великого), что он с севера проник на восточное побережье Азии. Но эта челобитная не дошла до царя. Ее нашли в Иркутском архиве только в 1736 году, то есть уже после завершения Первой Камчатской экспедиции. И в результате пальма первенства здесь досталась Берингу.


Так выглядели поморские кочи, на которых Ф. Алексеев и С. Дежнев отважились на морской поход в 1648 году


Берингов пролив. Пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами, который разделяет Азию (самая восточная континентальная точка — мыс Дежнёва на российской Чукотке) и Северную Америку (самая западная континентальная точка — мыс Принца Уэльского на американской Аляске)

Интересный факт: С конца XIX века и до сегодняшнего дня учёными выдвигаются предложения относительно строительства моста через Берингов пролив или подземного туннеля для соединения Чукотского полуострова и Аляски. Но пока к практической реализации этого предложения не приступают. Скорее всего, это состоится в недалеком будущем.

Первой Камчатской экспедицией, кроме пролива, фактически было открыто и нанесено на карту 220 географических объектов. И все-таки оставалось чувство неудовлетворенности. Ведь отыскать американские берега вблизи Камчатки так и не удалось. Нужна была новая экспедиция.

Вторая Камчатская экспедиция Беринга

Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743) стала наиболее замечательным событием 30-х и 40-х годов XVIII века. Ее вновь возглавил Витус Беринг, который в 1730 году стал капитан-командором (чин введён в 1707 году, в 1722 году включён в Табель о рангах, относился к V классу, при этом считался ниже контр-адмирала, но выше капитана корабля и выше капитана первого ранга). И вновь его помощниками были капитан Шпанберг и капитан-лейтенант Чириков.


Но, если Первая экспедиция собиралась при посредничестве самого Петра Великого в период расцвета российского флота, то Вторая готовилась и проходила в то время, когда царский двор в России был сотрясаем борьбой за власть, когда терялось приобретенное Петром, когда Военно-Морской Флот переживал времена упадка и утраты традиций. Тем не менее, Беринг сумел убедить графа Остермана, который в то время вершил все дела на флоте и был одним из самых влиятельных лиц при царском дворе, в необходимости и полезности новой Камчатской экспедиции.

В итоге, Вторая Камчатская экспедиция превратилась в Великую Северную экспедицию (иногда ее называют Сибирско-Тихоокеанская экспедиция или Сибирская экспедиция), которая включала ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии. Проводилась она семью самостоятельными отрядами. Мы здесь, в основном, кратко вспомним плавание отряда Беринга.

Главной же части экспедиции под непосредственным начальством самого Беринга (эту часть часто называют непосредственно Второй Камчатской экспедицией) поручено было открытие и исследование ближайших к Сибири берегов Америки, описание Камчатки, берегов Охотского моря, а также осмотр лежащих между Сибирью и Америкой островов. Здесь помощником Беринга был уже известный мореплаватель капитан-лейтенант Алексей Ильич Чириков, один из образованнейших офицеров Флота России.


Экспедиция Беринга

Но путь оказался тернистее и длительнее, чем ожидалось. Непогода разбросала пакетботы в разные стороны, и они разминулись в пути. Пакетбот Чирикова подошел к берегу Америки южнее острова Ситхи. Но при осмотре вновь открытой земли, потеряв оба бывшие у него гребные судна, Чириков вынужден был возвращаться на Камчатку, открыв по пути некоторые из Алеутских островов.

Совет офицеров в каюте смертельно больного капитана принял решение – идти к ближайшему берегу Америки. Но свирепый ветер по-своему распорядился судьбой парусника – повернул его в сторону Камчатки. В постоянных бурях и бедах продолжалось плавание. Ударили морозы, густо повалил снег. Шел уже ноябрь месяц. Казалось, наступает конец. И тут матросы увидели долгожданный берег. Они думали, что это Камчатка. На самом деле — это оказался необжитый остров. На нем, впоследствии получившем имя Беринга, капитан-командор Иван Иванович Беринг, как его называли в экипаже, 8 декабря 1741 года скончался. Его похоронили на этом острове, на могиле поставили деревянный крест.


Смерть Витуса Беринга. Рисунок 1898 года


Могила Витуса Беринга в настоящее время


Могила Витуса Беринга в настоящее время

Все, что они сделали, было достигнуто ценой воистину героических усилий, невыносимых мук и лишений. Не будем забывать, что такие колоссальные научные приобретения были достигнуты в совершенно неизвестных водах, при самых тяжелых климатических условиях, при огромных материальных недостатках и при неимоверно низкой технической оснащенности экспедиции. Например, академик-астроном Делиль-де-ла-Кройер, снабженный от Академии, как считалось, точнейшими инструментами, при определении долготы Петропавловской гавани ошибся из-за несовершенства инструментов почти на целый градус.

Поэтому отдадим еще раз должное русским колумбам, их доблестной энергии, смелости, знанию дела и непоколебимой настойчивости в достижении цели. Благодаря им, был найден путь через Берингов пролив, проведена съемка берегов Камчатки, Курильских островов и Северной Японии; открыты берега Северной Америки, Алеутские и Командорские острова. Масштаб географических открытий был поистине грандиозен. Тихий океан становился все более доступным для мореплавания и в целом для России.

Витус Беринг родился в 1681 году, то есть на самом излете XVII века. Величай­ший путешественник, именем которого названо множество географи­ческих объектов: знаменитый пролив, который отделяет Азию от Америки; самое северное море, принадлежащее к бассейну Тихого океана; реки, рифы; древняя, давно исчезнувшая суша, которая соединяла Азию с Америкой, — Берингия; остров, о котором мы сегодня поговорим, поскольку он сыграл опре­деленную трагическую роль в судьбе этого человека… То есть его имя отрази­лось на географической карте в массе разных объектов. Чем же он заслужил эту известность, которая уже почти триста лет заставляет людей вспоми­нать о нем?

Беринг приехал в Петербург, который тогда только-только был создан. И в 1725 го­ду Петр I задумал Камчатскую экспедицию и по рекомендации Адмиралтейства предложил Берингу ее возглавить. В 1725 году Беринг выехал из Петербурга в Сибирь. И в том же самом году умер Петр I — император, который задумал этот дерзкий план.

Беринг действительно добрался до Камчатки и прошел через Берингов пролив, тем самым доказав, что Аме­рика с Азией не соединяется. Уже впоследствии не менее выдающийся путешественник Джеймс Кук присвоил этому проливу имя Беринга — с тех пор он и называется Беринговым проливом.

Первая экспедиция длилась пять лет, и уже в 1730 году Беринг вернулся в Петербург. После этого он имел дело уже с наследниками Петра — в част­ности, императрицами Екатериной I и Анной Иоанновной. Они решили продолжить начатое Петром дерзкое предприятие и освоить дальневосточ­ные пространства, к которым Россия только-только протянула руку.

Камчатка, которая была основным объектом плавания Беринга, сравни­тельно недавно, за несколько десятков лет до того, была освоена первопроход­цами — казаками и промышленниками. Любопытно, что они пришли на Кам­чат­ку не с моря, как, каза­лось бы, полагалось выдающимся мореплава­телям, а с севера: Камчатка была открыта с Чукотки. Анадырский острог, находив­шийся недалеко от того места, где сейчас стоит город Анадырь, был центром, откуда двигались эти казаки, первопроходцы. Это были лихие ребята, которые в основном по суше и по рекам достигли этого огромного полуострова на се­веро-востоке Азии. Атласов — человек, которому, как считается, Россия обяза­на присоединением Камчатки, — был всего на двадцать лет старше Беринга.


Карта с маршрутом Вели­кой Северной экспеди­ции. 1784 годКарта в высоком разрешении University of Washington Libraries

И возникает идея Второй Камчатской экспедиции: надо не просто проплыть через этот пролив и доказать, что Аме­рика не соединяется с Азией, а достичь самой Америки и понять, действитель­но ли это Америка или это совсем другое — и что там вообще есть. Этот грандиозный план принято называть в историографии не просто Второй Камчатской экспедицией Беринга, а Вели­кой Северной экспеди­цией. Задумка была в том, чтобы пройти, описать и картографировать все побережье Северного Ледовитого океана на Азиатском материке. Дать культурное, этнографическое, зоологи­ческое, флористическое и, безусловно, морское описание.

Вторая экспедиция выехала из Петер­бурга в 1733 году, то есть только через четыре-пять лет после возвращения Беринга из первой экспедиции. Она состояла из множества разных отрядов, в числе которых были выдающиеся мореплаватели и путешественники: братья Лаптевы, Шпанберг, которому было поручено из Камчатки найти путь в Японию, и многие другие. В том числе Чириков, который должен был вместе с Берингом на двух кораблях добраться до Америки. Сама идея — достичь американских берегов через Тихий океан — была осуществлена им впер­вые, если не считать испанских конкистадоров, которые переходили Тихий океан не на севере, а в тропи­ческой зоне.

Человек, который об этом ничего на знает, подумает, что Беринг в Петербурге сел на корабль и поехал. Но какой корабль и куда ехать? Безусловно, корабли были в Петер­бурге, но куда плыть? Где находится эта Камчатка? Не было никаких карт, никаких лоций Лоция — руководство для плавания по морям и рекам, которое содержит их описание, а также метеорологические и другие данные. . Наконец, было непонятно, можно ли вообще туда проплыть, Северный Ледовитый океан непроходим. Значит, надо было проехать через всю Сибирь сушей, чтобы добраться до никому не извест­ной земли Чукотки, которая непонятно где и как соединяется с сушей. И оттуда надо было на плыть дальше — то есть прямо там строить корабли.

И вот представим себе: из Петербурга отправляется огромная толпа. Экспеди­ция росла по дороге, и несколько сот человек прибывают сначала в Тобольск, из Тобольска следующий главный пункт — Якутск. Группа, с которой Беринг едет из Тобольска в Якутск, — примерно триста человек. Они приез­жают в Якутск. В Якутске в середине XVIII века живет от силы две тысячи человек, и вдруг на них сваливаются все эти люди, которые везут с собой из Европей­ской России все, что нужно для постройки кораблей на берегу Охотского моря: металлические конструкции, например якоря, все, что нужно для плавания… Представьте себе, внезапно город должен увеличиться в численности примерно на одну пятую. Путешествие до Охотска длится три с лишним года. Нам сейчас сложно представить себе, какие это были усилия, где люди останавливались, где спали, что ели, где добывали еду — мало кто этим интересуется, но когда мы начи­наем выяснять, то понимаем, что уже это колоссальный подвиг для того времени.

Они выехали из Петербурга в 1733 году и только за семь лет наконец добираются до Камчатки. Камчатка еще почти пустая. На западном берегу, на Охот­ском море, есть несколько острогов, то есть первых русских поселений. Но Беринг хочет на тихоокеанское побережье. Он первый добирается до Ава­чин­ской губы. В честь построен­ных в Охотске кораблей он назвал там новое маленькое поселение Петропав­ловском — сегодня это столица Камчатки, довольно большой город Петропавловск-Камчатский.

И наконец 4 ноября (уже осень — а вышли они поздней весной) они увидели землю: высокие горы, покрытые снегом. Они решили, что это Кам­чатка, подошли к ней. Перед берегом был риф: пока они раздумы­вали, как им высаживаться, огром­ной волной судно перебросило через этот риф, и они высадились, будучи уверенными, что сейчас они встретят людей и те помогут им добраться до Петропавловска. Но оказалось, что это необитаемый остров.

Этот остров впоследствии был назван именем Беринга — это остров Беринга в группе островов, которые сегодня являются частью Камчатского края. Они называются Командорские острова, тоже в честь Беринга, потому что после первой экспедиции ему был дарован почетный титул капитан-командора. Это была единственная часть Алеутской гряды, которая никогда не была заселена алеутами. В XX веке там были археологические разведки, в ходе которых пыта­лись хоть найти — но никаких следов пребывания человека до экспеди­ции Беринга ни на острове Беринга, ни на втором острове, Медном не было обнаружено. То есть это были абсолютно необитаемые острова.

Итак, в ноябре их выбросило на безжиз­ненный берег, и они стали вырывать на этом пустынном берегу ямы, чтобы там жить. Потому что, если просто лечь на землю, тебя снесет ветром. Надо было укрыться. Тем более что почти все люди были больны цингой.

Беринга, которому как раз исполнилось 60 лет (для того времени это огромный возраст), спустили в яму. В этой яме его постоянно заносило песком по грудь; те, у кого еще были силы, пытались его расчищать. И Беринг скончался на этом острове в декабре 1741 года.

Выжившие перезимовали на этом острове Беринга. Двое руководителей — штур­ман Свен Ваксель, который принял на себя мореходное командование экспе­дицией, и натуралист Георг Стеллер, о котором я уже упомянул, — оставили подробные дневники с описа­ния­ми всей экспедиции, и в том числе пребывания на Командорах. Когда кончилась зима, они добрались до своего судна, смогли его разобрать и из его частей построили небольшой бот, в кото­ром порядка 40 выживших смогли добраться до Камчатки.

Так что, когда мы погружаемся в детали всех этих путешествий, мы понимаем, что это были сверхчеловеческие усилия. Вечная слава этим людям.

Читайте также: