Перспективы науки казахстана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Выскажите свое мнение
Какие преимущества есть у трехъязычной системы образования?

Для формирования трехъязычной модели обучения в НИШ создана англоязычная среда через привлечение иностранных преподавателей; разработаны учебники и другие образовательные ресурсы; созданы возможности для проведения внеурочных мероприятий, а также собраны богатые библиотеки с огромными коллекциями литературы на разных языках мира.

Практически в каждом областном центре и городах республиканского значения имеются НИШ, в которых существует особая система отбора талантливых детей. Выпускники 12 класса получают аттестат об окончании старшей школы, сертификаты ЕНТ и международных экзаменов.

4. Совершенствование среднего профессионального образования. Инновационный курс развития Республики Казахстан потребовал совершенствования системы подготовки технических и профессиональных кадров. В этом отношении важное место уделяется системе дуального (двойного) обучения. Дуальное обучение – один из видов обучения на рабочем месте – в Казахстане внедрено с 2012 года. Дуальное обучение направлено на совместную подготовку кадров учреждениями технического и профессионального образования (ТиПО) и работодателями, при которой значительную часть учебного времени обучающиеся проводят на предприятии. Благодаря увеличению роли практической подготовки будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения.

Дуальные образовательные программы способствуют разностороннему развитию и высокому уровню социализации учащихся, а также более быстрому внедрению их на производство – необходимость в профессиональной адаптации отпадает.

В 2015 году была поставлена задача совершенствования системы технического и профессионального образования путем создания центров подготовки кадров совместно с Германией, Канадой, Австрией, Сингапуром и другими странами.

Выясните
Какие технические и профессиональные образовательные учреждения есть в вашем регионе?

5. Высшее и послевузовское образование: опыт, проблемы и направления. С момента обретения независимости высшая школа Казахстана столкнулась с рядом трудностей. Разрыв связей с бывшими советскими вузами, сложное социально-экономическое положение республики, незначительное количество университетов (всего 2), отток из страны квалифицированных специалистов высшей школы, отсутствие учебников для вузов, адаптированных под казахстанские реалии, острая нехватка учебников для групп с казахским языком обучения – все это негативно сказалось на состоянии высшей школы республики.

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан


Несколькими годами раньше на основе межправительственного соглашения между Казахстаном и Турцией был открыт Международный казахско-турецкий университет (МКТУ) им. Х.А. Ясауи в Туркестане. Основной целью создания МКТУ наряду с подготовкой современных высококвалифицированных специалистов являлось также возрождение и развитие Туркестана – одной из столиц Казахского ханства, древнего центра науки и культуры тюркоязычных народов, современной духовной столицы тюркского мира. МКТУ – это первый государственный вуз Казахстана, получивший международный статус.

Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясауи, г. Туркестан


Также была учреждена Международная Тюркская академия – научный центр по изучению и сохранению общих культурных ценностей тюркского мира. Казахстанско-Британский технический университет был создан в Алматы для подготовки научно-технических кадров и реальной интеграции науки, образования и производства.

После присоединения Казахстана к Болонскому процессу (2010 г.) в системе высшего образования Казахстана произошли серьезные изменения: более 60 казахстанских вузов подписали Великую Хартию университетов, что позволило приблизить отечественное образование к европейским стандартам; вузы осуществили переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор PhD; в учебный процесс внедрили прогрессивные технологии и системы обучения и мн. др.

Вспомните
Какие вузы открылись в советский период в Казахстане?

Анализ тенденций в развитии высшего и послевузовского образования за годы независимости наглядно показывает, что идет процесс международной интеграции. Растет академическая мобильность студентов и педагогического, профессорско-преподавательского состава, приближаются к единым общемировым стандартам учебные планы, программы и технологии обучения. Широкое распространение получает дистанционное обучение, использование новейших информационных и телекоммуникационных технологий. Образование и наука становятся действенным инструментом взаимопроникновения знаний и технологий, языков и культур. Высшее образование стало доступным и демократичным.


Государственные органы также получили право направлять своих сотрудников на повышение квалификации. В 2012 году научным, педагогическим, медицинским и инженерно-техническим работникам организаций любой формы собственности предоставлена возможность проходить профессиональную стажировку сроком от 1 до 12 месяцев.

Выясните
Существуют ли подобные международные образовательные программы в соседних государствах?

Основная цель создания университета исследовательского типа состояла в том, чтобы создать вуз международного уровня, функционирующий по принципам полной автономии и академической свободы. Поэтому все академические и научно-исследовательские программы вуза реализуются в партнерстве с ведущими зарубежными университетами, входящими в топ-30 лучших вузов в мире. Этот вуз был призван выступить локомотивом модернизации всей высшей школы Казахстана.

Профессорско-преподавательский и научно-исследовательский состав представлен опытными зарубежными профессорами, а также соотечественниками, прошедшими обучение за рубежом и владеющими иностранными языками. Обучение ведется на английском языке. Общее количество студентов составляет около 3 тыс. человек. Ежегодно обладателями грантов становятся около 500 абитуриентов.


8. Состояние отечественной науки. После обретения Казахстаном независимости появились проблемы в сфере отечественной науки. Согласно Указу Первого Президента РК Н.А. Назарбаева в 2003 году Национальная Академия наук была лишена государственного статуса и стала общественной организацией, а некоторые научно-исследовательские институты перешли в ведение Министерства образования и науки республики, многие из них сократили свои штаты. Основные НИИ находятся в Алматы.

В то же время есть и ряд позитивных моментов. Руководством страны взят курс на увеличение расходов на науку и образование до 5% от ВВП. Разработаны и апробированы новые правила отбора в магистратуру и докторантуру. При Министерстве образования и науки РК создан Совет молодых ученых. С 2019 года введен конкурс на грантовое финансирование молодых ученых. С 2020 года конкурс научных проектов и программ проводится ежегодно.

Наука всегда играла в жизни человечества особую роль. Она тот самый корабль, плавающий в водах, безграничной Вселенной, раскрывая постепенно её тайны. Благодаря ей формировалась в течение стольких эпох и по сей день философия, т.е. мировоззрение человека. И трудно было бы представить современную жизнь без её продуктов: высоких технологий, техник: телевизоров, телефонов, холодильников и т.п. Всё, что нас окружает в повседневной обыденности, это достижения науки. Ещё каких-то 100 лет тому назад в домах не было электричества, водопровода, и именно людские потребности легли в основу работ изобретателей и науки, путем наблюдений и экспериментов. Наука воплотила все мечты человечества в реальность: мы полетели в космос, разработали лекарства от считавшихся неизлечимых болезней, а технический прогресс дошел лишь только до малой части своих открытий.

Республика Казахстан обладает мощным научно-техническим потенциалом, сложившимся в итоге сплава научного наследия советских времен и развития отечественных научных исследований после обретения независимости. Наш глава государства поставил задачу формирования своей собственной научной базы. Конечно, можно подумать, что наука – это только удел ученых, но это не так. Сейчас наше поколение имеет такой несоизмеримый доступ к информации из разных сфер, в первую очередь интернет, что дает возможность работать над собой и приносить благо народу. Мы должны думать и развиваться дальше, заходить за те горизонты нашего разума, чтобы найти новые знания, и преобразовывать их в жизнь.

Я знаю из истории, что Казахстан отставал в развитии, в принципе как и весь Советский Союз, от стран Запада где-то на 30 лет. Лишь во второй половине двадцатого века правительство поняло, как важны образование и наука, поэтому это послужило стимулом для расцвета научно-технического прогресса в Казахстане. Началось строительство различных учебных заведений: школ, колледжей, университетов. Проведение форумов и исследовательских работ, сотрудничество

Современная наука в Казахстане

В новом столетии темпы развития в области технологий и науки достигли небывалых размахов. И согласно прогнозам на ближайшие десятилетия, прогресс в указанных сферах не замедлится. Научные открытия являются залогом благополучия любого государства, потому президент Казахстана запустил новую волну модернизации.

Перспективы

Казахстан держит курс на качественный экономический рост, достижение которого невозможно без науки. Развитие наукоёмких сфер в стране начинается с привлечения молодёжи. Правительством разрабатывается ряд программ и мероприятий, направленных на поиск и поддержку талантов. В Казахстане свыше 40 % учёных (около 9 тысяч человек), которые относятся к молодёжи, что говорит о заинтересованности граждан в развитии страны.

Уже сегодня Казахстан вносит существенный вклад в международную науку. Со многими результатами научных работ можно ознакомиться в перечне журналов, рекомендованных ККСОН МОН РК.

Во всём мире идёт борьба за обладание передовыми технологиями во многих отраслях. И важным проводником преобразований является государственная служба. Именно от эффективности её работы во многом зависит развитие науки в стране. В связи с этим в Казахстане активно модернизируются механизмы приёма персонала на госслужбу.

Препятствия

Научному прогрессу в Казахстане могут воспрепятствовать трудности, существующие в стране. В кругу учёных пока отсутствуют взгляды касательно дальнейшего направления развития. Часто финансируются откровенно слабые проекты, в то время как перспективные откладываются в долгий ящик. Данные проблемы рискуют подорвать те базовые инновации, которые были внедрены в последние годы.

Наука в Казахстане ещё не достигла своей зрелости и нуждается в получении опыта от более развитых стран. Однако нежелание признать слабость и высокие амбиции не позволяют в полной мере воспользоваться благами научного международного сообщества.

Также стоит отметить недостаток финансирования научного сектора. Сегодня Казахстан тратит лишь 0.12 % от ВВП на науку, что недостаточно для раскрытия потенциала.

Влияние бизнеса на науку

Развитие науки тесно сопряжено с предпринимательской деятельностью страны. Инновационная активность предприятий Казахстана пока не дотягивает даже до среднемировых показателей, составляя всего 9.6 %. Для примера, в Германии этот параметр равен 70 %, в Финляндии – 75 %, Бельгии – 60 %.

Казахстанский бизнес предпочитает приобретать готовые технологии из-за рубежа, тратя на развитие собственных не более 5 % инновационных вложений. Наблюдается недостаток в финансировании следующих направлений:

  • Маркетинговые исследования рынка.
  • Обучение сотрудников работе с инновационными продуктами.
  • Производственное проектирование.
  • Отечественные исследования и разработки.

Низкий спрос на НИОКР связан с недостатком информации предпринимателей об инновационных проектах. Публикуемые научные статьи не пользуются спросом. Информация преимущественно приходит от поставщиков программного обеспечения и оборудования.

Резюме

Развитие науки в Казахстане сопряжено с рядом проблем, но, если руководителям государства удастся их решить, страну ждёт резкий скачок. Перед правительством стоят следующие задачи:

  1. Рационализация расхода бюджета.
  2. Сосредоточение управления наукой в едином центре.
  3. Координирование работы научно-исследовательских организаций.
  4. Отказ от финансирования большого числа проектов в пользу качества.

Фундаментальная наука должна быть освобождена от внешних бюрократических и идеологических факторов, а также нуждается в достойном государственном финансировании.

НЦГНТЭ

Национальный центр государственной научно-технической экспертизы

Казахстан – это не только два мегаполиса – Нур-Султан и Алматы, хотя они вносят наиболее весомый вклад в ВВП страны. Это еще и регионы, где также формируется экономический потенциал государства. И чем успешнее они будут развиваться, тем успешнее и благополучнее будет Казахстан.


Тенденции и закономерности

Основная задача государственных органов, ответственных за реализацию научной политики в стране, заключается в том, чтобы исследования и разработки пришли в реальный сектор экономики, на предприятия и в сельские хозяйства. В настоя­щий момент мы видим такую картину: на 1 января 2019 года инновационная активность зафиксирована только на 735 из 1 764 крупных предприятий, на средних этот показатель равен 23,7%, на малых – 7,2%. На этой проблеме было акцентировано внимание ученых еще 2 года назад, на встрече Елбасы
Нурсултана Назарбаева с членами Национальной академии наук РК.

Очевидно, что низкий уровень инновационной активности казахстанских предприятий требует дополнительного изучения и разработки конкретных стимулирующих мер.

Если говорить о тенденциях и закономерностях более подробно, то нельзя не заметить неравномерность распределения научного потенциала и ресурсов, которая сложилась под влиянием исторических, политических и экономических условий. В тех регионах, где традиционно были сосредоточены научно-исследовательская инфраструктура и кад­ровый потенциал, отмечаются более высокие показатели в развитии производства, внедрении инновационных и технологических разработок.

Важными показателями состояния науки являются доли внутренних затрат на научно-исследовательские и опытно-конст­рукторские работы (НИОКР) в ВВП республики и в валовом региональном продукте (ВРП) областей. В 2018 году, по данным статистики, доля внутренних затрат на НИОКР в ВВП составила 0,12%, или 72 224,6 млн тенге. Наиболее высокие показатели характерны для Алматы (0,22%) и Нур-Султана (0,24%), крупнейших научно-образовательных центров, где ведется до 90% фундаментальных исследований, а также для Мангистауской (0,29%) и Восточно-Казахстанской (0,15%) областей. Эти регионы вносят наиболее существенный вклад в формирование казахстанского ВВП.

Наши регионы отличаются своей спецификой. Особеннос­тью экономики, например, Мангистауской области является в основном добыча нефти и газа. Поэтому здесь развиваются аффилиированные с добывающей промышленностью ремонт, изготовление и обслуживание неф­тепромыслового и бурового оборудования, производство строительных материалов, рабочей и защитной одежды для работников месторождений. В этих рамках живет и наука. Однако, несмотря на высокие затраты на НИОКР и отраслевую направленность научно-исследовательских и конструкторских разработок, объем затрат на инновации в целом в Мангистауской области не превышает 4%. Он более чем в 2 раза ниже среднереспубликанского уровня (10,6%). Этот вопрос требует серьезного анализа, так как в будущем он будет сдерживать социально-экономическое развитие региона.

Наименьшие затраты на НИОКР показывают Кызылординская, Павлодарская, Северо-Казахстанская и Туркестанская области. А ведь, к примеру, Павлодарская область обладает диверсифицированным промышленным и сельскохозяйственным производством и богата запасами полезных ископаемых. Область занимает одно из ведущих мест в минерально-сырьевом комп­лексе республики и обладает достаточным потенциалом для развития предприятий химической, машиностроительной и металлообрабатывающей отрас­лей. Площадь сельскохозяйст­венных угодий региона составляет 11,2 млн га. И вот при таком потенциале доля науки в ВРП составляет всего 0,02%, а по объему затрат на НИОКР (в 2018 году – 290,2 млн тенге) область занимает предпоследнее место среди всех регионов Казахстана. При этом в финансировании ее научной сферы принимают участие не только республиканский и местный бюджеты, но и иностранные инвесторы – их доля в общем объеме внутренних затрат превышает 20%.

На примере Павлодарской облас­ти можно проследить еще одну тенденцию. Мы знаем, что успех любого научного исследования напрямую зависит от имеющихся исследовательских кадров. Формирование научных коллективов, создание условий для ученых в регионах должно быть в фокусе внимания местных властей. Но статистика показывает, что в регионах с наиболее низкими затратами на НИОКР наблюдается сокращение внут­ренних затрат на НИОКР в расчете на одного исследователя. В 2018 году при среднереспубликанских затратах на одного научного работника в 3,2 млн тенге, в Павлодарской области они составляют 0,5 млн тенге. При таком отношении к интеллектуальному труду в ближайшем будущем область вряд ли сумеет усилить научный и инновационный потенциал своей экономики.

Мы отмечаем и такую тенденцию: при постоянном и значительном увеличении финансирования НИОКР из рес­публиканского бюджета затраты из местных бюджетов сокращаются или остаются на прежнем уровне. Думаем, одна из причин состоит в том, что у региональных властей нет заинтересованности в науке – научные исследования, проводимые на региональном уровне и финансируемые из республиканского бюджета, не совпадают с потребностями областей и не оказывают какого-либо влияния на местную экономику.

Научные интересы

Рассмотрим этот вопрос подробнее.

В 2019 году в рамках прог­раммно-целевого финансирования (ПЦФ) были поддержаны 303 научных проекта. Из них 68, или каждый четвертый проект, касаются сельского и лесного хозяйства. А вообще по отраслям знаний показатели распределились следующим образом: биология – 24 проекта, ядерная техника – 22, биотехнология – 18, физика – 15, космические исследования, пищевая промышленность – по 14 и так далее.

Если рассматривать грантовое финансирование научных проектов, то, по отчетам 2019 года, из 1 066 государственных грантов значительная часть (69) направлена на исследования в области сельского и лесного хозяйства.

Получается, независимо от того, где вершится наука, в столице или провинции, и какой является на самом деле специфика регионов, значительные средства идут на сельскохозяйст­венную науку.

Актюбинская область – крупнейший индустриальный центр Казахстана с уникальной минерально-сырьевой базой. Область занимает второе место в мире по запасам хромитовых руд, обладает значительными залежами меди, нефти и газа. Но с 2015 по 2017 год в рамках ПЦФ в регионе поддержаны 14 научных проектов, и все они изучают проблемы сельского и лесного хозяйства.

Почти то же самое наблюдается в Кызылординской области, где имеется богатая минерально-сырье­вая база (углеводороды, полиметаллы, кварцевый песок, известняк, строительный камень), бурно развиваются транспорт и логистика (доля этой отрасли в ВРП составляет 14,9%), исследования в рамках ПЦФ также ограничиваются сельским и лесным хозяйством.

Очевидно, что в ряде областей Казахстана нужно внимательнее относиться к определению прио­ритетных направлений научных исследований и оказывать государственную поддержку тем проектам, которые вкупе будут направлены на реализацию всего многогранного потенциала регионов.

Безусловно, то, что аграрная наука у нас развивается, факт отрадный. Значит здесь работают научные школы, существуют традиции, ученые активны. В Акмолинской области, производящей четверть общереспубликанского объема высококачественной продовольственной пшеницы, за период с 2015 по 2017 год в рамках ПЦФ поддержаны 35 исследований. В Алматинской области, где расположены два национальных парка из четырех и уникальный заповедник, производится львиная доля плодоовощной продукции, сосредоточены крупные производственные мощности пищевой промышленности, животноводческие комплексы, по линии ПЦФ поддержаны 42 проекта, исследующих проблемы названных отраслей.


Но резонно задать ряд вопросов. В курсе ли местные управленцы, чем занимаются ученые-аграрии, как результаты их исследований и разработок сказываются на экономических показателях территорий и на ситуации в сельском хозяйстве в целом? Есть ли среди отечественных достижений новые сорта сельскохозяйственных культур, новые высокопродуктивные породы скота, новые агротехнологии, новые способы переработки сельхозпродукции, а также передовые методы управления сельским хозяйством? Заинтересованы ли ответственные лица в том, чтобы научные проекты реализовались, то есть имеют ли они планы внедрения результатов работы ученых на конкретных производствах? Преоб­ладающий импорт продуктов питания говорит, что вопросы эти риторические.

Если мы говорим о повышении роли науки в социально-экономическом развитии страны и регионов, то нужно стимулировать и поддерживать научные исследования в наиболее перспективных для конкретных территорий направлениях. Наивно ждать, что кто-то придет и просто так предложит инновационные решения для нашей экономики: нужно создавать условия для формирования центров роста, научно-исследовательских коллективов, способных генерировать идеи и воплощать их в жизнь. Если сегодня не принять конкретных мер по поддержке организаций, участвующих в НИОКР, не привлечь внимание акимов к формированию направлений и тематики научных исследований, то значительная часть бюджетных средств, выделенных на программно-целевое и грантовое финансирование, будет использоваться неэффективно. Вправе ли мы так распоряжаться деньгами налогоплательщиков?

Отсюда напрашивается вывод: увеличение бюджетного финансирования предъявляет более высокие требования к управлению научными исследованиями, наука в регионах должна более активно формировать актуальную повестку сотрудничества с экономической сферой, максимально эффективно используя и развивая свой потенциал.

Что делать?

Убежден, что развитие науки и экономики – взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Озвученная Президентом Касым-Жомартом Токаевым в ежегодном Послании задача диверсификации экономики требует новых подходов и инновационных решений в производственной и управленческой сферах.

Во-первых, показатели, связанные с состоянием науки, разработкой и внедрением инновационных технологий, должны быть внесены в список основных индикаторов результативности работы акимов. Экономический рост и развитие регионов, включая объе­мы производства, привлечение инвестиций, решение социальных проблем, должны обеспечиваться прежде всего за счет научно-технического прогресса.

Во-вторых, Государственная программа развития образования и науки на 2020–2025 годы предусматривает многократное увеличение финансирования науки к 2025 году, и от того, насколько эффективно будут распределены и использованы эти средства, зависит будущее не только науки, но и страны в целом. Рост финансирования науки из республиканского бюджета должен мотивировать местные власти активнее сотрудничать с учеными, формировать и поддерживать кадровый потенциал науки.

В-третьих, известно, что структура ВВП сейчас меняется в сторону увеличения доли услуг. Полагаю, что нам нужны научные исследования в этих областях, в частности в торговле, логистике, туризме, здравоохранении, образовании и так далее. Например, Госпрограмма развития туристической отрасли на 2019–2025 годы требует обеспечить к 2025 году долю туризма в общем объеме ВВП до 8%. Как этого добиться, должны решить ученые, которые специализируются, например, на проблемах развития маркетинга и брендинга. Вместе с тем нам нужны исследования путей увеличения доли производственного сектора в экономике за счет изучения рынка, конкурентных возможностей отечественной экономики, разработки новых видов продукции и технологий, новых методов управления.

В-четвертых, через нормативно-правовую базу, регламентирующую качество и новизну продукции, а также через финансовое или налоговое законодательство необходимо стимулировать, наряду с крупным бизнесом, МСБ. Последнему должно стать интересно вкладывать инвестиции в научные исследования и использовать результаты НИОКР на своих производствах. Нужно с этих позиций рассмот­реть возможность применения зарубежного опыта административно-хозяйственного управления инновационными процессами в рамках малого и среднего бизнеса.

Перед нашей страной сегодня стоят серьезные вызовы, они предметно обсуждались на январском расширенном заседании Правительства с участием Главы государства. В частности, Президент Касым-Жомарт Токаев говорил о росте конкурентоспособности экономики, доступе отечественных предприятий к рынкам сбыта за счет высокой производительности и качества продукции. Не ошибусь, если скажу, что общество вправе рассчитывать на адекватный ответ казахстанской науки, тем более что она сама давно стремится занять достойное место в социально-экономическом развитии страны. Только тянуть с таким ответом уже нельзя. Только взаи­модействие науки и производства позволит достичь стратегических целей, стоящих перед Казахстаном.

Автор: Адил Ибраев, президент Национального центра научно-технической экспертизы, заслуженный деятель Республики Казахстан

Читайте также: