Периодизация русской литературы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Материал сжато излагает историю русской литературы. Можно использовать при проведении недели литературы или при обобщении изученного в старших классах.

ВложениеРазмер
etapy_razvitiya_russkoy_literatury.doc 49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Устное народное творчество (фольклор)

2.Древнерусская литература (2-я половина 10 века- 17 век)

3.Литература 18 века

4.Литература 19 века

5.Литература 20 века

6.Литература нашего времени (современная литература)

Фольклор как особая форма искусства возникает в глубокой древности. Процесс его возникновения восстановить трудно из-за отсутствия материалов того времени. Возникновение и развитие искусства связано с трудовой деятельностью первобытного человека, а возникновение и развитие искусства слова связано с возникновением и развитием языка, который также возникает и развивается в связи с необходимостью общения людей в процессе труда. Первичные формы искусства связаны с трудом. В жанрах фольклора этого времени , в их темах, сюжетах, героях , образности, ритмике отразились древние формы труда и всего уклада жизни. В устно-поэтическом творчестве древнерусских племён ясно сказывались особенности мировоззрения того времени- анимизм, магизм, тотемизм, мифология.

Литература возникла внезапно. Скачок в царство литературы произошёл одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Скачок в литературе был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа. Высокий уровень развития фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Древнерусская литература в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приёмами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности.

2.Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической действительностью.

Основной темой лучших произведений древнерусской литературы была тема Русской земли, её созидание и укрепление, борьба с врагами за независимость. Во второй половине 17 века появляется новая тема: история жизни человека средних слоёв общества.

3.Изображая исторические события, древнерусские писатели стремились осмыслить их и сделать выводы, которые имели бы воспитательное значение: пробуждали бы в читателях патриотические чувства, воспитывали бы мужество и стойкий характер в борьбе за независимость государства.

4.Лучшие произведения древнерусской литературы отмечены умением писателя уловить в жизни то, что отвечало интересам народа, и выразить это в доступной художественной форме литературным языком, развивающимся на основе общенародного языка.

5.Древнерусская литература на протяжении 7 веков своего развития разработала разнообразные жанры и художественные приёмы, которые и передала литературе 18 века.

Замечательные черты лучших произведений древнерусской литературы- патриотизм, народность, самобытность, общественная направленность, стремление к правдивому изображению жизни, связь с устным народным творчеством- стали славной традицией и для писателей последующих веков, вплоть до нашего времени.

В древнерусской литературе сформировалось то удивительное чувство общественной ответственности писателя, которое стало характерной чертой и русской литературы нового времени. Уже в Древней Руси литература стала той кафедрой, с которой постоянно раздавалось затем учительское слово.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.

Петровские реформы определили решительный перелом в русской жизни, Начался новый период истории России. Новый характер приобретает и литература, прежде всего поэзия. Это время формирования и расцвета классицизма, время утверждения русского просветительства. Конец столетия ознаменован появлением писателей-сентименталистов и стремлениями к демократизации поэзии.

Русская литература 18в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.

Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения. Периодизация русской литературы (с учетом смены направлений). Анализ предложенного произведения в контексте периода развития русской литературы.


Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения.

Анализ художественного произведения в его широком историко-культурном контексте представляет собой сложный процесс, обеспечивающий формирование умений проникать в содержательную и художественную структуру текста и раскрывать авторское послание к читателям. Внимание к широкому историко-культурному контексту способствует повышению интереса и развитию творческого подхода к обучению, а также приводит к осмыслению художественных особенностей изучаемого материала на более глубоком уровне постижения. Понимание методологической базы анализа художественного произведения и умение применять данные знания на практике дают возможность рассматривать текст как системно-структурное образование, открывать его многозначную и многоуровневую организацию, что позволяет систематизировать и углублять исследовательский опыт преподавателей и студентов, связанный с анализом текстов в частности и расширять их литературоведческие знания в целом.

Периодизация русской литературы.

1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения. Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого. Жанры: поучения, хождения, житие, видения, слово, евангелие, летопись.

2. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют "русским просвещением". Направления: классицизм, сентиментализм.

- 1-й период - литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

- 2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

- 3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

3. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА - "золотой век" российской словесности и век русской литературы в мировом масштабе. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве. Направления: неореализм, акмеизм, футуризм, символизм. Серебряный век — это небольшой (с начала 1880-х по 1917 год) период развития русской литературы. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода — явление феноменальное даже для русской культуры.

По мнению И.Ф.Анненского, мастера стиха прошлого столетия жили чувством гармонии между человеческой душой и природой. В современности же он видел трагедию человеческого "я", замученного сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования. Исходом такого мироощущения становится то, что постепенно стираются грани между реальным и фантастическим, а поэзия становится все индивидуальнее и сосредоточеннее. Общественные катаклизмы начала столетия рождали в душах художников ощущение того, что мир перевернулся, а потому возникало стремление разгадать причины дисгармонии мира и души и найти пути исцеления.

На поэзию серебряного века огромное влияние оказали учения таких религиозных философов, как В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и П.Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью. Идеи эти были особенно близки творчеству символистов (А.Белый, К.Бальмонт, В.Брюсов, ранний А.Блок). Д.Мережковский, идеолог так называемых старших символистов, считал, что новое мистическое искусство с помощью символов, вытекающих из тайных глубин души художника, должно открыть людям пути к постижению Божественной сущности мира.

Позже в русской поэзии выделилось направление, названное акмеизмом ("расцвет, высшая степень"). Н.Гумилев, организатор этой группы поэтов, в которую входили С.Городецкий, В.Кузьмин и, в ранний период творчества, А.Ахматова, О.Мандельштам, настаивал на иных, нежели у символистов, ценностях. Акмеисты утверждали чувство реальности, необходимость обращения к земному бытию и отточенное мастерство его воплощения.

Одновременно с акмеистами на литературную арену выходят футуристы (В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, ранний Б.Пастернак), поэзия которых была скандально-эпатирующей: сбросить художников прошлого с "парохода современности", отстаивать красоту "самоценного слова", Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка, прежние темы.

Развитие различных течений вело к ожесточению борьбы между ними. Но сравнить ее можно с соперничеством разных голосов в общем хоре, так как духовные запросы представителей всех направлений вытекали из общих мотивов. Все они ощущали трагизм современной жизни.

Само понятие "серебряный век" еще недостаточно точно определено. Традиционно в его рамки Не укладываются такие поэты-реалисты, как И.Бунин. М.Цветаева вообще стоит особняком, так как ее творчество не было связано ни с одним из течений. Значительно переросли свои направления А.Ахматова, Б.Пастернак, О.Мандельштам. Все это, впрочем, говорит лишь об одном: поэзия серебряного века удивительна, но русская поэзия века двадцатого — явление еще более многогранное, неповторимое и загадочное.

5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) - время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

1920-ые – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

Отечественная литература насчитывает тысячелетнюю историю. Русскими писателями созданы лучшие образцы мировой художественной культуры.

Литературоведы выделяют такую периодизацию:

  1. Древнерусский период — XI-XVII век.
  2. Литература XVIII века.
  3. Литература золотого века — XIX век.
  4. Серебряный век — конец XIX начало XX века.
  5. Русская литература советского периода — 1922-1991год.
  6. Современный период.

Древнерусская литература

Первые тексты появились в рукописном виде. Это были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Первые книжники на Руси были греками. Поэтому вся литература состояла из переводов с греческого.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • житие;
  • слово;
  • евангелие;
  • летопись.

С принятием христианства и появления письменности началось развитие русской литературы. Сначала были переписчики и переводчики. Книги писались на пергаменте. Письменные источники имели прикладной характер и были религиозными по содержанию.

Каждая книга носила канонический характер, т. к. писалась с соблюдением принятых норм. Новизна исключалась.

Во второй трети XIII века книжная культура практически не развивалась из-за порабощения Руси Золотой Ордой.

В XV веке появилась первая публицистическая литература.

В XVI веке зародилась поэзия.

Примеры произведений древнерусской литературы

Русская литература XVIII века

  1. Литература Петровского времени — появление светской литературы, отход от религиозной тематики.
  2. Формирование классицизма, создание нового жанра, развитие литературного языка.
  3. Эволюция классицизма, расцвет сатиры, зарождение сентиментализма.
  4. Кризис классицизма, расцвет сентиментализма, появление, реалистичных тенденций.
  • Ломоносов М.В.;
  • Фонвизин Д.И.;
  • Державин Г.Р.;
  • Карамзин Н.М.

Золотой век русской литературы

Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.

Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.

Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.

Русская литература Серебряного века

Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.

Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.

В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.

Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.

Русская литература советского периода

Литература советского периода делится на две большие группы: советские писатели, работавшие в жанре социалистического реализма на родине, и писатели русского зарубежья, вошедшие в эмиграцию второй и третьей волны.

Основные этапы литературы советского периода:

После перестройки авторов зарубежья начали публиковать толстые литературно-художественные журналы. Среди возвращенных значимые публикации:

Современная русская литература

Освободившись от цензуры, литература начала набирать новую силу и формировалась под воздействием возвращенной литературы.

Этот период отличает многообразие форм и направлений. Основной жанр — проза. Поэзия отходит на второй план. Романы, повести выходят на все вкусы и потребности общества. Это исторические, любовные, приключенческие, бульварные романы, детективы, фэнтези.

На полках книжных магазинах можно найти в изобилии интеллектуальную и массовую литературу.

Массовой или паралитературой (от греч. παρα- — около) стали называть тексты, основное назначение которых — коммерческий спрос. Эти книги обычно называют легким чтением, не требующим серьезного размышления. Типичный пример — Дарья Донцова.

Не случайно в это период выходит огромное количество детективов, любовных романов, авторы которых женщины: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Екатерина Вильмонт и др.

В то же время активно развивается интеллектуальная литература. Это книги, предназначенные для вдумчивого чтения, требующие подключения интеллекта во время чтения. Пищу для ума можно найти в книгах Даниэля Орлова, Андрея Волос, Валерия Бочкова, Михаила Тарковского и др.

В связи со сменой идеологи изменились взгляды на роль писателя. Он перестал играть значимую роль в обществе, которую выполнял прежде.

Издатели, отслеживая уровень популярности авторов по этому признаку, предлагают опубликовать тексты отдельной книгой, как коммерческий проект, который принесет автору неплохую прибыль. Появилась новая оценка творчества: если тебя читают в интернете, значит, ты — писатель.

Основные направления и особенности периодов

Развитие русской литературы связано с историческими событиями, происходившими как в нашей стране, так и в мире.

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

какова периодизация русской литературы

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Подэтапы внутри периода

Яркие поэты и писатели

До 11-го века н. э.

Период церковно-религиозной литературы

Каноническая школа письменности

Исторические летописи. “Слово о полку

Монахи Кирило и Мефодий

Монахи Антоний и Феодосий (Киево-Печерская лавра)

Развитие поэзии и теории

Становление русской драматургии

Ломоносов, Тредиаковский, Кантемир

Нач. 19-го века – 90-е гг. 19-го века. Век Золотой русской литературы

Трехстилевое литературное творчество (до 20-х гг. 19-го века)

Пушкинский этап (20–30-е гг. 19-го века)

После смерти Пушкина, продолжили Лермонтов и Гоголь

Новый стиль – русский реализм

Русский язык адаптируется под поэзию своей ритмичностью

Период русских классиков 40-х гг. 19-го века

Развитие существующих стилей

Основным становится русский реализм

Толстой, Достоевский, Чехов, Тютчев, Фет, Островский, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин

Литература 20-го века (90-е годы 19-го века – 90-е годы 20-го века)

Серебряный век (90-е годы 19-го века - 1921 год)

Всплеск поэтического творчества

Гумилев, Ахматова, Цветаева, Есенин

Период двух русских литератур: советской и эмигрантской.
1921 г. (литературные журналы стали пропартийными) - 1953 г. (смерть Сталина)

Насильственное придание социалистическому реализму статуса господствующего стиля в литературе

Первый роман социалистического реализма - "Мать" Горького

Непродолжительный период оттепели, смененный застоем

Попытки поэтов и писателей творить в отличных от соцреализма стилях

Сохранение господства соцреализма

Поэты: Евтушенко, Ахмадуллина, Рождественский, Вознесенский, Галич

Писатели: Пастернак, Рыбаков, Солженицын, Астафьев, Шукшин

Новая русская литература

90-е годы 20-го века - наше время

Развиваются такие стили: романтизм (в форме фэнтези, боевика, хоррора), реализм (блоггерство, публицистика, современный детектив), постмодерн (большинство современных романов)

Пелевин, Улицкая, Акунин, Лукьяненко, другие

Цель данной статьи - представить краткое описание этапов развития РЛ, представленных в таблице.

Русская литература в древности

  • Долитературный этап, он характеризуется отсутствием письменности и формированием устного эпоса (былин и сказаний, передаваемых устно от поколения к поколению). Закончился данный период изобретением древнерусской письменности в рамках принятия христианства (10-й век н. э.).
  • Древнерусская литература (11-17-й века). Основными жанрами были летописи, а также церковно-религиозные тексты.

периодизация русской литературы

Подробнее о древнерусской литературе. Заря творчества

Созданию древнерусской литературы (ДРЛ) как культурному феномену способствовало два события: изобретение письменности и перевод христианских религиозных текстов (первоначально ДРЛ имела строго канонический характер). Иными словами, периодизация русской литературы имеет на временной шкале свою отправную точку.

Письменность была создана древнегеческими монахами - братьями Кирилом и Мефодием по просьбе моравского (область нынешней Чехии) князя Ростислава и благословению сто седьмого Папы Римского Адриана II в конце IX века. Практически тогда же на новый язык были переведены Псалтырь, Евангелие. Через коммуникацию монастырей в конце IX века письменность проникла на территорию Древней Руси, где первыми писателями стали монахи: Нестор, Иларион, Поликарп и Симон, Кирилл Туровский, протопоп Аввакум и другие. Периодизация древней русской литературы может быть разделена на пять этапов:

  1. Период создания школы канонической православной ДРЛ в Киево-Печерской Лавре монахами Антонием и Феодосием. Написание монахом Нестором в XII веке “Повести Временных лет”.
  2. При монастырях (города Владимир-Залесский, Суздаль, Смоленск и др.) создаются новые центры ДРЛ. Ощутимо развитие литературного процесса.
  3. Периодизация древней русской литературы содержит период насильственной деформацией общества: этап татаро-монгольского ига. В первой половине века создаются “Житие благоверного князя Александра Невского”, “Слово о погибели Русской Земли”. На втором этапе, заканчивающемся Куликовской битвой 1380 г., летописания приобретают героико-панегирический характер.
  4. Период упадка ДРЛ, длящийся до конца XVI века. Читательский круг ограничен монастырями и немногочисленной грамотной знатью, кстати, обученной теми же монахами.
  5. Последний этап ДРЛ подготовил окончательный переход от литературы канонической к литературе авторской. Его характеизует появление новых жанров: исторического, автобиографического повествования, поэзии. Предметом ДРЛ постепенно становится бытовая сфера деятельности человека, более ощутимо личностное начало. Эпоха преобразований Петра I затрагивает и литературный процесс.

Какими же бесценными литературными произведениями характеризуется на этапе ДРЛ периодизация русской литературы? Таблица, представленная ниже, системно показывает эти сочинения.

периодизация русской литературы 19 века таблица

Литература Российской империи

Позитивное влияние государства на литературный процесс демонстрирует история Российской империи. Нельзя утверждать, что писателей там пестовали. Однако в стране существовало гражданское общество. Существовал определенный плюрализм мнений. При сформированной государственности специалисты выделяют в истории литературы:

XVIII век в периодизации русской литературы

Этап русского Просвещения хронологически коррелируется с просвещением европейским, тон которому задавала Франция.

Первый российский император Петр I и императрица Екатерина II системно внедряли европейскую светскость в литературу. Будущие писатели стали получать университетское образование. Указом Петра I был открыт Академический университет и Академия художеств, указом же Екатерины II - МГУ.

Ученый, поэт и публицист Ломоносов, поэт Василий Тредиаковский, языковед и писатель Дмитрий Кантемир стали ранними русскими просветителями. Была разработана русская силаботоническая система стихосложения. Через столетие она заявила о себе в блеске и харизме творчества Пушкина и Лермонтова. Однако мы их упомянем позже, когда нами будет обсуждаться периодизация русской литературы 19 века.

периодизация русской литературы 19 века

Во второй половине XVIII ст. направления литературного процесса России определяли первый драматург Денис Фонвизин (трудно недооценить влияние его "Недоросля" на образованность дворянства) и первый писатель - оппонент власти, которого можно назвать совестью народной, - Александр Радищев.

Даже прозорливая Екатерина II тогда не осознала, что гений писателя и философа показал ей как подсказку болевые точки Российской империи, которые следует реформировать. Но она тогда выступила как главный апологет крепостнического строя, назвав Александра Николаевича за его идеи, изложенные в “Путешествиях из Петербурга в Москву”, “бунтовщиком похлеще Пугачева”.

К сожалению, правители часто не слышат голоса Кассандры, звучащего в произведениях классиков!

Эпоха российского Просвещения заложила хороший фундамент дальнейшего взлета творчества. Гордость за Родину, сломившую Наполеона, покорителя Европы, также послужила стимулом грядущих интеллектуальных прорывов.

Предыстория и рождение русского реализма XIX ст.

Периодизация русской литературы 19 века отражает процесс становления новой классической мировой литературы. Как трудно писать сжато о литературе этого столетия!

Первые два десятилетия золотого русского века литературы можно назвать взаимодействием и конкуренцией различных стилей.

В стиле сентиментализма творил историк и писатель Николай Карамзин. Поэт-классицист Гавриил Державин создавал величественные оды (например, “Фелица” - в честь Екатерины II), ставшие титульными имперскими произведениями.

Классицизм и прогосудаственная позиция характерны для поэта Василия Жуковского, автора первого гимна России (“Молитва русских”).

Казненный декабрист и поэт Кондратий Рылеев писал в стиле гражданского романтизма.

Второй этап, которым славна периодизация русской литературы 19 века, можно по праву назвать пушкинским. Действительно, тудно переоценить вклад в русский язык и русскую поэзию волшебника рифм Александра Сергеевича Пушкина. Его слова о себе, создавшем “памятник нерукотворный”, оказались пророческими.

историко культурный процесс и периодизация русской литературы

Творчество гения было многогранным. Поэт начинал писать в стиле романтизма (поэмы “Цыганы”, “Бахчисарайский фонтан“). Затем, после подавления восстания декабристов, в его творчестве все мощнее стали проявляться историзм и гражданственность, свойственные классицизму (трагедия “Борис Годунов”, поэма “Полтава“).

Затем Александр Сергеевич выходит в своем творчестве на совершенно новый стиль - русский реализм. Его роман в стихах “Евгений Онегин” и сборник прозы “Повести Белкина” полны правды о социальном состоянии людей, жизненной достоверности.

Третий этап золотой русской литературы 19 века

Пушкин был той искрой, которая зажгла пламя. Это напоминает цепную реакцию. В дальнейшем русский реализм Пушкина развивают уже два классика: Лермонтов и Гоголь, но каждый по-своему. Лермонтов углубляется внутрь личности главного героя, человека, терзаемого противоречиями, конфликтующего с внешним миром и не находящего применения своим жизненным силам. Гоголь же идет “вширь”, пытаясь представить глобальную картину русской жизни.

И как результат, уже на своем третьем этапе удивляет мир небывалым творческим потенциалом периодизация русской литературы 19 века. Таблица русских классиков, творивших в период с 1840 по 1990 г., содержит известные во всем мире имена.

Федор Тютчев
Афанасий Фет
Иван Гончаров
Александр Островский
Иван Тургенев
Федор Достоевский
Лев Толстой
Михаил Салтыков-Щедрин
Николай Некрасов
Антон Чехов

1803—1873
1820—1892
1812—1891
1823—1886
1818—1883
1821—1881
1828—1910
1826—1889
1821—1877
1860—1904

Все эти светочи русской литературы осознали, какое бесценное творческое наследие они получили от своих предшественников. И они сумели им правильно воспользоваться. Согласитесь, что впечатляет украшенная именами не забытых и ныне в мире классиков, периодизация русской литературы 19 века. Таблица эта, заметим, нами искусственно ограничена десяткой наиболее ярких лиц, являющихся создателями целых творческих направлений.

XX век. Периодизация литературы

Серебряным веком русской литературы называется недолгий период: с 1892 по 1921 г. Его отличает мощный подъем поэтического творчества, настоящее созвездие творцов рифм. Посудите сами: Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Сергей Есенин. Что породило его? Революционный утопический романтизм, которым переболела творческая элита российского общества?

периодизация древней русской литературы

Советский период русской литературы характеризуется противоборством сложившегося после 1921 года формального, канонически-"совкового" социалистического реализма и отдельных мастеров, рискнувших выйти своими произведениями за рамки. Почему-то считается, что периодизация русской литературы XX века констатирует исключительно системный упадок от повсеместного диктата идеологических штампов.

Можно лишь сожалеть, что литературные критики, проповедующие этот взгляд, отразили реальность лишь в черно-белом цвете. Так ли было на самом деле?

Антагонизм литературы и тоталитаризма

Да, в целом массовая советская литература была упаднической. Да, настоящим творчеством занимались единицы. Однако литература все же не вошла в кризис. Зомбирующему влиянию коммунистов не последовал Борис Пастернак, пойдя против течения и написав языком “дымящейся совести” правду о своем поколении, став изгоем на своей Родине. Так поступил умирающий Михаил Булгаков, когда вопреки всему он, не издаваемый по воле Сталина, писал “Мастера и Маргариту” в стол.

А иногда перо автора необъяснимо и властно вела любовь к своей малой Родине, не дававшая ни лгать, ни пресмыкаться. Так однажды случилось с коммунистом Михаилом Шолоховым, когда он писал свой “Тихий Дон”. Несмотря на нападки и “настоятельные рекомендации“, он не изменил под советский стандарт образ Григория Мелехова. Нередко в стол писали братья Стругацкие, чьи произведения также не имели с пресловутым социалистическим реализмом ничего общего.

Впрочем, следует признать, что периодизация русской литературы, в зависимости от политической заангажированности ее толкующих лиц, неоднозначно характеризует данный период.

Новая русская литература

Новая русская литература родилась в 1991 году, после краха СССР. Старт ей задали произведения обличающие, среди которых выделяется “Архипелаг Гулаг” Александра Солженицына, а также ставшие разрешенными на родине произведения эмигрантов: Владимира Набокова, Ивана Шмелева, Андрея Белого, Константина Бальмонта.

периодизация русской литературы таблица

Затем, в перестроечное время, в русской литературе была инициирована новая волна писателей: Виктора Пелевина, Людмилы Улицкой, Бориса Акунина, Сергея Лукьяненко. Данных писателей-романистов характеризует композиционное мастерство классика, уникальное художественное видение проблем современности, мастерское построение сюжета, увлекательность повествования.

Очевидно, что в состоянии развития постоянно находится и историко-культурный процесс, и периодизация русской литературы. Кто знает, может мы и ныне находимся в начале временного промежутка, когда русская литература опять входит в новое качество. Одно не вызывает сомнений: новые подходы в ней, как и новые веяния, без сомнений, еще впереди.

XX век - кризис русской литературы

Периодизация русской литературы 20 века предполагает три периода:

  1. Серебряный век - непродолжительное время на изломе веков.
  2. 20-е - средина 50-х годов 20-го века.
  3. Вторая половина 50-х - 90-е годы 20-го века.

Серебряный век начался в 90-е годы 19-го века. Творчество поэтов, чей расцвет пришелся на этот период, наполнено предчувствием революционного кризиса. Полны грусти стихи Александра Блока, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. Мастера художественного слова сентиментальны и утонченны, как осенние цветы, предчувствующие приближение морозов.

С 1917 года, с нарастанием классовой борьбы в обществе, начинается переход к следующему этапу русской литературы 20-го века. Как отражение этого процесса следует воспринимать чеканные строки Владимира Маяковского, которы мрачно предрекают "последний час" "буржую".

В 1921 году первый этап закончился. Русская литература разделилась на две части: писатели, проживающие в советской России, и их эмигрировавшие коллеги. Первые пытались старый мир "разрушить до основания", вторые - сберечь традиции. Поводом разделения стал выход в свет пропартийных литературных журналов "Печать и революция" и "Красная новь".

В 1932 году эти журналы бодро констатировали факт создания нового стиля художественной литературы социалистического реализма. Писатели-эмигранты изначально отторгли концепцию партийного творчества, впервые прозвучавшего в романе М. Горького "Мать".

Среди поэтов второго периода выделяются М. Волошин, Н. Клюев, В. Ходасевич, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Среди писателей - Е. Замятин, М. Пришвин, И. Бабель, А. Грин.

какова периодизация русской литературы

Смерть И. В. Сталина (1953 г.) знаменует собой качественно новый этап в литературе. Ослаб партийный диктат. Писатели надеются на свободу творчества. Однако вместо этого Генсек Хрущев объявляет травлю лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака за роман "Доктор Живаго". Из СССР эмигрируют поэты, писатели (например, Иосиф Бродский). Честные произведения находят читателей через "самиздат".

Однако уже в 60-е годы знаменуют "оттепель" молодые поэты: эмоциональный Евгений Евтушенко, лиричная Белла Ахмадулина, склонный к новаторству Андрей Вознесенский, патетично-гражданственный Роберт Рождественский.

Также появляется глубокая, незаангажированная проза о современниках, об их движениях души, страданиях от таких писателей: Василия Шукшина, Юрия Казакова, Валентина Распутина. Александр Солженицын и Анатолий Рыбаков пишут романы-эпопеи о страшном времени культа личности. В драматургии появляются пьесы, освещающие внутренний мир человека (например, “Утиная охота” и "Старший сын" драматурга Александра Вампилова).

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.

Читайте также: