Периодизация русской литературы 20 века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Русская литература XX века была представлена тремя
основными литературными направлениями: реализмом,
модернизмом, литературным авангардом.
Периодизация литература XX века
Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г. г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г. г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г. г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов современная литература
Эмигрантская литература (литература русского зарубежья).

Критический реализм
( XIX век - начало XX века)
Правдивое, объективное отображение действительности
в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX века,
критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической
связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Декаданс decadentia - упадок. ( кон. 19 — нач. 20 вв. )
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие
общественной жизни, стремление замкнуться в мире
своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой мещанской морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм,
особое "чувство бездны".

Модернизм (от франц. moderne — современный)
Понятие модернизма применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное наименование художественных тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде
новых форм творчества, где возобладало уже не столько
следование духу природы и традиции, сколько
свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый
мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению,
внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли
о себе как искусстве в высшей степени "современном"
(отсюда - само происхождение термина), наиболее
чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего
нас "текущего" времени.
Социалистический реализм (октябрь1917)
Правдивое, исторически- конкретное изображение
действительности в ее революционном развитии.
Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся
в духе социализма.
Писатель – это "выразитель, представитель, учитель".
Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и отважные.
С 1941 года самой популярной темой становится тема ВОВ,
тема народного подвига: Твардовский, Шолохов, Симонов
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие
и страшные последствия прошлого)
А. Т. Твардовский в поэме “По праву памяти”
Та же тема раскрывается и в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”.
Приговор государственной системе, основанной на
несправедливости и лжи, выносит А. И. Солженицын в рассказе
“Один день Ивана Денисовича”
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.
Чингиз Айтматов." Буранный полустанок"

Русская литература XX века была представлена тремя
основными литературными направлениями: реализмом,
модернизмом, литературным авангардом.
Периодизация литература XX века
Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г. г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г. г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г. г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов современная литература
Эмигрантская литература (литература русского зарубежья).

Критический реализм
( XIX век - начало XX века)
Правдивое, объективное отображение действительности
в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX века,
критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической
связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Декаданс decadentia - упадок. ( кон. 19 — нач. 20 вв. )
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие
общественной жизни, стремление замкнуться в мире
своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой мещанской морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм,
особое "чувство бездны".

Модернизм (от франц. moderne — современный)
Понятие модернизма применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное наименование художественных тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде
новых форм творчества, где возобладало уже не столько
следование духу природы и традиции, сколько
свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый
мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению,
внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли
о себе как искусстве в высшей степени "современном"
(отсюда - само происхождение термина), наиболее
чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего
нас "текущего" времени.
Социалистический реализм (октябрь1917)
Правдивое, исторически- конкретное изображение
действительности в ее революционном развитии.
Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся
в духе социализма.
Писатель – это "выразитель, представитель, учитель".
Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и отважные.
С 1941 года самой популярной темой становится тема ВОВ,
тема народного подвига: Твардовский, Шолохов, Симонов
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие
и страшные последствия прошлого)
А. Т. Твардовский в поэме “По праву памяти”
Та же тема раскрывается и в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”.
Приговор государственной системе, основанной на
несправедливости и лжи, выносит А. И. Солженицын в рассказе
“Один день Ивана Денисовича”
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.
Чингиз Айтматов." Буранный полустанок"

Русская литература является великим достоянием всего русского народа. Без нее, начиная с 19-го века, немыслима мировая культура. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы имеют свою логику и характерные черты. Начавшись более тысячи лет назад, его феномен продолжает развиваться и во временных рамках наших дней. Именно он станет предметом описания данной статьи. Мы ответим на вопрос о том, какова периодизация русской литературы (РЛ).

какова периодизация русской литературы

Общая информация

В самом начале повествования нами обобщена и представлена периодизация русской литературы. Таблица, компактно и наглядно демонстрирующая основные этапы ее развития, иллюстрирует развитие культурного процесса в России. Далее рассмотрим информацию в подробностях.

Подэтапы внутри периода

Яркие поэты и писатели

До 11-го века н. э.

Период церковно-религиозной литературы

Каноническая школа письменности

Исторические летописи. “Слово о полку

Монахи Кирило и Мефодий

Монахи Антоний и Феодосий (Киево-Печерская лавра)

Развитие поэзии и теории

Становление русской драматургии

Ломоносов, Тредиаковский, Кантемир

Нач. 19-го века – 90-е гг. 19-го века. Век Золотой русской литературы

Трехстилевое литературное творчество (до 20-х гг. 19-го века)

Пушкинский этап (20–30-е гг. 19-го века)

После смерти Пушкина, продолжили Лермонтов и Гоголь

Новый стиль – русский реализм

Русский язык адаптируется под поэзию своей ритмичностью

Период русских классиков 40-х гг. 19-го века

Развитие существующих стилей

Основным становится русский реализм

Толстой, Достоевский, Чехов, Тютчев, Фет, Островский, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин

Литература 20-го века (90-е годы 19-го века – 90-е годы 20-го века)

Серебряный век (90-е годы 19-го века - 1921 год)

Всплеск поэтического творчества

Гумилев, Ахматова, Цветаева, Есенин

Период двух русских литератур: советской и эмигрантской.
1921 г. (литературные журналы стали пропартийными) - 1953 г. (смерть Сталина)

Насильственное придание социалистическому реализму статуса господствующего стиля в литературе

Первый роман социалистического реализма - "Мать" Горького

Непродолжительный период оттепели, смененный застоем

Попытки поэтов и писателей творить в отличных от соцреализма стилях

Сохранение господства соцреализма

Поэты: Евтушенко, Ахмадуллина, Рождественский, Вознесенский, Галич

Писатели: Пастернак, Рыбаков, Солженицын, Астафьев, Шукшин

Новая русская литература

90-е годы 20-го века - наше время

Развиваются такие стили: романтизм (в форме фэнтези, боевика, хоррора), реализм (блоггерство, публицистика, современный детектив), постмодерн (большинство современных романов)

Пелевин, Улицкая, Акунин, Лукьяненко, другие

Цель данной статьи - представить краткое описание этапов развития РЛ, представленных в таблице.

Русская литература в древности

  • Долитературный этап, он характеризуется отсутствием письменности и формированием устного эпоса (былин и сказаний, передаваемых устно от поколения к поколению). Закончился данный период изобретением древнерусской письменности в рамках принятия христианства (10-й век н. э.).
  • Древнерусская литература (11-17-й века). Основными жанрами были летописи, а также церковно-религиозные тексты.

периодизация русской литературы

Подробнее о древнерусской литературе. Заря творчества

Созданию древнерусской литературы (ДРЛ) как культурному феномену способствовало два события: изобретение письменности и перевод христианских религиозных текстов (первоначально ДРЛ имела строго канонический характер). Иными словами, периодизация русской литературы имеет на временной шкале свою отправную точку.

Письменность была создана древнегеческими монахами - братьями Кирилом и Мефодием по просьбе моравского (область нынешней Чехии) князя Ростислава и благословению сто седьмого Папы Римского Адриана II в конце IX века. Практически тогда же на новый язык были переведены Псалтырь, Евангелие. Через коммуникацию монастырей в конце IX века письменность проникла на территорию Древней Руси, где первыми писателями стали монахи: Нестор, Иларион, Поликарп и Симон, Кирилл Туровский, протопоп Аввакум и другие. Периодизация древней русской литературы может быть разделена на пять этапов:

  1. Период создания школы канонической православной ДРЛ в Киево-Печерской Лавре монахами Антонием и Феодосием. Написание монахом Нестором в XII веке “Повести Временных лет”.
  2. При монастырях (города Владимир-Залесский, Суздаль, Смоленск и др.) создаются новые центры ДРЛ. Ощутимо развитие литературного процесса.
  3. Периодизация древней русской литературы содержит период насильственной деформацией общества: этап татаро-монгольского ига. В первой половине века создаются “Житие благоверного князя Александра Невского”, “Слово о погибели Русской Земли”. На втором этапе, заканчивающемся Куликовской битвой 1380 г., летописания приобретают героико-панегирический характер.
  4. Период упадка ДРЛ, длящийся до конца XVI века. Читательский круг ограничен монастырями и немногочисленной грамотной знатью, кстати, обученной теми же монахами.
  5. Последний этап ДРЛ подготовил окончательный переход от литературы канонической к литературе авторской. Его характеизует появление новых жанров: исторического, автобиографического повествования, поэзии. Предметом ДРЛ постепенно становится бытовая сфера деятельности человека, более ощутимо личностное начало. Эпоха преобразований Петра I затрагивает и литературный процесс.

Какими же бесценными литературными произведениями характеризуется на этапе ДРЛ периодизация русской литературы? Таблица, представленная ниже, системно показывает эти сочинения.

периодизация русской литературы 19 века таблица

Литература Российской империи

Позитивное влияние государства на литературный процесс демонстрирует история Российской империи. Нельзя утверждать, что писателей там пестовали. Однако в стране существовало гражданское общество. Существовал определенный плюрализм мнений. При сформированной государственности специалисты выделяют в истории литературы:

XVIII век в периодизации русской литературы

Этап русского Просвещения хронологически коррелируется с просвещением европейским, тон которому задавала Франция.

Первый российский император Петр I и императрица Екатерина II системно внедряли европейскую светскость в литературу. Будущие писатели стали получать университетское образование. Указом Петра I был открыт Академический университет и Академия художеств, указом же Екатерины II - МГУ.

Ученый, поэт и публицист Ломоносов, поэт Василий Тредиаковский, языковед и писатель Дмитрий Кантемир стали ранними русскими просветителями. Была разработана русская силаботоническая система стихосложения. Через столетие она заявила о себе в блеске и харизме творчества Пушкина и Лермонтова. Однако мы их упомянем позже, когда нами будет обсуждаться периодизация русской литературы 19 века.

периодизация русской литературы 19 века

Во второй половине XVIII ст. направления литературного процесса России определяли первый драматург Денис Фонвизин (трудно недооценить влияние его "Недоросля" на образованность дворянства) и первый писатель - оппонент власти, которого можно назвать совестью народной, - Александр Радищев.

Даже прозорливая Екатерина II тогда не осознала, что гений писателя и философа показал ей как подсказку болевые точки Российской империи, которые следует реформировать. Но она тогда выступила как главный апологет крепостнического строя, назвав Александра Николаевича за его идеи, изложенные в “Путешествиях из Петербурга в Москву”, “бунтовщиком похлеще Пугачева”.

К сожалению, правители часто не слышат голоса Кассандры, звучащего в произведениях классиков!

Эпоха российского Просвещения заложила хороший фундамент дальнейшего взлета творчества. Гордость за Родину, сломившую Наполеона, покорителя Европы, также послужила стимулом грядущих интеллектуальных прорывов.

Предыстория и рождение русского реализма XIX ст.

Периодизация русской литературы 19 века отражает процесс становления новой классической мировой литературы. Как трудно писать сжато о литературе этого столетия!

Первые два десятилетия золотого русского века литературы можно назвать взаимодействием и конкуренцией различных стилей.

В стиле сентиментализма творил историк и писатель Николай Карамзин. Поэт-классицист Гавриил Державин создавал величественные оды (например, “Фелица” - в честь Екатерины II), ставшие титульными имперскими произведениями.

Классицизм и прогосудаственная позиция характерны для поэта Василия Жуковского, автора первого гимна России (“Молитва русских”).

Казненный декабрист и поэт Кондратий Рылеев писал в стиле гражданского романтизма.

Второй этап, которым славна периодизация русской литературы 19 века, можно по праву назвать пушкинским. Действительно, тудно переоценить вклад в русский язык и русскую поэзию волшебника рифм Александра Сергеевича Пушкина. Его слова о себе, создавшем “памятник нерукотворный”, оказались пророческими.

историко культурный процесс и периодизация русской литературы

Творчество гения было многогранным. Поэт начинал писать в стиле романтизма (поэмы “Цыганы”, “Бахчисарайский фонтан“). Затем, после подавления восстания декабристов, в его творчестве все мощнее стали проявляться историзм и гражданственность, свойственные классицизму (трагедия “Борис Годунов”, поэма “Полтава“).

Затем Александр Сергеевич выходит в своем творчестве на совершенно новый стиль - русский реализм. Его роман в стихах “Евгений Онегин” и сборник прозы “Повести Белкина” полны правды о социальном состоянии людей, жизненной достоверности.

Третий этап золотой русской литературы 19 века

Пушкин был той искрой, которая зажгла пламя. Это напоминает цепную реакцию. В дальнейшем русский реализм Пушкина развивают уже два классика: Лермонтов и Гоголь, но каждый по-своему. Лермонтов углубляется внутрь личности главного героя, человека, терзаемого противоречиями, конфликтующего с внешним миром и не находящего применения своим жизненным силам. Гоголь же идет “вширь”, пытаясь представить глобальную картину русской жизни.

И как результат, уже на своем третьем этапе удивляет мир небывалым творческим потенциалом периодизация русской литературы 19 века. Таблица русских классиков, творивших в период с 1840 по 1990 г., содержит известные во всем мире имена.

Федор Тютчев
Афанасий Фет
Иван Гончаров
Александр Островский
Иван Тургенев
Федор Достоевский
Лев Толстой
Михаил Салтыков-Щедрин
Николай Некрасов
Антон Чехов

1803—1873
1820—1892
1812—1891
1823—1886
1818—1883
1821—1881
1828—1910
1826—1889
1821—1877
1860—1904

Все эти светочи русской литературы осознали, какое бесценное творческое наследие они получили от своих предшественников. И они сумели им правильно воспользоваться. Согласитесь, что впечатляет украшенная именами не забытых и ныне в мире классиков, периодизация русской литературы 19 века. Таблица эта, заметим, нами искусственно ограничена десяткой наиболее ярких лиц, являющихся создателями целых творческих направлений.

XX век. Периодизация литературы

Серебряным веком русской литературы называется недолгий период: с 1892 по 1921 г. Его отличает мощный подъем поэтического творчества, настоящее созвездие творцов рифм. Посудите сами: Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Владимир Маяковский, Сергей Есенин. Что породило его? Революционный утопический романтизм, которым переболела творческая элита российского общества?

периодизация древней русской литературы

Советский период русской литературы характеризуется противоборством сложившегося после 1921 года формального, канонически-"совкового" социалистического реализма и отдельных мастеров, рискнувших выйти своими произведениями за рамки. Почему-то считается, что периодизация русской литературы XX века констатирует исключительно системный упадок от повсеместного диктата идеологических штампов.

Можно лишь сожалеть, что литературные критики, проповедующие этот взгляд, отразили реальность лишь в черно-белом цвете. Так ли было на самом деле?

Антагонизм литературы и тоталитаризма

Да, в целом массовая советская литература была упаднической. Да, настоящим творчеством занимались единицы. Однако литература все же не вошла в кризис. Зомбирующему влиянию коммунистов не последовал Борис Пастернак, пойдя против течения и написав языком “дымящейся совести” правду о своем поколении, став изгоем на своей Родине. Так поступил умирающий Михаил Булгаков, когда вопреки всему он, не издаваемый по воле Сталина, писал “Мастера и Маргариту” в стол.

А иногда перо автора необъяснимо и властно вела любовь к своей малой Родине, не дававшая ни лгать, ни пресмыкаться. Так однажды случилось с коммунистом Михаилом Шолоховым, когда он писал свой “Тихий Дон”. Несмотря на нападки и “настоятельные рекомендации“, он не изменил под советский стандарт образ Григория Мелехова. Нередко в стол писали братья Стругацкие, чьи произведения также не имели с пресловутым социалистическим реализмом ничего общего.

Впрочем, следует признать, что периодизация русской литературы, в зависимости от политической заангажированности ее толкующих лиц, неоднозначно характеризует данный период.

Новая русская литература

Новая русская литература родилась в 1991 году, после краха СССР. Старт ей задали произведения обличающие, среди которых выделяется “Архипелаг Гулаг” Александра Солженицына, а также ставшие разрешенными на родине произведения эмигрантов: Владимира Набокова, Ивана Шмелева, Андрея Белого, Константина Бальмонта.

периодизация русской литературы таблица

Затем, в перестроечное время, в русской литературе была инициирована новая волна писателей: Виктора Пелевина, Людмилы Улицкой, Бориса Акунина, Сергея Лукьяненко. Данных писателей-романистов характеризует композиционное мастерство классика, уникальное художественное видение проблем современности, мастерское построение сюжета, увлекательность повествования.

Очевидно, что в состоянии развития постоянно находится и историко-культурный процесс, и периодизация русской литературы. Кто знает, может мы и ныне находимся в начале временного промежутка, когда русская литература опять входит в новое качество. Одно не вызывает сомнений: новые подходы в ней, как и новые веяния, без сомнений, еще впереди.

XX век - кризис русской литературы

Периодизация русской литературы 20 века предполагает три периода:

  1. Серебряный век - непродолжительное время на изломе веков.
  2. 20-е - средина 50-х годов 20-го века.
  3. Вторая половина 50-х - 90-е годы 20-го века.

Серебряный век начался в 90-е годы 19-го века. Творчество поэтов, чей расцвет пришелся на этот период, наполнено предчувствием революционного кризиса. Полны грусти стихи Александра Блока, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой. Мастера художественного слова сентиментальны и утонченны, как осенние цветы, предчувствующие приближение морозов.

С 1917 года, с нарастанием классовой борьбы в обществе, начинается переход к следующему этапу русской литературы 20-го века. Как отражение этого процесса следует воспринимать чеканные строки Владимира Маяковского, которы мрачно предрекают "последний час" "буржую".

В 1921 году первый этап закончился. Русская литература разделилась на две части: писатели, проживающие в советской России, и их эмигрировавшие коллеги. Первые пытались старый мир "разрушить до основания", вторые - сберечь традиции. Поводом разделения стал выход в свет пропартийных литературных журналов "Печать и революция" и "Красная новь".

В 1932 году эти журналы бодро констатировали факт создания нового стиля художественной литературы социалистического реализма. Писатели-эмигранты изначально отторгли концепцию партийного творчества, впервые прозвучавшего в романе М. Горького "Мать".

Среди поэтов второго периода выделяются М. Волошин, Н. Клюев, В. Ходасевич, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий. Среди писателей - Е. Замятин, М. Пришвин, И. Бабель, А. Грин.

какова периодизация русской литературы

Смерть И. В. Сталина (1953 г.) знаменует собой качественно новый этап в литературе. Ослаб партийный диктат. Писатели надеются на свободу творчества. Однако вместо этого Генсек Хрущев объявляет травлю лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака за роман "Доктор Живаго". Из СССР эмигрируют поэты, писатели (например, Иосиф Бродский). Честные произведения находят читателей через "самиздат".

Однако уже в 60-е годы знаменуют "оттепель" молодые поэты: эмоциональный Евгений Евтушенко, лиричная Белла Ахмадулина, склонный к новаторству Андрей Вознесенский, патетично-гражданственный Роберт Рождественский.

Также появляется глубокая, незаангажированная проза о современниках, об их движениях души, страданиях от таких писателей: Василия Шукшина, Юрия Казакова, Валентина Распутина. Александр Солженицын и Анатолий Рыбаков пишут романы-эпопеи о страшном времени культа личности. В драматургии появляются пьесы, освещающие внутренний мир человека (например, “Утиная охота” и "Старший сын" драматурга Александра Вампилова).

Заключение

Русская литература действительно способна всколыхнуть "чувства добрые". Ее потенциал бездонно глубок. От солнечного музыкального слога Пушкина и Бальмонта до интеллектуально-глубокого и образного представления нашего виртуального века Пелевиным. Любителям сентиментальной лирики понравится творчество Ахматовой. В нем имеется и мудрость, присущая Толстому, и филигранный психологизм Достоевского, перед которым снимал шляпу сам Фрейд. Даже среди писателей-прозаиков встречаются те, чей слог по художественной выразительности напоминает поэзию. Это Тургенев и Гоголь. Любители тонкого юмора откроют для себя Ильфа и Петрова. Желающие вкусить адреналин от сюжетов криминального мира откроют романы Фридриха Незнанского. Ценители фэнтези не разочаруются от книг Вадима Панова.

В русской литературе каждый читатель сможет найти то, что тронет его душу. Хорошие книги подобны друзьям или попутчикам. Они способны утешить, посоветовать, развлечь, поддержать.

Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г.– это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

Второй период – 1917 – начало 1930-х годов В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годовЛитература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

2. А.И. Куприн – очерк жизни и творчества.

Куприн Александр Иванович (1870-1938) прозаик.

Александр Иванович Куприн - талантливый писатель начала XX века.

Куприн родился в селе Наровчатове Пензенской области в семье канцелярского служащего.

Богатая событиями жизнь Куприна, его многообразное творчество - все это составляло чрезвычайно сложную картину. Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был

год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).

Куприн показал в своей книге дикие нравы армейской жизни, рассказал о жестоком обращении армейских чинов с солдатами. Жалкими, забитыми предстают перед читателями денщик Гайнан и солдат Хлебников. Солдат Хлебников – больной, физически очень слабый человек. И насколько нужно иметь жестокое сердце, чтобы издеваться над таким человеком! Офицеры ради забавы (это говорит об их примитивности) измываются над Хлебниковым! Они бьют его, смеются, вымогают деньги. И за него некому заступиться! Солдаты, денщики в повести находятся в униженном положении, к ним относятся, как к скоту.

Мечту подобного рода можно было бы приветствовать, если бы не те бесчеловечные средства, которыми она воспользовалась. Ради карьеры мужа (недалёкого по своим умственным данным), ради того, чтобы вырваться из удушающей атмосферы армейского гарнизона, она идёт на подлость: отговаривает Ромашова, который её очень любит, от выстрела, и он погибает на поединке, став жертвой заговора.

На примере жизни и гибели главного героя мы убеждаемся в безвыходном положении армейских людей, жаждущих осмысленной жизни. Главным виновником физической и духовной трагедии Ромашова является не Шурочка Николаева, которая, в сущности, и сама жертва, а весь общественный строй, порождающий буйных Бек-Агамаловых, деспотичных Осадчих, армейских чинодралов Николаевых, Шульговичей, уничтожающих достоинство офицеров, низших по званию. В такой среде нет места честным людям: они здесь или морально опускаются, находя утеху в пьянстве, как получилось с Назанским, или же погибают, как Ромашов.

Лирический герой поэзии С.А. Есенина. Стихотворение наизусть (по выбору).

По лугу со скрипом

Первые стихи поэта отражают мир радостный и многоцветный. Все в нем живет и дышит, радуется и развивается. Россия предстает перед нами в виде бескрайних родных полей, лугов, озер и рек. На рязанской земле он впервые увидел и костер зари, и серебристую луну, и шелест тростника, и голубую гладь. Его поэзия полна задушевности, одухотворенности: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ранняя поэзия С. А. Есенина по своему настроению напоминает народные песни. От матери поэт слышал сказания, поговорки, загадки. Именно фольклор укрепил его чувство любви к народу и к Родине:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Лес да монастырь.

. Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

М.А. Шолохов - жизнь, творчество, личность.

Ририироирир

Периодизация русской литературы ХХ века.

Рамки нового периода развития русской литературы XX века определяются началом века до 1916 г. 1917 г.– это не только год революции, перевернувшей все сферы действительности. К этому году дошли до своего завершения художественные процессы, начавшиеся еще на рубеже веков.

Второй период – 1917 – начало 1930-х годов В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

Третий период – 1930-е – первая половина 1950-х годовЛитература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

2. А.И. Куприн – очерк жизни и творчества.

Куприн Александр Иванович (1870-1938) прозаик.

Александр Иванович Куприн - талантливый писатель начала XX века.

Куприн родился в селе Наровчатове Пензенской области в семье канцелярского служащего.

Богатая событиями жизнь Куприна, его многообразное творчество - все это составляло чрезвычайно сложную картину. Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был

год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).

Двадцатый век в истории русской литературы — драматичный, сложный и противоречивый период. Социальные потрясения полностью изменили жизнь страны, оказали огромное влияние на литературу. Несмотря на то что мы живём уже в новом столетии, прошлый век требует изучения и осмысления. В настоящее время ещё не выработан единый подход к периодизации русской литературы XX века — так тесно творчество переплелось с историей и общественным развитием, такие беспрецедентные явления возникли в литературе.

В советском литературоведении была принята периодизация, построенная на социально-историческом принципе. Она учитывает не столько литературные процессы, сколько происходящие в обществе изменения (табл. 1).

Периодизация русской литературы ХХ века

Недовольство существующим положением различных слоёв населения России в начале XX в. вылилось в революцию 1905—1907 гг. Самодержавная власть вынуждена была пойти на некоторые уступки.


Согласно Манифесту императора Николая II от 17 октября 1905 г., в России провозглашались основные демократические свободы — свободы совести, слова, собраний, союзов.

Новое направление — модернизм — с его стремлением к преобразованию действительности художественными средствами оказалось созвучно настроениям демократической части российского общества. Тревожное и непростое время начала XX века стало периодом расцвета поэзии, получившим впоследствии название Серебряный век.

Ситуацию осложнило вступление России в Первую мировую войну. Не разрешённые к этому времени противоречия в условиях затянувшейся войны ещё более обострились. В ходе Февральской революции Николай II был вынужден отречься от престола (2 марта 1917 г.). 25 октября (по новому стилю — 7 ноября) 1917 г. к власти пришли большевики — сторонники радикального преобразования общества, в котором не должно быть места эксплуатации человека человеком.

Над общественными, просветительскими и литературными организациями был установлен жёсткий контроль. Единственным признанным художественным направлением, отражавшим в искусстве строительство социализма в СССР, стал социалистический реализм.

Литература военного периода воспела подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945), моральную силу и стойкость людей, защитивших свою землю и весь мир от фашизма.


Вскоре начавшаяся либерализация сменяется эпохой застоя, однако развитие литературы не останавливается. Глубинные изменения приносит перестройка. С приходом к власти М. Горбачёва начинает проводиться политика гласности — открытости и свободы информации. В официальных печатных изданиях обсуждается то, что замалчивалось ранее, прекращается преследование писателей-диссидентов, снимаются цензурные ограничения, появляются независимые СМИ.

Читайте также: