Периодизация отечественной истории кратко

Обновлено: 25.06.2024

1921 – 2я пол. 20х – НЭП

2я пол. 20х – 2я пол 30х – период формирования командно-административной системы

1941 – 1945 – Великая Отечественная Война.

1945 – 1950 – восстановление хозяйства

1950 – 1960е – 20-ый съезд, реформы Хрущева. Попытки слома командно-административной системы

1965 – нач. 70х – проведение хозяйственной реформы. Брежнев.

2я пол. 70 – 85 – застойный период

1985 – 1991 – период перестройки

1991 – 2000 – постперестройка.

Методы и методологические принципы изучения истории. Источники изучения истории России.

История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) методпредполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный методпредполагает построение обобщенной модели, отображающей взаи­мосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический методпредполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный методпредполагает последовательное проникновение в прошлое с

целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический методсостоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический методпредполагает изучение последовательности исто­рических событий во времени.

Методология истории.

Методология- учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма,который предполагает изучение исторических явлений в разви-^ тии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности,который предусматривает опору исследователя на объектив­ные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подходапредполагает рассмотрение явлений и процессов с уче­том социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативностиопределяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы; 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России; 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно- и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

4.Формационный и цивилизационный варианты периодизации истории. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций.

Формационный подход — объясняет историю как закономерную смену общественно—экономических формаций. В основе этой смены лежит противоречие между уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Движущей силой развития общества является классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Революции — локомотивы истории. Все страны проходят стадии общественно—экономических формаций.

В советский период это направление было господствующим. Но, несмотря на идеологическое давление, историки этого направления внесли огромный вклад в изучение отечественной истории, правда, в пропорции чем дальше от современности, тем более существенными были достижения. Лучшие работы написаны по периоду феодализма. Но и проблемам, наиболее приближенным к современности были разработаны ряд конструктивных концепций. Так, в 60—е гг. ХХ в. сформулирована концепция "многоукладности" экономики России периода капитализма, обусловившая специфику социально—политического строя. Во второй половине 80—х гг. — идея исторических альтернатив. Ее суть — свершившееся прошлое не было единственно возможным. На поворотных точках развития существовали и иные способы понимания проблем и их сторонники.

Цивилизационный подход(понятие "цивилизация" ввел А. Тойнби, но не дал ему определение. Цивилизация — тип развития общества в своеобразном единстве всех сторон его жизни). В его основе — признание России цивилизацией особого типа, порожденного ее географическим (геополитическим) положением, между западными и восточными цивилизациями.( Запад — сторонник технического прогресса, находящегося в противоречии с естественным развитием природы. Восток — человек не столько стремится преобразовать мир, сколько созерцать его и понять свое место в мире).

Цивилизация является конкретной формой существования и развития общества. Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки материальной и духовной культуры. Началом человеческой цивилизации называют тот период, когда дикость и варварство сменяются основанным на культурной и социальной основе обществом. Понятно, что этот период – целая эпоха, которая постепенно накапливала собственно социальные основания общества: коллективный образ жизни, удовлетворение человеческих потребностей. Тот момент, когда собственно социальный уклад стал доминировать над природным, можно считать началом человеческой цивилизации.

Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций:• космогенная;• техногенная или индустриальная;• постиндустриальная или информационная цивилизации.Первый тип цивилизации охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мировой космоса (отсюда и название цивилизации).Основой техногенной цивилизации является машинная техника и машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции. Но люди в эту эпоху овладевают и возможностями реформирования общественных отношений.

По мнению ученых, к 70–м гг. ХХ столетия индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества: угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости ресурсов природы.

В связи с этим важной проблемой является осмысление дальнейшего развития общества. Оно понимается как становление информационной цивилизации. Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет.


Именно информационные технологии составляют основу цивилизации нового типа – постиндустриальной. Информационная насыщенность технологических процессов требует повышения уровня культуры и образования членов общества.

Образование Древнерусского государства. Основные точки зрения на генезис Древнерусского государства: норманская и антинорманская теории.

Дружина.

Налоги (дань)

Право

Денежная система

В X веке сложилась более-менее унифицированная денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение.

Тип государства

Движение декабристов

Формирование идеологии

Существование крепостного права, усиление абсолютизма и реакции, отсутствие гражданских свобод, развитие европейской политической мысли и дворянской революционности были объективными предпосылками, вызвавшими появление первого в России революционного движения. Его основу составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства.

Особенности российской дворянской идеологии, отказ правительства Александра I от политики преобразований, патриотический подъем и идеи французских просветителей, заимствованные во время заграничных походов русской армии, стали субъективными причинами зарождения идеологии декабризма. Декабристы пытались разрешить две труднейшие задачи: изменить социально-политическое устройство России и в то же время избежать при этом ужасов террора и анархии Великой Французской революции.

В 1814-1815 гг. возникают первые тайные офицерские организации (Союз русских рыцарей, Священная артель, Семеновская артель). Их основателями стали М. Орлов, М. Дмитриев-Мамонов, братья А. и М. Муравьевы. В 1816 г . в Петербурге был создан Союз спасения, в который вошли более 30 человек. Через год Союзом были приняты устав и программа, после чего организация стала именоваться Обществом истинных и верных сынов Отечества. Согласно уставу членами общества могли стать только офицеры гвардии или Генерального штаба. Участники общества приносили клятву. Основными задачами общества стало уничтожение абсолютизма, введение конституции, отмена крепостного права. Эти требования предполагалось предъявить в момент смены монархов на престоле. М. Лунин и И. Якушкин ставили вопрос о необходимости цареубийства и возведения на престол прогрессивного монарха, но М. Муравьев, И. Бурцев и другие выступали против насилия, так как это могло спровоцировать развязывание гражданской войны или анархию. Споры о способах достижения цели вызвали необходимость принятия нового устава и программы.

Южное общество

На базе Южной управы Союза благоденствия в Тульчине было создано Южное общество. Его председателем стал П. Пестель. Южное общество признало необходимым вооруженное восстание, поэтому членом общества мог стать только военный. Кроме того, было принято решение о строжайшей дисциплине и конспирации.

В аграрном вопросе земля каждой волости делилась на общественную (неотчуждаемую) и частную. Из первой половины землю получали освобождаемые крестьяне и все граждане, пожелавшие заниматься земледелием. Вторая половина состояла из казенных и частных владений подлежала купле-продаже. Проект провозглашал право личной собственности. Была установлена свобода занятий и вероисповеданий.

Северное общество

Однако из-за разногласий проект поддержали не все члены общества. Оппоненты Н. Муравьева присоединились к более радикальному течению внутри общества, которое возглавлял К. Рылеев, придерживавшийся республиканских взглядов.

Подготовка вооруженного восстания

Бородинское сражение

началось в 5 часов утра атакой на деревню Бородино и закончилось поздно вечером, когда Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. В результате Бородинского сражения обе армии понесли тяжелые потери: русские потеряли 44 тыс., а французы около 60 тыс. чел. Цель Наполеона — разгром русской армии — не была достигнута. Значительные потери и, главное, неприбытие обещанных резервов не позволили Кутузову на следующий день возобновить сражение. Он отдал приказ об отступлении к Москве.

1 сентября в Филях, в трех верстах от Москвы, собрался военный совет, на котором Кутузов принял решение оставить Москву, чтобы сохранить армию.

На следующий день французская армия подошла к Москве. Первоначально Наполеон намеревался оставаться в Москве всю зиму, чтобы подготовиться к военной кампании в следующем году. Но чем дольше его армия оставалась в Москве, тем более она разлагалась. Создались серьезные трудности в обеспечении армии продовольствием и фуражом. Москва была блокирована партизанами, уничтожавшими французских солдат. За все время своего пребывания в Москве армия Наполеона потеряла до 30 тыс. чел.

28 сентября начался пожар в городе.

Наполеон решил оставить город. Перед уходом из Москвы (7 октября) Наполеон отдал приказ взорвать Кремль и кремлевские соборы, разрушить городские сооружения. Из Москвы отступала более чем 100-тысячная французская армия.

В 75 верстах от Москвы по Калужской дороге был созданТарутинский лагерь, сыгравший решающую роль в подготовке русской армии к контрнаступлению. В губерниях сформировались народные ополчения. Наполеон ускорил движение основных сил своей армии к Калуге. Кутузов направил свои войска ему наперерез к Малоярославцу, и 12 октября там произошло сражение. Город был захвачен французами, но победа осталась за русской армией. Стратегическая инициатива с этого момента перешла к русской армии.

Наполеон вынужден был отказаться от движения на юг и повернуть к Вязьме на разоренную войной старую смоленскую дорогу. Началось отступление французской армии, впоследствии превратившееся в бегство.

28 октября Наполеон привел к Смоленску всего лишь около 50 тыс. солдат, что составляло половину армии, вышедшей из Москвы. Создалась угроза окружения и захвата французской армии в Смоленске. Наполеон отдал приказ о дальнейшем отступлении на запад.

С момента вторжения Наполеона в Россию в стране разгоралась народная война против иноземных захватчиков. Партизанские отряды, развернув “малую войну”, нарушали коммуникации противника, блокировали отступавшую французскую армию, лишая ее фуража и продовольствия.

Приказ М.И. Кутузова по армии от 21 декабря и Манифест царя от 25 декабря 1812 г. ознаменовал завершение Отечественной войны.

В истор. периодизация – это членение или разделение истор. действительности на определенные временные промежутки с характерным специфическим набором качеств, признаков, сохраняющих свою действенность на протяжении всего периода. Естественно, что каждый историк творит собственную периодизацию, в первую очередь периодиз. зависит от философских взглядов историка, под каким углом он смотрит.

Н.М. Карамзин в основу периодизации кладет ведущую роль государства, движущую силу истор. процесса – власть, гос-во, правитель, гос-во сосредотачивает в себе все усилие народа и является двигателем истор. процесса, именно поэтому историю он излагает по правителям, весь русский истор. процесс – это борьба гос-ва с антигос-ными началами, либо с народоправством, либо с аристократией, либо с попытками разделения гос-ва на части, становление единовластия, а затем самодержавия, является тем стержнем, на который нанизывалась вся общественная жизнь России.

Вся история России делится на три периода:

1. Древнейшая история (от Рюрика до Ивана 3).

2. Средняя (от Ивана 3 до Петра 1).

3. Новая (от Петра 1 до Александра 1).

Основная черта первого периода – борьба гос-ва с уделами, чертой второго – установление единовластия, чертой третьего – изменение гражданских обычаев. Сегодня гос. фактор мы наблюдаем в такой степени, как это было при Карамзине.

С.М. Соловьев пытался проследить всю истор. через борьбу двух начал: родового и гос-ного. Представить истор. России как единый процесс ему помогли ранние идеи, на основании кот. переход родовых отношений в гос-ые явл-ся ключевым моментом в русской истор. По мнению Соловьева, истор. России прошла следующие этапы:

1. С 9 в. до второй половины 12 в. (господство родовых между княжеских отношений).

2. Со второй половины 12 в. до конца 16 в. (родовые отношения м/д князьями переходят в гос-ые). Этап завершается смертью Федора Иоанавича, означавшей пресечение династии Рюриковичей.

3. Начало 17 в. (смутное время, кот. грозит юному гос-ву разрушением).

4. С 1613 г. до середины 18 в. (период пребывания России в среде европейских гос-в).

5. Вторая половина 18 в. – первая половина 19 в. (заимствование плодов европейской цивилизации стало необходимым не только для материального благосостояния России, но и для нравственного просвещения).

Соловьев огромное внимание уделяет возникновению структур на основании кот. формируются гос-ва. Среди главных условий – природа страны (или географич. среда), потом быт народов, заселявших Россию, на третьем месте – состояние соседних гос-в и народов. Т.е. Соловьев был гегельянтом.

В.О. Ключевский считает основным фактом истор. России колонизацию. Истор. России – это истор. страны, кот. колонизируется. Со своим философским взглядом Ключевский был позитивистом. Необходимо учитывать множество факторов русской истор. Основные факторы: географический, экономический, политический. В итоге получается четыре периода русской истор.:

1. 8 – 13 в. (Русь Днепровская, городовая, торговая). Это период, когда масса русского населения сосредотачивается на верхнем и среднем Днепре. Русь была тогда разбита на отдельные области, во главе каждой стоял город, как политический и экономический центр. Господствующий полит. фактор – полит. деление земли под руководством города. Главный фактор эк. жизни – внешняя торговля, хлебные промышл., звероводство, бортничество.

2. 13 – середина 15 в. (Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая). Главная масса русского населения после общего разрыва, связанного с татарским нашествием передвигается на верхнюю Волгу с притоками. Эта масса остается раздробленной, но не на городовые области, а на удельные княжества. Отсюда господство полит. фактора – удельное деление верхневолжской земли под властью князей. Господств. эк. фактор периода – вольный крестьянский земледельческий труд на верхневолжском суглинке.

3. Со второй половины 15 в. до второго десятилетия 17 в. (Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая). Главная масса русского населения растекается на юг и восток по донскому и средне волжскому Черноземью, образуя собой особую ветвь народа Великороссии, кот. вместе с местным населением распространяется за пределы Поволжья. Полит. фактор – объединение Великороссии под властью московского государя, кот. правит теперь с боярской аристократией, кот. образовалась из бывших удельных князей и бояр. Эк. фактор – с/х труд на старом суглинке и на новом средне волжском черноземе. Крестьянский труд еще вольный, но постепенно стесняется военным сословием, кот. вербуется гос-вом для своей обороны.




4. С начала 18 в. до середины 19 в. (Период всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хоз-ва, земледельческого и фабрично-заводского хоз-ва). Русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, Кавказского хребта, Каспия и Урала. К Великороссии примыкают Малороссия, Белороссия, Новороссия, образуя Всероссийскую империю. Эта соединяющая власть действует теперь не с боярством, а с дворянством – это и есть главный полит. фактор периода. Основной эк. фактор – земледельческий труд, окончательно ставший крепостническим. Теперь присоединяются обрабатывающая пром-ть, фабричная и заводская.

Советская историография основывалась на марксизме. Марксизм предполагает эк. детерминизм. Эк. фактор считается главным фактором истор. развития (на ряду с соц.-полит. фактором). В соответствии с этим вся истор. человечества делится на 5 периодов, или формаций. В основе формаций лежат производственные силы и отношения.

2. Рабовладельческая формация.

3. Феодальная формация.

Ленин делил коммунистическую формацию еще на 2 периода: социалистический и коммунистический.

История России с точки зрения сов. историков:

1. До 9 в. первобытность с эл-тами рабовладения.

2. С 9 в. до 19 в. феодализм.

3. Середина 19 в. – первое десятилетие 20 в. капитализм перерастает в империализм.

4. С 1917 г. строительство социализма.

5. С 60 г. 20 в. начало строительства коммунизма.

Сегодня в методологическом поле истор. науки нет единой стержневой периодизации. Сегодня “рабочими” могут признаваться любые периодизации рос. истории, кот. не противоречат логике и здравому смыслу. Марксистская схема до сих пор остается рабочей, но с определенными эл-тами модернизации.

В истор. периодизация – это членение или разделение истор. действительности на определенные временные промежутки с характерным специфическим набором качеств, признаков, сохраняющих свою действенность на протяжении всего периода. Естественно, что каждый историк творит собственную периодизацию, в первую очередь периодиз. зависит от философских взглядов историка, под каким углом он смотрит.

Н.М. Карамзин в основу периодизации кладет ведущую роль государства, движущую силу истор. процесса – власть, гос-во, правитель, гос-во сосредотачивает в себе все усилие народа и является двигателем истор. процесса, именно поэтому историю он излагает по правителям, весь русский истор. процесс – это борьба гос-ва с антигос-ными началами, либо с народоправством, либо с аристократией, либо с попытками разделения гос-ва на части, становление единовластия, а затем самодержавия, является тем стержнем, на который нанизывалась вся общественная жизнь России.

Вся история России делится на три периода:

1. Древнейшая история (от Рюрика до Ивана 3).

2. Средняя (от Ивана 3 до Петра 1).

3. Новая (от Петра 1 до Александра 1).

Основная черта первого периода – борьба гос-ва с уделами, чертой второго – установление единовластия, чертой третьего – изменение гражданских обычаев. Сегодня гос. фактор мы наблюдаем в такой степени, как это было при Карамзине.

С.М. Соловьев пытался проследить всю истор. через борьбу двух начал: родового и гос-ного. Представить истор. России как единый процесс ему помогли ранние идеи, на основании кот. переход родовых отношений в гос-ые явл-ся ключевым моментом в русской истор. По мнению Соловьева, истор. России прошла следующие этапы:

1. С 9 в. до второй половины 12 в. (господство родовых между княжеских отношений).

2. Со второй половины 12 в. до конца 16 в. (родовые отношения м/д князьями переходят в гос-ые). Этап завершается смертью Федора Иоанавича, означавшей пресечение династии Рюриковичей.

3. Начало 17 в. (смутное время, кот. грозит юному гос-ву разрушением).

4. С 1613 г. до середины 18 в. (период пребывания России в среде европейских гос-в).

5. Вторая половина 18 в. – первая половина 19 в. (заимствование плодов европейской цивилизации стало необходимым не только для материального благосостояния России, но и для нравственного просвещения).

Соловьев огромное внимание уделяет возникновению структур на основании кот. формируются гос-ва. Среди главных условий – природа страны (или географич. среда), потом быт народов, заселявших Россию, на третьем месте – состояние соседних гос-в и народов. Т.е. Соловьев был гегельянтом.

В.О. Ключевский считает основным фактом истор. России колонизацию. Истор. России – это истор. страны, кот. колонизируется. Со своим философским взглядом Ключевский был позитивистом. Необходимо учитывать множество факторов русской истор. Основные факторы: географический, экономический, политический. В итоге получается четыре периода русской истор.:

1. 8 – 13 в. (Русь Днепровская, городовая, торговая). Это период, когда масса русского населения сосредотачивается на верхнем и среднем Днепре. Русь была тогда разбита на отдельные области, во главе каждой стоял город, как политический и экономический центр. Господствующий полит. фактор – полит. деление земли под руководством города. Главный фактор эк. жизни – внешняя торговля, хлебные промышл., звероводство, бортничество.

2. 13 – середина 15 в. (Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая). Главная масса русского населения после общего разрыва, связанного с татарским нашествием передвигается на верхнюю Волгу с притоками. Эта масса остается раздробленной, но не на городовые области, а на удельные княжества. Отсюда господство полит. фактора – удельное деление верхневолжской земли под властью князей. Господств. эк. фактор периода – вольный крестьянский земледельческий труд на верхневолжском суглинке.

3. Со второй половины 15 в. до второго десятилетия 17 в. (Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая). Главная масса русского населения растекается на юг и восток по донскому и средне волжскому Черноземью, образуя собой особую ветвь народа Великороссии, кот. вместе с местным населением распространяется за пределы Поволжья. Полит. фактор – объединение Великороссии под властью московского государя, кот. правит теперь с боярской аристократией, кот. образовалась из бывших удельных князей и бояр. Эк. фактор – с/х труд на старом суглинке и на новом средне волжском черноземе. Крестьянский труд еще вольный, но постепенно стесняется военным сословием, кот. вербуется гос-вом для своей обороны.

4. С начала 18 в. до середины 19 в. (Период всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хоз-ва, земледельческого и фабрично-заводского хоз-ва). Русский народ распространяется по всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, Кавказского хребта, Каспия и Урала. К Великороссии примыкают Малороссия, Белороссия, Новороссия, образуя Всероссийскую империю. Эта соединяющая власть действует теперь не с боярством, а с дворянством – это и есть главный полит. фактор периода. Основной эк. фактор – земледельческий труд, окончательно ставший крепостническим. Теперь присоединяются обрабатывающая пром-ть, фабричная и заводская.

Советская историография основывалась на марксизме. Марксизм предполагает эк. детерминизм. Эк. фактор считается главным фактором истор. развития (на ряду с соц.-полит. фактором). В соответствии с этим вся истор. человечества делится на 5 периодов, или формаций. В основе формаций лежат производственные силы и отношения.

2. Рабовладельческая формация.

3. Феодальная формация.

Ленин делил коммунистическую формацию еще на 2 периода: социалистический и коммунистический.

История России с точки зрения сов. историков:

1. До 9 в. первобытность с эл-тами рабовладения.

2. С 9 в. до 19 в. феодализм.

3. Середина 19 в. – первое десятилетие 20 в. капитализм перерастает в империализм.

4. С 1917 г. строительство социализма.

5. С 60 г. 20 в. начало строительства коммунизма.

Сегодня в методологическом поле истор. науки нет единой стержневой периодизации. Сегодня “рабочими” могут признаваться любые периодизации рос. истории, кот. не противоречат логике и здравому смыслу. Марксистская схема до сих пор остается рабочей, но с определенными эл-тами модернизации.

История России началась более тысячи лет назад, когда в VI-VII веках восточные славяне переселились на Восточно-Европейскую равнину. История делится примерно на семь периодов:

  • Древнейшая (догосударственная) (до конца IX века н.э.);
  • Киевская Русь (до середины XII века);
  • Период раздробленности (до начала XVI века);
  • Единое царство (с 1547 г. по 1721 г.);
  • Империя (с 1721 г. по 1917 г.);
  • Советский период (с 1922 г. по 1991 г.);
  • Новейшая история (с 1991 года).

Традиционной датой начала истории России является призвание славянами варягов и создание князем Рюриком в 862 году Древнерусского государства с центром в Новгороде. В 882 году его наследник Олег захватил Киев и объединил южные и северные земли восточных славян под единой властью. Киевская Русь приняла христианство от Византии в 988 году. В середине XII века Киевская Русь распалась на суверенные княжества, а в в 1237–1240 гг подверглась монгольскому нашествию. Объединение русских земель произошло только в начале XVI века.

В XVIII веке при правлении Петра Великого произошло расширение территорий, крупные реформы, преобразование в империю. В течение XVIII и XIX веков государство постоянно включало в себя новые территории: Аляска, кавказские страны, Ингерманландия, Финляндия и страны Прибалтики, Украина, Молдавия, Казахстан, Польша. В 1861 году Александр III отменил крепостное право, но освобождённым крестьянам не дали землю. Проведённые чуть позже "Великие реформы" не были доведены до конца, что породило значительное недовольство среди широких масс населения.

В конце XIX века новой чертой стали значительный рост революционного движения и возникновение революционных группировок, имеющих цель свержение самодержавия. Находясь в состоянии политического, экономического и социального кризиса в начале XX века страна потерпела чувствительное военное поражение от Японии. Первая мировая война до предела обострила внутригосударственные проблемы, что привело к революции 1917 года и началу Гражданской войны. Победившая в ней партия большевиков во главе с Владимиром Лениным взяла курс на построение социалистического общества и объединила в Советский Союз входившие ранее в состав Российской империи территории.

Готовые работы на аналогичную тему

В 1992 году начала свое существование Российская Федерация.

Киевская Русь

Киевская Русь или Древнерусское государство — восточнославянское средневековое государство, возникшее в IX веке в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей ряда восточнославянских и финно-угорских племён.

Период раздробленности

Русские княжества (XII—XVI веков) — феодальные государственные образования исторической Руси на территории современных государств Россия, Украина, Белоруссия, Польша, частях современных Латвии, Эстонии, Литвы, Румынии, Словакии и Финляндии. Находились под правлением князей из династий Рюриковичей и Гедиминовичей. Возникли после распада Киевской Руси на отдельные княжества. Для обозначения этого периода иногда используется термин Удельная Русь. В рамках марксистской теории он описывается как феодальная раздробленность.

Единое царство

Русское царство или Московское царство – период в истории Русского государства между 1547 и 1721 годами.

Формально Русское царство наследовало Великому княжеству Московскому, а его преемницей стала Российская империя. Однако более традиционная в историографии точка зрения говорит о том, что независимое и централизованное Русское государство возникло еще в правление Ивана III Великого, то есть на полвека раньше создания Русского царства.

Российская империя

Идея объединения всех русских земель, включая те, что после монгольского нашествия оказались в составе Польши и Великого княжества Литовского, и восстановления Древнерусского государства прослеживается на протяжении существования Русского государства и была унаследована Российской империей (1721—1917)

Царь Пётр I Алексеевич провёл радикальные реформы во внутренней политике и изменил внешнюю политику страны. В ходе Северной войны (1700—1721гг.) была побеждена Швеция и в 1721 году по Ништадтскому мирному договору были возвращены русские земли, потерянные в конце XVI века, Россия получила выход к Балтийскому морю, а также присоединила Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию. В результате Персидского похода (1722—1723) был заключен Петербургский мирный договор, по которому в состав России вошли города Баку, Дербент, Решт и провинции Мазендеран, Гилян, Ширван и Астрабад. После Северной войны для повышения международного авторитета страны Пётр I принял титул Императора Всероссийского и Отца отечества, а Российское государство стало называться Российской империей.

В устье реки Невы был построен Санкт-Петербург, который в 1712 году стал столицей России. В 1703 г. для его защиты основана крепость Кронштадт.

Советский период

Союз Советских Социалистических Республик — государство, существовавшее с 1922 по 1991 годы на территории Восточной Европы, части Центральной и Восточной Азии, Северной Азии.

В 30-х годах начались индустриализация, коллективизация и массовые репрессии. В этот период страна участвовала во Второй мировой войне, превратившись по ее итогам в сверхдержаву. После окончания войны Советский Союз вступил в глобальное противостояние с США, получившее название Холодная Война.

Новейшая история

Существовавшая с 1992 года Российская Федерация (Россия) стала правопреемником СССР, сохранила постоянное членство в СБ ООН и ядерный арсенал СССР, но лишилась статуса сверхдержавы. Была введена частная собственность и взят курс на строительство рыночной экономики. После 2000 года началась активизация внешней политики.

Существуют различные периодизации отечественной истории. Это обусловлено прежде всего методологическими ориентациями и выбором в их рамках критериев периодизации.

Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным, поэтому этнос, возникнув в результате пассионарного толчка, проходит ряд фаз развития: 1) пассионарный подъем (образование нового этноса — около 300 лет); 2) акматическую фазу (образование суперэтноса — 300 лет; 3) надлом (резкое снижение пассионарности суперэтноса — 200 лет; 4) инерционную фазу (плавное снижение пассионарности — 300 лет; 5) обскурацию (разрушение этнических связей — 200 лет); 6) мемориальную фазу (полное уничтожение этнических реликтов — 200 лет). Тем самым продолжительность жизни этноса Гумилев определял примерно в 1500 лет.

Использованы материалы кн.: История России в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2001, с. 27-32.

Читайте также: